Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Штаб Машиаха

  Все выпуски  

Штаб Мошиаха


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
БС"Д

В нашем выпуске

УРОКИ ПО КАББАЛЕ - ТАЙНОМУ ЕВРЕЙСКОМУ УЧЕНИЮ
Занятие 14: Камень, который презрели строители
Еврей-мужчина ежедневно говорит в утренних благословениях: "Благословен Ты...
что Ты не создал меня женщиной". Самое простое объяснение этого - женщина исполняет
гораздо меньше заповедей, чем мужчина, потому мужчина благословляет Б-га за
то, что Он дал ему больше возможностей служения Ему.

Женщина же в утренних благословениях говорит: Благословен Ты... за то, что создал
меня так, как Ты хотел". И объясняется это так: человек должен благословлять
Всевышнего и за хорошее и за плохое. Так вот женщина благодарит в этом благословении
Всевышнего так, как благословляют Его за плохое. (В молитвеннике Хабада, "Teилат
Ашем", в утренних благословениях совсем нe указано, что в этом месте должна
говорить женщина, потому что в Хабаде есть обычай, что женщина опускает это
благословение).

Более того - женщину не обязывают учить Тору. И хотя она и обязана учить те
места Торы, в которых объясняется, как она должна исполнять заповеди, имеющие
к ней отношение, само по себе изучение как таковое не является для нее обязанностью.
(Изучать теорию хасидизма женщина обязана не менее мужчины так как эта часть
Торы приводит человека к любви к Б-гу и страху перед Ним, а к этому женщина
должна стремиться также, как и мужчина).

Женщину не обязывают исполнять заповеди, связанные с определенным временем,
так как она не располагает своим временем, а подчиняется мужу. Не обязана она
изучать Тору также и потому, что, как утверждает Талмуд (Раши), она более мужчины
во власти своих желаний, а это препятствие для правильной работы разума. Есть
и еще причина: в Талмуде указывается что женщину не обязывают изучать Тору,
так как большинство женщин не склонны к серьезному изучению.

В Торе есть высказывания, характеризующие женщину как положительно, так и не
особенно лестно. Женщина легкомысленна. С другой стороны, о ней сказано, что
она обладает особой способностью понимания. "Нашел жену - нашел благо". При
всей нашей склонности к эмансипированному взгляду на женщину, ее подлинное положение
в семье, особенно если она дает жизнь детям, не препятствуя этому ничем, то
есть имеет обычно от пяти до десяти летей, безусловно делает ее человеком, удел
которого в основном заботиться о физической стороне жизни и, как результат,
быть поглощенной миром физического.

С одной стороны, категория женщины в хасидизме - то же, что категория "бедного"
по отношенению к "богатому" (что можно сравнить с категорией мужчины). Человек,
живущий в бедности, вопиет к Б-гу: почему ему дана такая участь, почему он должен
жить в недостатке всего? И Тора оправдывает его. Тора говорит, что жалоба бедного
истинна. Как же понять это положение (и женщины и бедного)?

Чтобы это понять, нужно рассмотреть, что внутренняя часть Торы говорит о сфире
Малхут - основной сфире женского начала.

Сфира Малхут - категория принимающего влияние. Она "не имеет ничего своего",
в ней есть только то, что она получает от верхних по отношению к ней сфирот.
Если среди всех сфирот, называемых мидот, взять объединяющую всех их сфиру -
Тиферет, то Тиферет (через Йесод, непосредственно уделяющий влияние сфироте
Малхут) - мужская категория, "уделяющий влияние", а Малхут - женская категория,
принимающий влияние".

В рассказе о сотворении мира, которым начинается Тора, говорится: "И создал
Б-г два светила великие" (Берейшит 1:16). Тайная часть Торы учит, что наверху,
в мире Ацилут, эти два светила - Тиферет и Малхут. Тиферет - солнце, а Малхут
- луна. Малхут - луна‚ потому что луна не имеет собственного света, а отражает
свет солнца. "Два светила великие". Вначале солнце и луна оба были великими
светилами. Комментатор Торы Раши говорит: луна сказала, что "не могут два короля
нести один венец - не могут они оба быть оказывающими влияние, так что, не окажется
принимающего влияние, поэтому луна уменьшила себя, став женской категорией.

Но в будущем, с приходом Mошиaхa, луна станет столь же великим светилом, как
и солнце. Уже не будет деления на мужское и женское начало, не будет оказывающего
влияние и принимающего его, но все будут оказывающими влияние. И даже более
того, сказано, что в будущем будет "доблестная жена - венец мужа своего". Венец
выше того, на чьей голове он находится, - женское начало будет выше, чем мужское.
Сказано также (что относимо к сфире Малхут и к женщине): "Камень, который презрели
строители стал краеугольньнм камнем.

Таким образом, в том мире, какой образовался после грехопадения первого человека
(а оно повлияло не только на его потомство, но и на миры), женщина - "камень,
который презрели строители". Однако это не есть ее подлинная суть. Подлинная
суть ее - та, которая была ей дана при сотворении (два великие светила) и та,
несравненно более высокая ее сущность, которой она будет обладать после достижения
цели Сотворения мира, после пришествия Мошиаха (венец мужа, краеугольный камень).

Сказанное перекликается с пониманием сути мира вообще. Многие пытаются дать
миру оценку - так ли должен выглядеть мир, сотворенный Всевышним? Не должен
ли он быть лучше?

Грехопадение первого человека было, с одной стороны, его падением, и за ним
последовало наказание, однако все это со стороны человека, но со стороны Б-га
это грехопадение было запланированным, как сказано: "Б-г строит, чтобы разрушать,
и разрушает, чтобы строить".

Сказано: "сотворил Б-г, чтобы делать (лаасот)". Слово лаасот имеет также значение
"исправлять". Все создано так, что нуждается в исправляющем действии человека.
И после этого служения, заданного человеку, и человек и все миры поднимутся
на ступень гораздо более высокую, чем та, на которой они находились вначале
при их Сотворении.

Таким образом, мир еще в процессе исправления, но истинная его суть - не та,
которая нам видится с расстояния короткой человеческои жизни, а та, какая была
задана миру при его Сотворении и, еще более - та, которой миры достигнут при
достижении конечной цели Сотворения.

Да живет вечно наш господин, учитель и Ребе Король Мошиах!



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное