Штаб Машиаха

  Все выпуски  

Штаб Мошиаха


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
БС"Д

В нашем выпуске

ЕДИНСТВЕННАЯ ВСТРЕЧА


18 Элула - день рождения двух великих светочей Торы: рабби Исроэля Баал-Шем-Това
- основоположника движения хасидизма (1698-1760 г.г.), и рабби Шнеура-Залмана
из Ляд (Алтер Ребе) - основоположника философской системы ХАБАД, автора книги
"Тания" и первого Ребе ХАБАДа (1745-1812 г.г.). Они оба проложили новый путь
в служении Всевышнему. Баал-Шем-Тов стремился пробудить в сердце каждого еврея
безграничную любовь к Б-гу, к Торе и к своему ближнему. Алтер Ребе заставил
каждого еврея заглянуть в собственную душу и увидеть в ней "частицу Самого Б-га
Свыше". Они захватили одну эпоху, но, как ни странно, встретились друг с другом
всего один раз. Это случилось в их общий день рождения, 18 Элула, когда маленькому
Шнеуру-Залману исполнилось ровно три года…

Реб Борух был одним из ближайших учеников рабби Исроэля Баал-Шем-Това. Множество
святых дел поручал Баал-Шем-Тов реб Боруху, и тот, будучи преданным хасидом
своего Ребе, беспрекословно выполнял их. Кроме того, реб Борух был одним из
скрытых праведников. Об истинном его величии знали только два человека - сам
Баал-Шем-Тов и жена реб Боруха - праведная ребецин Ривка…

Однажды, в месяце Элул 5504 года (1744) реб Борух с женой отправились в Меджибуж
за благословением к Ребе: прошeл год со дня их свадьбы, а детей у них всe ещe
не было. Рабби Исроэль выслушал их и сказал, обращаясь к реб Боруху: "Не волнуйся.
С Б-жьей помощью, ровно через год у тебя родится сын…" К осенним праздникам
- Рош а-Шана, Йом-Кипур, Суккот и Симхат-Тора - рабби Исроэль Баал-Шем-Тов начинал
готовиться с первого дня Элула. Его молитвы, слова, поступки были всегда наполнены
трепетом и ожиданием предстоящих дней искупления и правосудия. По окончанию
Йом-Кипура его сердце наполнялось радостью и светлым ожиданием прекрасного праздника
Сукот. Так было заведено, и этой традиции рабби Исроэль не изменял. В этом году
всe было по-другому. Ещe с первого вечера Рош а-Шана хасиды заметили необычную
перемену в настроении Ребе. Он был в весeлом расположении духа, и это чувствовалось
во всeм: в его беседе, в его молитвах, в его поведении. Радость не покидала
Баал-Шем-Това даже в Йом-Кипур - самый святой и трепетный день еврейского календаря
- и длилась все восемь дней праздника Сукот. Ученики понимали, что в эти дни
происходят какие-то особые события, видеть которые мог только их учитель, но
спросить об этом не решались. Когда праздники закончились, реб Борух вместе
с женой стали собираться в обратный путь. Прощаясь с Ребе, ребецин Ривка сказала:
"Если исполнится ваше благословение, и у нас родиться сын, я приложу все силы,
чтобы он посвятил свою жизнь Торе и учению хасидизма…"

По дороге домой ребецин Ривка решила остановиться в Витебске, у сестры своего
мужа ребецин Дворы-Леи, жены рабби Йосефа-Ицхака, великого мудреца Торы и хасида
Баал-Шем-Това. Ребецин Ривка рассказал ей обо всeм, что видела и слышала во
время своего пребывания в Меджибуже - и о благословении, которое они с мужем
получили от Баал-Шем-Това, и о необычном поведении Ребе на протяжении всех праздничных
дней. "Раз уж Ребе благословил нас детьми, - сказала она ребецин Дворе-Лее,
- я бы хотела наметить для себя порядок изучения Торы и молитвы в дни своей
беременности. Ты бы не могла мне в этом помочь?" Ребецин Двора-Лея охотно согласилась…

Прошло некоторое время, и ребецин Ривка сообщила своему мужу добрую весть о
том, что благословение Ребе исполнилось. Реб Борух решил лично сказать об этом
Ребе и стал готовиться к поездке в Меджибуж. Рабби Исроэль очень обрадовался,
услышав добрые вести, и даже велел реб Боруху сказать благословение "Шеэхеяну"1
- не произнося при этом полное имя Всевышнего. "Поезжай домой, - сказал он реб
Боруху, - и передай жене мои самые сердечные поздравления".

Наступило 18 Элула. Хасиды, готовясь к осенним праздникам, не могли не заметить
необыкновенно высокий духовный подъeм в поведении своего Ребе. Казалось, радость
наполняла всe его существо. Рабби Исроэль в этот день сам вeл молитвы, сопровождая
их пением хасидских мелодий. Затем он пригласил каждого присоединиться к праздничной
трапезе. Ученики не могли понять причины сегодняшнего веселья, но спросить об
этом самого Баал-Шем-Това опять-таки не решались.

Во время трапезы рабби Исроэль, прежде чем произнести традиционный "Лехаим",
сказал: "Сегодня среда - четвeртый день Творения. В этот день Всевышним были
помещены в небесах небесные светила. В этот день в наш мир спустилась новая
душа. Ей суждено осветить мир светом открытой и тайной Торы. Она раскроет миру
истинный свет хасидизма. И будет так до прихода Мошиаха…"

Во все остальные дни недели рабби Исроэль неизменно выбирал темой для своих
бесед рассказы о рождении праведников. Начал он с рассказа о Ноахе2, который
принeс человечеству покой и умиротворение. Через неделю, в следующий четверг,
рабби Исраэль устроил торжественную трапезу по случаю обрезания и объяснил своим
ученикам, какое великое духовное значение имеет эта заповедь. Хасиды не знали,
о какой новой душе идeт речь и в честь кого была устроена эта трапеза, но никто
из них не отважился спросить об этом у Ребе…

Реб Борух приехал к Ребе незадолго до Йом-Кипура. Рабби Исроэль позвал его к
себе. Он поздравил его с рождением сына и добавил: "Знай - об этом нельзя много
говорить. И никому не рассказывай, какое имя дал ты ребeнку". Далее рабби Исроэль
предостерeг реб Боруха о том, насколько осторожными и внимательными должны быть
он сам и его жена, присматривая за малышом. "Особенно берегите его от болтливых
женщин, - сказал рабби Исроэль, - и будьте всегда рядом с ним".

Весь год рабби Исроэль упоминал имя мальчика в своих ежедневных молитвах, прося
Всевышнего хранить и беречь его. Когда к следующему празднику Рош а-Шана реб
Борух вновь прибыл в Меджибуж, Баал-Шем-Тов принялся подробно расспрашивать
его о сыне. Убедившись, что всe в порядке, рабби Исроэль дал дальнейшие указания
о том, как воспитывать ребeнка. "Твой сын будет смышлeн и мудр не по годам,
- сказал Баал-Шем-Тов, - но не вздумай никому рассказывать о его необыкновенных
способностях. Об этом никто не должен знать…"

Прошeл ещe год, и реб Борух снова приехал к Ребе на осенние праздники. "Как
мальчик?" - сразу же спросил его Баал-Шем-Тов. И реб Борух принялся рассказывать,
что после второго дня рождения речь ребeнка стала ясной и осмысленной. Более
того, у мальчика обнаружились великолепная память и замечательная способность
чрезвычайно быстро охватывать новые понятия. Стоило только один раз ему что-то
объяснить, как он тут же это запоминал и повторял безошибочно. "Он словно оштукатуренный
колодец - не теряет ни капли", - сказал реб Борух.

Рабби Исроэль был рад услышать хорошие новости, но снова предостерeг реб Боруха
внимательно смотреть за ребeнком и никуда не отпускать его одного. "Старайся
прятать его от любопытных глаз, - добавил рабби Исроэль. - А если кто-то спросит
о мальчике, отвечай, что, с Б-жьей помощью, с ним всe будет хорошо".

Реб Борух выслушал Ребе, а затем сказал: "В следующий Элул мальчику исполняется
три года. Мы бы хотели привезти его в Меджибуж, чтобы Ребе оказал нам честь
и остриг ему волосы". Баал-Шем-Тов согласился на это предложение, но попросил,
чтобы мальчика привезли его мать и тeтя. "Пусть подойдут ко мне после утренней
молитвы, - сказал рабби Исроэль, - и как только я состригу ему волосы, они должны
немедленно возвращаться домой…"

Реб Боруха не было дома около двух месяцев. Вернувшись, он увидел, какие большие
перемены произошли с его сыном. Мальчик уже знал наизусть почти всю книгу Псалмов,
и память его пополнилась новыми знаниями. На следующий год, 18 Элула, ребецин
Ривка и ребецин Двора-Лея привезли мальчика к Баал-Шем-Тову. Ребе, с любовью
взглянув на трeхлетнего малыша, не мешкая взялся за дело и объяснил ему, что
он собирается сейчас сделать. Мальчик слушал очень внимательно. Баал-Шем-Тов
взял ножницы, состриг ему волосы, оставив только локоны на висках, а затем возложил
ладони на голову мальчика и благословил его благословением коѓаним. "А сейчас
- поторопитесь, - обратился он к стоявшим рядом женщинам. - Отправляйтесь домой
немедленно, и по дороге нигде не задерживайтесь. Запомните - мальчика никто
не должен видеть. Да сделает Всевышний ваш путь безопасным…"

Слова Ребе, тон, каким они были сказаны, впечатлили женщин. Они поспешили домой,
и почти всю дорогу молчали. Один только раз мальчик спросил у ребецин Ривки,
кто был этот человек, который стриг ему волосы. "Тише, милый, - ответила ему
мать, - это был зейде (дедушка)"…

В этот же день рабби Исроэль устроил праздничную трапезу для своих хасидов.
"Нашему праотцу Авраѓаму исполнилось три года, - начал Ребе за трапезой традиционную
беседу, - когда он признал Творца вселенной…" Из его дальнейших слов ученики
поняли связь между темой сегодняшней беседы и торжественным настроением учителя.
"Великая душа спустилась в наш мир, - сказал рабби Исроэль. - Имя ей - Шнеур,
что буквально означает "два света". Душе этой предначертано осветить мир светом
открытой Торы и тайного еe учения…"

После того, как маленькому Шнеуру-Залману исполнилось три года, встал вопрос
о его обучении. Отец понимал, что отдавать мальчика в хедер нельзя, и поэтому
попросил Баал-Шем-Това стать первым учителем его сына. Ребе, однако, отказался.
"Мальчик не должен быть моим учеником, - сказал он, - и я не хочу, чтобы он
даже слышал моe имя. Он не должен идти по моим следам. Перед ним лежит собственная
дорога…" Эти таинственные слова рабби Исроэль повторил реб Иссахар-Дову Кобилинкеру
из Любавичей, который немного спустя посетил Баал-Шем-Това. Рабби Исраэль велел
ему стать учителем мальчика и помог наметить распорядок учeбы.

Да, Шнеур-Залман больше никогда не встречался с Баал-Шем-Товом, хотя Ребе постоянно
интересовался его благополучием, духовным ростом и учeбой.

В праздник Шавуот 5520 (1760) года, в тот самый день, когда ему суждено было
покинуть этот мир, рабби Исроэль призвал к себе дядю мальчика, рабби Йосефа-Ицхака,
мужа ребецин Дворы-Леи. "С того самого дня, как я узнал, что в наш мир спустилась
эта драгоценная душа, - сказал ему Баал-Шем-Тов, - я прилагал все свои силы,
чтобы уберечь еe от зла… Он однажды придeт к тебе, ибо он - твой. Он будет замечательным
учеником и продолжит твою работу. Запомни только одно: он должен придти к тебе
по собственной воле. Дождись, когда он найдeт к тебе дорогу, прими его и береги
эту святую и чистую душу. Перед ним стоит великая цель, и он должен выполнить
еe…"

Ещe год имя Баал-Шем-Това ни разу не упоминалось при юном Шнеур-Залмане. Только
к следующему своему дню рождения он узнал о великом и святом учении хасидизма
и о его основоположнике - рабби Исроэле Баал-Шем-Тове, о том самом зейде, с
которым он встретился лишь однажды…

(Мисипурей Хабад)

1. Благословение, которое произносят в особо радостные моменты жизни.
2. В Торе сказано: "И нарeк [Лемех] ему имя Ноах, говоря: "Он облегчит нас от
мучений наших из-за земли, которую проклял Всевышний" (Берейшит, 5:29). Мудрецы
объясняют: "До Ноаха у людей не было орудий для обработки земли, а он изготовил
их. Из-за проклятия, которому был предан Адам, земля производила шипы и репей,
когда засевали еe пшеницей, а в дни Ноаха успокоилась." Имя "Ноах" буквально
означает "покоящийся, умиротворeнный".


Перевод - Элияѓу Элкин, miracles@moshiach.ru

Да живет вечно наш господин, учитель и Ребе Король Мошиах!



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное