Древняя религия славян

  Все выпуски  

Как справляют Каляду прибайкальские белорусы


Информационный Канал Subscribe.Ru

30 марта 2005г. Выпуск 26

Древняя религия славян

XXXXXXXX

Тема выпуска: Как справляют Каляду прибайкальские белорусы


«Иркутское Товарищество Белорусской Культуры имени Яна Черского» – это возрождение, сохранение и развитие Белорусских национальных обрядов, традиций, обычаев и ремёсел.

   

Здоровы будете!
В месяце сухене-марте, когда сушили-высвечивали, поили солнечной силой последние льняные полотнища на белочистом снегу, славяне встречали Новый Год. В этот месяц три раза юные девицы и девочки под руководством старших женщин закликают Весну, ближе к равноденствию люди отправляют Масленицу с вестью к Богам, призывая их на Землю, а на праздник Комоедицы, выхода из берлоги хозяина тайги, открывается чертог Ирия светлого, и светлые Боги, услышав призыв с Земли, приходят к нам, родичам своим. И другие предки являются к родичам на крыльях птиц, а зарод-грудень, выпавший за зиму, прорастает новой Жизнью, зачиная раскрутку Нового Коло.
Почтим же, друзья, Живу, Ладу, Лелю, светлых Богинь, и ярого, веселого Бога Ярилу, что рождается на Коляду-Каляду, чтобы обретши по Весне плодородную мужскую силу отдать всего себя, подобно индоарийскому Пуруше, всему Живому.
Христиане гордятся, что якобы во спасение человечества принес себя в жертву Иисус, богосын-богочеловек от одного из древнееврейских божеств. И по тому из благодарности люди должны в него верить, ждать его второго прихода и страшной расплаты за грехи. А наш Ярило, быколикий сын Великой Богини-Матери, культ которых задолго до появления христианства зафиксирован в древнейшей наскальной живописи и в древнейшей цивилизации Чатал-Гуюк, IX-VII тысячелетий до н.э., ежегодно отдает себя всем на радость и продолжение Жизни, никому не угрожая и не требуя ничего взамен. Он же, водитель вьюношеских игрищ и хороводов, в Элладе известен как сын Семелы, Дионис (греческое имя, возможно, от иноязычного произношения Вьонис-Вьюнис). Праздник его, священный брак с Весной-Ариадной, Великие Дионисии, отмечается эллинами и по сей день в марте, являясь в чем-то эквивалентом нашей Масленицы.
...А зима в Москве как-то задержалась, невольно вспоминаешь Каляду, день обновления солнечной силы. Потому предлагаю познакомиться с белорусской традицией, как прибайкальские белорусы проводят Каляду. Статью об этом прислал Алег Рудакоy, председатель РОО «Иркутского Товарищества Белорусской Культуры» (белорусская "у" c ударением замещена символом "y" ).
Обращаясь к моменту рождения божественной силы, мы способствуем магическому ее усилению и приходу. Обращаю ваше внимание на тот факт, что "Зорку" несет обязательно женщина, это остаток древнейшего представления славян о Богине Солнце-Деве. А в ее свите мы видим и старейшину Рода-Дзяда (он же Полазник в других вариантах традиции), и шального Ярилу-Казу, еще слабого и нуждающего в поддержке, потому он падает замертво, его надо подкармливать, и Велеса мудрого в трех ликах: Механоши-Скомороха, Медведя-Зверя и Ведуна-Ворожея, - помогающих Яриле получить поддержку людей, встать на ноги и донести к Весне свою плодоносную силу до Земли.

   

C Новым Славянским Годом!
Слава Яриле, Ладе, Живе и Леле!
Слава Велесу, сохранившему Землю трудной зимой!

 

«Белорусские Каляды» в Прибайкалье – уникальная традиция,
сохранённая с древнейших времён


Уже более 9 лет подряд белорусы Прибайкалья проводят "Каляды" по древним славянским традициям. Региональная общественная организация "Иркутское Товарищество Белорусской Культуры имени Яна Черского" с момента основания в 1996 году поставило перед собой одну из главных задач - это возрождение, сохранение и развитие Белорусских национальных обрядов, традиций, обычаев и ремёсел.

Обряд "Каляды" возник в глубокой древности, ещё в дохристианские времена. В нём, безусловно, отразилась религиозная языческая вера наших пращуров - славян. Однако в этом обряде угадываются и стихийно-материалистические взгляды, и морально-этические нормы, которые постепенно развились в народе.
У истоков калядного обряда лежит ярко выраженный магический смысл. Ведь хозяева дома с нетерпением ждут "Калядоyшчыкаy", веря в то, что если они придут и исполнят весь ритуал, то в их доме в следующим году будет счастье, благополучие, здоровье и согласие. Но с другой стороны, калядный обряд указывает и на материалистические представления наших предков. Ведь "Калядоyшчыкi" зайдут в дом к хозяевам лишь в том случае, если те весь прошедший год хорошо трудились, не ленились, помогали родственникам и жили в гармонии друг с другом и во взаимопонимании с соседями. Только тогда односельчане (а это, естественно, они переодеваются в "Калядоyшчыкаy") по достоинству оценят их труд и праведную жизнь и придут к ним "калядаваць".


Почему "Каляды" отмечаются зимой?

Для земледельца средней европейской полосы время с октября по декабрь - период замирания природы. В его сознании зима ассоциируется с господством злых сил, которые уничтожают всё живое. Более того, Тьма побеждает Свет. День становится всё короче, а ночь всё длиннее. С этим нужно бороться. Белорус-селянин использует магическое действие. В самую длинную ночь с 24 на 25 декабря группы "Калядоyшчыкаy" носят "Зорку" - искусственный символ Солнца. Белорусы верили, что их "Зорка" помогает настоящему Солнцу победить Тьму. Ведь только после их активного "калядования" и ношения "Зорки" День начинал увеличиваться, а Ночь сокращаться. Таким образом, начинается новый солнечный цикл, а вместе с ним и Новый аграрный год, который обещает приход тепла, света, пробуждения плодоносной силы Земли. Но чтобы Солнце победило Тьму наверняка, белорусы "калядовали" в течении двух недель - с 24 декабря по 7 января. Правда, каждому вечеру придавалась своя особенность.


Описание обряда "Каляды".

"Калядоyшчыкаy", как правило, может быть неограниченное количество. Но минимум должно быть 6 персонажей. Впереди идёт "Дзед" - символ белорусского Рода, глава любой семьи. У белорусов всегда почиталось старшее поколение. Ведь не даром осенью существует целый обряд "Дзяды", где подчёркивается уважение к прародителям, старшим по возрасту. И здесь в обрядовом действии "Дзед" глава группы "Калядоyшчыкаy" и руководит всеми их действиями.
Чуть позади идут "Каляда" с "Зоркой", "Каза", "Механоша", Мядзьведзь" и "Варажбiтка".
"Каляда" - это белорусская Богиня красоты. Ведь недаром "Калядой" наряжалась самая красивая девушка, и в основном во всех районах Белоруссии только она имела право нести "Зорку" - "Солнце".
"Каза" - символ урожайности, плодородия, благосостояния и здоровья. Под ритуальную песню "Каза" должна заглянуть во все углы дома, в кладовки, в подпол, на печь, ведь везде, куда посмотрит её "козий" взгляд, будет в Новом Году стоять мешок с зерном, с мукой, с картошкой, лежать колбасы и другие припасы. Посмотрев везде, "Каза" вдруг начинает "лягаться", "бодаться" и "бить копытами".
Для чего? Белорусы верят, что "Каза" обладает лечебными свойствами. Кого она "ударит", кого "боднет", тот в новом году будет здоровым. Но вдруг в конце песни она падает "замертво". Горе тем хозяевам, если не задобрят "казу" и всех "Калядоyшчыкаy". Однажды я встречал у одного фольклориста такое описание этого момента. Парни-односельчане могли не наряжаться в "Казу", а сделать чучело "Казы" и договорившись между собой, оставить её у какого-нибудь "жадного" либо чем-то "провинившегося" хозяина. Они в определённый момент бросали чучело на пол и молча уходили, причём сам хозяин не имел права убрать "Казу", ведь тогда он разгневает Богов. Бедолаге приходилось, чуть ли не через всю деревню бежать за "Калядоyшчыкамi", задабривать их, лишь бы унесли "Казу" из дома. "Калядоyшчыкi" , полагая, что достаточно наказали провинившегося хозяина, конечно же уносили чучело.
Четвёртый наиболее важный персонаж - это "Механоша". Это с виду простоватый, немного расхлябанный парень. Однако, после того как "Каза" упала, "Механоша" показывает свой ум и хитрость. Ведь ему необходимо как можно больше вытребовать у хозяев продуктов, а может и денег. Но вот "Механоша свою работу сделал, собрал всё, что мог.
"Дзед" произносит магические слова: "Не хоча Каза ўставаць - трэба лёкi ёй даць: нацерцi бок кiйком, падняць батагом… А ну Каза закладай рогi ды падбiрай ногi, з хаты выхадзi, бяду вынасi. Уцякай хутчэй з гаспадарскiх вачэй. А ў гэтым доме не шкодзiць нiкому!"
Всё. Основной ритуал завершён. Хозяева могут вздохнуть с облегчением. Но благодарные "Калядоyшчыкi" (мешок то почти полон) предлагают свои развлечения. Учёный "Мядзведзь" смешно парадирует односельчан. Кстати, в Белоруссии в средние века настоящие учёные медведи всегда сопровождали бродячих артистов. А белорусская шляхта считала необходимым держать у себя для развлечения этих животных.
После развеселившего всех "Мядзьведзя" "Варажбiтка" принимается гадать. Ворожба в калядные вечера имела большое разнообразие и сильное значение. Девушки и женщины гадали как вместе, так и сугубо индивидуально. Ворожба шла и о суженом, и о счастье, и о здоровье близких, и о многом другом. Причём для этого использовались разнообразнейшие предметы как личного пользования (кольцо, свеча, воск), так и общего (забор, ворота, деревья и даже звёзды).
После ворожбы "Калядоyшчыкi" как правило, с весёлой калядной песней покидали дом гостеприимных хозяев.

 

Любомир
[dionysos@online.ru]
Содружество Природной Веры "Славия"

(Круг Языческой Традиции)


Архив рассылки


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.paganism
Отписаться

В избранное