Древняя религия славян

  Все выпуски  

О былине "Илья Муромец" -- продолжение.


Информационный Канал Subscribe.Ru

30 апреля 2005г. Выпуск 28

Древняя религия славян

XXXXXXXX

Тема выпуска: О былине "Илья Муромец" -- продолжение

Окончание публикации отрывка из книги Вереи (Светланы Зобниной) об Илье Муромце
==================================================================


* Связь между праведностью и силой.


История с Колываном - открытый нравственный урок, без какой-либо хитрости или тайного умысла.


Важное примечание


Колыван открыто говорит:


"Что за правда твоя? Что за истина?
Это - дань ли? еда ли? Оружие ли?
Я без истины сыт, я без правды силен,
И могуч, и велик, и богат, и счастлив!"


Микула отвечает:


"Я знаю свою правду-истину -
В том и сила моя непобедная!
Не в забаву-игру трачу силу свою,
Я хлеб ращу, я народ кормлю,
Людям счастье несу, не обездолицу!"


Ну вот, казалось бы, все просто: Колыван облился кровавыми слезами, надорвавшись на земной тяге, и превратился в гору. А Микула легко вернул суму на пояс. А в реальности - разве легко поверить, - наивно и с точки зрения многих, по-дурацки, что и в самом деле сила напрямую зависит от праведности? Да не верим мы в это. Ну а раз не верим, то и недействительно. А может быть, есть она, эта сила, только вот сколько на нее праведности надо? Где столько взять? Чтобы пахать на всех, всех накормить, да еще и до полного удовлетворения и блаженства? Так что сказочка, несмотря на свою прямоту, дает пищу для широких размышлений.


* Болезнь Ильи


Возможно, есть версии былины, где болезнь подробно объясняется. Но в моей книге она как-то возникает "ни с того ни с сего", как незваный гость: "В дом беда-лихота заявилася".
Отсюда прочитываем печальную правду: жизнь порой горька, несправедлива, невыносима. Каждого человека ждет своя мера испытаний, и не все способны их вынести.
В тексте это прямо не говорится, но я думаю, что Илья получил сполна силы в конце испытания, потому что беспокоился все время не столько о своих страданиях, а все более о несчастье родителей. И получив силу и здоровье, первым делом бросился их обустраивать, тем более что самому ему вскоре предстоял дальний путь.


* Трое странников


Этот эпизод былины хорошо известен. Чудесные свойства странников говорят сами за себя. Их внезапное исчезновение в конце, оставляющее ощущение "то ли были они, то ли не были" - явный признак духовидения.
После тяжелых испытаний приходит высокое посвящение. После него духи-странники говорят Илье: "И твоя только воля, куда силу девать: на крестьянское дело, на другие ль труды, на бранные ли битвы-подвиги…"
Здесь названы сразу два закона:
= Человек имеет свободную волю, сам выбирает цель и способ приложить данные ему дары.
= Законы варны не передаются по наследству от родителей.
Получив воинский дар, Илья покидает родителей-землепашцев, перед тем по мере сил обеспечив их старость, и вымолив благословение. Варна - духовная принадлежность, а не генетическая.


* Конь и доспехи


После перерождения (символической смерти-инициации) - жизнь героя былины переходит на уровень еще более высокого мифа, выходит за рамки бытовых понятий. Родился новый Бог. Образ бурого жеребенка напоминает о Яриле, буйной силе природной. А волшебный кузнец - Агни.
Эти отождествления довольно естественны, если мы признаем, что перед нами один из вариантов мифа о рождении Перуна, или подобного ему воинского Бога.


* Битвы и приключения Муромца


Я пропускаю ряд былин, входящих в сборник, и вернусь к ним позже, когда наступит время говорить о более поздних религиях.
Все, что происходит с Ильей до выхода на подвиги, звучит архаично; символика, поэтика, ритуалы проникнуты древним народным духом.
Но выезжая из дому, он тут же сталкивается с христианским миром. И это уже другая тема.


* Татарский полон, освобождение, битва со Смертью, передача богатырского наследия.


Подземелье, в котором оказывается Муромец - образ нижнего, загробного мира. И все, что происходит после его выхода - жизнь Духовная - участь Славного Предка. В былине Ермак спрашивает разрешения идти в Сибирь у Муромца, а не у Царя или Христа.


Илья становится покровителем Русского воинства - богатырства. Его победа, в одной из битв, над самой смертью, дает ему бессмертную славу и вечную жизнь. Но поскольку он остается покровителем Руси - становится и Русь "заговоренной" от военных угроз, хранимой при вражеских нашествиях.


======================================


Примечание: В оригинальной народной традиции эта история происходит со Святогором; здесь сказывается авторская обработка.
Прямая мораль, в общем-то, тоже авторское добавление, из других народных источников, или по убеждению. Возможно, мораль начальной легенды была ближе к Земле: оседлые землепашцы утверждали свое нравственное превосходство перед воинственными бродягами.
Вы можете вспомнить, для сравнения, библейскую легенду о Каине и Авеле. В ней рассматривается тот же конфликт между землепашцем и скотоводом. Одна и та же история рассказывается с двух разных позиций. Скотоводы делают из землепашца Каина мрачного убийцу, неугодного Богу. Землепашец Микула не убивает Святогора (в этом переложении Колывана). Он символизирует народ, твердо стоящий на страже своей Земли, охраняющий ее несокрушимой для врага силой. И сама Земля губит покусившегося на ее силу. Он прирастает к этой Земле мрачной исторической легендой, живущей в памяти мирного народа-победителя.


В этой связи, предлагаем вам также познакомиться с нашей статьей (Георгис, Зобнина, Гаврилов)
Наша общая Победа
http://slavya.ru/delo/disput/pobeda60.htm
посвященной 60-летнему юбилею Победы


Приложение


НОЧЬ НА КУРГАНЕ


Мягкий туман
к Ночи царственной прянул на ложе.
Дремлет курган.
Что за сны ему снятся, Даждьбоже?


Есть ли тут кто,
или души давно улетели?
Чистым листом
поднялись удивленно с постели?


Где-то в ночи
шорох, рваная нить разговора.
Там - вя-ти-чи
с ворожбой, или крАдутся воры?


День перемен
и безвременья сумерки следом…
Что же взамен
вечных снов вы предложите Дедам?


Корни стеной
из старинных шеломов восходят,
ранней весной
в небо светлые души уводят.


По-верх гробов
и костей, на костре обожженных -
кроны дубов,
мощных лип и развесистых кленов.


Память жива
освященной легендою в дубе,
и дерева
отдают ее, если полюбят.


Небо лучи
поутру, как ларец, приоткрыли,
рано ключи
у Зари-Заряницы добыли.


Горстка друзей
Предкам чарку и хлеба предложит.
С ними отпей,
к дому путь укажи им, Даждьбоже!
.


РУСАЛИИ


Русалка-пропажа, потеря от рода,
кричала за лесом, скликая невзгоды.


Там кто-то шепнул два полуночных слова -
и племя ушло от огня родового.
Взметнулись, как клочья тумана и пыли -
и жизнь человеческую позабыли.


Сновали кругом бессловесные детки -
как рыбы в реке, словно сойки на ветке.
И угли костра догорали в ночи.
Нет к прошлому тропки, кричи - не кричи.


Но в сумрачных дебрях укрытое знанье
вернулось заветной волшбою и снами,
холщовой рубахой, накинутой в стынь,
проделками духов под смех берегинь.


И снова костер возметнулся до неба.
Была приготовлена добрая треба.
Накрыли столы на десятерых,
позвали Марену, чтоб дождь приутих.


На ясной заре единения с родом
потомки Даждьбога прошлись хороводом.
И пищу, и жатву благословили,
и древо сухое венчали Яриле.
И яростно звякнула в игрищах медь.
Так было. Так стало. Да будет и впредь!
.


У КУРГАНОВ


Светлая весть поднебесной ладьи,
в дымке завилися дали твои.
В дятле веселом, слетевшем на сласть,
сведались Велеса сила и власть.


Вновь с возлияньем волхвы вознесли
Славу Владыкам Воды и Земли,
вспенил весенними листьями лес
Волю Всесветную, радость Небес.


Верея (Светлана Зобнина) - togetherweare@newmail.ru

Любомир
[dionysos@online.ru]
Содружество Природной Веры "Славия"

(Круг Языческой Традиции)

Архив рассылки


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.paganism
Отписаться

В избранное