Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Древняя религия славян

  Все выпуски  

Белый день-Красная горка и Илья Муромец.


Информационный Канал Subscribe.Ru

30 апреля 2005г. Выпуск 27

Древняя религия славян

XXXXXXXX

Тема выпуска: Белый день-Красная горка и Илья Муромец

Поздравление с Красной горкой и очерк о былине "Илья Муромец"


Здоровы будете!

2 мая Содружество Природной Веры «Славия» приглашает москвичей и приезжих: детей и родителей, женихов и невест, молодежь, и всех добрых людей, – на празднование Красной горки в Царицынском лесопарке, на курганах.

Встреча в 13 часов м.Орехово в центре зала.
Берите с собой удобную одежду и обувь, праздничное угощение, традиционное и всякое прочее, а также друзей, родных и хорошее настроение.

Весна вступила в полную силу. По народной традиции в это время девицы последний раз «окликали весну», благодарили ее за новую жизнь, которую она привела. В древности же, по свидетельству Стоглава, осуждающего язычество, перед Красной горкой (впоследствии приуроченной к следующему дню за Пасхой и следующему воскресенью) женщины под вечер бросали пряжу в колодцы или ручьи, ночью на холмах жгли старую солому и встречали предков, а на восходе девицы под водительством Зари-Заряницы встречали пробудившееся от зимнего сна Солнце, возрожденного Ярилу.

Каждый год Ярила, плодородная сила, отдает себя в жертву всему Живому, чтобы Жизнь продолжилась и распространилась. И каждый год на Красную горку возвращается к нам. Парни по утру на Красную горку обливались ключевой водой и катали яйца, чтобы принять силу своих предков и приобщиться к Ярилиному действу. И эта тризна переходила днем в веселое народное гулянье. К этому дню приурочивали сватовство и свадьбы, особо чествовали молодеженов первого года.

Таков изначальный смысл светлого праздника: возрождение Ярилы, как и своих предков, – естественный порядок вещей в мире. Потому, несмотря на осуждение церковью посещения могил в пасхальный праздник, не прекращается поток людей, которые следуют древнему обычаю. Само слово ПРА-здник можно перевести как «дни предков», а главная встреча их по весне имела название не только Красная горка, но и в некоторых местностях Белый День (т.е. этот праздник имеет отношение и к Свентовиту, Белбогу).


Слава Белбогу и Яриле! Слава Живе! Слава Предкам нашим!

С Красной горкой, внуки Даждьбога и все язычники!


Когда родичи или друзья-христиане говорят мне «Христос воскресе!», и целуюсь с ними и говорю:


Как Солнце Ярое возрождается по Весне, так и предки ежегодно возвращаются к нам!


Посылаю вам подарок к светлым праздникам.
В день памяти Предков наших Верея (Светлана Зобнина) делится с вами отрывком из книги, которую сейчас пишет. В ней представлен авторский взгляд на ведическую философию, и через славянский пантеон рассказывается история-мифология миротворения, происхождение жизни и людей, и делается обзор и анализ культовых и магических систем, который автор считает наиболее близкими одновременно духу предков и сознанию современного русского человека.

В этом очерке о былине "Илья Муромец" использован прием получения скрытого послания из неслучайной книги: собрания старинных былин ( http://slavya.ru/trad/folk/muromec/muromec.htm ) в обработке вдохновенного поэта из дальней северной деревни, Василия Старостина.

Отрывок разбит на две части. Окончание вы получите в следующем выпуске.

Пути ложные и истинные

Я думала о том, как рассказать о великом множестве путей и дорог, которые избирали люди и племена, находясь в постоянных трудах и борьбе, в познании и развитии.
Я не пишу историю племен и цивилизаций, но не могу и пройти мимо ее разнообразных событий. Те религии, которые наиболее известны и популярны в наши дни, имеют одно главное общее отличие от духовных знаний наших далеких предков. Они описывают нечто непонятное, непостижимое для современного человека, что в основном касается "иной жизни", до или после этой, либо относится к "мистическим, чудесным" явлениям, не наблюдаемым в обычной житейской практике. Все остальное они именуют материальным, знание о нем научным, а использование бытовым.
Но логика наших предков была совершенно иной, как и их восприятие. Рецепты пищи, медицинские знания, сельскохозяйственные и ремесленные технологии, а уж тем более занятия астрономией, поэзией, музыкой в равной мере считались священными. Люди видели чудо в самой жизни и смерти, в природных явлениях, в небесных светилах. И хотя мы нашли разнообразные логические, причинно-следственные связи между предметами и явлениями, изучили взаимосвязь между различными видами материи, открыли действие невидимых энергий - но все равно не до конца понятно, почему сама эта удивительно стройная взаимосвязь, и великая сложность явлений и их оттенков сама по себе не вызывает восхищения, требующего понять первопричины. Чуть более вразумительно, чем просто объяснить, что "материя существует, потому что существует, разные частицы притягиваются и отталкиваются, потому что таковы их природные свойства", и так далее. Почему же эти частицы и невидимые волны существуют именно с такими свойствами, а не с какими-то другими? Если мы предположим, что любое из этих свойств создал чей-то Разум, с более или менее определенными целями, то это будет по крайней мере разумное объяснение. Самое вразумительное объяснение, которое я слышала от атеистов, отрицающих разумные замыслы в основе мира: да вот просто так, нипочему - существуют эти свойства, и всё.
Можно было материалистам древности сколько угодно смеяться над "невидимым светом" - но его открыли, изучили, и благодаря ему вы сегодня смотрите телепередачи и пользуетесь многими другими вещами. Можно было не интересоваться туманной философией о Великом Мировом Океане, а между тем, открыв и изучив свойства электрической энергии, иначе как волнами ее состояние назвать не придумали (сами собой у физиков и математиков нарисовались эти самые волны в виде математического графика функции).
Полагаю, люди перестали верить в чудесность мира, а главное, самое главное - в присутствие в нем внешнего творящего и создающего разума, перестали верить в возможность быть к нему ближе и стать более счастливыми благодаря ему, - вовсе не в результате развития материальной науки. Просто человечество отклонилось от естественного, простого пути жизни и восприятия всего как есть. Лгали или заблуждались обо всем: о форме и движении Земли, о работе своего организма, о том, как надо относиться друг к другу, и конечно же, о том, какой может быть духовная связь с Миром и его Великими Созидателями.
И вот с величайшим трудом, преодолевая проклятия и преследования, люди начали разбираться в тонкостях устройства материи. И церкви больше не считают колдовством ни электротехнику, ни хирургию, и простые люди не считают тоже. Ну что ж, если вам угодно (а главное, привычно), вы можете продолжать отделять эти вещи от "непостижимой духовной жизни". Но обязательно надо хотя бы понять, что в древности это выглядело совершенно иначе. Шаманы, жрецы, знахари были одновременно и учеными, и врачевателями, и поэтами, и актерами. А вожди и судьи племен считались Божьими людьми, и никак иначе. Как бы они иначе могли управляться с целыми народами, защищать их безопасность или завоевывать соседние страны?
Пришло время, когда мы можем сделать следующие шаги, хотя и более трудные. Можем перестать пугаться тонкой связи с запредельным, и одновременно отсеять лишние направления, заводящие духовную жизнь в тупик, мешающие ее нормальному развитию. Но разве не ради этого же самого пролили море крови самые знаменитые религии? Именно опасностью пойти не в ту сторону и сгинуть в пучине из-за роковых ошибок, они пугали, угрожали, обосновывали завоевательные походы и преследования отклонившихся.
Что же, раз такая страшная цена уже была заплачена людьми за незнание (не могли же быть одновременно правы несколько враждующих и обвиняющих друг друга лагерей?), то никто не мешает мирному языческому автору, современной ведьме при стильном ноутбуке, ради того же самого - как говорил Роден, всего лишь взять глыбу мрамора и отсечь лишнее, - просто рассказать людям новую сказку. Расспросив для начала как можно дотошнее у Богов: а как же все-таки это было? А почему они это сделали? А ты об этом знал? И так далее.
Но как же все оказывается сложно! И до какой степени не укладывается в набор простейших наставлений на тему "Делай то - не делай этого!" Впрочем, мы ведь еще не дошли до жизни в современном мире, которая уже давно ушла от наивного лазания за фруктами или даже ожесточенного преследования мамонта хорошо вооруженной группировкой высокоинтеллектуальных отморозков. Мы говорим о нравственном и духовном поиске множества древних племен. Об их образе жизни и знаниях, в которых практическое совершенно не было отделено от духовного, написаны многие тысячи книг, и я не в силах прочесть и самое малое их число. К тому же мне нравится, записав очередную байку "неизвестно от кого", открыть после этого книгу или журнал и увидеть там, что да, кто-то и когда-то это уже записывал. Как же совместить в одной кратком философском обзоре опыт Руси и Индии, Южной Америки и Египта разных эпох? Так, чтобы в нем отразилось самое-самое главное - а прочее осталось каждому для самостоятельного исследования, насколько ему самому это нужно?
Вы хорошо знаете, что религии директивного типа не ломают голову над такими вещами. Вот - говорят они - одна, и самая правильная книга. Прочтя ее, ты узнаешь все, что надо. (Правда, потом оказывается, что понять ее правильно можно только если прочесть еще множество разных объяснений по этому поводу, из которых уже правильные не все). Это очень здорово - всего одна книга, и мы получаем достойное руководство на все случаи жизни. Задумавшись над такой возможностью, я поняла, что такая книга действительно есть, что вот она, под рукой. Но она, разумеется, не единственная в мире. При желании ее можно заменить какой-то другой, тоже очень хорошей книгой, хотя конечно же, не какой придется.
Усилия постичь Истину не раз приводило людей к сильному порыву Духа и взлету на замечательные высоты, и потому мы можем найти Истину в самых разных местах, и само собой, в книгах, написанных в таком возвышенном состоянии. Отец Небесный! Верю, что ты не дал Истины ни одному из тех, кто пытался крепко сжимать ее в потном кулаке и превращать в тупую дубину. А если на пару минут и была с ним Истина, то вскорости улетела. Мы, конечно, не вольны безнаказанно творить что попало и безобидно заигрывать с любыми силами в Мире. Но выбрать можно весьма многое. Кто-то из друзей недавно пошутил, рассматривая картинку с богатырем на распутьи, у знаменитого камня, с разбросанными вокруг костями: "А это, наверное, черепа тех, кто так и не решил, куда поехать!" Ну так довольно колебаний - беру с полки книгу.

Богатырская правда

Это красивое издание, с червленым обрезом, с гладкой суперобложкой палехской техники - богатырь на красном коне на фоне черного неба, над горами и долами, над тесовыми теремами и церковными маковками. Яркие краски иллюстраций не потускнели, хотя во времена ее издания в нашей стране с хорошими красками была напряженка. Сборник легенд об Илье Муромце в литературной обработке Василия Старостина издан в 1967 году издательством "Советская Россия". (Думаю, мне купили эту книгу по окончании начальной школы.)
То, что обработка и подборка авторская, не должно смущать. Можно и из седой древности вытянуть плоды исключительной ядовитости, а можно и наоборот.
Эта книга сразу начала подробно отвечать на мой вопрос: какая вера ближе всего нашей природе, и какие духовные действия принесут наилучшие плоды? Я не спрашивала о запретном, но искала слов для описания достойного. И вот он, ответ.
(Чрезвычайно важный вопрос: как быть с проблемой авторской обработки, по сравнению с какими-то оригинальными, древними версиями легенд. Все зависит от того, что мы ищем. Здесь то же самое, что с происхождением слов. Если речь идет просто об истории и этнографии, то надо тщательно запечатлевать все сохранившиеся тексты, до буквы сопоставлять их, и потом публиковать множество вариантов. Получается книга для узких специалистов, материал для научных диссертаций.
Но если нам нужен духовный миф и знание в чистом виде, пригодное для применения в жизни и практике, то мы верим, что в любой момент может появиться человек, который своим вдохновенным порывом очистит древнюю легенду от случайностей и дополнит ее гениальными догадками. Василий Старостин, председатель колхоза из глухой Костромской деревни, писавший в середине XX века переложения древних былин, был вдохновенным поэтом-сказителем из народа. Если в приведенных былинах и есть какие-то авторские вставки, то они наверняка основывались на народных обычаях, описанных многократно и в этнографической литературе, и это обогатило текст былины. И то, что в образе Ильи автор соединяет иногда несколько разных лиц, соединяет разных былинных героев в одном сюжете, отчасти усиливает мифологизацию.
Не исключено также, что автор мог происходить из языческой деревни, но если и нет, то из полуязыческой среды, сохранившей, как и большая часть глухой русской провинции, великое множество древних ритуалов - родильных, свадебных, похоронных, банных, знахарскую и заговорную традицию.)

* Звезда ярче Солнца

Рождение Ильи-Муромца сравнивается со Звездой, которая зажигается ярче Месяца и жарче Солнца. Не бывает звезд такого достоинства. И сам Илья не настолько хорош, сколько ни совершил подвигов. Но тот бесконечный запас счастья и силы Праматери, которого мы с рождения имеем способность касаться, несомненно может быть связан с образом этой звезды.
(Примечание автора: В книге образ мира представляется как гармоничное сочетание мужского сильного и познающего, и женского бескорыстного и щедрого начал).
Еще один урок этого образа: достойная человеческая жизнь имеет ценность выше, чем объекты физического Космоса. Эта идея, к сожалению, исказившись в нравственно глухом сознании, отражается иногда заявлением, что человек выше Духов (ангелов, Богов), что уж конечно - полный и опасный вздор. Физический жар Солнца - не все проявления Даждьбога, а лишь частица его Силы.

* Предание говорит: родился не царь, не князь, а богатырь.

В наши дни очень популярны смелые трактовки слов, с разложением их на части, совершено не соответствующие историческому происхождению слова. Плохо, когда людей вводят таким образом в заблуждение насчет истории слова. Но сама эта игра со словами имеет в любом случае несомненную ценность: она объясняет, почему слово, заимствованное у соседнего народа, надолго приживается и видоизменяется, не всегда по обычным правилам изменяя звуки.
Мы знаем, что слово "богатырь" связано с тюркским "батыр" (в некоторых языках звучит как "батор" или "патар"). Но присутствие в русском варианте этого слова "богатства" и "бога" отчасти объясняет, почему оно задержалось и "что делает" в нашем языке. Как и относительная близость этих двух последних слов. Про младенца еще никто ничего не знает, но известно только, что он будет искать Бога. Это назначение его жизни. Страдать, исцеляться, странствовать, бороться - не в книгах искать и не в поклонах до земли.

* Богатырь родился на Муромской земле.

Он, конечно же, русский богатырь, но вышел из земель не чисто славянских, тем более что коренной житель из пахотных крестьян. Это традиционные земли народов, один из которых так и назывался мурома - наши с вами предки, происхождением связанные и со славянами, и с финно-угорской кровью и традицией.
При всей моде на славянство и несомненной значимости его для нас - русский человек не думает, что теряет, отрекаясь от глубоких и извилистых корней северного, лесного и болотного края. Отрекающемуся - не поднять сумы с земной тягой - а надломиться на ней или скитаться безродным и бездомным, виня других и не видя своего отречения. Быть верным своим корням, знать предков - вот почему одна из самых русских книг избавит меня сейчас от рассказа про буйный и продвинутый интернационал шаманов и волхвов многочисленных племен земных. Они не хуже, но нам не обязательно ходить к ним за наукой. Возьмем свою.

МУРОМ, если рассмотреть его фонетически - очень сильное и глубокое именование. Слог МУ связан с небытием и тайной. Р - сильнейший импульс, рождение, а ОМ - вечное существование. МУ-Р-ОМ. Чем не "русская мантра".
Здесь обозначен жизненный путь человека: до-бытие в Нави - потрясение рождения на свет - постижение Вечности.

Карачарово - небольшое село. Выделение личной судьбы из глобального круговорота общих законов. Звучание отчетливо восточное, а в поисках мистической составляющей, слышу в нем отзвук Кармических связей, опутывающих нас в течение жизни. Можно прочесть и как "темные чары", но только с учетом ранее приводившегося объяснения темноты как скрытой основы жизни. И сам кармический закон темный по сравнению с Изначальной Истиной, не всегда добрый к человеку. Его справедливость не всегда во благо, и не избавляет от случайного несчастья.

* Имя ИЛЬЯ

Христианское имя Илья часто считается заместителем наименования Перуна, Бога воинов. К Муромцу такое толкование, конечно же, во многом подходит.
Но есть веские основания думать, что и само имя Илья не происходит непременно от библейского пророка. В Поволжье встречаются названия, содержащие сочетания ИЛЬ и ЭЛЬ. В финском эпосе, Калевале, действуют Ильматар (Божественная Мать), и Ильмарийнен (Бог-Кузнец). Что касается ближневосточного региона, благодаря которому это имя так популярно, то и там его в смысле БОГ первыми начали употреблять отнюдь не евреи. Илу был Верховным Богом финикийцев. У шумеров одним из главных Богов был Энлиль (и его жена Нинлиль). В общем, это слово не умещается в рамки этнических и географических ограничений.
Это наряду со многими другими признаками показывает, что эпос об ИЛЬЕ-БОГатыре - в большей степени высокий миф, чем просто легендарное жизнеописание.

* Илья - крестьянский сын.

Конечно, практическое объяснение такое, что сами авторы былин выходили из народной гущи. Но это слишком уж скользит по поверхности. Поющие песни обычно не так уж усердно пашут. Нет, крестьянская семья указывает на связь с Землей.

* Крестины без крещения.

У Ильи есть крестный, Микула Селянинович. Он главенствует в ходе крестин. А про крещение никакое ни в помине не сказано. Заменили слово? Нет, ближе к правде: КРЕС, КРЕСЕНЬ, как и разные начертания КРЕСТА - символы Огня и солнца. Традиционный православный крест у многих навевает не слишком радостные мысли ("поставить на чем-то крест" означает похоронить). Но обязательно подчеркивается, что он 8-конечный. Это наследие правильного (по крайней мере в геометрическом смысле) восьмилучевого креста или коловрата с загнутыми концами - таковы символы Солнечного Бога, Даждьбога нашего, у множества народов.
Крестный в дальнейшем дает Илье первый урок нравственности и волшебной силы - дает в чистом поле, через ту самую суму с земной тягой. Вера, которой он учит крестника - вера Солнца и Земли.

* Кашу по зернышку приносят птицы.

Каша была обрядовым блюдом на многие праздники. А каше новорожденного придается сильнейшее значение - гости должны есть ее, чтобы дитя было сильным, красивым, удачливым. Возможно, очень глубоко копнув, вы найдете в этом ритуале след жертвоприношения. Но какой-то дальний, и не слишком надежный. А может быть, напротив, жертвоприношения были кем-то когда-то устроены как беспримерная порча начальной гармонии?
Особенно важны здесь образы птиц всех пород, приносящих свои зернышки. Птицы эти - души предков, Родителей, "по зернышку" слившихся в крови новорожденного. Теперь они будут также, по зернышку, созидать его юный дух.
Поэтому гостей можно представить еще и как добрых Духов, которые благоволят мальчику, потому что им угодили его предки (накормили вкусной кашей). Сам ребенок именуется "большой хозяюшко", главный владелец всего этого наследия предков, через тело свое и дух. И сам он пища Богам и предкам, в том смысле, что им, созиданием его жизни и духа, они живут. Это высокий обряд взаимного поедания и причащения, подобный действию Анимы - Ярилы. Поэтому в кашу кладутся цельные зерна - символ несокрушимого и воскресающего Даждьбожьей силой Духа.
Мы видим один из многих традиционных примеров связи с предками и природными взаимосвязями через домашние ритуалы. Отступник от потока общей благословенной жизни, наказывался потерей связей и покровительства Духов. Выродок - вышедший из рода.

* Выкуп ложек.

Далее разворачивается занятная игра. Каша стоит на столе, а гости не едят. Разыгрывается шутливая цена: крестный намекает в образной форме, что "нет телег доставить груз", и происходит торговля ложками.
Похоже, что здесь сказывается смена общественных укладов, способов хозяйствования. Сама каша не только священна, но и архаична. Ни о какой уплате за нее речи быть не может. Денежные подарки новорожденному тоже, скорее всего, считаются неблагоприятными (иначе зачем такая сложная игра). Итак, гости выкупают ложки, называя их при этом "телегами, на которых будут возить груз от хозяина". Это похоже на пожелание не только растить хороший урожай, но и успешно торговать.
Мы видим приспособление обычая и обряда к смене жизненных условий. И это прекрасно: обряд ведь природный, естественный, он приспосабливается так же, как приспосабливаются к климату живые существа. Жреческие знания растут без отрыва от практических, и обратно, всякая практика получает благословляющий ее ритуал.

* Пляски и песни на улице.

В дом приглашены лишь самые близкие гости, но веселье выходит на улицу и становится всенародным. И самые веселые плясуны вовсе не подростки и девки молодые. Поет Микула и бабка Таланиха (читай: удача). Если вспомнить обычную заменяемость после прихода христианства Микулы (Николы) и древнего Велеса, увидим Велеса и Макошь, веселящихся, что обычай свершился достойно.
В их песнях поминаются все природные стихии, присутствует насмешка над смертью, буйство, чувственные устремления.
Важно, что несут это разнузданное настроение старые люди, свободные от условностей и обязанностей. Молодые, в отличие от пришедших к нам сейчас с запада привычек, вели себя сдержанно и скромно, и долго направо-налево не гуляли - а начав "любиться", вскоре за тем рожали детей и строили свои дома. А вот вдовцы-вдовицы могли под общее веселье позволить себе и попеть, и поплясать, а может и впрямь еще "кто до дому доведет", как поет веселая Таланиха.
И они будут вести себя так до последней минуты на этой земле - подтверждает Микула. Природная, праведная жизнь дает людям сильную, бодрую зрелость и уход с улыбкой на устах.

Верея (Светлана Зобнина) - togetherweare@newmail.ru

==================================================================

Продолжение очерка в следующем выпуске рассылки.

 

Любомир
[dionysos@online.ru]
Содружество Природной Веры "Славия"

(Круг Языческой Традиции)


Архив рассылки


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.paganism
Отписаться

В избранное