Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Православная газета "Параскева" N 40


Информационный Канал Subscribe.Ru

РУСЬ СВЯТАЯ, ХРАНИ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ, В НЕЙ ЖЕ ТЕБЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

ПАРАСКЕВА
(пятница, преуготовление )

Сайт рассылки
№ 40
Издается по благословению Высокопреосвященнейшего Анастасия архиепископа Казанского и Татарстанского
январь 2006 г.

Официальное издание Бугульминского благочиния Казанской епархии Московского Патриархата

(электронный вариант)

(выходит один раз в месяц)


Главный редактор протоиерей Иоанн Антипов, благочинный Бугульминского округа

Технические редакторы
(печатный вариант)

Юлия Есакова

(электронный вариант)
Николай Новиков

Адрес редакции:
423250,
Россия, РТ,
г. Лениногорск,
ул. Ленинградская д.38, кв. 20
e-mail:
prichod@yandex.ru

Газета набрана и сверстана на компьютерном оборудовании редакции

Полная версия газеты с изображениями находится здесь. Информация для тех, кто смотрит архив газеты на каналах рассылки.

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи...

Икона: Крещение.

Тропарь, глас 1-й

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак, глас 4-й

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси, Свет неприступный.

Читайте в номере:

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ.

Новый год настает...

2 / 15 января - день памяти святого преподобного Серафима Саровского.

14 тысяч мучеников Вифлеемских младенцев.

У ВЕРТЕПА В ВИФЛЕЕМЕ.
СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И
ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ.

 

 

 

 

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ.

Фото: Освящение воды    Крещение Господне или Богоявление – великий двунадесятый праздник, в котором вспоминается событие, связанное с земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа.
    Совсем недавно мы праздновали Рождество Христово. В древности эти праздники былы одним целым, ныне их разделяют Святки – двенадцать дней, объединенных названием святые дни. Эти праздничные дни от Рождества до Крещения наши предки заполняли не только отдохновением от трудов – частое посещение храмов Божиих, чтение душеспасительных книг, посещение родных и знакомых, славление наполняли их духовным смыслом. Отдыхали и набирались сил не только душевно, восстанавливались и духовные силы русского народа, отдыхала и выздоравливала душа и готовилась приступить к Крещению.Фото: Освящение воды Крещение Господне или Богоявление повествует нам не только о Крещении Богочеловека, но и о первом новозаветном явлении Троицы – Триединого Бога.
    Господь родился на земле, чтобы принести спасение всему нашему человечеству и дать людям возможность наследовать жизнь вечную. Каждый из нас для того, чтобы совлечь с себя ветхозаветного человека, должен погрузиться в воду трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа, потому что в момент Крещения, когда Бога Сына погрузили в струи Иордана, раздался голос Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», – а Бог Дух Святый явил Себя в виде голубя. Люди, присутствовавшие при Крещении Христа во главе с пророком Иоаннм Предтечей стали свидетелями Богоявления, и передали всем нам свидетельство о Троице.
    На Крещение происходит великое освящение воды в знамение того, что Господь оживотворил всю падшую природу.Фото: На источнике По свидетельству библейской истории мы знаем, что в момент грехопадения изменился не только падший человек, изменился весь окружающий мир. Вода как вещество, объемлющее всю природу, принявшая в свои струи Спасителя мира, дарует благодать Божию всему, что нас окружает и оживотворяет всю природу. В Крещенский сочельник святой водой кропятся все жилища, дворы, надворные постройки и даже «скаредные», т.е. особенно нечистые, отхожие места.
    Крещенская вода – великая святыня – великая агиасма, как именует ее Церковь, действительно дарует Божию благодать и оживотворяет все вокруг. Она и сама – живая. Ведь, действительно, из года в год повторяется это чудо – вода, осененная благодатию Божиею на Крещение, не портится в течение всего времени, пока ее сохраняют. Ведь только живое в нашем мире сохраняет свои свойства и не подвержено тлению. Как дарующую особую благодать, эту воду пьют ежедневно натощак (исключение составляют только женщины, находящиеся в нечистоте). Ее пьют прежде всего – прежде вкушения просфор или даже антидора для исцеления души и тела. Ею поят детей и больных, и по благодати Божией и по молитвам верующих больные выздоравливают, а дети бывают защищены от различных искушений, которым сейчас нет конца.
    Неслучайно Крещение – это один из самых известных и любимых нашим православным народом праздников. Даже самый невоцерковленный человек, иногда христианин лишь по имени, старается на этот праздник прийти в храм Божий и унести с собой искорку благодати Божией – сосуд с Крещенской водой, чтобы пить ее в течение года, а иногда и многих лет, впитывая в себя ее животворящую силу, исцеляющую телесные и духовные болезни.

Л.П.Антипова

 
 

Новый год настает...

    Многие новостные передачи по радио и телевидению, а также газеты перед Новым годом объединяли наступление нового 2006 года по Рождестве Христовом с языческим праздником по «восточному календарю». Наступивший год по восточному календарю является… - именно так средства массовой информации расширяли наш кругозор, а на самом деле вводили нас в заблуждение (намеренно или нет, это другой вопрос). Дело в том, что по «восточному календарю» Новый год празднуется не в одно время с гражданским 2006 годом по христианскому летоисчислению, т.к. на востоке пользуются лунным календарем. А наш с Вами, дорогие читатели, Новый 2006 год празднуется по солнечному календарю, а солнечный и лунный годовой круг отнюдь не совпадают.
    Традиция отмечать Новый год от Рождества Христова 1 января была введена в нашей стране Петром I. До этого Новый год, или НОВОЛЕТИЕ, как называли наши предки, начинался с 1 сентября, а счет годов велся от сотворения мира. И до сих пор церковный богослужебный круг, а значит и церковное новолетие, начинается 1 сентября по юлианскому календарю. Именно Петр I, который стремился сделать Россию великой европейской державой и привнес в нашу жизнь немало западных обычаев, в том числе и календарных, издал Указ о переносе празднования Нового года. В этом же Указе первый император России подробно расписывал, как по-новому праздновать новолетие. Впервые в России предписывалось веселиться, жечь фейерверки и устанавливать непременный атрибут современного Нового года елку.
    Интересно, что елка, как атрибут новогоднего праздника, появилась в нашей стране раньше, чем Рождественская ель. Последнюю впервые установили лишь при Николае I в первой половине XIX века. А Дед Мороз как непременный персонаж Новогодних праздников и вообще, отсчитывает дату своего рождения с конца 30-х годов ХХ века, когда впервые советская власть ввела празднование Нового года. В русской народной культуре дед Мороз был весьма отрицательным персонажем. Этот старичок отличался скверным характером: он так и норовил кого-нибудь заморозить, а если не получалось, то досаждал людям, как мог – затягивал окна морозными узорами, трещал в печных трубах, словом, пытался причинить массу неприятностей. Введенный по образу Санта Клауса в 30-х годах XXв., он вынужден был изменить свой характер и все больше и больше приобретал черты прототипа Санта Клауса – святителя Николая, память которого празднуется незадолго до Рождества.
    Надо сказать, однако, что до революции веселое празднование Нового года не противоречило ни при Петре I, ни позднее, православным религиозным обычаям, т.к. Новый год по юлианскому календарю (современный старый Новый год) праздновался во время Святок, т.е. святых недель от Рождества до Крещения, когда не было постных дней и по уставу нашей церкви запрещались тяжелые работы, на время Святок закрывались заводы и фабрики, прекращались работы в городах и селах, за исключением самых необходимых, отдыхала вся православная Россия.
    Сегодняшнее же безудержное веселие в самые строгие дни Рождественского поста вызывают у православных людей недоумение и доставляет им массу неудобств. Рождество у нас государственный праздник, но заканчивается он уже на второй день, а как же Святки?
    Может быть, для наших читателей выражение «второстепенный праздник» по отношению к Новому году покажется странным. Однако, это только на первый взгляд. Весь христианский мир, за исключением России, празднует именно Рождество Христово. Каникулы у европейских и американских христиан Рождественские и Новогодние праздники являются составной частью Рождественских праздников. Празднование Нового года в нашей стране было введено после революции для того, чтобы это торжество заменило собой привычный и любимый праздник Рождества Христова. Таким образом, введение Новогодних праздников в пику Рождеству Христову являлось в то время, несомненно, богоборческим актом. Возможно, именно поэтому у православных в России немало проблем с Новым годом. Конечно, современное празднование уже не носит богоборческого характера, потому что Рождество является тоже государственным праздником, но слишком незначительна причина празднования Нового года по сравнению с Рождеством Христовым.
    Что мы празднуем в Новый год? Как мы его отмечаем? По православной традиции наступление новолетия сопровождается служением молебна, но никакого особого торжества подобно Рождественскому не предписывается. Согласитесь, дорогие читатели, что оборот Земли вокруг Солнца не такое уж и большое событие, тогда как в Рождество мы вспоминаем рождение в мир Спасителя, благодаря Которому мы можем наследовать жизнь вечную. Рождество Христово – это событие, которое по библейскому летоисчислению человечество ожидало около 5 тысяч лет, и является важным для каждого человека, который родился после Него. Да, есть от чего торжествовать, есть чему радоваться, есть что праздновать.
    Может быть действительно, перейти нам опять на юлианский календарь, тогда и с Новым годом проблем будет меньше и этот с православной точки зрения второстепенный праздник займет в годовом круге свое надлежащее место.

Л.П.Антипова

 

 

2 / 15 января - день памяти святого преподобного Серафима Саровского.

Икона: Серафима Саровского    В этот день мы вспоминаем преставление великого подвижника и чудотворца. Удивительная жизнь одного из самых известных наших святых протекла в отдаленном провинциальном монастыре Курской епархии, в Сарове, известном с тех пор во всех уголках православного мира. А основанная под его духовным руководством Дивеевская обитель стала не только местом пребывания святых мощей преподобного Серафима, но и местом паломничества верующих, желающих помолиться святому отцу нашему и попросить его о помощи. И не оскудевает помощь от Бога верным по молитвам праведника. В каждом храме России мы можем найти икону преподобного Серафима Саровского, а дни его памяти собирают в храмах множество молящихся.

Л.П.Антипова

 

 

СЕРАФИМУШКА.

    Один знакомый рассказывал мне о происшествии, приключившимся с ним в церкви, прихожанином которой он является. Там есть большая икона преподобного Серафима Саровского.
— Я часто подходил к этой иконе, свечки ставил... — рассказывал товарищ. — А тут пришел
и не могу найти икону. Что такое? Спрашиваю у одной старушки: может, унесли куда-нибудь
икону по какой надобности? А она посмотрела на меня внимательно и пальцем погрозила.
— Чего-то, — говорит, — ты не то, мил человек, сделал. Спрятался от тебя Серафимушка. С ним такое бывает, не от тебя первого прячется...
А я тогда письмо одно подписал... Не важно какое... Не хотел его подписывать, но так получилось, неудобно было отказаться — попросил меня человек подписать, которому я обязан был... Я, конечно, про письмо это помнил, но со словами старушки его никак не связал. Да и вообще этим словам не очень-то и поверил, пожал плечами, перекрестился, поставил свою свечечку у образа Богородицы и домой пошел.
Но все равно на душе как-то нехорошо было. В общем, мучился я, мучился, а потом снял телефонную трубку и позвонил своему знакомому, который меня то письмо попросил подписать.
— Так вот, — говорю, — и так. В общем, извини, но подпись ты мою, пожалуйста, вычеркни.
— Ты что?! — знакомый мне отвечает. — Ты
понимаешь, о чем меня просишь? Письмо уже
туда, наверх ушло. Ты соображаешь, что о тебе
там подумают, если я специально попрошу твою
подпись снять? Уж лучше бы тебе тогда и вообще его не подписывать!
— Лучше... — говорю. — И все-таки ты позвони. Сними мою подпись.
— Ну, смотри... — говорит знакомый. — Я тебя предупреждал.
— Я понял... — говорю. — Все-таки позвони.
И только повесил трубку, как-то сразу легче на душе стало, словно груз какой сбросил. Лег спать, заснул сразу и вот, понимаешь, удивительный сон приснился. Будто стою я дома у себя, перед иконами, и молюсь.
— Святый отче Иоанне! Святый угодниче
Божий Николай! Святый отче Сергий! Молите
Бога за мя грешнаго... Святый угодниче Божий
Пантелеимон, святый отче Александре... И так, кланяясь каждому образу, добрался я до образа преподобного Серафима Саровского. У меня дома точно такой же, как в церкви...
— Святый угодниче Божий... — говорю и остановился. Имя его, его имя не могу вспомнить!
— Прости, — бормочу, — отче! Прости мя
грешнаго! Сам не знаю, как такое случилось...
Прости мя...
И так стыдно, так ужасно стыдно, что, кажется, от стыда бы сгорел, если бы не услышал:
— Россию только не забудьте, детушки...
Меня забудьте, а ее любите.
И, как всегда во сне, не понятно: то ли прозвучал голос от образа Серафима Саровского, то ли сам я подумал это, но проснулся...
Уже утро. И так светло, так ясно на душе от всех святых, в земле Российской просиявших...

Николай Коняев

 

 

14 тысяч мучеников Вифлеемских младенцев.

Икона:  14 тысяч мучеников Вифлеемских младенцев    11 января / 29 декабря Церковь отмечает память 14 тыс. Вифлеемских младенцев-мучеников.
    Когда волхвы шли вслед за Вифлеемской звездой поклониться Рожденному Младенцу, их позвал к себе Ирод, царь Иудеи, и стал спрашивать у них о рождении дивного Ребенка. Затем сказал: «На обратном пути расскажите мне о Нем, чтобы и я пошел и поклонился Ему».
    Кто был Ирод? Один из чужестранцев, идумеянин, который при помощи Рима захватил власть над Иудеей. Трон он занимал незаконно, так как не был из колена Давидова. В нем ярость тигра сочеталась с изворотливостью змеи. Путь к трону он усыпал трупами противников. При малейшем подозрении Ирод казнил даже близких для себя людей: он убил своих братьев по подозрению в измене, умертвил трех своих сыновей. Единственным человеком, которого еще любил этот тиран, была его жена по имени Мариам, женщина умная и добродетельная, которая всеми силами старалась обуздать неистовство своего мужа. Народ любил ее, но любовь народа для таких тиранов, как Ирод, является преступлением. И вот он велел тайно отравить Мариам. Затем, как говорят, он часто ходил на ее могилу и подолгу оставался один.
    Волхвы же, поклонившись Богомладенцу, получили откровение от Бога, не заходя в Иерусалим, другим путем удалиться в свою страну.
    Когда Ирод увидел, что его коварный замысел открыт, он пришел в ярость и послал войска уничтожить в Вифлееме и в окрестностях его всех младенцев в возрасте до двух лет.
    И вот выступило войско во всем вооружении. Выступило не против врагов своей отчизны, а против беззащитных младенцев. Вифлеем был окружен войсками как осажденный город. Началось страшное избиение детей.
    В Евангелии написано: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Мф. 2; 18).
    Что значат эти пророческие слова?
    Рама – это место гробницы Рахили, жены патриарха Иакова. Когда ее сына Иосифа вели в Египет как пленника и раба, он проходил мимо гробницы Рахили и заплакал, закричал: «Мать моя, слышишь ли ты меня? Мать моя, видишь ли, куда ведут твоего сына?» По преданию, в ответ из гробницы послышалось рыдание.
    Затем, когда Вавилонский царь Навуходоносор сокрушил и разгромил иудейское царство, то он приказал переселить его жителей в Вавилонию, и Рама была городом, где собирали пленников-иудеев, чтобы везти их в далекую страну.
    Но здесь произошла более страшная трагедия. Уже не враги уводили в плен, а свои соплеменники убивали неповинных детей.

    ВИФЛЕЕМ. Раскопки захоронений убиенных младенцев ВИФЛЕЕМ. Раскопки захоронений убиенных младенцев

    Некоторые, может быть, зададут вопрос, если не вслух, то хотя бы где-то в глубине души: «Почему Господь попустил смерть и мучения неповинных детей? Ведь они не совершили греха и зла?» Но святитель Иоанн Златоуст говорит так: «Если бы кто взял у тебя несколько медных монет, а взамен отдал тебе золотые, неужели ты считал бы себя обиженным? Напротив, не говорил ли бы ты, что этот человек – твой благодетель?» Несколько медных монет – наша земная жизнь, которая рано или поздно кончается смертью, а золото – жизнь вечная. Так, за несколько мгновений страданий и мучений младенцы обрели блаженную вечность, обрели то, чего святые достигали подвигами и трудами всей жизни. Вифлеемские младенцы наследовали себе вечную жизнь в кругу Ангелов. Страдания и крест – это та таинственная дверь, которая ведет нас в Царство Небесное.

Ю.А.Есакова

 

 

У ВЕРТЕПА В ВИФЛЕЕМЕ.

Фото: выступление дошколят    10 января, на третий день Рождества Христова состоялся традиционный Рождественский концерт в ДК «У вертепа в Вифлееме». Концерт был подготовлен силами нашей Воскресной школы при Троицком приходе города Лениногорска. В концерте приняли участие все классы нашей Воскресной школы.
    Наш концерт открыл настоятель Троицкого прихода протоиерей Иоанн Антипов – директор Воскресной школы. Бессменным ведущим, осуществлявшим общее руководство концерта, как всегда, был завуч нашей школы Илья Петрович Михайлов.
    Первыми, как всегда выступал наш подготовительный класс – дошколята. Классный руководитель – Есакова Юлия Анатольевна. Музыкальный руководитель – Володина Муза Михайловна. Их выступление вызвало умиление зрителей. Звонкие голоса детей, непосредственное исполнение песен, наконец, поведение столь маленьких участников концерта – все было прекрасно и трогательно. И напомнило зрителям концерта, что дети находятся всех ближе к Рожденному Богомладенцу, и Рожество Христово именно у детей вызывает самую большую радость.
Фото: выступление 2 класса    Ученики 2 класса, классный руководитель Бутина Валентина Алексеевна приготовили целых 2 номера - музыкально-литературная композиция была исполнена вдохновенно и по-детски проникновенно. А сценка «Вифлеемские дары» была исполнена искренне и очень артистично. Молодцы!
    5 класс под руководством Ирины Викторовны Потаповой выступил с действом «Молитва матери». Дети были одеты в яркие народные костюмы и поведали зрителям о самопожертвовании, о братской и материнской любви и о воздаянии Божьем за греховные и благочестивые поступки.
Фото: выступление 5 класса    После этого начался антракт. В антракте работники Троицкого прихода организовали для детей веселые конкурсы с занимательными играми и со сладкими призами. Сколько радости доставили эти игры участвовавшим в них детям. Взрослые в это время смотрели фильм «Почему мы православные?».
    После антракта концерт продолжился. В начале второго акта выступил 6 класс с постановкой «Вифлеемская ночь». Фото: выступление 6 классаЭта пьеса, посвященная Рождеству Христову, рассказывала о радости и о новом христианском понимании жизни, который Спаситель принес в мир.
    Далее выступил 3-й хор Троицкого прихода. Я, как регент этого хора волновалась, конечно, больше всех. Мы исполнили 3 песнопения, которые сопровождались стихами. Надеюсь, наше выступление понравилось зрителям.
Фото: 3 хор Троицкого прихода    В заключении выступил наш старший 8 класс со сценкой «Гермиона в России». Эта сценка на злобу дня об исправлении ученицы школы магии и принятии ею православия в России была написана как импровизация на тему жизни нашей Воскресной школы. Думается, некоторые зрители узнали в этих героях себя.
    После окончания спектакля многие зрители подходили к батюшке и преподавателям и благодарили их за доставленное удовольствие. Фото: выступает 8 классНекоторые радовались, что мастерство участников выросло и наш традиционный концерт становится все более интересным.
    Так завершился наш традиционный святочный концерт.

Анна Антипова

 

 

СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И
ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ.

Икона: Собор Новомучеников и Исповедников Российских    Память всех пострадавших за веру Христову в XX веке Русская Православная Церковь в этом году отмечает 23 января по старому стилю – 5 февраля по новому стилю. Празднование это совершается по определению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1992 года на основании решения Поместного Собора 1917-1918 годов. На этом Соборе объявили: «Установить по всей России ежегодное молитвенное поминовение 25-го января или в следующий за сим воскресный день всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников». Кроме того, на этом Всероссийском Соборе, восстановившем Богом данной властью на Руси Патриаршество, ещё воочию была видна древняя церковная слава России. Но там же ей, этой славе, уже противопоставлялось надвигающееся будущее – непримиримая, враждебная сила, ненавидевшая христианство и Крест и обещавшая Русской Церкви подвиг мученичества и исповедничества, доселе редко являвшейся в ней.
    Непрекращающиеся гонения, в которых рождалась Вселенская Церковь, казалось, обошли Россию. Русь приняла христианство готовым, выстраданным другими, из рук своего правителя Великого равноапостольного князя Владимира - и вросла в него весьма малыми жертвами. Но могла ли Русская Церковь миновать общий всем христианам путь, начертанный Христом? «... возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая... в темницы, и поведут пред... правителей за имя Мое...» (Лк. 21, 12). Это Божие определение о Церкви открылось со всей очевидностью еще с апостольских времен. А для России час испытания ее веры, час подвига за Христа пришел в ХХ веке, ибо не без России Вселенская Церковь должна была достигнуть полноты духовного возраста и совершенства. Почти через тысячелетие после принятия христианства с небывалой силой на Русскую Православную Церковь обрушилось гонение, движимое активным богоборчеством, целью которого было стереть Церковь с лица земли и изгладить само воспоминание о Боге в сердцах россиян. И цель оправдывала средства. В относительно короткий период - за семьдесят лет - земная Русская Церковь пополнила Небесное Отечество множеством русских святых мучеников и исповедников.
    В тяжелые мятежные дни 1917-го года, когда рушились устои былой России, когда готовились в лице Государя убить русскую государственность, когда все святое подвергалось поруганию, а святыни Кремля - обстрелу, Великая княгиня Елисавета писала, что именно в этот трагический момент она почувствовала, до какой степени «Православная Церковь является настоящей Церковью Господней. Я испытала такую глубокую жалость к России и к ее детям,- пишет она,- которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок... Хотелось бы понести его страдания, научить его терпению, помочь ему... Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет». «Полностью разрушена «Великая Россия, бесстрашная и безукоризненная».
    Жестокий и кровавый ХХ век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений было неисчислимое множество православных: мирян, монахов, священников, архиереев единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога. Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, на рубеже тысячелетий, подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия. Это прославление явило миру величие их подвига, озарило пути Промысла Божьего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа. В мировой истории еще не бывало такого, чтобы столько новых, небесных заступников, прославила Церковь (к лику святых причислены более тысячи новых мучеников).Среди пострадавших за веру в ХХ веке - святые Царственные Страстотерпцы: последний русский император Николай II, императрица Александра Феодоровна, цесаревич Алексий, царевны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия (1918); святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси, избрание которого произошло в храме Христа Спасителя (1925); священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1937); священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1918); священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский; священномученик митрополит Серафим Чичагов (1937); ключарь храма Христа Спасителя священномученик протопресвитер Александр (1937); преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (1918), и целый сонм святых явленных и неявленных.
    Все русские новомученики - это те ожидаемые Вселенской Церковью жертвы, кои дополнили число убиенных за Слово Божие. И кто знает, сколько еще продлится то «малое» апокалиптическое время, в кое дозревает земная Церковь до Суда Божия, который отмстит живущим на земле за кровь праведников?
    «Новые страстотерпцы Российстии, исповеднически поприще земное претекшии, страданьми дерзновение приимшии, молитеся Христу, вас укрепившему, да и мы, егда найдет на ны испытания час, мужества дар Божий восприимем. Образ бо есте лобызающим подвиг ваш, яко ни скорбь, ни теснота, ни смерть от любве Божия разлучити вас не возмогоша».
    А мы, взирая на сияние славы сих Российских мучеников с надеждой на возрождение нашей Церкви, нашей Родины - многострадальной России,- из глубины своих верующих сердец взываем ныне: «Святии новомученики и исповедники Российстии, молите Бога о нас!»

Аминь.

 

 
Оглавление

1 /14 января - память святителя Василия Великого.

Икона: Василия Великого    Вселенский учитель Церкви, святитель Василий Великий родился в 329 г. в городе Кесарии в благочестивой семье, которая дала нашей Церкви нескольких святых. Он получил блестящее образование. В начале дома, затем в г. Константинополе и в последствии в Афинах – центре философской мысли. В Афинах свт. Василий Великий подружился со свт. Григорием Богословом. За время учебы будущий святитель приобрел богатую эрудицию, стал блестящим оратором, изучил философию и врачебную науку.
    По окончании учебы он отправился путешествовать по Сирии и Египту чтобы познакомиться с монашеской жизнью. Здесь он столкнулся с крайностями в жизни монахов, что побудило его написать правила для монашествующих. Этими правилами руководствуются и современные монастыри.
    Десять раз в году в нашей православной Церкви совершается литургия Василия Великого – в первые пять воскресных дней Великого поста, в Великий Четверток, в Великую Субботу, в Рождественский и Крещенский сочельник и в день памяти Василия Великого 1 / 14 января. Святитель Василий Великий не был автором этой литургии, он только систематизировал литургические предания отдельных церквей и впервые изложил письменно.
    Не потеряли актуальности и беседы на шестоднев – толкование первых глав библии о сотворении мира.
    IV век – это время, когда в христианство стали переходить многие язычники. Они приходили со своими языческими воззрениями на вопросы веры, начались споры, возникли ереси. Самой серьезной ересью в то время была арианская ересь, отрицавшая Божество Сына Божия Иисуса Христа. И Хотя I Вселенский собор в 325 г. осудил ересь Ария, споры не только не прекратились, но на Востоке большинство епископов и императорская власть были арианами.
    Одна из ключевых проблем состояла в том, как человеческим языком объяснить тайну Троицы. Во многом благодаря святителям Василию Великому и Григорию Богослову эта проблема была разрешена, вот где понадобились знания, полученные в Афинах. Свт. Василий Великий не дожил до II Вселенского собора, где арианство было окончательно повержено, и мы получили Символ веры.
    Еще при жизни святителя Господь Бог засвидетельствовал его святость. Во время крещения в Иордане внезапно спала на него огненная молния и из нее вылетел голубь. Во время совершения им литургии клирики видели небесный свет, озарявший алтарь. Однажды преподобный Ефрем Сирин, подвизавшийся в пустыне, увидел огненный столп, доходивший до небес, и услышал голос: «Ефрем, Ефрем! Каким ты видишь огненный столп, таков и есть Василий».

В.И.Токарев

 

 

АНГЕЛЬСКОЕ ПЕНИЕ.

    Попробуйте спросить кого-нибудь: «Где живут ангелы?» Столь «детский» вопрос вызовет улыбку и не затруднит даже малыша. Ангелы населяют небо, это известно всем. Что же они делают на небе? Для ответа на этот «простой» вопрос придется задуматься…

    Господь сотворил небесные силы прежде, чем создал людей, и по своей численности ангелы во много раз превосходят человечество. Различаются они и между собой: существует целая иерархия – девять чинов. Ближе всех к Богу серафимы, херувимы и престолы. Затем следуют господства, силы, власти и начала. Дальше находятся архангелы (начальники ангелов) и ангелы, которые ближе всего к людям. «Обязанности» у каждого чина небожителей разные, но объединяет их одно: беззаветное служение Богу и безграничная любовь к Нему.
    В исполнении воли Божией ангелы настолько быстры и стремительны, что их изображают как птиц, крылатыми. А любовь к Творцу выражается в непрерывном пении. И многие пророки, святые да и просто благочестивые люди, которые удостаивались видения ангелов, неизменно описывали одну картину: небожители стройными ликами, или хорами, воспевают хвалу триединому Богу. Что же поют эти самые первые певчие Вселенной?
    Задолго до рождения Христа пророк Исаия сподобился увидеть серафимов, пламенеющих любовью к Богу настолько, что сами они огнеобразны. Серыфимы окружали Престол Господа и, взывая друг к другу, днем и ночью пели: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф: исполнь Небо и земля славы Твоея» (Свят, Свят, Свят Господь Вседержитель, наполнены небо и земля славы Твоей). Тому, кто бывает в храме на литургии, знакомы эти слова. Православная Церковь за каждой литургией повторяет их во время Евхаристического канона – главной части божественной литургии, когда в алтаре приносится Богу бескровная Жертва (почему канон и начинается словами: «Милость мира, Жертву хваления»).
    Торжественно и победно воспевает хор песнопение серафимов, словно отвечая на возглас священника: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». Что значат эти слова? Не только пророк Исаия, но и пророк Иезекииль, а также апостол Иоанн Богослов созерцали самых близких к Богу ангелов. И каждый из тайновидцев поведал о четырех таинственных существах – херувимах, которые напоминали своим видом орла, тельца, льва и человека. В возгласе священника отражается молитва о предстоящих Творцу небесных силах, и под поющим разумеется орел, вопиющим – телец, взывающим – лев и глаголющим – человек. Свт. Иоанн Златоуст подчеркивает: «Прежде этот гимн пели только на небе; но когда благоволил Господь низойти на землю, Он принес это пение и к нам».
    Когда родился Христос, пришло к людям и другое ангельское песнопение. Его слова мы слышим на каждой вечерней службе, а особенно ярко на всенощном бдении. Остались позади быстрый бег стихир, вдумчивое и неторопливое чтение Шестопсалмия, радостный и светлый полиелей с протяжным произнесением Евангелия, громогласное «Воскресение Христово видевше…» и шумное елеопомазание, приводящее в движение весь храм. Позади молитвенная вязь тропарей, ирмосов и катавасии, сплетенных в канон. И вот, словно после краткой паузы, возглас священника и тихое и медленное вступление хора: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение…» Так пели многочисленные ангельские силы в великую ночь, когда Бог воплотился в человека и пришел на землю. И услышали эту горнюю песнь не ученые книжники и фарисеи, а бесхитростные и незлобивые пастухи, которым ангел возвестил радость: «Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос».
    В древности уже вскоре после апостолов эта благодарственная песнь ангелов была расширена и вошла в состав утрени, сделавшись достоянием церковного пения. Тогда она исполнялась перед самым причащением Святых Христовых Таин, и в разных церковных книгах именовалась по-разному. Ныне она зовется великим славословием и венчает вечернюю службу. «Хвалим Тя, благодарим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея» – плавно течет напев. И люди словно сближаются с ангелами, разделяя с ними радость воплощения Бога. Ведь до рождения Христа человеческая природа была во вражде с Творцом, потому что Адам ослушался Небесного Отца. А через Рождество Христово наступило примирение: Бог послал в мир Сына, чтобы спасти человеческий род. Воистину, на землю пришел мир, и Господь обрел в людях угождение.
    В конце великого славословия звучит трисвятое: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. Это молитвенное обращение к каждому Лицу Святой Троицы часто встречается в церковной службе и поется на литургии. Мы привыкли произносить его ежедневно утром и вечером. А ведь так взывают к Богу и ангелы на небесах. В 439 году в Константинополе (столице Византии) и его окрестностях происходило страшное землетрясение. Весь народ вышел на молитву, а впереди шагали босиком император Феодосий и константинопольский архиепископ Прокл. Вокруг рушились стены домов, а люди восклицали в страхе: «Господи, помилуй!» И вдруг случилось невиданное: один мальчик поднялся на воздух и будто исчез, а спустя время опять очутился на земле. Его стали расспрашивать и узнали, что мальчик слышал ангелов, которые пели: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Небожители велели так петь и на земле, и когда народ повторил ангельский гимн, землетрясение прекратилось.
    Еще одно привычное в церковном пении восклицание, унаследованное людьми от ангелов – аллилуия, что значит «хвалите Господа». Так поют херувимы – вторые из высших небесных чинов, тем самым подтверждая хвалу остальных ангелов и небожителей. Знание об этом получил в Божественном Откровении апостол Иоанн Богослов. С тех пор и вошла в церковный обиход священная песнь «аллилуия». Если же вспомнить о каноне, то когда-то давно каноном называлась целая церковная служба, а до наших дней канон дошел в форме поэтического произведения, которое состоит из девяти песней – как раз по числу ангельских чинов.
    Сегодня, если в православных храмах присмотреться к устройству клироса, то можно заметить, что он расположен справа и слева перед алтарем. Зачем в храме два клироса – правый и левый? У апостола Иоанна Богослова был ученик – Игнатий, прозванный после мученической кончины Богоносец, который с 67 года служил епископом Антиохийской Церкви (в Сирии). Однажды в особом видении св. Игнатию было открыто, как совершали ангелы небесное богослужение. Два хора или лика пели попеременно: когда славил Господа первый ангельский лик, безмолвствовал второй; когда хвалебную песнь подхватывал второй лик, его с глубоким вниманием слушал первый. По образу ангельского пения св. Игнатий ввел в богослужения Антиохийской Церкви антифонный способ исполнения, когда два хора пели псалмы и гимны попеременно, чередуясь. Антифонное пение в первые века христианства быстро распространилось во всех частях христианского мира. И до наших дней в составе церковного обихода дошли отдельные песнопения, которые называют антифоны. Среди них, например, «Благослови, душе моя, Господа» и «Хвали, душе моя, Господа», а также блаженны (евангельские стихи о блаженствах и тропари).
    Церковное пение есть отзвук ангельского. Недаром, когда князь Владимир выбирал, какую веру принять на Руси, и для этого отправил послов в разные страны, те, кто побывал на богослужении в соборе св. Софии в Константинополе, сказали ему: не знаем мы, где были – на земле или на небе.

 

   

 

 

ПАРАСКЕВА (пятница, преуготовление).

Каталог Православное Христианство.Ру
Православный Троицкий приход г. Лениногорск 2003 - 2006год

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.paraskeva
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное