Православная библиотека

  Все выпуски  

Православная библиотека


главная

образцы

консультации

библиотека

рассылки

услуги

статьи

гостевая книга

новости

контакты

ссылки

"жизнь после смерти"

"мобильник"

Православная библиотека
Номер выпуска рассылки: 152
Дата выпуска рассылки: 2008-02-18


ОБ ИСТИННОМ ПОКАЯНИИ

     Покаяние, по учению Церкви, есть возвращение Крещения, вторая благодать, очищение совести, обещание Богу нового жития, примирение с Богом посредством добрых дел, противоположных грехопадениям. Кто не притекает к спасительному Таинству Покаяния, о таковых слышим страшное изречение Божие: если не покаетесь, все погибнете (Лк. 13, 3). Но и притекающие к Таинству Покаяния, не все очищаются, потому что не все соблюдают те условия, какие необходимы для истинного покаяния.
     Начало покаяния есть сознание грехов своих, сокрушение о них: егда возвратився от пути беззакония, воздохнеши, тогда спасешися (Ис. 30, 15). Иные по неведению или по невниманию к делу своего спасения Таинство Покаяния полагают в одной лишь исповеди; они думают, что устным исповеданием грехов духовному отцу они совершенно очищаются от них: но напрасна их надежда; не такого покаяния ожидает от нас Господь - Он хочет, чтобы мы, восчувствовав всю тяжесть грехов своих, возболезновали о них, омыли их слезами сокрушения сердечного и дали в сердце своем твердое обещание исправить жизнь свою; тогда только покаяние наше действительно и Богу приятно. Образцами такого покаяния служат нам упоминаемые в святом Евангелии: блудный сын, мытарь и многие иные. С глубокой скорбью должно сказать, что большая часть нынешних христиан не приносят должного покаяния, и от того не исправляется жизнь их, грех обладает ими, страсти не укрощаются в них, и они, не очищенные от этих внутренних язв, совершают поприще своего земного существования, работая греху, живущему в них, и если не покаются как должно, не принесут плодов достойных покаяния, т.е. не оставят греховные навыки свои и не совершат добродетелей, противоположных согрешениям их (как, например, упоминаемый в Евангелии Закхей мытарь, который не только оставил сребролюбие, но и четверицею возвратил всем, кого обидел); если не будет таких плодов покаяния, то оное суетно. Что одно устное исповедание в грехах пред духовным отцом недостаточно, это подтверждается учением о покаянии, изложенным в 1-й части собрания поучений, изданных Святейшим Синодом на воскресные и праздничные дни. В поучении на пяток первой недели Великого Поста говорится о исповеди следующее: "при сем ведать надобно всякому, что не всякая исповедь составляет истинное покаяние: едина только за состав его принимается, которая сопряжена бывает с неложным обещанием, чтоб на прежние грехи уже не возвращаться и всячески жизнь исправить тщиться; без сего же никакой силы исповедь не имеет, ниже возможет когда кто с таковым покаянием войти в приближившееся к нам Царствие Небесное".
     Грешник, на скверну дел своих по бани покаяния возвращающийся, уподобляется (как говорится в Писании) псу, возвратившемуся на свою блевотину, или свинье, омытой и потом снова влезшей в кал тинный. Так если кто в каком грехе кается, но отстать от него не хочет, например: кается, что он блудник, а блудницы оставить не желает; кается, что имеет с братом зло, а примирения не ищет; кается, что обидел ближнего своего, а вознаградить его не хочет, хотя бы и мог, а равно и в прочих подобных грехах кающийся и не желающий оставить их и загладить добрыми делами, совершает одну только внешнюю сторону покаяния, а потому и не приобретает никакой пользы от такого покаяния. Исповедание грехов должно быть чистосердечное, без малейшего утаивания или оправдания себя; а кто что скроет на исповеди, тот сугубый грех приимет на душу свою. Не будем стыдиться открывать духовному отцу своему, хотя бы имели мы и очень великие грехи, потому что он такой же человек, с такими же слабостями как и все. Постоянно должно соболезновать о своих грехах и всегда как бы иметь их перед своими глазами, пороченному Псалмопевцем: грех мой всегда предо мною (Пс. 50, 5). Святой Царепророк всегда сохранял в памяти грех свой, через что возбуждал себя к постоянному покаянию, охраняющему от повторения греха. Есть два недуга, или два рода болезни, которые служат причиною нераскаянности, неоставления некоторыми своих грехов. Первый недуг есть совершенное отчаяние в своем спасении, второй - излишнее упование на милосердие Божие. Отчаяние состоит в том, что человек, сознавая за собой множество грехов, уже не надеется получить в них прощение от Бога и потому дозволяет себе еще более и более впадать в бездну беззаконий, а злые духи этим пользуются, чтобы довести грешника до совершенной погибели. "До падения нашего, - говорит святой Иоанн Лествичник, - демоны представляют нам Бога человеколюбивым, а по падении - неумолимым". Этот лукавый помысел отчаяния Святые Отцы советуют отражать крепкой надеждой на милосердие Божие. Побежден ты, встань и начни снова борьбу с противниками, так продолжай до конца твоей жизни, имея в уме пророческое слово: Не радуйся ради меня, неприятельница моя! хотя я упал, но встану; хотя я во мраке, но Господь свет для меня (Мих. 7,8). "Давние навыки, - говорит святой Иоанн Лествичник, - мучительствуют нередко и над плачущим об избавлении от них". Демоны при этом случае наводят на душу кающегося печаль и внушают безнадежность покаяния. Злую мысль эту отразим воспоминанием о согрешивших и потом покаявшихся. Бесчисленные сонмы грешников и грешниц, припадая к Божественным стопам Спасителя, исповедывали грехи свои и сподоблялись приять разрешительное отпущение. Ктому не согрешай, да не горше ти что будет, сказал Жизнодавец притекшему к покаянию. Отпущаются тебе грехи твои, воззвал Он, воздвигая грешницу, орошавшую слезами покаяния пречистые ноги Его.
     Размышляя о таком безмерном милосердии Божием к кающимся, прибегнем с сердечным покаянием к Нему, искупившему нас честною Своею кровью, и Он, Всеблагий, примет нас радостно в отеческие объятия Свои, как некогда блудного сына, как заблудшую овцу, о коей более возрадуется, нежели о ста благоугождающих Ему (Лк. 15,7). Если Он заповедал ученикам своим отпутать согрешения семьдесят крат седмерицею (Мф. 18,22), то во сколько же крат более Сам отпустит Он? Все грехи рода человеческого имеют предел и границу, как человеческие, но милосердию Божию нет предела; кающимся все грехи прощает Господь, ибо нет греха непрощаемого, кроме греха нераскаянного. По мнению Св. Отцев, и Иуда предатель был бы прощен, если б покаялся. Ничто не равняется Божиим щедротам, взывает св. Лествичник, ничто не превышает их - посему, кто отчаивается, тот самоубийца! Ты грешник? Не отчаивайся, убеждает святой Иоанн Златоуст, "никогда не престану умащать тебя этим врачевством. Много имеешь грехов - не отчаивайся, никогда не престану повторять тебе это. Если ежедневно грешишь, ежедневно приноси покаяние... Ибо человеколюбию Божию нет меры, благость Божия не может быть выражена словом. Грех твой имеет меру, а врачевству нет меры". "Не приходи в удивление, что ежедневно падаешь, - говорит св. Лествичник, - не отступай, но стой мужественно, и Ангел хранитель твои, без сомнения, уважит терпение твое". " Кто искренно приходит к Богу, - уверяет преподобный Симеон Новый Богослов, - тому не попускает Он вовсе пасть, но видя его немощь, содействует и помогает явно и сокровенно, подавая ему свыше руку помощи. Но не будем употреблять во зло, в поблажку своим грехам бесконечное милосердие Божие к грешнику. Не переставать грешить в надежде, что милосердый Господь простит нам все грехи наши, как бы их ни было много и как бы они ни были велики, - есть другой, противоположный отчаянию недуг". "Скверный недуг сей, - говорит св. Лествичник, - ограждаясь Божиим человеколюбием, делается весьма приятным для сластолюбцев". Для освобождения от этого недуга довольно убедиться в той несомненной истине, что Бог сколько милосерд, столько же и правосуден, а потому всем и каждому необходимо покаяние, ибо ничем иным, как сокрушением сердечным и твердою решимостью не грешить впредь, врачуются греховные раны.
     Некоторые из верующих, вполне сознавая важность покаяния и необходимость его для спасения души, отлагают покаяние на последние дни своей жизни; но как неразумно поступают они, как легко относятся к делу спасения своего и как рискуют этим спасением!
     Не видим ли почти ежедневно, что пользующиеся совершенным здоровьем и рассчитывающие на долговечность внезапно похищаются неумолимою смертью! Каяться должно не медля по согрешении, ибо пока язва еще свежа, то легко исцеляется, застарелые же и оставленные в небрежении язвы с большим трудом врачуются.
     Если желаем мы получить прощение, то и сами должны прощать: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6,14). Грехи, не очищенные покаянием, - это черные пятна на душе; отмываются они ничем иным, как только слезами сердечного покаяния. Согрешил Давид и столь великое принес покаяние, что даже кости его иссыхали от скорби и туги сердечной; а как он оплакивал свой грех! Каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою (Пс. 6,7), вещает он в исповедании своем. Отрекся учителя своего Петр в грозную ночь страстей Христовых, и плакал горько о минутном отпадении своем; проводила блудно житие свое Мария Египетская, и какое суровое принесла покаяние - лишила себя всего, даже самого необходимого, день и ночь болезновала, стенала о своих грехах, в продолжение 17 лет боролась с бесовскими помыслами, понуждавшими ее возвратиться на прежнее житие, и за такое многоскорбное, досточудное терпение, столь великой благодати удостоилась, что реку Иордан переходила, как по суху, а когда молилась, то видима была стоящей не на земле, а на воздухе! Вот какое покаяние есть истинное покаяние, и за оное прощает Господь все грехи наши, по реченному: омой меня, и буду белее снега (Пс. 50,9).
     Связанные узами сластолюбия скажут: мы не можем так каяться, нам не по силам такое покаяние. На это ответим им словами Божественного учителя: просите и дастся вам (Мф. 7,7). Вот нам путь к покаянию: просить Господа даровать нам оное и вместе с тем понуждать себя к сокрушению и болезнованию сердечному, вспоминать грехи свои и уготованное за них наказание, чаще приводить себе на память час смерти, нередко постигающий нас внезапно, как говорит св. Евангелие: бдите, не весте ни дня, ни часа.
     Если не озаботимся своевременно о покаянии, то будем безответны на страшном суде Божием, где никто и ничто не избавит нас от гнева Божия, где нераскаянным грешникам произнесется навеки смертный приговор.
     Несомненный признак оставления прежних грехов есть не только уклонение от них на самом деле, но и непрерывное противоборство пожеланиям их, соединенное со страхом, чтобы опять не впасть под власть греха и сатаны, совершенная ненависть к грехам. Мы должны грехи свои непрестанно вспоминать, дабы тем самым удерживать себя от повторения их, но при памятований о грехах не должно напоминать себе в подробности совершение их, это не полезно, а памятовать лишь то, что мы великие грешники пред Богом.
     Покаяние праздник творит Богу, потому что и небо призывает на пир. Ангелы радуются, когда покаяние приглашает их на вечерю. Все небесные чины пиршествуют, возбуждаемые к веселию покаянием. Не тельцов, не овец закалает для них покаяние; но предлагает для радования спасение людей грешных.
     Покаяние, вполне достигшее своей цели, т.е. отпущения всех грехов, низводит в душу человека Пресвятаго Духа Божия и в нем дает верующему залог вечного спасения о Христе Иисусе.
     Омыв слезами покаяния душу свою, убелив данную нам от Бога брачную одежду, со страхом Божиим, глубоким смирением и любовью приступим к Источнику жизни, к трапезе бессмертной, да причастницы жизни вечныя будем, да не в суд, или в осуждение будет нам причастие Святых Христовых Тайн, но в оставление грехов и жизнь вечную.




В избранное