Православное паломничество

  Все выпуски  

Православное паломничество 001


Выпуск001
11.09.2006

ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО

Международный центр велосипедного паломничества в честь апостола Иакова Зеведеева
Сайт редактора рассылки: здесь

Другие рассылки редактора:
ГЕОИНФОРМАЦИЯ
ВЕЛОСИПЕДИЗМ
Всего подписчиков: 0009 (+9)

От редактора:

Дорогие братья и сестры, православные паломники!

Я очень рад поздравить Вас с праздником - выходом в свет нашей первой рассылки. Рассылка еще не вышла, а на нее уже подписано 9 человек. Это ли не Божий знак того, что впереди у нее долгая и полезная жизнь?!

Прошу вас своими небольшими (или большими?) заметками знакомить мир с вашими паломничествами по святым для православных верующих землях. Сделаем общими силами эту рассылку не только интересной, но и максимально полезной.

С Богом!

СОДЕРЖАНИЕ

Проект 1: АКТУАЛЬНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПАЛОМНИКА (СВЯТЫЕ И СВЯТЫНИ)
Текущая неделя между рассылками 001 - 002

Проект 2: СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ
Горненский женский монастырь
Иерусалим: Сергиевское подворье

Проект 3: СВЯТАЯ РУСЬ
Латвийские паломники вспоминают Валаам, Великий Новгород и Святогорье
Жители татарского села собирают подписи против раскопок земляного карьера, угрожающих святому источнику
В Екатеринбурге пребывает мироточивая икона святого российского царя-страстотерпца
Возвращение псковского покрова

Проект 4: ЗА ГРАНИЦАМИ БОЛЬШОГО ОТЕЧЕСТВА
Текущая информация отсутствует

Проект 5: ПРАВОСЛАВНАЯ ДОРОГА ИАКОВА
Информация отсутствует

Проект 6: ПЕШЕХОДНОЕ И ВЕЛОСИПЕДНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО
Информация отсутствует

Проект 7: ОБЪЯВЛЕНИЯ, ПРИГЛАШЕНИЯ, РАЗНЫЕ ТЕМЫ И ВОПРОСЫ
В Архангельске открыты курсы православных экскурсоводов
В Паломническом отделе Екатеринбургской епархии считают: паломничество - одна из важнейших сторон духовного образования человека


Проект 1: АКТУАЛЬНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПАЛОМНИКА (СВЯТЫЕ И СВЯТЫНИ)

Текущая неделя между рассылками 001 - 002 (12 - 18 сентября)

12 сентября, вторник:
Обретение мощей благоверного князя Даниила Московского (1652);
Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского (1724).

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

15 сентября, пятница:
Преподобных Антония (1073) и Феодосия (1074) Печерских.

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

17 сентября, воскресенье:
Обретение мощей святителя Иосафа, епископа Белгородского
(1911)
Собор Воронежских святых.


СВЯТИТЕЛЬ ИОАСАФ, ЕПИСКОП БЕЛГОРОДСКИЙ

Свт. Иоасаф Белгородский вышел из знатного малороссийского рода Горленко. Он родился в день Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1705 года в городке Прилуки Полтавской губернии и при крещении наречен был Иоакимом. В восемь лет мальчика отдали в обучение в Киево-Могилянскую академию. Его отец тяжело переживал разлуку и часто размышлял о судьбе ребенка. В один из таких часов ему было даровано видение, указывающее на будущее служение сына: преклонив колени, у ног Божией Матери стоял Иоаким, а ангел Божий покрывал дитя архиерейской мантией. - Довлеет Мне молитва твоя, - с любовью произнесла Пречистая Богоматерь мальчику.

Уже с детства Иоакима влекло к трудам и подвигам во славу Божию. Сам он говорил, что возлюбил монашество одиннадцати лет. В восемнадцать лет Иоаким под предлогом продолжения обучения в Киевской академии тайно удалился в Киево-Межигорский монастырь. После принятия рясофора он испросил у родителей прощение за ослушание и получил благословение на иночество.

В 1727 году он был пострижен в мантию и наречен Иоасафом, а два года спустя рукоположен в сан иеромонаха.

В 1737 году о.Иоасаф принимает игуменство в Лубенском Спасо-Преображенском монастыре. Своим небесным покровителем свт.Иоасаф считал Константинопольского патриарха Афанасия, нетленно почивавшего в Лубенской обители. Этот святой неоднократно являлся в видениях о.Иоасафу, укрепляя и благословляя его.

В 1742 году игумен Иоасаф, собирая пожертвования на строительство монастырского храма, прибыл в Москву, где сподобился служить в придворной церкви в присутствии императрицы Елизаветы. Здесь он произнес слово о любви к Богу и ближнему. Эта проповедь, поражающая своей глубиной и силой, неопровержимо свидетельствует о восхождении святителя по духовной лестнице от страха Божьего к любви Божией. Вскоре о.Иоасаф был возведен в сан архимандрита, а затем назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры.

На Белгородскую кафедру свт.Иоасаф вступил на 43 году от рождения. В течение шести лет он управлял обширнейшей епархией, которая включала в себя свыше 1000 приходов. Безграничное милосердие, любовь и снисхождение к немощам, и наряду с ними повелительная строгость и непреклонность воли характеризуют святителя. Деятельное служение ближним и подвиг внутреннего делания - вот два полюса созидания образа Божия, которые сумел объединить в себе Владыка в годы руководством епархией.

Милостью Пресвятой Богородицы свт.Иоасаф был избран для прославления Ее образа. Однажды, в сонном видении святителю явилась Богородица и сказала:

- Смотри, что сделали с иконой Моей служители храма сего. Сей Образ Мой предназначен быть источником благодати для веси сей и всей страны, а они повергли его в сор. - Вскоре в притворе одной из сельских церквей он обнаружил явленный ему Образ. Икона Божией Матери использовалась как перегородка для ссыпания угля. Свт.Иоасаф поставил чудотворную икону, именуемую Песчанской, в подобающее место в храме. Многие знамения Благодати Божией и чудеса исходили от этого Образа. Именно Песчанский Образ должен был оградить нашу страну в самый разгар 1 Мировой войны. Но воля Божия не была исполнена (см. главы из воспоминаний князя Н.Д.Жевахова). . .

Провидя близость кончины, свт.Иоасаф повелел соорудить склеп для своего погребения, а сам отправился на родину для последнего свидания с родными. На обратном пути он смертельно заболел. Перед своим отшествием он поведал сестре, что - суровые подвиги в начале не дают веку дожить. . . - 10 декабря 1754 года свт. Иоасаф отдал свою праведную душу Богу.

В час кончины святителя игумен Хотмыжского монастыря видел сон: Владыка стоит у окна и смотрит на восходящее солнце. - Как сие солнце ясно, так светло я предстал в сей час престолу Божию, - сказал ему святитель. Народное почитание свт.Иоасафа началось сразу после его погребения. Когда вход в склеп был открыт, все увидели, что тело святого не подверглось тлению. У раки с мощами святого и по его молитвам совершаются многочисленные чудеса и знамения. Существует около 600 свидетельств о чудесной помощи, от святителя полученной. Прославление свт.Иоасафа Белгородского состоялось в 1911 году.

В советское время нетленные мощи святителя (фото мощей) выставлялись в музеях (существуют интересные воспоминания об этом у Анастасии Цветаевой). В семидесятые годы они экспонировались в музее религии и атеизма, располагавшемся в здании Казанского собора в Ленинграде. Когда появилась угроза их уничтожения из-за самодурства коменданта музея, мощи святителя были спрятаны в шлаковой засыпке чердака собора.

В начале 1991 года бывший бригадир плотников, Аркадий Соколов, который участвовал в сохранении мощей, рассказал об истории захоронения и указал место. Для этого на чердак собора пришлось пробираться тайно. Второе обретение мощей произошло 28 февраля 1991 года. В этом же году родилась община во имя святителя Иоасафа Белгородского при детской инфекционной больнице ?3 Санкт-Петербурга. Ныне нетленные мощи святителя находятся в Белгороде, в Преображенском соборе.
http://www.hesychasm.ru/canvas/st_Joasaph.html


АКТУАЛЬНОЕ МЕСТО ПАЛОМНИЧЕСТВА: ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР, БЕЛГОРОД. Праздничное богослужение состоится здесь в воскресенье 17 сентября.

ИЗ ИСТОРИИ СОБОРА ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ

17 сентября 1991 г. в Преображенский собор, при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, с крестным ходом были торжественно перенесены мощи святителя Иоасафа. Так Святитель Иоасаф как бы вновь освятил своим присутствием Белгород - место его последних подвигов. Десятки тысяч горожан приняли участие в крестном ходе.

В 1992 году в Преображенском соборе было организовано Православное братство во имя Святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Члены этого братства, среди которых были люди разных профессий - инженеры, архитекторы, педагоги, библиотекари, рабочие, вели духовно-просветительскую работу среди населения, помогали Русской Православной церкви в восстановлении храмов, часовен, занимались благотворительностью. С их помощью был восстановлен источник Корсунской иконы Божьей матери. В ноябре 1994 года с благословления архиепископа Курского и Белгородского Ювеналия, вышел в свет первый выпуск газеты Православного братства ФАВОР. На страницах этой газеты печатались приходские новости, материалы по истории христианства, статьи духовно-просветительского характера.

При Преображенском соборе с 1991 года существует воскресная школа. Ученики воскресной школы изучают Закон Божий, церковный Устав, совершают паломнические поездки, проводят Рождественские елки.

Преображенскому собору требовался срочный ремонт. В 1992-94 гг. были укреплены стены храма, установлены новые купола, установлены новые купола на них, сооружена ограда. Изменилось и внутреннее оформление собора. Группой скульпторов из Одессы (центральная) и бригадой во главе со скульптором А. И. Серпуховым из Белгорода (боковые части) изготовлен новый двухъярусный, трехчастный гипсовый позолоченный иконостас. Иконы для иконостаса написаны белгородскими художниками и мастерами иконописи из Троице-Сергиевой Лавры.

В правом углу храмовой части, возле иконостаса размещается рака с мощами Святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Резная сень над ракой выполнена резчиком И. В. Олейником. Им же выполнена резная сень над Плащаницей в левом углу храмовой части. В 1999 году группой художников под руководством Работного А. С. был расписан купол храма. Работы по росписи стен храма продолжались и 2000 - 2004 годах.

Информация взята с сайта Собора


Проект 2: СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ

Горненский женский монастырь

Заместитель начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме игумен Тихон (Зайцев) рассказал в интервью корреспонденту Агентства национальных новостей об истории и нынешнем укладе Горненского женского монастыря, расположенного в Эйн-Карем - южном районе современного Иерусалима.

Монастырские земли уже более века принадлежат Русской православной церкви. Один из самых выдающихся начальников Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) в 1871 году оформил купчую на земельный участок к югу от Иерусалима, включающий селение Эйн-Карем (ИСТОЧНИК В ВИНОГРАДЕ), и назвал его по-евангельски - ГРАД ИУДОВ или ГОРНЯЯ.

- Когда была учреждена Русская духовная миссия в Иерусалиме и каковы ее заботы?

- Со времени принятия на Руси христианства русский благочестивый человек устремлял свои взоры на Святую Землю, где Господь Иисус Христос совершил спасение рода человеческого, где, пролив кровь, через жертву явил любовь к человеку. Человек, в благодарность принявший веру Христову, стремился ответить на эту любовь многоразличными подвигами, среди которых было паломничество к местам, связанным с жизнью Спасителя. Путь паломника был не просто труден, но и опасен. Видя нужды благочестивого человека, Русская Церковь организовала здесь представительство для вспомоществования стремящихся сюда паломников. Но только к началу XIX века удалось наладить взаимоотношения с турецкой Портой, что вселило надежду на установление духовной миссии, которая и была учреждена в 1847 году. Основные ее задачи остаются сегодня теми же - быть связующим звеном между церковью Иерусалимской и Русской, иметь заботу о русских паломниках, число которых, например, к концу XIX в. достигало 10 тыс. человек в год. Поддерживая паломников, миссия помогала и местному населению в его нуждах, возводя приюты, больницы и школы, неся свет веры народам, не просвещенным верой Христовой.

Величайшей заслугой архимандрита Антонина (Капустина) является приобретение им в собственность Русской Церкви участков земли в местах, тесно связанных со священной историей Ветхого и Нового Завета.

Начиная с 1868 года, архимандритом Антонином были приобретены земли в Иерусалиме, Хевроне, Вифлееме, Иерихоне, Галилее. Средств на их покупку часто не хватало, и тогда архимандрит Антонин обращался за помощью в Россию. Немалые суммы пожертвовали российские промышленники, к примеру, владелец металлургических заводов в Санкт-Петербурге Путилов, а также владельцы известных гастрономов братья Елисеевы. Но деньги жертвовали и обычные прихожане русских церквей, внося посильную лепту в благое дело.

Таким образом, в 1871 году архимандрит Антонин сумел осуществить покупку земли поселения Эйн-Керем (Источник в винограднике), расположенного в живописном месте на склоне горы близ Иерусалима. Место не просто радовало глаз, здесь проходила сама евангельская история. Эта земля освящена жизнью Иоанна Предтечи, его родителей - праведных Захария и Елисаветы, посещением Божьей Матери.

- Каким образом появился здесь монастырь?

- Купив землю в Эйн-Карем, архимандрит Антонин задумал основать на них обитель для русских женщин, пожелавших остаться на Святой Земле и провести остаток жизни в подвиге. Приезжавшим женщинам предстояло самим заботиться о строительстве жилищ. Так со временем был заселен северный склон горы. Свои внешним видом монастырь не похож на привычные русские монастыри. Здесь нет одного или нескольких общих корпусов с кельями, по всей территории разбросаны небольшие домики, в разное время отстроенные сестрами.

Но созданное поселение еще нельзя было назвать монастырем, в нем не было храма. Оэтом и позаботился рачительный начальник Миссии. На его строительство также собирались средства в России, и уже в 1883 году в Граде Иудовом был освящен храм в честь Казанской иконы Божьей Матери. С этого момента и началась полнокровная жизнь Горненского женского монастыря под духовным руководством начальника Русской духовной миссии.

Шли годы, число насельниц увеличивалось, необходимость требовала постройки нового, более вместимого храма. Так, в 1910 году на вершине горы началось строительство величественного собора, но оно было прервано драматическими событиями в мировой и российской истории. Возведению храма сначала помешала Первая мировая война, а затем революционные события 1917 года и последующие за ними годы гонения на Церковь. Уже в наши дни Русская духовная миссия по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II приступила к возобновлению строительства собора Всех святых, в земле Российской просиявших. Сегодня Собор во всем своем величии возвышается над склонами монастыря, уже увенчанный куполами и крестами. В настоящее время в храме ведутся внутренние отделочные работы.

- Каков нынешний уклад монастырской жизни?

- Благоустройство обители всегда поддерживалось заботами начальников Русской духовной миссии, а также усердием монахинь и трудниц. Сейчас в монастыре проживают 60 монахинь и послушниц, в лучшие времена (до революции 1917-го года), в монастыре подвизались до 200 сестер. Монашествующие прибывают сюда из русских монастырей, желая подвизаться в Святой Земле. Их заботами многочисленные паломники имеют возможность посетить Святые места, поклониться земле, освященной спасительным подвигом Господа.

Монастырский уклад строится строго по Общежитийному уставу, данному еще архимандритом Антонином. Дни проводятся в келейных молитвах, храмовых богослужениях и послушаниях, к которым относится и обустройство быта, и прием паломников, и работа в трапезной, и сбор маслин.

Но в монашеском укладе важнее всего правильно проходить поприще жизни духовной. Недостаточно уединиться за монастырские стены, на этом месте должно свято жить. Нужно вести духовную жизнь, тогда и мир будет преображаться. Уход от мирской суеты - это не убегание от внешних трудностей, но желание служить Богу, подвизаясь в монашестве. И подражать святости свято поживших мы призваны. Бог создал человека по образу и подобию своему. Образ мы носим, а подобия нужно стремиться достичь, восстановить утраченную связь с Богом.

Если молитва будет основой для всех, населяющих обитель, если забота о спасении будет главным для подвижника, и послушание он сделает правилом своей монашеской жизни - тогда монашествующие будут светом для мирян, тогда как для монахов светом будет жизнь ангелов - им они будут уподобляться.

- Разве перечисленные Вами принципы не являются уже утверждающей основой монашеской жизни?

- Люди, избравшие путь монашества, не лишены недостатков, они такие же, как и все. Но они имеют всегдашнее стремление приблизиться к Богу и служить Ему, через подвиг они врачуют душу, обновляются и совершенствуются. Каждому требуется для этого свое время. Молитва - главное делание, основа жизни монашествующих. Они молятся о личном спасении, об Отечестве, о тех, кто в молитве нуждается.Когда разбился самолет под Донецком, монахини молились о душах погибших, а убитые горем родственники знали, куда обратиться за помощью и утешением.

- Подобные масштабные трагедии являются следствием технического прогресса, который присутствует в нашей жизни как данность. Все мы пользуемся его благами и уже не представляем себе иной жизни. Насколько вошли блага цивилизации в жизнь монахов?

- Монастырь - место подвигов, сокрытых от мира. Достижения науки и техники используются в монастырской жизни, но они второстепенны, они должны быть подчинены потребностям духовным. Молитва, послушание, труд - вот основа жизни монастыря. Технические достижения - это лишь средства послужить внутренней жизни обители. К примеру, нет смысла отказываться от электричества или телефона. Для поддержания каталога рукописей удобно использовать компьютер. Замечу, что и паломники сегодня прибывают на Святую Землю самолетами и передвигаются на комфортабельных автобусах. Но все это не должно отвлекать от главного. В жизни духовной важны ценности духовные, а не вещественные, материальные. Последние же используются по мере разумной необходимости, так, чтобы не занимали ум и сердце человека, избравшего путь телесного и духовного подвига.

- Каким образом Русская духовная миссия участвовала в поддержке северных районов Израиля во время ливано-израильского конфликта?

- Русская духовная миссия не могла оставаться безучастной к той трагедии, которая постигла и израильтян, и ливанцев, и вообще всех добропорядочных людей. Чувство скорби и стенания наполняют душу. Заботами миссии были эвакуированы сестры с подворья в Тиверии, семья священника с подворья в Хайфе. Сам же священник счел свои долгом остаться со своей паствой, и на протяжении всей войны, когда на Хайфу падали ракеты, страдали и погибали люди, продолжал служение в храме св. пророка Илии. Прихожанами храма являются как работники российского консульства, так и православные репатрианты из бывшего Союза, приехавшие в Израиль. Немало прихожан и из местных христиан-арабов.

В Троицком соборе Миссии был совершен молебен ОБ ИЗБАВЛЕНИИ ОТ БРАНИ И ДАРОВАНИИ МИРА. Многочисленные прихожане храма и паломники молились о том, чтобы мир вновь воцарился на Святой земле.

5 сентября 2006
Лиза ДОРОН, Агенство Национальных Новостей
http://www.annews.ru/news/detail.php?ID=20227

Иерусалим: Сергиевское подворье

Значительная часть российских туристов - православные паломники. Но если 100 лет назад они могли остановиться в Иерусалиме на гостеприимном русском подворье, то сегодня оно фактически не принадлежит России. Более того, историческое здание разрушается с каждым днем. За помощью священники обращаются к политикам.

Сергиевское подворье - одно из самых красивых архитектурных сооружений в Иерусалиме. Участок, зарегистрированный как русская собственность, до сих пор не возвращeн хозяевам. Более того, на него серьeзно претендуют муниципальные власти.

Юридически подворье записано на имя великого князя Сергея Александровича, председателя Императорского православного палестинского общества. В конце XIX века оно вмещало более 2 тысяч российских паломников. Фрески парадного входа, расписанного русскими мастерами, почти полностью уничтожены. Помещения превращены в склад.

Судьба подворья трагична. С 1916 года его заняли турецкие войска, затем англичане. Из-за революции в России они отказались признавать права собственности за новой властью. После разрыва дипотношений СССР с Израилем в 1967 году комплекс перешeл к министерству юстиции. Большую часть здания занимают иерусалимское управление по экологии и библиотека с книжным магазином.

Переговоры о передаче подворья начались в начале 90-х, когда дипотношения между двумя странами были восстановлены. В прошлом году этот вопрос обсуждался во время визита Владимира Путина в Иерусалим. Тогда бывший премьер Шарон обещал помочь.

Сегодня из имущества когда-то процветавшего подворья сохранилось немногое, в основном, амбарные книги и описи. На старой каменной кладке остался автограф кого-то из постояльцев тех времeн. Флюгер на крыше в виде сказочной птицы, как и прежде, указывает путь к Старому городу. Ещe есть надежда, что Сергиевское подворье вновь станет приютом для российских паломников.

08 сентября 2006
http://www.1tv.ru/owa/win/ort6_main.print_version?p_news_title_id=93497

С П Р А В К А:

Сергиевское подворье расположено в центре Иерусалима, по соседству с Русской духовной миссией и Троицким собором. Подворье - крупнейший из объектов, приобретавшихся Россией на территории Палестины и не зарегистрированных до сих пор Израилем в качестве собственности РФ.

Участок в 3 тыс. кв. м, где расположено Сергиевское подворье, с 1886 года был зарегистрирован на имя великого князя Сергея Александровича. История подворья такова. Еще в 1885 году, когда стало ясно, что русские постройки, воздвигнутые когда-то в Иерусалиме Палестинским комитетом, не вмещают растущего числа богомольцев, Императорское православное палестинское общество (ИППО) ставит вопрос о сооружении дополнительного, нового подворья. В мае 1886 года уполномоченному ИППО в Иерусалиме Д.Д. Смышляеву удалось приобрести по соседству с русскими постройками новый участок, на котором и было решено начать строительство Сергиевского подворья. Закладка фундамента состоялась 29 октября 1886 года, к 1890 году здание было построено. Строительными работами руководил городской архитектор Иерусалима - православный араб Георгий Франгья. Общая сумма, в которую обошлось Палестинскому обществу строительство, составила 328 тысяч франков.

В 1949-1952 годах советской стороной ставился вопрос о перерегистрации данного объекта на правительство СССР. В 1952 году по решению израильского суда здание было передано генеральному опекуну Израиля, в ведении которого оно находится по настоящее время. Большую часть подворья (за исключением нескольких комнат, где до разрыва дипотношений в 1967 году размещалась квартира представителя Российского палестинского общества АН СССР) в настоящее время занимает отдел охраны природы Минсельхоза Израиля, выплачивающий арендную плату генеральному опекуну.

http://www.newsru.com/arch/religy/29apr2005/jerusalem.html
Фотография: с сайта http://www.newsru.com


Проект 3: СВЯТАЯ РУСЬ

Латвийские паломники вспоминают Валаам, Великий Новгород и Святогорье

Недавно в город вернулась группа паломников, которые вместе с рижанами и жителями Елгавы посетили святые места на севере России - великие православные святыни Валаама, Великого Новгорода и Святогорье. Впечатлениями от этой незабываемой поездки поделилась с нами Валентина Воротникова - человек верующий, художник, поэт.

- Наш автобус, миновав города, Волхов, Олонец, рано утром остановился у берега Ладожского озера - такого огромного и безбрежного, что стало ясно, почему его чаще всего называют морем. Подъехал катер, мы поднялись на его борт и поплыли. Была теплая, солнечная погода, на море полный штиль и мы неслись среди безмятежных просторов где-то сорок минут. Наконец, причалили к берегу, где нас встретил экскурсовод.

Мы ступили на святую землю Валаама. Он расположен на 50-ти островах и занимает площадь в 36 квадратных километров. Мы, паломники, шли по каменистой почве от одного скита к другому, а их много, но действующих восемь, и каждый необычен по форме, некоторые, например, выглядят как небольшие сказочные дворцы.

Прежде чем подойти к величественному зданию Валаамского мужского монастыря, мы узнали, что еще ученик Христа святой апостол Андрей Первозванный воздвиг на Валааме каменный крест и предсказал великое будущее Валааму. Долгая и тяжелая судьба была у обители, расположенной на границе владений Великого Новгорода со Швецией, поэтому монастырь неоднократно разорялся. Но Валаамские иноки из века в век охраняли святые мощи основателей Валаамского монастыря - Преподобных Сергея и Германа, высекли в скале глубокую могилу, где они пребывают и сейчас. Монастырские летописи хранят записи о многочисленных чудесных исцелениях, совершенных святыми угодниками по молитвенному к ним обращению.

Во времена наибольшего расцвета: в 14-16 веках - монастырь владел 12-ю скитами, соляными мастерскими, пекарнями, пасеками, была завезена земля и разбиты сады, были рыбные и другие угодья, и его стали величать ВЕЛИКОЮ ЛАВРОЮ. Свою богатую лепту в строительство обители вносили в разные времена цари: Федор Иоанович и Борис Годунов, Петр I, императоры Александр I и Александр II. Потряс меня тот факт, что в войну 1939 - 40 года свыше 70 финских самолетов бомбили Валаам, но он выстоял, однако, монахи покинули эти места на долгие времена. А вернулись лишь в 1989 году - в день памяти святого апостола Андрея Первозванного. Сегодня в обители в трудах и молитвах живут 200 иноков.

Мы, паломники, стремясь поклониться святым мощам, с трепетным чувством находились среди этих, веками намоленных монахами стен, возжигали свечи. Здесь подаются самые большие потребы - на усопших и за здравие. Мы прошли и видели кельи иноков, есть здесь и трапезная, и специальные помещения для паломников. А их пребывает сюда великое множество, заявки на посещение уже расписаны далеко вперед - на весь 2008 год. В память о часах, проведенных на святой земле Валаама у нас остались свечи, горсть земли да серые гранитные камешки. А еще я успела сделать несколько графических зарисовок скитов. Мысли по поводу.

Нам, людям, присуще тянуться к материальным ценностям. Порою, забывая или не придавая значения духовному. Побывав на острове Валаам, что находится в Ладожском озере, и увидев эту дикую красоту и чистоту Карелии, невольно задумаешься о многом.

С какой любовью к вере монахи по камешкам возводили эти скиты, огромный монастырь. Эти стены неподвластно было разрушить даже в тяжелые времена. Это великолепие надо видеть и пережить. При общении с монахами узнаешь о их жизни, многие из которых молоды и красивы, но почему монахи? Ответ был один: - Жизнь - это экзамен, и мы готовы к нему, чтоб предстать перед Богом. - А мы - нет. Вот и вся разница. У них духовность и доброта, а у нас голый материализм и немало зла. И еще. Даже раскованные иностранцы, приехав в эти святые места, облачались, женщины, конечно, в длинные юбки и косынки. А наши христиане, порой, ухитряются пройти храм в брюках, что мерзко перед Богом (это из Библии). И в результате не получают Божией благодати.

Помолились за всех

Паломники продолжили свой путь, направляясь в Новгородскую область, где посетили крупнейший из новгородских храмов - Свято-Юрьевский монастырь, заложенный еще князем Ярославом Мудрым в 1030 году. Новое возрождение древней обители начинается в начале 19 века и связано с именем архимандрита Фотия, чья глубокая вера, благочестие вызывали уважение у всех слоев общества. Небывалой красоты возводились при нем: Спасский собор, восточный Фаловский корпус с кельями, колокольня по проекту знаменитого архитектора Карла Росси, великолепный Георгиевский собор, внутри которого золотой стеной возвышался огромный, в семь ярусов иконостас с серебряными царскими вратами . . . И все это было разрушено, разграблено, осквернено в войну. И только в 1991 году Юрьев монастырь возвратили церкви. Требуется много средств, чтобы возродить разрушенное. Но самое главное - колокола звонят, ежедневно совершается Божественная Литургия. Мы, паломники из Латвии, были встречены иеромонахом Михаилом, были на исповеди и причастились. Видели как много надо восстановить и отреставрировать. Но работы уже ведутся. И мы, паломники стекающиеся сюда из разных мест, вносим свои пожертвования на возрождение храма.

Наш путь был потом в Хутыньский женский монастырь. Здесь нас встретил старец Марк, подарил каждому канон и освященный головной убор. И вновь мы ходили среди старинных, постепенно реставрируемых стен храма. А потом у святого источника стояли в очереди за исцеляющей водой.

Волнующим завершением нашего паломничества был Святогорский монастырь - место упокоения великого поэта Александра Пушкина. Мы вошли в храм в то самое время, когда по нем служилась панихида. Вместе с иноками мы вознесли свои молитвы, положили цветы на могилу поэта. Сами собой родились поэтические строки, которые я назвала СВЯТАЯ ОБИТЕЛЬ

Святая обитель

Посетила святую обитель,
Юрьев, Хутынь, затем Валаам.
Чин монашеский верный служитель,
Чтоб Господь не воздал по грехам.

Посетив монастырь Святогорский,
Там, где Пушкин порою бывал,
Где с цыганами в красной сорочке,
Он у стен монастырских гулял.

Его мощи покоятся там же,
Панихиду читают по нем
И монашеский чин не однажды,
Ставит свечи пред честным Крестом.

Говорят нам Святыни о многом,
О тяжелых и трудных путях.
Кто вознес их с такою любовью,
И с молитвой на чистых устах.

07 сентября 2006
Татьяна ЗАХАРЧУК
http://www.gorod.lv/pressa/35948/palomnichestvo_k_svyatyim_mestam

Жители татарского села собирают подписи против раскопок земляного карьера, угрожающих святому источнику

Жители села Большое Фролово Буинского района Татарстана выступили с протестом против разработки карьера в непосредственной близости от источника в честь святого великомученика Пантелеимона.

- По чьему злому умыслу именно здесь ведутся подобные работы, угрожающие существованию источника? Убеждены: необходимо прекратить это надругательство над святыней, - заявили сельчане в открытом письме, опубликованном в четверг в газете РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН.

По их утверждению, на раскопках, носящих вдобавок несанкционированный характер, используется тяжелая техника, - клубы пыли и копоти от сгорающего в баках машин топлива висят в воздухе, - что плохо отражается на состоянии соседнего источника.

Святой ключ забил в Большом Фролово несколько столетий назад, после явления в этом месте иконы святого целителя Пантелеимона. Недавно над источником возвели две часовни для проведения молебнов о здравии и исцелении болящих, оборудовали купель.

Источник Святого Пантелеимона, по словам жителей села, является популярным местом паломничества жителей соседних районов и даже иностранцев.

07 сентября 2006
http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=13749

В Екатеринбурге пребывает мироточивая икона святого российского царя-страстотерпца

Сотни православных совершили крестный ход от рухнувшего моста до Храма-на-Крови

- Уже несколько дней на Урале пребывает образ Царя Страстотерпца Николая II, - рассказывают в екатеринбургской епархии. - Первые дни после приезда икона находилась в среднеуральском женском монастыре, и здесь ей поклонились сотни паломников.

Этот образ три года назад написал сибирский казак Сергей Кришталь. 17 июля 2003 года икону освятили, а через несколько дней она начала мироточить. После чуда образ стал путешествовать по стране. Таким образом православные стали призывать к покаянию русский народ, на котором лежит грех цареубийства. Наконец-то образ прибыл в уральскую столицу.

- Вы только посмотрите на эту чудесную икону, - восхищается верующая Надежда Егоровна Салахова. - Лики святых смотрят на нас, на тех, кто приносит покаяние.

Екатеринбург не стал исключением - капли на поверхности образа заметили и уральцы. Икону сразу же икону доставили к памятному знаку и Поклонному кресту, которые установлены на месте прибытия в город царской семьи (отсюда же ее повезли на гибель). По совпадению крест стоит недалеко от перекрестка улиц Шевченко и Восточной, в нескольких шагах от обрушившегося моста. . .

- Такими катастрофами мы продолжаем платить за грехи, - то и дело причитала старушка. При виде чудотворной иконы она упала на колени и стала креститься.

Молебен у Памятного креста отслужил архиепископ Викентий. Он же возглавил крестный ход от разрушенного моста до Храма-на-Крови, где к знаменитой иконе в течение нескольких дней будет открыт доступ.

По словам настоятельницы среднеуральского монастыря Варвары Крыгиной, для всех православных Урала большая честь, что икона прибыла именно в Екатеринбург.

- Все время, пока икона была в нашем монастыре, верующие испытывали удивительное чувство - особую близость святого Царя Страстотерпца, его любовь и молитвенное заступничество, - отметила монахиня.

09 сентября 2006
Ринат Низамов
http://ural.kp.ru/2006/09/09/doc135760/

Возвращение псковского покрова

Это сейчас так кажется, что Она находилась здесь испокон веку. Далеко не самая большая, но и не самая маленькая по размерам икона. Установленная на подрамнике, вне основного иконостаса, слева от входа в алтарь, БОГОРОДИЦА ПСКОВО-ПОКРОВСКАЯ молча взирает на каждого входящего в Свято-Троицкий собор Пскова. Подумать только, сколько человеческих судеб предстало перед светлым ликом Богородицы; какие просьбы, мольбы и покаяния выслушивала Она на протяжении более чем четырех столетий; скольким израненным душам явила Она свою щедрую милость и отпущение грехов. И сколько сама претерпела. . .

В жизни Натальи Михайловны Ткачевой, заведующей отделом реставрации Псковского музея-заповедника, Богородица Псково-Покровская занимает особое место. Десятки лет отдала она сбору скрупулезной информации об иконе, при ее непосредственном участии готовилось возвращение Псковского Покрова на родину. Ее рассказ и послужил основным источником для написания этой статьи.

На помощь псковичам пришла Матерь Небесная

Мы не знаем, чья рука писала икону Псково-Покровской Богородицы. В средние века негоже было грешному человеку ставить свое имя под святыми образами. Доподлинно известно другое. Поводом для создания иконы и ее сюжетом стало чудесное явление Божией Матери старцу Псково-Покровского монастыря Дорофею накануне генерального штурма польских войск.

События тех давних пор действительно развивались драматически. Самая мощная европейская армия, по русским источникам - до 100 тысяч человек, руководимая лучшим полководцем своего времени Стефаном Баторием, надвинулась на город, в котором, не считая жителей, и было-то всего 7 тысяч человек гарнизона. Царь Иван Грозный в растерянности держал основные войска вблизи столицы и в новгородских землях. Брошенным на произвол судьбы псковичам оставалось либо сдаться, либо умереть, сражаясь. Псковичи выбрали второе. . .

В эту трудную минуту на помощь осажденному городу и пришла сама Богородица. Неудивительно, что уже в пору осады из уст в уста, с мельчайшими подробностями, псковичи передавали друг другу СКАЗАНИЕ О ВИДЕНИИ ДОРОФЕЯ, которое позднее оформилось и на бумаге, как литературный памятник, и на иконе. Как считает Наталья Ткачева, икона была создана для увековечения и прославления небесного заступничества Богородицы, подвига псковичей, памяти защитников города, героически погибших во время осады.

Святыня города

Беспримерен сам сюжет иконы, что говорит о смелом новаторстве псковичей в строгих рамках иконописного канона. Здесь мы видим Богоматерь в окружении псковских и российских святых. Это псковские князья Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей, великий князь Владимир, преподобные Антоний Киево-Печерский, Корнилий Псково-Печерский, блаженный Николай Салос, архиепископ Новгородский и Псковский Нифонт. Нашлось место и для небесного избранника - старца Дорофея.

Более уникально другое. Псковский Покров - это первое местное изображение Пскова. Так сказать, его схематический план. Иконописец тщательно выписал Троицкий собор и другие церкви города, крепостные стены, реку Великую, Мирожский и Печорский монастыри. Особо выделены Покровский монастырь и Покровская башня - места самых трагических событий обороны. Здесь полякам удалось проделать огромную брешь в стене (пролом) и ворваться в город. Правда, всего на несколько часов. Город, как известно, псковичи мужественно отстояли. Поэтому и монастырь после Баториева нашествия стали называть ПОКРОВСКИЙ ОТ ПРОЛОМА. А значение этого подвига точнее всего позднее выразил Н.М. Карамзин: - То истина, что Псков спас Россию от величайшей опасности, и память сей важной заслуги не изгладится из нашей истории, доколе мы не утратим Любови к отечеству и своего имени. -

Сами же псковичи в память о героическом сражении в 1601 году учредили ежегодный крестный ход на шестую неделю по Пасхе. Это, надо полагать, было красивейшее зрелище. Крестный ход начинался в кремле, от стен Троицкого собора, и через весь город следовал к Покровскому от Пролома монастырю. Когда торжественная процессия заходила в ограду обители, иноки выносили навстречу икону Псково-Покровской Богоматери, ставшую не только храмовой иконой монастыря, но и символом всего Пскова.

Новый порядок

Псков все же был захвачен. Правда, совершенно в другое время и другими врагами. 9 июля 1941 года, на 17-й день войны, в город вошли немецкие войска. К тому времени в Пскове не то что старцев, но и ни одного действующего храма не осталось. У атеистической власти было свое понимание мироздания. Но, на удивление, остались иконы. Много икон. Потом их стало еще больше, потому что немцы превратили Псков, из-за удобства его расположения, в некий перевалочный пункт, куда свозились ценности из Новгорода, Тихвина, пригородных музеев Ленинграда.

- Служба охраны художественных ценностей у немцев была поставлена на очень высоком уровне, - рассказывает Наталья Ткачева. - И ее главная задача первоначально заключалась не в вывозе награбленных сокровищ, а в их сохранении и использовании на оккупированной территории. Ведь немцы, как они считали, пришли сюда надолго, навсегда. Кстати, первым делом оккупанты провели на оккупированной территории серьезные исследования и пришли к выводу, что несмотря на массовую атеистическую пропаганду, здешний народ очень верующий. Надо было как-то использовать этот фактор. И немцы им воспользовались. . .

Тихвинская в Пскове

Едва ли не с первых дней оккупации в Пскове открылся Троицкий собор, началась служба в других храмах города. Здесь обосновалась Псковская православная миссия, стало работать Православное радио (первое в истории страны!) и выходить православная газета. А работа с поступавшими ценностями не прекращалась. Ценности хранились в Поганкиных палатах, в Солодежне и в церкви Успения с Пароменья. Примечательно, что Успенская церковь у немцев даже получила особое и характерное название - ГОЛЬДЕНЕ КАПЕЛЛЕ. Это была действительно ЗОЛОТАЯ КАПЕЛЛА, учитывая хранящиеся здесь сотни старинных икон и других музейных ценностей.

Немецкие пунктуальность и дотошность порою давали сбои. Военный комендант Пскова де Барии частенько сквозь пальцы смотрел на то, что офицеры и простые солдаты обзаводились в качестве трофеев иконами, музейными ценностями даром или за символическую плату. Неплохо ведь было на Рождество послать своей семье в Германию какой-нибудь РУССКИЙ СУВЕНИР, стоимость которого сегодня оценили бы в десятки, а то и сотни тысяч долларов.

В 41-м году появляется в Пскове и знаменитая чудотворная икона Тихвинской Божией Матери.

- Богоматерь Тихвинская хранилась в Пскове в Оружейной комнате комендатуры, которая находилась в Доме Советов, - продолжает рассказ Наталья Ткачева. - Я читала газетную заметку, правда без выходных данных, в которой трогательно рассказывается, как немецкий солдат, рискуя жизнью, спасал ее из пылающего Тихвинского монастыря. Потом якобы этот солдат даже лежал в госпитале, леча ожоги. Сохранилась немецкая кинохроника о передаче Тихвинской иконы Божией Матери священникам из Псковской православной миссии. На самом деле передача была чисто формальной. - Из политико-пропагандистских соображений нельзя ее совсем изъять из культового обихода, - писал в те годы один из немецких спецов. Икону выдавали для службы в Троицком соборе только по воскресеньям и в некоторые праздничные дни, с 9 утра до 6 вечера. Под конвоем она каждый раз обязательно возвращалась в комендатуру.

Любопытно, что в годы оккупации для любознательных немецких солдат был издан путеводитель по городу. Среди главных достопримечательностей - икона Тихвинской Богоматери и Троицкий собор, в который ее привозили. Завершая рассказ о Тихвинской, скажем, что ее ждал долгий путь на Запад и нескорое, почти 60 лет спустя, возвращение на Родину.

На Западе в плену

А что же наша псковская Заступница? Как сложилась судьба иконы с тех пор как мы ее оставили в начале XVII века? Как говорит Наталья Ткачева, в 20-х годах прошлого столетия, когда ВОИНСТВУЮЩИЕ БЕЗБОЖНИКИ изымали церковные ценности, с Псковского Покрова сняли серебряный оклад. Он, естественно, исчез. Документально установлено, что настоятель Покровской церкви священник Троицкий передал икону в Псковский музей. Мудрый священник понимал, что в стенах светского заведения икона будет находиться в полной безопасности, поэтому и пошел на такой шаг. В 1944 году икону ждало новое перемещение, на этот раз на запад. Музейщикам хорошо было известно, что в апреле и мае 1944 года из Риги в Германию немцы отправили 5 вагонов с художественными ценностями. Среди них особо упоминались 650 русских икон XIV-XVIII вв., изъятых спецподразделениями войск группы СЕВЕР в Пскове, Новгороде, Тихвине, Гатчине.

- После войны псковские историки, архитекторы, реставраторы радовались любой старой фотографии, любой прориси этой иконы, - вспоминает Наталья Ткачева. - В Пскове считали, что она либо погибла во время войны, либо безвозвратно затерялась. . .

Наверное, такое бывает только с чудотворными иконами.

В 1970 году в Мюнхене в Доме искусства прошла выставка ИКОНЫ XIII-XIX ВЕКОВ. Как водится, выставку предварял роскошный каталог. Его-то и полистал реставратор и искусствовед, знаток псковской старины Савелий Ямщиков. Под номером 234 Ямщиков обнаружил до боли знакомую икону. В каталоге указывалось, что икона под странным названием ПСКОВ И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ выставлена из частного собрания анонимного жителя небольшого немецкого городка. Пояснение к иконе было еще более нелепым: - Перемещение чудотворной иконы из Печерского монастыря в Троицкий собор Пскова. - Сомнений быть не могло - это была знаменитая Псково-Покровская Богоматерь.

Искусствовед сделал все возможное и невозможное, чтобы помочь возвращению иконы домой. О находке были проинформированы псковские власти, немецкий владелец был согласен на обмен. . . Но как-то не с руки было выменивать то, что было похищено во время войны. Дело застопорилось. Единственным утешением служило то, что икона по-прежнему оставалась все у того же владельца. Как выяснится, муж теперь уже престарелой фрау купил Псковский Покров у ВЫСШЕГО ОФИЦЕРА ВЕРМАХТА.

Опись Василия Пономарева

Так наступила очередь и Натальи Ткачевой. Для нее, коренной ленинградки, древний Псков, реставрация, иконы стали не просто ежедневным рабочим местом, но и смыслом жизни. Ее интерес еще более возрос, когда на коллекции псковских икон она увидела немецкие шифры. Так к ее профессиональным заботам прибавилось и исследовательское направление. Постепенно у Натальи Михайловны сложилась целая картотека по немецким шифрам, по которой удалось реконструировать опись пропавшей коллекции. Это было особенно важно, учитывая гибель в войну инвентарных музейных книг и недоступность документов.

А после того как в начале 90-х годов стали открываться недоступные прежде архивы, в документах времен оккупации и всплыло имя новгородского археолога Василия Пономарева, сыгравшего, как оказалось, огромную роль в возвращении псковских икон на родину.

Судьба Василия Пономарева запутана и трагична. Он стоял у истоков новгородской археологии, в 30-е годы был репрессирован. В Псков он прибыл в 43-м году вместе с новгородскими ценностями. - Это был профессионал высочайшего уровня, - считает Наталья Ткачева, - и работал он на нас, а не на немцев. - Немцы ведь стремились учитывать все. И в Пскове работу по учету икон и других музейных ценностей вел именно Василий Пономарев. - Вот его шифры, - показывает Ткачева. - Я ведь немало времени раскладывала их как пасьянс, пока не удалось расшифровать надписи. -

Чудесное возвращение

Словом, когда в начале 90-х годов в Министерстве культуры был создан Отдел реституции культурных ценностей, у Натальи Ткачевой скопилось огромное количество материала по перемещенным псковским ценностям. Первой в ее списке стояла, разумеется, Богородица Псково-Покровская. Начались долгие, долгие переговоры, письма, встречи, телефонные звонки из Германии. Особую роль в деле возвращения псковской иконы на родину Наталья Ткачева выделяет главному эксперту отдела реституции Министерства культуры Николаю Ивановичу Никандрову.

Но прошли не месяцы даже, а годы, прежде чем у псковских музейщиков появилась информация, что германские власти выкупили икону из частной коллекции, чтобы вернуть ее из политических соображений в Россию. То ли радоваться, то ли огорчаться? Вновь переписка, доказательства теперь уже перед Московской Патриархией, что икона должна вернуться именно в Псков, что пожелание немцев вернуть ее церкви, а не в музей, не означает передачу иконы в Москву, что это псковская святыня и в Пскове ее место.

16 июня 2000 года во время визита в ФРГ президента Владимира Путина немецкие власти официально заявили о возврате Псковской Богородицы в Россию, с условием передачи ее в действующий храм Пскова. И уже 31 августа посол Германии в России Эрнст Йорк фон Штудниц передал икону Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.

- Следующий за этим год стоил нам больших нервов и переживаний, - теперь как уже о чем-то несущественном замечает Наталья Ткачева. - Патриархия молчит, немцы домогаются: - Где икона? Почему не в Пскове? - А мы и ответить ничего не можем. Прошел даже слух, что нашу Богородицу собираются направить в музей (?!) московского храма Христа Спасителя. В общем, весь год прошел в тревожных волнениях и ожиданиях. -

Не чудо ли? 7 сентября 1581 года псковскому старцу Дорофею явилась Богородица и помогла псковичам отстоять свой город. И ровно 420 лет спустя, 7 сентября 2001 года Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий лично доставил ее в главный храм Пскова и Псковской земли - Свято-Троицкий собор.

Последний штрих

Уже здесь, на родине, в Троицком соборе, Богородица Псково-Покровская замироточила. Настоятель Троицкого собора отец Иоанн пояснил это мироточение БОЛЬШОЙ МИЛОСТЬЮ К НАШЕМУ ГОРОДУ И СОБОРУ. Что ж, может оно и так. А не были ли эти слезы, источаемые Богородицей, слезами радости от возвращения в родную землю? В землю, во многом непутевую, неустроенную, пропитанную грехами и соблазном. Но это же Ее родная земля!

08 сентября 2006
Юрий СТЕПАНОВ, ПСКОВСКАЯ ПРАВДА
http://pravda.pskov.ru/religiya/4056/

Фотографии:
Икона Псково-Покровская со страницы
http://www.aquarium.ru/misc/icons/162_pskovo_pokrov.jpg
Троицкий собор Пскова со страницы
http://www.nortfort.ru/pskov/img/psk-4-04.jpg




Проект 4: ЗА ГРАНИЦАМИ БОЛЬШОГО ОТЕЧЕСТВА

Текущая информация отсутствует

Проект 5: ПРАВОСЛАВНАЯ ДОРОГА ИАКОВА

Информация отсутствует

Проект 6: ПЕШЕХОДНОЕ И ВЕЛОСИПЕДНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО

Информация отсутствует

Проект 7: ОБЪЯВЛЕНИЯ, ПРИГЛАШЕНИЯ, РАЗНЫЕ ТЕМЫ И ВОПРОСЫ

В Архангельске открыты курсы православных экскурсоводов

Ежегодно на Русский север прибывают все больше туристов. Поскольку поток людей, желающих познакомиться с Архангельском и его окрестностями, постоянно растет, квалифицированных экскурсоводов стало не хватать. Изменить сложившуюся ситуацию решили путем создания курсов православных экскурсоводов. 2 сентября в Архангельске начались занятия очередного потока будущих специалистов-гидов.

В программу их обучения входит большое количество учебных экскурсий, во время которых будущие экскурсоводы знакомятся со всеми маршрутами, на которых им придется в дальнейшем работать, а также богословские дисциплины.

Сайт Архангельской епархии сообщает, что лекции будут проводить выпускники Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, священнослужители, преподаватели Поморского государственного университета.

Востребованность православных экскурсоводов очень высока. В Архангельской области активно работают паломнические службы. Второй год епархия организует выезды на Соловецкие острова и в Пинежский район к святым местам. Для паломников разработано около двадцати маршрутов не только по Архангельску и Архангельской епархии, но и по святым местам других епархий, например, Вологодской - с посещением Кирилло-Белозерского, Ферапонтова, Спасо-Прилуцкого, Горицкого монастырей.

05 сентября 2006
http://www.mospat.ru/index.php?page=32824

В Паломническом отделе Екатеринбургской епархии считают: паломничество - одна из важнейших сторон духовного образования человека

Паломничество по святым местам - одна из древнейших христианских традиций. возрождаемая ныне в России на всех уровнях: епархиальные паломнические службы, церковные общественные организации, поездки прихожан и воспитанников детских воскресных школ, паломнические лагеря и пешее паломничество.

По словам руководителя Паломнического отдела Екатеринбургской епархии Любови Анатольевны Белогуровой, цель всей многогранной образовательной деятельности Церкви одна - приведение ко Христу. Также и паломничество - это одна из прекраснейших форм работы с прихожанами храмов, людьми верующими, а также и с невоцерковленными людьми, например с трудовыми коллективами, группами школьников и студентов.

Результаты просветительской паломнической работы ощутимы сразу - уверена Любовь Анатольевна. В паломничестве происходит приобщение к духовной жизни Церкви пришедших к святыням детей и взрослых. На святых местах люди вспоминают свои корни, историю своей семьи, своей страны, задумываются о смысле жизни, взаимоотношениях с ближними. У пришедших к святыне людей - как воцерковленных, так и далеких пока от церковной жизни - открываются сердца, возрождается милосердие, любовь, терпение.

ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА, Екатеринбург
http://orthodox.etel.ru/2006/33/24palom.htm

Авторы:

Алексей ПОТУПИН, Дюссельдорф, ГЕРМАНИЯ, редактор рассылки

ПРИГЛАШАЮ БЫТЬ АВТОРАМИ ЖЕЛАЮЩИХ НАПОЛНЯТЬ НОВОСТЯМИ РАЗЛИЧНЫЕ ПРОЕКТЫ РАССЫЛКИ

Контакт:

Сайт редактора рассылки здесь
Редактор еженедельника ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО, Алексей Потупин a[a]palomnik.org

Программирование и веб-дизайн интернет-агентство imcom.ru

В избранное