Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православное паломничество

  Все выпуски  

Православное паломничество 013


Выпуск013
04.12.2006

ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО

Международный центр велосипедного паломничества в честь апостола Иакова Зеведеева
Сайт редактора рассылки: здесь

Другие рассылки редактора:
ГЕОИНФОРМАЦИЯ
ВЕЛОСИПЕДИЗМ
Всего подписчиков: 0348 (+11)

CОДЕРЖАНИЕ

Проект 1: АКТУАЛЬНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПАЛОМНИКА (СВЯТЫЕ И СВЯТЫНИ)
Текущая неделя между рассылками 013-014

Проект 2: СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ
Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме посетил министр связи России Леонид Рейман

Проект 3: СВЯТАЯ РУСЬ
Затерянный мир или православная Россия как она есть

Проект 4: ЗА ГРАНИЦАМИ БОЛЬШОГО ОТЕЧЕСТВА
Путешествие по Италии в июне 2006 года. Путевые заметки

Проект 5: ВЕЛИКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПАЛОМНИЧЕСКИЙ КРЕСТ
Сегодня - пока только идея

Проект 6: КРЕСТНЫМ ХОДОМ
Алешино место

Проект 7: ОБЪЯВЛЕНИЯ, ПРИГЛАШЕНИЯ, РАЗНЫЕ ТЕМЫ И ВОПРОСЫ
В Русской православной церкви предостерегают от восприятия паломничества как средства оздоровления


Проект 1: АКТУАЛЬНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПАЛОМНИКА (СВЯТЫЕ И СВЯТЫНИ)


Текущая неделя между рассылками 013-014


05 декабря, вторник: апостолов от 70-ти Филимона и Архиппа и мученицы равноапостольной Апфии (I-й век)

06 декабря, среда: благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия (1263-й год)

07 декабря, четверг: великомученицы Екатерины (305-313-й годы)

08 декабря, пятница: отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

09 декабря, суббота: святителя Иннокентия, епископа Иркутского (1731-й год)

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

10 декабря, воскресенье:
Иконы Божией Матери, именуемой ЗНАМЕНИЕ

Икона Божией Матери, именуемая ЗНАМЕНИЕ, изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) - благословляющий Божественный Младенец - Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери НИКОПЕИ, VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Иконы Божией Матери, известные под именем ЗНАМЕНИЕ, появились на Руси в XI - XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.

В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, - враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.

В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.

http://days.pravoslavie.ru/Life/life3233.htm

Место православного паломничества: НОВГОРОДСКИЙ ЗНАМЕНСКИЙ СОБОР (к великому сожалению в настоящее время здесь размещается музей)

Знаменский собор - это постройка, практически полностью сохранившаяся, хотя и нуждающаяся в реставрации. Привлекательно в ней все: и необычная для Новгорода архитектура, сложные композиционные и декоративные решения которой скорее характерны для Москвы и Поволжских городов, и глубокие по замыслу, яркие, богатые орнаментами росписи (1702). Они традиционны, но вместе с тем очень точно комментируют свое время.

Так, среди фигур огромной композиции СТРАШНОГО СУДА, занимающей всю западную стену, мы находим изображение человека в коротком - НЕМЕЦКОМ платье и башмаках, черты лица которого удивительно напоминают Петра I. Черти тащат его в Ад. Ирония судьбы заключается в том, что именно Петр и Иван, согласившись на уговоры своего духовника Меркурия Гавриловича, новгородца по рождению, дали деньги на завершение строительства Знаменского собора (1682-1688). Храм строился специально для иконы БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ. Его расписывали московские и костромские мастера, но заказчиком выступали новгородцы. Отсюда понятен интерес к новгородским святыням и святым.

Надолго занимают внимание посетителей, будят их воображение развернутые циклы из земной жизни Христа и Апостолов, а также живописные комментарии к Акафисту - песнопениям, славящим Богоматерь.

Знаменский собор обладает прекрасной акустикой, что в сочетании с обширностью и красотой интерьера позволяет устраивать здесь концерты духовной музыки.

http://www.delfin-tour.ru/direction/old_russia/nov-podrob/nov_znam.html

Икон Божией Матери ЗНАМЕНИЕ: Курской-Коренной (1295), Абалацкой (1637), Царско-сельской, Серафимо-понетаевской (1879), Верхнетагильской (1753) и именуемой КОРЧЕМНАЯ (XVIII-й век)

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

11 декабря, понедельник: священномученика митрополита Серафима (1937)


Проект 2: СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ


Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме посетил министр связи России Леонид Рейман


28 ноября Русскую Духовную Миссию посетил Министр информационных технологий, телекоммуникации и связи Российской Федерации Леонид Рейман, прибывший в Израиль с рабочим визитом.

В храме св. мц. царицы Александры высокого гостя приветствовал начальник Миссии архимандрит Тихон, рассказавший об истории Российского присутствия в Святой Земле и деятельности Русской Духовной Миссии.

В ходе беседы, которая продолжилась за чашкой чая в покоях начальника, был затронут вопрос о возвращенииРусской Духовной Миссии - законному владельцу -ее исторического здания, который занимает Мировой суд Израиля. Леонид Рейман высказал обещание включить этот вопрос, поднятый еще год назад Президентом РФ,в программу своей встречи с премьер-министром Израиля Эхудом Ольмертом.

В заключение своего посещения Русской Духовной Миссии министр связи России сделал запись в книге почетных гостей, и в сопровождении архимандрита Тихона проследовал в Храм Воскресения Христова, где поклонился Живоносному Гробу Господню и Божественной Голгофе.

28 ноября 2006
http://jerusalem-ru.livejournal.com/


Проект 3: СВЯТАЯ РУСЬ


Затерянный мир или православная Россия как она есть


Сельский детектив

- Утром у перехода через Латыгору обнаружено безжизненное тело с ножевыми ранениями 27-летнего бывшего зампрокурора Брейтовского района. Обвинение в убийстве предъявлено бывшему сотруднику ОВД этого же района. Мужчины были давно знакомы, после ОБМЫВАНИЯ ВСТРЕЧИ один пошел провожать другого, по пути возникла ссора . . .

- Ночью на дороге вблизи деревни Манилово были обнаружены фрагменты тел двух женщин и мужчины. Потерпевшие были сбиты Владимиром К., председателем колхоза ПУТЬ КОММУНИЗМА, который в пьяном состоянии на полной скорости врезался в идущих по дороге людей. Потерпевшие возвращались с поминок умершего от пьянства товарища.

Это фрагменты из обычного раздела ПРОИСШЕСТВИЯ брейтовской газеты. Поговорите с жителями любой деревни, и они - кто с кислой улыбкой, а кто со слезами - расскажут еще о десятках людей, принесших себя в жертву Дракону. Например, в одном рабочем поселке не так давно в течение месяца погибло сразу пять человек. Один умер от пьянства, другой разбился на машине, третий сгорел в собственном доме . . .

Фотография 1: При создании Рыбинского водохранилища в 1941 году погибли 294 человека. Они отказались покидать свои дома.

- На берег постоянно выбрасывает человеческие кости и черепа из затопленных кладбищ. Каждый год по целому гробу набираем и хороним, - рассказывает отец Анатолий.

Брейтовский район в истории страны известен еще и тем, что 55% его территории затоплено Рыбинским водохранилищем. Под воду ушло 4 монастыря, 800 деревень, причем в каждой был храм. Старожилы рассказывают, что торчащие из воды купола бомбили с самолетов.

Надежда Ивановна Плохово родилась 80 лет назад в деревне Лягалово - на берегу реки Мологи. Но она прекрасно помнит, как их переселяли перед началом войны из зоны будущего затопления:

- Пришли какие-то люди и стали чистить будущее дно. Они вырубили наш прекрасный сад. Дедушка просил оставить одну вишню, чтобы взять ее с собой, но ее тоже срубили. Нам разрешили взять с собой только дом, где мы жили. Отец с дедом вручную разобрали. А две трети имущества - баня, зимний дом, сараи для хозяйства - там осталось. Перевозили дома на лошадях. Как же горевали все! Фамилиями здесь сотни лет жили. Травы на лугах вдоль Мологи так пахли, что никакого чая не надо, бери да траву заваривай. Земля плодороднейшая. А нас на песчаную почву переселили. Участок земли дали, но прокормиться мы с нее не могли. Вслед за выселением сразу война, отец на войне погиб. Нас у мамы шестеро осталось.

Фотография 2: Старожилы расказывали, что когда-то по Мологе (река в затопленной Моложской низменности) ходили колесные пароходы. Глубина русла составляла 12 метров. Средняя глубина Рыбинского водохранилища - 4-5 метров.

В войну мы противотанковые рвы копали, а после войны отправили меня на лесозаготовки в Пошехонье. Работали с шести утра до шести вечера. Кормили кое-как, спали на полу. От острого истощения у меня в глазах темнело. Все молилась Богу, чтобы сознание не потерять и живой домой вернуться. Мама верующей была, ее вера ко всем детям перешла.

Но крепкая вера в деревне теперь - редкость. Когда благочинный Брейтовского района протоиерей Анатолий Денисов предложил отслужить в центре ПЬЯНОГО рабочего поселка молебен, освятить каждый дом и пройти вокруг поселка крестным ходом, жители согласились:

- Конечно батюшка, но только не сейчас, лучше летом . . .

- Почему летом? - Так дела же у всех . . .

Последняя морковка

Половину нашего района затопило водохранилище. А оставшуюся половину - водка, - говорит отец Анатолий. - В наших местах у человека выбор небольшой, кабак (читай - самоубийство) или Церковь. Недавно в Прозорове застрелился молодой человек, 22 года. Остались гражданская жена и ребенок. Через два дня приходят ко мне родственники и спрашивают:

- Батюшка, покойник купил бутылку водки и пива. Пиво он перед смертью не тронул, мы его сразу выпили. А вот полбутылки водки осталось, можно ли ее допить, нет ли в этом греха? - Я смотрю на мать и удивляюсь - у тебя же сын умер! А ты про водку говоришь!

Когда-то здесь можно было найти работу на сырном или льнозаводе, на предприятии по переработке рыбы или мясо-молочной продукции. Все это в прошлом. По словам сельчан, из 16 колхозов жизнь теплится лишь в пяти. Слава Богу, что благодаря усилиям муниципальной власти работают школы, лесхозы, больница, рыболовецкие совхозы, магазины и сельские клубы, но попробуй-ка устройся туда - все места заняты. Даже Рыбинское водохранилище поделено на квадратики - акватории. Закинешь не туда свою сеть, могут и убить.

Один человек, чтобы снарядить ребятишек в школу, три тонны морковки вырастил - и по три рубля за кило не может продать! А он больше на нее потратил. Закончив школу, большинство молодых людей сразу идут на биржу и САДЯТСЯ на пособие по безработице (600 рублей). Те, кто побойчее, перебираются в Москву и в Ярославль, хотя их там никто и не ждет.

- Не могу я один создать рабочие места по переработке молока, мяса, овощей, ягод. Для этого нужны инвестиции,- честно признался глава поселения Прозоровское Вячеслав Смирнов. - Даже если молодой человек, вернувшись из армии, имеет специальность столяра, электрика или связиста, мы не можем обеспечить его работой. Он может рассчитывать только на делянку в 50 кубов леса по льготной цене для строительства дома, да и то если женат. Но рубить, вывозить и строить он должен сам. Раньше каждый мог заработать на рыбе, купив лицензию на ловлю сетями. Но по решению Минприроды лицензии для физических лиц отменены.

Но что невозможно человеку, возможно Богу.

Корова-обогреватель

Отец благочинный сосредоточенно смотрит на ленту дороги, летящую по колеса его ЖИГУЛЕНКА. Проезжаем мимо деревни Чурилово с пятью домами.

- Хочешь, деревню тебе подарю? - улыбается батюшка. - Заходи в любой дом и живи. Мебель вся есть, печка. Может, здесь одна-две бабушки остались, как в Коробове. Я туда их причащать приезжал. Они прямо в доме отгородили место для коровы и почти не топят, дрова экономят. Запах да, есть, но зато тепло. Корова - это же паровая батарея.

И таких деревень здесь . . . Недавно приехали со знакомым в одну, идем по улице, вдруг бабушка навстречу бежит: люди, люди идут!!! Это же чудо настоящее, что там еще кто-то остался.

- А что-нибудь действительно необычное бывало с вами?

- Да постоянно происходит. Этим летом в один из дней в разных концах района было одновременно несколько треб. Между каждыми двумя - по часу дороги. Едем вместе с певчими и вдруг посреди села Суминское машина заглохла! Все, думаю, опоздали. А из дома напротив выходит дедушка и спрашивает: - Батюшка, народ созывать? - Какой народ? Куда созывать? Выяснилось, что неподалеку есть святой источник. Еще в 1970-х в этот день каждый год в десять утра в село приезжал священник его освящать. Смотрю на часы - без десяти десять. И что удивительно, отслужили мы молебен, поехали дальше - и никуда не опоздали.

На дороге нас приветствует инспектор ГИБДД.

- Парень недавно из армии пришел. Хороший, верующий, а работу долго не мог найти. Но Господь помог, - кивает на милиционера батюшка. - А на прошлой неделе пришли ко мне еще трое: - Батюшка, работы нет, свет за неуплату отрезали, что делать? Один жениться собрался, сам в райпо за 600 рублей в месяц развозит хлеб по деревням, невеста - продавец, тоже 600 получает. А мне грузовик пожертвовали. Я им и предложил дрова старушкам по более низкой цене, чем тут продают, привозить. Общее число молодых прихожан в Брейтове составляет примерно 50-60 человек. В остальных селах - считанные единицы.

Академия добрых дел

Отец Анатолий служит в районе уже пять лет. На его попечении находятся все пять храмов и две часовни. Он благочинный и единственный священник Брейтовского района. Бывало, обращается за благословением для какого-нибудь дела к владыке, тот благословит и прибавит:

- Вы, батюшка, только благословение у своего благочинного возьмите.

- Я голову склоню, - рассказывает батюшка, - крестное знамение наложу, благослови меня Господи, и процесс пошел. Кручусь один, как веретено. Несколько раз прошение посылал: дайте помощника. Но если в городах священников не хватает, о селах что говорить?

- Батюшка у нас золотой, - вспоминаю слова местных бабушек,- ему медаль надо дать. Он нам и автобус на богослужение из одного села в другое организовал, и ребятишки в воскресные школы ходят (в Брейтово и Прозорово). В Брейтове старческий дом почти готов, рядом сад в шестьдесят деревьев заложен. Часовню в память о затопленных МОРЕМ монастырях и селах построил. Столько энергии в нем, что он нам всем унывать не дает.

- Вот вы хотите богадельню открыть, а чем кормить старичков будете, кто ухаживать за ними станет? - интересуюсь у батюшки.

- На каждый роток Бог дает кусок,- откликается он. - У меня брат (протоиерей Василий Денисов, настоятель Воскресенского собора в Тутаеве) десять лет назад устроил богадельню на окраине Рыбинска. У него там двенадцать человек. Очень все складно получилось. Бабушки получают пенсию, и часть ее уходит на их содержание и оплату повара и медсестры.

При богадельне о. Анатолий обязательно сделает благотворительную столовую. В селе есть люди, кто за еду дрова поколет и поможет по хозяйству. При богадельне разместится и воскресная школа.

- Такие дети у нас замечательные в воскресной школе. Бывает, что оба родителя пьют, а детки за обоих в храме молятся. Я хочу для них подсобное хозяйство открыть, как в селе Сить-Покровское. Там фермер организовал школьников, и они такие урожаи овощей выращивают, что диву даешься, - продолжает батюшка. - Есть у нас библиотекарь и преподаватель творческого кружка Надежда Папушкина, она придумала АКАДЕМИЮ ДОБРЫХ ДЕЛ. Это как тимуровский отряд (восемь человек). Ребята помогают старушкам и инвалидам убирать снег, копать огород, заготавливать для коз березовые веники и выполнять другие дела по хозяйству.

Воскресную школу в Прозорово ведут матушка Галина Денисова и директор сельского клуба Светлана Зубова. Прозорово, единственное село в округе, где между священником и директором клуба нет конфликтов. Перед Пасхой и Рождеством дискотеки отменяются. Молодежь не возражает.

А еще директор Прозоровского сельского клуба Светлана Зубова вместе с батюшкой организовали православное объединение АНАСТАСИЯ - это около 50 человек: родители детей из воскресной школы и просто прихожане. АНАСТАСИЯ организует сельские праздники: ко Дню защитника Отечества, жен-мироносиц и др. В праздничный день после литургии взрослые и дети собираются в клубе, где их ждут накрытые столы и культурная программа. Ребята из воскресной школы читают стихи, поют песни, иногда бывает театрализованное представление или игра.

В этом году на МУЖСКОЙ праздник папы играли в викторину с вопросами о православной культуре.

Всем районом ежегодно отмечается день памяти сщмч. Александра Петропавловского (17 ноября), жившего в этом селе и расстрелянного в 1937 году. В Прозорово приезжают паломники из Москвы, Ярославля, Рыбинска и окрестных сел. Литургия заканчивается крестным ходом вокруг храма, после которого под звон колоколов освящаются рыболовные сети (в этот день, перед началом зимнего рыбного сезона, сюда съезжаются рыбаки со всего района). Затем начинается общая трапеза, которую готовят всем миром, батюшка даже обращается к местным предпринимателям с просьбой пожертвовать продукты на общий стол. Дымится полевая кухня, варится обязательная уха.

- Эти праздники очень сплачивают наших людей и просвещают в Православии. Например, многие даже не знали, что есть День жен-мироносиц, - говорит Светлана Зубова. - А на праздник священномученика Александра в храм приходят даже те бабушки, кто весь год не ходит в церковь.

Отец Анатолий называет своих старушек духовными спонсорами Русской Православной Церкви. В пояснение этих слов он рассказал такую историю.

Подвиг бабки Ольги

Служил я тогда в селе Спас-Водога Пошехонского района. В соседнем селе, Савинском, жила бабушка Ольга, которая с детства хранила у себя Федоровскую икону Божией Матери. Эту икону много лет назад передал ей встретившийся на улице старичок, сказав, что икона из монастыря и надо ее беречь. Люди в округе знали, что хранится у рабы Божией Ольги чудотворный образ. Если свадьба у кого или беда, приезжали к ней помолиться. В брежневские времена там не осталось ни одного действующего храма.

Пришло время, когда появились в глухих деревнях охотники за старинными иконами. Если бабка икону не продавала, ее выкрадывали.

Я предложил Ольге передать икону в храм. Во-первых, писана, в хорошем окладе, и стоит на видном месте - украдут ведь.

- Батюшка! - отвечает Ольга. - Я слово дала хранить ее у себя, пока жива, не могу ее отдать!

В тех деревнях магазинов нет, несколько раз в неделю автолавка привозит продукты. В один из приездов этой автолавки собрались вокруг все старушки, а Ольга и заявляет:

- Ну что же, бабы . . . Жить-то надо, продала я вчера икону за девять тысяч рублей. Ничего, взяли.

Бабки за голову схватились, дескать, грех-то какой ты, Ольга, на себя взяла! К вечеру и до меня новость долетела. Я тоже расстроился. Даже определенную проповедь сказал в воскресенье: - Дорогие братья и сестры! Последователи есть у Иуды и сейчас, кто стремится нажиться на продаже. Икона не является собственностью - она из поколения в поколение передается. Я скорблю о том, что натворила Ольга.

И не стало после этого бабушке Ольге покоя. Стоит ей появиться на улице, на нее пальцем указывают. Идет в автолавку за продуктами, в ее адрес оскорбления:

- Такая-сякая, Иудино отродье! Она, бедная, плачет, но терпит.

Прошло с тех пор два года. Приезжаю я в эту деревню старушек причащать, навстречу мне Ольга:

- Батюшка, зайди ко мне!

Захожу.

- Закрой дверь-то плотнее!

Я закрыл. Она говорит:

- Если бы я сказала, что спрятала икону - все равно бы старухи ворам проболтались. И я вот сидела, думала: - Господи, не умею я молиться, не умею я поститься - лучше скажу, что продала, пусть меня все ругают напрасно . . . Но куда же ее мне спрятать? Под пол? Тогда придется по ней ногами ходить. На чердак? Все равно найдут.

Тогда она перевернула стол на кухне, завернула икону в чистую простынку и привязала ее под столешницей. Садится обедать, перекрестится и скажет:

- Богородица! Я с тобой! и сидит, ест хлеб вместе с Божией Матерью . . . Достала она икону и мне протянула:

- Чувствую, скоро Господь меня призовет, а ты возьми ее.

И стало мне понятно, что другого способа сберечь икону у нее не было. Ведь что такое деревня? Подойди к бабушке любой: - Как у Ольги-то икона, цела? Она скажет: - Цела, цела! Но она никому ее не дает, икона у нее стоит на кухне закрытая тряпочкой - никому ее не продаст. Какой с этих бабушек спрос?

Но на этом история с иконой не закончилась.

Служил у меня на приходе диакон отец Александр Медведев. Он приехал из Москвы в глухой приход, где было лишь тридцать дворов. Все говорят: - У тебя жизнь-то хуже, чем в тюрьме, ты его хотя бы в город отправь, с голоду же умрет!

Я в ответ: - Что вы глупости говорите, все у него в порядке.

Супругу его звали Евгения. Она окончила московское Гнесинское училище и прекрасно пела на клиросе.

Пришло ей время первый раз рожать. Деревня у нас такая глухая, что в распутицу добраться можно было только на вертолете или самолете. И решили они рожать дома. Попросили помочь мою матушку Галину, она по образованию медсестра. И еще взяла Евгения благословение у духовника. Настал день родов. Вбегает к нам отец диакон, сам весь белый, и говорит, что схватки начались. Моя матушка побежала к Евгении, а мы с дьяконом вошли в храм, вынесли Федоровскую икону и стали молиться. Все знают, что эта икона в родах первая помощница.

По окончании молебна нам сообщили, что матушка Евгения жива и здорова. Родилась у нее прекрасная Марья. Врачи узнали и на второй день прислали из Ярославля санитарный вертолет. Мы испугались, что сейчас ругать будут. Но вошли медики в дом к отцу дьякону, видят, все чисто, аккуратно, иконочки, лампадочки везде и говорят: - Дай Бог каждому, продолжайте дальше.

Сейчас он священник, и у него уже пятеро детей.

В Прозорове зимой темнеет рано. Быстро затихает и без того малозаметная сельская жизнь. Иной раз пронесется на авто по центральной улице с дикой музыкой какой-то заезжий чудак, и снова тишина. Только светятся желтым окна деревенских изб, да уходит, клубясь, в черное небо дым от печных труб. Поскрипывает под ногами снег, мы с о. Анатолием идем на субботнюю всенощную в храм Архангела Михаила.

- На службу, наверное, две с половиной старухи придут?

- Ты третьим будешь, - смеется о. Анатолий и добавляет: - Тут народ к вечерней службе еще непривычный. До того как брейтовский храм ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ сгорел, субботние всенощные в нем служили. Брейтово - это районный центр. В храме вся духовная жизни района сосредоточена была.

Во время пожара так полыхало, что чугунные батареи расплавились. Только икона Спасителя и уцелела, что над входом висела. Даже колокола спасти не смогли. Но знаешь, худа без добра не бывает. Господь к покаянию через скорби ведет. Люди без храма сиротами себя почувствовали. Прямо на улице подходят всей семьей: батюшка, только нас не забудь позвать, когда храм начнешь строить. Теперь они поняли, что храм, оказывается, стержнем всей их жизни был.

Сгоревший Скорбященский храм когда-то, еще до о. Анатолия, начали строить без благословения правящего архиерея (оно было получено ЗАДНИМ ЧИСЛОМ). В огне погибла даже местная святыня - Леушинская икона Божией Матери, которую жителям Брейтово подарили прихожане Леушинского подворья в Санкт-Петербурге. Уцелевшая икона Спасителя висела над входом в храм. Для нового храма в селе Брейтово администрация района уже выделила место. Как только владыка благословит, начнется строительство. Но о. Анатолий считает, что сначала каждый должен построить храм в своей душе, чтобы новый Скорбященский был теплый не от печи, а от общих молитв и жертв.

02 декабря
Алексей РЕУТСКИЙ
http://www.pravmir.ru/article_1099.html


Проект 4: ЗА ГРАНИЦАМИ БОЛЬШОГО ОТЕЧЕСТВА


Путешествие по Италии в июне 2006 года. Путевые заметки (окончание)


День шестой. Ланчано

Фотография 1: Фасад Евхаристического собора в Ланчано

Последний день нашего путешествия. Первый городок, куда мы отправляемся - Ланчано.

Ланчано стал известен всему миру тем, что в маленькой церкви святого Легонциано в VIII веке совершилось чудо. Один греческий монах совершал таинство Евхаристии и усомнился в присутствии Господа при совершении этого таинства. Тут же хлеб стал настоящей Плотью, а вино - настоящей Кровью. Кровь и Плоть Господа были сохранены в этом храме и вот уже 12 веков сохраняются в главном алтаре церкви святого Франциска, построенной над древним храмом святого мученика Легонциана. Храм носит также второе и главное название - Евхаристическое чудо.

Мы входим в храм и приближаемся к главному престолу, где за стеклом стоит реликварий с Телом и Кровью Христа. Иногда православный человек, оказавшись среди множества католиков, чувствует себя не очень уверенно. Вот и мы, стесненные начинающейся мессой, несмело себя чувствовали. Вдруг перед нами вырос невысокий мужчина и проводил нас в небольшое помещение за престолом с окном, так что реликварий с Телом и Кровью мы видели буквально в метре от себя. В этой комнате висели православные иконы, и это привело нас к мысли, что это помещение как раз для нас.

Фотография2: Дароносица со Святой Кровью. Ланчано

После того, как мы помолились, этот же мужчина проводил нас вниз, где сохранилась древняя церковь мученика Легонциана, в которой и произошло евхаристическое чудо. Совсем маленькое помещение. Мы прошли по коридору, совсем недавно откопанному археологами. Высоко на стене висела икона Распятия Иисуса Христа, которая каким-то чудесным образом смогла сохраниться в течение многих столетий, погребенная под толщей земли.

В конце мы вышли к экспозиции, где было описано, какие научные исследования проводились с Телом и Кровью. Телом оказалось настоящее человеческое сердце, а пять шариков запекшейся крови являют двойное чудо в Ланчано. Дело в том, что когда взвешивали один шарик крови, он весил один грамм, когда взвесили два шарика, они весили тоже один грамм, и когда взвесили все пять шариков, они все равно весили один грамм. Такое чудо доказывает тот факт, что когда мы причащаемся, то принимаем всего Христа, а не часть Его.

Пораженные увиденным и услышанным, мы попрощались с нашим провожатым и вышли из храма.

Ортона

Фотография 3: Собор св. ап. Фомы в Ортоне

Далее дорога привела нас в Ортону. Этот важный потовый город расположился на берегу моря. 6 сентября 1258 года венецианский адмирал Леон Ачайоли привез из Индии в Ортону мощи апостола Фомы. Известно, что апостол Фома претерпел мученическую кончину в Индии, где проповедовал слово Божие. Честные мощи были положены в крипту кафедрального собора, где они почивают в золотой раке под престолом.

Мы вошли в собор, в котором звучала чудесная музыка: музыканты репетировали перед началом таинства венчания, поэтому наша молитва апостолу Фоме сопровождалась скрипкой и сопрано.

Посетив крипту, мы заглянули также в капеллу апостола Фомы, расположенную справа от главного входа. Там над главным престолом висит изображение апостола, влагающего свой перст в ребра Господа. По сторонам капеллы - два изображения. Одно рассказывает, как забирали мощи апостола, в другом - как встречали их в Ортоне. На одной картине художник изобразил пустынный берег и двух индусов, сожалеющих об утрате честных мощей, на другой - большое стечение народа и всеобщая радость по поводу прибытия мощей в Ортону. В капелле сохраняется и бюст апостола, в который помещена частичка мощей святого.

В тот момент в храм вошло много людей, по центральному нефу собора пожилой мужчина (отец) вел свою красавицу дочь к алтарю. Все было красиво и торжественно. Сразу вспомнилась Фомина неделя - Красная горка, с которой у нас в России начинается время венчаний после длительного перерыва на Великий пост. Вот так с благословения апостола Фомы у кого-то и начинается семейная жизнь . . .

Манопелло

Фотография 4: Церковь в Манопелло

Выехав из Ортоны, мы торопились в Манопелло. Храм должен был закрыться, а у нас в запасе оставалось мало времени. Спешили мы в сантуарий Нерукотворного Спаса, в котором, как говорит молва, хранится плат святой Вероники. Согласно древнему преданию, когда Иисус после возложения тернового венца и бичевания нес Свой крест на Голгофу, преисполненная сострадания женщина отерла ему лицо своим платком, - на котором запечатлелись черты Его святого лика. - На плате отобразился лик Иисуса Христа:

- Как будто живой человек смотрит через тонкую ткань. У человека красивые волосы, которые спадают на Его плечи. Глаза открыты и белки глаз выразительной белизны. Взгляд ласковый и губы как будто сложены в легкую улыбку.

Так описывает святой плат один из исследователей - отец Генрих Пфайффер.

Именно такой образ мы и увидели в алтаре церкви, которая Божиим Промыслом в тот день на перерыв не закрылась: приехала группа паломников из Германии, которые служили в храме мессу.

Фотография 5: Нерукотворный Образ в Манопелло

Если мы обратимся к истории, то узнаем, что святой плат в 574 году оказался в Константинополе и в 626 году при осаде города аварами был на его крепостных стенах. Затем плат исчез из Константинополя и его след обнаружился в Риме. В 1506 году в Манопелло пришел один странник. Подойдя к приходской церкви святителя Николая, таинственный странник нашел в ней священника и положил перед ним сверток со словами:

- Береги эту святыню как дар небес, почитай ее, и она будет защитой для тебя и для всей твоей семьи.

Восхитившись изображением, которое принес странник, священник отнес ценный дар в свой дом, в котором Нерукотворный образ пребывал 100 лет. Его передавали по наследству, пока, наконец, один из наследников в 1638 году не подарил его храму. Образ, попавший в храм, стал предметом всеобщего почитания, и кто обращался к нему, получал просимое.

Мы стояли на коленях перед Нерукотворным образом и молились. Несмотря на то, что многие не верят в подлинность этого образа, в храме очень сильно чувствуется благодать, которая ставит под сомнения все нападки на образ из Манопелло.

В храме устроена экспозиция, в которой приводятся результаты сравнения Нерукотворного образа с Туринской плащаницей и указывается, что лик Господа на них идентичен.

Когда мы выходили из храма, то встретили священника, который пригласил наших прихожан вместе с батюшкой приехать в Манопелло, чтобы отслужить литургию по византийскому обряду. Однажды в этот храм заехали паломники из России, которые направлялись из Рима в Бари, и отслужили перед образом молебен. Пение православных так поразило монахов-капуцинов, которые являются хранителями Святого лика, что они теперь хотят, чтобы православные стали частыми паломниками этого святого места.

Лорето

Фотография 6: Лорето. Базилика Божией Матери

Лорето - было последним местом нашего затянувшегося паломничества. Это место известно во всем мире тем, что здесь находится сантуарий, где сохраняется дом Пресвятой Богородицы, тот самый дом, где Пресвятая Дева получила благую весть от архангела Гавриила.

Когда Дева Мария закончила Свой земной путь, Ее простой каменный дом, размерами 9 на 4 метра, апостолы бережно хранили, превратив в церковь. Несколько позднее, в 70 году, римляне разграбили и опустошили Святую Землю в наказание за восстание евреев, но силы небесные удержали их от разрушения и осквернения святого дома, которому чудом удалось уцелеть. Спустя три столетия, в IV веке, мать императора Константина Великого равноапостольная царица Елена повелела возвести над жилищем Божией Матери базилику. Почти 13 столетий Бог хранил святой дом, но в 1291 года на Святую Землю напали сарацины. Тогда, как сказано в предании, четыре ангела спустились с неба, чтобы защитить святое жилище от осквернения. Они перенесли наземную часть постройки из Назарета к вершине холма между Фиуме и Терсатто на далматинском (югославском) побережье и передали ее на хранение семье властителя Эпира. Фамилия Никифора Ангела совпадала со словом АНГЕЛ, и народная молва приписала Божественной силе перемещение дома Пресвятой Богородицы.

До описываемых событий жилище Марии состояло из двух частей: подземного грота, который по сей день сохраняется в Назарете, и верхней части, сложенной из грубо отесанных камней, которая и оказалась в Лорето.

С 1291 года святой дом находился в Хорватии, а 10 декабря 1294 года его перевезли в Лорето и поместили в огромную базилику Божией Матери, основанную в 1469 году специально для помещения туда дома Пресвятой Богородицы.

Святой дом стоит на месте главного престола. Он сокрыт в мраморном одеянии, украшенном скульптурами пророков и сценами из жизни Пресвятой Богородицы: Рождество Пресвятой Богородицы, обручение Марии и Иосифа, Благовещение, Крещение, Успение Богородицы и перенесение святого дома.

Святой дом состоит из трех стен по 3 метра высотой. Восточная стена, где находится алтарь, была открыта в сторону грота, который остался в Назарете. Выстроен дом из назаретского камня, о чем свидетельствуют научные исследования. Когда стоишь в доме, то чувствуешь специфический запах, который отходит от его стен. Дом почти всегда заполнен народом, все стоят и молятся лицом к престолу, на котором стоит статуя Божией Матери. Такой образ Богоматери, только на иконе, мы православные называем ПРИБАВЛЕНИЕ УМА. В этом доме совершилось великое таинство воплощения Слова Божия.

После чтения акафиста мы вышли из дома Пресвятой Богородицы и осмотрели великолепный собор. По сторонам собора расположены 12 капелл, по числу апостолов. Каждая капелла украшена великолепными фресками. Здесь мы нашли польскую капеллу, немецкую, американскую, французскую, швейцарскую и, что немаловажно, славянскую капеллу, в которой представлены сцены из жизни святых учителей славянских Кирилла и Мефодия.

Так, под покровом Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, мы и закончили наше паломничество.

Мария ШУРГИНА
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/060816113129


Проект 5: ВЕЛИКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПАЛОМНИЧЕСКИЙ КРЕСТ


Сегодня - пока только идея


Совсем коротко: есть, кажется, неплохая идея. Проложить по территории Евразии два сверхдлинных маркированнных паломнических православных маршрута, пересекающихся в виде креста.

Первый - широтный: Екатеринбург (Россия) - Киев (Украина) - Бари (Италия) - Сантьяго де Компостелла (Испания)

Второй - долготный: Мурманск (Россия) - Киев (Украина) - Афон (Греция) -Иерусалим (Израиль).

На этих маршрутах собраны все главнейшие православные наши святыни и все Лавры России и Украины.

Обсудим? Пишите редактору рассылки ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО

Иподиакон Алексий Потупин, РПЦ МП


Проект 6: КРЕСТНЫМ ХОДОМ


Алешино место


В нашей церкви долгие годы прислуживал батюшке Алеша, одинокий и, как казалось, несчастный горбун. Ему на войне повредило позвоночник, его лечили, но не вылечили. Так он и остался согнутым. Еще и одного глаза у него не было. Ходил он круглый год в валенках, жил один недалеко от церкви, в боковушке, то есть в пристройке с отдельным входом.

Картина И.Е.Репина КРЕСТНЫЙ ХОД В КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ (с Курской-коренной иконой Божией Матери)

Он знал наизусть все церковные службы: литургию, отпевания, венчание, крещение, был незаменим при водоосвящении, всегда точно и вовремя подавал кадило, кропило, выносил свечу, нес перед батюшкой чашу с освященной водой - одним словом, был незаменим. Питался он раз в сутки, вместе с певчими в церковной сторожке. Казалось, что он был нелюдим, но я свидетель тому, как при крещении деточек озарялось радостью его лицо, как он улыбался венчающимся и как внимательно и серьезно смотрел на отпеваемых.

Я еще помнил то время, когда Алеша ходил бодро, выдвигая вперед правое плечо, и казалось, что всегда неутомим и бодр, будет служить, но нет, во всем Господь положил предел, Он милостив к нам и дает отдохновение: Алеша заболел, совсем занемог, даже ходить ему стало трудно, не то что служить, и он поневоле перестал помогать батюшке.

Никакой пенсии Алеша не получал, даже и не пытался оформить ее. Деньги ему были совсем не нужны. Он не пил, не курил, носил одну и ту же одежду и растоптанную обувь. Никакие отделы социального обеспечения о нем и не вспомнили. А вот военкомат не забыл. К праздникам и к Дню Победы в храм приходили открытки, в которых Алешу поздравляли и напоминали, что ему надо явиться за получением наград. Присылали талоны на льготы на все виды транспорта. Но Алеша никуда не ходил и ничем не пользовался. Кто его видел впервые, дивился на его странную, нарушающую, казалось, порядок фигуру, но мы, кто знал его давно, любили Алешу, жалели, пытались заговорить с ним. Он отмалчивался, благодарил за деньги, которые ему давали, и отходил. А деньги, не вникая в их количество, тут же опускал в церковную кружку.

Мы видели, как тяжело он переживал свою немощь. С утра с помощью двух костылей притаскивал себя в храм, тяжело переступал через порог, хромал к скамье в правом притворе и садился на нее. Место его было напротив Распятия. Алеша сидел во время чтения часов, литургии, крещения, венчания и отпевания, если они бывали в тот день, а потом уже уползал домой. Певчие жалели его и просили батюшку, чтобы Алеша обедал с ними. Конечно, батюшка разрешил. Да и много ли Алеша ел: две-три ложки супа, полкотлеты, стакан компоту, а в постный день обходился овсяной кашей и кусочком хлеба. Иногда немного жареной рыбки, вот и все.

Во время службы Алеша шептал вслед за певчими, дьяконом и батюшкой слова литургии, вставал, когда выносили Евангелие, причастную чашу, когда поминали живых и усопших. Стоя на службе, я иногда взглядывал на Алешу. Его, будто траву ветром, качало словами распева молитв: НЕ НАДЕЙТЕСЬ НА КНЯЗИ, НА СЫНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЯ, Заповедей Блаженств, Херувимской, и, конечно, он вместе со всеми, держась за стену, вставал и пел Символ веры и Отче наш. Я невольно видел, как он страдал, что не может встать на колени при выносе чаши со Святыми Дарами, при начале причащения.

Когда кончалась служба, батюшка подходил после всех к Алеше и благословлял его крестом.

А еще у нас в храме была такая бойкая старуха тетя Маша. Очень она была непоседлива. Но и очень богомольна. Объехала много святых мест и продолжала их объезжать.

- Да разве это у нас вынос плащаницы? - говорила она. - Вот в Почаевской лавре - там это вынос, а у нас как-то обычно. А что такое у нас чтение Андрея Критского? Пришли четыре раза, постояли, разошлись. Нет, вот в Дивеево, вот там это - да, там так продирает, там стоишь и рыдаешь. А уж Пасху надо встречать в Пюхтице. Так и возносит, так и возносит. А уж на Вознесение надо в Оптину. Вот где благодать. Там же и в Троицу надо быть. Сена накосят - запахи!

Когда Алеша был в состоянии сам ездить, она его упрекала, что он не посетил никаких святых мест, а мог бы - у него, фронтовика, льготы на все виды транспорта. Алеша только улыбался и отмалчивался. Думаю, что он никак не мог оставить службу в храме. А она у него была ежедневной. Даже в те дни, когда не было литургии, Алеша хлопотал в церковной ограде, помогал сторожу убирать двор, ходил за могилками у паперти. Тогда Маша, решив, чтоб зря не пропадали Алешины льготы, стала брать у него проездные документы. Поэтому, конечно, она так много и объехала. А уж когда Алеша совсем занемог, Маша окончательно взяла его проездные себе.

И вот Алеша умер. И как-то так тихо, так умиротворенно, что мы и восприняли очень спокойно его кончину. Я пропустил два воскресенья, уезжал в командировку, потом пришел в храм, и мне сказали, что Алеша умер, уже похоронили. Я постоял над свежим золотистым холмиком его могилы, помолился и пошел поставить свечку за его поминовение.

Пришел в храм, а на месте Алеши сидела Маша.

- Наездилась, - сказала она мне. - Буду на Алешином месте сидеть. Теперь уж моя очередь.

Потом какое-то время я долго не был в храме, опять уезжал. А когда вернулся и пришел на службу, на Алешином месте сидела новая старуха, не Маша. Оказывается, и Машу уже схоронили. И Алешино место освободилось для этой старухи.

- С Алешиного места - прямо в рай, - сказала она.

Часто я вспоминаю Алешу. Так и кажется иногда, что вот он выйдет со свечой, предваряя вынос Евангелия, или сейчас поднесет кадило батюшке, будет стоять, серьезный и сгорбленный, при отпевании, и как же озарится его измученное, сморщенное лицо, когда закричит окунаемый в святую купель крещаемый младенец.

29 ноября 2006
Владимир КРУПИН
http://pravoslavie.ru/jurnal/061129121858


Проект 7: ОБЪЯВЛЕНИЯ, ПРИГЛАШЕНИЯ, РАЗНЫЕ ТЕМЫ И ВОПРОСЫ


В Русской православной церкви предостерегают от восприятия паломничества как средства оздоровления


В Русской церкви выражают сожаление по поводу того, что посещение святынь зачастую воспринимается людьми, которые считают себя православными, в первую очередь как эффективное средство лечения заболеваний.

- Паломничество из сферы религиозной жизни, таким образом, переносится в практическую область, становясь предметом псевдомедицинских манипуляций, - заявил в пятницу замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата епископ Егорьевский Марк.

По словам владыки, который также является главным редактором журнала ПРАВОСЛАВНЫЙ ПАЛОМНИК, вокруг паломничества РОЖДАЕТСЯ МИФОЛОГИЯ, которая связывает определенные религиозные действия - посещение богослужений, причастие, купание в святых источниках - с возможностью получить исцеление.

- Зачастую эффективность ВРАЧЕВАНИЯ СВЯТЫНЯМИ определяется количественными мерками: надо посетить столько-то храмов, определенное количество раз окунуться в такие-то святые источники или вообще принять ванну из святой воды, - отметил собеседник агентства.

При этом, продолжил он, - мифотворцами выступают чаще всего нецерковные люди, которые либо искренне заблуждаются, либо пытаются использовать эту тему в коммерческих целях.

- К сожалению, порой эти искаженные представления сосуществуют в сознании православных людей со вполне церковными взглядами и тиражируются не слишком богословски образованными прихожанами, -заявил епископ Марк.

По его словам, такое восприятие паломничества является В КОРНЕ НЕВЕРНЫМ и представляет собой опасное явление, способное нанести человеку серьезный духовный урон.

Бороться с этим можно только с помощью просветительской работы, разъяснений того, чем отличается настоящее паломничество от ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ к святыням, считает иерарх Русской церкви.

- Нельзя считать паломничество чем-то наподобие древней методики нетрадиционного целительства, с помощью которой можно, причем в кратчайший срок, избавиться от тех или иных душевных и телесных недугов, - подчеркнул владыка, добавив, что Господь может подать исцеление просящему, но этому обязательно предшествует покаяние и нравственное обновление человека.

- А для достижения такой цели необходим большой духовный труд, - заключил он.

01 декабря 2006
http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=15395


ВНИМАНИЕ!: Если к вам эта рассылка поступает в неудобочитаемой форме или без фотографий, то переходите прямо к ее архиву по адресу на сайте редактора:

http://palomnik.org/PravPal/0.html


Авторы:


Алексей ПОТУПИН, Дюссельдорф, ГЕРМАНИЯ, редактор рассылки

ПРИГЛАШАЮ БЫТЬ АВТОРАМИ ЖЕЛАЮЩИХ НАПОЛНЯТЬ НОВОСТЯМИ РАЗЛИЧНЫЕ ПРОЕКТЫ РАССЫЛКИ


Контакт:


Сайт редактора рассылки здесь
Редактор еженедельника ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО, Алексей Потупин a[a]palomnik.org

Программирование и веб-дизайн интернет-агентство imcom.ru

В избранное