Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Христианское просвещение

  Все выпуски  

(7.es32/464) *Нью Эйдж и христианство: что "нового" в НЭ?*


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

Отправлено: 19-Nov-2019 20:26


=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Нью Эйдж и христианство: что "нового" в НЭ?

Редактор-составитель рассылки, не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его, или решите, что читать не будете. Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.
Благодарю всех, кто откликается на эту просьбу! :-)

Редактор

Из книги "Иисус Христос — Податель воды живой. Христианский взгляд на «Нью Эйдж»"+ ([Папский совет по культуре, Папский совет по межрелигиозному диалогу.] М.: Издательство Францисканцев, 2009), из гл. 2.

 
Cерии "Христианство в современном мире"
+ Для доступа к сайту с территории РФ необходим VPN или др. средство обхода блокировки. Скачивание доступно после регистрации и за баллы.

 (примерно 1,7 тысячи слов)

 

 

> 2. Духовность Нью Эйдж: обзор

> Во многих западных обществах, а всё чаще — и в других частях света христиане нередко сталкиваются с различными аспектами явления, известного как Нью Эйдж. Многие из них испытывают необходимость в том, чтобы понять, ка́к следует относиться к этому одновременно заманчивому, сложному, неуловимому и иногда тревожному явлению. Настоящие размышления являются попыткой помочь христианам в двух направлениях:

> - в идентифицировании элементов развивающейся традиции Нью Эйдж;
> - в указании на те моменты учения Нью Эйдж, которые находятся в противоречии с христианским Откровением.

> Этот документ — пастырский ответ на вызов современности, в нём нет попытки дать исчерпывающий перечень явлений Нью Эйдж, поскольку это вылилось бы во внушительный том, в то время как подобную информацию можно легко получить из других источников. Важно попытаться правильно осмыслить Нью Эйдж, с тем чтобы дать его объективную оценку, избегая создания карикатурного изображения. Было бы неверно и неразумно утверждать, что всё, что связано с движением Нью Эйдж, хорошо, или, наоборот, плохо. Тем не менее религиозность Нью Эйдж основывается на таких взглядах, которые в общей сложности трудно примирить с учением и духовностью христианства.

> Нью Эйдж не является движением в том смысле, который обычно вкладывается в понятие «Новое религиозное движение». Оно не является и тем, что обычно понимается под терминами «культ» и «секта». Охватывая различные явления культуры, такие как музыка, фильмы, семинары, выставки, центры помощи и терапии, а также множество других видов деятельности, оно, можно сказать, сильно размыто и неоформлено, хотя многие религиозные и парарелигиозные группы явно включают в себя элементы Нью Эйдж, так что Нью Эйдж считается источником идей различных религиозных и парарелигиозных сект {<...> Слово «секта» употреблено в данном случае не в уничижительном смысле, но как обозначение социального явления.}. Нью Эйдж — не единое согласованное движение, а скорее неформальная сеть практикующих; его девиз — «думать глобально, действовать локально». Люди, входящие в какую-либо неформальную структуру, необязательно знакомы друг с другом и могут встречаться крайне редко или не встречаться вообще. Чтобы избежать путаницы вследствие использования термина «движение», некоторые авторы называют Нью Эйдж «средой»{}, или «культом аудиторий»{}. Некоторые отмечают, что «это очень согласованное идейное течение»{}, обдуманный вызов современной культуре. Это синкретическая структура, объединяющая много различных элементов, которая допускает общность интересов и связи между людьми на различных уровнях и с различной степенью участия. Многие тенденции, практики и подходы, которые включает Нью Эйдж, на самом деле являются частью широкой и очевидной реакции на господствующую культурную тенденцию, поэтому нельзя сказать, что слово «движение» здесь совершенно неуместно. К Нью Эйдж можно относиться так же, как к другим широко распространенным общественным движениям, таким как движение за гражданские права или движение за мир; подобно им, Нью Эйдж включает громадный поток людей, разделяющих главные идеи движения, но совершенно различных по степени вовлеченности и понимания отдельных вопросов.

> Выражение «религия Нью Эйдж» более спорно, поэтому нам кажется, что его лучше избегать, хотя часто Нью Эйдж отвечает религиозным запросам и нуждам людей и его призыв обращен к людям, которые пытаются открыть или вновь отыскать духовное измерение своей жизни. Избегая термина «религия Нью Эйдж», мы ни в коей мере не ставим под сомнение искренность поиска человеком цели и смысла жизни. Мы с уважением относимся к тому, что многие последователи движения Нью Эйдж проводят четкое различие между «религией» и «духовностью». Многие отвергли организованную религию, поскольку считают, что она обманула их, не сумев ответить на их нужды; именно по этой причине они обратились к иным путям в поисках «духовности». Более того, для Нью Эйдж существенно убеждение, что время отдельных религий прошло, так что термин «религия» в применении к Нью Эйдж противоречил бы аутентичному пониманию, формулируемому его адептами. Однако вполне корректно понимание Нью Эйдж в более широком контексте эзотерической религиозности, популярность которой неуклонно растет{}.

> Это и есть проблема, которая поднимается в данном документе, представляющем собой попытку понять и оценить нечто, являющееся по сути де́ла превознесением богатства человеческого опыта. Наверняка он вызовет критические замечания о том, что нельзя справедливо оценить культурное движение, квинтэссенция которого — разрыв с якобы ограничивающим свободу рациональным дискурсом. Предназначение этого текста — призвать христиан отнестись к Нью Эйдж серьезно, и мы просим наших читателей именно с этих позиций приступить к критическому диалогу с людьми, которые смотрят на тот же самый мир с совершенно иной точки зрения.

> Действенность пастырской работы Церкви в третьем тысячелетии во многом зависит от подготовки истинных проповедников евангельского послания. Дальнейший текст содержит ответ на проблемы, связанные с очень сложным и ускользающим от понимания явлением, известным как Нью Эйдж. Это попытка осмыслить, что представляет собой Нью Эйдж, и обозначить круг вопросов, на которые оно обещает дать ответы. Существует много замечательных книг и других источников, которые предлагают обзор всего этого явления или дают детальное объяснение отдельным аспектам <...>. Однако они не всегда проводят необходимое изучение в свете христианской веры. Цель этой работы — помочь католикам найти ключ к пониманию основополагающих принципов мысли Нью Эйдж, чтобы они, столкнувшись с элементами Нью Эйдж, могли оценить их с точки зрения христианства. Следует заметить, что многим людям не нравится термин «Нью Эйдж», они считают, что формулировка «альтернативная духовность» более точна и накладывает меньше ограничений. Также верно, что многие явления, которые будут упомянуты в данном документе, вероятно, вообще могут не иметь никакого названия, но мы предполагаем, учитывая его краткость, что читатели сами опозна́ют отдельные явления или комплекс явлений, имеющих какое-либо отношение к общему культурному движению, часто именуемому «Нью Эйдж».

> 2.1. Что нового в Нью Эйдж?

> У многих людей термин «Нью Эйдж» четко ассоциируется с поворотным моментом в истории. <("Нью Эйдж" в переводе с англ. — "Новый век".)> Согласно астрологам, мы живем в эру Рыб, в которой преобладающим было христианство. Но на смену эре Рыб в начале третьего тысячелетия должна прийти Новая эра Водолея{}. В Нью Эйдж эре Водолея придается такое важное значение во многом под влиянием теософии, спиритизма и антропософии, а также их эзотерических предшественников. Люди, которые отмечают надвигающиеся перемены в мире, часто желают этих перемен, и не столько в самом мире, сколько в нашей культуре, в наших отношениях с миром; это желание особенно явно выражено у тех, кто подчеркивает значение Новой парадигмы жизнедеятельности. Новая парадигма привлекает их, поскольку в некоторых ее формулировках люди выступают не как пассивные наблюдатели, а играютактивную роль в смене культуры и в становлении нового духовного сознания. В других ее выражениях большее значение придается непрерывной смене природных циклов. В любом случае, эра Водолея — это ви́дение мира, а не строгая теория. Но Нью Эйдж — это также широкая традиция, включающая в себя много идей, отчетливо не соотносящихся с переходом от эры Рыб к эре Водолея. Существуют умеренные, но при этом достаточно обобщенные, представления о будущем, в котором будет преобладать планетарная духовность наряду с отдельными религиями, соответствующие планетарные политические учреждения, дополняющие работу локальных, а также глобальные экономические проекты, которые будут более демократичны и более открыты для участия в них. Большее внимание будет направлено на средства коммуникации и сферу образования, комплексный подход к здоровью будет сочетать официальную медицину и самолечение, андрогинное ви́дение человека и попытки интегрирования науки, мистики, техники и экологии будут уделом будущего. Здесь мы вновь видим сильнейшую жажду самореализации и полноценного существования человеческого рода и нашей планеты. Вот некоторые из традиций, включенные в движение Нью Эйдж: древнеегипетские оккультные практики, каббала, гностицизм периода раннего христианства, суфизм, верования друидов, кельтское христианство, средневековая алхимия, герметизм эпохи Возрождения, дзен-буддизм, йога и т.д. {В конце 1977 г. Мэрилин Фергюсон направила анкету двумстам десяти «участникам социальной трансформации», которых она также называет «Заговорщиками Водолея» (Aquarian Conspirators). Интересно следующее: «Когда респондентов просили назвать людей, воззрения которых оказали на них влияние, при личном контакте или через тексты, наиболее часто назывались, в порядке убывания: Пьер Тейяр де Шарден, Карл Густав Юнг, Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Олдос Хаксли, Роберто Ассаджоли и Дж. Кришнамурти. Среди прочих часто упоминались: Пауль Тиллих, Герман Гессе, Альфред Норт Уайтхед, Мартин Бубер, Рут Бенедикт, Маргарет Мид, Грегори Бейтсон, Тартанг Тулку, Алан Уоттc, Шри Ауробиндо, Свами Муктананда, Д.Т. Судзуки, Томас Мертон, Уиллис Харман, Кеннет Боулдинг, Элиза Боулдинг, Эрих Фромм, Маршалл Маклуэн, Бакминстер Фуллер, Фредерик Шпигельберг, Альфред Коржибски, Хейнц фон Ферстер, Джон Лилли, Вернер Эрхард, Оскар Ичазо, Махариши Махеш Йоги, Джозеф Чилтон Пирс, Карл Прибрам, Гарднер Мерфи и Альберт Эйнштейн»: Marilyn Ferguson, The Aquarian Conspiracy. Personal and Social Transformation in Our Time, Los Angeles (Tarcher) 1980, p. 50 (note 1) and p. 434.}

> «Новое» в Нью Эйдж — это «синкретизм эзотерического и секулярного».{} Их объединяет широко распространенное ощущение того, что назрели фундаментальные изменения в людях, обществе и мире. Потребность в перемене выражается:

> ∙ в переходе от ньютоновской механистической физики к квантовой физике;
> ∙ в переходе от возвеличивания разума, характерного для Нового времени, к способности по достоинству оценивать чувства, эмоции, переживания (это часто характеризуется как переход от «левополушарного» рационального мышления к «правополушарному» интуитивному мышлению);
> ∙ в переходе от господства мужчин и патриархата к торжеству женского начала как в отдельных людях, так и в обществе.

> В таком контексте часто используется термин «смена парадигм». В некоторых случаях явно предполагается, что эта смена не просто желательна, но и неизбежна. Отрицание эпохи Нового времени, подчеркивающее жажду подобных изменений, не является чем-то новым, а может быть определено как «современное возрождение языческих религий в сочетании с влиянием как восточных религий, так и современной психологии, философии, естественных наук и контркультуры, получившей развитие в 1950-1960-е годы».{} Нью Эйдж свидетельствует ни больше ни меньше как о культурной революции, сложной реакции на доминирующие идеи и ценности современной западной культуры, и в то же время по иронии судьбы эта идеалистическая критика сама по себе типична для культуры, которую она якобы отрицает.

> Необходимо сказать несколько слов по поводу термина смена парадигм. Он стал популярен благодаря Томасу Куну, американскому историку науки, который понимал под парадигмой «полное собрание убеждений, ценностей, методов и так далее, разделяемых членами данного сообщества».{} Когда одна парадигма сменяет другую, имеет место не постепенное развитие, но полное изменение ви́дения мира. Смена парадигм — это подлинная революция, и Кун подчеркивает, что конкурирующие парадигмы несоизмеримы и не могут мирно сосуществовать. Таким образом, идея смены парадигм в области религии и духовности — это всего лишь другой способ утверждения, что традиционные религии не справились со своей задачей. На самом деле происходят радикальные изменения в мировоззрении, которые ставят под сомнение не только основное содержание, но и фундаментальный способ интерпретации, характерный для предшествующих взглядов. Быть может, наиболее очевидным примером в отношениях между Нью Эйдж и христианством является полное «переписывание» жизнеописания Иисуса Христа и переоценка Его роли. Совместить эти два взгляда невозможно.{}

> Наука и техника не смогли дать людям всего того, что, казалось, было обещано, поэтому в поисках смысла и освобождения они обратились в сторону духовности. Движение Нью Эйдж, каким мы его понимаем, родилось в поисках чего-то более человечного и прекрасного, чем ощущение подавленности и отчуждения, характерное для жизни западного общества. Его вдохновители были готовы заглядывать очень далеко в своих изысканиях, поэтому сформировался весьма эклектичный подход. Появление движения можно рассматривать как один из признаков «возврата к религии», но абсолютно точно это не был возврат к ортодоксальному христианскому учению и мировоззрению. Первыми знаками, говорящими о проникновении этого движения в западную культуру, стали хорошо запомнившийся фестиваль в Вудстоке (штат Нью-Йорк) в 1969 г. и мюзикл «Hair» («Волосы»), декларировавший в хите «Aquarius» («Водолей») главные положения Нью Эйдж.{} Но это была всего лишь верхушка айсберга, истинные размеры которого стали видны относительно недавно. Идеализм 1960-х и 1970-х всё еще жив в некоторых кругах, но среди увлеченных им людей большинство уже не подростки. Исчезла связь с политическими идеологиями левого толка, и психоделические препараты уже не играют такой роли, как когда-то. Произошло столько изменений, что всё это уже перестало походить на революцию — «духовные» и «мистические» тенденции, ранее существовавшие в русле контркультуры, теперь стали частью традиционной культуры и оказывают воздействие в таких различных областях жизни, как медицина, наука, искусство и религия. Для современной западной культуры характерно большее внимание к проблемам политики и экологии, и этот культурный сдвиг оказал огромное влияние на образ жизни людей. Некоторые считают, что «движение» Нью Эйдж и есть та важнейшая перемена, на которую рассчитывали как на «значительно лучший образ жизни».{}

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки. Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.
NB! На мобильных устройствах этот метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней будет написать обычное письмо на адрес mjtap@ya.ru.

(затрудняюсь ответить)(неинтересно – не(до)читал)(не понравилось / не интересно) /

(малоинтересно)(интересно)(очень интересно)(замечательно!)

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

messia.ru/r2/7/es32_464.htm

Архив рассылки, формы подписки —» messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —» messia.ru

 »Страничка сайта вКонтакте«
»Страничка сайта в facebook«

Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах —
в письме, в icq или в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения! 
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии
 
 

В избранное