Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Христианское просвещение

  Все выпуски  

*Нью Эйдж в сравнении с христ.верой*


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

Отправлено: 19-Nov-2020 18:23


=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Нью Эйдж в сравнении с христианской верой

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 приблизительно равных по объему фрагмента.

Редактор-составитель рассылки, не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его, или решите, что читать не будете.
Благодарю всех, кто откликается на эту просьбу! :-)

Редактор

Из книги "Иисус Христос — Податель воды живой. Христианский взгляд на «Нью Эйдж»"+ ([Папский совет по культуре, Папский совет по межрелигиозному диалогу.] М.: Издательство Францисканцев, 2009), гл. 4.
(В формате html текст есть здесь.)

 
Cерия "Христианство в современном мире";
серия "Основы христианской веры"
+ Для доступа к сайту с территории РФ необходим VPN или др. средство обхода блокировки. Скачивание доступно после регистрации и за баллы.

 (примерно 2,5 тысячи слов)

Предыдущие части:
Нью Эйдж и христианство: что "нового" в НЭ? (1)   (2)
Н.Э. и христианская духовность

 

> 4. Нью Эйдж в сравнении с христианской верой

> Трудно отделить элементы религиозности Нью Эйдж — какими бы невинными они ни казались — от общей системы взглядов, охватывающей весь мир идей движения Нью Эйдж. Гностическая природа этого движения призывает нас оценивать его во всей полноте. С точки зрения христианства, невозможно отделить некоторые из элементов религиозности Нью Эйдж как приемлемые для христиан, отвергнув при этом остальные. Поскольку движение Нью Эйдж придает такое значение общению с природой и космическому знанию об универсальном благе — тем самым отвергая суть христианской веры, — оно не может рассматриваться как позитивное или безобидное. В культурной среде, отмеченной религиозным релятивизмом, необходимо предостеречь <от попытки> ставить религиозность Нью Эйдж на один уровень с христианством, поскольку это способствует представлению о том, что различие между верой и верованием относительно, <что еще больше дезориентирет> неосознающих опасности людей. В этой связи полезно помнить призыв святого апостола Павла «... <потребовать кое от кого, чтобы они перестали распространять ложные учения и заниматься небылицами и бесконечными родословными. От них одни словопрения и никакой пользы для замыслов, которые Бог осуществляет через веру>» (1Тим 1,3-4). Некоторым практикам неправомерно присваивается название «Нью Эйдж», это просто маркетинговый ход, увеличивающий их <продажи>, но на самом деле они не связаны с мировоззрением, предлагаемым Нью Эйдж. Это только усиливает путаницу. Поэтому важно четко указать те элементы, которые действительно относятся к движению Нью Эйдж и не могут быть приняты теми, кто верен Христу и Его Церкви.

> Следующие вопросы могут быть самым простым ключом к оценке некоторых главных элементов мировоззрения и практики Нью Эйдж с христианской точки зрения. Термин «Нью Эйдж» объединяет идеи, касающиеся Бога, человека и мира; с ними можно встретиться во время бесед на религиозные темы, в рекламных материалах различных групп медитации, терапии, в прямых утверждениях относительно религии и т.д. Некоторые из нижеследующих вопросов, обращенные к людям или применимые по отношению к взглядам, явным образом неимеющим отношения к Нью Эйдж, могут обнаружить более глубокие, не декларируемые и не признаваемые, связи с атмосферой Нью Эйдж в целом.

> * Является ли Бог Существом, с Которым мы имеем общение? Или Бог — это нечто, что можно использовать? Или сила, которой следует овладеть?

> Концепция Бога, представленная в Нью Эйдж, довольно расплывчата, в то время как христианское учение очевидно и прозрачно. Бог, в соответствии со взглядами Нью Эйдж, есть безличная энергия, особое расширение вселенной или ее компонент; в этом смысле он является жизненной силой или душой мира. Божественность присутствует во всём сущем, но в разной степени — «от самого простого кристалла из мира минералов вплоть до (и выше) галактического бога, о котором мы вообще ничего не можем сказать. Это не человек, а некое Великое Сознание».{} В некоторых «классических» трудах, посвященных Нью Эйдж, ясно <заявляется>, что люди должны воспринимать самих себя как богов: некоторые люди осознаю́т это сильнее, чем другие. Здесь уже нет необходимости искать Бога где-либо вне мира, а глубоко внутри самого себя.{} Даже если «Бог» есть нечто вне меня, он там для того, чтобы можно было им управлять.

> Эта концепция сильно отличается от понимания христианского Бога как Творца неба и земли и источника каждой индивидуальной жизни. Бог есть личность, это Отец, Сын и Святой Дух, Он сотворил мир, чтобы разделить Свою жизнь в общении с сотворенными людьми; «"Бог, Который обитает в неприступном свете" (1Тим 6,16), желает сообщить Свою Собственную Божественную жизнь людям, свободно Им сотворенным, чтобы в едином Сыне Своем усыновить их. Открывая Себя, Бог хочет дать людям способность ответить Ему, познавать Его и любить Его превыше того, на что они сами по себе способны». {Катехизис Католической Церкви, 52.} Бог не идентифицируется с «Жизнеосновой», понимаемой как «Дух» или «основополагающая энергия» космоса, но Он есть та любовь, которая, будучи абсолютно отличной от мира, присутствует как созидательная сила во всём и ведет людей к спасению.

> * Иисус Христос один или существуют тысячи Христов?

> Иисус Христос часто представляется в литературе Нью Эйдж как один из многих мудрых людей, посвященных, или аватар, в то время как в христианской традиции Он единственный Сын Бога. Вот некоторые общие места, присутствующие во взглядах, имеющих отношение к Нью Эйдж:
> — различаются конкретная индивидуальная историческая личность Иисуса и вечный, безличный универсальный Христос;
> — Иисус считается не единственным Христом;
> — смерть Иисуса на кресте либо отрицается, либо интерпретируется таким образом, чтобы исключить мысль о том, что Он, будучи Христом, мог страдать;
> — внебиблейские тексты (такие как гностические евангелия) считаются подлинными источниками знания о тех сторонах жизни Иисуса, которые не представлены в каноне Священного Писания. Прочие откровения о Христе, полученные от сущностей, духовных проводников и высших учителей, или даже из Хроник Акаши, {см. ст. "akashic record" в The Skeptic's Dictionary и русский перевод этой статьи. – Прим. ред. рассылки.} положены в основу христологии Нью Эйдж;
> — библейские тексты рассматриваются под углом зрения эзотерического экзегезиса, с целью очистить христианство от формальной религии, которая препятствует доступу к его эзотерической сущности.{}

> В христианской традиции Иисус Христос есть Иисус из Назарета, о Котором говорят Евангелия, Он Сын Марии и единственный Сын Бога, истинный человек и истинный Бог, в Котором Божественная истина открылась во всей полноте, единственный Спаситель мира: «распятый за нас при Понтии Пилате, страдавший и погребенный; воскресший в третий день по Писаниям; восшедший на небеса и сидящий одесную Отца». {Ср. Никейский Символ веры.}

> * Человек: одно универсальное существо или множество индивидуумов?

> «Целью техник Нью Эйдж является повторение мистических состояний по собственному желанию, словно это предмет лабораторных опытов. Повторное рождение, биологическая обратная связь, сенсорная изоляция, холотропное дыхание, гипноз, мантры, голодание, депривация сна и трансцендентальная медитация представляют собой попытки контролировать эти состояния и иметь возможность постоянно испытывать их».{} Все эти практики создают атмосферу, в которой психика ослабляется (и становится уязвимой). Если предметом упражнения является «самораскрытие», актуальным становится вопрос, кто есть «я». Утверждение о «Боге внутри нас» и холистическом соединении с целым космосом подчеркивают правомерность этого вопроса. Отдельная индивидуальная личность рассматривается в Нью Эйдж как нечто патологическое (особенно в трансперсональной психологии). Но «настоящую опасность представляет холистическая парадигма. Мышление Нью Эйдж основано на тоталитарном единстве, и именно в этом заключается опасность...».{} Если говорить более сдержанно, то «мы истинны, когда мы «сами отвечаем» за себя, когда наш выбор и наши реакции спонтанно проистекают из наших глубинных потребностей, когда наше поведение и выражение чувств отражают нашу личностную целостность».{} Движение Развития человеческого потенциала являет собой очевидный пример убежденности в том, что люди божественны, или что в них есть «божественная искра».

> Христианская позиция основана на библейском учении о человеческой природе; мужчина и женщина сотворены по образу и подобию Бога (Быт 1,27), и Бог помнит о них, к великому изумлению автора псалма (ср. Пс 8). Человеческая личность есть тайна, полностью открываемая лишь в Иисусе Христе (ср. Gaudium et spes, 22), эта личность становится подлинно человеческой в истинных отношениях с Христом через дар Духа. {Катехизис Католической Церкви, 355-383.} Это далеко от карикатурно приписываемого христианству антропоцентризма, отвергаемого многими авторами и участниками практик Нью Эйдж.

> * Мы спасаемся сами или спасение есть бесценный дар Бога?

> Ключевым является ответ на вопрос о том, с помощью чего или кого мы спасаемся. Спасаемся ли мы сами, совершая некие действия, как это часто преподносится в Нью Эйдж, или нас спасает любовь Бога? Ключевыми словами в Нью Эйдж являются самоосуществление, самореализация и самоспасение. В понимании природы человека проявляются преимущественно пелагианские взгляды.{}

> Христианское спасение зависит от участия в страдании, смерти и воскресении Христа и от непосредственных личных отношений с Богом, а не достигается какими-либо техниками. Положение человека, ныне искаженное первородным грехом и личным грехом, может быть исправлено только действием Бога: грех есть оскорбление Бога*, и только Бог может примирить нас с Собой. В соответствии с Божественным замыслом спасения, люди были спасены Иисусом Христом, Который, будучи Богом и человеком, является посредником искупления. В христианстве спасение не есть переживание «я», медитативное и интуитивное пребывание в самом себе, но нечто большее, чем даже прощение греха — дар единства с любящим Богом, поднимающий человека из глубины неуверенности в самом себе и дарующий мир. Путь к спасению не может быть найден с помощью самостоятельной трансформации сознания, но лежит в освобождении от греха и его последствий, которое затем ведет нас к борьбе с грехом в нас самих и в окружающем обществе. Это освобождение с необходимостью ведет нас к любящей солидарности с нуждающимися ближними.


> * Мы изобретаем истину или принимаем ее?

> Нью Эйдж говорит о положительных вибрациях, космических соответствиях, гармонии и экстазе, в общем, о приятных переживаниях. Суть состоит в том, чтобы найти собственную истину в соответствии с фактором «хорошего самочувствия». Отношение к религиозным и этическим проблемам, таким образом, относительно и зависит от собственных чувств и опыта.

> В христианстве Иисус Христос — это «Путь, Истина и Жизнь» (Ин 14,6). Его последователи призваны полностью открыть свою жизнь Ему и Его ценностям, другими словами, объективным требованиям, которые являются частью объективной реальности, которая, в конце концов, может быть познана всеми.

> * Молитва и медитация: с кем мы говорим — с собой или с Богом?

> Тенденция смешивать психологию и духовность вынуждает нас еще раз подчеркнуть коренное различие между медитативной техникой и молитвой. Медитативная техника — это часто хорошая подготовка к молитве, но не более того, даже если она приводит к более приятному состоянию души или телесному комфорту. Сопутствующие ощущения неподдельны и глубоки, но оставаться на этом уровне — значит остаться в одиночестве, где нет места присутствию другого. В достигнутой тишине мы можем оказаться лицом к лицу с пустотой, а не с молчаливым созерцанием Возлюбленного. Верно и то, что техника погружения в глуби́ны собственной души́ в конце концов имеет целью пробудить в человеке способность достичь божественности или даже стать божеством: если эта техника пренебрегает тем, что Бог ищет сердце человека, она никак не является христианской молитвой. Даже если в таких приемах видят связь с космической энергией, «подобные упрощенные «отношения» с Богом, где функция Бога заключается в обеспечении всех наших потребностей, демонстрируют эгоизм в самой сути Нью Эйдж».{}

> Практики Нью Эйдж не являются истинной молитвой, так как они направлены на <рефлексию> или слияние с космической энергией, в противоположность двунаправленности христианской молитвы, которая, хотя и включает в себя <рефлексию>, но главным образом является встречей с Богом. Далекая от того, чтобы быть исключительно человеческим усилием, христианская мистика главным образом является диалогом, «подразумевающим отношение обращенности, переход от «я» к «Ты» Бога».{} «Христианин, даже совершая молитву в одиночестве и при закрытых дверях, осознаёт, что всегда молится о благе всей Церкви в единении с Христом в Святом Духе, вместе со всеми святыми».{}

> * Отрицается или признаётся существование греха?

> В Нью Эйдж нет понятия греха, есть понятие несовершенного знания; единственное, что необходимо — просветление, которого можно достичь посредством особых психофизических приемов. Тем, кто принимает участие в практиках Нью Эйдж, не говорят во что следует верить, что делать или чего не делать, но говорят: «Существуют тысячи способов исследовать внутреннюю реальность. Идите туда, куда ведет вас ваш разум и интуиция. Доверяйте себе».{} Авторитет перенесен из области Бога в «Я». В Нью Эйдж рассматривается, как наиболее серьезная проблема, изолированность от космоса, а не собственные неудачи или грех. Лекарством от этой изолированности является всё более полное погружение в целостность бытия. Из некоторых текстов и практик Нью Эйдж становится очевидным, что одной жизни для этого недостаточно, следовательно, реинкарнация непременно должна существовать, чтобы позволить людям реализовать свой потенциал полностью.

> С христианской точки зрения, «только свет Божественного Откровения являет реальность греха, в частности греха, совершенного прародителями человечества. Вне того знания, которое Откровение дает нам о Боге, нельзя ясно узнать грех, и тогда появляется склонность объяснить его исключительно как дефект развития, как психологическую слабость, ошибку, неизбежное следствие несовершенного общественного порядка и т.п. Только зная Божий замысел о человеке, понимаешь, что грех есть злоупотребление свободой, которую дал Бог сотворенным людям, чтобы они могли любить Его и друг друга». {Катехизис Католической Церкви, 387.} Грех есть проступок против истины, разума, чистой совести; это недостаток  настоящей любви к Богу и ближнему из-за порочной привязанности к определенным благам. Он ранит человеческую природу и повреждает человеческую солидарность... {Там же, 1849.} Грех есть оскорбление Господу... грех восстает против Божьей любви к нам и отвращает от нее наши сердца... Таким образом, грех есть «любовь к себе вплоть до презрения к Богу». {Там же, 1850.}

> * Нас призывают отвергать страдания и смерть или принимать их?

> Некоторые авторы Нью Эйдж видят в страдании нечто, что человек сам принимает на себя, как плохую карму или по меньшей мере как неспособность управлять собственными ресурсами. Другие делают акцент на методах достижения успеха и богатства (например, Дипак Чопра, Хосе Сильва и другие). В Нью Эйдж реинкарнация часто рассматривается как необходимый элемент духовного роста, как стадия последовательной духовной эволюции, которая началась до нашего рождения и после нашей смерти. В нашей нынешней жизни продолжится переживание смерти других людей провоцирует благотворный кризис.

> Ни учение о единстве с космосом, ни учение о реинкарнации несовместимы с христианством, так как человек есть отличное от других существо, которое проживает одну-единственную жизнь, за которую несет полную ответственность: в противном случае ставится под вопрос ответственность и свобода личности. Христиане знают, что «крестом Христа не только совершено искупление через страдание, но также и само человеческое страдание было искуплено. Христос, не имея никакой вины, взял на себя «всё зло греха». Переживание этого зла определило ни с чем несравнимые по степени страдания Христа, через которые совершено искупление... Искупитель страдал вместо человека и ради человека. Каждый человек участвует в искуплении. Каждый призван разделить это страдание, через которое было совершено искупление. Каждый призван разделить страдание, через которое всё человеческое страдание было искуплено. Осуществив искупление через страдание, Христос также поднял человеческое страдание до уровня искупления. Таким образом, каждый человек в своем страдании может стать соучастником искупительного страдания Христа».{}

> * Обязательства перед обществом: уклоняться от них или искать их?

> Многое в Нью Эйдж является бесстыдной саморекламой, но некоторые лидеры движения утверждают, что несправедливо судить обо всём движении по незначительной группе эгоистичных, неразумных, самовлюбленных людей или позволять ослепить себя некоторыми наиболее эксцентричными из их практик, которые мешают увидеть в Нью Эйдж искренний духовный поиск и духовность.{} Слияние индивидуумов с космическим «Я», релятивизация или уничтожение различий и противоречий в космической гармонии неприемлемо для христианства.

> Везде, где есть истинная любовь, должен быть другой (личность). Истинный христианин ищет единства в способности и свободе другого сказать «да» или «нет» дару любви. Христианство рассматривает единение как общность, единство — как общину.

> * Наше будущее зависит от звезд или мы сами помогаем его создавать?

> Зарождающаяся Новая эра будет населена совершенными андрогинными существами, которые будут полностью подчинены космическим законам природы. В этом сценарии христианство должно быть уничтожено, чтобы освободить путь глобальной религии и новому мировому порядку.

> Христиане всегда бодрствуют и готовы к наступлению последних дней, когда Христос придет вновь; их новая эра началась 2000 лет назад пришествием Христа, Который есть не кто иной, как «Иисус из Назарета; Он есть Слово Божие, ставшее человеком для спасения всех». Его Святой Дух присутствует и действует в сердцах отдельных людей, в «обществе и истории, в людях, культурах и религиях». «Дух Отца, щедро дарованный Сыном, оживляет всё и вся». {См. Иоанн Павел II, Энциклика Redemptoris Missio (7 декабря 1990 г.),6,28, и Декларация Конгрегации вероучения Dominus Jesus (6 августа 2000 г.),12.} Мы живем в последние времена.

 

> С одной стороны, тем, кто увлечен практиками Нью Эйдж, кажется, что они не ставят доктринальных вопросов; но в то же время невозможно отрицать тот факт, что эти практики сами по себе сообщают, пусть даже косвенно, установки, которые влияют на мышление и могут создать весьма своеобразный взгляд на реальность. Несомненно, Нью Эйдж создает собственную атмосферу, и трудно отделить безобидное от того, что следует поставить под вопрос. Необходимо помнить, что доктрина о Христе, распространенная в кругах Нью Эйдж, вдохновлена теософскими учениями Елены Блаватской, антропософией Рудольфа Штайнера и «Школой Арканов» Элис Бейли. Их современные последователи не только продвигают сегодня их идеи, но также работают с приверженцами Нью Эйдж над развитием абсолютно нового понимания реальности, над доктриной, называемой некоторыми исследователями «истиной Нью Эйдж».{}


* Определение греха как "оскорбления Бога" может показаться архаичным, "средневековым"... Такое определение содержится в совр. офиц. Катехизисе Катол. Церкви: "Грех есть оскорбление Господу: «Тебе, Тебе единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал» (Пс 51<(50)>,6)" (1850, ср. 431).
Свящ. Александр Мень, отвечая на просьбу дать определения греха, говорил: "Грех есть сопротивление человека той воле Творца, которая ему открыта либо через Писание, либо через заповеди церковные, либо через голос совести.
Грех — это не просто ошибка, проступок, это именно нарушение воли Божией. И чем более сознательно это нарушение, чем больше в нём вызова, неприятия, тем больше в нём оскорбления. Но не надо воспринимать это оскорбление таким образом, что Бог может обидеться на человека. Это неправомерное перенесение наших мелочных чувств на Творца.
Здесь сравнение должно быть другое. Это как пламя и вода. Когда вода обрушивается на текущую огненную лаву, она тут же испаряется. Они не могут быть вместе, рядом. Поэтому Божественная Любовь не может быть рядом с человеческим злом, скажем, с человеческой ненавистью. При их соприкосновении возникает эффект разряда, как бы короткое замыкание. На образном языке Библии это называется «гнев Божий». Но опять-таки, повторяю: не следует понимать его как гнев, подобный человеческому. Это несовместимость Высшей Любви, Высшей Правды, Высшего Священного Завета с тем, что часто для нас является утверждением нашего собственного «Я».
И еще понятие греха связано не просто с нарушением какого-то безличного закона, а со столкновением двух воль — благой воли Творца и воли человеческой, которая бывает злой, самоутверждающейся". ("Отец Александр Мень отвечает на вопросы", Тема 3.) (Прим. ред. рассылки.)

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки. Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.
На этот метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней будет написать обычное письмо на адрес mjtap@ya.ru.

(затрудняюсь ответить)(неинтересно – не(до)читал)(не понравилось / не интересно) /

(малоинтересно)(интересно)(очень интересно)(замечательно!)

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

messia.ru/r2/7/es37_522.htm

Архив рассылки, формы подписки —» messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —» messia.ru

 »Страничка сайта вКонтакте«
»Страничка сайта в facebook«

Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах —
в письме, в icq или в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения! 
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии 1
<= предыдущий выпуск серии 2
 
 

В избранное