Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Александр Морозов. ПРАВОСЛАВНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ ИДУТ НА ВЫБОРЫ. ЦЕРКОВНЫЕ ЗЕМЛИ.


Информационный Канал Subscribe.Ru


    справочно-информационный портал
   РЕЛИГИЯ и СМИ religare.ru
Интернет-портал "Религия и СМИ" создан при финансовой поддержке Министерства Российской
Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации.

 Информационная рассылка #45, /2003-10-14/


     Вторник: А.Морозов. События. Комментарий

ПРАВОСЛАВНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ ИДУТ НА ВЫБОРЫ. ЦЕРКОВНЫЕ ЗЕМЛИ.
Александр Морозов
14.10.2003


ИВАН ДЕМИДОВ ВМЕСТО "РУССКОГО ДОМА". В следующее воскресенье на 3-ем канале выйдет первый выпуск новой информационно-аналитической программы "Русский взгляд". Автор и ведущий программы Иван Демидов заканчивает подготовку к старту. Поскольку 3-й канал принадлежит Межпромбанку, а программа "Русский дом" слегка запылилась, напрашивается предположение, что Иван Демидов – это Крутов tuday, и поэтому в воскресенье в 15.30 мы с нетерпением ждем общественно-политической программы с православной составляющей и с новой идеологией.

СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВ И ДРУГИЕ. Руководитель агентства "Русская линия" Сергей Григорьев включен в избирательный список блока Глазьева. Занятно, что незадолго до этого ближайший сотрудник Григорьева – А.Степанов опубликовал на "Русской линии" большой текст, предсказывающий Глазьеву полную неудачу, если он откажется идти в одном блоке с коммунистами. Григорьев долгое время был ближайшим сподвижником Константина Душенова ("Русь Православная"), а затем ушел от него, когда стало ясно, что Душенов пойдет очень далеко в борьбе с епископатом РПЦ и что дело Душенова закончится каноническим прещением.

Агентство "Русская линия" в 2000-2003 гг. – один из лучших ежедневных новостных ресурсов, делаемый православными. Сегодня с ним отчасти конкурирует сайт "Седмица", созданный на базе "Православной энциклопедии". Однако ежедневная выборка религиозных новостей на "Русской линии" по-прежнему остается достаточно репрезентативной.

В 2000-2003 гг. сайт "Русская линия" внутри церковной системы ориентировался на митрополита Мефодия. Среди православных ресурсов "РЛ" был единственным, где после снятия митр.Мефодия с Воронежской кафедры и перевода его в Казахстан, - публиковались сочувственные отклики и ставилась под сомнение справедливость решения Синода.

Таким образом, в зарегистрированных списках мы находим сразу нескольких православных журналистов, или точнее говоря, деятелей медиа: Валентин Лебедев (журнал "Православная беседа"), Сергей Григорьев ("Русская линия"), Александр Крутов и Николай Леонов ("Русский дом"), Николай Державин (телеведущий "Православной энциклопедии" и праздничных трансляций).

ВОПРОС О ЦЕРКОВНОЙ ЗЕМЛЕ. Внесение поправок депутатов Кулика и Володина по поводу земельной собственности религиозных организаций, по-видимому, вызовет новую волну публикаций о "богатствах Церкви". Надо напомнить, что в августе "Еженедельный журнал" уже подступался к этой теме статьей Светланы Солодовник (см. здесь)

Если поразмыслить по поводу церковной земли без предвзятости, то проблема очень сложна. Она заключена в следующем: поскольку речь не идет о реституции, то есть возврате того, что когда-то принадлежало по праву собственности, то получается, что государство сегодня как бы заново наделяет религиозные организации землей, передавая ее в собственность. Предположим, государство рассматривает некоторые религиозные организации как "уважаемых и предпочтительных партнеров" (как, например, любят выражаться немцы по поводу гос-церковных отношений у себя в Германии), и именно поэтому идет на безвозмедную передачу земли в собственность. Но помимо РПЦ МП, в России еще много различных религиозных организаций, зарегистрированных Минюстом в качестве таковых. Ну и, конечно, в головах госчиновников встает страшный призрак "мирового арабства", которое на саудовские миллиарды, на бесплатно полученной в собственность земле строит такие укрепления, куда не войдешь и с ордером прокуратуры. На этой почве законопроект, наверное, замотают.

Новое российское государство как бы "дарит". Но что, сколько? Патриарх Алексий неоднократно говорил, что речь идет о тех землях, на которых уже стоят храмы и монастыри, а также действуют монастырские хозяйства. Единого реестра этих земель нет. Значит решение должно приниматься на самом нижнем уровне, местными властями по поводу каждого отдельного храма и прихрамового участка. А что же будет с новыми храмами? Под их строительство земля будет выделяться в бессрочную безвозмездную аренду... Странно это. Получаются два мало мотивированных статуса. Да и встает и такой вопрос: а до каких пределов государство будет выделять бесплатную землю под "культовые сооружения"?

Сомнительно, чтобы проблему можно было решить одним законопроектом. Более осмысленной выглядит создание комиссии лет эдак на тридцать. Примерно, так в Англии осуществляли административную реформу, а в Швеции – разгосударствление Церкви. И эта комиссия поэтапно, гласно, с публикацией реестров передает что-то религиозным организациям. Причем, возможно, с самого начала за деньги. Скажем, на первом этапе по символической цене 1 рубль за сотку. Это все-таки продажа, а не "дарение", и в этом смысле так надежнее. Затем по графику, через десять лет – по 10 руб. за сотку. А вот с какого-то момента религиозные организации начинают все-таки приобретать землю за реальные деньги посредством фондов, созданных верующими или получать эти земли в наследство от верующих и т.д. Потому что ведь невозможно представить себе бесконечное "дарение".

Менее всего хотелось бы, чтобы вопрос о церковных землях принял такой же характер, как вопрос об "основах православной культуры", т.е. зашел бы в тупик без всякой возможности общественного диалога и достижения разумного консенсуса. Разумеется, РПЦ и другие религиозные общины должны получить землю в собственность. И даже должны иметь возможность сдавать землю в аренду для того, чтобы, скажем, вести социальные программы в партнерстве с государством и общественными организациями. Почему бы и нет? Но, конечно, риторика о том, что атеистический режим "задолжал", сегодня уже не работает в масштабе всего общества. Мне кажется, что не все думают, что Путин должен отдавать ленинские долги. Реституции не случилось в конце 80-х – начале 90-х и теперь она уже невозможна.

Гражданин может пожертвовать Церкви свою землю. А вот государство может ли "жертвовать"? Непонятно, ведь государство-то светское. Если следовать некоторой практике, то государство может создать "федеральную программу поддержки" и по этой федеральной программе на основании какого-нибудь соглашения о сотрудничестве с религиозной организацией "передать в дар"...

Нужно создавать большую, публичную комиссию, как это и делают в Европе при проблемах такого масштаба, и в каких-то пропорциях, поэтапно оформлять эту землю. По-видимому, рассматривая каждый случай. Ведь, скажем в Москве хорошо сохранились дореволюционные архивы и можно установить границы участков на момент их экспроприации – и в некоторых случаях следовать этим границам. А в Воронеже, например, все архивы сгорели во время войны.

[http://www.religare.ru/article6875.htm]


Перепечатка материалов приветствуется при гиперссылке на портал "Религия и СМИ"
Авторские права 2002 "Бюро по содействию средствам массовой
информации в освещении религиозной жизни"
info@religare.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное