Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Александр Зайченко. ХРИСТИАНЕ-ПРОТЕСТАНТЫ ПЕРЕД ВЫБОРАМИ


Информационный Канал Subscribe.Ru


    справочно-информационный портал
   РЕЛИГИЯ и СМИ religare.ru
Интернет-портал "Религия и СМИ" создан при финансовой поддержке Министерства Российской
Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации.

 Информационная рассылка #52, /2003-10-21/


     Вторник: А.Зайченко. События. Комментарий

ХРИСТИАНЕ-ПРОТЕСТАНТЫ ПЕРЕД ВЫБОРАМИ
Александр Зайченко
21.10.2003


[Об авторе: Александр Зайченко – профессор Русско-Американского христианского университета]

Россия быстро приближается к 4-х летнему пику политической активности. Все центры власти страны, ее основные политические силы начинают готовиться к выборам в Государственную Думу и Президента РФ. Через средства массовой информации, приемами публичной пропаганды и агитации они стараются убедить различные слои населения, что именно их кандидаты, их политическая партия заслуживают нашего доверия и просят подтвердить это доверие нашими голосами на выборах. За последние годы российский христианский мир, в принципе, решил для себя главную проблему, связанную с выборами: участвовать или не участвовать в голосовании как акте свободного излияния воли отдельных христиан. И практически все основные конфессии решили этот вопрос положительно. Действительно, всякая власть от Бога (Рим.13:1,2), и приход в нее различных политических сил, как партий, так и отдельных личностей, не может происходить без участия воли граждан-христиан. Мы ответственны перед Богом за все его творение и, в силу наших гражданско-политических возможностей, мы отвечаем перед Ним и за наш выбор в пределах этих возможностей. Кроме того, мы обязаны подчиняться властям (Рим. 13:5), а наши обязательства исполнять волю выборной власти предполагают и наше право в управлении страной через электоральную активность. Эти и многие другие аргументы в пользу участия граждан-христиан не только в политических выборах, но и в более активных формах общественной жизни (членство в политических партиях, право быть избранным или поставленным во власть) получили подтверждение в социальных концепциях (доктринах), принятых основными христианскими конфессиями России. Русская Православная Церковь приняла такую концепцию в 2001г., объединение основных протестантских конфессий – в 2003 г., другие протестантские церкви – еще раньше. В то же время Церковь как общественный институт сама не участвует в выборах, но она допускает наличие различных политических убеждений среди ее членов и руководства, за исключением таких, которые явно ведут к действиям, противоречащим христианскому вероучению и нравственным нормам. Церковь может высказывать свое отношение к политическим программам и действиям всех участников выборов.

Государственная Дума - главный институт выборной или представительной демократии и в то же время - это отдельный общефедеральный центр власти, располагающий до 4-5% всего объема всей политической власти в стране. Хотя, наряду с независимым судом, свободными СМИ, партийной системой, свободными профсоюзами, парламент считается главным институтом гражданского общества, структурно неорганизованные и экономически слабые группы общества, в том числе христиане-протестанты, не имеют шансов быть в нем представленными. Здесь имеют шансы только самые сильные и богатые. Сразу после своего второго рождения в 1991 г. российский парламент превратился в своеобразный рынок, где происходит приобретение и распределение объемов законодательной власти между несколькими общероссийскими центрами политических сил.

Сегодня можно выделить шесть таких общефедеральных центров.

Федеральный центр. Он всегда представлял центральную власть в стране в лице первого лица государства: царя, императора, генсека КПСС, президента и его аппарата. В демократической стране его стратегическая цель и интерес - исполнять свои конституционные полномочия и обязанности посредством всемерного укрепления центральной власти. В России Федеральный политический центр может опираться на блок силовых центров власти (армию, службу безопасности) и Русскую Православную Церковь, которые имеют схожие стратегические интересы. Иногда президент создает собственные управленческие структуры, помогающие ему в решении конкретных задач. Формально Федеральный центр выступает за равенство всех церквей перед конституцией, но фактически оказывает явные предпочтения РПЦ, рассчитывая на ее авторитет хранителя традиционной русской культуры и ценностей. Вместе с тем Федеральный центр и особенно его судебная ветвь часто выступают как малоэффективная, но все же единственная защита прав малых христианских конфессий.

Местная власть. Это традиционно очень сильный в России центр сил, выступающий подчас как прямой соперник Федерального центра. Его интерес - сконцентрировать в своих руках максимально возможный объем ресурсов власти, защищать свои позиции перед Федеральным центром. Местная власть исторически всегда была более консервативной, традиционной, более архаичной, чем федеральный центр. Персонально ее выразителем был глава региона: воевода, наместник, первый секретарь обкома, губернатор. Как политический центр она выражает интересы политической элиты региона и местного бизнеса. Местная власть всегда могла разными, в том числе незаконными, методами мобилизовать политические и экономические ресурсы своего региона. Эта политическая сила часто выступает как открытый противник прав верующих-протестантов и их церквей. Основная причина – господство традиционных ценностей, низкая правовая культура представителей этого центра.

Крупный бизнес. Это новый центр власти и одновременно общероссийский политический центр. Стратегически его политические интересы сводятся к достижению наиболее благоприятных условий для своего экономического обогащения. Сегодня важнейшая политическая задача крупного бизнеса - сделать необратимыми результаты приватизации 90-х годов, которые с правовой точки зрения могут быть оспорены как со стороны общества, так и других политических центров (федерального и местного центров сил). В отношении к Церкви крупный бизнес выступает с сугубо корыстных, оппортунистических позиций. Крупный бизнес формально не поддерживает никакую конфессию. Но при этом он делает ставку на финансовые вливания в главную церковь России, рассчитывая (и не без оснований) на передачу от нее части морального авторитета.

Государственный аппарат - еще один общероссийский политический центр, представленный верхушкой административного аппарата исполнительных, законодательных и судебных органов власти, как в центре, так и на местах. Его интересы сводятся к поддержанию высокого спроса со стороны общества на услуги по управлению государством, даже, если это идет во вред обществу и отдельным его группам. Благодаря своим уникальным властным возможностям, этот центр политических сил может действовать как скрытно, так и эффективно. Очень часто в условиях современной России Государственный аппарат выступает как противник независимости новых церквей, а иногда и как самостоятельная репрессивная сила.

В последние годы в стране оформился совершенно новый политический центр, который можно назвать Гражданский центр. Его интерес - создавать условия к расширению и углублению общественных институтов, организаций, действующих на принципах самоуправления и решающих проблемы жизнедеятельности отдельных граждан и их объединений вне системы государства. К структурам этого политического центра можно отнести парламент и законодательные собрания, независимый суд, свободные СМИ, партийную систему, различные негосударственные общественные организации. В России Гражданский центр остается слабым, его основной ресурс - поддержка международного общественного мнения. Но в последние годы его постепенно начинают эпизодически поддерживать Федеральный центр, парламент и другие вышеперечисленные структуры гражданского общества. Зато российская местная власть ведет с ним неустанную борьбу.

Российские христиане-протестанты объективно являются союзниками Гражданского центра, поскольку это единственная сила, которая, исходя из своей политической природы, должна последовательно отстаивать право верующих на свободу совести и поддерживать принцип отделения церкви от государства. На практике же этот центр очень редко выступает с открытой защитой прав верующих меньшинств, проявляя политический оппортунизм и малодушие. В то же время либеральные позиции Гражданского центра по многим вопросам личной и семейной морали, терпимости и даже оправдывания самых грязных и мерзких грехов человека (прелюбодеяния, однополых браков) вызывают чувства протеста со стороны верующих всех конфессий.

К настоящему времени Россия получила еще один постоянный центр политических сил - политическую оппозицию. Сюда, как правило, входят партии и общественные движения протестного направления, оппозиционная часть структур слабого российского гражданского общества, ряд СМИ, организованное рабочее движение. Отряды протестного центра, как правило, разобщены, но в периоды общероссийских выборов они могут объединять свои усилия и представлять серьезную силу в борьбе за новое распределение власти. К организованным отрядам политической оппозиции можно отнести КПРФ, отдельных олигархов, находящихся в немилости у федерального центра, принадлежащие им средства массовой информации. Большинство христиан-протестантов России, несмотря на проблемы возникающие в их отношениях с властями, ни лично, ни через партии не участвуют в активной политической оппозиции.

[http://www.religare.ru/article6979.htm]


Перепечатка материалов приветствуется при гиперссылке на портал "Религия и СМИ"
Авторские права 2002 "Бюро по содействию средствам массовой
информации в освещении религиозной жизни"
info@religare.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное