Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

О ПРЕПОДАВАНИИ ВАЛЕОЛОГИИ:


Информационный Канал Subscribe.Ru

+
«СЕДМИЦА» — ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ ЗА НЕДЕЛЮ

Электронная версия еженедельного приложения «Новости Православного Интернета» к газете «ОДИГИТРИЯ» (Винницкая и Могилев-Подольская епархия Украинской Православной Церкви).

Выпуск No85, 21 апреля 2003 г.


Приглашаем посетить сайт рассылки — www.sedmica.orthodoxy.ru. Заинтересованы в обмене баннерами или ссылками с православными сайтами
Поиск по www.sedmica.orthodoxy.ru:
    

ОБЪЯВЛЕНИЕ:

27 апреля 2003 года, в светлый праздник Пасхи, в 16:00 на площади перед запорожским цирком состоится благотворительный концерт с участием молодых запорожских музыкантов. Концерт проводится молодежной общественной организацией "Новий напрямок". Объектом благотворительности является восстановление древнего памятника украинской духовности, культуры, истории и архитектуры — Свято-Покровского кафедрального собора г. Александровска (дореволюционное название Запорожья) на ул. Анголенко. Девиз пасхального концерта — "Вложи свой кирпич в стену храма". Основная идея концерта — призвать запорожскую молодежь пожертвовать символическую сумму в 60 копеек (стоимость кирпича) на строительство собора и тем самым условно вложить кирпич в его стены. Смысл данной акции заключается не в сборе сколько-нибудь значительной суммы на строительство, а в том, чтобы запорожская молодежь впоследствии, глядя на восстановленный собор, всю жизнь помнила о том, что в его стенах есть и ее кирпичик и следовательно считала собор в определенной мере своим детищем. Концерт проводится по благословению Архиепископа Запорожского и Мелитопольского Василия. На сцену выйдут группы "Декаданс", "Мэри Джейн", "D.Jeff Gomeldreff", "Нейтрал" и молодые исполнители творческой студии В.Е.Артемьева. Ведущий концерта Валентин Терлецкий.

Подписчиков: 2010 (+4)

Спецвыпуск рассылки посвящен вопросу преподавания в школах предмета валеологии (сегодня этот предмет часто "подают" под названиями Основы Здорового Образа Жизни (ОЗОЖ) или Основы Безопасности Жизнедеятельности (ОБЖ)). Обратиться к этой теме нас подвигнуло письмо инициативной группы родителей и учителей, граждан г. Саратова.

ЧИТАЙТЕ В ВЫПУСКЕ:

  1. Письмо инициативной группы родителей и учителей, граждан г. Саратова.
  2. Открытое письмо министру образования РФ В.М. Филиппову
  3. Письмо министру образования Саратовской области С.Б. Суворову
  4. Письмо губернатору Саратовской области Д.Ф. Аяцкову
  5. Статья диакона Андрея Кураева "Осторожно: валеология!"
  6. Цитаты из учебника по "валеологии".

  1. ПИСЬМО ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ, ГРАЖДАН г. САРАТОВА
    (вернуться к началу)

    Здравствуйте, уважаемые авторы рассылки!

    В Саратовской области сложилась нехорошая ситуация с валеологией. Местным министерством образования под названием "Основы здорового образа жизни" валеология вводится в рамках регионального компонента образования, как обязательный предмет во всех школах и детсадах области (подробности можно посмотреть, например, на сайте http://ecohealth.by.ru). Это несмотря на то, что на федеральном уровне, после протестов учителей, родителей, крупнейших ученых, писателей и общественных деятелей, эта программа была свёрнута.

    4 апреля 2003 года мы отправили письмо-протест против введения валеологии министру образования Саратовской области Суровову С.Б. с 3073-мя подписями родителей, учителей, священников, просто неравнодушных людей.

    В посылку кроме самого письма и подписного листа входят экспертные заключения специалистов на различные аспекты методических материалов по ОЗОЖ. В частности, рецензии и комментарии:

    — канд. психол. наук, доц. СГСЭУ Леоновой Н.А.;

    — канд. мед. наук, ассистент каф. педиатрии Кузнецова М.А.;

    — доц. каф. философии Хановой О.В.;

    — ст. преп. каф. правосудия и прокурорского надзора СГАП Шутило О.В.;

    — ст.преп.каф. конституционного права ПАГСа Селезневой Н.М.;

    — преп. СПДС свящ. А.Абрамова.

    Все отзывы негативно оценивают программу ОЗОЖ.

    Копии этого письма мы отправили также губернатору Саратовской области Аяцкову Д.Ф., председателю Саратовской областной Думы Шувалову С.А,, министру образования РФ Филиппову В.М.., в Госдуму РФ одному из лидеров "Единой России" деп. Володину В.В., в СМИ. (в частности это письмо было опубликовано в N24 газеты "Православная вера", декабрь 2002 г.).

    Просим опубликовать информацию об этой акции на страницах вашей рассылки.

    Группа родителей и учителей Саратовской области.

    Что скрывается за словом "валеология"? В декабре 1999 года известные ученые, общественные и религиозные деятели выступили с открытым письмом в Министерства образования РФ, требуя прекратить мракобесные эксперименты в школе. Письмо подписали 140 деятелей. Среди подписавших — ученые; священнослужители, философы, члены РАН и РАМН. Неудивительно, что среди подписавшихся немало медиков. Особенно важна позиция Российской академии медицинских наук: письмо подписали президент РАМН академик Валентин Покровский и главный ученый секретарь президиума РАМН академик Донат Саркисов.


  2. ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО МИНИСТРУ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.М. ФИЛИППОВУ
    (вернуться к началу)

    Уважаемый Владимир Михайлович!

    Сегодня большинство граждан России обеспокоены тем, что страну, где с 1991 года смертность преобладает над рождаемостью, где растет подростковая и молодежная преступность, где состояние духовного и физического здоровья детей и взрослых далеко от нормы, нашу страну все активнее толкают к безнравственности и бездуховности.

    Через внедрение идеологии вседозволенности и распущенности идет процесс уничтожения глубинных основ семьи и государственности, унижение и попрание ценностей национальной культуры, разрушение традиционного нравственного уклада жизни.

    Нас, ученых, писателей и священнослужителей, не может оставить равнодушными то, что этот процесс прежде всего затронул главную силу, которая отвечает за будущий облик нации, — школу. Причем именно Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации в лице заместителя министра Е.Е.Чепурных и некоторых других сотрудников было втянуто в финансирующийся Фондом ООН по народонаселению международный проект "Половое воспитание российских школьников" — грандиозную программу растления детей и молодежи нашей страны.

    Отечественные исполнители этого проекта после мощного вала общественного негодования якобы приостановили его внедрение.

    В школы России. Однако, недавно достоянием гласности стал "Годовой (1998) отчет" ЮНЕСКО и Фонду ООН по народонаселению, подписанный все той же Е.Е.Чепурных. Этот документ продемонстрировал, что доморощенные секспросветители, получая сотни и тысячи долларов за экспертизы учебников по биологии, граждановедению, ОБЖ, обществоведческим дисциплинам, за создание методичек, брошюр, тенденциозного "аналитического" доклада и пр., всего лишь изменили тактику. Теперь они намерены внедрять элементы программы нравственного растления детей и подростков в различные школьные дисциплины. А сам международный проект получил другое название — "Воспитание здорового образа жизни детей и подростков".

    Именно за термином "здоровый образ жизни" сегодня скрывается сексуальное просвещение наших детей по западным, и прежде всего голландским, методикам. И не только это.

    В последние годы в различные звенья российской системы образования напористо внедряется предмет "Валеология" под видом "науки о здоровье".

    В программе полового просвещения, по которой, в частности, работали и продолжают работать две пресловутые медико-педагогические школы Ярославля, значится тема "Валеология — религия XXI века". Это истинное отражение действительных целей и задач, которые ставят перед своими адептами и ничего не подозревающими новобранцами идеологи новой "науки". К вполне безобидным советам по ведению здорового образа жизни добавлена огромная доза оккультных рекомендаций и наставлений. Валеология во многом представляет собой изложение идеологии антихристианского по своей сущности движения "Нью Эйдж" ("New Age" — новый век), которое объединяет различные секты, оккультные и псевдонаучные мистические течения.

    Так называемые валеологи откровенно используют оккультную терминологию: "высшее благо", "жизненный ток", "резервуар психической энергии"... Все это словосочетания из языка агни-йоги.

    Они рекламируют "Хатха-йогу" Рамачарака. Первую же главу учебника для пятиклассников они начинают с советов "колдуньи Гагулы, знавшей секрет долголетия". Они признают "научными" не только оккультные учения, но и... цыганские гадания.

    "Оздоровители" дают в своих книгах методики нетрадиционных гимнастик, чтобы любой ребенок и подросток могли ими воспользоваться. При этом валеологи ни словом не обмолвливаются о том, что, к примеру, некоторые виды подобных дыхательных гимнастик могут вызвать судороги и даже припадки эпилепсии...

    В пятитомнике Валеологического семинара В.П.Петленко, рекомендованном авторами "для студентов, учащихся школ, лицеев, колледжей и гимназий" части 8 и 9 4-го и 5-го томов — "Валеология любви" и "Сексуальное здоровье" — по объёму занимают 642 страницы и в числе прочего включают параграфы "Добрачная половая жизнь: "за" и "против", "Этюды восточной медицины и сексологии", "Тантра и половой акт", глава 4 части 3 именуется "Космическая валеология и астрология".

    Между всеми этими "этюдами" в упомянутом "семинаре", и в других валеологических опусах кощунственно пропагандируются молитвы как средство, полезное ля здоровья.

    Эта лженаука, представляющая собой смесь обрывков астрологии, оккультизма, пропаганды секса, культа и даже фетишизации тела, одновременно принижает и сводит на нет духовные начала человека. Валеология сегодня, по существу, противопоставлена всем понятиям о духовных и нравственных ценностях, которые проверены человечеством на протяжении всей истории мировой цивилизации. В основе этой "науки" лежит идеология вседозволенности и бездуховности.

    Разумеется, неудивительно, что против новой угрозы нравственному здоровью детей повсеместно восстают родители: в городе Волжском Волгоградской области, в Куртамыше Курганской области, в подмосковных Химках...

    В С.-Петербурге идет громкий судебный процесс: "соросовская" учительница биологии показала восьмиклассникам развращающий голландский мультфильм в рамках урока "Что со мною происходит".

    В московской школе N890 родители выступают против "ноосферных (!) занятий", на которых шестиклассников заставляют "медитировать". А борьба тех родителей, чьи дети учатся в школе N802 Москвы, против преподавания растлевающей валеологии возымела действие — директора сняли.

    Один из нынешних лидеров отечественных валеологов Н.К.Смирнов два года назад заявил: "Валеология для образования — уникальная возможность гармоничного "встраивания" в новые реалии жизни, восстановления престижа образования, получения необходимого финансирования".

    В последнем утверждении и кроется активность отечественных "оздоровителей", так же как и "секспросветителей". Работа по разрушению духовного здоровья семьи, нации в России щедро оплачивается западной валютой, сюда же поступают средства и нашего, небогатого сегодня государства.

    Мы считаем, что существование школьного предмета с подобным (или с иным, но той же сутью) названием недопустимо, а использование такого рода учебников и учебных пособий в школах и вузах уводит в сторону от действительно насущных проблем семьи, воспитания и образования подрастающего поколения в духе традиционных ценностей нравственности и морали и является педагогическим преступлением.

    Просим Вас рассмотреть вопрос о прекращении издания подобных "учебников", о правомочности введения и преподавания соответствующих курсов в школьных и вузовских программах.

    Исходя из того, что все разновидности данной лженауки отвращают учащихся от богатейшего наследия отечественной культуры, насаждают не только чуждые, но и впрямую враждебные нашей традиции учения и практики, являются неприкрытой духовной агрессией против нашей страны и несут угрозу национальной безопасности государства, просим Вас исключить специальность "Валеология" из Перечня направления и специальностей высшего педагогического образования.

    Кроме того, предлагаем создать Совет по независимой общественной экспертизе, в который войдут ученые разных специальностей, — для всесторонней оценки учебников, учебных программ и педагогических технологий по стратегически важным для нашего общества школьным и вузовским дисциплинам.

    Надеемся, что Вы, Владимир Михайлович, и все здоровые силы Минобразования Российской Федерации, как и народы нашего многонационального Отечества, заинтересованы в воспитании молодого поколения России не только высокообразованным, но и духовно здоровым. От этого зависит будущее нашей страны.

    Ф.Кузнецов, д-р фил. наук, член-корр. РАН, директор Института мировой литературы им.А.М.Горького РАН; В.Розов, драматург, президент Российской академии словесности; В.Покровский, президент РАМН; Д.Саркисов.гл. ученый секретарь президиума РАМН; Н.Емельянов, д-р техн. наук, проф., зав.лаб. Института системных исследований РАН; И.Чалов, архитектор "Моспроекта", член Союза архитекторов России, ст. преподаватель факультета архитектуроведения Православного Свято-Тихоновского богословского института (ПСТБИ); С.Григорян, член-корр. РАН, засл. проф. МГУ, директор Института механики МГУ; Т.Энеев, член президиума РАН, Институт прикладной математики РАН; Д.Ефимов, д-р физ.-мат.наук, проф., зав.лаб. Вычислительного центра РАН; Д.Зарудный, д-р. техн. наук, проф., зав.каф. прикладной математики МИИ; В.Трофимов, академик РАЕН, проф., проректор МГУ; В.Жохов, священник, клирик Никольской церкви с.Ромашково Московской обл., Московский Патриархат; В.Иванов, академик РАМН, д-р биол.наук, проф., директор Медико-генетического центра РАМН; Л.Курило, проф., д-р биол.наук, зав.лаб. Медико-генетического центра РАМН; Ю.Алтухов, академик РАН, д-р биол.наук, проф., директор Института общей генетики РАН; Ф.Кондратьев, д-р мед.наук, проф., засл.врач РФ, ГНЦ ССП им. В.П.Сербского; М.Обухов, священник, секретарь совета по биоэтике при Московском Патриархате; И.Силуянова, д-р филос.наук, проф., зав.курсом биомедицинской этики РГМУ; А.Сидоров, проф., д-р церковной истории; Г.Голицын, академик РАН, член президиума РАН, директор Института физики атмосферы РАН; В.Лега, канд. богословия, зав.каф. философии ПСТБИ; иеромонах Филипп (Филиппов), секретарь Сыктывкарской епархии; В.Лебедев, гл.ред. журнала "Православная беседа", секретарь Союза православных граждан; монах Киприан (Ященко), канд. пед. наук, декан педагогического факультета ПСТБИ; А.Евдокимов, д-р техн. наук, методист по духовно-нравственному и экологическому образованию методического центра Северного округа управления Комитета образования правительства Москвы; Д.Попов, д-р биол.наук, проф. кафедры эмбриологии МГУ; В.Голиченков, д-р биол.наук, проф., зав.каф. эмбриологии МГУ; А.Калабеков, глава Управы района Капотня Москвы, академик Российской народной академии наук; Н.Пытьева, канд.биол.наук, с.н.с. кафедры эмбриологии МГУ; Е.Никерясова, канд.биол.наук, с.н.с. кафедры эмбриологии МГУ; В.Журавлев, д-р фил.наук, проф., член-корр. Международной славянской академии, в.н.с. Института языкознания РАН; М.Стурова, д-р пед.наук, засл. проф. Академии управления МВД России, вед.спец. в пенитенциарной педагогике, полковник внутренней службы; М.Лемешев, д-р экон.наук, проф., академик РАЕН; А.Попов, д-р психол.наук, проф., академик Академии космонавтики им. К.Э.Циолковского; В.Староверов, д-р филос.наук, проф., академик Петровской академии наук и искусств и Международной славянской академии, г.н.с. Института социально-политических исследований РАН, вице-президент Всероссийского общества социологов и демографов, председатель Российского отделения Международной ассоциации социологов-аграрников; протоиерей Александр Шаргунов, председатель общественного комитета "За нравственное возрождение Отечества", настоятель Свято-Никольского храма в Пыжах Москвы, преподаватель Московской Духовной академии и семинарии; Д.Авдеев, канд. мед.наук, сотрудник Душепопечительского центра во имя св.прав.Иоанна Кронштадтского; протоиерей Владимир Воробьев, проф., канд.физ.-мат.наук, ректор Православного Свято-Тихоновского богословского института; Л.Погодина, директор русской школы N141 Москвы, академик Международной педагогической академии, член правления Русского исторического общества, сопредседатель объединения "Русская школа"; Протоиерей Александр Салтыков, декан факультета церковных художеств ПСТБИ; Д.Деопик, д-р ист.наук., проф.,зав. каф. Инситута стран Азии и Африки МГУ; протоиерей Алексей Злобин, канд. богословия, доцент кафедры теологии Тверского гос. университета; А. Кулагина, канд. фил. наук, доцент кафедры фольклора филологического факультета МГУ; Т. Кирюшина, засл. раб. культуры РФ, зав. проблемной научно-исследовательской лабораторией по изучению традиционных музыкальных культур Российской академии музыки им. Гнесиных; О. Афанасьева, канд.филос.наук, доцент, учёный секретарь Академии управления МВД России, полковник милиции; Т.Грачева, канд. пед. наук, доцент, начальник научно-организационного отдела Российского НИИ геронтологии, доцент кафедры философии и культурологии РГМУ; иерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса, преподаватель ПСТБИ; К.Полосков, диакон, клирик Николо-Кузнецкого храма Москвы, канд. богословия, преподаватель ПСТБИ; П.Малков, канд. богословия, преподаватель ПСТБИ; В.Щелкачев, д-р техн.наук, проф. Российского государственного университета нефти и газа, академик РАЕН; Ю.Дроздов, д-р экон.наук, проф., академик Академии космонавтики им.К.Э.Циолковского; М.Щелкачев, канд.физ.-мат.наук, с.н.с. Высокогорного геофизического института РАН; А.Бармин, проф. МГУ; Н.Торопова, директор детского центра "Покров", г. Юбилейный Московской обл.; Н.Котовчихина, проф., декан филологического факультета Московского государственного открытого педагогического университета; Г.Франко, канд.фил.наук, бакалавр религиоведения, с.н.с. Института художественного образования РАО; Ю.Полищук, д-р мед.наук, проф., руководитель отделения НИИ психиатрии МЗ РФ; Т.Кислицына, редактор издательства "Школа-Пресс"; С.Устинова, д-р мед.наук, в.н.с. Института кардиологии Российского кардиологического производственно-очного комплекса МЗ РФ; протоиерей Дмитрий Смирнов, проректор Православного Свято-Тихоновского богословского института, декан факультета православной культуры Академии ракетных войск стратегического назначения им.Петра Великого, сопредседатель Церковно-общественного совета по биоэтике Московского Патриархата; В.Гефенидер, советник Правового управления аппарата Совета Федерации; С.Баранов, проф. кафедры педагогики начального обучения Московского педагогического государственного университета; Т.Кузина, канд. пед. наук, с.н.с. ГосНИИ семьи и воспитания РАО; иеромонах Анатолий (Берестов), д-р мед.наук, проф., руководитель Душепопечительского центра для лиц, пострадавших от оккультизма; В.Абраменкова, канд.психол.наук, в.н.с. Психологического института РАО; Е.Дудко, сопредседатель Союза общественных сил "За спасение детей России", редактор-консультант радио "Свободная Россия"; В.Остроглазов, д-р мед.наук, руководитель отделения острых психосоматических расстройств МНИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского; Г.Засухина, д-р мед.наук, проф., зав.лаб. Института общей генетики РАН; Г.Батурина, канд.пед.наук, в.н.с. ГосНИИ семьи и воспитания РАО; А.Недоступ, д-р мед.наук, проф. ММА им.И.М.Сеченова; В.Троицкий, д-р фил.наук, проф., академик Российской народной академии наук, в.н.с. Института мировой литературы им.А.М.Горького РАН, предсе-датель Комиссии по вопросам преподавания литературы и русского языка в школе при Отделении литературы и языка РАН; Л.Чернышева, канд.филос.наук, доцент кафедры философии Академии бюджета и казначейства (АбиК) Минфина РФ; Л.Зотова, канд.филос.наук, проф., в.каф.фил. АбиК; Ю.Константинова, канд.экон.наук, проф. Всероссийского заочного финансово-экономического института (ВЗФЭИ); И.Зуева, канд.экон.наук, проректор АбиК; В.Коренева, канд.экон.наук, доцент АбиК; Г.Кадомцев, канд. филос.наук, доцент АбиК; П.Новиченко, р экон.наук, проф. АбиК; В.Одинцова, канд.экон.наук, доцент АбиК; Н.Сердюкова, канд.физ.-мат.наук, доцент, зав.каф. математики АбиК; Н.Шкаликова, канд.физ.-мат.наук, доцент кафедры математики АбиК; Г.Донской, канд.экон.наук, доцент кафедры экономики и права АбиК; М.Конкина, канд.экон.наук, доцент кафедры статистики ВЗФЭИ; Р.Черных, канд.ист. наук, доцент кафедры региональной экономики ВЗФЭИ; С.Шишов, канд.геогр.наук, доцент кафедры региональной экономикиВЗФЭИ; Л. Вафина, канд. экон. наук, проф.кафедры финанс. менеджмента ВЗФЭИ; А. Пантелеев, канд. экон. наук, проф. кафедры финанс. менеджмента ВЗФЭИ; Г.Лукашева, канд.ист.наук-доцент кафедры философии ВЗФЭИ; делегаты Х съезда Союза писателей России (16-17 ноября 1999 года); В.Ганичев, д-р ист.наук, проф., председатель Союза писателей России; С.Лыкошин, писатель, секретарь правления Союза писателей России; С.Шуртаков, писатель, академик Петровской академии наук и искусств; Д.Балашец, писатель-историк; Я.Хасбулатов. журналист, писатель; П.Придиус. председатель Краснодарской краевой организации СП России; В.Попов, председатель правления Воронежской организации СП России; Ю.Орлов, отв. секретарь Ивановской областной писательской организации; М.Базанков, председатель Костромского регионального отделения СП России, засл.раб. культуры РФ; А.Буйлов, член контрольно-ревизионной комиссии СП России; В.Распутин, писатель; С.Кодак, писатель; С.Морозова, редактор-искусствовед, засл.раб. культуры РФ; П.Проскурин, писатель, вице-президент Российской академии словесности, лауреат Гос. премий СССР и России; Ю.Назаров, засл. артист РСФСР; В.Лихоносов, писатель, лауреат Гос. премии России и Межд. премии им. М.Шолохова, почетный гражданин Краснодара; иерей Сергей Разумов, писатель, настоятель Вознесенского храма, Геленджик Краснодарского края; Н.Куленко, руководитель Пензенской областной писательской организации, засл.раб. культуры РФ; А.Арцибашев, писатель, секретарь правления СП России; И.Ляпин, первый секретарь правления СП России; В.Крупин, писатель, секретарь Правления СП России, преподаватель Московской Духовной академии и семинарии; Н.Мирошниченко, поэт, отв. секретарь Республики Коми отделения СП России, лауреат Гос. премии Республики Коми; И.Яшина, председатель правления Архангельской обл. писательской организации; А.Чуклин, слушатель Высших литературных курсов Литературного института им.А.М.Горького; С.Золотцев, председатель правления Псковской писательской областной организации, канд. фил. наук; Б.Шальнев, отв. секретарь Липецкой обл. организации СП России; В.Ерофеева, поэт, член СП России, Омск; В.Ситников, отв. секретарь Кировской (Вятской) писательской организации; Н.Корсунов, член СП России; Г.Казачинова(Кужанова), председатель правления СП Республики Хакасия, член СП России; А.Даганов, нар. поэт Республики Дагестан, гл.ред. национальных литературных журналов; Н.Тарасов, член СП России; Н.Рачков, член СП России; М.Ганичева, зам.гл.ред. журнала "Роман-газета XXI век"; С.Перевезенцев, канд.ист.наук, член СП России, зам.гл.ред. журнала "Роман-газета XXI век"; Б.Бурмистров, член СП России, председатель Союза писателей Кузбасса; Б.Казаков, член СП России, председатель писательской организации, Набережные Челны; Т.Пономарева, член СП России, председатель ревизионной комиссии Московской городской организации СП России; И.Игнатенко, член СП России, председатель правления Амурской писательской организации, Благовещенск, Дальний Восток; И.Сергеева, поэт, член СП России, член правления С.-Петербургской писательской организации; В.Сидоренко, член СП России, гл.ред.лит. журнала "Сура" (Пенза), засл.раб. культуры РФ; Н.Санеев, член СП России, лауреат премии СП России, Камчатская область; Г.Попов, писатель, лауреат Всероссийской премии им.А.Фета, чл.-корр. Российской . академии словесности, отв. секретарь Орловской писательской организации; В.Козырев, поэт, отв. секретарь Брянской писательской организации; И.Федорин, поэт, Москва; А.Казинцев, публицист, зам.гл.ред. журнала "Наш современник"; В.Молчанов, председатель Волгоградского отделения СП России; Н.Лугинов, нар. писатель Республики Саха (Якутия), секретарь правления СП России; Т.Куликова, председатель СП России в Крыму, ред. альманаха "Севастополь", Севастополь; А.Скоков, член СП России; Ю.Куранов, председатель правления Калиниградской писательской организации СП России.


  3. ПИСЬМО МИНИСТРУ ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ С.Б. СУВОРОВУ
    (вернуться к началу)

    Нашим детям, учащимся средних школ г. Саратова, на основании решения коллегии министерства образования Саратовской области от 4 июля 2002 года, в 2001/03 учебном году, ввели новый предмет Основы Здорового Образа Жизни.

    Мы, нижеподписавшиеся, категорически возражаем против преподавания нашим детям данного предмета.

    Данный предмет предусматривает в первую очередь формирование у детей "определенного мировоззрения" (ОЗОЖ Программа для средних классов стр. 4). Воспитание детей в том или ином мировоззрении, является непосредственным правом и обязанностью родителей (ст. 1, 54, 63 Семейный кодекс РФ), тем самым введение данного предмета без нашего согласия нарушает наши родительские права. Кроме того, программа по целому ряду статей нарушает настоящее законодательство РФ и нравственные общечеловеческие нормы.

    1) Преподавание знаний о сексе: детальной физиологии и анатомии, рекомендации и реклама по применению противозачаточных средств (ст. 8, 20, ФЗ "О рекламе"), чем унижают достоинство личности ребенка и развращают его (ст. 21 Конституции РФ; ст. 4, 14 Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ"). Требуем обратить внимание на включение в программу видеофильма "Что со мною происходит?", демонстрацию которого Кировский Федеральный суд г. Санкт-Петербурга от 26.05.2000 г. признал не законной. В заключении специалистов о содержании данного фильма говорится: "Фильм опасен именно расколом ценностно-смысловой сферы личности ребенка, распадом нравственных ориентаций, что приводит к невротизации, а в последствии — к агрессивному поведению в отношении сверстника противоположного пола..."(из материалов судебного дела Юридическая консультация N25 Московская городская коллегия адвокатов).

    2)Особая концентрация внимания ребенка на его личности: подробное изучение прав ребенка; отрицание нравственных оценок поступков и желаний ребенка; установка правил поведения, в которых ребенок должен стремиться лишь к удовлетворению собственных потребностей, все вместе это формирует в ребенке эгоистические стремления. Насаждение подобных взглядов у школьников, приводит к нарушению взаимопонимания и добрых отношений в семье и обществе, тем самым нарушает целый ряд статей (ст. 150 Гражданского Кодекса РФ; ст. 1, 54, Семейного Кодекса РФ; ст. 38 Конституции РФ; ст. 4, 14 Закона "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ; ст. 2 Закона "Об образовании")

    3)Считаем невозможным обязательное обучение в общеобразовательных структурах практике медитации и изучение "Камасутры". Медитация является религиозно-культовым действием восточных религий, в программе же она дана как способ успокоения. Медитация представляет определенную опасность для психического здоровья детей. Камасутра же, представляет собою религиозную литературу безнравственного содержания. Кроме того, религиозное воспитание несовершеннолетних является непосредственным правом их родителей и не может осуществляться без их непосредственного согласия (ст. 5 Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях").

    Мировоззрение, которое формирует данная программа, направлено на создание нового поколения, воспитанного на эгоизме, сексуальной и нравственной распущенности, оторванности от исконно российского понимания о долге, чести и нравственных основах жизни.

    Мы нижеподписавшиеся категорически требуем изъятия из школьной программы предмета Основы Здорового Образа Жизни, как навязывающего определенное мировоззрение, несовместимое с традиционными представлениями россиян о духовно-нравственной жизни.

    Приложение к письму:

    1) копии подписей на 94 стр. общим количеством 3073

    2) рецензии и комментарии а) канд. психол. наук, доц. СГСЭУ Леоновой Н.А. б) канд. мед. наук, ассистент каф. педиатрии Кузнецова М.А. в) доц. каф. философии Хановой О.В. г) ст. преп. каф. правосудия и прокурорского надзора СГАП Шутило О.В. и ст.преп.каф. конституционного права ПАГСа Селезневой Н.М. д) преп. СПДС свящ. А.Абрамова

    3) Открытое письмо министру образования Р.Ф. В.М.Филиппову.

    31. 10. 02 г.


  4. ПИСЬМО ГУБЕРНАТОРУ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Д.Ф. АЯЦКОВУ
    (вернуться к началу)

    Уважаемый Дмитрий Федорович!

    В нашей области в 2002/03 учебном году в общеобразовательных средних школах на региональном уровне был введен новый предмет "Основы здорового образа жизни" (ОЗОЖ). Подробности можно посмотреть, например, на сайте местного института переподготовки учителей http://ecohealth.by.ru. Там же можно взять программу и методические материалы по ОЗОЖ для 5-9 классов.

    Название данного предмета совершенно не соответствует его содержанию, в чем Вы можете убедиться, изучив саму программу и приложение к письму:

    1) Письмо министру образования Саратовской области Суровову С.Б. от родителей, учителей граждан г.Саратова.

    2) Рецензия на программу ОЗОЖ кандидата психологических наук, доцента СГСЭУ Леоновой Н.А.

    3) Рецензия на программу ОЗОЖ доцента кафедры философии Саратовской государственной академии права Хановой О.В.

    4) Комментарии на программу ОЗОЖ ассистента кафедры педиатрии Саратовского медицинского университета, кандидата медицинских наук Кузнецовой М.А.

    5) Комментарии на программу ОЗОЖ ст. преподавателя кафедры правосудия и прокурорского надзора Саратовской государственной академии права О.В. Шутило; и ст. преподавателя кафедры конституционного права Поволжской академии государственной службы им. П.А.Столыпина Селезневой Н.М.

    6) Комментарии на программу ОЗОЖ преподавателя Саратовской Духовной семинарии свящ. Алексея Абрамова.

    7) Открытое письмо Министру образования Российской Федерации В.М. Филиппову.

    Напоминаем, что заказчиками образования являются сами родители, мнение которых было не только не учтено, но их даже не поставили в известность, хотя в этот предмет включены темы, которые требуют именно их непосредственного согласия: воспитание мировоззрения, изучение религиозной практики (в частности медитации), преподавание так называемого "сексуального просвещения".

    Мы, родители, учителя, жители г.Саратова и Саратовской области написали письмо министру образования Суровову С.Б. с требованием отменить в школах обязательное изучение данного предмета, указав на его противоправность, нарушение родительских прав и воспитание в учащихся эгоизма, сексуальной и нравственной распущенности. Под письмом подписались в целом 3073 человека, копия первого подписного листа прилагается.

    Копии письма отправлены: 1. Губернатору Саратовской области Д.Ф. Аяцкову; 2. Министру образования Р.Ф. — В.М. Филипову; 3. В Государственную Думу Саратовской области; 4. Руководителю фракции ОВР, члену координационного совета партии "Единая Россия" депутату Володину Вячеславу Викторовичу 5. В различные средства массовой информации.

    Мы все, родители, учителя и простые граждане г. Саратова, переживаем сложившуюся обстановку в наших школах и просим Вас как народного избранника и главу Саратовской области разобраться в данной ситуации, так как от этого решения будет зависеть, какими вырастут наши дети и в каком обществе мы будем жить завтра.

    18.03.03 г.


  5. Диакон Андрей Кураев. "ОСТОРОЖНО: ВАЛЕОЛОГИЯ!"
    (вернуться к началу)

    В педагогических ВУЗах и в школах появился новый предмет: "валеология". Официально валеология — это "наука о здоровье". Она преподает правила гигиены, здорового образа жизни, основы экологической грамотности. На деле же во вполне здравые советы постоянно вкрапляются оккультные рекомендации и интонации.

    С точки зрения религиоведческой валеологические рекомендации — это несомненный Нью Эйдж (New Age; Новый Век).

    Что такое Нью Эйдж, предоставим объяснить самим адептам этого течения: "Больше всего философия Нового Века взяла из восточных религий. Но ориентальный путь к вершинам духа и физической гармонии связан с отречением от всего, что составляет жизнь современного человека. А Нью Эйдж предлагает такую систему тренинга и работы над собой, которая позволяет достичь той же степени совершенства, не требуя никакого отказа от обычной жизни... Пожалуй, единственным противником этого движения остается официальная церковь, поскольку холистические идеи начинают составлять конкуренцию традиционной религии".

    Свою связь с этим мистико-религиозным и вдобавок антихристианским движением не скрывают и сами валеологи. Например, в одном из пособий по валеологии читаем апелляцию к такому опыту: "Валеологическая школа ј450 Санкт-Петербурга. Директор Колигман Н. И. Цель школы — формирование готовности жить и действовать в рамках международных программ "Здоровье подростка", Helth education, New Age". Или: "Валеолог Павлова Е. Н. в школе ј 192 Санкт-Петербурга ведет семинар "Обретение внутренней силы". Основой семинара является Наука Разума. Это Международное духовное движение".

    По признанию валеологов, "в основу педагогической валеологии нами положены идеи единого закономерного мирового процесса, так как они наиболее адекватны современной антропокосмической картине мира, герметической философии (универсальная система знаний, философия постижения человеком глубинной философии самого себя и Вселенной, фундаментом которой являются семь герметических принципов "Изумрудной скрижали" Гермеса [около 2 тыс. лет до Р. Х.]).

    Непонятно, что же именно показалось адекватным современной научной картине мира доктору педагогических наук, доценту факультета экологического и валеологического образования Государственного университета педагогического мастерства Санкт-Петербурга Л. Татарниковой в герметических трактатах. Стиль этих трактатов ясен из такого, например, фрагмента: "Бог-Ум, будучи муже-женщиной и являясь жизнью и светом, породил словом другой Ум — Демиурга, который, будучи Богом огня и дыхания, сотворил семь Управителей, охвативших чувственный мир своими круговращениями, а Управление их именуется судьбой. Тотчас же Слово Божье воспрянуло от падающих вниз элементов к области чистого творения природы и соединилось с Умом-Демиургом, ибо было единосущно ему, падающие вниз элементы остались бессловесными, так что стали лишь материей".

    Кроме того, от доктора наук можно было бы ожидать элементарной осведомленности в истории текстов, на которые она опирает свою систему. Не за 2 000 лет до Рождества Христова возникают герметические трактаты, но в начале нашей эры. Историческая наука помнит, что еще в 1614 г. в лондонском издании книги швейцарского филолога Исаака де Казобона "Prolegomena in Annales" было выяснено, что герметическая литература появляется на рубеже эр, в эллинистический период истории Египта (а "библия" алхимиков и теософов — "Изумрудная скрижаль" — еще позже — иногда ее возникновение относят к средневековью). Герметизм представляет собой страницу не столько египетской религии, сколько греческой литературы (Ф. Зелинский представляет герметизм как "образчик той греко-египто-еврейской смеси, которой пробавлялось суеверие эллинистической эпохи"). Так что, чрезмерно преувеличивая древность герметизма, г-жа Татарникова просто впала в то состояние, которое замечательный историк И. С. Клочков назвал "хронологическим экстазом".

    Впрочем, для того, чтобы вполне оценить ссылку на герметизм как на основу валеологии, надо знать не только то, что говорят о герметизме ученые, но и то, что говорят о нем сами оккультисты. Например, самый близкий рериховский ученик А. Клизовский: "Первоначальным источником высшей эзотерической мудрости для человечества белой расы нашей планеты есть "Изумрудная скрижаль Гермеса Трисмегиста", которая послужила основой для всех учений, философий и религий нашей расы. Моисей, будучи посвященным в высшую эзотерическую мудрсть египетскими жрецами, изложил ее для евреев в Каббале. Другим подобным источником является восточная доктрина, и в последнее полустолетие — Тайная Доктрина Блаватской. Других источников, из которых человечество могло бы черпать знания о тайнах мироздания, нет".

    Как видим, отнюдь не научность привлекла валеологов в герметизме. Наука здесь ни при чем. Честнее Л. Татарникова говорит в другом месте: "Валеологическая парадигма <Человек-Космос> основана на эзотерических предпосылках".

    Но если таков источник валеологии, то нетрудно догадаться, какова ее цель. "Конечная цель валеологического воспитания школьников — сформировать личность человека Ноосферы". В ходе обучения дети придут к принятию оккультного пантеизма и анимизма: "И главный вывод, который делают на уроках учащиеся: <Жизнь во вселенной едина и присутствует везде>". Это принципиальное утверждение валеологов и оккультистов нужно помнить для того, чтобы миновать расставляемую ими языковую ловушку. Любимый тезис оккультистов — "нужно воспитывать космическое сознание, нужно обратить человека к исследованию Космоса". А поскольку все знают, что живем мы в "эпоху космических полетов" и замечательных успехов астрофизики, то валеологи (рериховцы, теософы, антропософы и т. п.) кажутся людьми, поддерживающими движение науки. На деле же в слово "Космос" они вкладывают совершенно иной смысл: Космос (с большой буквы) для них — это мир внеземных духов, "космическая иерархия". И иследовать этот "Космос" нужно не с помощью радиотелескопов и спутников, а с помощью медитаций, "голосов" и "видений".

    Итак, валеология вырастает из оккультного мистицизма и ведет к нему же. Перед нами очередной вариант разбавленной теософии, в свою очередь являющейся разведенной каббалистикой.

    Конечно, в валеологических книгах рассыпаны комплименты в адрес христианства. Но было бы ошибочно думать, что именно на христианство ориентируют слова вроде: "Мир вступает в Эру Свободного Духовного Творчества". Нет, не в Боге Библии видят опору духовной свободы валеологи: они взывают к иным духам. "Именно в часы общения со Вселенским разумом у девочки только и начинают шевелиться скрытые силы, что дремлют в душе юной женщины". А уж что стоит за словечком "Вселенский разум" у современных оккультистов — хорошо известно. И потому совсем не удивляешься, когда замечаешь, что контакт с этим "разумом" почему-то связан с возбуждением половой сферы: "Всестороннему осмыслению в старших классах идей русского космизма, философии свободого духа способствует осмысление в курсе <Валеология интимных отношений> идеи существования в мире единых первооснов и соборной духовности антирелигий". Понимает ли сама г-жа доцент, что она имеет в виду, когда пишет о "антирелигиях"?

    Впрочем, во что верит валеология и из какого источника черпает она свое вероисповедание, и не скрывается. "Вот чему учит нас древняя Мудрость Востока. Наша планета, как и всякая другая, состоит из трех миров. Первый из них — это физическая часть планеты: наш земной шар. Он называется Миром Плотным или физическим. Второй мир — это <тонкая часть> планеты: мир чувств, желаний, эмоций. Этот мир называют миром Тонким или астральным. И третий мир — это мир мысли: он называется Миром Огненным. Все три мира совмещаются концентрически один в другом, образуя сложное тело планеты. Такое строение напоминает русскую матрешку. Таким образом, наша планета Земля состоит из плотной физической материи, проникнутой сферами тонкой и огненной материи. Все виды материи проникают друг в друга. Все три сферы планета, все три Мира ее — населены. Живущие в одном мире не видят других Миров и не ощущают их. Но они переходят из одного Мира в другой — умирая в одном, они нарождаются в другом. В каждом из этих миров человек имеет свое тело. Во время сна тонкое тело отделяется от физического и уходит в Тонкий мир. Тоже самое происходит в момент смерти человека. А ты что думаешь по этому поводу?". Лично я думаю, что перед нами конспект Агни Йоги Рерихов.

    И мера корректности валеологов в обращении с исторической реальностью и с источниками точно равняется мере корректности теософов и рериховцев в этом вопросе. Как дивно врут валеологи, видно из такой фразы: "Если для греков тело было храмом души, то в эпоху средневековья оно стало ее темницей". Вообще-то именно греческие философы называли тело темницей для души, пользуясь созвучием этих слов в эллинском языке (sоma — тело; sБma — могила): "Тело, или плоть (sоma), подобно могильной плите (sБma), скрывающей погребенную под ней... душу... душа терпит наказание, — за что бы... она его ни терпела... находясь в теле, как в застенке... пока та не расплатится сполна, и тут уж ни прибавить, ни убавить ни буквы" (Платон. Кратил, 400 c).

    Один из последних языческих поэтов — Паллад — в V веке "высмеивает христианских монахов — но не за то, что они аскеты, а за то, что они недостаточно аскеты... Этот автор... с такой страстью называет тело болезнью, смертью, роком, бременем... тюрьмой и пыткой для души... что становится ясно: не этому "последнему язычнику" и не его единомышленникам и братьям по духу защищать права мудрой естественности против христианского аскетизма... Паллад признает не очищение плоти, а очищение от плоти — смерть: <Когда же душа вырвется из тела, как из узилища смерти, она бежит к богу бессмертному>".

    Это восприятие телесности было оспорено апостолом Павлом: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога?" (1 Кор. 6, 19). Язычники могли лишь с презрением относиться к таким словам о плоти, какие встречаются, например, у Тертуллиана: "Душа не может предстать перед Небесным Женихом нагою. Она имеет свою одежду, свое украшение и своего раба — плоть. Плоть есть истинная невеста. И никто так не близок к тебе, как она. Ее ты должен любить больше всего после Бога. Начни же любить плоть, когда она имеет Творцом своим столь превосходного художника. Можешь ли ты себе представить, что Бог вложил в какой-либо презренный сосуд тень души своей, дыхание своего духа и чтобы он осудил его на изгнание в поносное место?". Именно потому, что христиане проповедовали покаяние, они видели источник греха в своей собственной свободной воле, то есть в душе, а не в теле: "От меня никогда не услышишь ты, чтобы плоть была зла".

    "Тело как могила души — идея орфико-пифагорейская", а отнюдь не христианская. Странно, что теософы, обычно мыслящие себя продолжателями пифагорейских и орфических "посвящений", вдруг забыли, что именно их "учителя" проповедовали то, что теософы приписывают христианству и высмеивают в нем... Именно орфики ("древнегреческие посвященные" с точки зрения теософов) учили, что Титаны растерзали младенца Диониса. От Титанов же произошел человеческий род, а потому наше естество "состоит из двух элементов — титанического и дионисического. Первый тянет нас к телесному, к земному. Второй — к возвышенному". Христианство же при взгляде на тело никогда не испытывало столь мрачных ассоциаций. Да, мы вкушаем плоть Богомладенца — но по Его воле. Титаны захватили и растерзали Диониса. Христос Сам дал Свою плоть. И потому наше тело — не тюрьма для частицы Христовой, а храм.

    Поскольку же валеологи будут уверять, что и пифагорейцы, подобно герметистам, были создателями очень научной картины мира, наиболее "адекватной современной антропокосмической картине мира", приведу для сведения лишь один пифагорейский тезис: "Гром, как говорят пифагорейцы, гремит ради угрозы тем, кто находится в Тартаре, дабы они испытывали страх" (Аристотель. Вторая аналитика 11, 94b34).

    Впрочем, лишь о христианстве валеологи говорят в заниженных интонациях. Для всех других учений, мифов и суеверий у них находятся совсем иные краски. И цыганские гадания, по их уверению, очень научны, и антропософия Штейнера хороша ("весьма интересна вальдорфская педагогика"), и дианетика Хаббарда.

    Учение же Порфирия Иванова, с точки зрения валеологов, просто жизненно необходимо. В учебнике "Валеология. Избранные лекции", рекомендованном Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, обращение к учению Иванова рекомендуется четырежды, причем одной заглавной буквы для выражения восторгов по поводу доктрины Иванова не хватает: "Система П. Иванова завоевала большую популярность не только из-за личности УЧИТЕЛЯ, но и благодаря его жизненной, приближенной к естественному миру, методике".

    Творческое и критическое мышление валеологи рекомендуют лишь при перетолковании христианства. Но Порфирия Иванова можно лишь слушаться и исполнять вс± без творческой отсебятины. Здесь уж детей уверяют, что "важно выполнять каждый совет <Детки> буквально... Самая характерная ошибка — это стремление выполнять только часть правил, делить их на обязательные и необязательные... Другой характерной ошибкой являются попытки модифицировать <Детку> для себя... Не бойтесь холодной воды. Она же живая! Как всякое живое существо, холодная вода может помочь, а может и <наказать>, <скрутить в бараний рог>. Все будет зависеть от готовности человека войти с ней в правильное <общение>... На протяжении многих лет П. К. Иванов вел дневниковые записи, фиксировал свои мысли, размышления. Они пока ждут исследователей и публикаций. Будем надеяться, что последователи оздоровительной доктрины П. К. Иванова сделают все возможное, чтобы люди обстоятельно познакомились с жизнью и учением этого удивительно прекрасного человека — Порфирия Корнеевича Иванова".

    Напомню, что Бойль свой закон о перепаде уровней воды в сообщающихся сосудах формулировал именно ради того, чтобы отбросить представление о воде как о живом существе. Не потому меняется уровень воды, что "природа не терпит пустоты", не страхом движется водяной поток; он движется потому, что... (см. учебники по физике). Наука возникла в полемике с анимизмом и оккультизмом. Если бы люди полагали, что "всюду жизнь", всюду духи — то не было бы у нас физики, и химии, но и по сю пору изучали бы мы лишь разные аспекты "ангелологии" и "демонологии". И это вполне соответствовало бы заветам каббалистики. В иудейской мистике считается, что причина роста растений в том, что "Каждая былинка имеет ангела-хранителя, который властно повелевает ей: расти!". Это значит, что понять рост и движение былинки можно лишь угадав волю ее ангела. Современные оккультисты в таких случаях говорят об "эгрегоре" или "элементале". Но это ни на йоту не приближает их к научной биологии.

    Напомню также, что Порфирий Иванов считал себя "Богом Земли" и даже воплощением Бога Отца. Да, это Христос был всего лишь воплощением Бога-Сына. А вот Иванов это Сам Отец. По крайней мере так он сам пишет в своих дневниках: "Бог вечный явил себя в лице Учителя. Никто не знал, кто Бог земли. Люди жили рядом с ним и не могли понять кто он есть. Сын в лице был — это Иисус Христос, а Отец в лице еще не был ни разу на земле. И теперь он пришел и явился в лице учителя... Эта книга, Библия, писала в свое время, что настанет час — с Востока человек придет, будет рассказывать, Ему никто верить не будет. А будет против Него созданное законом гонение, и впоследствии Ему не дадут права пользоваться словом, Его признают за Его Идею больным. А — это есть Он. Это Нечто такое в жизни: не человек ходит по земле — сам родившийся в Природе Бог земли!" "Это я есть истина, обо мне что я есть Бог этому бугру, этому месту".

    Понятно, что ивановцы к такому "богу бугра" должны припадать с молитвой: "Если веришь этому учению, то проси меня как Учителя: <Учитель мой дорогой, дай мне мое здоровье!> Проси с душой и сердцем, и никогда в обиде не останешься, а все, что следует, получишь". Что же касается дневника П. Иванова, то достаточно прочесть лишь его первую страничку без редакторской правки: "1967 года 2 апреля 12 часов ночи праходят 1-го числа уремя Я начинаю переходит за закалку описоват постараюс к 50 лет октябрю молодежи представит за свою работу за свое учение какую я получил в этом сам ползу и другому человеку что то даст впоследствии по моему излогу по Иванову выводу мы должны за это дело узятся все общеми силами и может быт мы не это раскроем уприроде чего нам нашел Иванов унего мысел не такая как унас свами воюем сприродою и хочем ее своими индивидуальными силами доказат Иванов говорит наша болшая у этом деле ошибка...".

    Что ж, действительно, "мысел унего не такая как унас свами". Но зачем же психически больного человека выдавать за "Учителя"?!

    Самое печальное в том, что ничего необычного в феномене Иванова и моды на ивановство нет. Таких самозваных "христов" в мире весьма немало. "Если бы речь шла о паре-другой буйнопомешанных, их можно было бы не принимать во внимание. Но дело в том, что число адептов современных "божеств", явившихся в нашу юдоль печали, по самым последним подсчетам перевалило за 15 миллионов", — пишут французские исследователи.

    Имена некоторых из них уже слышны и в России, и они, без сомнения, со временем появятся на страницах валеологических книг. Поэтому хотя бы о парочке "мессий" предупредить не лишне: "Самый знаменитый и популярный новый мессия — Сатхья Саи Баба из Путтапарти (Южная Индия). У этого представительного 68-летнего "Христа", учению которого следуют в разных странах 10 миллионов "избранных", густая черная шевелюра. На публике он появляется обычно в оранжевой тунике, на троне, с шелковой подушечкой под ногами. Начиная с 70-х годов он стал распространять пасторское послание, в котором есть такие слова: "Саи Баба так любил мир, что послал сына своего Иисуса Христа спасти всех, кто в него верит". У одного из фанатичных последователей Бабы жена ждала ребенка. Бабу спросили, кто родится — мальчик или девочка. Саи Баба уверенно ответил: "Мальчик". Но родилась девочка. Выходит, Саи Баба ошибся? Ничего подобного! Он заявил, что у этой девочки душа мальчика".

    "Секта с "уфологическим уклном", возглавляемая Раэлем, официально провозглашенным "новым еврейским месисией", основана им 25 марта 1993 года в Иерусалиме у Стены Плача. В тот день последователи Раэля приняли решение писать название страны по-новому: не Израиль, а "ис-Раэль". Настоящее имя Раэля — Клод Варийон, он француз, родился в 1946 г., был певцом, журналистом, автогонщиком, но потом, после встречи с "инопланетянами" коренным образом изменил свою жизнь. По рассказам Раэля-Клода, он был похищен инопланетянами, которые прокатили его на летающей тарелке по небесам, где он встретился с Иисусом Христом, Магометом и Буддой. После чего он и стал Учителем, гуру, а теперь еще — и мессией".

    "Инри Христос внешне очень похож на традиционного Иисуса. К людям он выходит в длинной белой тунике. Волосы до плеч и борода. На религиозную сцену вышел 28 февраля 1992 г.: явился во время богослужения в бразильский кафедральынй собор и с криками стал опрокидывать скамьи. В полицейском участке зачинщик драки скромно представился: "Иисус, Божий сын". В действительности его имя Алваро Таис и он хорошо известен бразильской полиции как закоренелый злоумышленник, неоднократно судимый за мошенничество, спекуляцию валютой и т.п. Инри Христу, страстному любителю порножурналов, несмотря ни на что, удалось организовать Верховный Вселенский Орден Святой Троицы и его филиалы в разных уголках земного шара. "Подлинный Христос — это я, — заявляет он повсюду. — А Иоанн-Павел II не что иное, как исчадие Апокалипсиса"".

    Так что Порфирий Иванов оказался во вполне многочисленной компании. И валеологам, как и всем ньюэйджерам и оккультистам, будет на кого переориентироваться, если они заметят, что имена Рерихов и Иванова более не завлекают людей. Валеологи не считают для себя обязательным быть элементарно последовательными.

    Кроме того, они очевидным образом не считают себя связанными ни логикой, ни требованиями научной доказательности. Для валеологической литературы (как и вообще для современной оккультной письменности) характерна какая-то шизофреничность. Идут поначалу вроде бы вполне здравые рассуждения, применяются вполне логичные и научные методы исследования. Один тезис достаточно логично увязываются с другими. Но вдруг воля автора (не логика рассуждения, а именно идеологическая воля) заводит его на какую-то аномалию. Разум отключается. Вместо аргументов начинают звучать призывы, и обилие восклицательных знаков восполняет отсутствие доводов.

    Вот отрывок из докторской диссертации по валеологии: "Среди множества грозных заболеваний конца ХХ века еще одним будет космический вирус <хламидии> — название состоит из 8 букв. Цель этого вируса — нарушить планетарное равновесие, гармонию, внести разрыв в 3 Ипостасей личности, т. к. 8 — число космической нумерологии, несущее человеку и всему гармонию, равновесие между Космосом и Землей. Верхняя петля восьмерки — это Космос — т.е. потоки, идущие на Землю, на человека от Космоса; а нижняя петля — это связь человека, с Землей, потоки, идущие от земли в Космос, т.е. излучения; если мы посмотрим на смысловую нагрузку этого слова (вируса) и поставим диагноз <хламидиоз> — то выйдем на число 9 — а это тройная Божественная сила как в человеке, так и во всем. Итак, смысловая нагрузка этого слова несет заключаемую в ней разрушительную силу потока излучений, направленную на разрыв или разрушение 3-х Ипостасей в человеке. А три Ипостаси это и есть <Тело-Душа-Разум>. В данной ситуации вирус проникает в человека через его разум — мыслительные процессы и через мыслительный процесс, попадая в ток кроветворной системы, постепенно начинает оказывать свое разрушительное действие на органику личности, в конечном счете полностью разрушая личность человека". "Обратите внимание на корень этого выражения <хлам>. Само слово говорит за себя! Мой зараженный организм должен быть уничтожен мной самим. Или хлам/иди/оз (иди очистись от зараженного хлама), т.е. равносильно — иди, очистись, еще есть время, очисти свой Разум, душу и тело! И будешь спасен!!! Только гармония Души, Тела и Разума спасет человека в эпоху Водолея!" "Этот вирус не живет в Космосе, хотя он и называется космическим, а живет в околоземном и на земном экологическом уровне-пространстве. Это более плотная по своей форме субстанция, но проникает воздушным путем! Поэтому и родилась она на стыке двух эпох (Рыб и Водолея)".

    Это что — наука? Хорош был бы участковый терапевт, если бы он от ангины лечил подобным "нумерологическим" методом, подсчитывая, сколько букв в слове, обозначающем болезнь, и назначая лечение в зависимости от усмотренных им ассоциаций с другими словами! Пред нами обыкновенная оккультная истерика. Не случайно соискатель докторской степени предупреждает, что "хламидии — это космический вирус, вернее сказать, вирус в оболочке разума, но это вирус не космический, он Космический". Ну, а где нынче слово Космос пишется с большой буквы, там подразумевается "космическая Иерархия" и прочие оккультные игрища. Так что диссертант довольно откровенно предупреждает о том, на каком языке он говорит. Научную вирусологию просят удалиться за дверь — ибо ей ни к чему слышать эзотерические повествования об "энергомыслях самого вируса".

    Так где же валеология черпает свои "Космические" знания? Сыктывкарский соискатель степени доктора медицинских наук так определяет источник своей информации: "Эти предположения были подтверждены полученной информацией с энергоинформационного поля, 11.12.96 принятой Сафоновой З. Д. и названной как <Гармония 3-х Ипостасей против вирусов ХХ века>. Как следствие пораженного разума и Души Человека появляются заболевания Души Человека, информация о них также принята с энергоинформационного поля Сафоновой З. Д. 5.3.97". Если с жаргона современного оккультизма выражение "контакт с энергоинформационным полем Вселенной" перевести на обычный язык, то получится все довольно просто: г-жа Сафонова слышала голоса. И некие духи объявили ей, что именно ей надлежит спасти человечество...

    Очевидно, из того же источника взята и цифра, согласно которой "30% землян уже вступили в контакт с этим вирусом". И методы лечения столь странного разумного вируса, сведения о котором почерпнуты, правда, из весьма неразумного источника, не менее странны. Оказывается, "схема лечения третьей стадии будет дана, если земляне этого заслужат!!!" Впрочем, уже сейчас рекомендуется "месячный массаж людьми очень Святыми".

    Кончается эта докторская валеологическая диссертация призывом: "Научить читать Молитвы! обязательно — несколько раз в день. Детей лечить в присутствии родителей. Установить, отчего заболел ребенок, выявить кармические узлы. Это высший метод восстановления информации".

    Защита в московском Всероссийском научно-исследовательском центре традиционной народной медицины "ЭНИОМ" прошла успешно. Научным консультантом диссертации был проф. Я. Г. Гальперин. Официальными оппонентами — проф. Татаринцева Р. П., проф. Егозина В. Н, проф. Кузнецов Е. Д. Имена этих людей, предавших науку и ввергающих детей в мир каббалистики и оккультизма, достойны того, чтобы запомнить носителей их и учеными впредь не считать.

    В мир оккультной сумасшедшинки валеологи иногда приглашают детей незаметно. Вот составленный ими и изданный стотысячным тиражом (!) учебник для малышей "Уроки Айболита". Хорошая книга. Насторожиться заставляет только последняя страничка. На прощанье детям предлагается анкета-тест. Надо дописать незаконченные предложения: "1. На свежем воздухе я... 2. Мама меня часто... 3. В школе я... 4. Заигравшись, я забываю... 5. Аппетит у меня... 6. Иногда я чувствую себя... 7. Утром я просыпаюсь... 8. Телевизор я смотрю... 9. В сауну я... 10. Обливаться холодной водой я... 11. Простуда меня... 12. Свои руки я... 13. Сплю я лучше, когда... 14. Зубы свои я... 15. Заниматься спортом я... 16. Больше всего я люблю...".

    Непривычно для русской этической культуры такое яканье. Но дело даже не в этом. Пусть ребенка приучают к рефлексии, самоосознанию. Ничего дурного в этом нет. Его учат следить за своим телом и его состояниями. На следующем этапе его будут приучать к тому, чтобы следить за состоянием своего психического мира. И в этом нет ничего дурного. И христианство призывает: "Войди в келью сердца твоего". Вопрос в том, куда после этого человек выйдет. Научив детей концентрации внимания на своих внутрених состояниях, валеология затем преподаст школьникам уроки медитации и йоги, и полетят их души в астрал...

    Вот еще богато иллюстрированная валеологическая книжечка — "Тайна пирамиды здоровья". Муравей по имени Свати встречается с жителями земли, наконец говорит с ней самой: "Земля, мне кажется, что ты дышишь. Ты что, живая?" — Земля сразу ему ответила: "Конечно. А кто же дает жизнь всем растениям, деревьям и цветам... Люди болеют, потому что из Меня все время выкачивают нефть и газы, которые Мне тоже нужны. Выкапывают уголь, который Я миллионы лет заготавливала". Последняя же встреча — с Огнем. Так и положено по Агни Йоге (йоге Огня). Костер дает завершающий урок первой ступеньки пирамиды посвящений: "Когда огонь покидает нас, то мы умираем. Похожее случается и с людьми. У человека тоже внутри есть огонь — любовь. Жизнь будет, пока этот огонь горит. Человек без огня, как и костер, становится пеплом. Но это не беда, из пепла он может возродиться, как сильная и красивая птица Феникс". Как видим, и здесь ребенку прививаются идеи анимизма, пантеизм, даже учение о будущих реинкарнационных возрождениях. Та заглавная буква ("Ты", "Я"), которая пристала лишь речи о Творце, здесь переходит к твари. Готовится ребенок и к восприятию учения об "огненном мире".

    Но неоязычество не было бы само собой, если бы остановилось лишь на рассказах о "новой духовности". Нет, оно торопится перейти к оккультной практике. Валеологи исходят из того, что "сверхвозможности человека заложены в его биоэнергетическом поле. Задача состоит в том, чтобы найти метод активизации для каждого конкретного человека". Итак, задача видится не в информировании человека (любая религия имеет право информировать о себе школьников). Задача — в "активизации", в вовлечении детей в некий новый духовный опыт "сверхвозможностей". Упоминание о "сверхвозможностях" совсем не случайно: по учению теософов и нью-эйджеров они во взаимодействии с "духами космоса", то есть с "ноосферой", созидают на земле новую, "шестую", расу сверхчеловеков с оккультно-экстрасенсорными возможностями.

    Для этой цели годится не только проповедь. Используется "музыкальный фон для массажа, релаксации, медитации, йоги". Используется и прямое внушение и вторжение в сознание детей: "суггестопедия", "гипносуггестивные компоненты уроков", "нейро-лингвистическое программирование личности".

    Это означает, что валеология предполагает не только информирование детей о некоторых религиозных традициях (что разрешено законом), но и вовлечение их в религиозную практику (что законом запрещено совершать в школе), причем — без согласия самих детей и без уведомления их родителей (что уже просто является преступлением).

    Это уже не просто секточка, окопавшаяся в одной из школ усилием директрисы-активистки или парочки учительниц-энтузиасток. Перед нами — серьезная программа, реализуемая на федеральном уровне. В педвузах уже открыты кафедры валеологии. В ученых советах защищаются диссертации по валеологической педагогике. Уроки по валеологическому воспитанию ведутся с первых классов и до выпускных.

    В учебнике С.В. Попова "Валеология в школе и дома" учтены рекомендации Татарниковой. Среди методов, которыми валеологические взгляды должны вводиться в сознание детей, рекомендуются: "Метод субсенсорных воздействий, основанный на эффекте суммирования большого числа повторяющихся слабых (подпороговых) сигналов; гипнопедия — обучение в естественом или внушенном сне (гипнозе); суггестокибернетический метод... Достаточно подробное описание упомянутых методов и их валеологическая характеристика даны в книге Л. Г. Татарниковой "Педагогическая валеология". Уже этого достаточно сказать, что валеология — это "педагогика со взломом".

    В этом, на первый взгляд, вполне безобидном учебнике, проглядывает вполне определенная идеология, глубоко враждебная христианству. Так, по мнению автора, "Здоровье — самая большая ценность, данная человеку Природой". Если бы речь шла о телятах и поросятах — то эта фраза была бы верна. Но стоит ли высшую ценность человеческой жизни видеть в чисто физиологическом благополучии? С. Попов, очевидно, никогда не пережил светлую правдивость бальмонтовских строк:

    День только к вечеру хорош.

    Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти.

    Закону мудрому поверьте:

    День только к вечеру хорош.

    С утра уныние и ложь,

    И копошащиеся черти...

    Закону мудрому поверьте:

    День только к вечеру хорош...

    Нет, не здоровьем вошли в историю Рублев и Достоевский, Ломоносов и Владимир Соловьев. Не Шварцнеггер — самый ценный и самый одаренный из людей...

    Поразительная бесчувственность автора к духовному здоровью сказалась в таком его суждении: "Сам характер телепрограмм, таких, например, как боевики, фильмы ужасов, эротические шоу и пр. перевозбуждает школьников и делает их сон неглубоким и неспокойным, не несущим надлежащего отдыха" Неужто вся опасность созерцания насилия и порнографии в том, что после вбирания их в свою душу будет плохо спаться?

    Оккультная терминология употребляется С. Поповым как нечто само собой разумеющееся в методических указаниях для учителя: "Не рекомендуется ставить кровать в геопатогенных зонах (ГПЗ). Способы определения таких зон в квартире можно найти в соответствующей литературе. Никогда не ложатся спать в ГПЗ собаки; кошки, наоборот, предпочитают лежать в ГПЗ с открытыми глазами, забирая из нее "плохую" энергию. Не рекомендуется ставить кровать в угол — читается, что в углах происходит "высасывание" энергии из тела человека". Вот уже и "энергетические вампиры" и "барабашки" появились на пороге школы... Что же касается "соответствующей литературы" — она, конечно, упоминается. В списке рекомендованной литературы встречаем: Малахов Г. П. Целительные силы. тт.1-3; Осава Дж. Макробиотический Дзэн. "Детка" Порфирия Иванова, конечно, также присутствует и в этом валеологическом пособии (сс. 228 и122).

    Но самый большой интерес в этой книге представляют два отрывочка. Первый предостерегает: "Нельзя признать целесообразными все способы закаливания людей, которые существовали в обычаях у многих народов. Иные из них наносили непоправимый вред здоровью. Еще М. В. Ломоносов остро критиковал обряд крещения, который пытались связать с культом воды, якобы направленным тоже на закаливание младенцев. Он писал: "Попы крестят ладенцев зимою в воде самой холодной. Когда же холодная вода охватит члены, то часто видны бывают признаки падучей болезни и, хотя от купели жив избавится, однако в следующих болезнях оная смертоносная болезнь удобнее возобновиться". Вообще-то крещение вовсе не направлено на "закаливание младенцев". Религиозное таинство здесь профанировано, ибо редуцировано до уровня закаливательной процедуры — и оценивается по соответствующим критериям. Зато ровно обратная процедура проделывается автором с другим материалом. Он пишет, что "по статистике жензщины, половыми партнерами которых являются мужчины, совершившие религиозный обряд обрезания крайней плоти — евреи, мусульмане — практически не болеют раком матки и влагалища". Если бы было написано, что многие американцы делают обрезание в медицинских учреждениях по чисто медицинским соображениям — это было бы суждение медика и педагога. Но на страницах книги, посвященной вопросам телесного здоровья, вдруг возникает рекомендация обрезания как религиозного обряда. Вдобавок "гигиеничное" иудейское обрезание противопоставляется "опасному" православному крещению... Может быть, такое странное идеологическое построение связано с тем, что сама валеология, как признается С. Попов, весьма близка программам Фонда Сороса?

    Валеология уже получила поддержку Министерства Образования. В концептуальном проекте Российской школы здоровья содержится "Положение о школе индивидуального развития и здоровья — российская модель образования". Согласно этому плану в 6-8 классах на изучение мировой художественной культуры отводится 200 часов. Столько же занимает история государства российского. И равновелик с ними курс "Космос. История космических исследований". В старших классах: литературе выделяется — 300 ч., на программу "Земля. Космос. Человек, Вселенная" — 350 ч., на курс "Человек. Мысль. Вселенная" — еще 200, на спецкурс "Валеология семьи, основы сексуальной культуры" — 72 ч. Этот проект включен в Федеральную программу "Развитие образования в России (1991-1995 гг.)" .

    С полной ответственностью заявляю: там, где сегодня слово Космос пишется с большой буквы, где проповедуются идеи "космизма", "космического мышления" и "космической философии", речь идет о проповеди более-менее разжиженной каббалистики (ибо даже то, что называется "философией русского космизма" — философические упражнения Циолковского, Чижевского, Вернадского — есть всего лишь глухие перепевы масонско-каббалистических философских тезисов). Вспомним хотя бы суждение Рерихов о создаваемой ими Агни Йоге: "слияние Вед с Каббалою" (Агни Йога. 92). И вот на эту проповедь Министерство образовании России выделяет больше часов, чем на изучение русской истории и русской литературы...

    Может быть, не все валеологи — оккультисты. Может быть, не в каждой валеологической программе спрятана Агни Йога и "герметизм". Однако что поделать с тем обстоятельством, что пока все источники по валеологии, которые мне встречались, были с оккультной подосновой? Полагаю, что и те региональные валеологические программы и издания, что остались мне неизвестны, также не отличаются научностью и светскостью. Во всяком случае новосибирская епархия подготовила записку-предупреждение о валеологии, тревожась из-за того, что "почти во всех школах введены обязательные уроки валеологии... Вопреки утверждениям непосвященных рядовых валеологов, мировоззренческая концепция валеологии имеет религиозный оттенок, причем антихристианского характера".

    Понимаю, что в ответ на эти недоумения валеологи будут заявлять, что их оболгали. Некоторые преподаватели валеологии будут указывать на самих себя и уверять: "Ну какой же я оккультист? Я честный атеист, безрелигиозный ученый!" (а кто-то даже назовет себя христианином). Другие начнут цитировать валеологические программы и учебники, открывать их на местах вполне здравых, безобидных и даже талантливых, и говорить: "Вы видите, против чего выступают эти православные фанатики!". И будут неправы.

    Потому что выступаю я не против этих мест, а против совсем других — именно тех, которые я процитировал выше. Если вся книга наполнена умилительными описаниями природы, но одна из глав откровенно рекламирует наркотики — это уже достаточное основание для того, чтобы не приносить ее в школьные классы. Если человек не нарушал никаких статей Уголовного кодекса, кроме одной — скажем, деторастления, — то это уже вполне достаточный повод для его изоляции от детей, а, возможно, и от общества.

    Надо знать, что вполне обычная тактика самозащиты сект состоит в том, чтобы свои странные религиозно-мифологические построения они прикрывают и оправдывают некоторыми вполне светскими и позитивными заявлениями или программами. "Что вы имеете против движения "Хари Кришна"? Они же бесплатно раздают вегетарианские обеды нуждающимся!". "Зачем вы нападаете на Аум Сенрике? Они же призывают людей к нравственному самосовершенствованию!". "Ну, как вы можете говорить о сатанизме дианетики Хаббарда? Ведь саентологи развернули программу "Нарконон", работающую с наркоманами!". Да и вообще сталинизм хорош, потому что при нем была дисциплинка...

    Во всех людях есть что-то хорошее. Но бывает необходимо предупреждать и о дурном в жизни людей или созданных ими организаций. Вот, например, суждение "академика Петровской Академии наук" Ю. Воронова об одной из сект: "Судьба свела меня с индусами, случайная встреча с сахаджи йогами. В сентябре у меня состоялась личная встреча с г-жой Шри Матаджи. Что проповедует г-жа Шри Матаджи? Бог один, а религий много. Сам я православный, и в беседах с г-жой Шри Матаджи отметил преимущества православия. Православие — единственная религия, где оговорены три нравственные начала: не убий, не укради, чти отца и мать своих". Но "православный" Г-н Воронов не обратил внимания на предупреждения православных священников о сектантском характере сахаджа-йоги. В основанную им "Петровскую академию наук" он ввел и Шри Матаджи. И только после того, как в 1996 г. в г. Калинине Новосибирской области "женщина из Сахаджи-йоги нанесла 4 удара ножом своей полутарогодовалой дочери. А после украсила мертвое тельце цветами", пришлось "Петровской академии наук" исключать Шри Матаджи из числа своих почетных членов....

    Так и с валеологией надо быть поосторожней. Не стоит ждать, когда дети, обученные медитациям и йогическим приемам, выйдут "на контакт" с космическими духами и начнут исполнять их весьма странные веления. Лучше с самого начала защитить их от оккультизма, с которым перемешена валеология.

    Возможно, в вашей школе не удастся добиться отмены уроков валеологии. Но тех людей, которые не желают превращения классов в заповедники оккультизма (не желают этого или по соображениям чисто научным, или юридическим, или же религиозным: христианским или мусульманским), я просил бы по крайней мере проконтролировать и процензурировать ту программу и те пособия, по которым преподается валеология их детям.

    http://www.kuraev.ru/valeolog.html


  6. ЦИТАТЫ ИЗ УЧЕБНИКА ПО "ВАЛЕОЛОГИИ" (цитаты приведены в орфографии автора)
    (вернуться к началу)

    Название "Духовная валеология". 1998
    Рекомендовано Министерством образования.
    Эпиграф: Посвящается Е.П. Блаватской и всем, идущим в Пути.
    Автор, Максимович Илья Федорович, в этой физической жизни не относит себя ни к одной национальности или народности Земного Человечества.

    Из содержания:
    Человек и его смертные тела
    Бессмертные тела человека
    О Боге
    Галактический канал
    Логос и Люцифер
    Чакры
    Монада
    Период между воплощениями
    После смерти физического тела
    Закон Реинкарнации
    Закон Перевоплощения

    Путь к воплощению
    Закон Кармы
    Закон Жертвы
    Условия Духовного Восхождения
    Тонкие Духовные Центры человека
    Сильные мысли
    Целительство
    Медиумизм
    Очищение сознания

    Список рекомендуемой литературы:
    Блаватская (5 наименований)
    Абд-Ру-Шин "В свете истины"
    Айнвахов "Йога питания"
    Гоникман Э.И. Философия камня. Научные и изотерические параллели
    Грин Л. Ментальная биолокация

    В России впервые контуры валеологической науки применительно к сбережению здоровья человека были обозначены И. И. Брехманом в 1981 г. стр 7

    Красный цвет (радуги), переход в Седьмую Расу — на невидимую планету-Глобус Вулкан. Человечество будет восходить К Свету со своими высшими телами... стр 11

    Питаясь мясом, человек усваивает животную сущность и развивает в себе низшие животные принципы. О вреде мясного питания, в сущности, знает каждый. стр 126

    И прочий, прочий бред (230 страниц), одобренный Министерством образования.

    Осторожно! Валеология представляет опасность для духовного здоровья вашего ребенка.

    Подбор материалов "Защитим детей от растления" читайте на http://www.pms.orthodoxy.ru/semia/se/index.htm#2


Дорогие читатели! Всякий православный христианин в течение всей своей жизни должен приступать к Таинствам Исповеди и Причащения как самым важным Таинствам Христовой Церкви. Если до сих пор это было вам неизвестно, или другие причины отвлекали вас от этих спасительных Таинств, умоляем вас устранить это недоразумение. Приходите к Исповеди и Причастию и да благословит вас Господь!

Ведущие Татьяна МАТЯШ и Павел ЛЕБЕДЕВ приглашают посетить
сайт рассылки — http://www.sedmica.orthodoxy.ru.
Здесь — последний выпуск, весь архив с поиском, гостевая книга.
Ждем советы, замечания и предложения.



Новости подготовлены по материалам сайтов:
Православие в Украине, Служба коммуникации ОВЦС МП, Седмица.Ru, Православие.Ru, Радонеж, Русская линия, «Стояние за истину», «Родительский комитет», Пресс-служба Центра «Диалог», Медико-просветительский центр «Жизнь», InfoNews, Мир религий, Религия и СМИ, Корреспондент.net.

Информационная поддержка: ПРАВОСЛАВНОЕ ОБОЗРЕНИЕ — http://pravbeseda.org/list — Дайджест религиозных новостей, новости православного интернета, душеполезное чтение. Периодичность: два раза в неделю.



Будем благодарны за интересные новости, сообщения и интересные религиозные ресурсы в Интернете.

Заинтересованы в обмене баннерами или ссылками с православными сайтами

Ведущие рассылки не имеют отношения к содержанию рекламных блоков в начале или конце рассылки. Эта реклама является платой за бесплатный сервис служб рассылок. Ведущие узнают о содержании рекламы вместе с остальными подписчиками после выхода рассылки.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное