Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дружеские беседы о Церковно-славянском языке


Информационный Канал Subscribe.Ru


Добрый день, друзья!
Это 11 выпуск рассылки
"Дружеские беседы о Церковнославянском языке".


Для начала - приятное известие для всех, кто интересовался, где можно приобрести книгу Татьяны Мироновой. "Необычайное путешествие в Древнюю Русь". Во что пишет по этому поводу наш подписчик Игорь Шашков:

"Книги Т.Мироновой можно приобрести в Фонде Славянской письменности и культуры в Черниговском переулке. Два раза в год Т.Миронова ведет курсы церковно-славянского языка. В это время можно и купить ее книги и учебные пособия".

Так что есть неплохая зацепка, стоит попробовать. Спасибо, Игорь!

А теперь вернемся к нашей рассылке. Давайте сегодня поговорим вот на какую тему: Слушая тексты Библии (в том числе и канонические, на русском языке), мы невольно наталкиваемся на слова, которые звучат вроде бы по-русски, но смысл их доходит с трудом. Вот пример:

Иакова 1:27 "Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы прзирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира".

Что такое? Мы должны презрительно относиться к сиротам? Ведь именно так нам слышится. Но, взглянув в текст, видим, что дело - всего лишь в одной букве. Не презирать, а призирать призывает Апостол.

Все станет ясно, если мы догадаемся посмотреть значение этого слова в словаре Даля:

ПРИЗИРАТЬ, призреть на что, на кого, взглянуть, бросить взор со вниманием, с участием, сочувственно, милосердно.

И вместе с тем:

ПРЕЗИРАТЬ, презреть кого, или чем, пренебрегать, считать ничтожным, подлым, недостойным внимания, ниже всякого уважения.

Забавно, что в современном русском языке осталось только второе значение этого слова, "через Е", а первое - утратилось, что и стало вызывать подобные недоразумения.

Теперь, когда нам встретится в каком-нибудь классическом произведении XIX века выражение "Дом призрения", мы наверняка не спутаем "милосердный взгляд" с "недостойным внимания".

И снова нас ждет продолжение книги Т.Мироновой. Не будем только забывать, что звук Ъ в середине слова читается как очень короткое О. Кстати, вам наверняка будет интересно узнать, что в современном болгарском языке такое произношение осталось и Ъ произносится как неопределенный короткий звук, нечто среднее между О и Ы. (Прочтите: "България".) Итак...


НЕОБЫЧАЙНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНЮЮ РУСЬ


Череда уроков длилась до вечера. Отец Сергий неторопливо вел свою спокойную речь:

- Добро есть, чадьца, почитанье книжьное. Что глаголють книгы. Красота воину оружье и кораблю ветрила, тако и праведнику почитанiе книжьное.

Аще ли въпросите о словеньскыя букваря: кто письмена сътворилъ есть? Кто книгы переложилъ? Реку вамъ: святыи Константинъ Философъ, нарицаемый Кириллъ, та письмена сътвори и Мефодiи, братъ его.

Аще въпросите: въ кое время? Реку вам: яко въ времена Михаила, царя гречьска, и Бориса, князя болгарска, и Растица, князя моравьска...

Учитель говорил, а Вася, глядя в небольшое сводчатое окошко горницы, думал. Древнерусские слова легко ложились на память. Вставали перед глазами не виденные им никогда прежде, но все же откуда-то знакомые образы. Вот Кирилл Философ с братом своим Мефодием - образованные, ученые греки - едут в славянские земли, в княжества Великой Моравии. Они едут туда проповедовать христианство. Но греческий язык, на котором написано Евангелие, чужд славянам. Тогда Кирилл переводит с греческого на славянский язык Священное Писание и записывает свой перевод совершенно новыми - славянскими! - буквами. У каждой буквы свое имя. Это чтобы легче их запоминать. "Азъ" - имя буквы А, "букы" - имя буквы Б, "веди" - так зовут букву В. А когда учились читать славянские дети, и моравские, и болгарские, и русские тоже, то составляли из этих букв "склады": "букы"+"азъ" = ба, "веди"+"азъ" = ва...

Вася очнулся от своих мыслей, как от видения, встряхнул удивленно головой. Воображение унесло его так далеко, что усыпило осторожность. Он снова подобрался весь, напрягся, вслушался с вниманием в рассказ отца Сергия.

Вечером, когда закончилась церковная служба и мальчики плескались во дворе в большом деревянном корыте, куда подливал воду приглядывавший за ними монах Феодосий, отец Сергий подошел к беглецам и тихо позвал их с собой. Ваня и Вася, испуганно переглянувшись, двинулись за монахом.

Отец Сергий привел их в чистенькую узенькую келейку в одно окно, к которому была придвинута скамья, рядом на подставке стояли глиняные баночки с черной, красной, золотистой, голубой красками, лежали тонко заостренные палочки для письма. На скамье небольшой стопкой были сложены широкие и плотные, как картон, листы. Листы были желтоватые, как пенка на молоке, не всегда ровные по краям, с редкими мелкими дырочками. Ваня пощупал лист рукой. Вот это да! Он-то думал, что это бумага, а топкие твердые листы оказались из кожи!

- Я в "Детской энциклопедии" читал, что такие листы называли пергамент, - зашептал Вася, - их выделывали из телячьей кожи. А дырочки эти не от того, что плохо делали, шкур без дырок не бывает.

- А как на них книжки печатают?

- Ты что, забыл в каком мы веке? Книги печатные еще не скоро появятся, они здесь рукописные. Смотри, - Вася показал глазами на отца Сергия, задумчиво перебиравшего исписанные рядами черных букв листы. Верхняя, начальная страница была украшена затейливым узором, а самая первая, заглавная буква "В" свивалась из красных с золотом колец гибкого драконьего хвоста, сам же дракон с доброй улыбающейся мордой восседал рядом.

- И отец Сергий от руки книги пишет, - продолжил Вася. - С двух сторон листы испишет, потом сложит их в тетрадки, тетрадки сошьет в книгу, приделает к ней переплет - деревянные доски, обтянутые кожей, и готово, - дошептал Вася все, что хранила его память из прочитанного когда-то в энциклопедии.

- А помнишь в церкви книгу в металлической оправе с цветными камушками? Онфим сказал тогда, что это Евангелие в серебряном окладе с "каменiемь и жемьцюгомь". И в музее мы видели, помнишь? Красотища какая!

Отец Сергий по-прежнему тихонько стоял у окошка, перебирал исписанные листы и, казалось, поглощенный этим, не слышал шепота ребят, но это было не так, отец Сергий напряженно прислушивался к разговору погорельцев. Кто эти дети, те ли, за кого себя выдают? Что-то не припоминал отец Сергий в Чудиновской слободе Ивана-кузнеца. Говорят с трудом, не очень связно. И, кажется, понимают не все, что им говорят, не отошли горемыки от потрясения? Но друг друга-то они понимают отлично, говорят между собой бойко и свободно, но говорят по-чудному, вроде и по-русски, и не по-русски, на очень странном языке. Уж не лазутчики ли? Господи! Прости мою душу грешную! Сколько врагов кругом! Проклятые татары, шведские рыцари... Уже и дети подозрительными кажутся. На самом ли деле Ванятка с Васяткой? А, может, подосланы разведать, как укреплен монастырь, чем будем защищаться? Надо еще попытать их расспросами, горько заключил свои мысли отец Сергий и, оглянувшись, подозвал к себе ребят.

- Знаета ли, чадьца, како книгы пишуть въ монастыри?

- Не, - мотнул головой Ваня. Он предпочитал высказываться покороче.

- Чернець Несторъ написалъ есть "Повесть временьныхъ летъ", - продолжал отец Сергий, внимательно наблюдая за мальчиками, - поведал намъ, откуду есть пошла русская земля. Азъ же, многогрешьныи рабъ Божiй, написаю, како Новъгородъ живеть и чимь богатить ся, и какы напасти приемлеть, и како народъ князя ставить, и како изгонити его велить. И тако же написаю, како ворози землю русьскую погубляють и въ полонъ крестiянъ беруть.

Отец Сергий снова метнул настороженный взгляд на зачарованно слушавших мальчишек и открыл недописанную страницу. Вытянув шеи, ребята следили, как неторопливо скользит его рука но строкам:

- "В лето 6746 придоша народи незнаеми, проклятiи татарове на землю русьскую. И много людiи поплениша. И князь русьскыхъ убита. И кто суть и отколе прiидоша, тою не сведаю. А вписахъ сде памяти ради князь русьскыихъ и беды иже створиша татарове Руси. И бысть плачь и туга в Руси". - Отец Сергий прикрыл страницу ладонью и продолжал говорить, горестно глядя на иконы:

- "Наведе на ны Богъ народъ немилостивъ, языкъ лютъ, языкъ не щадящь красы уны, немощь старець, младости детiи. Разрушени Божественьныя церкви, осквернени быша съсуди священнiи честьные кресты и святыя книгы, потоптана быша святая места. Кровь и отець и братья нашея, аки вода многа, землю напои, князiи нашихъ, воеводъ кръпость ищезе, храбрiи наша страха наполниша ся, бежаша, гради мнози опустили суть, села наша лядиною поростоша, и величьство наше смери ся, красота наша погыбе, земля наша иноплеменникомъ въ достоянiе бысть!"

Монах горько вздохнул и сурово продолжил:

- "Но Богъ великыи въложить ужасъ великъ въ татаръ проклятыихъ, и страхъ нападеть на нихъ и трепетъ отъ лица русьскыхъ вои".

- Триста лет еще игу татарскому быть, - прошептал Ваня, жалея отца Сергия, пребывающего в неведении, жалея себя с Васей, затерявшихся в гибельном времени.

Чужой выговор слов укрепил отца Сергия в тревожных подозрениях. Он отпустил погрустневших мальчиков, те, так и не поняв, зачем их звал в свою келью отец Сергий, присоединились к мальчишкам, укладывавшимся спать.

Ночью Васе приснилось, что стоит он перед отцом Сергием и тот Васю строжайше допрашивает:

- А глаголи, чадо, како по-русьску наречеть ся: власы, древо, езеро, елень, есень, елень. Он, Вася, топчется на месте и бубнит:

- По-русьску се наречеться: волосы, дерево, озеро, олень, осень, олень.

- А по-вашему како? - хитро подмигивает ему отец Сергий.

- И по-нашему так, - растерянно отвечает Вася. Осознав, что разоблачен, кричит: - Домой меня пустите, домой хочу!

От собственного крика проснулся Вася к холодном поту. Показалось ему в тусклом свете чуть забрезжившего утра, что мелькнула ряса в приоткрытых дверях кельи. Неужели следят? Вася подбежал к соседней лавке, растолкал приятеля, рассказал ему и свой сон, и крик, и про приоткрытые двери кельи, которые уже были плотно закрыты, и про мелькнувшую в дверях рясу.

- Надо бежать, - немедля заявил Ваня, - им ничего не стоит гонца в слободу послать, про нас узнать. Что мы им тогда скажем? Чего доброго еще за шпионов примут.

Решили дождаться удобного случая, чтобы вернуться подземным ходом на заветную лужайку и там, в зарослях зверобоя, в малине, отсидеться и дождаться возвращения студентов.

БЕГСТВО ИЗ МОНАСТЫРЯ

После утренней службы отец Сергий оставил учеников в опустевшей церкви и стал рассказывать об иконостасе. Много в его объяснениях было еще непонятного для Вани с Васей, и это не ускользнуло от отца Сергия, но и другое отметил он - похвальное внимание мальчиков. Ваня, так тот весь урок простоял с открытым ртом. И опять засомневался монах в укрепившейся было догадке, уж слишком простодушны были эти ребята для вражьих лазутчиков. А Ваня и Вася по - настоящему искренне были поглощены уроком.

Оказалось, что иконостас - это не просто собрание икон, а выстраиваются они здесь по чину, в определенном порядке. В центре нижнего ряда - царские врата с изображением Благовещения, момента, когда Пресвятая Дева Мария получила от Ангела Благую весть о рождении у нее сына Иисуса Христа. Справа от царских врат располагалась храмовая икона - лик святого - покровителя храма, в честь которого строилась церковь. Это была икона Святого Георгия, поражающего копьем огнедышащего змея. Змей щерил страшную пасть, а Георгий в воинском одеянии вонзал в его чешуйчатое тело острую пику.

В следующем ряду прямо над царскими вратами большая икона называлась "Спасъ на престоле". Иисус Христос сидел на тропе с книгой в руке, на страницах книги начертаны слова заповедей Божьих, завещанных Господом мiру: "Не судите, да не судими будете, в ню же меру мерите, възмерить ся вамъ".

По левую руку от "Спаса па престоле" стояла, скорбно опустив голову, Пресвятая Богородица. Лицо Ее было печально и ласково. Она в молебном поклоне протягивала руки к Богу. По правую сторону от "Спаса" низко склонялся пред Богом Иоанн Предтеча, возвестивший народам о пришествии Христа, высокий, кудлатый человек с суровым и мрачным лицом. Рядом с ними, осененные легкими крылами, стояли архангелы - главные Ангелы Божьи, Добрые Духи, созданные Богом Слева в красных одеждах Архангел Михаил - небесный военачальник архистратиг. Справа в золотистом одеянии архангел Гавриил, Божий посланник, принесший Благую весть Марии. Дальше, за архангелами, любимые ученики Иисуса Христа - апостолы Петр и Павел - низко склоняли головы.

Голос отца Сергия в пустынной церкви возлетал высоко под купол, и вслед за голосом тянулись ввысь мальчишечьи головы. Старались маленькие ученики разглядеть верхний, праздничный чин. То были иконы с изображением главных событий из жизни Иисуса Христа и Богородицы. Их называют "двунадесятыми праздниками" и празднуют в церкви каждый год.

Праздников "два - на - десять", то есть двенадцать:

Вход Господень в Иерусалим, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Преображение Господне, Рождество Пресвятой Богородицы, Успение Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Вознесение Господне, День Святой Троицы.

Ваня был так увлечен рассказом отца Сергия, что не удержался от вопроса, как только монах закончил урок.

- А сде? - запинаясь произнес он, привстал на цыпочки и показал рукой па настенную фресковую роспись.

- Ти вси русьстiи мужи и жены снятiи, заступници Руси, - охотно пояснил отец Сергий. - Князь Володимеръ, креститель Руси, святiи мученици Бо - рисъ и Глебъ, покровители дружины княжьея, Борисъ подобiемь русъ, волосы мало съ ушеи, борода не велика, на голове шапка, опушька соболья, ризы на немъ княжьи, въ руце крестъ, в другои - мечь въ ножнахъ. Глебъ подобiем молодъ, лицемь белъ, на голове, шапка, опушька кунья, въ руце крестъ. А позьри, чадо, се княгыни Ольга - святая русьская. Вижь: подобиемь стара, лицемь морщи - новата и бела, на голове венець царьскыи, пла - токъ, ризы на неи княжьи, в руце спитокъ, а въ немь написано есть: "Попрахъ идолы и познахъ истиннаго Бога Iисуса Христа". Они за насъ и ныне моляться, дабы не быти намъ полоненымъ отъ проклятыихъ татар и немьцевъ.

После урока отец Сергий передал учеников под догляд отца Феодосия, который напоил ребят квасом, дал каждому по большому ломтю хлеба и оставил отдыхать в кружевной тени деревянного крыльца игуменовых палат.

Мальчишки есть мальчишки, и что от того, что они из монастырской школы. Уже через минуту устроили кучу - малу, да выглянувший с крыльца монах Феодосий строго прикрикнул, и усмиренная ватага прибилась под дальние крепостные стены.

Ваня и Вася, чуждавшиеся пока общей компании, побрели следом. На вытоптанной, покрытой серым песком площадке возле деревянной стены они увидели рассыпанные зачем-то крупные кости, похожие на коровьи надкопытные суставы. Такие кости, вспомнил Вася, бабушка вынимала из только что сваренного холодца и приговаривала с сожаленьем: "Вот бы сейчас в бабки да поиграть!" Бабками бабушка называла кости. А Вася тихонько посмеивался тогда - бабка в бабки хочет играть! И здесь, выходит, ладилась игра в бабки! Такой же костью - битой, только увесистой, залитой для пущей тяжести оловом, каждый игрок должен был сбить - повалить набок или перевернуть - как можно больше бабок.

Мальчишки стали кружком, до Вани и Васи донеслись слова считалки:

Перепелъка паре въ дуброве,

Постави кашу,

Постави пироге,

Ту иди.

Ну, и считалка, - не понравился Васе стишок. - Ни складу, ни ладу! На нашу "сороку - белобоку" похожа, но "сорока" лучше.

- Какая сорока? - рассеянно переспросил Ваня, все думавший, как улучить время для побега, и карауливший глазами ту укромную нишу в крепостной стене, где была спасительная дверца.

- А вот какая:

Сорока-белобока

Кашу варила,

На порог скакала,

Гостей созывала

- беспечно выговорил Вася свою считалку. - Похожа! Да?

Но Ваня вновь не услышал его слов. Он во все глаза смотрел, как какой-то сурового вида монах навешивает на заветную дверцу подземного хода прочный кованый замок. Путь к бегству был отрезан!

Онфим скоро оставил игру. Обиженный чем - то, он, сердито надувшись, уселся на травке рядом с "чудиновскими погорельцами". Здесь бы обиде и конец был, да озорная ватага не упустила случая подурачиться вволю, побросав ради такого дела и бабки, и биты.

Долговязый, на голову выше остальных, Чурила под дружный гомон мальчишек приблизился к Онфиму и с нарочитой торжественностью вручил ему нацарапанное на бересте послание.

Берестяное письмо Онфим взял, строчку из кое - как расставленных букв прочел. Нос его, веснушчатый и курносый, покраснел от гнева, из глаз брызнули слезы обиды. Он сжал в руке письмо так, что оно разломилось пополам, отбросил легкие обломки и... кинулся па Чурилу - на косолапого великана Чурилу! - с кулаками.

Вася удивленно взглянул па порхнувшую, словно перышко, и упавшую рядом с ним бересту. Вот оно что! Дразниться вздумали! Мальчишки в XIII веке, оказывается, тоже дразнились: "Невежя писа, недума каза, а хто се чита... ", здесь береста обломилась, по Вася догадался, что было написано в конце. Он сразу вспомнил, как школьные шутники подбрасывали ему в классе дразнилку, каждый день не ленились новую настрочить: "Кто писал, не знаю, а я, дурак, читаю! " Давнишняя школьная обида подняла Васю в бой. Он птицей налетел на Чурилу, уже небрежно уронившего маленького Онфима на землю.

Вмиг, к всеобщему изумлению, признанный силач Чурила оказался ловко повергнутым Васей, не отличавшимся с виду особой крепостью. Чурила обиженно засопел и ухватил своей лапищей Васю за левое плечо. Вася тут же перехватил его руку, рванул ее на себя и, подставив колено, бросил через него Чурилу на землю. Обиженно шмыгая носом, Чурила выставил вперед свои ручищи и медленно, по-медвежьи переваливаясь, двинулся на Васю. Мальчишки потеснились, давая Васе место для отступления, но Вася не пошел на попятный, наоборот, пригнувшись, метнулся он вперед к Чуриле, сгреб в кулаки его рубаху на плечах и стал падать назад, увлекая за собой противника. И уже у самой земли, когда всем казалось, что Чурила сейчас всей тяжестью падет па Васю и подомнет его под себя, Вася выставил ногу и ловко бросил Чурилу в сторону. Перекувыркнувшись через голову, он уже сидел верхом на побежденном Чуриле. Дружным восхищенным криком мальчишки приветствовали победителя. Благодарно сжал руку Васе счастливый Онфим.

Отец Сергий, вышедший на крыльцо игуменовых палат, видел мальчишечью схватку и сразу заметил поразительную ловкость Васьки, его натренированность и сноровку в борьбе. "Несть чудиновьская се чада", - уверился в своем подозрении отец Сергий и решил, что пришло время окончательного дознания.

Тем временем отец Феодосий нарядил мальчикам работу: кому дрова в поленницу складывать, кому воду с речки носить, троих ребят отправил ворошить и догребать вчерашнее сено. Ване с Васькой и Онфиму выпало перетащить стопку высушенных и гладко обструганных досок но узкой лесенке в надвратную церковку, где работал монах - иконописец.

Отец Антоний, маленького роста худой чернец, волосы его были забраны под круглую черную шапочку, расположился у окошка не законченной еще плотниками церкви. Он покрывал густым желтым клеем точно такую же липовую доску, какие втащили но крутым ступенькам лестницы мальчишки, но только на доску эту был наклеен холст - паволока.

- Добро, - не сразу обратился к ним отец Антоний и показал, куда складывать доски. В три ходки мальчики принесли и сложили порученный им груз и присели на деревянном полу церковки среди заготовок - прямоугольных дощечек с полукруглым верхом и с "плечиками" по бокам, глиняных чашек с водой и груды каких-то камушков.

- Отрочата, - подозвал отец Антоний Ваню и Васю, - надобе вапы терти.

Ваня и Вася оглядели все иконописное хозяйство, стараясь угадать, что же такое им требовалось тереть. Доски, глиняные черепки, камушки и кувшинчики, тонкие хорьковые кисти... Что же может здесь называться "вапой"? Ваня подтолкнул Онфима, укладывавшего принесенные доски друг на Друга:

- Что суть вапы?

- Вапы? - удивился Онфим Ваниной растерянности. - Вапами иконы пишуть.

Он принес ребятам по коричневому камушку и показал, как растирать, разминать их деревянным пестиком в глиняной чашке, "творити вапу". Работа была не из легких, пестик с трудом крошил гладкие края камушков, получался бурый порошок - охра.

- Добро, - похваливал ребят отец Антоний. Доска для будущей иконы в его руках была расчерчена пополам, и на каждой из половинок значились едва заметно начертанные слова: "Бориса ту написати", "Глеба ту написати".

Иконописец перебирал глиняные чашки с уже готовыми красками.

- Лазури ли възяти? - приговаривал он, как бы испрашивая совета у мальчишек и опуская кисть в ярко - голубую краску. - Али киновари? - Он мазнул по доске кистью из другой чашки, получился алый след. - Ярь-медянъка ныне добра, - похвалил отец Антоний, размешивая ярко-зеленую краску.

Его помощники усердно растирали бурые камушки в ровный сыпучий порошок, а Онфим доливал в их глиняные чашки квасу из небольшого узкогорлого кувшинчика и выкладывал в них ложкой крупные яичные желтки. Так готовилась "вапа" - краска, которой исполнялось "писанье честьныхъ иконъ".

- Отче, - подал голос Онфим, - а что имеши писати ныне?

- Два брата Борисъ и Глъбъ, - ответствовал отец Антоний. - Ведаете ли, яко Борисъ и Глебъ быста сыны Володимера князя, крестивъшаго землю Русьскую. Володимеръ же умре. И Святополкъ, сынъ стареишии, седе въ Кыеве по отци своемъ. Борисъ же плака ся по отци, и рече ему дружина Володимеря: "Се дружина у тебе и вои. Поиди сяди Кыеве на столе отьця своего". Он же рече: "Не буди ми възяти рукы на брата своего стареишаго". Святополкъ же приде ночью Вышегороду, отаи призъва вышегородьскые болярьце и рече имъ: "Не поведуче никому же убiите брата моего Бориса". И се нападоша акы зверье дивiи около шатра, и насунуша копьи и прободоша Бориса и слугу его. И положиша тело его принесши отаи Вышегороду у церкве святаго Василья. Окаяньнiи же си убiици придоша къ Святополку. Суть же имена симъ законопреступникомъ: Путьша, Талець, Еловить, Ляшько, отець же ихъ сотона. Святополкъ же окаяньныи помысли въ собе: се убихъ Бориса, како бы убити Глеба? И посла Святополкъ къ Глебу съ лестью, глаголя сице:

"Поиди въборзе отець тебе зоветь, не сдравить бо вельми". Глебъ же въборзе вседъ на конь съ малою дружиною поиде, бе бо послушьливъ отцю. И посла Ярославъ къ Глебу, глаголя: "Не ходи, отець ти умерлъ, а брать ти убiенъ отъ Святополка". Се слышавъ, Глебъ възъпи, плача ся по отци и по брате:

"Увы мне, Господи! Луче бы ми умрети съ братомь, нежели жити па свете семь". Се вънезапу придоша посланiи отъ Святополка на погубленье Глебу и повелеша вборзе зарезати Глеба. Поваръ же Глебовъ именем Торчинъ зареза Глеба, акы агня непорочна. Борисъ же и Глебъ еста ныне святая мужа, даста целебьныя дары Русьстьи земли: хромымъ ходити, слепымъ прозренье, болящимъ цельбы, печальнымъ утеху. И еста заступника Русьстеи земли молящася къ Богу о своихъ людехъ.

Рассказывая, отец Антоний легкими штрихами набросал на доске фигуры святых Бориса и Глеба. Святые явились на иконе в полный рост, держа в руках щиты. По краям отец Антоний расчертил икону на ровные квадраты, надписал их: "Ту Святополкъ убиваеть Глеба", "Ту Борисъ станомь стоить" - и объяснил, оборотясь к мальчикам: "Се икона съ житiемъ".

Мальчики поняли так, что "икона съ житiемъ" как книга с картинками, в ней будет выписана вся история жизни и подвигов святых Бориса и Глеба, та, что поведал им отец Антоний.

Выполнив порученную работу, Онфим побежал к отцу Феодосию сказать о сделанном и испросить, что делать дальше, а Ваня с Васей вскарабкались на высокую галерею под сводами церкви. Здесь было прохладно и сумрачно. Сладковато пахло смолой и свежей стружкой, которая тихо шуршала под ногами. Из окошка, прорубленного в галерее, Вася увидел, как в монастырские ворота въезжают пустые телеги, устланные сеном и серыми кусками рогожи. Рослый крестьянин, ведший под уздцы первую лошадь, завидев игумена Арсения, ступившего из палат на крыльцо, остановил обоз, с поклоном подошел под игуменово благословение, подал ему небольшой кусок бересты. Пока игумен читал послание, гонец смиренно ждал, игумен согласно кивнул, и весь обоз втянулся в монастырь к амбарам, откуда монахи стали выносить наполненные мешки и грузить их на телеги. Закончив носить мешки, выкатили из погреба - ледника несколько бочек с солониной и рыбой и тоже погрузили на телеги. Отец Феодосий долго возился с запором одного из высоких амбаров и, отперев его наконец, один за другим вытаскивал оттуда мечи, копья, кольчуги. Все это укладывали в сено, таили под серой рогожей.

- Гляди, обоз снаряжают, - первым догадался Ваня. - И оружие тут, и еда.

- Постой! - спохватился Вася. - Да ведь это та самая помощь, о которой говорилось в княжеской грамоте. Помнишь: "Пришли жита и меци и кольцюгы".

- Значит, повезет он все это, - Ваня показал пальцем на кряжистого краснолицего мужика, - к князю, к которому наши студенты собирались. Вот за кем надо бежать!

- Да как же мы за ним побежим? - удивился Вася, но досказать он не успел, позади скрипнула половица галереи, зашуршала стружка. Рядом с ними, счастливо улыбаясь, стоял Онфим:

- Отець мя зоветь дому грамотъку прислалъ есть. Он протянул ребятам коротенький листок бересты, на котором было выцарапано: "Поклонъ отъ Ивана къ отьцю Сергiю. Пришли ми сынъ Онфимъ. Несть бо кому сено косити".

Онфим был очень рад возвращению домой:

- Тамо и мати увижю, и сестру.

Сказав это, он (вот добрая душа! ) жалостливо посмотрел на пригорюнившихся мальчишек, понимая, как больны им, погорельцам, мысли о родном доме, и добавил:

- Добро бы было и вамъ ехати, просилъ есмь отца Сергия, да не пущаеть, а васъ въ дворъ зоветь.

Онфим выглянул в окно, показал на стоявшего внизу отца Сергия, тихо беседовавшего с незнакомым ребятам священником.

- Отець Сергiи сказаеть, яко пришелъ есть изъ Чудиновьское слободы попъ и хочеть васъ видети.

От такого известия Ваню и Васю прошибло холодным потом. Что делать? Беда! Хорошо, что Онфим, торопясь, уже сбегал с лестницы, выкрикнув на прощанье:

- Просите отца Сергiя пущати васъ съ мною въ Новъгородъ.

Ничего не оставалось нашим ребятам, как бежать, и бежать немедленно...

Продолжение следует...


Предыдущие выпуски наших "бесед" можно посмотреть Архиве рассылки по адресу: http://subscribe.ru/archive/religion.slav/


Напишите пару слов ведущему рассылки и нажмите кнопку "Отправить"

Подпись:

Если Вам не удобно пользоваться формой для отправки, то просто напишите письмо обычным способом, в почтовой программе на адрес holdfast@yandex.ru. Спасибо за отклик!

Ваш Геннадий из Рассказово


http://subscribe.ru/catalog/religion.akt - Акты Патриарха Тихона и Трагедия Русской Церкви XX века http://subscribe.ru/catalog/lit.poetry.hokku - Хокку Русского Интернета http://subscribe.ru/catalog/history.stalin - Личность без культа. Мысли о Сталине

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.slav
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное