Все выпуски  

Иконописание от А до Я по труду монахини Иулиании Соколовой РОСПИСЬ И ПРОБЕЛА


МОНАХИНЯ ИУЛИАНИЯ (М. Н. Соколова) Техника иконописи. Полная интернет версия.
 Книга монахини Иулиании — первая книга конца XX века, адресованная иконописцам.
Продолжение:

РОСПИСЬ.

После того как икона «раскрыта»', то есть все тона проложены, по чуть просвечи­вающейся под ними прориси прописываются все. линии и контуры рисунка. Этот процесс в иконописи носит название «росписи».

. «Если икона «оглавная», то есть на ней почти одни. или  одни лики (Б..М.) и совсем немного изображены плечи, то роспись надо начинать с ликов: если икона «поясная» (святой до пояса) или какая другая, роспись делается прежде по «доличному». Цвет росписи бывает или в том же тоне, что и основной, лишь немного темнее, или другого цвета. Например по санкире зеленоватого оттенка роспись дается жженой сиеной умброй или жжен. умброй и т.п. (см. образец). При росписи контуров и ' складок одежд необходимо обращать особое внимание на штрих на его живопис­ность и не впадать в сухость и однообразие линий. Кисть при этом держится перпендикулярно к поверхности, на которой работают. Линии бровей, волос, глаз сперва ведутся тонко, едва заметно, затем сильнее, в середине линии дается нажим, затем нажим постепенно снимаем и заканчиваем такой же незаметной тонкой линией, какой качали. Линия носа прогибается дважды и своевременно нажимается и ослабляется. Брови проводятся двумя- тремя параллельными линиями (большею частью черной краской), уменьшающимися по толщине в стороны. Почти всегда начинаются от переносия, от так называемой «носовой птички». Роспись одежд делается штрихом» от руки; красота линий зависит от  изящества ее вибрации, различной насыщенности ритмической плавности. Ритмом; в иконе называется искусство провести линию определенного размера, определенной силы в определенном месте и в определенном направлении. Чувство иконописного ритма развивается путем наблюдения и усидчивостью. Самое схематическое знание скелета, торса и вообще анатомии человека помогает понять сложность складок одежд, драпирующих тело, и их классически четкую схему в иконописном решении.

ПРОБЕЛА. После»росписи по одеждам- искусно' наносятся «пробела — высветления  по выпуклым местам фигуры. Пробела разделываются 2-3 раза, каждый раз сокращаясь в площади; первый их тон составляется лишь немного отступающим по светлоте от основного тона, второй — значительно светлее и меньший по площади, наконец, . третий — как самые светлые черточки, — отмечают не все, а наиболее выступающие места складок.

Большею частью они делаются в том же цвете, что и основной тон одежды; но иногда и в другом цвете. Так, например, иногда по ярко-красному и темно-мали­новому тону- пробела делаются зеленоватые или слабо голубые; по желтому — также голубые и так далее. При этом надо иметь ввиду, что белила, положенные в ,чистом виде на любой тон (за исключением, может быть, желтого) всегда приобретают .голубоватый оттенок; поэтому, если требуется погасить эту голубизну, в составленный тон пробела добавляют желтую краску (охру,; кадмий) с тем, .чтобы приблизить . высветления к основному цвету одежды. Если же, наоборот, надо дать голубоватые пробела, нельзя добавлять к белилам, которые сами по себе синеют, еще синюю краску, достаточно взять черную и для смягчения охру светлую.

При нанесении пробелов следует внимательно относится к их характеру и точнее придерживаться оригинала. Опыт покажет, как глубоко понимал свое дело древний художник и как осмысленно давал он каждый мазок и штрих в драпировках фигур.

При этом не следует забывать, что чрезмерная сухость и графичность пробелов не есть достижение. Наоборот, они должны лежать сочно и светло и обязательно на своем месте. Пробела, положенные неграмотно, могут искривить и исказить всю фигуру, поэтому необходимо, внимательно всматриваясь, осознавать закономерность этих высветлений, как нельзя лучше характеризующих самую фигуру.

- Пробелами высветляют не только одежды, но и горки и постройки, которым на 'языке иконописи усвоено название «палаток», и деревья, и прочее. Вдумчивое копирование древних хороших образцов покажет их характер и значе­ние. После нанесения пробелов- высветлений, выявивших фигуру, покрытую одеждой, обычно углубленные места пригоняются прозрачной краской того же тона; а также (часто) по контурам наносятся, как говорят иконописцы, «приплеск» — притенения большей или меньшей силы.   


В избранное