Все выпуски  

Иконописание от А до Я по труду монахини Иулиании Соколовой ПЛАВЬ, ИЛИ ОХРЕНИЕ


МОНАХИНЯ ИУЛИАНИЯ (М. Н. Соколова) Техника иконописи. Полная интернет версия.
 Книга монахини Иулиании — первая книга конца XX века, адресованная иконописцам.
Продолжение:

ПЛАВЬ, ИЛИ ОХРЕНИЕ

 Основной цвет телесных частей в иконе — санкирь, закладывается при общей раскрышке всего изображения. Высветления же санкиря называют «плавью» или  охрением», а «по старой: терминологии «вохрением», поскольку охры в древности называли. «вохрами». Термин этот частично сохранился до нашего времени.  В состав красок «охрения» входят одни охры; светлая и красная, и, под конец лишь, добавляется немного белил.  Отсюда и название этого процесса— «охрение». Наложения охрения распадается на несколько последовательных этапов:

К светлой охре добавляется красная; смесь эта разводится  приготовленным желтком до состояния очень жидких сливок. Если санкирь «в зелень», охры красной добавляется столько же, сколько берется светлой, так чтобы вся  смесь имела  достаточно розовый тон.

Если санкирь «в красноту» красной. охры надо брать немного  иначе, плавь на  теплом  санкире не выявится. Перед накладыванием  охрения берем на заметку самые выпуклые места :на руках, ногах и ликах и кисточкой, напоенной краской, наносим  взятый тон, захватывая высветляемое место не полностью, а в половину (или 2/3) подле самых светлых его точек. Следя за оригиналом, замечаем, что на высветлениях в конце концов дается две-три или более почти белильных черточек, показывающих самые выпуклые места. Их-то и надо четко уяснить себе, и иметь ввиду в процессе всей .работы, и к ним кончиком кисти следует слегка! со всех сторон подвигать, или, как говорится на языке иконописи, «поплавить» налитую краску, не касаясь кистью санкиря, чтобы не размыть его. Плавить следует, не выходя за пределы нанесенной краски. Этот процесс, на первый взгляд, кажется ничего не достигающим, так как в лужице краски ничего особенного не заметно; между тем он действенен. Краска, как бы хорошо она ни была растерта, при высыхании оседает, в результате плавления большая часть цветовых пигментов собирается на месте, долженствующим быть потом самым светлым. 

2. Эту первую плавь необходимо полностью просушить, после чего увидим, что. между санкирем и плавью образовалась вполне заметная грань. Ее следует «спла­вить», то есть переход от плави к основному тону (санкирю) надо сделать более плавным. Для этого в состав приготовленного на блюдечке охрения, добавляем кистью немного воды, что делает весь состав более жидким. И эту краску наносим на высветляемые места кисточкой, обильно напоенной краской, заходя со всех сторон за края первой плави, захватывая таким образом большую площадь основного тона. В этот раз мы не трогаем налитую краску, и даже можно ее налить больше там, где идет рубец первой плави, чтобы его сгладить. Заметно это будет только после полной просушки.

3.     На третьем, этапе работы в охрение добавляем опять немного воды (кистью), чем делаем его состав еще жиже, и немного белил. Хорошо размешиваем. Затем наносим охрение на те места, где была положена первая плавь, но участки захватываем меньше, чем в первой плави. Как и в первый, раз налитую краску осторожно плавим к самым светлым местам. Даем хорошо просохнуть.

После третьего процесса на ликах, главным образом молодых, делается так наз. «подрумянка» на щеках. Наводить ее можно и красной охрой, и красным кадмием, но очень легко, водянисто.                            

Переходя к последнему процессу работы, в оставшуюся на блюдечке плавь еще добавляем немного воды, и снова, не плавя, все заливаем сочно, оставляя санкирь .не тронутым только в углубленных местах. После просушки решаем достаточно ли хорошо все сплавилось, достаточно ли было добавлено белил в последних двух процессах, не заметны ли переходы от одной плави к другой и хорошо ли все высветлилось. Если недостаточно, необходимо плавь повторить, может быть, раз или два, но, делая ее более жидкой.


В избранное