Все выпуски  

Иконописание от А до Я по труду монахини Иулиании Соколовой ПЛАВЬ, ИЛИ ОХРЕНИЕ. ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК ПРИ НАНЕСЕНИИ ПЛАВИ


МОНАХИНЯ ИУЛИАНИЯ (М. Н. Соколова) Техника иконописи. Полная интернет версия.
 Книга монахини Иулиании — первая книга конца XX века, адресованная иконописцам.
Продолжение:

Вся эта довольно ответственная работа говорит прежде всего о том, что:

1. Основной тон плави надо составлять с запасом; так, чтобы его хватило на все последующие процессы.

2. Необходимо при наливании. плави следить за тем, чтобы она. просыхала на своих местах, а не стекла бы в сторону, искажая изображение. Для этого доска должна лежать строго горизонтально.

3.     Разбавлять плавь рекомендуется при следующих процессах ввиду того, что желток, если его добавлять в краску, не разжижает ее, а избыток его при высыхании создает бугры, которые потом образуют в плави трещины, что почти непоправимо. Плавь должна лежать, легко.

4.     Переложенные в последней плави белила не дадут плавного  перехода от охрения. к санкирю

5. Недостаток белил не создаст высветления.

В итоге техника  наложения плави в схеме представляется следующим образом:

1)     Наливаем краску и плавим. 2) Наливаем разбавленную краску и не плавим, в результате чего она механически приближает первое охрение к санкирю (сплав­ляем). 3) Разводим охрение водой, и, добавляя белил, плавим 2-ой раз. 4) Разводим еще водой оставшуюся краску, заливаем все, кроме углубленных мест, и не плавим... ...

Два раза  плавим и два раза охрение сплавляется  с санкирем через ровное нанесение той же, но более жидкой смеси.

Случается, что плавь не удалась, легла неровно. Тогда приходится прибегать к «отборке», то есть тою же краскою полусухою кисточкой заравниваются все такие неровности и недочеты. При этом сырое место плави, если она легла не на месте, трогать ни. под каким видом нельзя, так как кисточка может сдвинуть краску, образуется углубление в охрении, поправить которое будет еще труднее, чем отобрать. Отборкой называется легкая штриховка кистью жидкой, почти прозрачной, той же краской, тех мест плави, где слишком просвечивается основной тон (санкирь), или очень осторожное аккуратное размывание плави там, где она подсохла не на месте, что иногда легче бывает заровнять тоном санкиря. Весь этот процесс довольно трудный, требует терпения, внимания, осторожности и навыка.

Проследив весь процесс высветления телесных частей иконописного изображения, становится понятным, почему он носит название охрения и плави: если имеется ввиду цвет высветления, употребляется термин — «охрение»; когда же подразуме­вается техника наложения краски, употребляется термин «плавь», и краска должна быть по консистенции «плавкой», чтобы ею можно было плавить.

Количество процессов плави иногда зависит от величины ликов и всей иконы; на ликах средней величины сохраняется четыре процесса; на ликах больших, может быть и больше; маленькие лики плавятся два или даже один раз.


В избранное