Все выпуски  

Иконописание от А до Я по труду монахини Иулиании Соколовой АССИСТ.


МОНАХИНЯ ИУЛИАНИЯ (М. Н. Соколова) Техника иконописи. Полная интернет версия.
 Книга монахини Иулиании — первая книга конца XX века, адресованная иконописцам.
Продолжение:

АССИСТ.

Собственно ассистом называется то клеюшее вещество, на которое накладывается золото в виде рисунка на некоторые детали иконы. Такими, клеящими веществами являются чесночный сок и сусло.

Но на практике в иконописной технике ассистом называется сама разделка лепным золотом различных узоров. Выполняется ассистка следующим образом. Сохраняемые в.баночках сусло или чесночный сок, растворяются или пальцем, или кистью, смоченной в воде; этот клей в небольшом количестве переносится на поле тарелочки. Затем хорошо просушенный красочный слой (лучше, если он заложен за сутки), подлежащий разделке золотом, слегка припорашивается при помощи комочка ваты, чистым мелом (зубным порошком), излишки его сдуваются; затем тонкой кистью, смачиваемой в воде, забирается с тарелочки сусло, разведенное здесь до нужной консистенции, и переносится на икону или тонкими штрихами в определенном направлении, или каким-либо узором. По припорошенному меловому полю наносимый рисунок четко читается, что очень помогает следить за его правильно­стью. Сделанный клеем рисунок хорошо просушить (можно и день, и два, и более). Для золочения его берем кусочек свежего, мягкого ржаного хлеба, смятого в липкий комочек, им берем золото и, подышав на прописанный рисунок, (чем восстанавли­ваем клеющую способность сусла), пристукиваем золото по рисунку. Золото пристает к суслу, излишки его забираются катышком хлеба. Когда эта работа закончена, недочеты в рисунке можно исправить краской. Для закрепления золото покрывается тонким слоем спиртового шеллачного лака или политуры. Без этого на последнем этапе работы, при нанесении на икону покровного слоя — олифы, золото непременно сойдет с олифой в местах ассиста.

По традиции ассистом расписываются прежде всего одежды Христа Спасителя, когда Он изображается во славе. Например, при Воскресении, Вознесении, Преоб­ражении, на иконах Успения Пресвятой Богородицы, где Он также пишется во славе, иногда в Деисусном чине, как у Царя Славы. Главным образом расписываются  ассистом одежды Богомладенца Христа на Богородичных иконах, чем указывается его безначальное Божественное естество. Часто расписываются ассистом Крылья ангелов, престолы, седалища (Троица); одежды царские и княжеские (под парчу) и другие детали. Иногда ризы обводятся золотом по контуру. В иконах Псковской школы можно встретить одежды всех персонажей (например Рождество Богородицы и другие), разделенные ассистом. Позднее, когда вошли в практику цветные фона (XVII в.), золотом делались надписи. В ученических работах в этих случаях золото заменяется краской — белила, кадмий желтый и красный по просушке узор можно смягчить тонким слоем сиены натуральной, что придает золотистость узору. По позднейшей практике прибегали иногда к золочению «цирью»,  «цировкой», (от немецкого слова zегеn — украшать). Прием этот заключается в следующем. Перед наложением красок или вся доска, или те детали иконы, где предполагается золотой узор, покрываются листовым золотом (или на полимент, или на лаки). По просушке золото следует езде покрыть лаком, и просушить. Чтобы краска не соскальзывала, вызолоченная поверхность должна быть протерта срезанной долькой чеснока. Затем наносится рисунок, накладываются краски, пишутся лики, а в местах, где положен быть узор, краска процарапывается до золота, чем и получается желанный узор. Такая работа называется «писать золотом в проскребку». Название «украшать ассистом» часто заменяется термином «инокопи», «украшать инокопью».

В греческих и итальянских иконах инокопь появляется в XI, ХП  веках, ею пользуются для выражения догматических особенностей или для великолепия. Во второй половине XVI в. в России начинают применять для разделки одежд вместо пробелов твореное золото. Им расписывают в виртуозном порядке все одежды на иконах; расписывают  кистью наподобие акварельной краски. Чтобы творенное золото блестело, его потом  шлифуют так называемым «зубком». В XVII в. роспись одежд творенным золотом  полностью заменяет высветления пробелами. В XIX в. одежды теплых тонов расписываются желтым твореным золотом, одежды  холодных тонов синие, зеленые и другие) — зеленым золотом  имеющим холодный  оттенок.


В избранное