Все выпуски  

Иконописание от А до Я по труду монахини Иулиании Соколовой ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП ЗАЩИТНЫЙ СЛОЙ


МОНАХИНЯ ИУЛИАНИЯ (М. Н. Соколова) Техника иконописи. Полная интернет версия.
 Книга монахини Иулиании — первая книга конца XX века, адресованная иконописцам.
Продолжение:

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП ЗАЩИТНЫЙ СЛОЙ

Готовую икону, выполненную яичной темперой, покрывают пленкой соответству­ющим образом обработанного масла — олифой, что изолирует живопись от влаги и других вредных воздействий воздуха.                            

В основном, этот довольно ответственный процесс сводится к следующему:

Законченную и достаточно просушенную икону [1] кладут на строго горизонтальную  поверхность и подогревают в нужном количестве олифу. Перед нанесением ее на доску мастер, обнажив правую руку от  ладони до локтя, протирает ею всю живопись, чтобы не  осталось на ней ни пыли, ни соринок. Затем наливает на середину иконы лужицу подогретой[2]  олифы, наблюдая, нет ли перекоса, не стекает ли масло в какую-либо одну сторону; подкладывает что-нибудь под доску, уравнивая горизон­тальность. Потом, добавив олифы, распределяет ее ладонью по всей живописной поверхности так, чтобы толщина ее слоя не превышала одного  миллиметра. Если олифы налить много, то процесс её загустения растянется долгое время. В таком положении доска остается .до конца всего процесса. В зависимости от сухости и теплоты помещения, даже от времени года (с марта по июнь — самый сухой воздух) олифа густеет быстрее или медленнее. В среднем в теплом и сухом помещении требуется от 4-х до 5-ти часов, чтобы живопись достаточно пропиталась олифой и связалась с грунтом.

Налитая на икону олифа тотчас начинает впитываться в грунт, образуя на поверхности живописи; в разные местах матовые островки. В это время через каждые 15-20 минут необходимо олифу разравнивать. Часа через 2 такие матовые островки перестанут, появляться, и олифа  будет ровным слоем и постепенно густеть. Здесь опять требуется наблюдательность, чтобы олифа в отдельных, более тонких  своих, слоях  совсем  не присохла  к живописи, необходимо  продолжать ее разглаживать ладонью.

 Часов через 5 откачала всей операции олифа становится; по консистенции похожа на густой клей. Тогда надо приготовить листочки папиросной бумаги и или ладоныо или листочками бумаги снять излишки загустевшего масла. Бумага прикладывается прямо к живописной поверхности и идет для этой цели только папиросная, которая не оставляет на иконе никаких ворсинок. Но некоторый тонкий слой олифы необходимо оставить на живописи, чтобы по полном высыхании не наметились прожухшие (матовые) места. Руки во время работы приходится время от времени вытирать и для этого нельзя пользоваться ни тряпками, ни бумагой, оставляющей ворсинки. Вполне подходит для, этого газетная бумага.

До тех пор, пока оставленный тончайший слой олифы еще маслится (двигается), нельзя оставлять икону без присмотра, так как можно упустить самый ответственный  момент во всем этом деле — разгладить, олифу перед самым ее  затвердением.

Дело в том. Что мельчайшие пылинки, наполняющие воздух, осаждаясь, могут застыть на твердеющей пленке   в виде блестящих бугорков, что дает покрывающему слою неприятную зернистости. Чтобы,  этого не допустить, следует  особенно на последних стадиях застывания             олифы,  через каждые 5-10 минут энергично проходить ладонью по живописной поверхности от. края иконы во всех направлениях.. При этом твердеющее масло под ладонью начнет .издавать звук, похожий на .тот, который возникает когда мокрое стекло протирают тряпкой  или бумагой. Именно отсюда и  произошел термин «фикать»,  то  есть размазывать твердеющий покрывающий слой. Если мастер не упустил последнего момента и успел вовремя «пофикать», то застывшая пленка будет гладкой и блестящей.



[1] В течении 5 – 6 часов.

[2] Подогретая олифа лучше впитывается в грунт


В избранное