Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Иконописание от А до Я по труду монахини Иулиании Соколовой ЗАЩИТНЫЙ СЛОЙ. ПРОДОЛЖЕНИЕ


МОНАХИНЯ ИУЛИАНИЯ (М. Н. Соколова) Техника иконописи. Полная интернет версия.
 Книга монахини Иулиании — первая книга конца XX века, адресованная иконописцам.
Продолжение:

Наконец наступает момент, когда как говорят мастера-иконописцы, олифа «встанет». Трогать ее после этого уже нельзя можно испортить ёе глянцевую поверхность, нанести «ласы», (матовые полосы), которые «уже не исчезнут. Чтобы убедиться в готовности пленки, следует в неответственном месте где-нибудь  с уголка осторожно провести пальцем и, если остался след, значит «олифа встала». Икона становится на просушку так, чтобы пыль на нее не садилась. Первоначальное поверхностное просыхание пленки происходит за 2-3 дня, полное — не ранее как через месяц.

Существует большое количество разных рецептов как по приготовлению олифы, так и по приемам нанесения ее на живопись.

Старые мастера знали, что пленка, даваемая одним очищенным маслом, высыхает медленно и не имеет глянца, почему и добавляли в подогретое масло соли, окиси  металлов, что превращало масло в олифу, или растворяли в олифе смолы, превращая ее в масляный лак.

Некоторые мастера применяют следующий способ нанесения защитного слоя на живопись. Сняв излишки загустевшей олифы ладонью или папиросной бумагой, добавляют в оставшуюся на иконе олифу масляно-смоляной лак, тщательно разме­шивая его с остатками олифы и равномерно протирая им всю живописную поверхность. Так как лак значительно ускоряет просыхание олифы, следует тут же' снять его излишки папиросной бумагой и немедленно хорошо разгладить тонкую пленку. Обычно через несколько минут такое покрытие уже с трудом можно «фикать». Тем не менее это следует делать до последней возможности. Большей частью на другой день защитный слой почти не дает отлила. Если же обнаружились незначительные прожухлости, то просто наносят тончайший слой одного масляно-смоляного лака и через сутки икона настолько просыхает, что ее можно завернуть и в бумагу, и в любую ткань..

Возникает вопрос, почему бы не покрывать икону сразу одним лаком, если он так эффективно способствует просыханию защитной пленки? Дело в том, что краски, приготовленные на яйце, или искусственная темпера, разводимая во время работы яичной эмульсией, не выдерживают масляно-смоляного покрытия и начинают белеть. На живописи возникают пятна, похожие на плесень. В таком случае следует залить всю икону обильным слоем олифы. Через несколько минут побеление начинает пропадать и цвета красок восстанавливаются. Это свидетельствует о том, что яично-темперная краска требует масла для своего сохранения,, и, когда живопись достаточно (в течение нескольких, часов) пропиталась маслом, тогда добавки лака, ускоряющего просушку пленки, становятся уже безвред­ными.  

Может возникнуть другой вопрос: что делать, если по той или иной причине  момент затвердения олифы пропущен? Другими словами, случилось как раз то, чего именно не следовало допускать: олифа в одних более тонких слоях затвердела и присохла к живописи, в других — осталась еще подвижной.

Несомненно, в таком положении оставлять икону никак нельзя. Пересохшие места олифы окажутся потом более высокими островками по сравнению с остальной поверхностью и сильнее потемнеют. Необходимо их убрать. В таком несчастном случае снимают досуха оставшуюся загустевшую олифу и наливают свежую, непо­догретую. При помощи ее начинают оттирать пальцем присохшие места. Там, где пленка еще свежа, она растворяется и оттирается более или менее удачно, но там, где она успела крепче присохнуть, неизбежно употребление скальпеля и не исключена возможность повреждения живописи.

Когда все пристывшие места пленки так или иначе удалены, оставшуюся свежую олифу досуха снимают, икону как следует просушивают; места, требующие поправок живописи, протирают срезанной долькой чеснока, чтобы краска не соскальзывала, и  исправляют повреждения живописи затем дают свежей краске, хорошо просохнуть и снова всю икону олифят (лучше на другой день). Весь этот  труд  крайне нудный и тяжелый, говорит о том  что лучше его не допускать.

В мастерских Палеха существовало особое помещение для покрытия живописи олифой,. помещение, изолированное от посторонних людей, куда ходил, или где находился только мастер. Этим предотвращалось излишнее движение пыли и воздуха. В зимнее время там после того, как  олифа встала, иконы выставляли на мороз (в неотапливаемое помещение) для скорейшего образования неподвижной пленки, это имело положительное значение. Можно иметь в виду и теперь этот прием  каждому работающему в этом направлении художнику


В избранное