Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Иконописание от А до Я по труду монахини Иулиании Соколовой РАСКРЫТИЕ ИКОНЫ


РАСКРЫТИЕ ИКОНЫ.

Когда рисунок (прорись) готов, икона, как говорят иконописцы «раскрывается». Раскрыть икону значит заложить основные тона. При решении этой задачи необхо­димо помнить, .что каждая икона имеет свой особый целостный колорит, который следует беречь. Поэтому не рекомендуемая брать цвета или прямо из головы, или с цветных репродукций, не рекомендуется это особенно начинающим знакомиться с иконописью. Лучше иметь под рукой, хотя и не большой художественной ценности, но подлинную икону и с нее копировать.

Начинать надо с простых изображений, например отдельных святых, переходить к более сложным. Закладываются сперва «основные» тона, то есть те, которые наносятся прямо на левкас и лежат в основе всех последующих красок — высветлений и притенений.

На иконах можно наблюдать тона, наложенные и густо-равномерно (достигается нанесением краски в 2-3 слоя) и легко «наливом», то есть жидко или даже прозрачно «водко», часто и не вполне равномерно. Лучше всего покрыть однажды, но в «силу», чтобы левкас слегка просвечивал. Некоторая неравномерность создает эффект виб­рации тона и придает живописи особенную жизненность и легкость. Работа, выполненная в густых непроницаемых, тонах, выглядит тяжелой и нудной, и этого следует .избегать. Но, пользуясь жидкой краской надо, соблюдать осторожность, так как большое количество такой жидкой -краски сохнет медленно и левкас может «закипеть», то есть подняться и запузыриться, что трудно поправимо.  Наносить краску следует не широкими мазками, а следующим образом:

кистью, которой нанесена жидкая краска на левкас, следует легкими движениями  разровнять краску в разные стороны, но так, чтобы волос кисти не трогал левкаса, и, пока положенная краска еще свежа, надо постоянно добавлять готовый тон, имея ввиду то, что жидкая краска, добавленная к просохшей, создает нежелательный рубец.  Однако, как бы искусно не был положен основной тон, после полного высыхания на нем могут обнаружиться такие неровности, которые требуют поправок. Поэтому составлять надо каждый тон с запасом на поправки и оставшийся следует беречь с тем, чтобы по высыхании- проложенного тона кисточкой им же полусухо пройти самые светлые места и раз, и .два, и три. Но это выравнивание возможно только после полной просушки раскрытой поверхности и так, чтобы кисточка не оставляла  клякс.

Чтобы краска ложилась ровнее, некоторые прибегают к разным способам: например, — раскроют все тона, а потом, по просушке, счистят ножом, и снова кроют теми же тонами.

По очищенному левкасу краска ложится ровно и без подтеков. Или покроют весь левкас яйцом и остатки яичной эмульсии, по просушке тоже счистят. У иконописцев профессионалов такие приемы называются дилетантскими. Во вся­ком случае, если к ним и прибегать, то следует выжидать полную просушку не только краски, но и размокшего левкаса, который ножом легко и повредить.

Начинать закладку токов лучше, с тех, которые на иконе занимают большую площадь по сравнению с другими; во всяком случае с «доличного», то есть с того, что пишется «до ликов». После, раскрышки всех тонов обший колорит иконы должен подсказать, каков должен быть в основном и тон ликов. Если общий колорит изображения решен а холодных тонах, то основной тон ликов должен быть теплым, и наоборот. При нанесении тонов следует закрывать и черные линии прориси.

Если икона имеет позолоченный венчик или фон, то обычно золото попадает на близлежащие площади, портя и нарушая ровность, контуров, а краска на металл не ложится. В таком случае следует слегка протереть срезанной долькой чеснока все стыки позолоченной поверхности с контурами и тогда работать красками не опасаясь, что краска сбежит с золота. Точно также надо поступать в том случае, когда позолоту необходимо провести линии нимбов или сделать надпись.

Взять правильно тон, который мы видим в оригинале, не так просто, особенно на первых шагах работы. Трудность заключается в том, что искомый тон в оригинале находится в окружении других тонов, которые сильно на него влияют, а на новой, доске — чистый белый грунт, своей белизной значительно утемняющий и правильно взятый тон. Чтобы не впасть сразу в грубые, ошибки при составлении того или иного тона, поступают следующим образом: заготовляют два небольших квадратика черной бумаги (фотообложки или подкрашенной черной краской) в 2-3 сантиметра, В середине каждого квадратика вырезают «глазок» — небо — ромбик — отверстие в 2-3 мм.; составляют тон и на бумаге делают им выкраску; подсушивают ее, кладут «глазок»» на зыкраску и на тот же тон в оригинале. Черное поле глазков создает одинаковое окружение для обоих тонов, изолируя их от разной цветовой среды, искажающей по-своему их подлинный цвет. Здесь без труда можно определить, насколько составленный тон близок к оригиналу и что требуется в него добавить, если он ошибочен. Так всегда поступают пои снятии точной копит:. Проверенный тон уже без опасений можно закладывать на новой доске, хотя он там покажется неверным. Такая практики ел временем воспитает понимание колорита иконы к выведет на правильный путь.


В избранное