Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы в мессианском и ортодоксальном изложени


Шабат шалом, дорогие братья и сестры!
Мир субботе! И пусть Божий Шалом будет в наших серцах и разуме не только в субботу,
но каждый день. Господи! Укрепи нашу веру, дай нам жажду по Тебе, дай страх перед Твоим Судом.

Дай нам силу свыше в любви - любить не только друзей, но и врагов.Помоги нам в этом, помоги достигать Твоего Царства здесь на земле.

Амен.
Подписаться на эту рассылку вы можете по адресу нашего сайта

Изучаем иудаизм. Это новая рубрика в стадии становления и развития.
Для понимания еврейских корней Писаний и их глубин.
О Торе и душе человека.
Итак на предыдущей рассылке мы узнали, что есть две части души у человека -
Первая часть души - душа облекается в кровь человека и оживляет тело.
Вторая душа - частица Безграничной Сущности Б-га свыше. Вторая душа появляется только тогда,
когда человек обращается к Всевышнему и рождается свыше.
Мы видим людей вокруг, у которых нет связи с Творцом, а значит они мертвы духовно и вторая душа
у них просто в зародыше ожидает пробуждения.

Божественная душа каждого человека обладает тремя одеяниями : мыслью, речью и действием, проявимшимися в 613 заповедях Торы. Эти одеяния являются проявлениями сил души - разума и чувства.

Когда человек исполняет все позитивные заповеди - он в состоянии постижения Торы в ПАРДЕСЕ.
Пардес- означает различные уровни толкования ТОРЫ.
(Напоминаю, что Торой называются первые 5 книг Библии или Танаха. Тора была дана Моше на Синае в праздник Шавуот или Пятидесятницы. Была дана Письменная и Устная Тора.)
ПАРДЕС состоит из 4 уровней познания Торы.
- пшат - смысл,
- ремез-намек,
- друш-толкование,
- сод-тайна.
Как часто мы в Торе видим только первый уровень!
Все 613 членов души человека облекаются в 613 заповедей Торы.
В теле человека 248 членов и 365 кровеносных сосудов соответствуют 613 заповедям Торы.
Душа также подобным образом разделяется на 613 частей.
ЛЮБОВЬ - корень всех 248 заповедей, от нее они исходят и без нее невозможно их истинное исполнение.
СТРАХ - корень всех 365 запретов Торы, ибо человек боится восстать против Царя царей.

Всевышний ограничил Свою Волю и Мудрость в 613 заповедях Торы, в сочетаниях букв Танаха и в толкованиях мудрецов,чтобы каждая ступень души могла постичь их своим разумением и исполнить все, что можно исполнить действием, речью и мыслью.
И поэтому Тору сравнивают с водой, спустившейся с места славы ее - Воли и Мудрости Б-га, а "Тора и Всевышний едины".
И так как Тора и заповеди, выраженные в ней, облекают все 10 сил души и все ее 613 членов сверху донизу, все они соединены с Б-гом непосредственной жизненной связью.
И Божественный свет кругом обьемлет их и облекает с головы до ног, как написано:"Скала моя, в Нем найду убежище" и написано:"Как броней окружишь его благоволением" и это Его, благословенного, Воля и Мудрость, облеченные в Тору и заповеди.
Поэтому сказано:"Один час в этом мире, проведенный в покаянии и добрых делах, лучше всей жизни грядущего мира", ибо блажненство грядущего мира заключается в НАСЛАЖДЕНИИ СИЯНИЕМ ШЕХИНЫ, то есть в наслаждении познания Творца.
Однако никто не способен постичь более чем ОТБЛЕСК Божественного Света, который и называется "сиянием Шехины", но самого Б-га мысль не способна постичь иначе чем ОБЛЕКАЯСЬ В ТОРУ И ЗАПОВЕДИ.
Только тогда мысль постигает и облекается в самого Б-га, ибо Тора и Всевышний едины.

Будьте благословненны! Шалом убраха!
Езра

ОТ МЕССИАНСКИХ ЕВРЕЕВ из Канады
Диврей Тора Балак
Недельная глава Торы: "Балак".
Бэмидбар 22:2-25:9 (Числа).
Допол. чтение: Миха 5:6-6:8,
I Коринфянам 1:20-31
«Скор на слушание, медлен на слова…»

Бамидбар (22:2-6) И видел Валак, сын Сепфоров, все, что сделал Израиль Аммореям; (22:3) И весьма боялись Моавитяне народа сего, потому что он был многочисленен; и устрашились Моавитяне сынов Израилевых. (22:4) И сказали Моавитяне старейшинам Мадиамским: этот народ поядает теперь все вокруг нас, как вол поядает траву полевую. Валак же сын Сепфоров, был царем Моавитян в то время. (22:5) И послал он послов к Валааму, сыну Верооову, в Пефор, который на реке Евфрате, в земле сынов народа его, чтобы позвать его и сказать, вот, народ вышел из Египта, и покрыл лице земли, и живет он подле меня. (22:6) Итак приди, прокляни мне народ сей, ибо он сильнее меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли. Я знаю, что, кого Ты благословишь, тот благословен, и кого Ты проклянешь, тот проклят.
Вы знаете, иногда восприятие чего-либо не соответствует действительности. Сыны Исраэйля все еще странствовали, когда достигли равнины Moaв. Сражения, в которых они участвовали вплоть до этого места, не были для завоевания Ханаана. Ханаан был к западу от Иордании, а сыны Израиля, находились в этом месте к востоку от Иордана. Сражения, в которых они боролись, были лишь потому, что ни один из царей не позволил им пройти через свою землю. В каждом случае Израиль не был агрессором. Правда вопроса в том, что, если бы Аммореи позволили Израилю пройти через их землю, то они получили бы плату за это право, и в результате они могли остаться в выигрыше. Вместо этого они решили атаковать Израиль, что закончилось их собственным разрушением, и Израиль завладел их землей.
В этой недельной главе мы читаем что, сыны Исраэйля разбили лагерь на равнине Moaв. Помните, что они - все еще на восточной стороне Иордана.
Moaв не являлся их целью, они все еще были на их длинном пути в Ханаан.
Валак, царь Моавитян, мог бы отправить посланника, чтобы говорить с Моше и Аароном о получении прибыли от Израиля, проходящего через их землю. Израиль не представлял никакой угрозы Моавитянам. Однако они были восприняты Валаком именно так, и вместо отправки посланцев к Моше и Аарону с сообщением мира, Валак послал гонцов к Валааму с сообщением войны.
Вспомним, стих второй и третий главы двадцать два, в которых говорится, что это произошло из-за того, что Валак увидел, что Израиль сделал Аммореям, и это напугало и обеспокоило его. Однако он не знал всех обстоятельств сражения. Если бы он потратил время на исследование причин, он мог бы спасти и себя и свой народ от множества бед. Угроза, над которой он думал, не была для него реальной, угрозой вообще - являлся его недостаток дипломатии, принесший ему беду. Валак не был хорошим лидером: он должным образом не представлял интересы своего народа.
Иногда восприятие не соответствует действительности. Иногда мы воспринимаем вещи не такими, какие они есть на самом деле. Мы изучили этот урок в прошлый Шаббат, когда мы изучали hафтару (Писания Пророков), Шофтим (Книгу Судей), главу одиннадцать. Я предполагаю, что Ха Шем хотел, чтобы я преподал этот предмет снова, возможно потому, что вам нужно было услышать это снова, или возможно я сам нуждаюсь в этом. Во всяком случае, это важный урок для каждого из нас.
Никто из нас не должен когда-либо делать скоропалительных выводов. Мы не должны быть подобными Валаку, и делать предположения, думая о худшем и находясь в невежестве, без знания, принимать скоропалительные и, возможно, пагубные решения.

Прежде чем Вы примите какое-либо решение, либо прежде чем предпримите какое-либо действие, вы должны узнать все обстоятельства и факты относительно ситуации или предмета. Поспешные решения, основанные на восприятии или опасении, могут, в конечном счете, привести к вашему разрушению. Этот совет особенно важен для тех, кто является лидером, но также это важно и для каждого из нас. Иногда просто, задавая вопрос, Вы можете выяснить информацию и понять обстоятельства, которые в конце могут спасти Вас от принятия неправильного решения. Валак воспринял Израиль как врага, что явилось мотивом для того, чтобы нанять Валаама, однако в действительности, Израиль не был угрозой для Моава.

Сколько раз Вы действовали из опасения, без простого выяснения всех фактов? Сколько раз ваше восприятие не совпало с действительностью и из-за вашего решения, основанного просто на вашем нежелании спросить, потратить время на выяснение, все закончилось просчетом?
Это напоминает мне историю, которую я когда-то слышал об официантке. Она обслуживала группу голодных клиентов и, может, потому, что она была забывчива и не принесла им все, что они заказали, или потому, что она была медлительна и, по-видимому, не заинтересована своей работой, они были раздражены и возмущались, отчитывая ее за плохое обслуживание. Когда они ушли, их недовольство, конечно, отразилось на чаевых. Однако один человек из этой группы взял на себя инициативу, в то время как другие разъезжались, он подошел к официантке и спросил ее, все ли у нее в порядке. Официантка разревелась. Ее дочь убежала из дома прошлой ночью, и она очень волновалась за нее. Она взяла бы свободный день, но т.к. она уже пропустила работу несколько раз по личным проблемам, ее работа, в которой она сильно нуждалась, была уже в опасности. С большой неохотой она пришла на работу. Она принесла извинения этому человеку, он помолился за нее и за безопасное возвращение ее дочери.
Это уверенно подводит меня к выводу, который я хочу сделать!
Яаков / Иаков (1:19) Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев.
Раввин Яков Фарбер


ОТ МЕССИАНСКИХ ЕВРЕЕВ из Израиля комментарии

1 И отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона.
2 И видел Валак (Балак), сын Сепфоров, все, что сделал Израиль Аморреям;
(Чис.22:1,2)
Данная паршат шавуа называется "Балак" по имени царя Моава, которое в русском переводе читается как Валак.
Вместо того, что бы отправиться и овладеть землей обетованной, народ Израиля испугался великанов и стал роптать на Господа. Результатом народного волнения было сорокалетнее наказание пустыней. И вот вместо войны с Филистимлянами и Хананеями Израилю предстоит стоять войной против трех народов, владеющих территориями «не нужными» Израилю: Аммонитяне, Аморреи и Моавитяне.

Вот, что мы знаем о Моаве: Его имя с иврита значит «от отца», и это был сын Лота от его старшей дочери (Быт 19:31-37). Т.е. это был ребенок рожденный от кровосмешания. Моав был горной страна, расп. к вост. От Мертвого моря и простир. от потока (или ручья, в Синод. пер. - "долины") Заред (Втор 2:14; ср. Ис 15:6,7) на юге до окрестностей Есевона [евр. Хешбон, Ис 15:4] и равнин Моавитских у Иордана, напротив Иерихона (Чис 33:48), на севере.

Амореи: (горные жители, или горцы; Быт 10:16, Чис 13:30) - племя, происходившее от Ханаана и самое страшное из всех племен, с которым и когда либо имели дело израильтяне. Они были гигантского роста и очень воинственны (Амос 2:9); населяли они одну из плодороднейших стран на земле, омываемую с трех сторон реками: Арноном, Лвоком и Иорданом. Израильтяне просили дозволения пройти чрез землю их, обещаясь при этом не делать никакого вреда.

Аммонитяне: "сыны Аммона", а также просто "Аммон". Потомки - сына Лота и его младшей дочери. Этот народ находился в близком родстве с моавитянами, своими юж. соседями. Т.е. Аммонитяне так же были народом, в крови которого было кровосмешение – грех, осужденный Торой и вызывающий проклятие Божье.

Урок 1 - не избегай трудностей
Т.е. вместо одних врагов, Израиль из - за своего непослушания нажил других. С первыми же, Израилю предстоит встретиться в будущем, во времена Иисуса Навина.
Мы можем понять с этого, что стараясь избежать одних трудностей, мы попадаем в другие, и к сожалению впоследствии, вынуждены решать и прошлые проблемы.

Именно поэтому Иаков говорит:
2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,
3 зная, что испытание вашей веры производит терпение;
4 терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.
(Иак.1:2-4)
12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,
14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; (Иак.1:12-14)
Разумеется, важно молится о мудрости в решении проблемных ситуаций и не полагаться полностью на свой прошлый опыт и обстоятельства. Господь желает, что мы, Его народ научились справляться с результатом наших ошибок, но не желает, чтобы мы к ошибкам прилагали новые ошибки. Т.е. так как поступил Израиль – решив избежать трудностей в овладении Обетованной земли, встретился с подобными трудностями, но на территории, которая была ему чужда.

Урок 2 – проводи разумную жизнь среди мира
Но то, что случилось – случилось. Народ пошел по пустыне и встретился с Моавом и Аммонитянами. Господь не желал войны между этими народами, но «обезумевшие от поклонения идолам родственники» Израильтян, не пожелали дать народу пройти через свою землю.
С этого примера нам важно сделать важный вывод. Всегда вокруг верующих людей будут те, которые не принимают их. Именно по этому, Господь определил нам быть солью и светом посреди запутавшегося в грехе мира, не поддаваясь компромиссу и образу поведения этого мира. И важно, не только сохранить уровень собственного света, но молится об окружающих, чтобы они по глупости не противостали Божьим планам и Божьим действиям, и не стали противниками Богу.
Моше всячески пытался предотвратить ожесточение Аммонитян и Моава, он писал им письма и посылал дипломатов, чтобы не допустить войны, и не навести на эти народы проклятие «противостоящим Господу». К сожалению, ничего не получилось. Цари этих народов наняли Валаака – пророка, чтобы проклясть народ.
Но мы знаем множество случаев в наших жизнях, когда люди неверующие, если мы разумно к ним подходим, открываются если не для покаяния, то для сотрудничества.
Именно поэтому Иешуа сказал: «кто не против вас, тот за вас». Так же Господь сказал: «приобретайте друзей богатством не праведным». Мы должны подобно Моше, проявить максимум терпения и усилий, что бы наше «неверующее окружение» на любом уровне могло подрежать нас, а не ожесточится.
К сожалению, в поведении многих верующих столько радикальных понятий, что они вызывают раздражение неверующих соседей, членов семей и коллег на работе. Не умеренное исповедание, иной раз преподнесенное не мудро и не понятно, может сделать для неверующих не преодолимое препятствие в обращении к Истине и запугать их даже в будущем искать Ответ.
Я хочу привести в качестве рекомендации цитату из послания Павла:
«Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. (1Кор.7:14)»
Если истолковать данное слово в соответствии с темой нашего урока, то можно перефразировать и сказать:
«Если не верующие, узнав о вашей вере, согласны продолжить работать и сотрудничать с вами, то приложите максимум усилий, что бы ваше не зримое и зримое свидетельство было достойно, мудро и сбалансировано и тогда, вы увидите, какую работу сможет Господь сделать в этих людях. Они были вне Бога, но через вашу жизнь и сотрудничество с ними, смогут освятится».
Урок 3 – учится на примере Бильама
Личность Бильам -Валаама. Кто он – пророк или колдун? Господь говорил с ним или он вдохновлялся от бесов? Как отнестить к происшедшему в пустыне?
Многие задаются этим вопросом.
Гордость и ее опасность:
Без сомнения это был духовный человек. Он различал добро и зло, но частью его характера была гордость. Он прослыл известным прорицателем, и это была правда. Он в своих мыслях думал, что лишь он «велик». Случай с ослицей временно поставил Бильама «на место». Ослица, подобно своему хозяину смогла и увидеть Ангела и произнести пророческое предупреждение. Но «ломка гордости» без стабильности в Боге не приносит долговременного плода.
Это учит нас, что доверяя истинному пророчеству, необходимо углубляться в Записанное слово Бога, моля об изменении своего характера в подобие характера Мессии, чтобы не отпасть.
Павел пишет:
25 Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного.
26 И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух;
27 но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным. (1Кор.9:25-27)
16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, (2Тим.3:16)
Поэтому мы должны быть благорны Богу за Слово данное нам, чтобы мы не были колеблемы ветром.
Именно в таком положении оказались верующие из Коринфа. Их стало «заносить» на дарах, и Павел немало потрудился, чтобы «духовная гордость» не нанесла им вреда, подобно Бильаму.

Основание в Торе, участие в Общине и духовные дары делют нас чистыми сосудами:

Несмотря на открытость к духовному миру, Бильам с одной стороны впечатлятся от Господа, с другой не имеет баланса т.к. не знает Тору. Поэтому, произнеся Благословение на Израиль, Бильам учит князей Моава, как «перекрыть путь святости для Израиля и как искусить Божий народ». Мы же знаем, что из одного источника не может течь и добрая и горькая вода….Значит, именно база в Торе определяет здравость нашего Источника.
Иешуа по этому поводу говорит:
17 Не думайте, что Я пришел нарушить Тору - закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. (Матф.5:17-19)
Не важно кем был Бильам – пророком или колдуном.
Он не устоял в истине, т.к. имел лишь ее часть.
Благодарение Богу, что имея водительство в Святом Духе, мы сбалансированы откровением записанным в наших Библиях и учением, получаемым в наших общинах и собраниях.
Как важно верующему понимать, что Бог, заботящийся о нашем здравии, дал не только духовные дары, но общение с его структурой лидерства и Записанное Слово.
Все эти три составные Его царства на земле берегут верующего и позволяют « приходить в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; (Еф.4:13)».
Не гордись, живи просто и свято..
Израиль получил великие обетования через уста колдуна. Они соответствовали планам Бога. Но «лишившись простоты», народ думал о себе лишнее…и не устоял в истине. Думая, что во всем они подобны «стремительности единорога и силе льва», Израиль упал в поклонение Бааль Пегору и блуд.
Результатом было поражение от Господа, стоящего на страже святости.
Если Бог и допускает наше хождение среди этого мира с целью освящения этого мира, Он не позволяет нас растворяться в этом мире.
Слово говорит:
15 Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. (Иоан.17:15)
и так же
1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, (Пс.1:1)
14 Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. (Евр.12:14)

Благословен Бог и Отец нашего Мессии Иешуа. Просим Тебя, что бы помог нам ходить в святости пред Твоим лицом.
Сохрани нас от искушений, и утверди в истине. Избавь от гордости и бунтарства. Помоги правильно различать ситуации и дай Мудрость с небес, что бы мы могли верно реагировать на все.
Молимся, что бы наш характер преображался и праведность Мессии, Твоего Единородного Сына Иешуа, жила и умножалась в нас, и приносила много плода Тебе,
наш Небесный Отец. Молимся о благословении Израиля, о защите от врагов внешних и внутренних, молимся об откровении Иешуа для всего Твоего народа.
Амен.

Леон Мазин. "Шавей Цион"—"Возвращенные на Сион",

ОТ ОРТОДОКСАЛЬНЫХ ЕВРЕЕВ комментари
Недельная глава «Балак»

Новоизбранный царь Моава, Балак, опасается евреев и призывает к себе на помощь величайшего
колдуна и пророка того времени, специалиста по благословениям и проклятиям, бывшего
советника фараона и «по совместительству» ярого антисемита – Билама (Валаама), чтобы
последний проклял еврейский народ. Ввиду ряда личных причин Билам вначале отнекивается, но
затем соглашается. Однако, вместо проклятий у него вырываются благословения. На прощание
Билам дает Балаку дельный совет по окончательному решению еврейского вопроса
– соблазнить евреев развратом с прекраснейшими представительницами слабого пола народов
Мидьяна и Моава. План удается на славу. Среди евреев вспыхивает эпидемия, унесшая жизни 24
000 из них, и только решительное вмешательство внука покойного Аарона, Пинхаса, спасает
положение и останавливает разврат, а с ним и эпидемию.

У тех, кто поверхностно-бегло ознакомится с текстом текущей недельной главы (особенно в
переводе) личность Билама вряд ли вызовет особые симпатии, но и особой неприязни не
спровоцирует. Так, малость слабохарактерен (пойти-не пойти?), корыстолюбив (но ведь за это
предлагают хорошие деньги!), за деньги готов на разные мелкие подлости (проклясть слабого и
беззащитного, например), а так – ничего особенно страшного, слегка туповат (вон, даже его
знаменитая ослица оказалась прозорливее его и увидела на дороге препятствия,
о которых он и не подозревал), даже достаточно б-гобоязнен (так прямо и заявляет
делигации Балака, ничего, дескать, поделать не могу – как Б-г захочет, так и будет). Какого
же будет их изумление, узнав, что основываясь на более глубоком и вникнутом прочтении текста
и комментариев, еврейская традициция говорит о Биламе как об отъявленном негодяе, не
погнушившимся ни одним преступлением на свете, познавшим всю существующую в мире грязь и как
о злейшем враге еврейского народа! Что даже все его вынужденные благословения
скрывают под собой лютую ненависть к потомкам Авраама, Ицхака и Яакова! Что его дружеский
совет Балаку был лишь последним в веренице подобного рода различных предложений и
нововведений, преследовавших одну единственную цель - уничтожение евреев - начиная с
науськивания фараона топить всех еврейских мальчиков-младенцев в водах Нила! Что при всем
этом он был не наивным глупцом, а мудрейшим человеком своего поколения, чей пророческий дар
едва ли не превсходил уровень самого Моше-рабейну!
Но почему же Тора не пишет все это прямым текстом? Почему о злодейской сущности Билама мы
должны учить только из подтекста? Почему бы открыто не поставить Биламу в самом начале
повествования яркий ярлык – «подлец», и все сразу станет на свои места? Но в том-то и дело,
что явное зло редко является к нам в своем истинном облачении. Оно может рядиться в
безобидные, мелкие пакости, разного рода вредные привычки, склонности и отговорки,
легкомысленные идеи и шаловливые мысли, а порой и вовсе в одежды добра.

Зло надо уметь разглядеть! Разглядеть всю его нагую правду под всеми внешне приличными
покровами и личинами! Чтобы проникнуть в злодейскую суть Билама, недостаточно тех
характеристик, что лежат наповерхности - необходимо гораздо глубже вчитываться в тект! Чтобы
уберечь себя от зла, недостаточно смотреть на ярлыки и этикетки, надо искренне желать «во
всем дойти до самой сути»!
Ну а как же насчет Биламовской б-гобоязненности? Мы уже подчеркнули, что Билам был
негодяем, но отнюдь не дураком. И то, что нам кажется б-гобоязненностью, для него было
всего-навсего осознанием реальности. Он мог всеми силами пытаться бороться с ней, но
отвергать ее?

Жемчужины еврейского комментария
«(Балак) послал посланников к Биламу... позвать его, сказав: Вот вышел народ из Египта...»
(Бамидбар 22:5)
«Сказал Билам Б-гу: Балак сын Ципора, царь Моава, послал ко мне (делегацию со словами):
Вот народ выходящий из Египта...» (Бамидбар 22:11)

Комментарий Кли-Якар обращает внимание на такую, казалось бы, мелочь, как изменение
глагола прошедшего времени «вышел» в речи посланников Балака на причастие настоящего
времени «выходящий» в речи Билама. Необходимо иметь в виду, что Билам идеально подобирал и
выверял каждое свое слово. Еще бы! Ведь его основным оружием была речь (= его всеизвестная
сила проклятия и благословения), и пользовался он им поистине виртуозно!

Так что же подразумевал этот гнусный злодей под тонкой грамматической заменой «вышел» на
«выходящий»? Выход из Египта для еврейской традиции является важнейшей точкой. Это - не
просто историческое событие, не просто первая волна эмиграции, а выход из рабства на
свободу. Причем не только из рабства физического. А для того, чтобы обрести свободу в полном
плане, недостаточно улучить удобный момент, чтобы сбежать от хозяина, а надо изменить всю
свою рабскую психологию и почувствовать себя свободным. Свободным от
прихотей не только постоянных, внешних поработителей, но и от собственных в том числе. Не
быть рабом желудка, чувственных порывов, сиюминутных соблазнов окружающего мира и своего
эго. Порвать связь с комфортным, привычным «египетским укладом жизни». Стать по-настоящему
свободным и физически, и духовно. И Билам это знал. Знал, что выход из Египта был не
самоцелью. Знал, что намного легче выйти из Египта, чем изгнать философию Египта из себя.

И как же профессионально, ловко и элегантно этот антисемит обвиняет еврейский народ:
«Народ, который вышел из Египта?! Куда там! Народ только-только выходящий из Египта! Чуть
что - и сразу начинаются воспоминания о вкусной египетской рыбке, да кастрюле с мясом для
надсмотрщиков, вокруг которых подобострастно крутились, принюхиваясь, еврейские рабы. И даже
новое поколение, вырасшее в пустыне и все свои знания о мощной египетской державе,
получившее понаслышке, заразилось родительской ностальгией и упрекает Моше-рабейну
за то, что тот лишил их любимой отчизны....»!




В избранное