Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы в мессианском и ортодоксальном изложени и - Ве итханен – И умолял Господа


Мы прошли с вами через пост 9 ава (20 июля), молимся за Израиль, за еврейский народ, чтобы он познал своего Мессию и о востановлении 3 Храма. Давайте продолжать молиться о единстве Церкви и Израиля.

Предлагаю вам толкования недельной главы Торы - "Ве итханен" – "И умолял Господа".
в исполнении мессианских евреев из Израиля и ортодоксальных евреев.
Подписаться на эту рассылку вы можете по адресу нашего сайта Исход-2 http://tikvaisrael.com
Благословений. Пишите нам по почте ezra@bk.ru
Езра

Изучаем иудаизм.
Служащий Богу и неслужащий Ему.
В чем же разница? И что это по понятиям иудаизма?
Из сказанного выше - из слов Писания:
"И вновь увидите [разницу] между праведником и грешником, тем, кто служит Всевышнему, и тем, кто Ему не служит".
Как было написано(в предыдущых рассылках)
Люди делятся на 5 категорий:
- праведник, которому хорошо, тот, кто достиг совершенства.
- праведник, которому плохо, тот, кто не достиг совершенства. Тот в котором зло подчинено добру.
- средняя ступень - бейнони. В средних преобладает временами добро, а временами зло.
- грешник, которому хорошо,
- грешник, которому плохо.

Разница между служащим Всевышнему и праведником заключается в том,
что служащий – и слово это употреблено в настоящем времени – еще не завершил своего труда, он борется с влечением ко злу, стараясь его преодолеть и изгнать из души, чтобы оно не облекалось в члены тела.
И это действительно великое служение и великий труд – с ним постоянно бороться, и это есть ступень среднего.

Праведник же называется слугой Всевышнего, и для него это уже приобретенное звание, как звание мудреца или царя.
Ведь так можно назвать только того, кто уже стал мудрецом или царем. Так и он уже стал "слугой" и полностью завершил борьбу со злом – изгнал его, и оно ушло, и сердце в нем опустело от зла.

Но и средние делятся на две ступени:
тот, кто служит Всевышнему, и тот, кто Ему не служит.
Средний, кто не служит Всевышнему.
Он не является грешником и исполнял все заповеди, какие имел возможность исполнить, и никогда не прерывал изучения Торы, – а изучение Торы равноценно им всем.
Но он не борется с влечением ко злу, чтобы его победить с помощью света Всевышнего,
светящего в Б-жественной душе, находящейся в мозгу, властвующем над сердцем.
Его натура совсем ему не противится и не отвлекает его от изучения Торы и служения Б-гу.
У него совсем нет надобности бороться с ней, как это может быть у того, кто по природе своей усерден в изучении Торы, потому что им владеет меланхолия, ему не приходится бороться также и с влечением к женщинам, так как он по природе своей холоден.
И в отношении иных удовольствий этого мира он по натуре своей лишен способности наслаждаться,
и ему не нужно так усиленно предаваться размышлениям о величии Всевышнего, чтобы в его мозгу зародился дух знания и боязни Б-га, хранящий от нарушения запретительных заповедей, а в сердце – любовь к Б-гу, чтобы стать приверженным Ему, исполняя заповеди и изучая Тору, что равноценно исполнению всех заповедей.
Для него достаточно скрытой любви, имеющейся в сердце всех евреев, которые и называются "любящими Его"
(Тегилим, 69:37 И потомство рабов Его унаследует ее, и любящие имя Его обитать будут в ней.).
И поэтому он вообще не считается служащим Б-гу, ибо эта скрытая любовь не есть следствие его действий или усилий ни в коей мере, она всеми евреями наследуется от наших общих предков, как объясняется далее.

Средний, кто служит Всевышнему.
Он не усерден в изучении Торы по своей природе, но оттого, что он приучил себя заниматься с величайшим усердием и это вошло в привычку и стало его второй натурой.
Этим объясняется сказанное в Гмаре, что служит Б-гу тот, кто повторяет изучаемое сто один раз, а не служит Ему тот, кто повторяет всего лишь сто раз.

А сказано так потому, что в то время был обычай повторять изучаемое сто раз. И сказано там же, что это подобно рынку, где нанимают ослов на десять миль за один зуз, а на одинадцать миль – за два, потому что это для них непривычно большое расстояние.

И поэтому этот сто первый раз, выходящий за границы привычного, того, к чему он привык еще в молодости, так же ценен, как все прежде совершенное, и даже еще больше во много-много раз, так что человек этот называется служащим Всевышнему, потому что, чтобы изменить природу привычного, он должен пробудить в себе любовь к Б-гу, размышляя умом о величии Его, чтобы овладеть естеством, коренящимся в левой полости сердца, наполненной кровью животной души, исходящей от "клипот", в которых оно коренится.

И для среднего – это полное служение Б-гу, или же он должен пробудить в своем сердце скрытую любовь, чтобы с ее помощью овладеть своим естеством, источник которого в левой полости сердца.
Борьба с естеством и влечениями путем пробуждения в сердце скрытой любви – это также служение,
но если нет никакой борьбы, то сама по себе любовь совсем не называется служением Всевышнему.


Недельная глава Торы от МЕССИАНСКИХ ЕВРЕЕВ

Недельная глава Торы: "Ве итханен" – "И умолял Господа".
Дварим 3:23-7:11 (Второзаконие)
Допол. чтение: Йешайягу 40:1-26,
Марк12:28-34

И молился (ве итханен) я Господу в то время, говоря:
Владыко Господи, Ты начал показывать рабу Твоему величие Твое и крепкую руку Твою; ибо какой бог есть на небе, или на земле, который мог бы делать такие дела, как Твои, и с могуществом таким, как Твое?
(Втор.3:23,24)
Не уклоняйся ни направо и ни налево…
1 Итак, Израиль, слушай постановления и законы, которые я научаю вас исполнять, дабы вы были живы, и пошли и наследовали ту землю, которую Господь, Бог отцов ваших, дает вам.
2 не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую.
3 Глаза ваши видели [все], что сделал Господь с Ваал-Фегором: всякого человека, последовавшего Ваал-Фегору, истребил Господь, Бог твой, из среды тебя;
(Втор.4:1-3)
Моше взывает к народу, о необходимости содержать в чистоте систему поклонения Господу.
Моше использует плачевную ситуацию, противостояние Валаака и Израиля и последующее падение Израиля из за блудодейства с дочерями Моава.
Существует вероятность, что совет Валаама – Бильама Моавитянам о совращении народа Израиля с пути Истины, не был «сверх агрессивным» советом. Он как бы плел паутину, интригу. Валаам знал, что явное нарушение Торы будет вызовом Израилю, но он так же знал, что некоторые поправки, могут пройти не заметно.
Возможно, он посоветовал Моаву заключить соглашение о перемирии с Израилем, а после обменяться посольствами. Возможно, при посольстве Моава был «клуб», которые стал пользоваться популярностью у первых лиц Израиля и после того, как первые лица Израиля приняли некоторые обычаи Моава, народ их так же принял.

Какую мысль я пытаюсь провести?.... Искушение с божеством Моава Ваал – Фегором не было явно противостоящим поклонению Богу Израиля. Некоторые Израильтяне были настолько обрадованы выгодой мира с Моавом, что небольшие отклонения от Истины не почли за преступление. В этот момент, даже стойкость Моше не была решающей. Народ склонился ко злу постепенно. Заигрывание с миром было более и более интенсивное и вконец, лидер Израиля привел иноземку в свой шатер и сделал это публично.
Лишь поступок Пинхаса – Финеса остановил проклятие, и Бог помиловал народ. Разумеется, в тот момент больше никто не помышлял о мире, наступила война, во время которой Моав был поражен, а «хитрый советчик Бильам – Валаам» был предан мечу.
Очень важно понять, что Новый Завет в плане соблюдения Торы очень категоричен.

Иешуа , предвидя различные толкования своего учения из – за разности традиций и менталитета провозглашает единый принцип:
1Не думайте, что Я пришел нарушить закон - Тору или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.(Матф.5:17)
Слово "исполнить", можно истолковать как "совершить", т.е. сделать применительной в жизни любого верующего человека.
Именно это и говорил о деятельности Мошиаха пророк Иеремия:
Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
(Иер.31:31)
Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.
(Иер.31:33)
Тора, без дополнений и изменений. Тора, которую Мошиах вкладывает в сердца своих последователей.
Именно этого ожидали верующие иудеи пред мессианских времен.
«Он сделает Тору более применительной», «Мошиах пояснит нам Тору». Так говорили мудрецы Израиля из поколения в поколение.

Иешуа продолжает и говорит:
Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. (Матф.5:18,19)
Иешуа утверждает, что в Его целях не было дать новую Тору, и именно по этому даже само название «Ветхий Завет» противоречит Словам Спасителя. (лучше Священные Писания называть Свод заветов)
Он утверждает, что Тора неизменный авторитет, а функция Мессии – открыть человеку Рождение Свыше, что бы грех и мир не могли совратить ученика.

Что было отменено в Торе? Что названо устаревшим? Это пути приношения жертв и система служения священников из семейства Аарона. Эта часть, на основании послания к Евреям была заменена Священством Нового Завета, где первосвященник и великая жертва – одно лицо – Иешуа, а священники – все уверовавшие в Него.
На первом Апостольском Иерусалимском конгрессе были введены так же послабления для верующих из неевреев. Им дозволялось не следовать всем заповедям Торы, а принять и понимать то, что от начала Бог говорил Ною и его сыновьям, т.е. вопросы святости, крови животных и блуда.
Откровение Иоанна такими же словами заключает полноту Божественного Откровения для людей – т.е. Тору и Новый Завет:
И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей;
и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей.
Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!
Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
(Откр.22:18-21)

Рассматривая доктринальны утверждения или теории, которые там и здесь проповедуются в христианстве, можно даже невооруженным глазом видеть перегибы и иносказания, а иной раз и откровенные противопоставления Откровению Божьему.
Иной раз, наблюдая за развитием какого либо очередного «ветроучения», поражаешься как данные материал востребуем людьми, привлекает их внимание и желания.
Это так похоже на Израиль, который пошел за Бааль Фегором.
Но важно помнить, что Писание побуждают нас быть достаточно консервативными в плане ветроучений. И именно Святой Дух был послан Богом, что бы чистота учения Иешуа, была воссоздана в нас, чтобы мы могли уподабливаться Тому, Кто является Отражением Бога – образом Его Ипостаси.
Сказано не древним, но тебе!!!
Некоторые считают, что Тора была обращена лишь к своему поколению. И из - за отступничества того поколения, народ пал в пустыне.
Моше заявляет народу:
Господь, Бог наш, поставил с нами завет на Хориве;
не с отцами нашими поставил Господь завет сей, но с нами, [которые] здесь сегодня все живы. (Втор.5:2,3)
Т.е. он говорит, не важно, что Слова слышали отцы ваши. Вы так же слышите их и они актуальны в любом поколении. Слушайте их и исполняйте и будете успешны.
Итак слушай, Израиль, и старайся исполнить это, чтобы тебе хорошо было, и чтобы вы весьма размножились, как Господь, Бог отцов твоих, говорил тебе, [что Он даст тебе] землю, где течет молоко и мед.
(Втор.6:3)
Но как поется в одной песне «что - то с памятью моей стало». Мы видим уклонения народа и отпадения народа. Это постигло не только Израиль, но и Церковь. Массовые заблуждения, кровопролития, бесчестное отношение к Творцу и Его Слову…
Моше ободряет народ обращаться к Слову. Не у всего Израиля была возможность читать Тору, и именно поэтому хотя бы ее части предписывалось иметь в каждом доме.
И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем.
и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая;
и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими,
и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.
(Втор.6:6-9)
И сегодня во многих еврейских домах есть Мезуза на двери (маленький свиточек, который прибит к косяку двери). Многие ортодоксальные иудеи повязывают по утрам Тфилин – филактерии с текстом из Торы на руку и на лоб. Но вместе с этим существует вопрос в Талмуде «нужна ли дома Мезуза, если в доме есть свиток Торы?»
Живя в современном мире, имея иной раз пять Библий в своем доме, многие забывают к ним обращаться. Ни Мезуза, ни Тфилин, ни Свитки Торы не могут сделать с нами добро, если они лишь лежат на полке или прибиты к дверям. Но читающий их, позволяющий Богу входить в сердце, может быть благословлен, и может соблюдать написанное.
И наша молитва, чтобы Бог помог нам быть людьми Слова, которое живо и действенно. Т.е. оно живо тогда, когда мы его читаем, его говорим, им молимся. Именно тогда Слово действенно.
Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.
(Евр.4:12)

Леон Мазин. "Шавей Цион" —
"Возвращенные на Сион",


Недельная глава «Ваэтханан» («Умолял») от наших братьев ОРТОДОКСОВ

Сегодняшняя недельная глава очень насыщена. Начинается она с мольбы Моше-рабейну все-таки позволить ему войти в Землю Израиля. Но единственное, на что он получает право, это посмотреть на нее с вершины горы. Затем Моше-рабейну предостерегает народ о наказании изгнанием, если евреи собьются с пути предков. Кроме того, глава «Ваэтханан» содержит два краеугольных столпа иудаизма: основу еврейского законодательства - десять заповедей и основу еврейского мировоззрения – «Шма Исраэль».

Итак, глава начинается с просьбы Моше-рабейну войти в Землю Израиля. Попробуем перевести ее: «Пожалуйста, дай мне пройти (в Израиль), и я увижу эту прекрасную землю».
Давайте вспомним, за что именно Моше-рабейну был осужден не войти в Землю Израиля. За то, что в свое время вместо того, чтобы обратиться к скале, чтобы извлечь из нее воду для жаждущей общины, Моше-рабейну дважды ударил по ней. Казалось бы, какая мелочь! Формальный результат остался тот же – вода потекла и напоила всех евреев. Разница лишь в психологическом эффекте, в том, какой наглядный урок получили евреи: вместо того, чтоб продемонстрировать, что даже неживая природа подчиняется слову Творца, выполняя Его волю, Моше-рабейну невольно показал, что послушание является следствием физического насилия.

Просьба Моше-рабейну не была полностью отвергнута. Моше-рабейну получает-таки право воочию увидеть все прелести Святой Земли, но... лишь с высоты горы. Формально – просьба удовлетворена. Моше-рабейну ведь просил войти в Израиль с тем, что увидеть эту прекрасную землю. Что ж, он ее и увидел во всей ее красе. Но... психологический эффект и наглядность происходящего, увиденного с горы настолько же отличается от вида «изнутри», удостойся Моше-рабейну войти в Землю Израиля, насколько в свое время исполнение им приказа Всевышнего отличалось от четких, полученных инструкций.

Тут мы сталкиваемся с важнейшей темой воздаяния. Каждый наш поступок играет далеко не последнюю роль в том, что с нами происходит в дальнейшем. Причем, по утверждению Талмуда: «Той, мерой, которой мерил человек, отмеряют и ему». Причино-следственная связь, как правило, не прямолинейна, но она безупречна.
В примере с Моше-рабейну все это носит еще более острый характер. В своем прегрешении Моше-рабейну «использовал» следующие органы: внешние органы тела (руки, ноги), ударив по скале, и органы слухового-речевого аппарата (рот, уши), прежде всего не обратившись к скале со словами, а, кроме того, в гневе назвав еврейский народ «строптивцами». Но зрительные органы (глаза) не имели никакого отношения к данному проступку. По точнейшему духовному принципу «меры за меру» Моше-рабейну свидетельствует, что Б-г «не прислушался ко мне» (ведь органы слухового-речевого аппарата были «замешаны» в прегрешении) и Моше-рабейну не получил возможности войти в Землю Израиля (ведь и внешние органы тела были причастны к проступку).
Глаза же, непричастные к печальной истории со скалой, «удостоились» увидеть Святую Землю от края и до края.
Все это чудесно в теории, но как быть с практикой? Разве есть мало хороших людей, чья жизнь полна страданиями и злодеев, чья жизнь – сплошное наслаждение? На эту тему, начиная со времен самого Моше-рабейну, еврейскими мудрецами написано немало и философских, и мистических трудов. Не претендуя на полное освещение вопроса, мы все-таки не имеем права пройти мимо него.
Сказано «праведник, которому плохо – несовершенный праведник, злодей, которому хорошо – несовершенный злодей». Это звучит настолько поверхностно-просто, что требует глубочайших пояснений. Ты – праведник? Раз так, ты точно знаешь, что все в мире происходит из одного источника, что у всего происходящего есть своя причина и своя цель, что весь мире – это сплошная скрытая гармония. И при ЭТОМ ты чувствуешь себя несчастным, при ЭТОМ тебе плохо?!! Нет! Значит ты еще несовершенный праведник!
Точно так же, как злодей, который чувствует себя удовлетворенным тем, чем имеет, которому по его собственному (а не по нашему) мнению, действительно хорошо – не такой уж и законченный злодей, и у него всегда есть шанса окончательно порвать со своим «злодейством». Точно также, как у каждого из нас!

Жемчужины еврейского комментария.
«Соблюдай законы и заповеди, которые Я заповедую тебе сегодня, чтобы тебе и твоим детям после тебя было хорошо, и чтобы продлились твои дни на этой земле (Израиля), которую Всевышний Б-г дает тебе на всю жизнь. Тогда отделил Моше три города (-убежища) на восточном берегу Иордана» (Дварим 4:40-41)

Комментатор Кли-Якар недоумевает, какая связь между поступком Моше-рабейну и предыдущими этому словами Торы. Причем здесь слово «тогда»?
Прежде всего, объясним, что именно сделал Моше-рабейну. Есть заповедь, выделить 6 городов-убежищ для неумышленых убийц, три за Иорданом и три на самой территори Земли Израиля. Но города-убежища имеют силу, только когда реально существуют все шесть городов. К чему тогда все старания Моше-рабейну отделять три города за Иорданом?
Но ведь недаром до этого Всевышний упомянул о «тебе и твоих детях». Твое дело – начать свою работу, независимо от того, сумеешь ли ты физически ее довести до конца. Потому что ты – не один в мире. У тебя есть дети, способные перенять и завершить твои деяния. И не отчаивайся, если у тебя нет собственных детей, так как каждый человек, который берет с тебя пример, который поддается твоему благотворному вниманию, становится твоим продолжателем и твоим духовным наследником!
Но с другой стороны, даже если ты с чистой совестью можешь рассчитывать, что твои дети смогут завтра сами сделать полностью, то что ты сегодня можешь сделать лишь частично, руководствуйся правило «не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». потому что от того-то как выглядит это «сегодня» и зависит как будет выглядеть «завтра».
«Все сказанное в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в наши дни судите сами.

Женский уголок
Хотя евреи и не справляют Валентинов день, есть и на нашей улице праздник влюбленных. Он наступает 15 ава, то есть 26 июля 2010.
В этот день, еврейские законодатели разрешили евреям из разных колен жениться между собой.
Не забывайте также, что он выпадает после трех недель траура, в течение которых евреям запрещено устраивать свадебные церемонии. Сегодня, к сожалению, этот день официально почти никак не отмечается (хотя многие пары все-таки стараются приурочить день своего бракосочетания именно к этому дню), зато в древности – это был настоящие праздник, отмечавшийся, как всегда, с присущей евреям скромностью!
Какие же особые блюда Вы можете приготовить избраннику сердца в этот день?

Фруктовый салат в дыне.
Разрезаем пополам маленькую дыньку. Вынимаем ложкой всю мякоть. Соединяем с другими свежими фруктами по вкусу (яблоки, груши, ягоды). Заливаем лимонным соком. Наполняем половинки дыни и заправляем взбитыми сливками с двумя ложками сахара и ложкой ликера.

Абрикосовый пломбир
Взбейте 4 желтка со стаканом сахара и стаканом сливок. Сварите пол-кило абрикосов со стаканом воды, соком двух лимонов и пол-стаканом сахара до загустения. Разомните и соедините со сливочной массой. Взбейте все вместе и заморозьте.


В избранное