Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы в мессианском и ортодоксальном изложени


Предлагаю толкования недельной главы Торы - «Вайеце» («Вышел»)
в исполнении мессианских евреев и ортодоксальных евреев.
Подписаться на эту рассылку можно по адресу
нашего сайта Исход-2 http://tikvaisrael.com
Там же на сайте выложены статьи, проповеди и книги, еврейские песни и фото Израиля.
Будьте благословенны!
Езра (Алекс)
Израиль.

От МЕСИАНСКИХ евреев

Параша ХаШавуот «Вайеце»-(«Вышел»)
Список Чтения Этой Недели:
Брешит / Бытие 28:10-32:2
Хошеа / Осия 13:6-14:10
Иоханан / Иоан 1:43-51

«Смиритесь пред Г-сподом, и Он возвысит вас…»

Чему быть, тому не миновать… Яаков познал многое, живя у своего тестя Лавана. За это время он возмужал: мальчик превратился в мужчину. В юности мы всегда идеалисты и готовы свернуть горы за идею, полны силами, энергией и грандиозными замыслами. Но по мере того как мы взрослеем, жизнь берет свою дань: наш идеализм постепенно исчезает и на его смену приходит реализм. И нас все больше заботит наша собственная жизнь, и все меньше - покорение и изменение этого мира. Точно так же дела обстояли и с Яаковом в главе Ваеце.
После прочтения мною главы Ваеце вспомнился мне Моше. Я уверен, что Моше жил в чудесной семье, когда он рос и воспитывался как принц в Египте. И мне кажется, что диснеевский мультфильм «Принц Египта» правдиво описывает беззаботные юношеские годы Моше, как он рос в роскоши и изобилии монаршего двора Египта.

Без сомнения, Моше был идеалистом и полон грандиозных планов относительно своего будущего и будущего Египта. Но мало-помалу юность в конечном итоге сменилась зрелостью, идеализм иссяк, и на его обломках вырос здоровый реализм. Мальчик стал мужчиной, принц превратился в пастуха. Странная вещь, однако! Ха Шем (Б-г)не использовал Моше как возвышенного принца, но он стал полезным Г-споду только как реалист, смиренный пастух. Я вижу, этот же сценарий разыгрывается и с Яаковом в главе Ваеце, в последнем эпизоде с Лаваном.

Исаак, отец Яакова был состоятельным человеком. В Писании говорится, что он имел большие стада, множество верблюдов, ослов и слуг. И я знаю, что у Яакова было безоблачное детство. Из главы Толдот мы помним, что Яаков был прилежным и кротким мальчиком, в отличие от брата, мачо и сорвиголовы, Эйсава.
Мы видим Яакова в главе Ваеце в тот момент, когда он, покинув отчий дом, обустраивает свое место жительства у дяди Лавана. Эта глава охватывает отрезок времени в двадцать лет, и за этими словами кроется превращение юношеского идеализма Яакова в реализм за те четырнадцать лет, что он работал за любимую женщину и за шесть лет работы за стадо. За это время Яаков созрел в мужчину, смотрящего на жизнь трезво.

Это то, что я почерпнул для себя из главы Ваеце:
Берешит (31:36-42) И Яаков рассердился и поспорил с Лаваном. И отозвался Яаков, и Лавану: в чем проступок мой, в чем грех мой, что ты преследуешь меня? Когда ты перещупал все вещи мои, что нашел ты из вещей твоего дома? Покажи здесь пред родственниками моими и пред родственниками твоими; пусть они рассудят между нами обоими. Вот, двадцать лет я у тебя; овцы твои и козы твои не выкидывали, а овнов мелкого скота твоего я не ел. Растерзанного я не приносил к тебе; это был мой убыток; из моей руки ты его взыскивал, украденного днем и украденного ночью. Бывало со мною, днем жег меня зной, а холод ночью, и убегал сон мой от глаз моих. Вот мои двадцать лет в доме твоем. Я служил тебе четырнадцать лет за двух дочерей твоих и шесть лет за скот твой; а ты менял плату мою десять раз. Не будь за меня Б-г отца моего, Б-г Авраама и Страх Ицхака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем. Бедствие мое и труд рук моих увидел Б-г и рассудил вчера.

После прочтения этого отрывка я смог увидеть, что было на сердце у Яакова, когда он рассказывал Лавану как тяжело и бескорыстно он трудился на благо Лавана, возводя богатство Лавана и фундамент его влияния в стране. Но теперь это было уже позади! Яаков был сыт по горло идеализмом, отныне его интересовала его реальность: Лаван обманул его, и ничего больше не держало его. Напуганный мальчик, оставивший отца и мать и бежавший, поджав хвост, возмужал и стал решительным мужчиной.

Обратили ли вы внимание на то, что в Писании нет указаний на то, что Ха Шем (Б-г) являлся пред Яаковом или говорил с ним хоть раз за все те двадцать лет, что он провел в трудах на Лавана? Это случилось только после того, как он повзрослел, после того как из его головы выветрились последние остатки идеалистических воззрений, только после этого Ха Шем снова предстал пред ним и ободрил его. Почему?

По этой же причине Г-сподь послал Моше по ту сторону пустыни, чтобы он стал пастухом после праздной жизни во дворце Паро (фараона). И заметили ли вы, что Ха Шем тоже не говорил с Моше все эти сорок лет? Все это произошло с нашими героями после того, как они были сломлены, возмужали, и утратили свои идеалистические воззрения, завышенные, полные гордыни и самомнения, и только после этого Он заговорил с ними снова.

Ха Шем не может использовать вас, пока вы еще молодой и игривый, полный иллюзий самодовольный фат! Он может работать с вами и использовать вас только тогда, когда вы серьезны, опытны, ваша гордыня сломлена, и вы являетесь зрелым человеком! Дело в том, что Он не нуждается в идеалистах, Ему нужны покорные служители.

Яаков был готов, чтобы служить Г-споду, его время пришло, реальность его настигла! Тяжело дался Яакову его опыт, и точно таким же образом мы все должны получать наши знания: через испытания! Яаков стал полезным орудием в руках Г-спода, и Б-г использовал его.

Рав Шауль (Павел) учит нас этому принципу тоже: I Тимофею (5:21-22) Перед Б-гом, Мессией Йешуа и избранными ангелами, я возлагаю на тебя ответственность соблюдать эти все предписания без предвзятости и пристрастия. Никому не делай смиху поспешно и не учавствуй в чужих грехах – храни себя в чистоте.
Не будьте нетерпеливыми для вступления в служение. Ваше время придет не тогда, когда вы посчитаете себя готовыми, но тогда, когда Ха Шем изберет вас.
-------------------------------
«Ха Шем (ИМЯ) неизменен на все времена: вчера, сегодня, завтра»

Берешит (28: 13-14) И вот, Г-сподь стоит при нем и говорит: Я Г-сподь, Б-г Авраама, отца твоего, и Б-г Ицхака. Землю, на которой ты лежишь, тебе отдам ее и потомству твоему. И будет потомство твое как песок земной; и распространишься на запад и на восток, на север и на юг; и благословятся в тебе и в потомстве твоем все племена земные.

Здесь Ха Шем (Б-г) обращается к Яакову. В недельном чтении Торы на прошлой неделе вы видели, как Ха Шем передает Свое обещание от Авраама на Ицхака. И сейчас, в главе Ваеце мы видим, как Он повторяет обещание, данное сначала Аврааму, потом Ицхаку, и вот, наконец , это же самое обещание передается Яакову. Само по себе это весьма значительно, поскольку здесь прослеживается все тот же принцип Бехира (Б-жественного Отбора). И все же здесь есть еще очень важный вопрос, на который я обратил внимание, читая отрывок из нашего недельного чтения в Писании, выбранного мною для комментария.

Обратили ли вы внимание на то, когда Ха Шем идентифицировал Себя пред Яаковом, назвав Себя «Я - Ха Шем» - «Йод хей вав хей», Б-г Авраама, твоего отца, и Б-г Ицхака». Позднее в Торе мы видим как Ха Шем называет Себя Б-гом Авраама, Б-гом Ицхака и Б-гом Яакова.

Шемот (Исход) 3:6 И сказал: Я Б-г отца твоего, Б-г Авраама, Б-г Ицхака и Б-г Яакова.

Но самое интересное то, что по мере того как мы перемещаемся с вами в Брит Хадаша (Обновленный Завет), мы обнаруживаем, что Б-г не изменяет своего имени! Он не становится Б-гом Марии, Йосефа и Иисуса. Но по-прежнему Он остается «Б-гом Авраама, Б-гом Ицхака и Б-гом Яакова». Так, как мы это видим в следующем отрывке Писания:
Матитьягу (Матфея) 22: 32 «Я Б-г Аврагама, Б-г Ицхака и Б-г Яакова»

Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, почему?
И ответ достаточно прост, возможно, даже настолько прост, что многие из вас упустили суть этого вопроса. Весь план Г-спода по спасению основывается на Его обещании, данном праотцам.
Они ( праотцы) являются тем корнем, от которого произошли роды как спасенных евреев так и неевреев.

Римлянам (11:16-18) Далее, если хала, приносимая в качестве первого плода. Свята, то свята и вся булка. И если корень свят, то и ветви святы. Но если некоторые из ветвей отломились, а ты – дикая маслина – был привит посреди них и стал наравне с ними пользоваться богатством корня маслины, то не хвались, словно ты лучше остальных ветвей! Однако, если хвалишься, помни, что не ты поддерживаешь корень, а корень поддерживает тебя.

Мы не спасены и не рождены заново только из-за того, что мы совершили что-то.
Но мы спасены и рождены свыше просто согласно обещанию, данному Им Аврааму, переданному Ицхаку и повторенному еще раз Яакову. И они и есть тот корень (Основа), на котором основывается все спасение. Поэтому, принимая их за основу, каждый верующий - это каждая ветвь - и не имеет значения родная ли это ветвь (еврей) или привитая (нееврей) – прикрепленная к дереву (Йешуа), будет спасена, укреплена и поддержана обещаниями, сделанными им. Проще говоря, если Ха Шем не дал бы эти обещания праотцам, то никто бы из нас не был бы спасен. Нашим спасением мы обязаны именно им и обещаниям, данным именно им.

Этот вопрос поднимает еще один очень важный пункт.
Обещания праотцам были даны еще до того, как была дарована Тора на горе Синай, поэтому с тех пор, как мы спасены согласно этим обещаниям, наше спасение не зависит от Торы.
И все же Тора учит спасенных людей, как следует поступать верующим перед лицом святого Б-га.
И если Тора – это свод законов и правил для верующих, то в таком случае она должна относиться и ко всем верующим, как к родным ветвям, так и привитым.

Наш Б-г неизменен во все времена. Он все такой же, каким был вчера, каков Он есть сегодня, таким же Он будет и завтра. И те люди, которые чувствуют себя удрученными при чтении сложных для понимания отрывках Брит Хадаша (Нового Завета) (которые порой создают впечатление, что, якобы, вся Тора была отменена Обновленным Заветом), то они особенно тщательно должны изучать Тору и все Писание, чтобы самим себе доказать обратное. Вдобавок, они должны бы включиться в более глубокое изучение Библии.

Маасей Хашлихим (Деяния) 7:32 «Я Б-г твоих отцов, Б-г Аврагама, Б-г Ицхака и Яакова»

Барух ХаШем
Рабби Яков Фарбер







ОТ НАШИХ БРАТЬЕВ ЕВРЕЕВ ОРТОДОКСОВ

Недельная глава Торы – «Вайеце» («Вышел»)

В недельной главе описана жизнь нашего праотца Яакова с того момента, как он покидает Беер-Шеву по направлению к Харану, где живет его дядя Лаван с его двумя дочерьми на выданье – Леей и Рахелью - и до того, как он покидает этот негостеприимный край с разросшимся семейством.

Как мы видим, большая часть глава посвящена делам бытовым и житейским: физическому труду Яакова, его женитьбе, рождением детишек и т.д. Но начинается она с эпизода весьма мистического – знаменитого сна Яакова о лестнице, по которой поднимаются и спускаются ангелы.
Яаков просыпается со словами «Воистину, это место, где открывается Б-г» и начинает от души молиться.
И о чем же молится этот праведник после подобного величайшего откровения?
О том, чтобы Всевышний дал ему «хлеб, чтобы есть,и одежду, чтобы облачиться», и о том, чтоб возратиться с миром домой.
Невероятно! После такого высочайшего духовного подъема, после того как Яаков видит лестницу, соединяющую землю с небесами, открывающую прямой путь к Б-жественному престолу, видит ангелов, спускающихся и поднимающихся по ней, он не находит более возвышенной темы для молитвы, как будничных проблем о хлебе насущном?

Позвольте напомнить, что праотец Яаков был немного прозорливее, чем мы. Ведь как бы то ни было, столь возвышенный сон приснился ему, а не нам. Да, сон дает Яакову понять, что существует возможность бесконечного духовного роста, существует возможность достичь предела небес, но...для этого необходимо крепко стоять на земле! Стоять на земле для того, чтоб иметь твердую почву для того, чтоб подняться ввысь к небу, прямо к престолу Всевышнего! И в этом суть иудаизма.
Не искать бесплотную духовность, забывая о материальности,а использовать всю, пусть самую грубейшую материю на служение духа, тем самым не отрывая материальность от духовности, а одухотворяя саму материю!

Используя свободу воли, суметь стать цельным человеком (а именно так отзывается Тора о Яакове), несмотря на все присущие человеку нужды и слабости – такого уровня не достигают даже ангелы, являющиеся всего лишь духовными субстанциями, запрограммированными на добро, для которых свободы выбора не существует как таковой! И именно это показывает Яаков своим поведением, очнувшись ото сна об ангелах, молясь о самых насущных проблемах человека. Тех самых, справляясь с которыми, человек становится выше ангелов.

И тут было бы уместно обратить внимание на еще одну деталь в молитве Яакова: он просит «еду, чтобы есть и одежду, чтоб облачиться». Но ведь и так каждому ясно, для чего предназначается еда и для чего - одежда. Любому маломальски разумному человеку не придет в голову, скажем, питаться хлопчатобумажными носками или шить себе плащ из арбузных корок. Но Яаков предлагает нам более глубокий взгляд на вещи. Все то, о чем мы говорили выше, одухотворение материи и духовный рост человека зависит от важнейшего предварительного условия – вся эта материя должна быть использована строго по назначению!

Как мы уже неоднократно повторяли, для иудаизма нет абсолютно отрицательных вещей и нет абсолютно негативных качеств. Все зависит только от того, как мы их используем и куда направляем. Так, если у человека есть тяга к кровопролитию, он может стать убийцей, а может спасать человеческие жизни, став хирургом! Итак, направляя всю жизненную энергию в нужное русло и используя все творения мира по назначению, у каждого из нас есть шанс не только уподобиться ангелам, но и превзойти их!

Женский уголок
Вот приближается праздник Хануки, а с ним и неделя пончиков, картофельных оладей и других блюд, сочащихся растительным маслом, а также неделя разнообразных молочных блюд и в первую очередь различных сыров в память о женской героине праздника – Еудит (Юдифь). Обо всем этом мы постараемся рассказать вам в наших следующих выпусках, а сегодня давайте перейдем непосредственно к кулинарной подготовке к празднику.

Картофельные оладьи.
Натираем 10 картофелин с 2-мя кислыми яблоками и одной большой луковицей. Добавляем соль, перец,2 яйца, ? стакана муки и по желанию горсть измельченных орехов (грецих или миндальных). Выкладываем ложкой на сковородку с растительным маслом и обжариваем с двух сторон до хрустящей корочки.

Жареный сыр
Режем сыр на кубики со стороной 1 см. Обваливаем сначала в муке, потом в яйце, а затем снова в муке. Жарим со всех сторон в растительном масле, не давая сыру окончательно расплавиться. (На 100 г сыра – одно яйцо и четверть стакана муки).




В избранное