Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы в мессианском и ортодоксальном изложени Тазрия и Мецора - Проказа


  Шалом, дорогие друзья! Мир вам!
Предлагаю вам толкования недельных глав Торы - "Тазрия и Мецора" в исполнении мессианских и ортодоксальных евреев.
Подписаться на эту рассылку вы можете через сайт рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael
Наш сайт Исход-2 http://tikvaisrael.com
Будьте благословенны!
Шмуэль (Алекс)

 

Рубрика - изучаем иудаизм-     (начало в рассылках прошлого года 2011)

Раби Моше Хаим Луцатто - Путь Творца 

Часть 2.   О провидении Творца,    Глава 5  - О путях Провидения

 [1] До сих пор мы объясняли законы Провидения. Сейчас же поговорим о путях Провидения. Этот вопрос разделяется на две части: первая - осуществляемый Творцом надзор, и вторая - Его воздействие.

[2] Относительно Его надзора мы уже знаем, что Он, благословенно Его Имя, знает все, и в Его знании вообще нет никакого недостатка, будь-то о будущем, о настоящем или о прошлом; и все, что было и будет, уже провидено Им извека, и не скрыто от Него ничего. И все сущее открыто перед Ним, известно Ему во всех своих аспектах и совершенно не скрыто от него.

Но мы называем «Его надзором» над вещами то, что Он судит их и выносит о них постановления, ограниченные рамками времени, в течение которого Он хочет их обновления. Мы еще поговорим об этом, с Б-жьей помощью, далее.

[3] А Его воздействие - это реализация Его воли, в том порядке и в той последовательности, которые Он желает. И поскольку Он выстроил Свои творения в определенную иерархию порядка и развития одного из другого, соответственно Своему желанию, так же как Он возжелал такую цепную последовательность в бытии вещей, так Он желает ее и в поддержании их существования и их функционировании. И в этом же порядке Он поддерживает существование всех деталей Бытия и воздействует на них и на отношения между ними.

Творец воздействует на ангела, а ангел - на ангела низшей ступени, и так ступень за ступенью, пока последний ангел не произведет действие в материальном: поддержит или обновит существование чего-либо согласно постановлению Творца.

Но осуществление всего Бытия на всех ступенях -только от Б-га. Ибо Он Своей силой осуществляет творения и их развитие одно из другого, каждое - по-своему. Воплощение же действий в материю, согласно вышеупомянутому порядку объектов и их отношений, происходит по ступеням, как мы упомянули.

[4] И заложил Господин, благословен Он, в природу каждого слуги - стоять на своем посту и отважно выполнять то, что вверено ему. Он может быть смещен со своего поста только согласно порядку, установленному Творцом.

Например, ангел, управляющий деревьями будет стараться и прилагать силу, чтобы держать свои деревья. Но когда выйдет от Всевышнего постановление, ангел, назначенный над ветрами, усилит ветер, соответственно постановлению. Ангел, управляющий деревьями, будет отодвинут, и некоторое число деревьев будет вырвано силой ветра.

И есть во всем этом развитая иерархичность и большая детализация. Ибо есть ангелы, назначенные над материальной природой, поддерживающие все части материальных явлений в пределах их естественных законов; и над ними - ангелы, реализующие постановления о награде и наказании, побуждающие ангелов природы устраивать все дела согласно этим постановлениям. Во всем этом есть множество деталей, согласно чудесным тайнам Его управления.

[5] Однако Творец Сам надзирает надо всем: низшими и высшими, «корнями» и «ветвями», и всегда направляет к всеобщему совершенству, и к этому ведет все Творение. И в разных частях Творения происходят разные процессы согласно их готовности: одно отталкивают, а другое приближают, одно очищают, а другое оставляют в покое; каждую часть постигает то, что должно постигнуть, чтобы установить все Творение в совершенстве.

[6] И Всевышний по Своему желанию изменяет порядок мироздания в любой момент, когда захочет, и делает знамения и чудеса в различных вещах по Своему желанию, как посчитает нужным для пользы Творения соответственно обстоятельствам и времени. А как же быть с тем, что сказали наши Мудрецы (Берешит раба 5): «Условия поставил Святой, благословен Он, всему, сотворенному в Шесть дней творения, (что они не будут отклоняться от путей, которые предписал им Творец)»?

Это высказывание не означает, что Всевышний ничего не изменит с тех пор, ибо, конечно, Он полностью изменяет всегда, когда захочет. Но дело в том, что в момент творения Он показал и дал знать всем корням творений их природу и их истинную сущность и цель, во имя которой были созданы, к чему должны они будут придти в своих воплощениях и каков будет конец их. И постигли они и познали, что все движется к цели истинного блага, возжелали и возрадовались. Об этом сказали Мудрецы в другом месте (Рош ашана 11 а; Хулин 60а): «Все творения были созданы с их согласия». Но когда Творец дал им знать их истинную сущность, закон и все их превращения на самом деле, Он показал им также, что одно из необходимых условий их совершенства, чтобы через них произошли известные чудеса для всего Израиля или для праведников из Израиля в различные времена.

Все сказанное выше касается высших «корней». После того, согласно всему этому, из этих «корней» последовательно развились и зафиксировались в подобающем им виде материальные явления; над ними были поставлены служители, поддерживающие их по природному закону. И когда Всевышний пожелает, Он прикажет служителям, и те перестанут выполнять свое назначение, и материальные явления изменят течение своих природных процессов согласно приказу.

Приказ же может придти к ним различными путями. То есть, говоря иносказательно, как указ царя или как окрик сердящегося правителя, как сказано (Теилим 106:9): «Он прикрикнул на море Суф, и оно высохло, провел их через бездны, как по пустыне», и тому подобными путями, согласно обстоятельствам каждого времени.


ОТ МЕССИАНСКИХ ЕВРЕЕВ
Недельные главы - Тазрия и Мецора
Ваикра/ Левитам 12:1-15:33
Йешайягу/ Исаия 66:1-24
Мелахим Бет/ Царств II 4:42-5:19, 7:3-20
Матитьягу / Матфея 8:1-4, 23:16-24:2, 30-31

Чтение Торы на этой неделе – двойная порция: Тазрия и Мецора.
Видя, что обе они на одну тему, я выбрал для комментария Священного писания в этом году порцию Мецора - Проказа.

Ваикра 14:1 И сказал Господь Моисею, говоря:
(2) вот закон о прокаженном, когда надобно его очистить: приведут его к священнику;
(3) священник выйдет вон из стана, и если священник увидит, что прокаженный исцелился от болезни прокажения,
(4) то священник прикажет взять для очищаемого двух птиц живых чистых, кедрового дерева, червленую нить и иссопа,
(5) и прикажет священник заколоть одну птицу над глиняным сосудом, над живою водою;
(6) а сам он возьмет живую птицу, кедровое дерево, червленую нить и иссоп, и омочит их и живую птицу в крови птицы заколотой над живою водою,
(7) и покропит на очищаемого от проказы семь раз, и объявит его чистым, и пустит живую птицу в поле.
(8) Очищаемый омоет одежды свои, острижет все волосы свои, омоется водою, и будет чист; потом войдет в стан и пробудет семь дней вне шатра своего;
(9) в седьмой день обреет все волосы свои, голову свою, бороду свою, брови глаз своих, все волосы свои обреет, и омоет одежды свои, и омоет тело свое водою, и будет чист;
(10) в восьмой день возьмет он двух овнов без порока, и одну овцу однолетнюю без порока, и три десятых части ефы пшеничной муки, смешанной с елеем, в приношение хлебное, и один лог елея;

Что пришло Вам на ум после прочтения этих стихов из Священного писания?
Подумали ли Вы: «Как глупо; какая трата времени?»
Подумали ли Вы: «Законничество. Как я рад, что я больше не нахожусь под Законом?»
Или Вы подумали: «Что это за Б-г такой, который требует убийства невинных животных, только потому, что кто-то имел несчастье заболеть?»
 А может Вы думаете, « Кто же себе мог позволить все это. Я бы никогда такого не сделал?»

Хорошо, я Вам расскажу, что я подумал после чтения этих стихов.
Я подумал, что если бы человек получил некую форму кожного заболевания, которое отлучило бы его и от общества и от участия в служении в Бет Хамикдаш (Храм), и этот человек был бы исцелён чудесным образом или врачом, то что плохого быть вечно благодарным за выздоровление и принести Б-гу дар благодарения. Я считаю, что человек был бы прав в осознании, что это его грех, наиболее вероятно, проявился в этой кожной болезни и что он был излечён своим Б-гом. Поэтому человек принес дары благодарения Г-споду.

Даже не говорите мне, что Вы не верите, что грех проявляется в болезни. Потому что все мы знаем, что это правда и является библейским и научный фактом.
 Грехи типа беспокойства, страха, гнева, ненависти, непослушания могут и часто проявляются как физические болезни. Именно поэтому Священное писание постоянно учит нас не позволять им входить в нашу жизнь.
К примеру:
Колосим (Колоссянам) 3:8 А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;

Человек, исцелённый от кожного заболевания или другой болезни, мог бы очень легко пойти своим путём и ничего не принести ХаШем в благодарность за исцеление. Не имеело бы значения для сомневающегося если бы даже священник повелел ему принести что-нибудь. Он бы, скорее всего, проигнорировал даже исключение из служения в Бета Хамикдаш и отлучение от общества. Конечно всё ещё есть такие люди. Это совершенно не та реакция, которую и сегодня ожидает Б-г от нас!
Насколько Вы благодарны после исцеления даже небольшой болезни? Воздаете ли Вы славу Всевышнему за Ваше выздоровление, независимо, было ли оно настоящим чудом или нет? Большинство людей, будучи исцелены, не задумались бы платить ли доктору или нет, что бы он не запросил; а причастность Б-га к своему выздоровлению они не разумеют. Вы когда-либо задумывались, Кто же это мог дать доктору мудрость, чтобы диагностировать вашу болезнь и предписать соответствующее лечение? Это был Б-г, это Он создал человека и дал ему мудрость!

Хотелось бы, чтобы Вы прочитали следующую часть Священного писания в Брит Хадаша (Возобновленный [Новый] Завет). В предыдущих стихах Иешуа только что излечил десять человек, которые были поражены кожным заболеванием, и Он здесь инструктирует их пойти и показать себя кохен (священнику), как предписывает Тора, чтобы выполнить очищающий ритуал:
Ури (Лука) 17:
14 Увидев [их], Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
(15) Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,
(16) и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
(17) Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
(18) как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
(19) И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Думается, что мы должны серьезно подумать о практике принесения даров ХаШем (Б-гу) за выздоровление, когда оно происходит. Получаем ли мы его чудесным образом или искусством врача или даже естественным образом через великолепные механизмы, которые HaShem встроил в наши тела. Всякое выздоровление – от Б-га! Бет Хамикдаш не существует больше и поэтому жертвоприношения животных не может продолжаться, но приношение в размере стоимости животного безусловно бы показало Вашу благодарность.

Рабби Яков Фарбер


ОТ ОРТОДОКСАЛЬНЫХ ЕВРЕЕВ
Сегодня мы бы хотели затронуть несколько важнейших тем.
Во-первых, не задавались ли Вы вопросом, как определяется название той или иной недельной главы?
Обычно принято считать, что название каждой из 52 недельных глав Торы зависит от первого слова, с которого глава начинается. Однако это объяснение не совсем точное. Многие главы (в том числе и глава «Ки тазриа») начинаются с небольшого «предисловия» вроде «и говорил Б-г Моше», но ни одна глава не называется «Говорил».

Ну, это вполне понятно – так как подобные предисловия достаточно часты, чтобы избежать путаницы в названиях глав, в качестве названия берется первое «оригинальное» слово, обладающее значительным смыслом. Стоит заметить, что помимо «общих вступлений» пропускаются и слишком «общие» слова, лишенные конкретизированного смысла. Так, по идее, прошлая глава начинается со слова «йом» («день»), а сегодняшняя (сразу после «введения») – со слова «иша» («женщина»), но оба эти понятия слишком обобщены и мудрецы предпочли дать главам названия «шмини» («восьмой») и «ки тазриа» («если зачнет»).

Как?! Одну минуточку! Тора прямым текстом говорит о зачатии? А где же пресловутая еврейская скромность?
Еврейская скромность навряд ли нуждается в адвокатах. Одним из трех базисных качеств евреев (и в частности еврейских невест) наряду с состраданием и готовностью реально помочь ближнему по праву считается скромность.

Причем это понятие скромности распространяется на множество областей, в том числе скромность поведения, скромность речи и, безусловно, скромность в одежде (особенно женской).

Но насколько иудаизму и евреям свойственна скромность, настолько же им чуждо лицемерное ханжество. Мы не говорим своим детям, что нашли их в капусте или купили в магазине. В конце пасхальной Агады приводится полудетская считалка «один – кто знает?», в которой на каждое число от одного до тринадцати говорится определенное понятие еврейской жизни:
один – Б-г на свете,
две – скрижали завета,
три – праотца (Авраам, Ицхак и Яаков)…
восемь – дней до обрезания и т.д.

Как Вы думаете, какое понятие связано в этой считалке с числом девять? Совершенно верно! Девять - месяцев беременности.
Конечно, всему свои границы. И еврейские девушки не вникают во все тонкости и детали семейной жизни до того, как они окончательно решают выйти замуж.

Но в общем, называя определенные вещи своими именами, мы оберегаем наших детей в лучшем случае от анекдотичных ситуаций (когда после подробных маминых объяснений, что дети появляются в стакане с водой, оставленном на ночь рядом с кроватью, испуганный ребенок с криками «и это мой сын?!» прибегает к родителям с…пауком, свалившимся ночью в его стакан), а в худшем – от подглядывания в замочную скважину, матерного лексикона и «ореола» пошлости, к несчастью, так часто окутывающего святые таинства любви!

Жемчужины еврейского комментария
«А на восьмой день обрежут его крайнюю плоть» (Ваикра 12:3)
Обрезание (брит-мила) – важнейшая заповедь евреев! Это - первая заповедь даннная первому еврею (Аврааму)! И она упоминается вновь в этой недельной главе.

Книга «Сефер Ахинух» в общих чертах разбирает смысл и способ выполнения всех заповедей. И вот что там говорится по поводу заповеди обрезания. Эта заповедь наглядно показывает, что для того чтобы быть настоящим представителем народа Всевышнего недостаточно лишь особых внутренних душевных качеств – необходимо их внешнее проявление, в том числе и постоянный отличительный знак прямо на теле.

Но почему же тогда Б-г не создал евреев изначально обрезанными, чтобы этим заведомо показать всем народам их обособленность?
Все дело в том, что выполнение этой заповеди самими людьми из плоти и крови намекает нам, что как «усовершенствование» тела, так и «совершенствование» души – находится в наших руках.



В избранное