Все выпуски  

Недельная глава Торы из Израиля: Ваешев - Сидел


Шалом дорогие друзья!
  Предлагаю вам толкование на недельную главу Торы. 
  Эта недельная глава  «Ваешев» ( «Сидел») и следующая совпадает с праздником Ханукой.
Подписаться на эту рассылку вы можете через сайт рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael  или на сайте  Исход-2 http://tikvaisrael.com  
Там же на сайте выложены статьи, проповеди и книги, еврейские песни и фото Израиля.

Кто хочет знать больше - Недельная глава Торы - по книге Зогар с комментариями рава в видео https://youtu.be/-5N9Lk2gQ-g  
С праздником Хануки! Пусть в вашем доме светит свет Творца и Машиаха! И через ваши сердца,вашу жизнь и через хнукальные свечи передается всем вокруг!
Езра

С наступающим праздником Хануки - праздником света!
Итак- ХАНУКА! Начало - в пятницу 24 декабря или 25 Кислев, вечером с наступлением темноты!
Ханука празднуется в течение 8 дней, начиная с 25 числа месяца Кислев (точнее с вечера 24 дек до вечера 1 января 2017) 
Так как в 5777 году в Кислеве 29 дней, Ханука заканчивается 2 числа месяца Тевет.

Центральное событие праздника, это зажигание праздничного светильника – ханукии. 
Некоторые зажигают свечи после захода солнца  а другие – с наступлением ночи . 
В календаре указываются два времени: 
1. самое раннее время зажигания свечей (за полтора часа до захода солнца) – для исключительных обстоятельств, 
2. время наступления ночи.
В обоих случаях желательно, чтобы свечи горели не менее получаса после наступления темноты. Зажигая свечи в канун Шаббата, следует воспользоваться свечами большего размера или большим количеством масла, чтобы обеспечить горение свечей в течение получаса после наступления ночи.

Итак в субботу 24 дек зажигается "служка" ( дополнительная свеча), а уже ею зажигается первая из 8 свечей. То есть, в шабат вечером - горят только две свечи! 
Вечером в йом ришон (воскресенье) - "служка" и 2 свечи - это второй день Хануки начинается с темнотой (горят 3 свечи). т.д. 
Последние свечи зажигаются 31 декабря вечером - "служка" и 8 свечей. Горит весь светильник!
Кульминация Хануки! 
Сколько же всего нужно свечей на все дни - 44 штуки!
Мотитва при зажигании свечей.
БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ AOЛAM, АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОTАВ ВЕЦИВАНУ ЛЕАДЛИК НЕР ШЕЛЬ ХАНУКА.
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ ГОСПОДЬ БОГ НАШ ЦАРЬ ВСЕЛЕННОЙ ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ПОВЕЛЕВШИЙ НАМ ЗАЖИГАТЬ СВЕЧУ ХАНУКИ.

  ХАНУКА – это главное название праздника. В наши дни у него появилось еще одно название – Праздник Огней. 
В самом названии праздника Ханука содержится намек на некоторые из основных аспектов его содержания. 
 Слово Ханука происходит от глагола “лаханот” , который означает “освящение” или “посвящение”. 
В этом смысле название праздника напоминает о повторном освящении жертвенника во времена Второго Храма 25 числа месяца Кислев в 164 г. до н.э. 
Поскольку каменные глыбы жертвенника были осквернены идолопоклонниками, возникла необходимость 
построить новый жертвенник. 
Интересно отметить, что осквернение жертвенника произошло ровно за три года до этого – 25 числа месяца Кислев 167 г. до н.э.

3. Слово Ханука – “освящение” – напоминает и о том, что первоначальное освящение Второго Храма 
произошло за много лет до этого, но в тот же день – 25 числа месяца Кислев. 
Мидраш (толкование) рассказывает, что работа по созданию Скинии Завета в пустыне была закончена 25 числа месяца Кислев, 
но готовые части были окончательно соединены и Скиния установлена только три месяца спустя, 1 числа месяца Нисан. Святыня могла быть, но не была установлена 25 Кислева. Мидраш говорит, что для “восстановления справедливости” по отношению к этому дню, много лет спустя повторное освящение жертвенника Второго Храма Хасмонеями пришлось именно на 25 число месяца Кислев.

Параша ХаШавуот Ваешев от МЕССИАНСКИХ ЕВРЕЕВ
Список Чтения Этой Недели: 
 Брешит / Бытие 37:1-40:23 
 Амос / Амос 2:6-3:8 
 Маасей Талмидим / Деяния 7:9-16

«Вы делаете хуже только самому себе»
Берешит {37:1} И поселился Яаков в стране, где жил отец его, в стране Кнаан. {37:2}. Вот родословие Яакова: Йосеф, семнадцати лет, пас с братьями своими мелкий скот и играл с сыновьями Бильги с сыновьями Зильпы, жен отца его. И доносил Йосеф о них худые вести до отца их. {37:3} А Исраэль любил Йосефа больше всех сыновей своих, потому что он сын его старости; и сделал ему одежду разноцветную. {37:4} Когда братья его увидели, что отец любит его более всех братьев его, то возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно.

Из этого отрывка нам становится очевидным, что братья Йосефа ревновали его к отцу. Всем нам всем хорошо знакома ревность; будь то ревнивый парень, ревнивый муж или ревнивая жена. 
Мы были по ту и по другую стороны ревности: порой ревновали мы, иногда ревновали нас. 
Случалось, что мы завидовали чьему-то успеху, способностям, славе, социальному положению, власти и т.д. И хотя я верующий в Йешуа Ха Машияха человек (даже не в первом поколении!), но я ловлю себя на мысли, что иногда ревность переполняет и меня.
Итак, что поучительного мы можем вынести из недельного Чтения?

Во-первых, ревность уходит своими корнями в незрелые, эгоистичные желания человека. 
Именно эти черты прослеживаются и в поведении братьев Йосефа. 
И все же, такое поведение присуще и нам, в моменты, мы испытываем чувство. Вы когда-нибудь сравнивали ревность с духовной незрелостью? 
Рав Шауль (Павел) писал:
I Коринфянам (3:3) Так как вы еще мирские! Разве не видно потому, как зависть и ссоры, царят среди вас, что вы мирские и живете по обычным человеческим нормам?
Перевод упрека Шауля Коринфянам, действительно, говорит о ревности. Вспомните эти строки, когда она вас будет одолевать в следующий раз.

Во-вторых, ревность ранит глубже всего. Хотя Йосеф и пострадал от ревности своих братьев, но он далеко не тот, на кого пришелся самый сильный удар! Его братья ощутили последствия в полной мере. Как мы знаем из Писания, братья Йосефа испытывали беспокойство и вину за содеянное. Они, как и их отец, постепенно стали отдаляться друг от друга. Более того, они жили в постоянном страхе, что их деяние будет раскрыто, и во избежание этого, им приходилось лгать отцу и друг другу. И это только малая толика тех последствий, которые братья испытали вполне заслуженно!

Тегиллим (Псалмы) (36:1) Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, 
(2) Ибо они, как трава, скоро будут подкошены, и, как зеленеющий злак, увянут. 
(3) Уповай на Г-спода, и делай добро; живи на земле, и храни истину.

В-третьих, ревность и зависть не дают вам возможности наслаждаться всеми радостями и прелестями жизни. Нет ни малейшего сомнения в том, что жизнь братьев Йосефа была несладкой! На самом деле, жизнь проходила мимо них, в то время как Йосеф уже купался в роскоши и процветал. Так что не думайте, что ревность или зависть причинит больший вред другому человеку, а не вам. Да, возможно, человек – объект зависти - будет страдать, но недолго. А вот вы-то, как раз, окажитесь теми, кто изо дня в день будет испытать на себе все последствия этого злостного чувства.

Мишлей (Притчи) (14:30) Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей.
В заключение я скажу, что ревность и зависть разрушают любые отношения между людьми. 
Ревность не только разрушила отношения между братьями и отцом, но и положило начало вражды между собой, сделав отношения с отцом более напряженными. Такие же последствия ревности настанут и в вашей жизни. Ваша ревность вызовет соперничество и положит начало вражды между вами и другим человеком (людьми), к которым вы ревнуете. Но и это еще не конец. Ревность проникнет во все сферы вашей жизни, просочится во все отношения, которые у вас есть, и ничто больше не будет приносить вам радость.
Мишлей (Притчи) (27:4) Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности?
Барух ХаШем 
Рабби Яков Фарбер

Недельная глава «Ваешев» ( «Сидел») от ОРТОДОКСАЛЬНЫХ ЕВРЕЕВ
Недельная глава повествует о взаимоотношениях любимого сына Яакова, Йосефа, и его остальных братьев. В ней рассказывается об испытаниях, взлетах и падениях, выпавших на долю Йосефа в Египте, о том как он стал домоуправителем влиятельнейшего министра, о попытках его хозяйки соблазнить его, о том, как Йосеф попал по ее ложному навету в тюрьму и о разгаданных им там снах двух провинившихся царедворцев.

Мы уже говорили, что названия недельных глав не просто являются первыми словами, с которых начинается та или иная глава, но и несут в себе достаточно серьезную смысловую нагрузку. Так, один хасидский ребе заметил последовательность глав «После смерти», «Святые», «Говори» и пояснил, что только после смерти того или иного человека, вокруг вдруг начинают говорить о его святости. 
И кажется невероятным, насколько мы не ценили того самого человека при жизни. Да что там не ценили! Пройдя по кладбищу и почитав эпитафии,нельзя никак понять, а где же похоронены все неидеальные люди?

 Так давайте же лучше ценить друг друга при жизни! 
Ведь именно тогда мы все так нуждаемся в этом! А вот как раз после смерти не следует восхвалять человека больше, чем он того заслуживал. Так как, согласно еврейской традиции, за каждую чрезмерную, незаслуженную похвалу на этом свете, человек рискует быть наказан на том...
Но это все только к слову. 

Наша недельная глава называется «Ваешев» - «Сидел».
 Давайте попытаемся сравнить ее название с названием других глав Торы - «Вышел» (Ваеце), «Послал» (Ваишлах), «Умолял» (Ваэтханан), «Слушайте» (Аазину), «Пошел» (Ваелех) и др. На этом фоне совершенно четко выражается контрастная пассивность названия текущей главы. И это неслучайно.

Еврей никогда не должен сидеть на месте. Да, у нас есть глава «Ницавим» (Вы крепко стоите, стоите в стойке «смирно»), ибо еврей должен крепко стоять на ногах, даже когда все рушится вокруг. Но насколько больше душевных сил необходимо, чтобы ТАК стоять! 
Но просто сидеть, расслабившись, считая, что ты уже дошел до совершенства, сидеть, сложа руки, когда вокруг столько работы – работы прежде всего над самим собой?! 
Ведь, человек, который в духовной плоскости не пытается идти вперед, подниматься ввысь, неизбежно тянется вниз! 
И сколько сил и испытаний нужно пройти, чтоб не потерять этот достигнутый уровень! 
Стопроцентность этого закона в духовной области равна стопроцентности закона всемирного тяготениия в области физической. 

Говорит мидраш, что как только Яаков решил расслабиться и посидеть спокойно, началась новая эпопея страданий – на сей раз в связи с Йосефом. Затем, как только Йосеф, пробившись «из грязи в князи», пройдя путь от последнего раба до домоуправителся влиятельнейшего вельможи, начал расслабляться, любуясь своей красотой, начались испытания сексуальными домогательствами прекраснейшей и обольстительнейшей жены его хозяина, ее ложным наветом, после того как Йосеф напрочь отверг ее многообещающие предложения, и тюрьмой.

Есть знаменитая поговорка о разнице между умным, мудрым и глупым: умный учится на своих ошибках, 
мудрый – на чужих, глупого же ничего не научит! 
Так давайте же все будет мудрыми и пусть судьба наших праотцов послужит нам примером!
 Евреи! Ни на минуту не оставляйте свой духовный рост! 
Всегда будьте в движении! В движении вперед! В движении вверх! В движении в вечность!

Каббалистическое толкование - Недельная глава Торы «Ваешев» - «Сидел») в диалоге
И ПРИСНИЛСЯ ЙОСЕФУ СОН, И РАССКАЗАЛ ОН БРАТЬЯМ СВОИМ (БЫТИЕ. 37:5) 
Вопрос: 
Г. Копач: Вы могли бы объяснить мне этот сон? 
М. Лайтман: Да. Знаешь, почему тебе приснился такой сон? Потому что, как видно, ты понимаешь, что все эти силы являются одиннадцатью сыновьями Яакова и соответственно одиннадцатью братьями Йосефа. Йосеф понимает, что у него есть сила, могущество и формула применения, как собрать все эти силы и прийти к Творцу. А они сами этого не знают. 
В чем особенность Йосефа? В том, что его называют Йосеф-праведник? Каково свойство Йосефа? - Праведник основ мира. Йосеф как бы стоит против сфиры Йесод (основа). 

Г. Копач: Но ведь пока еще он не Йосеф-праведник? Он лишь 16-ти летний юноша. 
М. Лайтман: И поэтому ему приснился такой сон! 
Г. Копач: Но, как мы видим, его одиннадцать братьев… 
М. Лайтман: Которые были намного старше его… 
Г. Копач: И приснилось ему, что сначала все снопы и колосья кланяются ему, а затем ему кланялись солнце и луна, - и значит, он властвует над всем миром. И тогда он идет и рассказывает об этом сне своим братьям, наивно полагая, будто они обрадуются этому. 
М. Лайтман: Само собой разумеется. Но они не понимают его. 
Г. Копач: Они его не понимают и не радуются этому известию, а напротив, говорят, что он хвастун и любитель порисоваться, и начинают ненавидеть его. 
М. Лайтман: Так что, они опасаются, что он станет властвовать над ними? Кто он такой, в конце концов? 
Г. Копач: У них есть страх перед этим. 

М. Лайтман: Нет, но почему они опасаются того, что он будет властвовать над ними? Что есть в нем особенного? Разве только в силу того, что ему привиделся такой сон, он сможет властвовать? Это очень наивная история. 

Но если мы говорим о человеке, на самом деле, раскрывающем это, то он действительно видит, что у него есть силы, и это большие силы, находящиеся в его власти. Но для того, чтобы соединить их, собрать и правильно применить, чтобы суметь приблизиться к Творцу, нужна особая сила, называемая Йосеф. 
Г. Копач: И из всех сыновей Яакова только лишь Йосеф обладает этой силой. 
М. Лайтман: Да. 
Г. Копач: Выходит, что селекция (хотя это и грубое слово применительно к ситуации) продолжается. При выборе между Ишмаэлем и Ицхаком был выбран Ицхак, между Яаковом и Эйсавом был выбран Яаков, из двенадцати сыновей Яакова выбирают Йосефа. 
М. Лайтман: Верно.
 
Г. Копач: Почему? 
М. Лайтман: Потому что он – самый особенный, и сейчас мы поймем почему. Это легче объяснить в соответствии со сфирот. 
Г. Копач: Написано: «А ИСРАЭЛЬ ЛЮБИЛ ЙОСЕФА БОЛЬШЕ ВСЕХ СЫНОВЕЙ СВОИХ, ПОТОМУ ЧТО ОН СЫН ЕГО СТАРОСТИ». (БЫТИЕ. 37:3) 
М. Лайтман: Да, это значит, что он понял, что дальнейшее продвижение возможно только с помощью силы Йосефа, который знает, как проверить то эгоистическое желание, которое осталось человеку исправить, и отсечь от него ту часть, с которой можно продвигаться. Эта часть называется свойством Есод, и она не связана с Малхут (большим желанием получать). А оставшуюся часть желания можно пока оставить и не исправлять. 
Йосеф – это как раз то свойство в желаниях человека, с помощью которого он может совершить праведный, справедливый суд: с чем нужно продвигаться, а с чем – нет. Вот почему каждый из 12-ти сыновей (12-ти очень больших сил в душе человека) готов ко всем большим исправлениям. Но Йосеф понимает, что такое продвижение невозможно, а продвигаться необходимо осторожно и постепенно. 

Г. Копач: Вы все время говорите то о силах в душе, то о желаниях. Между ними есть различие, или это одно и то же? 
М. Лайтман: Имеется эгоистическое желание, которое необходимо исправить, и есть силы, посредством которых исправляют желание. Так вот, 12 сыновей Яакова – это силы души, которые должны исправить ее эгоистическое желание. Но 11 из 12-ти этих сил (исключая Йосефа), устроены так, чтобы исправить все это желание. Однако сейчас они не могут овладеть всем желанием, чтобы его исправить. 

Г. Копач: Это значит, что Йосеф поведет их. 
М. Лайтман: И поэтому Йосеф может повести их. Есть огромное множество сил и желаний, которые мы не используем, и пользуемся лишь малой их частью, пока не придет время их использования в конце исправления. 
Вот почему мы все время сталкиваемся с этой хитростью. Мы не можем напрямую обратиться к Эйсаву и берем у него только часть, «крадем» какую-то часть у Лавана и с помощью этого делаем исправление. Но это не воровство в прямом смысле слова: мы воруем у нашего эго. Человек поднимает из своего эго одно за другим свои желания и исправляет их, переходя от легкого к тяжелому.
 
Г. Копач: И сейчас пришла очередь Йосефа возглавить этот процесс. 
М. Лайтман: Верно, и он действительно видит правдивый сон. 
Г. Копач: Сон Йосефа правдивый, но его братья видят это иначе. 
М. Лайтман: Так и есть. С одной стороны, когда нужно сделать полное исправление, если посмотреть на весь путь до конца, выходит, что братья правы. Но, с другой стороны, мне нужно сделать исправление сейчас, и этого они не понимают. 
Г. Копач: Они не понимают, что это определенный процесс. 
М. Лайтман: Да. 

И СДЕЛАЛ ЕМУ ОДЕЖДУ РАЗНОЦВЕТНУЮ (БЫТИЕ. 37:3) 
Г. Копач: Если смотреть на эту ситуацию глазами обывателя на уровне простого понимания, Яаков, вместо того, чтобы понять, что есть напряженность в отношениях между братьями и Йосефом, напротив выделяет его, выказывает ему свою любовь и дает ему редкую по тем временам разноцветную рубаху, которая делает его заметным. Все мужчины тогда носили простые белые рубахи, а у Йосефа была цветная. 
М. Лайтман: Потому что Йосеф – это следующий уровень после Яакова. 

Г. Копач: Но все же, что символизирует разноцветная рубаха? Зачем выделять его? В чем ее смысл? 
М. Лайтман: Рубаха - это облачение. Всем известно, что Адам и Ева, устыдившись своей наготы, «сделали себе опоясания» (облачения). Так вот, облачение в духовном мире означает, что для того, чтобы наше эгоистическое желание уподобилось отдаче и любви, оно должно облачить себя. 
Г. Копач: Действительно, одеяние – это мотив, настойчиво прослеживающийся в этой главе. 
М. Лайтман: И именно человеку в противоположность животному так необходима одежда..
 
Г. Копач: В особенности мы наблюдаем это в отношении Йосефа. Его бросают в яму, предварительно стянув с него его разноцветную одежду, затем, когда он уже был в Египте, жена Потифара схватила его за одежду, но он выбежал из ее дома, оставив свою одежду в ее руках. Его бросают в тюрьму и раздевают, а потом его одевают в дорогие одежды. На протяжении всей главы он то одевается, то раздевается, то одевается, то раздевается. Почему? 
М. Лайтман: И не только он. Облачение в духовном означает, что я делаю исправления на свое эго, и тогда мое эго вместо животного выглядит человеком, и я могу его использовать. Это, в сущности, символизирует одеяние. 

Г. Копач: Это символ духовного подъема? 
М. Лайтман: Да, это исправление, сделанное на эгоистическое желание, которое предназначено для правильного использования. 
Г. Копач: И поэтому раздевание – это духовное падение? 
М. Лайтман: Верно. 

КОГДА БРАТЬЯ ЕГО УВИДЕЛИ, ЧТО ОТЕЦ ЛЮБИТ ЕГО БОЛЕЕ ВСЕХ БРАТЬЕВ ЕГО, ТО ВОЗНЕНАВИДЕЛИ ЕГО (БЫТИЕ. 37:4) 
Г. Копач: Что Вы на это скажете? Как братья могут дойти до такого состояния? 
М. Лайтман: До такого состояния можно дойти, если мы идем, что называется, ва-банк. То есть, братья Йосефа символизируют силы, которые устроены так, чтобы сразу же исправить все желание. Но согласно порядку исправления это невозможно, поскольку прийти к исправлению можно, только переходя постепенно от легкого желания к тяжелому. 
Но братья не понимали Йосефа, и возненавидели его, потому что он сказал им: «Постепенно я выведу вас на правильный путь». И они не соглашаются с ним и хотят его убить. Иными словами они желают уничтожить принцип постепенного прохождения пути исправления, т.к. не понимают Йосефа, и приходят к пониманию его только в Египте
Г. Копач: Но, в основном, их пугает приснившийся ему сон. В этой главе описывается, что Йосефу снятся сны, а затем он дает толкование снов. Мне хотелось бы выяснить, в чем суть сна? 
М. Лайтман: Сон означает, что человек поднялся на более высокую ступень. Он восходит на нее неосознанно, еще прежде чем ступить на нее и познать ее, понять ее и властвовать над ней. Это можно сравнить с развитием младенца, который понемногу пробуждается к осознанию жизни и начинает раскрывать мир. Так и мы восходим на каждую ступень снизу вверх, поднимаясь по духовной лестнице. 
Г. Копач: Выходит, что каждый шаг – это своего рода погружение в сонное состояние? 
М. Лайтман: Да, так к нам приходит новый день. Почему новому дню предшествует ночь и прекращение сна? Мы входим в темноту, в спячку и в такой форме продвигаемся, пока не придет новый свет. 

Женский уголок
Жареный сыр
Режем 200 г сыра на кубики размером в 1 см. В отдельной тарелке взбалтываем 2 яйца. Просеиваем пол-стакана муки в другую тарелку. Накалываем сыр на вилку. Обмакиваем в муку-яйцо-муку и быстро обжариваем в кипящем масле, не давая сыру расплавиться и потерять свою форму.

Пончики из варенья
Смешиваем два стакана муки с вареньем до консистенции теста. Формируем пончики и обжариваем во фритюре.

В избранное