Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы из Израиля: Цав – Прикажи


Шалом, дорогие друзья! Мир вам!
Предлагаю вам толкование на недельную главу Торы "Цав" – "Прикажи или наставь" от мессианских и ортодоксальных евреев. 
Подписаться на эту рассылку в тексте вы можете через сайт рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael
Наш сайт "Исход-2. Возвращение к Источнику"  www.tikvaisrael.com  Там вы можете читать Еврейский Новый завет (ЕНЗ) и другие книги и статьи. Еврейская музыка и песни, фотографии Израиля!
Будьте благословенны.
Езра (Шмуэль) 

Глава Торы: "Цав" – "Прикажи или наставь".
Ваикра / Левитам 6:1-8:36
Гафтара (доп.чт.): Йеремьягу / Иереимя 7:21-8:3, 9:22-23, 
Малахи / Малахии 3:4-24,
Мессианским евреям / Евреям 8:1-6

от МЕССИАНСКИХ ЕВРЕЕВ ИЗ КАНАДЫ
Ваикра (6:20-23) (6:13-16) Вот жертва Агарона и сынов его, которую они должны приносить Г-споду в день своего помазания: десятая часть эйфы тонкой пшеничной муки в жертву постоянную; половина ее для утра, половина для вечера. На сковороде в елее она должна быть приготовлена, сдобной приноси ее, хорошо испеченной, как приношение хлебное; приноси ее в приятное благоухание Г-споду. И священник, помазанный на место его из сынов его, должен совершать сие; это постановление вовеки. Г-споду целиком да будет она воскурена. И всякое хлебное приношение священника должно быть цельным, не должно быть съедено. 

Ха Шем (Господь) нелицеприятен по отношению к человеку, и эта часть Главы Цав подтверждает это. Агарон и его семья, несмотря на высокое положение их семьи Первосвященника, они по-прежнему оставались людьми и, следовательно, были подвластны таким же грехам и искушениям, как и все мы. В итоге, им тоже необходимо было приносить корбанот (жертвы) для Г-спода, прежде чем служить пред Ним. 
Меня очень печалит, когда я слишком уж часто слышу о каком-нибудь ребе, пасторе или священнослужителе, который возносит себя над остальными людьми в своей общине. 
Итак, согласно нашему Чтению на этой неделе, эта семья Первосвященников, пусть даже у них и была особая и важная функция в глазах Б-га, но все-таки они должны приносить корбан, прежде чем сметь приблизиться к Нему. 
Нет сомнения в том, Исраэйль должен был уважать положение Коген Ха Гадоль (Первосвященника), но это вовсе не означало, что он (Первосвященник) был человеком в меньшей степени, чем остальной народ Исраэйля. Нам тоже необходимо уважать положение наших ребе, пасторов и священников, но их положение вовсе не освобождает их от человеческих свойств и их слабостей, как показал опыт в общинах.

Эта тема поднимает вопрос о Мирьям (Марии) - матери Йешуа.
Ури (Луки) (1:48) Который заметил свою рабу в смирении ее. Ибо впредь подумать только! все поколения будут называть меня благословенной!
В самом деле, Ха Шем даровал Мирьям благословенное и возвышенное положение среди всех женщин. Но это не делает ее менее человечной, чем все мы, и Писание подтверждает это.
УРИ (Луки) (2:21-24) На восьмой день, когда пришло время совершить ему брит-милу, ему дали имя Йешуа, как назвал его ангел, прежде чем он был зачат.

Когда подошло время для их очищения в соответствии с Торой Моше, они взяли младенца в Йерушалаим, чтобы представить его перед Адонаем, (как написано вТоре Адоная): «Каждый первородный сын должен быть посвящен Адонаю» а также чтобы принести в жертву двух горлиц или двух птенцов голубя, как предписано Торой Адоная.
Даже такая благословенная женщина как Мирьям не освобождалась от исполнения Заповедей Торы! Каждая женщина считается ритуально нечистой в течение тридцати трех дней после рождения сына. Эта заповедь относилась и Мирьям, не взирая на то, что ее Сыном и стал Йешуа, Сын Б-га.

Ваикра (12:2-6) Говори сынам Исраэйлевым следующее: если женщина зачнет и родит мальчика, то она нечиста будет семь дней, как во дни отлученияее по обычной болезненности ее будет она нечиста. А в день восьмой пусть обрежут крайнюю плоть его. И тридцать три дня должна она оставаться в чистом кровотечении ее; ни к чему священному не должна прикасаться и в святилище не входить, пока не исполнятся дни очищения ее. Если же она девочку родит, то она нечиста две недели, как во время своего отлучения, шестьдесят шесть дней в своем кровотечении чистом. По исполнении же дней очищения за сына или за дочь пусть принесет она ягненка однолетнего во всесожжение и молодого голубя или горлицу в грехоочистительную жертву ко входу в шатер соборный, к священнику.
Здесь нет ничего непонятного: Ха Шем не нарушает правила и традиции из-за личностей. Факт есть факт: мать Божьего Сына  была ритуально нечистой, и ей необходимо было пройти через ритуал очищения, описанный в Торе, чтобы вступить в Храм. 
Даже Йешуа, в Его гуманизме, пришел для служения, а не для того, чтобы служили Ему. В Писании однозначно сказано нам, что Он вел жизнь, строго соблюдая всю Тору. 
Я считаю, что это будет хорошей идеей для всех нас вне зависимости от нашего социального, экономического положения и уровня нашей религиозности, принять в наше сердце то, что нам было показано в Главе Цав. Ха Шем нелицеприятен по отношению к человеку, и нам всем следует служить друг другу в смирении. Никто не без греха, и всем нам необходима корбан грехоочистительная жертва.
Когелет (Экклезиаст) (7:20) Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы.
Раввин Яков Фарбер

ОТ ОРТОДОКСАЛЬНЫХ ЕВРЕЕВ
Недельная глава «Цав»(«Прикажи») 
Большая часть этой недельной главы посвящена детальному описанию жертвоприношений и заповедям, касающимся в основном только коэнов. А также в ней рассказывается о церемонии начала подготовки Аарона и его сыновей к их предстоящей службе в Храме. 

Увы, как часто мы даже не подозреваем, насколько наши религиозные ассоциации пропитаны духом стереотипов. А ведь иногда в таких случаях речь идет о явных противоречиях с еврейским мировозрением. Возьмем для примера понятие «жертвы». Вот как определяет его толковый словарь В.И. Даля - «жертва - пожираемое, уничтожаемое, гибнущее, что отдаю или чего лишаюсь невозвратно…отречение от выгод или утех своих по долгу или в чью пользу, самоотверженье и самый предмет его, то, чего лишаюсь, пострадавший от чего-либо есть жертва причин этих…жертвовать – …не щадить, выдавать кого, что, лишать себя чего добровольно для пользы других или иных видов». Обратите внимание - сразу бросается в глаза негативный оттенок «лишения, отречения, страданий».

 На иврите слово «корбан» (жертва) происходит от того же корня, что и прилагательное «каров» (близкий). 
Таким образом, основная цель жертвы не «оторвать от себя», не «безвозвратно лишиться», а стать связующим звеном, сближающим человека и Б-га. 
Принося жертву, еврей не «лишает себя чего-либо добровольно» для «пользы» некой абстрактной силы, а наоборот, приобретает для себя бесценный подарок - ощущение связи с самим Всевышним, связи, из которой он черпает бесконечный прилив сил, источник жизненной энергии и Его постоянную поддержку в любой ситуации.

 Все это очень красиво звучит, но возникают, по крайней мере, два серьезнейших вопроса. 
Во-первых, факт на лицо - человек, приносящий жертву, теряет при этом стоимость хотя бы того животного, которое сжигается на жертвеннике - разве это не потеря? 
А во-вторых, какая вообще существует связь между жертвоприношением и поддержкой Творца? 

Попытаемся ответить на оба эти вопроса. Во-первых, сжигание животного на жертвеннике – очередной  стереотип. И хотя одна разновидность жертвы действительно полностью сжигалась (но как раз в этом случае достаточно было принести в жертву даже обыкновенного голубя), в основном жертвоприношение «по-еврейски» подразумевает (опять-таки в зависимости от разновидности жертвы) поедание мяса жертвенного животного самим человеком и его приглашенными или священниками, лишенными, как правило, других источников заработка, в торжественной обстановке в Иерусалиме. 

А подобные расходы мало чем отличаются от повседневных расходов на питание и налогов для малоимущих слоев населения. Тем более, что в любом случае душевный подъем получаемый человеком в результате жертвоприношений покрывает с лихвой все затраты, связанные с ними!

 Что касается второго вопроса, все мы прекрасно знаем, что весь мир существует по законам физики и химии. Не все эти законы нам понятны, но, тем не менее, они действуют независимо от нашего понимания. Как это ни странно, но сила земного притяжения существовала и задолго до того, как Ньютон открыл закон гравитации. Точно так же и в духовном плане существуют свои законы, свои «химические» реакции, безупречно работающие вне зависимости от того, насколько глубоко мы их понимаем. 
И несмотря на то, что учеными еще не открыт духовный закон «перерабатывания энергии жертвоприношения в ощущение Б-жественного контакта», этот закон существует и действует, как существуют и действуют и все другие духовные законы и реакции, открытые нам самим Творцом.

  Цав
Беседа каббалиста, проф. Михаэля Лайтмана с известным израильским сатириком, сценаристом и драматургом Гилем Копачем

Г. Копач: Мы подошли к главе «Цав» (повеление).
/2/ "ПЕРЕДАЙ АhАРОНУ И ЕГО СЫНОВЬЯМ СЛЕДУЮЩЕЕ ПОВЕЛЕНИЕ – ВОТ ЗАКОН
Г. Копач: Прежде всего, гематрия слова «повеление» – 96. В этой главе имеется 96 изречений. Это образец простейшей гематрии, которую внесли сюда как восхваление гематрии. И поскольку представился удачный случай, мне хотелось бы узнать Ваше отношение к гематрии. Я вижу, что иногда Вы этим пользуетесь. Например, Вы говорите, что гематрия слов «природа» и «Творец» равны, гематрия слова «Амалек» равна гематрии слова «сомнение». Вы ведь используете гематрии?

М. Лайтман: Да, я использую гематрии, только в правильной форме. В  каббала для нас они являются удобной возможностью или способом записать каждое состояние.
Г. Копач: Что это значит? Запомнить его?
М. Лайтман: Творец создал желание получать наслаждение. И оно включает в себя пять частей. Эти части называются кончик буквы йуд-йуд-кей-вав-кей. Здесь речь идет не о Творце, а как раз о творении, о его истинном строении. Йуд-кей-вав-кей – это строение творения.

Г. Копач: Строение человека?
М. Лайтман: Да, строение человека. Почему же мы называем это именем Творца? Потому что творение раскрывает высшую силу внутри себя, внутри своих исправленных, улучшенных свойств. И поэтому в той мере, в которой человек себя исправляет, он лучше познает свойство отдачи. 
Тогда то свойство, которое он раскрывает в себе, в своих келим, в своих желаниях, он называет различными именами.
Как мне узнать насколько я себя исправил? 
Есть у меня 613 (ТАРЬЯГ) желаний. И я исправил их, скажем, на десять процентов, получив после этого исправления, в конечном результате, некое особое ощущение нового мира, новое духовное ощущение. Почему оно называется духовным? Потому что оно находится над материальным миром, над моим эго.
И сейчас я могу измерить, что собой представляет мой духовный уровень, которого я достиг. Согласно чему? Во все мои исправленные желания входит свет и наполняет их. И тогда я начинаю подсчет, как в физике…

Г. Копач: Выходит, что я могу измерять: сегодня я нахожусь на таком духовном уровне, а завтра – на другом?
М. Лайтман: Скажем, я беру стакан и могу измерить его содержимое. Сам стакан вмещает 200 грамм, а наполнен он на 150 грамм. Вот так же и мы: есть у меня 613 желаний, исправленных мною на определенный процент. И сейчас я чувствую внутри…

Г. Копач: Как мне измерить, сколько желаний я исправил? Какой инструмент, какая линейка нужна для этого?
М. Лайтман: Замечательно! Как мы это измеряем? Прежде всего, мы измеряем согласно своему исходному состоянию, тому, что все 613 моих желаний всегда представляют собой полный духовный сосуд АВАЯ (йуд-кей-вав-кей), и гематрия этих букв – 26.

Г. Копач: А почему Вы говорите йуд-кей-вав-кей, а не так, как эти буквы звучат на самом деле: йуд-хей-вав-хей?
М. Лайтман: Это знак того, что я не хочу приуменьшить значимость этих имен, а использовать их только в отдаче.
То есть число 26 отражает только исходное состояние, только основу, скажем, этого стакана, выполненную из стекла. А его наполнение означает, насколько я наполняю свои желания внутри. Значит, если я наполняю «йуд» – или буквы йуд, вав, далет, из которых состоит название этой буквы, «хей» – буквы хей, йуд, затем «вав» – буквы вав, алеф, вав и последнюю «хей» – буквы хей, йуд, тогда у меня получается гематрия.
Существует много гематрий, – все зависит от того, какие света входят в АВАЯ (йуд-кей-вав-кей), какие внутренние сочетания я добавляю внутрь, чтобы отметить света, наполняющие келим. И тогда гематрия объясняет мне, какое кли и какой свет находится сейчас в моей душе. Поэтому у нас есть гематрия АБ, если моя душа наполнена светом хохма, гематрия САГ, если моя душа наполнена светом хасадим, или гематрия МА, равная 45, БОН – 52, и т.д.
Короче говоря, есть много гематрий, каждая из которых означает на какой ступени лестницы своего исправления ты находишься, какого уровня ты уже достиг.

Г. Копач: Так это гематрии, с которыми мы сталкиваемся ежедневно в изречениях? Обычно тебе говорят, что в этом изречении…
М. Лайтман: Не те, которые есть в изречениях, а те, которые отражают мое внутреннее состояние.
Г. Копач: Как же мне узнать эти гематрии?
М. Лайтман: Ты можешь их измерить, если сделаешь исправления на свои желания. 
Г. Копач: Даже не понимая того, что учит… В это мне трудно поверить, что даже не понимая каббалистический иврит и этот Лурианский язык, он исправится.

М. Лайтман: Каждый человек, который сейчас смотрит передачу, раскрывая книгу и начиная читать, постепенно (на это необходимо время) пробуждает на себя высший свет, исправляющий его, меняющий его в подобие этому свету. Этот свет исправляет наши желания, меняя их эгоистическую форму (когда мы желаем получать все для себя) на форму отдачи и любви к ближнему.

Но как же мне измерить величину своей любви к ближнему? Я измеряю ее в соответствии со светом, который меня наполняет. В каждое исправленное желание тотчас же входит свет и наполняет его в мере исправленности этого желания. И тогда я могу измерить, до какого уровня я себя уже наполнил, а какого еще не достиг, как стакан с водой, скажем, наполовину пустой. И гематрия дает мне меру наполнения или меру исправленности, что, по сути, – одно и то же.

Г. Копач: Так как же мне быть, если я просыпаюсь утром и хочу измерить, сколько во мне есть света? Что я должен для этого сделать? Какую гематрию искать?
М. Лайтман: Тебе не нужно искать гематрию, ведь ты почувствуешь это внутри себя. 
Я говорю о людях, уже находящихся в духовном постижении. И тогда ты почувствуешь внутри, насколько ты уже наполнен и насколько еще не наполнен и должен продолжать исправление. Теперь тебе понятно, в каком состоянии ты находишься, потому что ты можешь его измерить так же, как определить свой вес, став на весы, и записать это. Это состояние и будет твоей ступенью, твоим нынешним состоянием.
А следующий этап начнется через мгновение или через час, тогда, когда ты вновь займешься собой и своим исправлением. И ты снова сможешь сделать такое измерение, записать и сказать, что ты находишься в другом состоянии, и властвует над тобой или находится в тебе другая гематрия.
Г. Копач: И максимальное значение, которого я могу достичь, – это 26?

М. Лайтман: Нет, максимальное значение твоего состояния – 26, когда кли наполнено всеми светами НАРАНХАЙ, светом йехида. И когда я наполняю свое кли этими светами, свет, заполняющий меня и дающий мне гематрию, называется «имя». Вот почему сказано: «Имя Творца будет на тебе», т.к. имена Творца – это, в сущности, проходимые мной состояния. И так согласно этим именам я все больше и больше познаю Его: кто Он, пока не познаю Его полностью.

Г. Копач: И где же мне встречаются эти имена? Как мне их воспринимать?
М. Лайтман: Ты чувствуешь их внутри себя в той мере, в которой ты исправлен и насколько в мере исправленности подобен Ему. Когда во время учебы тебе светит свет, он дает тебе некий стандарт, своего рода измерительный инструмент: кто такой Творец в сравнении с тем, кто такой ты. И ты чувствуешь, что есть у тебя в такой-то мере пустые келим, которые ты еще не исправил и не наполнил, а есть келим (желания), которые ты уже наполнил и исправил. И тогда соотношение между наполненными и пустыми келим дает тебе имя Творца.

Г. Копач: Хорошо! Я сейчас делаю вид, что понял, хотя еще не уверен, что понял правильно. Возможно это потому, что я еще не нахожусь на той ступени, когда это становится понятным?
М. Лайтман: Разумеется, ты еще не находишься на этой ступени, – ты же не чувствуешь это внутри себя. Но, скажем, ты исправил себя и чувствуешь внутри некое особое отношение к ближнему. Это отношение отличается тем, что ты сочувствуешь и сострадаешь ему в какой-то мере, испытываешь некую смелость, чувствуешь себя в чем-то ограниченным. И таким образом, твое отношение к ближнему рисует тебе некую картину, которая называется образом Творца или твоей гематрией. И так ты продвигаешься.
Вот почему этими гематриями пользовался Рашаш при составлении молитвенника и другие каббалисты. Они также использованы в «Учении о Десяти сфирот», в записях Ари и в книге Зоар.

Г. Копач: Однако каббалисты говорят, что гематрия плюс один или плюс два, – это одно и то же. Будто бы их отношение к этому такое, что это – игра.
М. Лайтман: Нет-нет, это включает в себя все и еще в дополнение следующую ступень, подсвечивающую тебе в виде окружающего света. Это очень точно.

Г. Копач: Религиозные люди относятся к гематрии как, скажем, к ловкости рук.
М. Лайтман: Это люди, которые не находятся в духовном постижении.
Г. Копач: Им необходима гематрия, чтобы доказать правильность своих ответов. Мол, это слово равно тому слову минус что-то еще, как у Баба Бубы (персонаж телепередачи). Вы знакомы с ним?
М. Лайтман: (Смеется). Да, этот персонаж мне известен. Но это не верно, поскольку религиозные люди не находятся в духовном постижении и не могут самостоятельно измерить свои состояния. Ведь так же, как мы измеряем у человека рост, объем, вес и все остальные мерки, берем у него анализы для лабораторных исследований и собираем все эти данные вместе, точно так же и сведения о моем духовном состоянии, в конечном счете, дают мне гематрию.

Г. Копач: Что Вы скажете в отношении смены имен? Бывают такие состояния, когда человек приходит к какому-нибудь раву, и он говорит ему: «Сейчас ты идешь по жизни неправильным путем, измени имя или добавь букву!» Мол, если женщину звали Тамар, пусть теперь ее зовут Тамара, а того, кого звали Дрор, пусть называют Дрора.
М. Лайтман: (Смеется).

Г. Копач: Одному он советует: «Добавь букву «алеф», другому: «Добавь букву «нун».
М. Лайтман:  человек меняет имя, если он меняет место на духовной лестнице. А, начиная с нашего мира до мира Бесконечности, есть 125 духовных ступеней. Если же я поднимаюсь с первой ступени на вторую, третью, четвертую, то на каждой ступени я приобретаю новые свойства, которые после их оценки и выяснения и дают мне, в конечном счете, это число в гематрии.
Моя мощность в отдаче, в любви к ближнему называется гематрией. Поэтому я не могу просто так добавить себе или взять другое имя. Духовное состояние, которое я обрел, и является моей гематрией, и я не могу просто так изменить его, – для этого мне необходимо изменить себя, и лишь тогда изменится гематрия.

Г. Копач: Значит, имя – это, в сущности, Ваша духовная ступень?
М. Лайтман: Имя – это запись, наподобие той, которая делается в паспорте. Скажем, если я изменил свое духовное состояние, мне дают новый номер. Сменил его снова, – опять получаю новый номер, чтобы установить, где я нахожусь.
Так упоминаемые в Торе имена Авраам, Ицхак, Яаков, Моше, Амалек и названия различных мест, состояния и действия, – все это – названия духовных состояний, которые проходит человек. И человек облачается во все эти слова: в Фараона и в Моше вместе, и все это происходит в одном человеке. Как сказано, что все слова Торы – святые.
Доводилось тебе когда-нибудь делать восхождение к Книге Торы?

Г. Копач: Да, я удостоился.
М. Лайтман: Так ты целовал Тору перед благословением? Возможно, ты поцеловал в тот момент Фараона или Амалека?

Г. Копач: Может быть. Может, я даже поцеловал Фараона.
М. Лайтман: Так как же ты такое сделал? Даже не посмотрел, что поцеловал. Почему? Сказано, что вся Тора – это святые имена. Значит, Фараон – это святое имя. Это – действие Творца по отношению к нам.

Г. Копач: Написано: «Творец Цваот (Воинства) от слова «Цава» – Армия. Значит «Цава» – это тоже имя Творца, и вообще все буквы – это Его имена?
М. Лайтман: Верно. Поэтому все, что написано в Торе, сказано о твоих внутренних состояниях. А значит, ты проходишь внутри себя состояния Фараона, Моше и Амалека. И все действия, о которых в ней написано, начиная с первого слова «Берешит» (В начале) и до последнего слова «Исраэль» (Израиль), тебе необходимо пройти в своем исправлении. И каждый раз ты облачаешься в то слово и в те же буквы, в том же порядке, как это написано в Торе.

Г. Копач: И все имена включены в меня?
М. Лайтман: Да, и таким образом ты приходишь к Конечному Исправлению.

Г. Копач: До того, как я приду к Конечному исправлению, у меня еще есть несколько вопросов.
М. Лайтман:  Пожалуйста.
Г. Копач: Кстати, Вы еще не ответили мне на вопросы, касающиеся тех глав, которые мы уже прошли. И сейчас как раз уместно об этом спросить. Одной из главных в Храме является процедура ароматных воскурений.
/7/ И ПОМАЖЕТ ПЕРВОСВЯЩЕННИК КРОВЬЮ ВОЗВЫШЕНИЯ ПО УГЛАМ ЖЕРТВЕННИКА ДЛЯ АРОМАТНЫХ ВОСКУРЕНИЙ,
Существует заповедь приносить жертву и воскурять на жертвеннике благоуханное масло в особых сосудах. Необходимо совершать эту заповедь дважды в день: утром и перед заходом солнца. Что такое на самом деле воскурение благовония?

М. Лайтман: Это Обратный свет, т.е. мое намерение отдавать Творцу в той же мере, в какой Он намерен отдавать мне. Это и называется «ароматным воскурением».
Г. Копач: Мое намерение отдавать Творцу…
М. Лайтман: Так же, как Он отдает мне.

Г. Копач: Это означает, что я возвращаю Ему энергию?
М. Лайтман: Я возвращаю Ему свое намерение, свое сердце. Я желаю прийти к подобию с Ним по свойствам.

Г. Копач: Как достигают этого?
М. Лайтман: Это проявляется в человеке во время того, как он желает постичь Творца и отдает Ему в своем внутреннем ощущении, когда чувствует отдачу Творца ему, и тогда он сам возвышается и побуждается совершить такое же действие в ответ. Это действие и называется «ароматным воскурением».
Г. Копач: Получается, что это хорошее дело – воскурить благоухания. Но похоже, что эти ароматические масла были наркотиками (то же слово, что и благовония)?

М. Лайтман: Нет, наркотики – это нечто иное. И если ты говоришь об употреблении наркотиков или благоуханий, – это совсем другое дело.
Г. Копач: Ну отчего же это совсем другое дело? Когда человек входил в Храм, он должен был ощутить запах этого благовония, ведь там все было окурено этим дымом, и человеку приходилось его вдыхать. А затем он испытывал ощущение подъема.

М. Лайтман: Это должно было поднимать тебя духовно, а не так, как под воздействием наркотиков отключать от действительности. Это называется Обратным светом. Когда ты желаешь подняться обратно, подобно тому, как приходит свет от Творца (Прямой свет), ты поднимаешь к Нему Обратный свет и желаешь вознестись к Нему. Это имеет отношение к дыму, поднимающемуся вверх, как наши намерения.
Г. Копач: Кстати, это вызывает у меня ассоциации с тем, что я видел, путешествуя по Африке. Я думаю, что нечто подобное существует и в Индии, где есть особая каста, занимающаяся наркотиками. Так, например, в Африке имеется некое племя, в котором есть такой закон, что если ты делаешь «ганджа» (так они называют наркотики) не по установленным правилам, то тебя приговаривают к смертной казни. Они не дают любому человеку прикасаться к своим наркотикам.
Все это мне очень напоминает происходившее в Храме. Существует подробный список всего необходимого, есть точные описания каким образом воскурить благовония. В этот список входит много компонентов, часть которых никому не известна.

М. Лайтман: Да, мы не знаем точно, что собой представляют некоторые из них.
Г. Копач: Но, если, например, я найду эти компоненты, приготовлю себе эту смесь и выкурю, что со мной произойдет?
М. Лайтман: Прежде всего, ты не сможешь сделать с этим больше того, что ты сказал.

Г. Копач: Что это значит?
М. Лайтман: Потому что мы говорим здесь о духовных действиях, которые должен выполнять человек. Если ты берешь компоненты, названия которых символизируют нечто в духовном мире, и ты желаешь подняться обратно к Творцу в намерении отдачи, то твое желание, твое намерение поднимается к Нему, и тогда ты чувствуешь меру вашей связи между собой и взаимное наслаждение. Но это не имеет никакого отношения к действиям человека в этом мире.

Г. Копач: Есть у меня много друзей, которые стали религиозными людьми, попробовав наркотики. То есть они взяли какой-то наркотик, а не те компоненты, которые используют в Храме, взяли, скажем, кокаин, экстази, ЛСД, выбрасывающий человека из этой действительности в какой-то иной непознанный мир. И тогда человек говорит себе: «Вот это – да! Есть нечто иное в этом мире!»
М. Лайтман:  «Есть нечто иное в этом мире!»
Г. Копач: Есть нечто иное, которое ты не наблюдаешь в повседневной жизни. И что бы ни говорили, но в культуре всех народов было принято употребление наркотиков.

М. Лайтман: Кроме нашего народа.
Г. Копач: Но зато у нас было принято воскурять благовония.
М. Лайтман: Нет, у нас в народе – это символ духовного действия. Ведь, в конечном результате, материальный Храм – это символ нашей работы в сердце.

Г. Копач: Символ – символом, но Храм существовал, и в нем происходила эта церемония воскурения благовоний.
М. Лайтман: Да, она совершалась, но была результатом, отпечатком внутренней духовной работы. Вся Тора повествует о внутреннем состоянии человека, о том, что с ним происходит. А все те внешние действия, которые мы совершали, были лишь ее символом. Ведь человек должен сделать в нашем мире копию духовного мира, потому что он желает перенести духовный мир в конец всех состояний, до материального мира. Но сама эта работа – внутренняя, совершаемая внутри человека.

Г. Копач: А, возможно, для того, чтобы достичь этого внутреннего состояния, чтобы открыть некое окно и заглянуть вовнутрь, нужен какой-то катализатор.
М. Лайтман: Нет, катализатор – это весь Высший свет, который сейчас воздействует на меня, и я желаю воздействовать на Него обратно. У меня есть соприкосновение с Высшим, и я желаю действовать по отношению к Нему так же, как Он действует на меня. Вот тогда мы и придем к слиянию. Ведь наша конечная цель – прийти к слиянию с Высшим, чтобы я находился на Его уровне, а все эти наркотики символизируют в какой мере я поднимаю обратно свои намерения, Обратный свет. Это и есть святая работа в Храме. И ее ты можешь выполнять сейчас, когда ты сидишь здесь в кресле, без тех компонентов, о которых ты упоминал.

Г. Копач: Но если я понюхаю эти благовония, запах подействует на меня.
М. Лайтман: Нет, это не отключит тебя от реальности. В этом и состоит вся проблема. Зачем используют наркотики в нашем мире? – Только лишь для того, чтобы оторвать человека от действительности. Наше эго растет и с течением времени все больше властвует над нами, омрачает нашу жизнь, делает ее все тяжелее и запутанней.
Человек желает все больше и больше наполниться и чувствует, что не может это сделать, и поэтому остается опустошенным. А для того, чтобы как-то облегчить эти состояния опустошенности и бесцельности, он принимает наркотики.

Г. Копач: С таким же успехом можно принять обезболивающее…
М. Лайтман: Нет-нет, мы не говорим здесь об обычной боли, – а о чувстве внутренней опустошенности. Вот что чувствует наше поколение, и поэтому употребляет наркотики. Это – такой период, который необходимо пройти. Но от наркотиков люди отойдут, поскольку увидят, что не смогут этим себя наполнить, что это – обман.

Г. Копач: И опять-таки, если взять, например, наших первосвященников или шаманов-индейцев, или знахарей из Африки или из Индии, то у каждого народа, у каждой культуры есть свой наркотик, которому они отдают предпочтение. В Южной Америке, скажем, – это кокаин. Значит, еще в те времена использовали наркотические средства. Это растение ведь не выросло только в последние 50 лет?

М. Лайтман: Конечно, наркотики известны давно. Их применяли с давних времен. Но я хотел бы подчеркнуть, что у нас, евреев, их не употребляли так, как это принято сегодня. И наркотики или благовония, жертвоприношение, сожжение жертвы является символом внутренней работы человека, совершаемой им осознанно, в состоянии огромного воодушевления и наивысшей душевной и умственной концентрации, когда он знает, где он находится и что делает. Это настолько далеко и противоположно состоянию отрыва от реальности!

Г. Копач: Тогда давайте себе представим, что 2000 лет назад простой обыватель-еврей зашел в Храм…
М. Лайтман: Он не был простым обывателем. Тот, кто 2000 лет назад заходил в Храм не был простым обывателем в нашем понимании.

Г. Копач: Ему разрешалось входить только во двор Храма?
М. Лайтман: Это не важно. Еврей-обыватель тех времен знал, что такое святая работа, что означает выполнить действие «ради отдачи». Он жил в народе, где все заботились о ближнем. Разумеется, среди них были люди, высказывавшиеся «за» и «против», и вспыхивали войны, как, скажем, во времена Моше. Всегда были войны, всегда были исправления, и так будет все время до Конечного исправления.
Не нужно думать, что все должно быть в розовом цвете, – наоборот, все время должно происходить увеличение эго, сопровождаемое разными помехами и столкновениями с Амалеком. А человеку постоянно нужно быть в вечной борьбе и нескончаемом исправлении. Поэтому происходили разные вещи. Но все-таки человеку было известно, что происходит, кто воюет, во имя чего и для чего существует этот материальный Храм, что он является символом и отпечатком внутренних исправлений, которые необходимо выполнить, и что внутри нас существует возможность встретиться с Высшей силой, которая пребудет в нас.

Г. Копач: Ну, а что вы скажете о тех, кто вернулся к религии, или о религиозных людях из религиозных семей, приходящих на могилы праведников и проводящих там, скажем, вечеринку «экстази»?
М. Лайтман:  В самом деле?

Г. Копач: Да, и таких людей много.
М. Лайтман: Может быть, это новая форма восприятия, какое-то новое веяние?
Г. Копач: В этом есть что-то подобное Надаву и Авию из следующих глав Торы?
М. Лайтман: Верно.
Г. Копач: Там говорится, что у них было чужое благовоние, и с ними что-то случилось?
М. Лайтман: Они хотели отдачу Творцу использовать себе во благо. Иначе говоря, любовь к ближнему – это прекрасно, я готов любить всех, однако, где же результат, – я хочу выиграть от этого. Это называется «идолопоклонством». Поэтому они умерли.

Г. Копач: И последний вопрос: «Алкоголь – это не наркотики?»
М. Лайтман: Это зависит от того, как его используют. Но – алкоголь не является наркотиком. Алкоголь, который находится сейчас в нашем пользовании, – это совсем не то, о чем упоминается в Торе. В то время алкоголем считалось только вино. И даже то вино, которое пили, пили с водой.
Ведь по нашей традиции в начале в стакан наливают немного воды, символизирующей свет хасадим, отдачи, а затем наполняют его вином, символизирующим свет хохма, чтобы свет хохма облачился в свет хасадим.

Г. Копач: Вы представляете все в таком свете, будто в те времена все люди были хорошими, но ведь и в ту пору были пьяницы и заядлые курильщики наркотиков. Храм разрушился из-за беспричинной ненависти, значит, были тогда…

М. Лайтман: Да, они упали с того высокого духовного уровня на действительно страшный уровень нашего мира, в изгнание из духовного, но и это было предопределено изначально. Люди знали и видели то, что должно было с ними произойти. И как написано в книге Зоар, в 1995 году, т.е. в наше время, наука каббала начнет выходить из скрытия. Это означает, что весь этот процесс был известен.
Ведь мы говорим о том, что с начала творения желание получать возрастало. Наше эго все росло и росло, пока мы не решили построить Вавилонскую башню, а затем оно вновь становится меньше, и сыновья Израиля входят в Египет. А потом эго вновь растет и снова уменьшается, наступает период Первого и Второго Храма… И так весь этот период до Конечного Исправления еще с самого начала был известен людям.
Ведь на вопрос Авраама, как можно быть уверенным, что его потомки унаследуют святую землю, Творец ответил: «Знай, что будут твои потомки в изгнании». Так что эти процессы известны нам заранее: в каком состоянии мы (все души) находимся сейчас и какие состояния должны будем пройти. Нам только неизвестно (и об этом действительно невозможно знать), придем ли мы путем страданий, не приведи, Бог, или посредством Торы, посредством света, который мы притянем к себе и исправимся.
---------------------------

 Женский уголок 

Забота “аидише маме” давно уже стала притчей во языцах. Еврейская женщина. Мать. Неповторимый вкус гефилте-фиш и аромат куринного бульона… Но не обидно ли, что роль еврейской женщине (кстати, согласно еврейским источникам, заведомо сотворенной более духовной, чем мужчина) в первую очередь ассоциируется у нас с кухонными запахами и возней с ребятней? 
Раввин Исраэль Салантер, основоположник еврейского этического движения Мусар, любил повторять, что наша духовность есть ни что иное, как забота о материальности другого. Как правило, мы любим “наставлять овец заблудших на путь истинный”, при этом ни мало ни заботясь о том, сытный ли был у них завтрак и завтракали ли они вообще. На самом деле, гораздо большую пользу могли бы принести не наши пустые увещевания, а искренняя забота о ближнем, наш личный пример человеколюбия (а заодно и выполнения заповеди “Возлюби ближнего как самого себя”). 
Поэтому-то “аидише маме”, на чьи хрупкие плечи ложится нелегкая забота о воспитании детей, превращения их из плаксивых эгоистичных существ в Настоящих Людей, и должна в первую очередь быть воплощением полного альтруизма и нежной заботы. 
А куриный бульон с креплах (пельмени по-еврейски), между прочим, принято подавать в Пурим (а также перед Йом-Кипуром и в последний день праздника Суккот). 
Также как хоменташи (озней-аман) , они показывают, что «не все золото, что блестит», и внешняя оболочка не всегда соответствует внутреннему содержанию. И в плохую, и, слава Б-гу, в хорошую сторону. 
Так, хоть во всем свитке Эстер не разу не упомянуто имя Б-га, вся эта книга (как и вся наша жизнь) наполнена Его скрытым присутствием. И так же, как и креплах в конце концов, оно всплывает на поверхность! 
Веселего Вам праздника: 

Сварите обычный бульон из половины тушки небольшой курицы с добавлением лука, моркови, кореньев, зелени, соли и мясных костей по Вашему собственному вкусу и усмотрению. Перемелите куринное мясо с яйцом, маленькой жаренной луковицей и перцем. Положите по чайной ложечки фарша на квадратики теста из стакана муки, яйца, соли и четверти стакана воды. (Длина стороны каждого квадратика – 5-7см). Сложите квадратики пополам (в виде треугольников) и хорошенько залепите углы и края. Опустите креплах в кипящий бульон, подождите пока они всплывут и поварите еще минут 15. Приятного аппетита! 

В избранное