Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы из Израиля: Экев-Вследствие


Шалом, дорогие друзья!  У нас 370 подписчиков этой серебренной рассылки! Довольно большая аудитория! Рассылка существует несколько лет. Я рад, что этот материал полезен для духовного развития. 
Эта рассылка органично связана с сайтом "Исход-2. Возвращение к Источнику"  www.tikvaisrael.com 
Там вы можете читать Еврейский Новый завет (ЕНЗ) и другие книги и статьи мессианского и ортодоксальных направлений. Приглашаю!
Предлагаю толкования недельной главы Торы -  Экев («Вследствие») в исполнении мессианских евреев  и ортодоксальных евреев.
Подписаться на эту рассылку в тексте вы можете через сайт рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael
Будьте благословенны. Ваши  мнения и предложения присылайте по адресу ezra@bk.ru  
Езра (Алекс)

От Мессианских евреев 
Недельная глава Торы  Экев («Вследствие»)
Второзаконие 7:12-11:25
Допол. чтение - : Йешайягу 49:14-51:3 (Исайя), Деяния 6-7, Рим.8:13-39

И если (экев – следствие) вы будете слушать законы сии и хранить и исполнять их, то Господь, Бог твой, будет хранить завет и милость к тебе, как Он клялся отцам твоим, и возлюбит тебя, и благословит тебя, и размножит тебя, и благословит плод чрева твоего и плод земли твоей, и хлеб твой, и вино твое, и елей твой, рождаемое от крупного скота твоего и от стада овец твоих, на той земле, которую Он клялся отцам твоим дать тебе; 
(Втор.7:12,13)

Все это очень сильные слова и сильные обетования. 
«И есть ли какой народ, какому бы Господь давал такие обетования».  
Но проблема заключается в тех, кому были сказаны эти слова. 
Они требуют ответной реакции, они требуют понимания, запоминания, и исполнения.

Все то, что дал Моше на горе Синай, в отличии от обычно приемлемой версии входит в разряд вещей, которые можно исполнить. 
Там и здесь в различных христианских толкованиях Торы, доктринах и пояснениях делается заявление, что Тору исполнить не возможно. Именно по этому, она устарела, и дан Новый порядок, Новый договор – Новый Завет.

Это не верное утверждение. Тору можно и нужно исполнять. 
Если бы Тору не возможно было бы исполнить, то Бог, давший Тору, походил бы на отца, у которого сын просит хлеба, а он дает ему камень! 
На тот период времени, Тора была откровением Господа и повелением Господа, и исполняющий ее был благословен.

Новый Завет начинается с описания людей, которые были праведны на основании Торы: 
Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.(Лук.1:5,6)

Именно исполняющие Тору, жаждущие правды Господней, искренне подходящие к ней во времена до прихода Мошиаха, были теми, которые в Мошиахе Иешуа узнали обетованного посланника Божьего. Остальные, не слушавшиеся Моше, не слушали и Его, и об этом Иешуа говорит: Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.(Иоан.5:46)

Вместе с высоким уровнем внешней набожности в Израиле во времена второго храма, для многих это было лишь удобная форма жизни, привычная и дающая привилегии.  
Во многом и сегодня, многих религиозных людей, номинальных иудеев и христиан, не только в Израиле, но и в др. странах объединяет не жажда по Богу, а удобство и спокойствие и принятость. 
Но Иешуа поощряет нас искать, даже если мы имеем определенные знания и понимания: 
Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. (Матф.7:7,8)

Всякий истинно верующий не может остановиться на достигнутом, т.к. Бог бездна богатсва и премудрости и дает вкушать знающим и ищущим Его больше и больше.

О непреходящей ценности Торы сказал Иешуа: 
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. 
Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. 
Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. (Матф.5:17-19)

В отношении значения слов «Ветхий Завет»:
Ветхий – очень не корректное слово. Во времена первых учеников, когда еще Новый Завет не был написан, Павел называл Танах Боговдохновенной книгой, актуальной и годной для всякого изучения. 
После написания Нового Завета, Танах не потерял своей актуальности, но люди, крайне не желавшие видеть Израиль на страницах истории, начали постепенно вводить это выражение – ветхий, старый, дряхлый, не нужный….Они разумеется, ссылались на выражение в послании к Евреям:  
Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. 

И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня,потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более. 
Говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению. 
(Евр.8:10-13) . Но данное место говорит об образе жертвоприношений и только. 

Мораль, история, национальные признаки евреев, все это осталось неизменным, и именно это и называется Тора. 
Что же касается священства, то да, по словам Нового Завета, оно было изменено, т.к восстал новый первосвященник не из сынов Аарона, а по чину Мелхиседека и стал совершенным священником и жертвой в одном лице. 
И это абсолютная Истина.

От Ортодоксальных евреев.
Недельная глава Экев («Вследствие»)
Глава Экев описывает евреям Землю Израиля и предупреждает еврейский народ о возможных проблемах слишком хорошей жизни.

Каждая недельная глава – цельный и гармоничный отрывок Торы. Как правило, ее начало и конец объединены каким-либо общим смыслом. Эта связь особенно остро ощущается в последней книги Пятикнижия, Дварим. Возьмем для примера сегодняшнюю главу.
Начинается она примерно со следующих слов - 'Вследствие того, что вы будете изучать и соблюдать законы Торы и действовать согласно им, Б-г будет сохранять с вами союз'. 

Почему примерно? Да потому что мы в очередной раз сталкиваемся с невозможностью точного перевода Торы, в котором каждое слово и даже каждая буква несут настолко многогранную смысловую нагрузку, на любой иностранный язык. Так первое слово «экев» одновременно переводится и «если, вследствии», и «пятка». 
Меня, как лингвиста по профессии, заинтересовало,когда это слово впервые появляется в Торе. Практически в самом начале. О будущих взаимоотношениях Человека и Змея Тора высказывается так: «Он (человек) будет поражать твою голову, а ты (змей) будешь поражать его в пятку.» 

Постараемся немного углубиться в бездну комментариев и понять, что за аллегории стоят за всем этим, а для этого обратимся к нашим источникам. 
Итак, змей, внесший в человека яд сомнений – это наше так называемое «дурное начало», все наши дурные привычки, иллюзии и прихоти, мешающие нам порой посмотреть правде прямо в глаза. 
И как бы человек не пытался «поразить их в голову», обращаясь к логике, здравому смыслу и голосу рассудка, у него все равно остается одно особо слабое место, своеобразная «ахилесова пята», и это место Тора называет пяткой. 
Пятка. Самая низшая точка человеческого тела, соприкасающаяся с землей. Обобщая, мы придем к выводу, что пятка – символ всего самого низменного, самого грубого, самого анти-духовного и анти-возвышенного.

А теперь давайте все-таки вернемся к текущей недельной главе. Итак, она начинается с той самой «пятки», со слова «экев». Но почему в данном контексте Тора выбирает именно это слово? Все дело в том, что те законы Торы, о которых здесь идет речь, это те самые законы, которые в повседневной жизни мы, образно выражаясь, «топчем ногами, идя на поводу у своего собственного змея». Далее, нам подробно описывается, на что именно мы можем рассчитывать, изменив подобную политику по отношению к законам Творца. 
В частности
и на то, чем заключается глава: «Каждое место, куда ступит ваша ступня, будет ваше, от пустыни и Ливана, от реки Ефрат и до Средиземного моря будут ваши границы». Если наша «пятка» перестанет «втаптывать в грязь» все святое и тем самым изменит свою низменную сущность, та же самая «пятка» обретет такую духовную силу, что даже земля, куда она ступит, станет обладать святостью, достойной Святой Земли. 

Жемчужины еврейского комментария
«Соблюдайте все заповеди, которые Я тебе заповедаю сегодня ... потому, что земля, в которую ты входишь туда, чтобы унаследовать ее, не похожа на землю Египта, откуда вы вышли, где ты сеял и поливал посевы как зеленый сад...Если вы будете соблюдать заповеди.. Я дам вам дожди в свое время..» Дварим 11:8-14

Рамбам обращает наше внимание на характерную особенность Земли Израиля – она не орошается водными источниками, подобно каналам Египта, ответвляющимся от его центральной водной артерии – Нила. Она всецело зависит от дождей, иными словами – от воли небес. Поэтому-то эта земля несравненно хороша, в том случае, если евреи живут по-еврейски и несравненно губительна в противоположном случае.

Экев

Недельная глава Торы" от ортодоксов каббалистов в диалоге:

Г. Копач: ИДИТЕ И ОВЛАДЕЙТЕ СТРАНОЮ, О КОТОРОЙ ПОКЛЯЛСЯ БОГ ОТЦАМ ВАШИМ (Книга Дварим, 1:8)
Мы говорили о том, что Моше находится на такой ступени, которая не позволяет ему войти в землю Израиля.

М. Лайтман: Да, он относится к ступени веры. Ступень веры – это исправление, которое обретают в течение 40 лет. "40" соответствует букве "мэм" ивритского алфавита. Это период подъема от состояния получения Торы до ступени Бины.
Когда человек восходит на ступень Бины, то силой Бины он поднимается над всеми своими прежними желаниями. 
То есть он может удерживать себя над своей природой.

Г. Копач: Но мне это не понятно, ведь в Зоаре Моше назван "верным поводырем". Так он не пригоден для того, чтобы войти в землю Израиля, или же ему это не нужно?
М. Лайтман: Эта сила не может войти в землю Израиля. Потому что "земля Израиля" – это уже желание, с которым нужно работать. После того, как ты поднимаешься на ступень Бины, ты начинаешь спускаться оттуда обратно, во все эти желания, для того, чтобы перевернуть их намерение с эгоистического на альтруистическое.

Г. Копач: Значит, как Вы меня учите, "земля Израиля" – это желание.
М. Лайтман: Прежде всего, это неисправленное желание в человеке, которое он должен обратить на противоположное.
Г. Копач: Это желание, которое я должен трансформировать…
М. Лайтман: Верно. Потому это и называется "семь народов населяют эту землю".

Г. Копач: Так кто же на самом деле эти народы? Ведь и Моше предостерегает нас, чтобы мы не поклонялись идолам этих народов, призывает разрушить их храмы…
М. Лайтман: Нельзя ничего оставлять.

Г. Копач: Почему? Во-первых, это неверно с точки зрения истории. Ведь мы повели себя, как "хорошие дети", и сделали только половину работы, – мы оставили тут другие народы.
М. Лайтман: В этом-то и проблема, что, как рассказывается, мы сделали половину работы, то есть оставили внутри себя все свои желания, не проверили их до конца, не пришли во всех этих желаниях к осознанию зла. 
Мы не отсортировали их правильно и не отбросили те желания, с которыми невозможно достичь слияния с Творцом и соединиться с духовным. 
Поэтому создалась путаница, мы были втянуты в войны и проблемы, и в конце концов изгнаны из этой земли.

Г. Копач: Так кто же эти народы, которые здесь жили? Они, в сущности, олицетворяют…
М. Лайтман: семь корней клипот (клипа - скорлупа, предел, препятствие).

Г. Копач: Они как бы являются символом препятствий и промедлений осуществлению наших желаний?
М. Лайтман: Да. Они скрываются внутри человека. Благодаря изучению Торы человек притягивает на себя свет, возвращающий к Источнику. Написано: "Я создал злое начало и создал приправу – Тору для его исправления, потому что свет, кроющийся в ней, возвращает к Источнику".

Так вот, благодаря этому свету в течение 40 лет (а 40 лет – означает принятие всего света) мы поднялись на такую ступень, когда как бы перешли из пустыни, из малхут, из этого опустошенного необитаемого края, из этой пустой жизни – на ступень Бины. Иными словами, мы получили силы стоять над этими желаниями и приступить к их исправлениям.
Когда я работаю с желаниями, то это означает, что я обращаю их в желания "исра-эль", "эрец-Исраэль" (земля Израиля). 

Слово Исраэль состоит из двух слов: "исра" (на иврите "яшар" – прямо) и "эль" – Творец.
То есть я беру эти эгоистические желания и исправляю их, обращая на отдачу другим. Я достигаю ступени любви.

Г. Копач: В этой главе написано так:
НЕ ЗА ПРАВЕДНОСТЬ ТВОЮ И ПРЯМОДУШИЕ ТВОЕ ПРИХОДИШЬ ТЫ ОВЛАДЕТЬ ИХ СТРАНОЙ, НО ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ НАРОДОВ ЭТИХ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ИЗГОНЯЕТ ИХ ОТ ТЕБЯ, И ЧТОБЫ ИСПОЛНИТЬ СЛОВО, КОТОРЫМ ПОКЛЯЛСЯ БОГ ОТЦАМ ТВОИМ, АВРААМУ, ИЦХАКУ И ЯАКОВУ (Книга Дварим, 8:5).
То есть в некотором смысле это от нас не зависит. Ведь все эти народы – злодеи, и потому нам дают возможность овладеть их страной.

М. Лайтман: И им необходимо исправление. Поэтому появляются такие намерения, как Моше, который полностью посвятил себя своему народу. И теперь народ приходит к этим желаниями, к этим народам, чтобы их исправить.
Это исправление заключается, прежде всего, в том, чтобы уничтожить все те намерения, которые существуют в желании "исра-эль", "эрец Исраэль", и принести в них намерения со ступени Бины.

Г. Копач: Почти сразу же за Книгой "Дварим" следует Книга "Йеошуа", где рассказывается о завоевании земли Израиля. Затем идет Книга "Шофтим" ("Судьи"), в которой говорится о войнах с различными народами, в которых уничтожались их божества. И сказано:
"И В ПОКОЕ ПРЕБЫВАЛА ЗЕМЛЯ СОРОК ЛЕТ" (Книга Шофтим, 5:31).
И снова мы возвращаемся к числу "40".

М. Лайтман: Да. Это в точности то же самое! Потому что мы каждый раз должны исправлять себя на более продвинутой ступени Бины, ступени "хафец хесед", ступени отдачи. Ступень Бины – это вера, которая над силами эгоистического получения.
Поэтому каждый раз это обновленная ступень Бины, когда уничтожается еще один слой наших эгоистических желаний, когда они еще чуть-чуть обращаются на отдачу всем и соединение. И так еще и еще, пока мы не завершаем исправление всех своих желаний от "легких" к более "тяжелым" и достигаем состояния Конечного Исправления.

Г. Копач: Значит, наше нынешнее политическое положение, конфликт с нашими "соседями", и даже обстановка внутри страны, отношения с израильскими арабами, – все это следствия?
М. Лайтман: Это отпечаток того, что мы представляем собой внутри. Ведь если бы мы пребывали в любви друг к другу, то не было бы никаких проблем: мы, разумеется, достигли бы мира со всеми народами. Так объясняет нам Бааль Сулам в "Предисловии к Книге Зоар". Да и написано в Книге Зоар, что бедствия приходят в мир только из-за народа Израиля. Именно мы в этом виноваты, потому что не исправляем себя до ступени Бины.

Г. Копач: Возможно, мы пытаемся, но ведь это берет время. Это целый процесс, и он не происходит по мановению волшебной палочки.
М. Лайтман: Это верно, но его можно ускорить, и тогда ты устраняешь все внешние помехи. Ты ощутишь это и на уровне этого мира, и, безусловно, – в духовном. Ты почувствуешь мир и покой в стране, ты раскроешь духовные миры, вечную и совершенную жизнь. И все это зависит от нас, потому что мы владеем этим средством – Тора - инструкция по исправлению.

Г. Копач: Так какой же шанс у того, чтобы наша земля пребывала в покое 40 лет, когда даже полгода нет покоя?
М. Лайтман: Только получить свет, который возвращает к Источнику, как это сделали они. 
Но они не завершили эту работу. Это должны сделать мы в своем поколении. 
Все то, что не было выполнено со времени вступления в землю Израиля, со времени ее завоевания и далее...
Г. Копач: и, возможно, до сих пор...
М. Лайтман: Да, все это отражается сегодня.

Г. Копач: Написано в Торе:
И БУДЕТ, ЗА ТО, ЧТО СЛУШАТЬ БУДЕТЕ ВЫ ЗАКОНЫ ЭТИ, И ИСПОЛНЯТЬ ИХ, ТО ХРАНИТЬ БУДЕТ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ДЛЯ ТЕБЯ СОЮЗ И МИЛОСТЬ (Книга Дварим, 7:12).
Иными словами, Если будете слушать, то все у вас будет хорошо, а если не будете слушать Мои законы...
М. Лайтман: То есть нам дали средство. И если мы воспользуемся им, исправим себя и весь мир, то нам будет хорошо. А если не исправим, то будем вынуждены получать удары до тех пор, пока все равно этого не сделаем.

Г. Копач: Кстати, Раши объясняет, что "ЗА ТО" ((на иврите – "экев") – это "легкие" заповеди, которым человек обычно не придает слишком уж большого значения.
М. Лайтман: Потому что люди этого не хотят. Смотри, как они пренебрежительно к этому относятся. Ведь все знают, что есть такая заповедь: "возлюби ближнего, как самого себя". Красивая фраза. 
Все с ней согласны, но никто к этому даже не приближается. 
Ни один человек! 
Только произносят красивые слова. 
Иногда перед выборами ты можешь услышать такие всевозможные лозунги, но не более. 
Проблема же в том, что "легкие" заповеди только кажутся нам легкими.

Г. Копач: А что такое "легкие" заповеди? Я даже не знал, что существует разделение на "легкие" и "тяжелые" заповеди...
М. Лайтман: "Легкие" – это заповеди, касающиеся человека и его отношения к ближнему. А мы этим пренебрегаем.

Г. Копач: Значит, мы предпочитаем выполнять "великие" заповеди, помпезные, как то: молиться, приносить жертву, и т.п.
М. Лайтман: Вроде того. Но я говорю о нашем времени. Смотри, чем мы занимаемся, – только внешним. Сколько мы тратим на все эти роскошные синагоги и т.п., вместо того, чтобы сконцентрировать все средства для своего внутреннего развития, для того, чтобы человек стал иначе относиться к ближнему. Ведь религия, все-таки, должна проявляться в том, чтобы направить человека к любви, отдаче, милосердию.

Г. Копач: Любовь и милосердие – это и есть "легкие" заповеди?
М. Лайтман: Это "легкие заповеди". Я, не дай Бог, никого в этом не обвиняю, – я просто говорю, что такова наша природа: мы не придаем значения этим вещам.

Г. Копач: Мы знаем, что существует 613 заповедей. Но ведь ни один еврей не выполняет все 613.
М. Лайтман: На уровне материального мирамы к этому не готовы. Но в духовном мы, действительно, можем их выполнить. Потому что в духовном "613 заповедей" – это твои желания, которые называются либо "пустыней", либо "землей Израиля", когда ты, пройдя весь этот процесс, их исправляешь.

Г. Копач: Значит, на земном уровне невозможно, чтобы я выполнил все 613 заповедей.
М. Лайтман: Нет. Ведь у тебя есть 200 заповедей, относящихся к служению в храме, еще 200, которые касаются сельскохозяйственных работ, святости земли Израиля. Но в материальной земле нет святости.

Женский уголок
В нашей недельной главе в очередной раз Земля Израиль описывается как «земля, текущая молоком и медом». Так как по выражению одного хасидского лидера, евреи обязаны жить в духе времени – в духе недельной главы Торы, давайте внесем этот дух и на наш семейный стол!

Медово-молочный коктейль
На одну порцию: смешиваем 2 чайные ложки меда с тремя столовыми ложками молока, сырым желтком и столовой ложкой рома. Добавляем кубик льда и украшаем взбитыми сливками, посыпав рубленными орехами.

Мюсли
2 чайные ложки меда смешиваем с двумя столовыми ложками кипяченного молока. Добавляем 3 столовые ложки овсянных хлопьев и 2 столовые ложки рубленных орехов. Мелко режем как минимум три вида сезонных фруктов (яблоки, бананы, клубника, груши, апельсины, мандарины, киви, хурма и т.п. ), сбрызгиваем лимонным соком. Добавляем в хлопья и заливаем 2 стаканами молока. Даем настояться как минимум час.

В избранное