Все выпуски  

Недельная глава Торы из Израиля: Рее - Смотри


Шабат шалом, дорогие друзья! Мир субботе!
Предлагаю толкования недельной главы Торы - "Рее - Смотри" в исполнении мессианских евреев и ортодоксальных евреев.
Подписаться на эту рассылку в тексте вы можете через сайт рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael 
Наш сайт "Исход-2. Возвращение к Источнику"  www.tikvaisrael.com 
Там вы можете читать Еврейский Новый завет (ЕНЗ) и другие книги и статьи. Будьте благословенны.
Езра 

Недельная глава Торы: "Рее" – "Смотри" от мессианских евреев 
Второзаконие 11:26-16:17
Допол. чтение: Йешайягу 54:11-55:5, Деяния 8-9, 1 Иоан 4:1-6 

Вот,(Рее – смотри..) я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, (Втор.11:26,27)
 Если об этом говорит Тора – это истина. Последующие главы Второзакония описывают последствия проклятья. Весь Танах – это призыв пророков исполнять Тору, что бы не попасть под проклятие. 
Новый Завет, ссылаясь на Исайю говорит, что одним из назначений обетованного Мессии – понести грехи народа и проклятия. Послание Галатам прямо заявляет:  
Мессия искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе (Гал.3:13)

Преступление против Закона Божьего, против Торы влечет за собой самые обильные проклятия. 
Писания предупреждают народ от нарушения заповедей Богопочитания и человеколюбия, и обещают, в случае нарушение увеличивающиеся и усиливающиеся проклятия, как индивидууму, так и согрешающему народу.

Все это часть отношений с Богом. Крепкий союз – благословение, нарушение союза – штрафные санкции. 
К сожалению, наш народ прошел практически все ступени проклятия, и все это было вызвано неверностью и недостаточным вниманием к Торе.

Разрушение первого храма и рассеяние наступили в результате отхода от первых заповедей – народ поклонялся идолам. 
Храм стоял, в нем была Шехина, Божественное присутствие, а народ поклонялся идолам. В результате Шехина ушла, храм, без Божьего присутствия потерял ценность и был разрушен. 
Народ ушел в первый Галут – рассеяние.
 Второй храм стоял и было Божественное присутствие. Народ внешне пытался соблюдать Закон, не понял намерения Бога, т.е. сердцем стоял далеко от Него. 
 Как результат, Храм без Божественного присутствия был разрушен, а народ постиг новый галут – изгнание.
Изгнание для Израиля является высшей степенью Божьего наказания.

Как в нашей жизни проявляются проклятия?
Важно быть очень внимательным к нашим словам, делам, решениям, сопоставляя их с единым стандартом, т.к. ничего другого Писание нам не предложило – заповеди. 
Не стоит обольщаться слышимым везде утверждением «закон устарел». 
Закон актуален, устарели лишь жертвоприношения. 
Закон же, был дан до скончания веков и является стандартом, воздавая за грех и благословляя за послушание. 
От морального кодекса Торы не освобождены ни Израиль и не народы.
 
Каждому из нас нужно сознание того, что ты в проблеме. За этим дело обычно не стоит, но некоторым повторяющиеся проблемы, не кажутся проклятием.
Искреннее исповедание перед Богом в грехах, вызвавших проклятие. Возможно, нужно исповедоваться  в известных грехах своих предков. 
Если ты ищешь освобождения от греха и проклятия, то призови на себя и свою жизнь действие крови Иешуа. Это достойная цена в глазах Бога, чтобы остановить действие проклятия в твоей жизни.

Терпение, укрепление в вере, любовь, благодарение – это важный последующий шаг для каждого человека,  ищущего исцеления от проклятия – молитва и чтение Слова, любовь к ближним, общение и благотворительность, добрые дела, и отвержение сомнений. 

Недельная глава «Ръэ» - «Смотри» от ортодоксальных евреев.
В нашей недельной главе – 54 из 613 заповедей. В их числе – законы кашрута, еврейских праздников, поддержки неимущих слоев населения и другие. 

Для начала давайте перечислим хотя бы некоторые из сегодняшних 54 заповедей. 
«Каждый год отделяй одну десятую часть всего твоего урожая.» 
«Вот закон шмиты (седьмого года) – аннулируй все долги, которые бывают между евреями» 
«Если будет у тебя нищий, один из твоих братьев...не ожесточай свое сердце и не сжимай свою руку перед твоим бедным братом, а расскрой ему свою руку и дай ему взаймы по его потребностям, то, чего ему не хватает» 

«Три раза в год пусть все твои мужчины являются перед лицом Всевышнего Б-га, в место, которое Он выберет - в праздник мацы, в праздник Шавуот и в праздник Суккот» 
«Ну что ж, превосходные советы для идеального общества, к сожалению, не применимые в современном обществе, где человек человеку волк» воскликнет часть наших читателей и …ошибется. Речь идет отнюдь не о полезных советах, а о заповедях Торы, обязанность исполнения которых лежит на нас вне рамок места и времени. 
«Так что же Тора хочет, чтобы мы были кроткими овечками, отданными на съедение волкам?»- задается справедливый вопрос. Овечками? Что ж, одно из типичнейших сравнений нашего народа в еврейских источниках – именно с этим домашним животным. 
В частности приводится следующая притча. 
Овечка в слезах обратилась ко Всевышнему: «Б-же! Я такая беззащитная! Дай мне средство спастись от хищников, постоянно охотящихся на меня!» 
Тогда предложил ей Б-г на выбор острые клыки, когти, ядовитое жало или ветвистые рога. « Чтоб я нечаянно кого-нибудь забодала, укусила или ранила?! Уж лучше мне остаться беззащитной!» решительно ответила овечка. Тогда Б-г наделил овечку тончайшей шерстью и этим сделал ее нужной человеку, взявшему овечку под свою опеку.
 
Так и еврейскому народу досталось лучшее «оружие» - заповеди Торы – и хотя мы лишены «когтей» и «клыков», соблюдая их, мы заслуживаем вечную опеку самого Творца! 
А чтобы не быть голословными, приведем два исторических факта: несмотря на то, что и войны, и засухи не были редкостью в Иудейском государстве, ни разу не вспыхнула война во время трех праздников – Песах, Шавуот и Суккот, обязывающих всех мужчин покинуть свои дома, чтобы прийти в Иерусалимский Храм, и ни разу начало засухи не совпадало с годом шмиты! 
Не символично ли, что в наши дни, как только соблюдение даже святого Йом-Кипура стало формальностью (а ведь сказано, что постящемуся в Йом-Кипур с намерением назавтра продолжать грешить как прежде, грехи не прощаются), в тот же день (кстати, в шабат) разразилась война? 

Жемчужины еврейского комментария 

«Смотри, Я даю вам сегодня благословение и проклятие» - именно этими словами и начинается сегодняшняя недельная глава. Это предложение смущает многих комментаторов своим неожиданным переходом от единственного числа («Смотри») ко множественному («вам»). И каждый из них пытается объяснить это грамматическое несоответствие по-своему. Вот что говорит по этому поводу комментарий Кли-якар (в дословном переводе – «Драгоценный сосуд»). 
Наши мудрецы рекомендуют нас особо тщательно взвешивать каждый наш поступок. Перед каждым своим действием нам стоит подумать о том, как оно отразится ни больше, ни меньше, как на судьбе всего мира! Еще бы! 

Представим себе, что ежесекундно весь наш мир стоит перед судом, в котором его дальнейшая судьба зависит от соотношения добра и зла, происходящих в нем. И, увы, нередко этот почти ровный баланс решается в ту или иную пользу только засчет одного единственного поступка. И как знать, не твой ли тот самый поступок перевесил чашу весов? 

Так каждое наше доброе дело не только способно хоть как-то исправить действительность, но и попросту дает оправдание существованию всего человечества! И точно также любой наш проступок(не дай Б-г!) может привести к такому резонансу, что все наше существование будет поставлено под угрозу.
 
Вот об этой огромной личной ответственности, объясняет Кли-якар, как раз и идет речь в начальной фразе недельной главы «Ръэ», взывающей к каждому: «Смотри! От тебя лично во многом зависит, что будет с вами всеми! В твоих руках и потенциал благословения, и возможность проклятия не только для тебя одного, но и для вас всех!» 


Недельная глава «Ръэ» - «Смотри» от ортодоксальных евреев каббалистов (в диалоге).

Цель Торы – привести человека к свойству отдачи и любви, способности выйти из себя: не впитывать все внутрь, а, наоборот, выйти наружу и жить в других, в ближнем. 
Именно в ближнем ты чувствуешь Творца, как сказано: «Среди своего народа я живу». Поднявшись на уровень любви к ближнему, ты обнаруживаешь высшую реальность... 

Г. Копач: Нам надо закончить Тору. Мы читаем главу «Ръэ» из книги «Дварим».
СМОТРИ, Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ СЕГОДНЯ БЛАГОСЛОВЕНИЕ И ПРОКЛЯТИЕ (Дварим, 11:26).
Творец – источник добра. Почему Он вдруг нас проклинает? Что здесь происходит?
М. Лайтман: Действительно, как возможно, что зло произойдет от Него? Да и о Торе сказано, что она может быть, как эликсиром жизни, так и наркотиком смерти. Это значит, что получаемая человеком высшая сила может проявляться в виде добра или зла в зависимости от его действий. В сущности, именно человек выбирает, как ее использовать.

Г. Копач: Выходит, Тора – это средство, и ее можно использовать как на пользу, так и во вред?
М. Лайтман: Тора может быть для человека абсолютной тьмой. Ведь если он использует ее неправильно, то отдаляется от духовного мира, от раскрытия Творца. Сказано: «Я создал эгоизм и дал Тору для его исправления, свет Которой возвращает к Источнику». Если мы эгоизм не исправляем, то под воздействием света он увеличивается. Человек считает себя праведником, думает, что существует в исправленном состоянии, а на самом деле пребывает в темноте. Это называется, что Тора стала для него наркотиком смерти. Наркотик одурманивает человека, вводя в состояние смерти, а он этого не чувствует.

Г. Копач: Человек может изучать Тору и думать, что он праведник, но на самом деле отдаляться от света. Получается, что изучение Торы автоматически не улучшает человека…
М. Лайтман: …если не продвигает его к любви к ближнему. Сказано: «Возлюби ближнего, как самого себя – главное правило Торы». То есть цель Торы – привести человека к свойству отдачи и любви, способности выйти из себя: не впитывать все внутрь, а, наоборот, выйти наружу и жить в других, в ближнем. Именно в ближнем ты чувствуешь Творца, как сказано: «Среди своего народа я живу». Поднявшись на уровень любви к ближнему, ты обнаруживаешь высшую реальность.

Г. Копач: В этой главе сказано, что если вы поступаете хорошо – получаете благословение, а если плохо – получаете проклятие. Неужели все до такой степени просто, и Тора строится на вознаграждении и наказании?
М. Лайтман: Да, так происходит всегда, ведь мы работаем с желанием наслаждаться. Против этого желания есть средство – свет, возвращающий к Источнику. 
Связь между исправляющим светом и нашими желаниями, т.е. злым началом, раскрывает Тора и каббала. Она объясняет, как исправить желания: используя их правильно, мы получаем благословение. Благословение означает, что в исправленных желаниях мы чувствуем вечную и совершенную духовную жизнь, раскрытие Творца, слияние с Ним. Тогда мы приподнимаемся над этим миром и не ощущаем различия между жизнью и смертью. Человек видит всю реальность, включая ее скрытую часть, и тогда живет одновременно в двух мирах.

Г. Копач: Но мы видим, что люди, живущие для себя, довольны своей жизнью и получают от нее наслаждение – разумеется, на материальном уровне.
М. Лайтман: Если бы люди, которые уже услышали о цели, притягивали к себе больше исправляющего света, то его воздействие было бы сильнее, и все приобщались бы к добру. Так что все зависит от тех, кто уже связан с изучением каббалы. 

Г. Копач: Но почему грешники чувствуют себя хорошо? В большинстве люди вообще не осознают себя грешниками, не знают, что грешат!
М. Лайтман: Поэтому не нужно просить их смерти, а, как сказано, «возвращения к исправлению». Это значит, что ты должен работать так, чтобы у каждого была возможность раскрыть находящееся в нем зло и исправить себя. Тогда он достигает цели и получает вознаграждение.

Г. Копач: Мудрецы говорят, что проклятия и благословения даны т.н. средним, потому что праведникам нечего бояться, а грешникам угрозы не помогут. Получается, что весь шум только относительно средних?
М. Лайтман: «Средний» – это человек, находящийся в состоянии выбора между добром и злом, между тем, как именно использовать силу Торы. Поэтому Тора предназначена именно для него. Мы еще должны подняться на уровень, называемый средним – это мир Ецира, состоящий наполовину из добра и наполовину из зла. Существует некое промежуточное состояние, т.н. клипат нога, когда человек не знает, что именно выбрать.

Г. Копач: Это состояние, о котором сказано: «праведник и плохо ему»?
М. Лайтман: Это очень высокий статус, и достичь его не просто. Но тогда у человека действительно есть свобода выбора: или благословление, или проклятие. А до того «все подобны животным». Мы должны с помощью учебы подняться на этот уровень, но для этого требуется время.

Г. Копач:В принципе, Тора не говорит о праведниках, ведь праведникам не нужно исправляться...
М. Лайтман: Праведники тоже должны себя исправлять, но они уже знают, как это делать: «душа человека учит его». Они уже достигли раскрытия Творца, чувствуют всю систему и умеют с ней связываться. В результате им даже не нужна учеба, ведь за счет связи с общей системой реальности они знают, как поступать.

Г. Копач: Можно сказать, что мы все «средние»?
М. Лайтман: Нет-нет! «Средний» – очень высокая ступень. В этом состоянии главным является вопрос о том, как человек делает выбор. Ведь выбор может быть только при условии, что части добра и зла равны. Если зла больше, я выбираю зло, если добра больше, я выбираю добро – это моя природа. Свободный выбор может быть только тогда, когда они равны. Но если они равны, как мне выбрать?!
Г. Копач: Нужно хотя бы на 1% перевесить одну часть над другой.
М. Лайтман: Верно, и эту добавку в ту или иную сторону должен сделать ты. А сами по себе чаши перед тобой равны – иначе нет выбора.

Г. Копач: Говорится:
«Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ БЛАГОСЛОВЕНИЕ И ПРОКЛЯТИЕ СЕГОДНЯ».
То есть каждый день, каждый час, каждую минуту…
М. Лайтман: … человек совершает выбор.

Г. Копач: Во мне есть 50% добра и 50% зла, и в каждое мгновение я должен решить, что устремляюсь к добру?
М. Лайтман: Написано, что «всегда должен человек видеть себя наполовину виновным и наполовину оправданным». «Выполняющий одну заповедь» – т.е. действие отдачи относительно других людей и Творца, – «склоняет себя и весь мир на чашу заслуг, а совершающий нарушение склоняет весь мир к чаше вины». Если человек хочет себя исправить, то в каждое мгновение у него есть такая возможность. Затем он начинает чувствовать, как его действия связаны с общей реальностью и Творцом, но это ему раскрывается постепенно.

Г. Копач: Выходит, сколько бы я ни прилагал усилий сегодня, завтра буду совершенно новый?
М. Лайтман: Да. Но ты прилагаешь усилия к возвращению в то состояние Бесконечности, в котором был до разбиения, порчи и падения в этот мир.

Г. Копач: Можно ли вообще в течение нашей жизни совершить это возвращение?
М. Лайтман: Не только можно, но и нужно. Пока ты не завершишь путь до Бесконечности, раскрывая все миры и Творца в полную силу, должен вновь и вновь воплощаться в физическом теле, поскольку только в этом состоянии можешь делать исправления.

Г. Копач: Выходит, т.н. «возвращение к ответу» представляет собой постоянное движение к источнику высшего света?
М. Лайтман: Поэтому оно называется исраэль (прямо к Творцу ).

Женский уголок 
Итак, любовь между мужем и женой настолько превозносится иудаизмом, что даже для выражения обоюдных чувств между Б-гом и еврейским народом не нашлось более подходящего сравнения. Но говорится: «если муж и жена заслужили – среди них постоянно ощущается Б-жественное присутсвие, если нет – их пожирает огонь (ежедневных конфликтов)». Оглянитесь на свой дом, на его атмосферу, пересмотрите ваши отношения с мужем, с детьми, и, положа руку на сердце, решите, прятно ли будет Б-жественному присутсвию в такой обстановке? 
Если да – приложите все усилия, чтоб сохранить его на всю жизнь, если же нет – в ваших руках его добиться! И хотя Святой Святых супружеского жилища по еврейской традиции является все-таки спальня, столовая тоже играет в нем немаловажную роль. Итак, просим вас всех к столу. 

Форшмак 
Пропускаем через мясорубку филе сельди, репчатый лук (сырой или жаренный – на ваш вкус), очищенное кислое яблоко, картофель, сваренный в мундире, и пару кусков белого хлеба без корки, предварительно замоченного и отжатого. Все слегка взбиваем. Оформляем массу в форме рыбы. Гарнируем яйцами, сваренными вкрутую. 

Селедка под пикантной «шубой». 
Первый слой – филе сельди. Второй – кольца репчатого лука. Третий – кубики соленых огурцов. Четвертый – кислое яблоко, тертое на крупной терке. Обильно поливаем последний слой лимонным соком. Смешиваем майонез, горчицу, ст.л. сахара и ч.л. соли. Поливаем сверху. 

В избранное