Все выпуски  

Недельная глава Торы из Израиля: Шофетим - Судьи


Шабат шалом, мир субботе! 
Высылаю вам недельную главу Торы в мессианском и ортодоксальном исполнении.
Недельная глава Торы "Шофетим" - Судьи. Подписаться на эту рассылку можно на сайте рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael  или по адресу нашего сайта " Исход-2. Возвращение к Источнику" -  http://tikvaisrael.com  
Будьте благословенны! Езра

Недельная глава Торы от МЕССИАНСКИХ евреев.
Параша ХаШавуот Шофетим - Судьи
Список Чтений Этой Недели: 
Дварим\Второзаконие 16:18-21:9 
Исайя 51:12-52:12 
Иоанн 1:19-27

«Раскайтесь – Царь Мессия идет!»
Деварим (16:18-22) Судей и надсмотрщиков поставь себе во всех вратах твоих, которые Г-сподь, Б-г твой, дает тебе, по коленам твоим, чтоб судили они народ судом праведным. 
Не криви судом, не лицеприятствуй и не бери мзды, ибо мзда ослепляет глаза мудрых и извращает слова правых. Правды, правды ищи, дабы ты жив был и овладел землею, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе. Не сади себе ашейрим и каких-либо кумирных деревьев при жертвеннике Г-спода, Б-га твоего, который ты сделаешь себе. И не ставь себе памятника (каменного сооружения для жертвоприношения), что ненавидит Г-сподь, Б-г твой.
 
В то время, когда я читал недельную главу Шофтим, я удивился тому, почему же Ха Шем (Имя) смешал воедино такие разные вещи как, например, принесение в жертву животного без порока и изъяна и другими заповедями как в вышеприведенных отрывках, имеющих отношение к поклонению Ему, с заповедями права относительно наших собратьев, которым больше всего уделено место в этой главе.
 
Правосудие - это основной принцип поддержаниия праведного общества. Мы все с вами слишком часто видели результаты искаженной системы правосудия, и я уверен, что вы обратили внимание на тот факт, что там, где правосудие извращено, не существует также и уважения к Б-гу. 
Коррупция, взяточничество и другие явления, которые способствуют несправедливому обществу, и все эти факторы присутствуют в судебной системе и управлении, которые не уважают, не почитают и не боятся Б-га. 

У думаю, что Ха Шем показывает нам здесь, что правосудие и праведность по отношению друг к другу, справедливая, беспристрастная и некоррумпированная судебная система идет рука об руку с почитанием Б-га и соблюдением Его заповедей.
 
Там, где есть набожность, там будет справедливость и справедливый суд. Оба эти понятия тесно переплетены между собой и потому неразделимы, и подтверждение этому мы находим в главе Шофтим. 
И поскольку они тесно переплетены между собой, благочестие должно превратиться в юриспруденцию, поскольку без почитания и уважения заповедей Г-спода истинное правосудие не может существовать.

 Но я думаю, что это и другие несчастья являются следствием отвернувшегося от Б-га мира, лишенного правосудия и пожинающего плоды своего неверия. Никто из нас не является защищенным на свете, нет ни одного города и ни одной страны в безопасности - безбожие и неправый суд правят повсеместно.

 Правда заключается в словах Йешуа: 
Луки (13:1 –5) В это же время какие-то люди пришли рассказать Йешуа о галилеянах, которых Пилат убил в тот момент, когда они приносили в жертву животных. Он ответил им так: «Неужели вы думаете, что эти люди так страшно погибли, потому что были самыми большими грешниками в Галилее? Нет, говорю вам. Если же вы не обратитесь от своих грехов к Б-гу, все вы погибнете так же, как они! А как насчет тех восемнадцати, которые погибли, когда на них упала башня в Шилоахе? Вы думаете, они были виновнее всех остальных, живущих в Йерушалаиме? Нет, говорю вам. Если же вы не отвернетесь от своих грехов, вы все погибнете подобным образом».

Мы с вами уже вступаем в месяц Элул - месяц еврейского календаря, традиционно известный как время покаяния. Неверие в Б-га и неправедный суд были и во времена Йешуа, имеют место они и в наши дни. Несчастия сваливаются на головы людей точно так же, как и две тысячи лет тому назад. 
И мы должны поступать так, как говорит нам Йешуа Ха Машиях (Царь Мессия). 

  Мы не должны указывать обвиняющим пальцем в сторону других людей, не должны пенять на отсутствие у них веры или несправедливость их суда, но скорее, мы должны сконцентрироваться на нас самих. 
Настало время покаяния для вас и для меня, потому что правосудие по отношению к каждому начинается с любви, уважения, страха перед Б-гом и исполнения Его заповедей.
Барух ХаШем 
Рабби Яков Фарбер

Недельная глава Шофтим  от евреев ОРТОДОКСОВ.
Недельная глава разбирает законы, касающиеся еврейских лидеров: судей, царей, пророков и священослужителей. А в заключение, даются законы поведения еврейской армии во время войны. 

В заповеди об еврейских царях говорится: «Только пусть не будет у него слишком много коней...и не будет у него много жен, чтобы не отвернулось его сердце (от веры в Б-га) и пусть не будет у него излишка серебра и золота».
Те, кто немного знаком с еврейской историей, сразу заметят, что эта заповедь является полной противоположностью того, что происходило позже, в эпоху правления третьего еврейского царя Шломо (Соломона) сына Давида. Как известно, царь Шломо являлся одним из богатейших людей всех времен и народов. Что касается жен, то общее количество его браков равнялось примерно...тысячи. Большинство из них были заключены по политическим соображениям: чтобы добиться мирного сосуществования с соседними народами, царь Шломо породнялся с царствующими династиями, женясь на их дочерях. 

Но неужели царь Шломо был незнаком с данной заповедью?! Или, может быт, он полагал, что мир – цель настолько благородная и исключительная, что оправдывает все средства, включая нарушение прямой заповеди Торы?! 
Что касается последнего предположения, то ведь недаром на несколько абзацев выше в данной недельной главе нам говорится «К справедливости, к справедливости стремись!» 

Раби Симха-Буним из Пшисха поясняет, что настоящей справедливости можно достичь только по-настоящему справедливым путем! 
Цель не оправдывает все средства! Робин Гуд – герой не еврейский! 
Упрекать царя Шломо в недостатке знаний также невозможно. Как свидетельствуют еврейские источники, царь Шломо был мудрейшим человеком за всю историю человечества. «Соломоного решение» стало крылатой фразой далеко за пределами языка иврит. Все тайны Торы, ему был ясны, как на ладони. Но что касается данной заповеди, царь Шломо не видел даже особого смысла искать в ней какой-либо особо-глубокий смысл. Ведь ее цель прямым текстом объясняется в самой Торе: «чтобы не отвернулось его сердце (от веры в Б-га)».

А раз так, то если человек достиг такого уровня мудрости Торы, что никакие сомнения ему нипочем и у его сердца нет ни малейшего шанса «отвернуться», не означает ли это, что запрет Торы отпадает сам собой? На первый взгляд рассуждения царя Шломо кажутся весьмы логичны.

Но не случайно предупреждают нас еврейские источники: «Не верь в свои силы до твоего последнего дня» 
и «Кто мудр? Тот, кто предвидит последствия!» 
Вот как описывает книга Царств исход эксперимента Шломо: 
«А к старости Шломо его жены отвратили его сердце к другим идолам и его сердце не полностью принадлежало Всевышнего, как сердце его отца Давида». 

Нет! Царь Шломо не стал идолопоклонником! Но слишком толерантно относясь к идолопоклонческим проделкам своих жен и их влиянию на весь еврейский народ, он тем самым потерял нечто гораздо существеннее мудрости. Нечто, чем обладал его отец, царь Давид, чья мудрость уступала мудрости сына. Кстати, и об этом «нечто» говорится в текущей недельной главе: «Будь цельным с Б-гом».

Стать цельным человеком – вот цель и задача каждого из нас! А для этого, давайте для начала прислушаемся к голосу Торы, даже если на первый взгляд нам, подобно Шломо, кажется, что мы и так все понимаем....

Недельная глава Торы с каббалистической точкой зрения
 с телеведущим Гилем Копачем (в диалоге)

Г. Копач: Приветствую всех присоединившихся к нашей очередной беседе о недельной главе Торы и мы читаем главу «Шофтим» (Книга Дварим, глава 16):
СУДЕЙ И НАДСМОТРЩИКОВ ПОСТАВЬ СЕБЕ ВО ВСЕХ ВРАТАХ ТВОИХ, КОТОРЫЕ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ДАЕТ ТЕБЕ, ДЛЯ КОЛЕН ТВОИХ, ЧТОБЫ СУДИЛИ ОНИ НАРОД СУДОМ ПРАВЕДНЫМ. НЕ КРИВИ СУДОМ, НЕ ЛИЦЕПРИЯТСТВУЙ И НЕ БЕРИ МЗДЫ, ИБО МЗДА ОСЛЕПЛЯЕТ ГЛАЗА МУДРЫХ И ИЗВРАЩАЕТ СЛОВА ПРАВЕДНИКОВ (16:18,19).
М. Лайтман: Мы с тобой почти завершаем Пятикнижие – попробуй сам прокомментировать эти слова. Кто такие эти судьи и надсмотрщики, если речь идет о желании человека, которое необходимо исправить? 
Сказано: «Я создал злое начало», т.е. кроме злого начала ничего не сотворено, все творение – эгоизм, «и дал Тору для его исправления». Так о каких судьях и надсмотрщиках идет речь?

Г. Копач: Я понимаю, в какую сторону вы меня направляете, но хочу прежде кое-что спросить.
М. Лайтман: Начни с этого, и тогда, возможно, получишь все ответы.

Г. Копач: Сказано: К ПРАВДЕ, К ПРАВДЕ СТРЕМИСЬ, ДАБЫ БЫЛ ТЫ ЖИВ И ОВЛАДЕЛ СТРАНОЙ (16:20).
М. Лайтман: О какой жизни говорится? О жизни духовной.
А под «владением страной» подразумевается желание, которое ты исправляешь, превращая в Исра-эль (прямо к Творцу). Это значит, что все твое желание направлено на отдачу ради ближнего – «возлюби ближнего как самого себя».

Г. Копач: Но если все находится во мне, то о какой правде и справедливости идет речь? Ведь справедливость может проявляться только в моих отношениях с другими людьми.
М. Лайтман: Вовсе нет. Это не является справедливостью. Поскольку изначально «Я создал злое начало», то твоя правда – это твой эгоизм. Какая же может быть справедливость? Никогда ты не будешь справедливым, истинным, ты всегда подкуплен эгоизмом, который составляет твою природу. 
Но если ты привлекаешь на себя свечение света, возвращающего к Источнику, который сообщает тебе другую природу – отдачу вместо получения, то между ними можешь судить. Тогда перед тобой две возможности: добро, т.е. раскрытие Творца, или зло – осознание своего эгоизма относительно Творца. Без Творца осознать свой эгоизм невозможно, как сказано: «В свете Твоем увижу я свет».

Г. Копач: Мы говорили об этом состоянии в предыдущей беседе. Человек называется тогда «средним», поскольку состоит наполовину из добра и наполовину из зла.
М. Лайтман: Верно. Когда у него есть одно против другого, то он может сказать, что сейчас на него возложена заповедь: «СУДЕЙ И НАДСМОТРЩИКОВ ПОСТАВЬ СЕБЕ ВО ВСЕХ ВРАТАХ ТВОИХ».
Что такое «твои врата»? Если так сделаешь, то поднимешься к вратам Царя – на более высокую ступень, приближающую к Творцу.

Г. Копач: Я уже выучил, что страна (арэц) – это желание (рацон), Моше – точка во мне, влекущая вверх…
М. Лайтман: Кроме того, есть, так называемые, «народы, населяющие страну» – твои неисправленные желания.
Г. Копач: И народы находятся во мне?
М. Лайтман: Абсолютно все находится внутри.

Г. Копач: А что такое все эти чужие народы, которые необходимо изгнать?
М. Лайтман: В тебе есть желания, которые необходимо стереть, разрушить, т.е. вообще не использовать – будто они не существуют. Желание является материей, а потому ты не способен его уничтожить. Ты просто подавляешь его и опускаешь ниже уровня использования.

Г. Копач: Что же мне делать с судьями и надсмотрщиками? Я должен их назначить?
М. Лайтман: Ты лично должен выстроить такую систему, чтобы она помогала тебе в каждом состоянии рассудить, с кем правда.

Г. Копач: Сказано: «Не суди своего товарища, пока не попадешь на его место». Иными словами, не суди никого, потому что никогда не будешь на месте другого?
М. Лайтман: Нет. Разве ты не можешь быть судьей? Есть судья, и он судит! Это особая ступень, с уровня которой можно судить все желания.
Человек взвешивает свои желания и решает, где добро, а где зло, как каждое из них можно использовать, т.е. с каким из них правда. Сказано в Гмаре: «Двое держат талит», – злое начало и доброе начало держат человека и говорят: «Мое!» Кто рассудит их спор? Сам человек.

Г. Копач: Судья, находящийся внутри человека?
М. Лайтман: Да.
Г. Копач: А как узнать, что этот судья не лицемерит, не подкуплен, что он справедлив?
М. Лайтман: Только за счет света, возвращающего к Источнику. Ты забываешь, что у нас есть средство, которое дается свыше. Нужно постоянно притягивать его, вбирая все больше и больше. Тем самым ты исправляешь свои желания и наполняешь их светом.

Г. Копач: Допустим, я стремлюсь к этому. Каждое утро просыпаюсь с молитвой о том, чтобы пришел возвращающий к Источнику свет и подействовал на меня.
Кстати, о темноте. Выражение: «СУДЕЙ И НАДСМОТРЩИКОВ ПОСТАВЬ СЕБЕ ВО ВСЕХ ВРАТАХ ТВОИХ»(16:18), – поясняется мудрецами так, что врата – это нос, уши, рот, т.е. каналы восприятия.
М. Лайтман: Прекрасно, но речь идет о восприятии не через отверстия в нашем теле, а через желания. 
Все, что служит для восприятия: рот, нос, уши, глаза, – обозначает 5 уровней желаний: 0, 1, 2, 3, 4. 
Они также называются: Кетер, Хохма, Бина, Зеир Анпин и Малхут – пять ступеней души. 
На каждом уровне в душу входит соответствующий свет. 
Поэтому мы должны перед входом света "поставить судей и надсмотрщиков".

Г. Копач: Как же тогда понять слова: «К ПРАВДЕ, К ПРАВДЕ СТРЕМИСЬ, ДАБЫ БЫЛ ТЫ ЖИВ И ОВЛАДЕЛ СТРАНОЙ»? (16:20)
М. Лайтман: Это необходимо, чтобы изменить наше видение реальности.

Г. Копач: В настоящее время в судебной системе Израиля, да и в системе в целом, полно злоупотреблений, – это ни для кого не ново.
М. Лайтман: Это злое начало, как сказано: «Сердце человека злое с рождения». Все мы преступники. Ну и что?

Г. Копач: Как исправить это состояние, развенчать «порочные чары» взяточничества и злоупотреблений?
М. Лайтман: Только тем, что это состояние станет невыносимым. В процессе развития мы всегда продвигаемся и меняем состояния только при условии, что предыдущее состояние нестерпимо. Таков закон природы.

Г. Копач: Получается, что до полного кризиса человек будет держаться за старое?
М. Лайтман: Он не будет ничего менять. А зачем? Он, конечно, страдает, но если страдают все, то приходится терпеть. Люди всегда так рассуждают.

Г. Копач: Вы ожидаете, что злоупотребления будут расти?
М. Лайтман: Все негативные проявления будут усиливаться, чтобы мы осознали в них зло настолько, что должны любой ценой изменить. Тогда мы поднимемся с нашей сегодняшней ступени на духовный уровень.

Но здесь есть два варианта развития событий. 
Согласно первому произойдет усугубление страданий, войны, бедствия и проблемы на всех уровнях существования. Сегодняшний кризис, когда он проявится в полную силу, затронет климат, здоровье, отношения между людьми – мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми – до такой степени, что «человек возненавидит домочадцев». Ему некуда будет деться, и тогда за неимением иного выбора он захочет уйти из этого мира, но и умереть не сможет.

Г. Копач: Вы считаете, что кризис ощутят только те, кто еще не созрел?
М. Лайтман: Все. Весь мир.
 Сказано: «Мудрец видит будущее». Если я знаю, что вода в стакане загрязненная, то не пью. Зачем мне пить, травить себя, а потом болеть? Еще неизвестно, вылечусь ли я. Поэтому нужно заранее рассказать миру, к чему мы идем, и показать, что есть способ уже сейчас подняться с помощью света.

Г. Копач: Но из ваших слов следует, что страдания неотвратимы.
М. Лайтман: Вовсе, нет. С помощью Торы, распространение которой во всем мире называется «Трубным зовом Машиаха», мы сэкономим удары.
Ты можешь спросить: «Но принцип, согласно которому мы оставляем предыдущую ступень и поднимаемся в следующее состояние только при условии, что предыдущее стало невыносимым, не прекращает действовать?» 
Не прекращает! Но ты не в силах выносить нынешнее состояние потому, что его осознаёшь, а не потому, что ощущаешь страдания на своей шкуре. Ты понимаешь, что больше не можешь так жить.

Г. Копач: То есть понимание приходит через разум, а не через страдания?
М. Лайтман: Именно так! В этом вся разница. Поэтому сказано, что «Исраэль ускоряет время»: тот, кто стремится к этому хорошему состоянию, которое называется «Исра-эль» (прямо к Творцу), ускоряет время, желая подняться уже сейчас!

Г. Копач: ПОСТАВЬ НАД СОБОЮ ЦАРЯ, КОТОРОГО ИЗБЕРЕТ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ: ИЗ СРЕДЫ БРАТЬЕВ ТВОИХ ПОСТАВЬ НАД СОБОЮ ЦАРЯ, НЕ МОЖЕШЬ ПОСТАВИТЬ НАД СОБОЮ ЧУЖЕЗЕМЦА(17:15).
М. Лайтман: Ты не сам выбираешь, а коронуешь того царя, которого для тебя избрал Творец. Человек не может сделать этот выбор самостоятельно.
Царем называется Кетер. Ты все время идешь за ним, и он предписывает тебе абсолютно все.

Г. Копач: Следовательно, есть некий царь во мне?
М. Лайтман: Царь в тебе – это Кетер в твоем парцуфе (духовной структуре). Он целиком является выбором Творца.

Г. Копач: Мы говорили, что во мне есть Моше, и он не входит в Землю Израиля. И во мне есть царь. В чем различие между ними?
М. Лайтман: Только когда ты входишь в Землю Израиля, у тебя может быть царь. Из всех своих желаний ты выбираешь то, которое, как ты видишь, слито с Творцом. Этим желанием ты действуешь, а все остальные, как в пирамиде, присоединяются к нему.

Г. Копач: Когда я прихожу в Землю Израиля, то царь – главный представитель моих желаний?
М. Лайтман: Это главное желание. У тебя есть желания, которые ты должен исправить. 
Вход в Землю Израиля означает начало их исправления: чтобы устремились к Творцу. 
Поэтому ты должен выделить в себе главную точку, которая связана с Творцом и зависит от Него. Творец на нее светит, и тогда ты начинаешь выполнять исправления.

Г. Копач: Я должен осознавать, что во мне есть Кетэр – связь со светом Бесконечности?
М. Лайтман: Да. И в этом главная проблема в наши дни: у человека нет этой точки, и он живет, как говорится, «без царя в голове».

Г. Копач: Далее говорится:
ТОЛЬКО ПУСТЬ НЕ ЗАВОДИТ ОН СЕБЕ МНОГО КОНЕЙ И НЕ ВОЗВРАЩАЕТ НАРОД В ЕГИПЕТ ДЛЯУМНОЖЕНИЯ КОНЕЙ (17:16).
М. Лайтман: Здесь дается определение истинного царя: он развивает тебя в государстве, т.е. во всех желаниях, тем, что объединяет их в верном направлении:
НЕ ЗАВОДИТ МНОГО КОНЕЙ И НЕ ВОЗВРАЩАЕТ НАРОД В ЕГИПЕТ.

Г. Копач: Кстати, что такое «конь» во внутреннем понимании? И как понять фразу «пусть не заводит себе много коней»?
М. Лайтман: Понятие «конь» относится к Фараону. Это сила, которая ведет человека или к цели, или в другую сторону.
Здесь подразумевается, что у царя будет колесница, ведущая к цели. У него должна быть поддерживающая его опора, и это называется «конь».
Бааль Сулам использует этот образ в статье «Прямое и косвенное воздействие»: человек, словно конь относительно всадника, старается двигаться согласно движениям того, кто им управляет. В этом смысл фразы «ПУСТЬ НЕ ЗАВОДИТ ОН СЕБЕ МНОГО КОНЕЙ», – у него должно быть одно направление, и туда он должен идти.

Г. Копач: Главу «Шофтим» обычно читают в месяц Элуль – время раскаяния и, так называемых, «слихот» (просьб о прощении). Что такое слихот, и у кого мы просим прощения?
М. Лайтман: Слихот – очень высокое состояние. Написано: «Мы виновными были, изменяли, обирали, порочили» и т.д. Как это может быть? Ты вор, убийца, преступник? Что ты сделал? Но это якобы есть в тебе, ведь сказано: «От лживого слова отдались». Все произносят эти слова и бьют себя в сердце! То есть в нас существуют эти понятия: мы все – преступники и дети преступников, но должны это обнаружить. Когда человек это раскрывает, то достигает состояния, которое называется слихот: он действительно хочет от этого избавиться и тогда приходит к Рош а-Шана (началу года).

Г. Копач: И даже если я не убил, не ограбил…
М. Лайтман: Нет такого, что не убил! Мы говорим о духовном уровне, о том, что ты в своем желании хочешь убить, ограбить, взять насильно, обмануть и т.д.

Г. Копач: Но ведь я эти преступления не совершал!
М. Лайтман: Неважно! Это есть в твоих желаниях, а совершил или не совершил на физическом уровне – не имеет значения. Важно только то, что ты раскрываешь с помощью света, возвращающего к Источнику. Это состояние называется осознанием зла, – наконец ты знаешь, кто ты такой.
Это знание означает, что ты находишься в месяце Элуль в состоянии слихот. Ты устанавливаешь связь с Творцом тем, что видишь себя противоположным Ему, и благодаря этому приходишь к Началу Года, т.е. начинаешь исправление.

Женский уголок 
К сожалению, в наше время многие слова, как и многие вещи, утратили свою первозданную ценность. Возьмем для примера знакомое слово «прости». Как часто мы используем его действительно по назначению, искренне выражая свое сожаление за нашу вину? Если уж мы и склонны употреблять это нелегкое слово, то совершенно в противоположном контексте, вроде «Прости, но ты неправ!»

Месяц Элуль идеально подходит для выражения раскаяния о своих проступках и для попытки заслужить прощения. А у кого, как не у самых близких, нам больше всего есть, за что просить прощения? Так почему бы не приступить к этому прямо сейчас и не начать искренне использовать слово «прости» по его прямому назначению? 
А следующие блюда помогут каждому смягчить горький привкус обид, остающихся, как мы надеемся, навсегда в прошлом. 

Салат «особый» 
Смешайте содержимое банки консервированной кукурузы с половиной банки черных маслин, нарезанных «колечками», нашинкованной луковицей и копченым лососем, порезанным на тонкие полоски. Заправьте майонезом. Размельчите 100 г печенья или чипсов со вкусом лука со сливками. Посыпьте ими салат. 

Десерт «солнце за облаками» 
Нарежьте апельсин кружочками. Густо посыпьте тертым сыром. С помощью кондитерского шприца выдавите взбитые сливки. Сверху посыпьте растворимым кофе. Украсьте засахаренными вишнями.

В избранное