Все выпуски  

Недельная глава Торы из Израиля: Ноах-Ной


Шабат шалом! Мы начали новый круг чтения Торы или Пятикнижие Моше - Моисея.
Высылаю вам толкования на недельную главу Торы "Ноах - Ной" в мессианском и ортодоксальном вариантах.
Приглашаю вас на  сайт "Исход-2 Возвращение к Источнику" www.tikvaisrael.com 
Подписаться на эту рассылку в тексте - вы можете через сайт рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael  
Кто хочет знать больше - Недельная глава "Ноах - Ной" в видео, по книге Зогар с комментариями рава https://youtu.be/Cyh6rHjdZFs
Благословений!    Ваши мнения, вопросы, пожелания или комментарии присылайте на почту ezra@bk.ru
Алекс

От МЕССИАНСКИХ евреев.
Недельная глава Торы - "Ноах - Ной"
Список Чтения Этой Недели:
Брешит / Бытиё 6:9-11:62
Йешаягу / Исайя 66:1-24
Кефа алеф / 1е Петра 3:18-22

«Преимущества быть праведником  - Цадиком»
Это такая благословенная Глава, где мы находим множество замечательных принципов. Например,  в некоторых отрывках мы видим и милосердие Б-га, и Его суд и  спасение, и, наконец, Его благодать. Я хотел бы очень кратко обсудить эти четыре вопроса с вами, прежде чем приступлю к основной теме моего комментария. 

Во-первых, милосердие Г-спода  проявляется нам в том, что Ноах (Ной) не был безупречным, как сказано в этом стихе:
Берешит (9:21) И выпил он вина, и опьянел, и обнажил себя посреди шатра своего.

И тем не менее, Ха Шем  считал Ноаха цадиком (праведником) и помиловал его, не причислив его к числу тех, кто должен был погибнуть в потопе. Ха Шем пощадил также животных, что жили на земле,  и  Он обеспечил каждому виду  возможность воспроизведения. Суд Б-жий конечно же проявился во всемирном потопе, который уничтожил все живое, живущее на суше. Причиной этому  стало то, что  вся земля была наполнена «хамас». Да, еврейское слово «хамас» означает то же самое, что и название террористов «Хамас». Хамас означает насилие. Несомненно, наш мир  еще раз наполнен насилием и как следствие мы уже стали свидетелями суда Г-спода, к сожалению, еще больше свидетельств этого Суда ждет нас впереди. 

Спасение Г-спода  проявляется в строительстве Ковчега в материале, выбранном для строительства этого ковчега.  Смола, которая на иврите  звучит как «кофер», образуется от коренного слова «покрывать»  или «возмещать» (служащий прикрытием или имеющий эффект очищения,  то, что в духовном отношении означает искупление). Дерево гофер использовалось снаружи Ковчега,  и этот материал не подвергался порче. Ковчег был тем объектом, куда следовало войти, чтобы получить спасение. И обратите внимание, что дверь была закрыта  не Ноахом,  а самим Б-гом. Ковчег является идеальным олицетворением нашего Машиаха (Мессии)Йешуа. 
Берешит (7:16) И пришедшие  мужского и женского пола от всякой плоти вошли, как повелел ему Всесильный, и затворил Б-г за ним.
Благодать Г-спода  показана  нам в брит ( завете), который Ха Шем  заключил с Ноахом , когда потоп отступил. 

Берешит (8:20-22) И построил Ноах жертвенник Б-гу, и взял из всякого скота чистого, и из всякой птицы чистой, и принес жертвы всесожжения на жертвенник. И обонял Б-г благоухание приятное, и сказал Б-г в сердце своем: «Не буду более проклинать землю за человека, ибо помысел сердца человека зол от молодости его, и не буду более поражать все живущее, как Я сделал. Впредь, во все дни земли сеяние и жатва, холод и тепло, лето и зима, день и ночь не прекратятся».

Да,  так оно и есть и по нынешний  день:  есть  время посевной и пора  сбора урожая, время жары и холодов, все также  наступает зима и ей на смену приходит лето, и день сменяется ночью. Мир существует по великой милости Б-га. 
А сейчас обратимся к основному вопросу, который я собирался обсудить ранее, и он  находится в следующих стихах:
Берешит (6:9) Вот родословие Ноаха: Ноах, муж праведный, был непорочнейшим в поколениях своих; пред Всесильным ходил Ноах.
Берешит (8:1) И вспомнил Всевышний о Ноахе, и о всех зверях, и о всем скоте, что с ним в Ковчеге; и навел Всесильный ветер на землю, и унялась вода.

Ноах был праведником, и Б-г  помнил о нем. Для меня это утверждение несет в себе невероятную силу по своей глубине и значимости. Все остальные люди, современники Ноаха, были нечестивыми, и следствием греховности людей стал суд над ними, но не над Ноахом.  По своей праведности Ноах получил пощаду,  и не  только это. Б-г  помнил о нем. Что же это  означает? Это значит – получить благосклонность Б-га. Заметим, что после слов «И вспомнил Всевышний о Ноахе», воды потопа сразу стали медленно отступать до тех пор, пока не  появилась суша.  Ноах получил  благосклонность Б-га, и Он  же утвердил Свою благосклонность отступлением воды. 

Есть явные преимущества быть праведником, это поощряет и стимулирует Б-жественную милость. Можете ли вы насладиться  хоть небольшим благоволением Б-га в вашей жизни? Возьмите пример с Ноаха, вас тоже смогут посчитать праведным человеком среди людей  вашего поколения. 
Йешуа Ха Машиях пришел, чтобы сделать вас праведником. Он взял на Себя ваши грехи, и, вступая в Него, и тем, что Он сделал для вас, вы будете в безопасности от всех жизненных потопов.
Мишлей (Притчи) (18:10) Имя Г-спода – крепкая башня: убегает в нее праведник – и безопасен.
Барух ХаШем
Рабби Яков Фарбер

От ОРТОДОКСАЛЬНЫХ евреев
Еврейский образ жизни с его подчинением заповедям является одним из лучших «тренажеров самодисциплины». Эта самодисциплина охватывает все стороны нашей многогранной жизни. Мы призваны думать, что нам можно есть, а от чего – как ни трудно, но следует отказаться. Мы призваны обдумывать наше каждое действие в шабат и даже в самой сокровенном, сексуальном плане нашей жизни мы подчинены все той же строгой самодисциплине. Конечно, и у каждого из нас порой «отказывают тормоза». Причем, не раз в самое неподходящее для этого время. Но зато в попытке изменить ситуацию, мы будем заниматься не бессмысленной регулировкой сигнала... 

Недельная глава «Ноах»
Недельная глава «Ноаха» повествует о двух ключевых моментах мировой истории. В ней описывается история всемирного потопа и история строения Вавилонской башни (Вавилонского столпотворения). А в самых последних строчках недельной главы мы узнаем родословную первого еврея – Авраама-авину (Авраама, нашего праотца).

Вавилонское столпотворение – довольно распространенный фразеологический оборот. Давайте, хоть немного попытаемся разобраться, что же именно там происходило. Начнем попорядку. 
Итак, за 1656 лет, начиная от сотворения первого человека, человечество достигло такого морального упадка, что заслужили кары потопа. Лишь один человек, Ноах несмотря ни на что оставался Человеком с большой буквы и в атмосфере абсолютной анархии, разврата, грабежа и всех вытекающих отсюда последствий, вел абсолютно праведную жизнь, а потому и не был приговорен к смертной казни в водах потопа в отличие от всех его аморальных соратников. Но вот потоп окончен. От Ноаха и его потомков начинается новая ветвь развития человечества, и вдруг все люди начинают дружно собираться в Вавилоне и строить гигантский небоскреб – знаменитую, так и недостроенную Вавилонскую башню. Зачем? Почему?

Существовало несколько групп со своими собственными доводами и причинами, но всех их объединял один, общий лозунг «На благо человечества». Одни хотели доказать, что в природе нет ничего сверхъестественного. На основе точного математического расчета они вычислили простую цикличность мировых катаклизмов, отсчитав 1656 лет от потопа до их современности, пришли к выводу, что близок следующий этап этой природной цикличности, а значит, стоит предпринять экстремальные меры безопасности и построить сооружение, спопобное оградить человечество от возможного стихийного бедствия. 

Сам по себе подход кажется весьма логичным и даже похвальным. Но он скрывает в себе весьма существенный недостаток. В его основе лежит чисто марксистская предпосылка, что материя – главный двигатель человечества. Что все зависит от чисто прагматических действий. Что потоп – чисто физическое явление, а не наказание за аморальность. Что материальный мир существует сам по себе, а не является всего лишь проекцией нашего духовного, морального и поведенческого состояния.

Тогда в поддержку первой поднимается другая группа, провозглашая, что их целью является не спастись от природы, и даже не дать ей отпор, а бросить ей вызов – подняться на небеса, создать новый вид человечества, приспособленный к жизни в условиях свободного космического пространства, а заодно - увековечить свое имя, противопоставить бессмертную славу технического прогресса неминуемой смертности, доказать всем, что «Ленин умер, но дело его живет».
И тут уж вступает в дело и третья группа, желающая подняться на небеса (на башне ли, на самолете), чтоб дерзко осмотреть все вокруг и презрительно усмехнуться «Б-г? Чего-то я его не увидел!», и подготовить почву для знаменитого достоевского умозаключения «если Б-га нет, значит, все разрешено».

И завязалось строительство. Строительство общего светлого будущего. А когда мы строим общее будущее, то каждый кирпич – на вес золота, и частная человеческая жизнь – ничто по сравнению с ним.
Но если даже великий ученый Нильс Бор повесил подкову к дверям своего дома, поясняя, что «несмотря на то, что он не верит в приметы, подкова приносит счастье даже тем, кто в это не верит", то уж Творец мира действует, не зависимо от того, верим ли мы в Его действия.

 Вдруг оказалось, что уже нет всех тех зачинщиков, пытавшихся доказать, что это Б-га–то нет. Любители мутаций, бросившие вызов силе природы превратились в...обезьян. Тех самых, существование которых по сей день подкрепляет материалестическую идеологию строителей Вавилонской башни в глазах тех, кто верит не в то, что человек может скатиться до уровня животного, а в то, что сила – довод, что выживает сильнейший (вот только еврейский народ почему-то является живой иллюстрацией обратного), и что животное, управляемое инстинктами, каким-то необъяснимым образом может подняться до уровня человека, управляющего своей свободой выбора. 
Все же остальные, понемногу теряющие свой индивидуальный, человеческий облик ради сомнительного коллективного благополучия, потеряли наиболее характерный обобщающий, человеческий критерий – общий язык.
 Общая работа в условиях отсутствия коммуникации стала нереальна. Так закончилась история Вавилонского столпотворения. 
Или еще нет?
По выражению праведника нашего времени «Все сказанное в Торе, касается каждого из нас лично». О сказанном и в наши дни судите сами.

Ноах
Беседа каббалиста  Лайтмана с известным израильским сатириком, сценаристом и драматургом Гилем Копачем
Г. Копач: Добрый день. Мы снова беседуем об очередной недельной главе Торы. На этот раз вторая глава: «Ноах» - глава очень интересная, очень красочная. 
 Итак, глава «Ноах»:
И БЫЛО, КОГДА ЛЮДИ СТАЛИ УМНОЖАТЬСЯ НА ЗЕМЛЕ... /5/ И УВИДЕЛ БОГ, ЧТО ВЕЛИКО ЗЛО ЧЕЛОВЕКА НА ЗЕМЛЕ И ЧТО ВЕСЬ ОБРАЗ МЫСЛЕЙ СЕРДЦА ЕГО ЗОЛ ВО ВСЯКОЕ ВРЕМЯ. /6/ И РАСКАЯЛСЯ БОГ, ЧТО СОЗДАЛ ЧЕЛОВЕКА НА ЗЕМЛЕ, И СОЖАЛЕЛ В СЕРДЦЕ СВОЕМ.
Творец сожалеет, что затеял всю эту историю: для чего нужны эти люди, которые постоянно морочат Мне голову?
М. Лайтман: Как такое может произойти с Творцом?

Г. Копач: Разве Он изначально не предвидел, что человек устроит такой балаган? Как понять этот отрывок?
М. Лайтман: Кажется, что несчастный Творец переживает ужасные события… Таково развитие, и оно должно быть таким. Мы увидим, что человечество будет становиться все хуже, пока через несколько глав не придем к Аврааму. До тех пор падение сверху вниз все еще продолжается. Эгоизм развивается, все больше и больше проявляет себя. Так было и изначально, но зло еще не было раскрыто, и человеку еще не раскрылось, каков он. И сейчас в процессе развития человеку раскрывается, что он действительно злодей.
Это как раз хорошо. Сказано: «Я создал злое начало и Тору для его исправления». Т.е. тот, в ком есть эгоизм, точнее, тот, кто раскрывает в себе эгоизм - злое начало, уже нуждается в средстве для того, чтобы исправить себя и подняться на уровень Творца. Но до тех пор, пока не раскрылось зло в человеке, он не может прийти к Творцу. Поэтому такое нравственное падение - на пользу, оно целенаправленно.

Г. Копач: Т.е. это падение входит в планы Творца: изгнать нас из райского сада, дать нам такое сердце, что ВЕСЬ ОБРАЗ МЫСЛЕЙ СЕРДЦА ЕГО ЗОЛ ВО ВСЯКОЕ ВРЕМЯ. Творец ожидает, что человек будет подниматься Ему навстречу?
М. Лайтман: Пока еще нет! Мы все еще находимся в выяснении зла. Со стороны Творца уже видится, что человек начинает раскрывать зло, но относительно человека зло все еще не раскрыто. Именно о Ноахе написано: «Ноах, муж праведный, был непорочнейшим в поколениях своих». Если бы он жил в других поколениях, то не назывался бы праведником – был бы злодеем.

Г. Копач: Недаром говорится, что все относительно!
/8/ НОАХ ЖЕ ПОНРАВИЛСЯ БОГУ.
Что мы знаем о Ноахе? Чем он понравился Богу? Скажем, я хочу понравиться Богу, как Ноах.
М. Лайтман: Ноах – это прототип. В реальности, называемой Ноах, в его свойствах есть нечто, с чем он мог развиваться, раскрыть зло, имеющееся в нем, а также раскрыть позитивные силы, соизмерить одно с другим, исправить зло с помощью добра и прийти к тому, чтобы стать подобным Богу.

Г. Копач: Что же такое Ноах? Это потенциал роста? Это плоскость, которая может подниматься или опускаться?
М. Лайтман: Да. Ноах сейчас должен пройти это развитие. Что это за развитие? С одной стороны, увеличить свой эгоизм…
Г. Копач: Увеличить эгоизм? Прежде мы говорили, что нужно пытаться отменить свой эгоизм?
М. Лайтман: Нет, Ноах еще не пришел к осознанию зла. Он выглядит праведником, несмотря на то, что со стороны Бога уже видно, что все порочно и нет ничего хорошего.

Г. Копач: Творец уже выключил миру рубильник, "сожалея в сердце своем".
М. Лайтман: Но есть человек, в котором силы добра и зла находятся в особом сочетании, и этого человека нужно продвигать дальше. С одной стороны, его помещают в потоп. И мы сегодня тоже приближаемся к потопу в системах воспитания, семьи, климата, экологии. Во всех областях жизни мы видим, как нас накрывает потопом.

Г. Копач: Что значит потоп? Изобилие, которому мы не можем противостоять?
М. Лайтман: Потоп – это силы зла, воздействующие на нас. Мы говорили о том, что для развития нам необходимы силы зла, подталкивающие нас, вынуждающие выйти из нынешнего в лучшее состояние. Мы не хотим этого, потому что лучшее состояние является лучшим относительно Творца. Это состояние отдачи, любви к ближнему, внутреннего развития человека навстречу духовному. Человек не хочет этого, и тогда, с одной стороны, посылают ему потоп – так называемые бурные воды.

Г. Копач: РАЗВЕРЗЛИСЬ ВСЕ ИСТОЧНИКИ ВЕЛИКОЙ БЕЗДНЫ, И ОКНА НЕБЕСНЫЕ ОТВОРИЛИСЬ.
Т.е. была вода и сверху, и снизу.
М. Лайтман: Верхние воды называются силой отдачи, а нижние воды – силой получения. И в той, и в другой силе есть у нас свет отдачи, Хасадим. Но Хасадим, вроде являющиеся милосердием, добром, соединяясь с эгоизмом, действуют во зло. Потоп воздействует на человека, чтобы ввести его в ковчег.
Что такое ковчег? Он подобен чреву матери, некой оболочке, войдя в которую ты сохранишь себя. Как ты строишь эту оболочку? Ты строишь ее, желая сохранить себя в свойстве Хасадим, в хафец хэсэд (ничего не желающий для себя) – ты хочешь находиться только в отдаче, только отдавать. Ты готов находиться вместе со всеми животными, пребывая в мире со всеми своими дурными качествами.

Г. Копач: Что символизируют собой животные?
М. Лайтман: Это внутренние свойства человека. Человек готов примириться со всеми своими хорошими и плохими свойствами – главное, быть в отдаче и любви ко всему миру. Если он сохраняет себя в такой форме, никакое зло не может навредить ему. Если бы мы сейчас начали таким образом относиться ко всем - не использовали ближнего для своей выгоды, а относились к нему, как Ноах, то тем самым мы бы успокоили всех "животных", находящихся в нас, а также внешних животных. И мы все пребывали бы в мире внутри нашего ковчега – внутри нашего малого мира, и никакие силы природы, например, приходящие сейчас против человечества, не смогли бы нам навредить.

Г. Копач: Весь животный мир является проекцией нашего внутреннего мира наружу?
М. Лайтман: Да. Человек является центром вселенной, и все то, что находится в человеке, находится также вне его, вокруг него. Человек, исправляя себя, собирает все силы мира, и они исправляются благодаря нему.

Г. Копач: Скажем, мое состояние невыносимо, и я хочу исправить себя. Я должен собрать всех животных, которых встречаю на улице, и изолироваться с ними вместе?
М. Лайтман: (Смеется) Ты должен познакомиться с ними изнутри, использовать все свои качества, чтобы благополучно пережить потоп и прийти к миру света. Ты изолируешь себя со всеми своими внутренними качествами, чтобы установить мир между ними - в этом ковчеге никто не ест другого.

Г. Копач: Это очень странно…
М. Лайтман: В ковчеге находится весь мир в соединении друг с другом.
Г. Копач: Во мне есть много отрицательных качеств: скажем, иногда я веду себя, как свинья – свинья во мне влияет на меня.
М. Лайтман: Как раз свинья не причиняет никому зла.

Г. Копач: Это интеллигентное животное, с точки зрения генетики она очень похожа на человека. Быть может, поэтому запрещено есть ее? Но она является символом лицемерия, обжорства, рытья в собственных отбросах. Как я могу жить в мире со свинством в себе, как могу обратить его внутрь себя?
М. Лайтман: Это зависит от развития человека.
Г. Копач: Скажем, я обжора, как свинья, упрям, как осел…
М. Лайтман: Но пока что ты примиряешься с этими качествами.

Г. Копач: Я помещаю их в каком-то месте ковчега, иногда навещаю их?
М. Лайтман: Иногда они проявляются, и тебе неудобно, неприятно перед собой. Но все таковы – не страшно, есть еще хуже, чем я. Да и что я могу с этим поделать? И таким образом человек продолжает жить. Но, в конце концов, ты приходишь к состоянию, когда не способен терпеть эти качества, и тогда ты прорываешься. Ты должен привести все эти свойства к исправлению.
И СКАЗАЛ БОГ НОАХУ: "ВОЙДИ СО ВСЕМ СЕМЕЙСТВОМ ТВОИМ В КОВЧЕГ; ИБО ТЕБЯ УВИДЕЛ Я ПРАВЕДНЫМ ПРЕДО МНОЮ В ЭТОМ ПОКОЛЕНИИ.

Г. Копач: Зачем Творец предпринимает весь этот маневр: ввести животных в ковчег?
М. Лайтман: Чтобы раскрыть зло, чтобы человек был готов к исправлению.
Г. Копач: Чтобы человек раскрыл зло?
М. Лайтман: Да. Что, фактически, говорит Творец в своей программе? Если ты способен ввести как положительные, так и отрицательные силы вместе внутрь ковчега, внутрь состояния, называемого воды, когда ты хочешь только отдачи (Хасадим), не быть эгоистом и удовлетвориться малым, как в ковчеге…

Г. Копач: Т.е. твой ковчег – это коробочка, наполненная твоими личными качествами, которую окружают воды милосердия? Только любовь окружает ее?
М. Лайтман: Да. И тогда, если ты заинтересован в этом, готов к этому, то спасаешься от потопа и выходишь из него с миром.

Г. Копач: Почему не написать просто: будь милосердным, «возлюби ближнего, как самого себя»? Зачем нужна вся эта история с ковчегом, животными?
М. Лайтман: Дело в том, что есть такое множество деталей, говорящих о внутренней части человека – говорится обо всей нашей глубокой внутренней структуре. Психологи, например, понимают лишь ее малую часть. Также говорится о настоящем, будущем и развитии всех поколений до уровня Творца - все это нельзя выразить в иной форме. Каббалисты, постигшие и написавшие нам об этом, не могли выразить это в иной форме – это просто невозможно. Когда человек начинает немного постигать духовное, то видит, что форма, в которой Моше описал происходящее, – это самая подходящая и простая форма. И тот, кто начинает себя исправлять, видит, как он проходит все эти этапы один за другим, начиная от Берешит и до последнего слова Исраэль.

Г. Копач: Давайте вернемся к Ноаху прежде, чем он вошел в ковчег. Написано:
ПРЕД ВСЕСИЛЬНЫМ ХОДИЛ НОАХ.
Что означает это выражение?
М. Лайтман: В сущности, он был готов получить свойство Творца, идти, подняться и соединиться с Ним.

Г. Копач: То есть это выражение означает, что в нем есть желание соединиться с Творцом? Но этого желания нет в каждом из нас?
М. Лайтман: Оно существует в каждом человеке – нужно лишь его раскрыть. Все свойства существуют во всех. Каждый из нас - это и Адам, и Ноах, и Авраам, и Моше. В каждом заключен весь мир, все уровни – неживой, растительный, животный, человек. Вся Вселенная находится внутри меня!

Г. Копач: Следовательно, и эта глава, и вся Тора говорит о внутреннем мире человека: все события и образы происходят в его душе?
М. Лайтман: Верно. Все написанное в Торе говорит о каждом отдельном человеке. Тора обращается к человеку, чтобы его исправить. В сущности, это методика исправления, своеобразное руководство.

Г. Копач: Написано:
И БЫЛО НОАХУ 500 ЛЕТ.
Возраста в Торе всегда удивляют меня.
М. Лайтман: Это духовные уровни. У них нет никакой связи с нашей жизнью в этом мире. Сказано, например, что Адам Ришон жил 900 лет.

Г. Копач: Вы, конечно, знакомы с теориями, что, возможно, угол солнца в то время был иным, земной шар был другого размера, продолжительность года была иной?
М. Лайтман: Нет никакой связи между духовными ступенями и нашей жизнью.
Г. Копач: Мы не находимся на уровне 500 лет и никогда не достигнем его?
М. Лайтман: Почему нет? Мы должны достичь того же уровня, что и Адам, и Ноах, раскрыть в себе эти силы, и это происходит довольно быстро. С человеком, начинающим развиваться с помощью Торы, вызывающим на себя «свет, возвращающий к Источнику», изменения происходят из месяца в месяц. Он проходит эти ступени очень быстро.

Г. Копач: Хорошо бы! Вернемся к ковчегу:
ТРИСТА ЛОКТЕЙ ДЛИНА КОВЧЕГА, ПЯТЬДЕСЯТ ЛОКТЕЙ ШИРИНА ЕГО И ТРИДЦАТЬ ЛОКТЕЙ ВЫСОТА ЕГО.
Что означают эти технические указания? Будто предстоит построить дом!
М. Лайтман: Ковчег – это охраняющая нас высшая система. Человеку объясняется, что если он хочет сохранить свою душу, то должен включиться в эту систему духовных сил, называемую ковчег. Пожалуйста, перед тобой чертеж, и ты должен позаботиться о том, чтобы силы твоей души были таким образом упорядочены.

Г. Копач: Скажем, я хочу совершить исправление, войти в ковчег.
М. Лайтман: Разве ты начнешь для этого строить корабль?
Г. Копач: Но это огромные размеры – как современный лайнер! Что мне делать, если я хочу построить для себя личный ковчег?
М. Лайтман: Разумеется, внутренний? Обратись к своим силам, попробуй в них разобраться, проверь их. И насколько сможешь, организуй их так, чтобы все они сконцентрировались вокруг состояния, когда ты ничего не хочешь, кроме милосердия, любви к ближнему.

Г. Копач: Из всего окружающего видеть только хесед – только воду?
М. Лайтман: «Только воду» – означает, что таково твое отношение ко всему миру, и с помощью этого ты себя сохраняешь. И тогда никакое зло не может прийти и коснуться тебя.
Г. Копач: Однако вода не только хасадим. Говорится, что злобные воды уничтожили большую часть человечества.
М. Лайтман: Это произошло потому, что люди соединены с эгоизмом. Но если ты оставляешь эгоизм снаружи и остаешься только в желании быть в хасадим, т.е. в любви и отдаче всем, то остаешься невредим. Это и есть ковчег.

Г. Копач: 40 дней находится Ноах в ковчеге. Число 40 повторяется очень часто.
М. Лайтман: Действительно, это число нужно объяснить. Наша земля (эрец, одного корня со словом рацон – желание) – эгоистическое желание, находящееся на нулевом уровне. Если я в своем желании поднимаюсь с «земли» к «небу», на уровень Бины – это символизирует подъем в духовном до сороковой ступени. Встречаются выражения «40 лет», «40 дней».

Г. Копач: Это вершина нашего развития?
М. Лайтман: Нет. Сорок - это различие между двумя силами: негативной и позитивной, желанием получать и желанием отдавать. Прежде всего, я отдаляюсь от желания получать: перехожу из левой линии в правую. Я приобретаю силу правой линии, называемую «сорок». В соответствии с гематрией (числовым значением) 40 соответствует букве мэм. Существует так называемая «мэм стума» (замкнутая форма написания этой буквы в конце слова), которая по форме подобна ковчегу: в ковчеге мы «находимся» внутри этой буквы мэм. Достигая этой формы, мы входим внутрь нее и как бы сохраняемся внутри Бины, внутри «сорока» - свойства отдачи. Но когда мы вновь выходим из нее, то должны начать работать с нашим эгоизмом. Это и происходит, когда человек, находящийся на уровне Ноах, начинает работать со своим эгоизмом. У него есть три сына: ШЕМ, ХАМ И ЙЕФЕТ. Это три линии: правая, левая и средняя – позитивная и негативная силы и средняя между ними. В соответствии с ними человек развивается. Хам находится с одной стороны, Йефет – с другой, а Шем – посредине.

Г. Копач: Мы являемся потомками Шема – семитами. Поэтому тот, кто не любит нас, называется антисемитом?
М. Лайтман: Да. Исправление мира происходит в соответствии со средней линией, и потому тот, кто против этого исправления, называется антисемитом. Противники могут быть как со стороны правой линии, так и со стороны левой линии. Клипа правой линии – это Ишмаэль, а клипа левой линии – Эсав.

Г. Копач: Но приходят потомки Ишмаэля и говорят, что они также потомки Шема?
М. Лайтман: Да, но это клипа - обратная сторона. В конце развития все войдут в среднюю линию.
/11/ И ЯВИЛСЯ К НЕМУ ГОЛУБЬ В ВЕЧЕРНЕЕ ВРЕМЯ, И ВОТ МАСЛИЧНЫЙ ЛИСТ, КЛЮВОМ СОРВАННЫЙ, У НЕГО: И УЗНАЛ НОАХ, ЧТО ВОДА ПОНИЗИЛАСЬ НА ЗЕМЛЕ.

Г. Копач: Что это за рассказ о вороне и голубе? Что символизируют эти птицы?
М. Лайтман: Ворон символизирует того, кто ради достижения духовного заботится о будущем больше, чем о своей жизни. А голубь символизирует связь со светом Хохма, с оливой, с оливковым маслом – это следующая ступень развития. Вновь говорится о внутренних душевных силах Ноаха: таким образом он приближается к суше. Что значит «суша»? После того как человек находился какое-то время в ковчеге и не желал ничего, кроме отдачи, он приобрел хэсэд. Теперь он может стоять на земле (эрец, производное от слова рацон – желание). Т.е. он может начать пользоваться всеми своими желаниями – отдавать даже из эгоизма. Прежде он отделился от своего эгоизма в ковчеге, как бы стер его, не желал им пользоваться в течение определенного времени, находился в изоляции от эгоизма. Он прошел этап использования эгоизма, как зла, и сейчас вновь пробуждает эгоизм, чтобы постепенно начать пользоваться им положительно. Тем самым Ноах сейчас начинает новую жизнь после потопа.

Г. Копач: Известно, что, найдя землю, Ноах посадил виноградник и начал пить алкоголь. Освободившись от эгоизма, он начал пьянствовать и делать глупости?
М. Лайтман: Пьянеть – означает притянуть свет Хохма. Желание наслаждаться вновь усиливается в нем, ведь все время мы развиваемся лишь за счет преодоления эгоизма, который мы должны исправить. «Каждый, кто больше своего товарища, обладает и большим эгоизмом». Эгоизм должен быть все больше и больше, и за счет этого мы поднимаемся все выше и выше до уровня Творца.Мы знаем, как получать правильным образом. При этом мы пользуемся всеми своими свойствами в полной мере. Получается, что после того как человек вроде бы пришел к свойству Бины – свойству отдачи и любви, он начинает возвращать себе желание получать, эгоизм, чтобы использовать ради отдачи, но не может.

Г. Копач: Можно еще раз вернуться к ситуации с вороном и голубем? Ворона Ноах послал первый раз, чтобы узнать, появилась ли суша, и тот вернулся. Когда его послали второй раз – он не вернулся. Голубь, который был послан, вернулся с оливковой ветвью.
М. Лайтман: В первый раз ворон не нашел земли и вернулся ни с чем. Во второй раз ворон нашел землю, но на ней не росло ничего, и ворону не с чем было возвращаться. А голубь вернулся с оливковой ветвью, и Ноах понял, что земля – желание получать - уже готова, чтобы воспользоваться ею ради отдачи. Т.е. он исправил свое желание получать с помощью средства, называемого ковчег, и потому может выйти из ковчега и начать развиваться, чтобы вырасти до уровня Творца. У Ноаха есть эгоизм, из которого он уже вышел, и он находится на ступени отдачи, с которой может начать работать над эгоистическими желаниями для того, чтобы продолжить исправление.

Г. Копач: Т.е. возвращение голубя означает, что желание человека готово развиваться?
М. Лайтман: Это означает, что желание человека готово к исправлению, потому что голубь принес с собой оливковую ветвь.
Г. Копач: Почему голубь является символом мира? Как одно связано с другим?
М. Лайтман: Мир (шалом) означает, что человек дополняет (машлим - от слова шалем – полный, совершенный) силу получения силой отдачи, и именно это символизирует голубь. Он говорит Ноаху, что земля уже готова плодоносить.

Г. Копач: Т.е. уже есть сила получения: приходи с силой отдачи...
М. Лайтман: …и соедини их вместе правильным образом.
Г. Копач: И тогда Ноах сажает на земле виноградник.
М. Лайтман: При этом достигается шалом - мир, совершенство. Действительно вино символизирует правильную связь между получением и отдачей, но лишь когда совершают над ним благословение, подъем. Вино – это свет Хохма. И чем больше, чем сильнее человек, чем больше его эгоизм, его силы, тем большим он становится и в отдаче, исправляя себя ради отдачи: «Каждый, кто больше своего товарища, обладает и большим эгоизмом». Маленький человек, даже исправив себя, остается маленьким.

Г. Копач: Относительно вина: выпив, люди теряют нравственные основы, буянят и наружу выходят как раз их животные стороны, а не человеческие качества.
М. Лайтман: Верно! Почему? – Потому что они пользуются вином ради получения, а не ради отдачи. Вино символизирует очень высокую ступень использования желания.
Г. Копач: Если я пью иногда вино, как я могу использовать это ради общества?
М. Лайтман: В тебе еще нет нужных сил, чтобы воспользоваться всеми теми наслаждениями, которые ты получаешь от этого мира ради общества. Прежде ты должен изучить систему, увидеть, насколько ты связан с обществом, с ближним. Тогда ты сможешь это сделать. Скажем, женщина до родов думает только о себе, а после родов, когда у нее в руках есть младенец, вся ее жизнь направлена на него и ради него. Тогда она живет ради отдачи ему. Так до потопа человек думает только о себе, нацелен лишь на себя. Он чувствует, что потоп вносит противоречие в его жизнь, что ему плохо. Он входит в ковчег, желая оградить себя от существующего в нем зла. Оторвавшись от эгоистического использования желаний, он приходит к новой земле, к соединению с ближним и начинает пользоваться всеми своими качествами ради ближнего.

Г. Копач: Для этого необходим переходный период, период пребывания в чреве?
М. Лайтман: Это и есть период потопа.
/4/ И СКАЗАЛИ ОНИ: "ДАВАЙТЕ ПОСТРОИМ СЕБЕ ГОРОД И БАШНЮ, ГЛАВОЮ ДО НЕБЕС".
Г. Копач: Далее в этой главе повествуется о Вавилонской башне. Люди хотят выстроить башню до небес, увеличить свой эгоизм.
М. Лайтман: О, это особая история. Люди вместо того, чтобы использовать эгоизм для отдачи другим, как это было прежде в Вавилоне - маленькой цивилизации, подобной маленькой семье, после того, как эгоизм вырос, пожелали использовать его ради получения – каждый ради себя. Одна и та же история повторяется каждый раз - на каждом этапе.

Г. Копач: Сегодня мы вновь видим это?
М. Лайтман: Да, сегодня мы вновь находимся в ситуации Вавилонской башни. Мы видим, что тогда произошло: вавилоняне перестали понимать друг друга.
Г. Копач: Что значит «перестали понимать друг друга»? Перестали прислушиваться друг к другу? Ведь они говорили на одном языке.
М. Лайтман: Каждый понимал лишь самого себя – это и называется смешением языков.

Г. Копач: Это говорит о недостатке плюрализма? Никто не способен прислушаться к другому? К сожалению, мы видим это и сегодня: каждый готов слушать лишь себя.
М. Лайтман: Ради чего они все-таки готовы быть вместе? – Чтобы выстроить башню до небес, т.е. приобрести весь мир. И люди начинают соперничать между собой, устраивать сделки.
Г. Копач: Они теряют свойство коммуникабельности?
М. Лайтман: Да, но приветствуют эгоизм, говоря, что эгоизм - это хорошо: с его помощью можно достичь успехов.

Г. Копач: Т.е. усиление эгоизма уничтожает коммуникабельность между людьми?
М. Лайтман: Верно. И что тогда? Тогда появляется один из них – проницательный человек по имени Авраам, который был одним из их жрецов.
Г. Копач: Давайте поговорим об Аврааме в следующей главе. 

Немного музыки ...
Ashuv Eleicha Возвращаясь к Тебе 

Прекрасная песня, из самой глубины сердца:
Покажи мне путь, как возвратиться к Тебе, 
Даже если будет тяжело, https://youtu.be/SCPyvvusg_o?list=RDSCPyvvusg_o
Песня о Творце. Не ищите здесь направления или деноминации, Всевышний ведь один!

Женский уголок
Итак, общий язык – необходимое условие общей жизни. Этот вопрос стоит наиболее остро в рамках семьи. Причем иногда оба супруга могут говорить на русском, иврите, английском или суахили и не понимать друг друга, а иногда люди могут знать всего лишь несколько общих слов и при этом совершенно понимать друг друга, даже без слов. Что значит «мы займемся уборкой», «я скоро приду», «скромный подарок» в вашем семейном лексиконе? Кто такие «мы», что значит «скоро», и как определяется «скромность» подарка?
Умейте четко выражать свои мысли! Прислушивайтесь друг к другу! Искренне желайте достичь полного взаимопонимания! И тогда вы удостоитесь построить крепкий дом и почувствуете себя на небесах!
А теперь давайте спустимся с небес на землю и подумаем, что приготовить избраннику сердца.

Курица со сливами.
Нарежьте курицу на порции. Посолите. Поперчите. Обжарьте лук на глубокой сковороде. Добавьте курицу и обжарьте со всех сторон. Добавьте содержимое банки консервированных слив (вместе с сиропом). Вскипятите. Накройте крышкой и варите 45 мин. на медленном огне.

Картофель по-швейцарски.
Отварите картофель в мундире до полуготовности. Очистите. Натрите на крупной терке. Добавьте соль и специи по вкусу. Обжарьте плоским блином на маргарине с двух сторон. Посыпьте чесноком и мелконарезанной зеленью. 

В избранное