Все выпуски  

Недельная глава Торы из Израиля: Лех леха - Иди к себе


Шабат шалом, друзья! Мир субботе!
Предлагаю толкования недельной главы Торы - «Лех леха» («Иди к себе») в исполнении мессианских евреев и ортодоксальных евреев.
Эта подписка для более глубокого понимания мессианства и ортодоксального иудаизма, каббалы, их единства и различия. 
Для более глубокого понимание Еврейских Священных Писаний.
Подписаться на эту рассылку в тексте - вы можете через сайт рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael

Начало годового цикла чтения недельных глав Торы
РАСПИСАНИЕ НЕДЕЛЬНЫХ ГЛАВ ТОРЫ можно скачать на сайте "Исход-2. Возвращение к Источнику"  www.tikvaisrael.com
Там выложены две статьи о мессианском движении, о его сути и противоречиях. 
1. Мессианский иудаизм — религиозное направление евреев и неевреев. Кто они такие? 
Краткое описание. Основные положения. http://tikvaisrael.com/art_messjuda.html 
2. Еврейский мессианский образ жизни http://tikvaisrael.com/art_mess.html
Алекс

От МЕССИАНСКИХ евреев
Недельная глава «Лех леха» («Иди к себе»)  
Список Чтений Этой Недели:
 Брешит / Бытие 12:1-17:27
 Йешаягу / Исайя 40:27-41:16
 Ромим / Римлянам 4:1-25

Думаю, что важный урок содержится в главе этой недели. Я нашел этот урок в вводных стихах  Священного писания:
Брешит (Бытие) 12:
1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; 
(2) и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; 
(3) Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. 
(4) И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот.

Видите ли Вы проблему здесь? Распознаёте ли Вы, что неприятность маячит на горизонте из-за того, как поступил Аврам? 
Можете ли Вы видеть его будущее в этих нескольких стихах Священных писаний? Позвольте мне указывать её для Вас.
 ХаШем велел Авраму: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего»? Однако, что мы находим тремя стихами позже? 
Мы узнаем, что «с ним пошел Лот ...». Разве Лот не был одним из родственников Аврама? Да, мы знаем из Священного писания, что Аврам был дядей Лота. 
Почему же Аврам взял своего племянника? Не имею понятия, и это никак не освещается в Священном писании. Возможно, Лот попросил Аврама взять его. 
Возможно он убедил своего дядю, что тот уже 75 летний старец, и что он будет полезен в путешествии с ним. 
Какая бы ни была причина, однако, Лот очевидно убедил своего дядю, и Аврам сдался. 
Результат, как мы знаем, был бедственный. Из Лота, идущего с Аврамом, произошли два печально известных врага Израиля: Аммониты и Моабиты.

Аврам был ни первым ни последним в Священном писании, которого склонили сделалать нечто, приведшее к бедствию. 
Первым был Адам. Его, конечно, убедила Ева съесть плод запрещенного дерева, и все мы платим цену с тех пор. 
Другая история описана в Малахим Алеф (3 Царств) 13:1-24. Я напомню историю.

Человек Божий пришел из Иудеи к царю Иеровоаму, чтобы передать ему сообщение от ХаШем (Господа). 
ХаШем велел человеку Божиему передать Его сообщение царю и затем немедленно покинуть место, не беря ничего, чтобы поесть или выпить и не возвращаться тою дорогою, которою пришел. Он сделал как ему повелели; однако, на пути к дому он проходил через город Вефиль, где он встретил человека, утверждающего, что он - пророк.
 Этот пророк сказал человеку Божиему, что он получил известие от ангела, говорившего от имени ХаШем, и что ему сказано, что человек Божий должен остановиться, поесть и освежить себя в его доме. 
Малахим Алеф (3 Царств) 13:
18 И сказал он ему: и я пророк такой же, как ты, и Ангел говорил мне словом Господним, и сказал: `вороти его к себе в дом; пусть поест он хлеба и напьется воды'. --Он солгал ему. 
(19) И тот воротился с ним, и поел хлеба в его доме, и напился воды. 
(20) Когда они еще сидели за столом, слово Господне было к пророку, воротившему его. 
(21) И произнес он к человеку Божию, пришедшему из Иудеи, и сказал: так говорит Господь: за то, что ты не повиновался устам Господа и не соблюл повеления, которое заповедал тебе Господь Бог твой, 
(22) но воротился, ел хлеб и пил воду в том месте, о котором Он сказал тебе: `не ешь хлеба и не пей воды', тело твое не войдет в гробницу отцов твоих. 
(23) После того, как тот поел хлеба и напился, он оседлал осла для пророка, которого он воротил. (24) И отправился тот. И встретил его на дороге лев и умертвил его. И лежало тело его, брошенное на дороге; осел же стоял подле него, и лев стоял подле тела.

Очевидно, что Хасатан (Сатана) был дирижером последовательностей событий, которые я использовал для примеров. Адам, Аврам и человек Божий, пришедший из Иудеи, – все они, по моему мнению, были склонены следовать за другим богом. 
Да, Вы услышали меня правилно. 
Быть убежденным следованию другим богам не обязательно означает кланяться перед некиим гравированным образом.
 Идолопоклонство простирается далеко вне этого. Из наших примеров мы видим, что оно распространяется на то, чтобы быть склонёнными людьми, которые находятся под влиянием других богов. 

Дварим (Второзаконие) 13:1 Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, (2) и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: `пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им', -- (3) то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо [чрез] [сие] искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей; (4) Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь;

Когда Вы убеждены, что ХаШем (Бог) сказал Вам нечто и Вы полагаете, что сказанное Вам совершенно согласуется с Его письменным Словом, то убедитесь, что Вы выполнили это в точности и без отклонений, от того, что Вам сказано, потому что результаты могут быть бедственными! 
Не уверенны, что то, что Вы услышали, - от ХаШем? 
Принесите это к лидерству вашей общины. Есть мудрость во множестве советников.
Барух ХаШем.
 Рабби Яков Фарбер

ОТ ОРТОДОКСАЛЬНЫХ ЕВРЕЕВ
Недельная глава «Лех леха» («Иди к себе») 

С недельной главы «Лех леха» начинается наше знакомство с личностью и историей жизни первого еврея – Авраама-авину (нашего праотца Авраама). Глава рассказывает о первых испытаниях, выпавших на его долю, о его взамиоотношениях со своим племянником Лотом, о рождении Ишмаэля, о заключении вечного союза между Всевышним и потомками Авраама и Сары (т.е. евреями) и завершается первой заповедью данной первому еврею – заповеди брит-мила (обрезания). 

Итак, глава начинается с первого прямого обращения Творца к первому человеку, добровольно пришедшему к мировозрению, впоследствии названному «еврейским», путем духовно-нравственных поискох и логических умозаключений. С какого же призыва начинается это обращение? «Лех леха» - «иди к себе» - и в этом весь иудаизм. В отличие от идеологии коллективизма, провозглашенной строителями Вавилонской башни, еврей призван искать свой личный, индивидуальный жизненный путь, путь к самому себе. 
«Вот-вот!» обрадуются многие наши читатели «мы же всегда говорили, что религия – личное дело каждого, и никто не имеет право вмешиваться в мою частную жизнь со своими законами! Причем Б-г заповедует прямым текстом «Иди к себе из своей земли, из своей Родины, из дома твоего отца», мой индивидуальный путь совсем не обязательно должен по инерции повторять путь моих предков». 
И они, безусловно, оказались бы правы, если бы обращение Творца на этом прерывалось. Но в том-то и дело, что Б-г продолжает свою речь: «Иди к себе... в землю, которую Я укажу тебе». 

Да, каждый из нас должен найти свою собственную нишу, свой собственный подход, порой совершенно отличный от подхода наших соседей и даже собственных родителей, но все это только в определенных рамках - тех, которые указал нам сам Творец мира. Эти рамки достаточно широки: на Тору можно смотреть с семидесяти (!) разных точек зрения, пытаясь найти ту самую, подходящую именно для вашего угла зрения. Но необходимо помнить, что семьдесят – немалый интервал для лавирования в дебрях Торы, но все же далеко не синоним бесконечности! 
Поэтому не надо забывать, что все-таки это мы должны жить в рамках Торы, а не пытаться запихнуть Тору в наши собственные рамки! 


Недельная глава «Лех леха». Беседа каббалиста М. Лайтмана с известным израильским сатириком, сценаристом и драматургом Гилем Копачем

Г. Копач: В сегодняшней недельной главе мы познакомимся с одним из главных персонажей Торы. Я имею в виду Авраама, которого называют нашим Праотцем. Недельная глава «Лех Леха» начинается словами:
/1/И СКАЗАЛ БОГ АВРАМУ: "УХОДИ ИЗ СТРАНЫ ТВОЕЙ, ОТ РОДНИ ТВОЕЙ И ИЗ ДОМА ОТЦА ТВОЕГО В СТРАНУ, КОТОРУЮ Я УКАЖУ ТЕБЕ.
Что мы знаем об Аврааме?
М. Лайтман: О нем пишут различные источники, в том числе «Мидраш раба».

Г. Копач: Говорится, что он вырос в Вавилоне.
М. Лайтман: Да, он был жителем Древнего Вавилона, где в то время была сосредоточена вся человеческая цивилизация. Авраам жил в городе Ур-Касдим. Народ Вавилона хотя и состоял из разных племен и народностей, но жил как одна большая семья.

Г. Копач: Сказано, что Авраам продавал изваяния божков.
М. Лайтман: Не только продавал, но и изготавливал их в мастерской своего отца Тереха. Очевидно, это было не простым делом. Не каждому доверяют такую работу, а только людям, которых считают достойными, выдающимися, которые понимают, что делают. Ведь если они создают образ, перед которым человек преклоняется, значит и сами великие. И Терех, и Авраам были очень уважаемыми людьми.

Г. Копач: Рассказывается, что они создавали изваяния по заказу, выполняя просьбы людей запечатлеть в идоле их собственный образ.
М. Лайтман: Да, каждый хотел видеть себя божеством, молиться себе самому. А разве не так происходит сейчас с нами?

Г. Копач: Мы молимся зеркалу. Смотрим в зеркало и говорим: о, какой ты великий, красивый!
М. Лайтман: Человек, чувствующий себя выше всех, делает из себя Творца: нет ничего больше меня! Кто самый важный в мире, если не я сам для себя?!

Г. Копач: Свойство «сам для себя», на ваш взгляд, хорошее или плохое?
М. Лайтман: Если любовь к себе толкает человека использовать других людей в свою пользу, то это, безусловно, зло. 
Но если она побуждает его использовать свои свойства в пользу ближнего, и за счет этого приблизиться к Творцу, то это, конечно, хорошо. Все зависит от того, каким образом и с какой целью мы используем каждое явление.

Итак, Авраам, как и его отец, был уважаемым в обществе священнослужителем. Вдруг в те времена люди начали замечать, что вместо прежней любви чувствуют ненависть друг к другу. С одной стороны, они захотели построить башню до небес, т.е. выразить свою силу, которая выше природы. С другой стороны, поскольку в каждом возрос эгоизм, они перестали друг друга понимать. Когда каждый думает только о себе, то называется, что они не понимают друг друга. От этого ситуация еще более осложнилась.
Авраам это явление заметил и начал исследовать его причины. 

Он понял, что усиление эгоизма в человеке является естественным процессом, необходимым для того, чтобы человек осознал эгоизм как зло, поднялся над ним и достиг уровня Творца. В этом состоит цель развития человечества.

Г. Копач: То есть каждая ступень развития состоит в том, что человек развивается с помощью эгоизма. На определенном этапе эгоизм приводит его в тупик, и он…
М. Лайтман: …признает, что это зло. Тогда он поднимается над эгоизмом и приобретает духовную ступень. И вновь эгоизм растет, вновь человек осознает его как зло и над ним приподнимается. Так этот процесс продолжается. Авраам, исследуя свой эгоизм, поднялся над ним и постиг духовный мир.

 Он понял общую программу развития мира: через какие состояния он должен пройти, какой цели достичь. Об этом он рассказал окружающим, знакомя их с мудростью, которую назвал  каббала. Слово «каббала» означает правильное использование существующей в нас силы получения - желания наслаждаться.

Г. Копач: Авраама принято считать родоначальником монотеизма, восприятия мира в единстве и объединении.
М. Лайтман: Верно. Именно к этому приводит каббала. Она знакомит нас с одной силой – Природой и Творцом. Каббала – объясняющая устройство всей реальности.

Г. Копач: То есть под заповедями Творца подразумевается функционирование мира согласно природе?
М. Лайтман: Совершенно верно. Поняв это, Авраам начал обучать других. В книге «Мидраш раба», написанной чуть позже того времени, говорится, что он приглашал в своей шатер путников и рассказывал им о Творце, о необходимости объединиться и жить в любви и отдаче друг другу. 
Его жена Сара занималась с женщинами. Вокруг них собралась группа учеников – мужчин и женщин, и это была первая группа по изучению  каббалы. Конечно, и Ной, и Адам, и двадцать поколений от Адама до Авраама, о которых говорится в Торе, были каббалистами. 

Но Авраам был первым исследователем, который понял основу творения и начал передавать это знание другим людям. Поэтому он считается основоположником каббалы и называется нашим Праотцем. В сущности, он дал всему человечеству методику достижения Творца.

Г. Копач: /4/ И ПОШЕЛ АВРАМ, КАК ПОВЕЛЕЛ ЕМУ БОГ.
Ему было сказано уйти из своей страны, от всего знакомого - культуры, семьи, заработка – в какое-то неизвестное место.
М. Лайтман: В СТРАНУ, КОТОРУЮ Я УКАЖУ ТЕБЕ! Что это значит? - Смени свое прошлое желание - слова эрец (страна) и рацон (желание) однокоренные - на то, которое Я УКАЖУ ТЕБЕ. 
То есть поднимись от использования желаний уровня, на котором сейчас находишься, к желаниям, которым Я тебя научу. Человеку как бы предлагается подняться в место, называемое эрец Исраэль (желание, направленное к Творцу). Это означает, что все его желания будут направлены на достижение уровня Творца. В сущности, это и есть вершина развития человека.

Г. Копач: У любого человека в жизни бывает период, когда он покидает привычную обстановку, знакомое окружение и начинает искать новые пути. Обязательно ли для приобретения нового мировоззрения отключиться от всего предыдущего?
М. Лайтман: Мы видим это сегодня в мире: все находятся на распутье, и никто не знает, что происходит. Как спастись от различных проблем и неразберихи? Какие силы нами управляют? Как их определить и правильно направить? Никто этого не знает. 
Сейчас повторяется та же ситуация, что и в древнем Вавилоне. Только у вавилонян была надежда достичь успеха за счет эгоизма: мы будем развиваться, строить, прогрессировать! Они хотели этого развития. А мы сегодня после нескольких тысячелетий находимся в его конце.

Г. Копач: И все-таки мы несколько продвинулись со времен древнего Вавилона.
М. Лайтман: Куда продвинулись? Мы продвинулись в понимании, что все это развитие приводит нас к поражению.

Г. Копач: Почему же мы не остались в Вавилоне, если никуда не продвинулись?
М. Лайтман: Посмотри на себя и скажи: разве это возможно?

Г. Копач: Не знаю.
М. Лайтман: Об этом написано: «Нет человека более мудрого, чем опытный», «Не выполнит человек заповедь, если не потерпел в ней неудачу». Заповедью называется соблюдение закона природы.

Г. Копач: А что является вашим личным "УХОДИ ИЗ СТРАНЫ ТВОЕЙ"? Вы ведь проделали длинный путь?
М. Лайтман: Если ты спрашиваешь обо мне, то я стараюсь двигаться по тем этапам, по которым, как написано в каббалистических книгах, мы должны пройти в процессе нашего исправления, пока не достигнем уровня Творца. Мы обязаны достичь слияния с Творцом, т.е. высшего уровня развития общей силы природы.

Г. Копач: Но вы и физически сменили место жительства, репатриировавшись из России. Вы изменили окружение, чтобы получить новое мировоззрение, постижение.
М. Лайтман: Живя в России, я еще не знал, в каком направлении буду развиваться. Я лишь хотел найти секрет жизни, а потому выбрал своей специальностью биокибернетику. Но затем я увидел, что с помощью этой науки невозможно достичь понимания реальности, найти ответ на вопрос «зачем я живу».

Г. Копач: Этот вопрос возник и у Авраама, который понял, что должен выйти в мир, чтобы его исследовать?
М. Лайтман: Да. С этим вопросом сталкиваются многие люди. В конце концов, они понимают, что в этом мире ответа на него нет. Ведь мы видим, что все созданное человеком находится в кризисе, что обращаться некуда. Я это понял, хотя не был во всех уголках мира, не испробовал все методики и не занимался у всех мудрецов, которые говорят, что у них есть решение. Я просто чувствовал, что в этом мире искать нечего, и я обязан найти нечто выше него - нечто, исходящее из сути жизни. Так я пришел к  каббале.

Г. Копач: И вы, и Авраам пришли в землю Кнаан. Почему именно сюда? Почему "УХОДИ ИЗ СТРАНЫ ТВОЕЙ" не относится, допустим, к Швейцарии?
М. Лайтман: Действительно, почему? Бааль Сулам пишет, что тот, кто чувствует стремление к духовному, тянется к Земле Израиля.

Г. Копач: Что особенного в этом физическом месте?
М. Лайтман: Здесь на нас воздействует особая духовная сила.

Г. Копач: Но пока что это всего лишь земля Кнаан, а не земля Израиля. Что это означает?
М. Лайтман: Это означает, что мы не можем сделать эту землю святой, потому что сами не обладаем святостью. 
«Святой» означает отдающий, наполняющий, любящий. 
В сущности, святостью называется свойство отдачи и любви – свойство Творца. 
Если мы в своих желаниях его достигнем, а желание отдавать называется Святой Землей, если оно будет в каждом из нас, то мы притянем к месту, в котором находимся, его корень, который наполнит всех. Тогда мы будем жить в совершенстве и безопасности, достигнем успеха и мира с собой и всеми соседями.

Все зависит от нашего исправления - именно это имел в виду Авраам, говоря из присущего ему свойства милосердия, что необходимо любить и наполнять друг друга. Такое отношение исправит каждого из нас, и мы будем постоянно подниматься. Почему? Наш эгоизм все время растет – таков закон природы. Он вырастет от этого мира до уровня Творца, а мы будем расти над ним: он растет, и я расту. Таким образом мы достигаем цели.

Г. Копач: Вы хотите сказать, что 5000 лет тому назад человеческий эгоизм был ниже, чем сейчас?
М. Лайтман: О, тогда эгоизм был очень небольшой. Каббалисты рассказывают, что период исправления мира занимает 6000 лет: от Адама до Конечного исправления. В течение этих 6000 лет эгоизм постоянно растет. Если мы над ним не поднимаемся и не исправляем способ его использования, то все больше и больше отстаем от ведущей нас силы Творца. Это отставание мы чувствуем как страдания и удары. А рост эгоизма происходит непрерывно, как часы.

Г. Копач: Авраам понял это инстинктивно?
М. Лайтман: Судя по написанной им Книге Создания, его постижение огромно. 
Он объясняет систему на очень высоком уровне - с места, которое называется мир Ацилут. 
Именно оттуда нисходят управляющие нами силы. Так что постижение Авраама очень высокое.

Г. Копач: /7/ И ЯВИЛСЯ БОГ АВРАМУ, И СКАЗАЛ: "ПОТОМСТВУ ТВОЕМУ ОТДАМ Я ЭТУ СТРАНУ".
Это обещание относится и к сыновьям Ишмаэля?
М. Лайтман: Совершенно верно. Поэтому написано в Книге Зоар, что сыновья Ишмаэля будут жить на этой земле в течение всего периода изгнания. А в конце дней, когда народ Израиля захочет вернуться, сыновья Ишмаэля будут всячески этому препятствовать, как и происходит сейчас. Противоборство не закончится, пока мы себя не изменим в процессе внутреннего исправления. О периоде, в котором мы сейчас живем, написано, что если мы сможем провести эту войну за исправление внутри нас, то нам не придется проживать ее физически. Мы можем выполнить исправление на уровне духовных сил. И наоборот: если не сможем этого сделать, то будем вынуждены исправлять в материальном то, что не исправлено в духовном.

Г. Копач: Будем надеяться, что до этого не дойдет.
М. Лайтман: Это зависит только от нас.
Г. Копач: Авраам представляет в каббале свойство милосердия (хесед). Почему именно он?
М. Лайтман: Хесед – первая сила, достигаемая человеком при подъеме над своим эгоизмом. Тогда для него самое важное – не хотеть наполнить эгоизм обычным земным образом, остановить это.

Г. Копач: Возможно, избыток свойства милосердия приводит Авраама к согласию зарезать своего сына?
М. Лайтман: Милосердие не бывает в избытке! 
Мы уже говорили, что человек продвигается по ступеням, которые называются «Адам», «Ной», «Авраам». 
На каждой из них реализуется та же методика. Как Ной чувствовал противоречие между желанием ради получения и желанием ради отдачи, а потому должен был между ними приобрести свойство отдачи, так сейчас Авраам, с одной стороны, пребывает в желании отдавать, а с другой стороны, не знает, как использовать желание получать. Это желание – его сын Ицхак, левая линия. 
А Авраам – полностью правая линия. Как же правая и левая линии могут сочетаться вместе? Этого он не понимает. Он лишь чувствует, что необходимо якобы перерезать - прекратить использовать левую линию. И тогда он постигает, что не надо убивать это желание.

Г. Копач: Мы немного забежали вперед – история с Ицхаком будет в следующей главе. А почему в каждодневной молитве мы говорим: Творец Авраама, Ицхака и Якова?
М. Лайтман: Так называются три линии: правая, левая и средняя. Согласно этой методике мы действуем. Правая линия – сила отдачи, левая линия – сила получения, их сочетание строит Человека – Якова. Большой Яков называется Исраэль. 
 
Г. Копач: А для меня Творец – создатель Авраама, Ицхака и Якова или Копача?
М. Лайтман: Копача! Но в этом Копаче есть и Авраам, и Ицхак, и Яков, которые претворены в таком виде. Ведь Творец, Элоким - это свойство любви и отдачи, а не какой-то образ. Свойство любви и отдачи, находящееся над эгоизмом, называется Элоким.

Г. Копач: /5/ И ВЗЯЛ АВРАМ САРАЙ, ЖЕНУ СВОЮ, И ЛОТА… И ВЫШЛИ, ЧТОБЫ ИДТИ В СТРАНУ КНААН. Авраам пришел в страну Кнаан вместе со своим племянником Лотом, который поселился в городе грешников Содоме, чувствуя себя там как дома.
М. Лайтман: Лот противоположен Аврааму, хотя и является его родственником. Мы видим, как человек исследует и классифицирует существующие в нем силы. От одних он должен отдалиться, к другим приблизиться. И хотя Лот поселился в Содоме, но когда у него возникли проблемы, Авраам пришел его спасать. Затем между ними вновь произошла ссора, т.е. эти силы не могут соединиться. Поэтому Авраам говорит: "ЕСЛИ ТЫ - НАЛЕВО, ТО Я - НАПРАВО, А ЕСЛИ ТЫ - НАПРАВО, ТО Я - НАЛЕВО".

Г. Копач: Здесь начинается некий процесс выяснения, селекции: Авраам – в одну сторону, Лот – в другую, затем Ицхак и Ишмаэль, Эсав и Яков.
М. Лайтман: Ты не поверишь, но все эти этапы человек проходит внутри себя.

Г. Копач: То есть во мне есть Лот и жители Содома?
М. Лайтман: В тебе есть все силы. Когда ты будешь читать Тору в себе, а не в книге, то увидишь написанное, не глядя в текст. Сказано: «напиши Тору на своем сердце». Это действительно так, ведь сердцем называются все желания человека. Когда человек обрабатывает свои желания, чтобы за счет правильного их использования достичь уровня Творца, он проходит все эти этапы, причем очень быстро. Нам кажется, что это очень длительный процесс, занимающий много времени! На самом деле все происходит чудесным образом: в течение нескольких лет ты заканчиваешь подъем от этого мира до вершины.

Г. Копач: В этой главе мы знакомимся также с Ишмаэлем:
/12/ ДИКАРЬ-ЧЕЛОВЕК: РУКА ЕГО НА ВСЕХ, А РУКА ВСЕХ НА НЕГО".
Он так и не изменился?
М. Лайтман: Какие изменения?! Сегодня мы видим, как весь мир связан с сыновьями Ишмаэля: РУКА ЕГО НА ВСЕХ, А РУКА ВСЕХ НА НЕГО.

Г. Копач: И нет шанса, что они изменятся?
М. Лайтман: Это зависит от нас. Во всем мире нет силы, способной что-либо изменить, кроме сыновей Израиля. Мы думаем, что нас мало, и мы являемся небольшой силой. На самом деле мы – самая мощная сила в мире. Не следует забывать, что помимо известных нам сейчас 15 миллионов евреев, чья духовная сила намного больше, чем искра, из которой была создана Вселенная и наш мир, есть еще 10 колен, которые были потеряны в период Первого Храма. Сейчас они должны объявиться. И если сделать расчет, то это может быть несколько миллиардов человек. Все они – сыновья Израиля, которые возвратятся и присоединятся к нам в тот момент, когда мы сможем их принять и вместе использовать силу отдачи.

Г. Копач: В связи с Авраамом также говорится о заповеди обрезания – «брит мила». Авраам в возрасте 99 лет совершает обряд обрезания. Не поздно ли?
М. Лайтман: Хочу напомнить, что это последняя ступень перед совершенством, которой Аврааму действительно не хватает. 
Обрезание – это знак, что он все-таки присоединяет к себе желание получать, которого у него якобы не было. Он весь – хесед, а хесед отключен от желания получать.

Г. Копач: Что же такое «брит мила»?
М. Лайтман: Если я начинаю использовать свое желание получать еще до того, как приобретаю способность отдавать, то делаю на него исправление, называемое брит мила:соглашение с Творцом использовать желание получать только ради уподобления Ему, только ради отдачи. Что я делаю? Я отсекаю от своего желания получать ту часть, которую не способен использовать ради отдачи.

Г. Копач: Не совсем понятно.
М. Лайтман: Среди моих желаний есть такие, которые я могу реализовать ради ближнего, и такие, которые не могу – они слишком большие, особенные. Их я отсекаю от использования, и это называется, что я делаю «обрезание».

Г. Копач: Тем самым человек уменьшает способность получать удовольствие?
М. Лайтман: Я действительно уменьшаю свои желания, ведь отрезать их невозможно - мы же не говорим о нашей физиологии. Обычай обрезания в этом мире не имеет к этому отношения. 
В духовном мире человек делает это сам - во время, когда он уже большой, когда знает все свои желания и может проверить, насколько они подобны Творцу, насколько связаны с отдачей и любовью. 
С этими желаниями он остается, а остальные не использует. Этот процесс называется «брит мила». 
Затем он вернется к этим желаниям и присоединит к себе, но это будет только в Окончательном исправлении (Гмар Тикун). 
До этого он не может их реализовать. Авраам, сделав все возможное в свойстве хесед, наконец, может присоединить к этому свойству также и остальные желания. Поэтому он делает обрезание в таком почтенном, как ты говоришь, возрасте. 99 лет - символ величины свойства милосердия, которым он обладает.

Г. Копач: Вы советуете репатриантам выполнять обряд обрезания, хотя многие считают этот обычай варварством?
М. Лайтман: Речь идет о внутреннем действии человека, вследствие которого существует внешний обычай, встречающийся у многих народов. Мы говорим только о том, как человек использует свои желания, подразумевая под «обрезанием» союз (брит) с Творцом: человек использует свои желания только с намерением отдачи, подражая в этом Творцу.

Женский уголок 
Фаршированная рыба 
Пропустите через мясорубку 1,5 кг рыбы и 2 средние луковицы. Добавте пол-стакана хлебных крошек, ч.л. соли, ч.л. перца и ст.л. сахара.Тщательно перемешайте. Влажными руками сделайте круглые котлетки из фарша, положите их в кипящий рыбный бульон с луком и морковью и варите на слабом огне 1,5 часа. 

Хрен по-еврейски 
200 г корня хрена. очистить и поместить в холодную воду на 3–4 часа. Затем натереть на мелкой терке. Натереть также 150 г очищенной сырой свеклы темного бордового цвета. Перемешать. Добавить соль и сахар по вкусу.  

В избранное