Все выпуски  

Недельная глава Торы из Израиля: Ваера-И явился


 Шабат шалом, друзья! Мир субботе!
Предлагаю толкования недельной главы Торы - "Ваера-И явился" в исполнении мессианских евреев и ортодоксальных евреев. 
Эта подписка для более глубокого понимания мессианства и ортодоксального иудаизма, каббалы, их единства и различия. 
Для более глубокого понимание Еврейских Священных Писаний. 
Подписаться на эту рассылку в тексте - вы можете через сайт рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael или с сайта.
Начался годовой цикл чтения недельных глав Торы. 
Кто хочет скачать расписание Недельных глав и праздников на новый 5778 год (2017-2018) - это можно сделать с сайта  "Исход-2. Возвращение к Источнику" www.tikvaisrael.com
Алекс - (Шмуэль)
ezra@bk.ru  Пишите ваши отзывы и мнения!

ОТ МЕССИАНСКИХ евреев.
Недельная глава "Ваера - И явился"
Список Чтений Этой Недели:
 Брешит / Бытие 18:1-22:16
 Малахим Бет / 4е Царств 4:1-37
 Кифа Бет / 2е Петра 2:4-11

Берешит (18:14) Ужели для Г-спода недоступное есть?
Почему же вы так беспокоитесь? Почему вы проводите все свое время в беспокойстве? 
Почему вы так стремитесь преуспеть, найти свою половинку, устроить свою жизнь, довести начатое вами дело до конца? 
Вы прилагаете все усилия, чтобы родить ребенка, но все напрасно? 
У вас серьезные финансовые проблемы, которые кажутся непреодолимыми? 
В вашей семье назрел непримиримый кризис?
У вас нашли болезнь, при которой доктора не могут дать вам благоприятный прогноз? Какое-то событие выбило вас из колеи? 

Но из утверждения, приведенного здесь в Параша Ваера, которое сказано было самим Б-гом, любая забота, имеющаяся у вас сегодня или в будущем, должна испариться! 
Почему? Потому что нет ничего невозможного для Ха Шема. Б-г создал землю из пустоты. Он поместил звезды на небе и предписал им оставаться на своих местах. 
Он сотворил растения и животных точно также как меня и вас – из праха, который Он Сам и создал! 
Уж не думаете ли вы, по этой причине, что нет ничего такого, что было бы Ему не под силу?

Но знаете ли вы, что ограничивает Б-га? Вы ставите предел Творцу! Ваше неверие, ваш недостаток доверия ограничивают Его. 
Нет ничего такого, чего бы Он не смог бы сделать в вашей жизни, нет ничего, чего Он не смог бы преодолеть. Он Сам сказал нам это!
 
Проблема в том, что некоторые верующие в Йешуа Ха Машияха несмотря на то, что они осознали, что у них есть большие проблемы, 
но поступают так, как будто у них есть в распоряжении совсем маленький Б-г! Наш Б-г неизмеримо более велик, чем любая проблема или обстоятельство. 
Но на самом деле все проблемы мира, вместе взятые, не могут быть больше нашего Б-га. Потому что нет ничего недоступного для Него! 
Это значит, что нет такой политической силы, которая была бы сильнее Его, и нет ни одного политического лидера, способного сравниться с Ним, нет такой армии, авиации, флота или ядерного оружия, которые были бы сильнее Его! 
Не имеет значения, насколько невозможной и непредсказуемой кажется ситуация, Б-г может исправить все! 
Нет ничего невозможного для Г-спода!

Йеремьягу (Иеремия) (32:17) «О, Г-споди Б-же! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоею и простертою мышцею; для Тебя ничего нет невозможного…”
Это вовсе не потому, что у Йеремьягу была легкая и комфортная жизнь для подобных заявлений. Напротив, ему довелось жить в самые тяжелые времена истории Израиля. 
Предлагаю обсудить следующие отрывки:
Иов (38:4) Где ты был, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. (5)Кто положил меру ей, если знаешь? Или кто протягивал по ней вервь? (6) На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, (7) при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Б-жии восклицали от радости? Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева, (9) Когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его…»

Когда Ха Шем задавал эти вопросы в лицо Иову, тот был потрясен и ответил Г-споду следующее:
Иов (42:2) Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. 
(3) Кто сей, помрачающий Провидение, ничего не разумея? - Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах, чудных для меня, которых я не знал. 
(40 Выслушай, взывал я , и буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. 
(5) Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; 
(60 Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле.
Нужны ли вам еще доказательства? Ужели для Г-спода недоступное есть?
Барух ХаШем. 
Рабби Яков Фарбер

ОТ ОРТОДОКСАЛЬНЫХ евреев
Недельная глава «Ваера»

Недельная глава вновь насыщена событиями: Аврааму сообщается, что через год у него от своей 90-летней жены Сары родится долгожданный сын – Ицхак. 
Затем идет речь о катастрофе, постигшей пять городов во главе с небезывестными Сдомом и Аморой (Содом и Гоморра) и об уцелевшем племяннике Авраама – Лоте со своими двумя младшими дочерьми. Завершается глава последними, самыми тяжелыми испытаниями, выпавшими на долю нашего праотца.

Есть ли на свете нечто ужасней, чем абсолютное беззаконие? Да!  Беззаконие узаконенное! 
Когда в стране беспредел, но есть сознание, что это – аномалия, что это несправедливо, жутко, мерзко, тогда еще не все потеряно. 
Пока существуют какие-либо идеалы законы и справедливости, то независимо от того, насколько далеко мы от них отошли, у нас всегда есть шанс к ним вернуться.
 Другое дело, когда грабеж и грязь становятся вещью вполне допустимой, когда исчезли истинные критерии добра и зла, когда пошатнулись понятия, и «черное стало белым, и миром была война». 
Такой именно была ситуация в Сдоме. Законодательная власть пользовалась в Сдоме небывалым авторитетом. Ведь это была самая сильная база для подкрепления беззакония. 
 
Желая сохранить свое экономическое благосостояние, содомитяне больше всего опасались чужестранцев, особенно нищих. 
Развивая теорию Дарвина, они пришли к однозначному убеждению, что «выживает сильнейший». Причем в «цивилизованном обществе» понятие силы измеряется не объемом мускулов и силой удара, а наличием нолей (после первого числа, разумеется) в банковском счету. А для того, чтобы выживал сильнейший необходимо, чтобы ему не мешали «слабейшие». Поэтому нищие были совершенно нежелательными элементами высшего содомского общества и всяческая попытка благотворительной деятельности каралась смертной казнью.

Всяческая попытка благотворительной деятельности каралась смертной казнью!
Гомосексуализм стал не единственным, характерным признаком Сдома! 

Ну а как же без извращений на самом бытовом уровне? За нанесенный тебе удар, обидчик имел полное право взыскать с тебя по суду плату «за лечебное кровопускание», обвинение в краже ловкий вор мог использовать, как просьбу толкования сна, и соответственно требовать плату. 
Но, одну минуточку, а по каким критериям мы вдруг являемся обсуждать и осуждать законы Сдома? Ведь, в конце концов, речь идет о правовом, демократическом государстве, чьи законы установлены абсолютным большинством местного населения?
С подобными контръобвинениями обратились и адвокаты нацистских извергов на Нюренбергском процессе. Прокуратуре пришлось порыться в архивах 1915 года, чтобы найти подоходящую статью международного права - «преступление против мира и человечества».

 В случае Сдома и Аморы не созывался мировой трибунал. 
Всевышний сам наглядно доказал, что общечеловеческая суть морали не зависит от частных демагогий на законодательном уровне. 
И по сей день на месте некогда богатейшего и плодороднейшего места на земле, печально знаменитых Сдома и Аморы, живым уроком и напоминанием для нас всех стоит безжизненное Мертвое море. 

Ваера
Беседа каббалиста М. Лайтмана с известным израильским сатириком, сценаристом и драматургом Гилем Копачем

Г. Копач: Давайте начнем. Мы подошли к главе Ваера.
И ОТКРЫЛСЯ ЕМУ БОГ В ЭЛОНЕЙ-МАМРЭ, А ОН СИДЕЛ У ДВЕРИ ШАТРА, КОГДА ЗНОЕН БЫЛ ДЕНЬ.
Мы говорим об Аврааме. В предыдущих главах рассказывалось о том, что в возрасте 99-ти лет ему сделали брит мила (обрезание). Это относительно поздний возраст для любой операции и, разумеется, для такой процедуры как брит-мила.
И ОТКРЫЛСЯ ЕМУ БОГ В ЭЛОНЕЙ-МАМРЭ, А ОН СИДЕЛ У ДВЕРИ ШАТРА, КОГДА ЗНОЕН БЫЛ ДЕНЬ.
Я хотел бы узнать, что означают слова «И ОТКРЫЛСЯ ЕМУ БОГ»? Это некое чувство, ощущаемое нашим телом? Что это?

М. Лайтман: Мы изучаем всю Тору относительно одного тела, то есть, относительно человека. Потому что мне важны не описанные в ней исторические события, а то, что она рассказывает о тех этапах, которые мне необходимо пройти, чтобы достичь своей цели в жизни. А моя цель: прийти к исправлению души и раскрытию Творца.
Так вот, когда мы учим об Аврааме, а затем об Ицхаке и Яакове, то, в сущности, учим о развитии души, одной души – моей, твоей, о душе, присущей каждому человеку и развивающейся согласно определенным этапам. Об этом и рассказывает нам Тора, – о развитии души каждого человека.

Г. Копач: Значит, Авраам находился в таком состоянии, что Бог открылся ему?
М. Лайтман: Да. Иными словами, начало раскрытия Аврааму Высшей силы произошло в Элоней-Мамре, что означает завершение им впервые периода в 99 лет (100 лет – это весь этап).

Г. Копач: По сути, он только что родился, и вчера ему сделали брит мила, а уже через три дня после этого он сидел у полога шатра и искал гостей.
М. Лайтман: Да, он ищет раскрытие, но проблема заключается в том, что, если учесть все, им пережитое, и возникшее у него еще в Вавилоне желание раскрыть Высшую Силу, достичь сближения с Ней и совершенства, то он все еще ни к чему не пришел. А знаком развития является бэн (сын) от слова мевин (понимает), то есть уровень понимания и духовного возвышения.

Г. Копач: Значит это придет только с появлением сына, которого пока у него нет…
М. Лайтман: Вот почему он ждет у полога своего шатра, что, возможно, придет к нему это раскрытие, хотя ему даже не известно в какой форме это произойдет. И тогда являются к нему три гостя.

Г. Копач: «И ПОДНЯЛ ОН ГЛАЗА СВОИ, И УВИДЕЛ: ВОТ ТРИ ЧЕЛОВЕКА СТОЯТ ВОЗЛЕ НЕГО».
М. Лайтман: Да.
Г. Копач: «И, УВИДЕВ, ОН ПОБЕЖАЛ НАВСТРЕЧУ ИМ ОТ ДВЕРИ ШАТРА, И ПОКЛОНИЛСЯ ДО ЗЕМЛИ».
Уважаемый д-р Лайтман, три дня назад ему сделали обрезание, и он уже побежал, потому что так сильно желал принять этих гостей?

М. Лайтман: Да, он желал приобрести три этих свойства, называемые тремя линиями: хесед (милость), дин (суд) и рахамим (милосердие), чтобы все они соединились в нем, и в силу этого он смог бы, в сущности, породить свою первую большую духовную ступень, называемую «сын».
Г. Копач: Три свойства, то есть эти три человека…
М. Лайтман: Эти три ангела…

Г. Копач: Три этих ангела, по сути, сообщают ему хорошую весть, что он станет отцом.
М. Лайтман: Да, что у него родится сын.
Г. Копач: Значит, три этих человека символизируют три свойства…
М. Лайтман: Три свойства, которые он приобрел, и благодаря которым он придет к духовному продвижению.

Г. Копач: Какие это свойства?
М. Лайтман: Милость, суд и милосердие. Сам Авраам был свойством милости, и в процессе его исправления ему раскроются суд и милосердие (средняя линия). И тогда посредством этих трех свойств он придет к более высокой ступени – к сближению с Божественным.
Г. Копач: Я не большой знаток этих определений. Но разве милость не включает в себя и милосердие?
М. Лайтман: Нет. Милость – это свойство Авраама, первое свойство, с которого он начал свое развитие. Человек, начинающий свое духовное развитие начинает его с милости. А затем к нему приходит свойство суда, то есть силы, мужества, преодоления и участвующего во всем этом эго.

Г. Копач: А затем?
М. Лайтман: И, в конечном результате, правильное сочетание милости и суда является милосердием.
Г. Копач: По-моему, это называется Тиферет (свойство отдачи в творении). Яаков – это свойство Тиферет, и Вы называете его также милосердием?
М. Лайтман: Да.

Г. Копач: Хорошо, вот мы читаем, что он видит этих трех ангелов. И, по-вашему, ангел – это …
М. Лайтман: Ангел – это Высшая сила, действующая сейчас в его душе и формирующая ее такой, чтобы она включала в себя две силы: получающую и отдающую. Милость – это отдача, а суд – это получение, и правильное их сочетание – это Тиферет, или милосердие, или средняя линия.

Г. Копач: Так Вы говорите, что ангелы – это силы души.
М. Лайтман: Это исключительно силы души. Наши внутренние силы называются ангелами.
Г. Копач: Это важно понимать.
М. Лайтман: И тогда Авраам приходит к тому этапу развития, когда будто бы он обнаруживает трех гостей у своего входа, в своем раскрытии, и понимает, что с этого момента и далее он уже стоит на пороге следующей ступени своего духовного развития. И это означает, что у него родится сын. А гости как раз извещают его о том, что они вернутся к нему через год, и к тому времени его жена родит ему сына.

Г. Копач: Мудрецы говорят, что он прямо бежал навстречу своим гостям и хотел оказать им самый радушный прием…
М. Лайтман: Конечно, ведь он желал духовного развития, желал включить в себя три эти силы, которые помогут ему подняться на более высокую ступень.
Г. Копач: Так Вы объясняете смысл «прихода гостей» и прием Лика Шхины…
М. Лайтман: Верно. Лик Шхины – это Творец, раскрывающийся после того, как человек получит все эти силы, которые будут находиться в нем в правильном сочетании. И правильная подготовка человека состоит в том, чтобы принять Лик Шхины, тогда он и выявляет раскрытие Творца. А без этого раскрытие невозможно.

Г. Копач: Я всегда считал, что если ты молишься, и посредине молитвы кто-то стучится в дверь, тебе нужно прекратить молитву и отпереть ему дверь, потому что прием гостей важнее приема Лика Шхины.
М. Лайтман: В нашем мире мы ведем себя, как ветвь и корень Высших сил и их сочетания в нашей душе, потому что наш мир – это результат происходящего в духовном мире. И потому все обычаи в нашем мире приспособлены более-менее к тем силам души и тем ступеням развития, которые нам необходимо пройти. Но самое главное – это развитие души, и ради него мы находимся в этом мире.

Г. Копач: Выходит, что в духовном мире ангелы – это свойства, а в реальном мире – это гости, соседи, стучащиеся в дверь за стаканом сахара.
М. Лайтман: (Смеется). Ну, скажем, так. Но после того как человек привыкает, что Тора написана в такой форме, он начинает видеть в ней чудеса и уже видит, что в ней говорится только лишь о его внутреннем развитии.
Г. Копач: О внутреннем развитии души. И мы называем это внутренней частью Торы.
М. Лайтман: Верно.

Г. Копач: А в ней имеются слои.
М. Лайтман: И тогда он не изучает историю, этику или мораль. Мы видим, что простое нравоучение не оказывает никакого действия.
Г. Копач: (Смеется). По-вашему, нет необходимости в изучении морали и этики?
М. Лайтман: Просто я вижу, что в наше время это не работает. И поэтому, если мы перейдем к внутренней части Торы, то с ее помощью узнаем, как на самом деле мы должны развиваться внутрь и совершать это развитие.
И САРА РАССМЕЯЛАСЬ ПРО СЕБЯ, СКАЗАВ: «ПОСЛЕ ТОГО, КАК СОСТАРИЛАСЬ Я, ПОМОЛОДЕЮ? ДА И ГОСПОДИН МОЙ СТАР».

Г. Копач: Сара также слышит этот разговор…
 Да, она смеется, мол, мне сто лет, и сейчас у меня родится сын? Сумасшедшие эти ангелы! И она смеется, но это и, в самом деле, смешно!
М. Лайтман: Смех – это особенное явление в духовном. В первоисточниках пишется, что Творец смеется, играет с китом. Игра и смех – это очень высокие вещи. На самом деле эти понятия означают в духовном мире всплеск радости, а не что-то пренебрежительное. Имеется в виду, что всегда, до того, как человек поднимается с одной духовной ступени на другую, ему кажется это нереальным.

Это похоже на то, как нам, находящимся на первой ступени, называемой «этот мир», трудно себе представить сейчас, что означает подняться в мир, более высший. То есть, начать ощущать, что вокруг нас за этим миром, существует еще один мир, более просторный и превосходящий по своим размерам. В нем имеются силы, воздействующие на нас, и мы сами, оказывающие влияние друг на друга. Нам раскроется все, что скрыто в этом мире: связь между нами, вечно существующая душа, и то, что я отождествляю себя с ней, а не только лишь со своим телом.
И когда человек находится перед этим раскрытием, ему кажется, что не может такого произойти. Он даже не представляет себе, что такое раскрытие возможно.

Г. Копач: Почему в этой ситуации придается такое значение смеху?
М. Лайтман: Смех означает, что невозможно представить следующую ступень, кажущуюся…
Г. Копач: Странной и нереальной?
М. Лайтман: Да.
Г. Копач: Но это же что-то радостное, смех, вызванный приятным удивлением, смешной реальностью.
М. Лайтман: Да. Человек, желающий постичь духовный мир, и которому говорят, что скоро это с ним произойдет, находится в разных ощущениях, в одночасье становящихся как бы противоположными. Потому что, с одной стороны, он считает, что это очевидно полагается ему по праву, мол, он уже приложил достаточно усилий, а, с другой стороны, он еще не может себе представить, что это с ним совершится, поскольку это случается внезапно. Очень интересно, как происходит вход в духовный мир.

Г. Копач: Даже сами ангелы, согласно тексту, немного удивлены и спрашивают: «ОТЧЕГО СМЕЯЛАСЬ САРА?» И большинство толкователей, людей довольно серьезных, относятся к поведению Сары осуждающе, будто ее смех – нечто неподобающее в этой ситуации.
М. Лайтман: А это потому, что мы не понимаем уровень Сары. Ведь написано: «Слушай, то, что тебе говорит Сара». Сара – это очень высокая ступень.

Г. Копач: Вы имеете в виду, что Бог сказал Аврааму делать то, что ему говорит Сара, будто бы она умнее его?
М. Лайтман: Она является основой его развития.
Г. Копач: Слушать женщину – это всегда хорошо, - говорите Вы.
М. Лайтман: Потому что и в нашем мире женщины больше связаны с реальностью.
Чувство юмора – это когда ты чувствуешь, что совершенно далекие вещи неожиданно могут соединиться вместе и дополнить одна другую. 
Тогда из этого возникает бурное проявление радости и смеха. 
Подобно тому, как здесь говорится о двух нереальных вещах, будто бы далеких друг от друга. Разве могут внезапно соединиться две ступени?

Г. Копач: Неожиданно парадокс превращается в нечто рациональное. Это смешно. 
В этой главе существует еще одна проблема с городами Сдом и Амора.
И СКАЗАЛ БОГ: «ВОПЛЬ НА СДОМ И АМОРУ СТАЛ ВЕЛИК, И ГРЕХОВНОСТЬ ИХ ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛА».
М. Лайтман: Нет-нет, происходящее во внешнем мире еще хуже, потому что в Сдоме говорят: «Твое – твое, мое – мое». 
Это принцип Сдома, то есть я не касаюсь твоих дел, а ты не вмешиваешься в мои, - мы оба соблюдаем статус-кво (положение, существующее в данный момент). 
Ты будешь охранять свои интересы, и я даже помогу тебе в том, чтобы твое было твоим, а мое оставалось моим. 
Мы не станем вмешиваться в дела друг друга.

И если бы сегодня мы так ладили друг с другом, то думали бы, что живем в раю. Но это, в сущности, принцип Сдома, и он противоречит закону «Возлюби ближнего, как самого себя», согласно которому мы должны отдавать один другому и любить друг друга. Но принцип Сдома как будто бы говорит: «Сделаем исправление в такой форме: твое – твое, мое – мое».

Выясняя это убеждение внутри себя, человеку необходимо разрушить его, иначе он не сможет продвигаться. Если человек плохой и действует по принципу грешника «Мое – мое, и твое – мое», то это еще ничего, ведь тогда он знает, что он – грешник. 
Но если я соблюдаю принцип: «Твое – твое, мое – мое», то мне можно оставаться в этом состоянии, поскольку этот принцип разрушают свыше. 
Поэтому и приходит знак от Творца, будто бы Он намеревается разрушить в человеке это убеждение, чтобы не остался в нем навсегда и не считал его правильным. Ведь таким путем он не продвинется во внутреннем развитии.

Г. Копач: Согласно сказанному в этой главе жители Сдома действительно занимались злодеяниями. А когда Богу это надоело, Он решил их уничтожить. Но что меня больше всего удивляет, так это то, что Авраам вдруг стал просить Его не уничтожать их и начал торговаться с Ним, как на рынке.
М. Лайтман: 50, 40, 30 праведников.
Г. Копач: И в конце спора он доходит до 10-ти праведников.
М. Лайтман: Но не находит даже и десяти. Число десять – это миньян, то есть самая маленькая мера. Та внутренняя часть в человеке, которая называется Сдом, еще может развиться, и есть надежда, что эти 10 праведников, живущих внутри этих свойств Сдома, исправят человека.
Г. Копач: Чему нас может научить то, что Авраам спорит с Богом? Он спорит с самим Богом! Подобает ли это верующему человеку?

М. Лайтман: Это раскрывает внутренний мир человека: в какой мере он находится во внутренней борьбе и все еще считает, что должен развиваться в такой форме. Он пока не понимает и выясняет эти проблемы, и задумывается над тем, имеется ли у него возможность, не разрушая этого убеждения, развиваться дальше. Этот принцип пока еще не кажется ему настолько плохим, чтобы отказаться от него вообще.
И так он выясняет свои внутренние свойства – что еще можно взять от этого принципа. Возможно там еще осталось 50, 40, 30, 20, 10 праведников? Насколько оправданно оставаться жить по этому принципу, позволит ли он продвигаться к цели творения, к исправлению своей души?
Г. Копач: Но все-таки Авраам в какой-то мере не желает уничтожить все свойства Сдома, присущие ему.
М. Лайтман: Он считает, что с ними он сможет продвигаться. Почему? Потому что человек продвигается посредством эго, и это называется «помощью против него».

Г. Копач: А эго – это принцип Сдома.
М. Лайтман: Да, одним из его проявлений является принцип Сдома. И Авраам считал, что, если он будет придерживаться этого принципа, у него будет возможность продвигаться, то есть, что в жизни на него можно полагаться. Но когда он видит, что этот принцип ни в коей мере не имеет отношения к духовному развитию, то есть не находит даже 10-ти праведников, что означает отсутствие в этом убеждении даже самой малой доли верности духовного развития, тогда он соглашается. Авраам берет с собой Лота и своих родных и уходит из Сдома.

Женский уголок.
Курица на соли.
Хорошенько натрите курицу со всех сторон разнообразными специями (перцем, чесноком, сушенной зеленью и т.п.). Посыпьте противень сплошным слоем соли. Распластайте на нем куринную тушку и выпекайте около часа на среднем огне. (В данном рецепте соль не играет серьезной вкусовой роли, а позволяет уменьшить калорийность пищи, заменяя масло для смазывания.)

Легкий «чайный» кекс
Замесите тесто из двух стаканов муки, стакана крепкого чая, стакана сахара, пекарского порошка, ложки растительного масла и двух яиц. По желанию добавьте пол-стакана орехов, изюма, цукатов или измельченного кокоса. Выпекайте пол-часа в умеренно-горячей духовке.

В избранное