Все выпуски  

Недельная глава Торы из Израиля: Шмот - Имена


Шалом дорогие друзья. 
Предлагаю вам толкование на недельную главу Торы "Шмот" ("Имена") в мессианском и ортодоксальном толковании.
Подписаться на эту рассылку в тексте вы можете через сайт рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael
Наш сайт Исход-2 www.tikvaisrael.com 
Езра

Параша ХаШавуот Шмот - Имена от мессианских евреев. 
Список Чтений Этой Недели: 
 Шмот / Исход 1:1-6:1 
 Йешаягу / Исайя 27:6-28:13 
 Маасей Талмидим / Деяния 7:17-29

 Шмот (Исход 3:7-12) И сказал Господь: Я узрел страдания народа Моего, который в Мицраиме, и услышал их вопль от гонителей его, ибо Я знаю его муки. 
И нисшел Я, чтобы спасти его от руки Мицраима и вывести его из этой страны на землю добрую и обширную, на землю, источающую молоко и мед, на место, (где проживают ныне) кенаани и хити, и эмори, и призи, и хиви, и йевуси. 
А ныне, вот вопль сынов Исраэля дошел до Меня, и также узрел Я тот гнет, каким мицраим угнетают их. 
А теперь - иди, и Я пошлю тебя к Фараону, и выведи Мой народ, сынов Исраэля, из Мицраима. 
И сказал Моше Б-гу: Кто я, чтобы мне идти к Фараону, и чтобы мне вывести сынов Исраэля из Мицраима? 
И сказал Он: Ведь Я буду с тобой, а это тебе знак, что Я послал тебя: когда выведешь народ из Мицраима, служить будете Б-гу на этой горе.

При чтении этого отрывка недельной главы, следующий стих не дает мне покоя:
Шмот (3:11) И сказал Моше Б-гу: Кто я, чтобы мне идти к Фараону и чтобы мне вывести сынов Исраэля из Мицраима?

Я согласен с Моше. Кто он такой, чтобы Б-г избрал его, почему ХаШем сделал это через него? Родом Моше не был из колена Иегудина. Цари Исраэля исходили из этого колена. В действительности, когда ХаШем в пустыне основал лагерь возле Мишкана (Скинии собрания), то именно колено Иегудино возглавляло служение. 
Так почему же Моше? Почему человек из племени Леви?

Мы все прекрасно помним, что бней Исраэль покинули землю египетскую без сражений, без единой натянутой тетивы. 
Так что ХаШему не нужен был царь для осуществления данного плана. Цари - воины, а не священники! ХаШем знал, что освобождение сынов Исраэля будет духовным, нежели связанным с военными действиями. 
Им не нужно было сражаться, им необходимо было следовать духовным наставлениям Всевышнего.

То же самое и с Моше. Хотя его, принца Египта, воспитали как воина, он был восьмидесятилетним пастухом и не практиковался вот уже сорок лет. ХаШему не нужен был царь, Ему нужен был священник, тот, кто посвятит себя Ему полностью. Моше был как раз таким.
Далее из недельной Параши следует, что ХаШем Сам является воином, сражающимся с Египтом. ХаШем – царь сынов Исраэля, а Моше – Его священник.

Другая интересная мысль заложена в следующем стихе:
Шмот (3:12) И сказал Он: Ведь Я буду с тобой, а это тебе знак, что Я послал тебя: когда выведешь народ из Мицраима, служить будете Б-гу на этой горе.
Б-г воздал Моше за его работу, преданность и посвящение себя Б-гу Исраэля. ХаШем собирался дать ему символ. Моше готовился принести Закон сынам Исраэля. Через Моше пришел духовный стандарт для всех последующих поколений. Неудивительно, что ХаШем хотел священника, а не царя!

Мне хотелось бы, чтобы вы обратили внимание на то, что только после получения Торы на Горе Синай, начала проявляться руководящая роль племени Иегуды.
Бемидбар (Числа)10:13-14 (Тогда) выступили они впервые по речению Господа через Моше. И выступило знамя стана сынов Йегуды первым по ратям своим, и над войском его Нахшон, сын Аминадава.
Интересно то, что Моше, хоть он и происходил из семьи священника, впервые стал в роли пророка, затем священника, и, в конце концов, правителя, ведущего бней Исраэль к победе. Итак, здесь мы видим Левита в роли пророка, священника и царя.

Моше сказал:
Дворим (Второзаконие) 18:15 Пророка из твоей среды, из братьев твоих, как я, поставит тебе Господь, Б-г твой, его слушайте.
Мы знаем, что этот отрывок говорит о Йешуа ХаМашиах (Иешуа Мессии). Первостепенная роль Его была роль пророка. Сейчас на небесах Он служит Когеном ХаГадоль (Первосвященником), а когда он вернется, чтобы воссесть на трон Давидов, Он исполнит роль Царя. Вы считаете это совпадением, что Моше, обращаясь к себе подобному, говорит о служении в роли пророка, священника и царя?

Все в Торе указывает на ХаМашиаха. 
Позволите Ему очистить вас от греха и ввести в духовный мир.
Рабби Фарбер.

Недельная глава «Шмот» («Имена») от ортодоксальных евреев.

На этой неделе мы читаем главу «Шмот», повествующую о порабощении еврейского народа в Египте, о личности Моше-рабейну и о возложении на него миссии Всевышнего у подножия горы Синай при виде горящего и несгораемого тернового куста – символа судьбы еврейского народа. 
Как уже было сказано в кратком изложении, значительная часть нашей недельной главы посвящена эпизоду, в котором Всевышний возлагает миссию спасителя еврейского народа (и соответственно еврейского лидера) на Моше-рабейну. 

Как ни странно, в отличие от современных политиков сам Моше-рабейну не только не стремился к власти, но наоборот, всячески сопротивлялся и пытался доказать Всевышнему, насколько он не соответствует этой высокой должности. Один из весьма существенных доводов Моше-рабейну заключался в том, что он страдал физическим недостатком, совершенно очевидным образом способным помешать его роли вождя. Дело в том, что первый и самый выдающийся еврейский пророк и лидер за всю историю был…заикой. 
Некоторые комментаторы говорят, что Моше-рабейну был избран Всевышним не вопреки, а частично благодаря этому «недостатку». Невозможно даже представить себе, чтобы заика мог быть блестящим оратором, способным ввести огромную «наивную» публику (а одних лишь мужчин, учавствоваших в Синайском откровении, было более 600000) в религиозный экстаз. 

Таким образом, нельзя упрекнуть еврейский народ в том, что избрав путь Торы, путь, ведущий нас сквозь века, мы руководствовались не ее глубоким содержанием, а всего-навсего красотой той формы, в которой она была подана. Наоборот! Насколько потрясающим должен быть смысл Учения, добровольно и беспрекословно принятого «жестоковыйным», упрямым еврейским народом, невзирая на всю видимую неказистость ее изложения!
Но нас интересует не только это. Посмотрим, что же отвечает Всевышний на этот веский довод «скромнейшего из всех людей» (как свидетельствует сама Тора). «Сказал ему Б-г: кто дает человеку рот, или кто сделает (человека) немым, или глухим, или сообразительным, или слепым, если не Я, Б-г? А сейчас иди, и я буду с твоим ртом и укажу, что тебе говорить.» (Шмот 4:11-12)
 
В нашей повседневной жизни мы соврешенно разумно полагаемся на здравый смысл, анализируя прошлое и планируя наше будущее. И надо сказать, что иудаизм вполне поощряет такое поведение. Более того, евреям строго запрещено сидеть, сложа руки, в ожидании чуда. Но, к сожалению, иногда рациональность наших расчетов заходит слишком далеко и заставляет нас забывать о главном – об Едином Источнике всего происходящего. И в этом -корень многих наших ошибок и недочетов. Да, с сугубо-прагматической точки зрения человек, напрочь лишенный каких-либо ораторских способностей, а тем более заика, никак не может стать лидером (да еще такого народа, как евреи), но если за ним стоит Всевышний, если сам Всевышний назначил его на эту роль – самые выдающиеся представители риторического искусства по сравнению с ним покажутся немыми. Да, с той же практической точки зрения, невероятно тяжело вести еврейский образ жизни во всех его многочисленных тонкостях, но стоит только вспомнить, КТО именно возложил на нас это сладкое бремя, и все вопросы и сомнения отпадают сами собой. 

Каббалистическое толкование Недельной главы
 
ДВА ОСВОБОДИТЕЛЯ
Б-г последовательно убеждает Моше вернуться в Египет и вывести еврейский народ из египетского рабства, но Моше в конце концов все же взывает к Нему: "Пошли рукою того, кого Ты пошлешь" (Шмот, 4:13). Мидраш "Леках Тов" дает на этот стих комментарий: "Моше сказал Ему: “Владыка Вселенной, прошу, пошли рукою того, кого Ты пошлешь”, – то есть Мошиаха, который должен стать освободителем в грядущем". Но Б-г хотел, чтобы именно он, Моше, вывел евреев из Египта.
Из этого мидраша можно заключить, что между Моше и Мошиахом существует особая связь, чем и объясняется просьба Моше послать в Египет самого Мошиаха. Тем не менее освобождение из египетского рабства было задачей Моше, а миссия Мошиаха связана с грядущим изгнанием.

У них есть нечто общее, благодаря чему они имеют сходные задачи – освободить из изгнания. На это общее указывает высказывание мудрецов: "Моше был первым, он же будет последним избавителем". Это не означает, что Моше лично будет Мошиахом (Моше принадлежал к колену Леви, а Мошиах, как известно, должен быть потомком Давида и происходить из колена Иегуды). Скорее это означает, что сила для осуществления избавления, имеющаяся у Мошиаха, будет унаследована от Моше.
Причина этого в том, что первым и главным достоинством Мошиаха будет Тора (согласно Рамбаму, он будет "погружен" в нее). Именно отсюда его сила, необходимая для освобождения, а ведь сама Тора называется "Тора Моше". Подобно этому способность народа Израиля привести приход Мошиаха, определяется его служением согласно Торе.

На внутреннюю связь между Моше и Мошиахом намекает стих (Брейшит, 49:10). Не отойдет "скипетр от Иегуды ... пока не придет Шило" (на иврите – ад ки яво Шило). В этом усматривают намек на Мошиаха, потому что слова "яво Шило" и "Мошиах" ("придет Шило" и "Мошиах") равны по своему числовому значению (гимматрии).
 То же равенство и в словах "Шило" и "Моше", поэтому приход Мошиаха связывают и с Моше. 
Кроме того, слово "яво" (придет) имеет то же числовое значение, что и слово "эхад" (один). Таким образом, мы можем составить уравнение: Мошиах = Моше + Один, что означает: Мошиаха приведет служение, связанное с качеством единства, а сила, необходимая для достижения единения, будет передана через Моше.

В иудаизме существует общее правило: каждое падение происходит ради какого-то подъема, причем подъем этот достигает более высокого уровня, чем предшествующий падению. Следовательно состояние мира после дарования Торы стало выше, чем до греха Евы.
 Согласно тому же правилу эра Мошиаха будет совершеннее времени дарования Торы.

Это двойственное движение делает возможным достижение доселе небывалых высот. С одной стороны, нисходит свет (откровение, духовная сила) Источника, находящегося в бесконечности, с другой стороны, соответственно происходит подъем народа Израиля и всего мира.
Пример этому мы видим в даровании Торы. Хотя потенциал для исполнения Б-жественных заповедей существовал и ранее (у Адама было шесть заповедей, у Ноаха семь, и еще по одной были даны соответственно Аврааму, Ицхаку и Яакову, кроме того, праотцы соблюдали всю Тору еще до ее дарования).

 С дарованием Торы был дан не просто больший потенциал, но это была новая сила, принципиально отличающаяся от всего уже существовавшего, и она была дана народу Израиля, когда между ним и Б-гом возникли особые отношения – отношения избранности ("и Ты избрал нас"). 
Это было раскрытием сущности Б-га, чем-то таким, что прежде не раскрывалось.
(http://ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/806398)

Женский уголок 

Гравлакс. 
Филе лосося натрите смесью 2 ст.л. соли, 2 ст.л. сахара, белого перца и мелко-нарезанного укропа. Гермитично оберните полиэтиленом и оставьте на три дня под прессом в холодильнике. Нарежьте ломтиками наискосок и наслаждайтесь! 

Форель в фольге 
Обмажьте форель солью и растительным маслом изнутри и снаружи. Нафаршируйте брюшко форели горошками перца, лавровым листом, помидором, луковицей и зеленью. Оберните в фольгу. Печь полчаса в горячей духовке.  

В избранное