Все выпуски  

Недельная глава Торы из Израиля: Тицавэ - Прикажи


Шалом! С праздником Пурим! (1 марта 2018).
Коротко о празднике здесь http://tikvaisrael.com/holiday_purim.html
Высылаю вам  толкования на недельную главу Торы "Тицаве" – "Прикажи…" от мессианских  и ортодоксальных евреев.
Подписаться на эту рассылку в тексте - вы можете через сайт рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael
Наш сайт: "Исход-2. Возвращение к Источнику" http://tikvaisrael.com
Будьте благословенны!
Езра

От мессианских евреев 
Параша ХаШавуот "Тицаве" – "Прикажи…" 
Список Чтений Этой Недели: 
 Шмот / Исход 27:20-30:10 
 Иехезкиел / Иезекииль 43:10-27 
 Иврим / Евреям 13:10-17

«Внутренняя слава и благолепие»
Мы все знаем выражение «Нельзя судить о книге по ее обложке». Не думаю, что это ХаШем (Б-г) впервые придумал его, хотя и очень вероятно, судя по тому, какое сообщение я получил на этой неделе после чтения порции Тецаве.
Шмот 28:
1 И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых. 
2 И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия. 
3 И скажи всем мудрым сердцем, которых Я исполнил духа премудрости, чтобы они сделали Аарону одежды для посвящения его, чтобы он был священником Мне. 
4 Вот одежды, которые должны они сделать: наперсник, ефод, верхняя риза, хитон стяжной, кидар и пояс. Пусть сделают священные одежды Аарону, брату твоему, и сынам его, чтобы он был священником Мне.

Из этой части Священного писания можно видеть о чём ХаШем (Имя) думал, когда повелел создать, возможно, самые красивые предметы одежды, когда-либо существующие, для Аарона и его сыновей. Фактически, нельзя скрыть, что ХаШем хотел, чтобы они были для красоты и для славы. Эти предметы одежды были признаком места, которое Аарон и его сыновья, как служители ХаШем, должны были занимать. Продолжая чтение порции, мы узнаем какие именно дорогие материалы и какое внимание к деталям должно было быть уделено в процессе изготовления этих предметов одежды. Без сомнения, что любой, видящий Аарона, украшенного и готового служить перед Г-сподом, был впечатлен величеством и красотой этой одежды. Было очевидно, что эта одежда отделяла Аарона и давала ему и его наследникам царственность и святость.

Нет никакой неопределённости в настойчивости ХаШем в том, что одежда Аарона должна выглядеть точно, как Он проинструктировал, прежде, чем Аарон начнёт служить перед Ним. ХаШем даже предупредил, что, если они не выполнят всё до детали, это приведёт к смерти Аарона.
Шмот 28:
31 И сделай верхнюю ризу к ефоду всю голубого [цвета]; 
32 среди ее должно быть отверстие для головы; у отверстия ее вокруг должна быть обшивка тканая, подобно как у отверстия брони, чтобы не дралось; 
33 по подолу ее сделай яблоки из [нитей] голубого, яхонтового, пурпурового и червленого [цвета], вокруг по подолу ее; позвонки золотые между ними кругом: 
34 золотой позвонок и яблоко, золотой позвонок и яблоко, по подолу верхней ризы кругом; 
35 она будет на Аароне в служении, дабы слышен был от него звук, когда он будет входить во святилище пред лице Господне и когда будет выходить, чтобы ему не умереть.

Как необычно это требование кадош (святой) одежды. Нет никакого следа в Священном писании, что святые ангелы, которые служили перед Г сподом днем и ночью, были одеты в нечто подобное, что ожидалось на Аароне. Так почему же ХаШем потребовал от него этого?
Я думаю, что это все было сделано, чтобы произвести впечатление на людей, а не на Б-га. Выходя из эрец (земля) Мицраим (Египет), который гордился обществом, наполненным великолепием и церемониями, бедно одетое Высшее Духовенство не стало бы внушать уважение и чести, которые ХаШем хотел, чтобы люди отдавали Кохен ХаГадол (Первосвященник), который служил Ему. С этой точки зрения можно было бы заключить, что ткани действительно делают человека, и с учетом этого обстоятельства я должен был бы согласиться. Да, если предметы одежды давали преимущество тогда, то одежда определяла человека. 
Однако, Священные писания не заканчиваются красивой одеждой.

Шмот 29:
1 Вот что должен ты совершить над ними, чтобы посвятить их во священники Мне: возьми одного тельца из волов, и двух овнов без порока, 
2 и хлебов пресных, и опресноков, смешанных с елеем, и лепешек пресных, помазанных елеем: из муки пшеничной сделай их, 
3 и положи их в одну корзину, и принеси их в корзине, и вместе тельца и двух овнов. 
4 Аарона же и сынов его приведи ко входу в скинию собрания и омой их водою. 
5 И возьми одежды, и облеки Аарона в хитон и в верхнюю ризу, в ефод и в наперсник, и опояшь его по ефоду; 
6 и возложи ему на голову кидар и укрепи диадиму святыни на кидаре; 
7 и возьми елей помазания, и возлей ему на голову, и помажь его. 
8 И приведи также сынов его и облеки их в хитоны; 
9 и опояшь их поясом, Аарона и сынов его, и возложи на них повязки и будет им принадлежать священство по уставу на веки; и наполни руки Аарона и сынов его.

Легко заключить от этого отрывка, что Аарон и его четыре сына, как и остальная часть всех нас, были грешниками. Именно поэтому (как этот отрывок указывает), несмотря на славу и красоту их священнических предметов одежды, они никоим образом не могли служить ХаШем прежде, чем их очистили от греха.
Несомненно, причудливая одежда была внушительна, и она действительно давала славу и красоту Кохен ХаГадол, но в глазах Б-га это было все еще только наружной славой и наружной красотой. Слава и красота, которые считаются в присутствии Г споднем, являются славой и красотой, которые нельзя увидеть.
Это - слава и красота, которая приходят только когда кто-либо очищен от греха и несправедливости и подчиннён полностью Г-споду.
Барух Ха Шем! Рабай Яков Фарбер

Недельная глава «Тэцавэ» от ортодоксальных евреев.
На этой неделе мы читаем главу «Тэцавэ». Эта глава Торы описывает службу священников в Храме. Особое место в ней занимает подробное описание специальных одежд Аарона-первосвященника и его сыновей-коэнов (рядовых священников). 
Итак, большая часть этой недельной главы посвящена одеждам священников. Тора, обычно скупая на слова, начинает описывать одежды священников – от льняных штанов до особого головного убора – перечислять все драгоценные камни на груди у первосвященника, пересчитывать гранаты и колокольчики на подоле верхнего одеяния из голубой шерсти и т.д. Откуда вдруг эта погоня за внешней мишурой, в то время как многие факты истории еврейского народа упомянуты только намеком, а значительная часть важнейших законов дана лишь в форме кратчайшего конспекта, расшифрованного лишь в устной традиции?

Да и это еще не все. Тора прямым текстом гласит: «И сделай священные одеяния Аарону, твоему брату, для славы и великолепия». Неужели Тора придает такое огромное значение внешней красоте, «славе и великолепию»? Ответ весьма категоричен: да! 
Она однозначно требует, что в «человеке все должно быть прекрасно – и одежда, и тело, и душа». 
«Как же так?!» в недоумении пожмет плечами наиболее искушенный читатель «Ведь не так давно мы праздновали праздник Хануки, и нам объясняли, что зто праздник победы еврейского духа над греческой красотой. Нет ли тут явного противоречия?»

Действительно иудаизму чуждо греческое поклонение Красоте как таковой, тем более, что Тора запрещает нам вообще обожествлять что бы то ни было и поклоняться каким-либо кумирам .
Бессмысленная красота, красота как самоцель для нас неприемлема, ибо такой подход граничит с идолопоклонством! 
Но с другой стороны и отрицание важности формы под предлогом исключительности ее содержания отнюдь не соответствует еврейскому подходу. 
С точки зрения Торы, внешняя форма очень важна – еще бы! Она ведь призвана служить внутреннему содержанию! Поэтому-то именно одежде священников (и особенно первосвященника) Тора уделяет такое огромное внимание.

Жемчужины еврейского комментария 
В этот шабат у нас есть возможность выполнить заповедь «Помни, что сделал тебе Амалек... Для этого просто зайдите в синагогу послушавть этот небольшой отрывок из Торы. 
Вот как описывает Тора военную тактику Амалека: «подкрался сзади к ослабшим позади тебя (еврейского народа), а ты устал и измучен, и не боялся он Б-га». 
Хэфэц-Хаим, известнейший еврейский мудрец и праведник, поднимает следующий вопрос: какую связь видит Тора между тем, что еврейский народ был «устал и измучен» и тем,
 что Амалек не боится Б-га? 
И сам же отвечает на поставленный вопрос: нападая на еврейский народ, Амалек опирался на максимально точный с материальный точки зрения расчет – использование
усталости и крайней потери мотивации еврейского народа. 

И лишь один весьма немаловажный фактор демонстративно проигнорировал Амалек – фактор существования Б-га в среде народа Израиля, Б-га, только что на глазах всего
 человечества выведшего еврейский народ из египетского рабства и свершившего чудо рассечения Красного Моря. 
Если бы не тонкий рациональный расчет во всем остальном, поведение Амалека можно было бы оценить как продиктованое слепой иррациональной ненавистью к евреям.
Но нет, Амалек намеренно подчеркнул – в моих рассчетах учитываются все малейшие детали, и только понятию Б-га в них места нет. 
Подчеркнул и… был разгромлен.

"От полученной мудрости" Недельная глава Торы "Тицаве" – "Прикажи…"

Мы открыли, что,как это ни удивительно, в Скинии Завета, в Святая Святых, были сделаны изваяния. Но не просто изваяния, а фигурки херувимов,
находящихся в соитии.
КРЫЛАТЫЕ ХЕРУВИМЫ ОБНИМАЛИСЬ КАК ЛЮБЯЩИЕ МУЖ И ЖЕНА (Вавилонский талмуд, 54:1) Это называется таинством херувимов.
Мы сближаем эти две силы, положительную и отрицательную, отдачу и получение, которые в нас находятся, - ведь больше у нас ничего нет,
- только две эти силы, два ангела, как поется в субботней молитве: "Мир вам, ангелы-служители, посланцы Творца".
Они приходят к человеку, и если человек знает, как их использовать, то он достигает Шаббата (Субботы), который символизирует нам Конечное Исправление.

Те желания, которые заключены в тебе, это еще не херувимы.Из всех своих желаний ты должен раскрыть, что это - 613 желаний, и что все они не исправлены,
все они направлены на то, чтобы эгоистически насладиться и использовать остальных – весь мир, включая Творца.

Ведь если ты Его раскроешь, то так же будешь использовать для себя. Таким образом, у тебя уже есть не одно, а два желания.
Одно направлено к Творцу в устремлении стать отдающим, любящим, что называется – святым. А другое желание – эгоистическое.
И теперь ты хочешь поставить его против хорошего желания и исправить. И вот насколько в таком противопоставлении ты способен исправить это эгоистическое желание, - настолько ты строишь из него образ своей святости. Это называется средней линией.
И тогда, если человек осуществляет их правильную связь между собой, то есть если происходит духовное соитие между кли и светом (в  каббале так принято называть
 эти силы), - он начинает слышать оттуда голос Творца, постигать более высокую по отношению к себе ступень.

Внутри  себя  я  должен  привести к соитию альтруистического желания с эгоистическим желанием. Причем в такой форме, чтобы твое эгоистическое желание исправилось, и тоже стало альтруистическим.
Когда мы слышим об этих вещах много раз, то потом начинаем представлять их внутри себя.
Итак, речь идет о 613 желаниях, которые ты исправляешь. За счет чего?  – За счет света, возвращающего к Источнику, который приходит к нам от Творца.

Мы высвечиваем светом свои 613 желаний. Этот свет называется светом, возвращающим к источнику, как сказано: "Я создал злое начало и Тору для его исправления,
потому что свет, кроющийся в ней, возвращает к своему источнику". Именно этим мы сейчас занимаемся.
И вот, ты вдруг ощущаешь, что эти желания начинают исправляться и вступать в связь со светом. Это называется духовным соитием. И когда свет и кли, свет и желание, начинают соединяться между собой, в этой их связи ты ощущаешь свою встречу с Высшей силой - с Творцом.

Это называется херувимами. С одной стороны, о херувимах говорится, что это две полярные точки, что они далеки друг от друга.
А с другой стороны, ты сближаешь две эти крайние точки своей работой.
Сказано, что если народ Израиля исполняет волю Творца, то херувимы находятся по отношению друг к другу "лицом к лицу", а если не исполняет, то они находятся в положении "спина к спине".

Существует   4  положения.  Начальное  –  это  "спина  к  спине".  Оно соответствует тому периоду, когда мы еще не приступили к духовной работе.
Творец скрыт, а наши желания заняты поисками различных наполнений этого мира. И так мы можем просуществовать до конца своей жизни.
Когда мы начинаем заниматься (а эти занятия как бы находятся посередине между ними и направлены на то, чтобы их совместить), то их положения могут быть такими: лицом, - с одной стороны и все еще спиной с другой стороны.
Позже, тот, кто был в положении спиной, поворачивается лицом, а первый, может быть, вдруг снова повернется спиной, чтобы устроить своего рода игру – флирт.

Ты должен прийти к такому состоянию, когда, в сущности, абсолютно с каждым из живущих в мире ты должен находиться "лицом к лицу"
Это называется взаимной любовью, самой глубокой, самой доброй взаимной связью, которую мы обязаны раскрыть между этими двумя силами во всех душах.
Это и есть таинство херувимов.

Когда они находятся лицом к лицу, - говорят: "Шхина между ними" Это относится к тем, кто стремится к соединению с Творцом.
Дай Свету сделать то, что может он, а мы не можем. Наша проблема в том, что мы находимся в изгнании.
Мы только сейчас чуть-чуть начинаем обращаться к методике исправления. Мы  еще  не  видим,  насколько мы уже подготовлены и какая мощная сила Творца находится в наших руках.
И эта сила может просто преобразить нас! Сами мы на это не способны!

Я должен что-то в себе исправить? Пусть даже нечто самое крошечное? Да это невозможно! Я уже стар и прожил жизнь. И если речь идет о моих желаниях, побуждениях, о моей натуре, ментальности, - я ничего изменить не могу! И я говорю это сейчас, когда мне уже за шестьдесят, но помню себя, скажем, ребенком, которому еще не исполнилось и шести лет. Ничего не изменилось!
Человек не способен что-то изменить в этой жизни. Но дай это сделать Свету, Творцу - ведь "Я создал злое начало и Тору для его исправления, потому что свет, кроющийся в ней, возвращает к своему источнику". А если ты хочешь добиться этого своими силами, - у тебя ничего не выйдет.

Надо учиться и терпеливо ждать, пока Свет тебя изменит. Ведь ты не можешь сделать ничего другого, кроме как учиться.
Сказано: "Творящий мир на небесах установит мир и для нас".
/4/ И ВОТ ОДЕЖДЫ, КОТОРЫЕ ОНИ СДЕЛАЮТ: ХОШЕН, И ЭЙФОД, И МАНТИЮ...
Первая половина этой главы посвящена приготовлению одежд священнослужителей для Аарона и его сыновей. Что это за одеяния? Для чего они?
Написано: /2/ И СДЕЛАЙ СВЯЩЕННЫЕ ОДЕЖДЫ ДЛЯ АhАРОНА, БРАТА ТВОЕГО, ЧТОБЫ ПОЧИТАЛИ ЕГО И ВОСХИЩАЛИСЬ ВЕЛИКОЛЕПИЕМ ЕГО.
/4/ И ВОТ ОДЕЖДЫ, КОТОРЫЕ ОНИ СДЕЛАЮТ: ХОШЕН, И ЭЙФОД, И МАНТИЮ, И КЛЕТЧАТЫЙ ХИТОН, ТЮРБАН И ПОЯС;
 Их пять.

Давай разберемся, что такое "одежда". Об одеянии на эгоистическое желание насладиться. Ведь мы уже договорились, что ничего другого не существует.
Когда мы исправляем свои эгоистические желания, то облачаем их в намерение ради отдачи, причем, - даже самые свои отвратительные желания.
А что касается священнослужителей, - в народе бытует мнение, что это очень эгоистичные люди.

Быть священнослужителем означает - достичь ступени "священнослужитель". То есть речь не идет о том, чтобы получить это звание по наследству от отца.
Мы говорим о человеке, обладающем очень сильным характером, о человеке с сильно развитым эго. И когда он его исправляет, - достигает ступени "священнослужитель".
А "первосвященник" – это самый большой эгоист, очень грубый и беспощадный человек, который, исправив себя, достиг этой ступени.
Так вот, речь идет об особых одеяниях: о "покрывалах", которыми человек укрыл свое эго. Он как бы изменил его внешний облик, сделал из него нечто противоположное.

Написано об этих одеждах: "освящающие его для служения Мне"
Создатель – это Дающий, а создание - это получающий Высшее изобилие. Это мы. Создатель - это Творец, источник Света. А мы – это кли, сосуд, получающие.
...образуя келим в творении, и это Ху”БТу”М, - 4 части, которые находятся в нас, 4 типа желаний, - а так же АРМ”А (эш, руах, маим, афар).
Мы уже говорим об этих частях как о находящихся в нас, так и об их отпечатке в материальном мире. Эш (огонь), руах (ветер), маим (вода), афар (песок) – это 4 основы,
из которых состоит весь наш материал.
И это 4 буквы АВА”Я – имени Творца. Таким образом, ты видишь, что имя Творца – это не нечто особенное и высокое. Имя Творца – это то, что находится в нас.
Это наши основы, это наши желания, в которые облачается Высший свет.

Имя Творца не произносят. Потому что его невозможно выразить.
Та мера, в которой я себя исправляю, называется Именем Творца – мерой моего соответствия Ему.
Давай посмотрим, что он пишет дальше. Итак, у нас есть эти 4 основы. И далее от этих четырех основ, заложенных в нас, да и во всем творении,
он переходит к следующему:
И  все  эти  бхинот  состоят  из  4  частей,  а именно: Первая бхина –  духовная часть: нэшама ле нэшама, и нэшама, руах, нэфеш.
Вторая бхина – гуф: ацамот (кости), и в них внутренний моах (досл. мозг), и гидин (жилы), и басар (мясо), и ор (кожа).

И вот мы приходим к тому, что касается священнослужителей. Третья бхина – облачения. Мы говорили, что облачения, одеяния – это исправление на наше
эгоистическое желание. Они известны как левушим (одеяния), предназначенные для простого священнослужителя:

У первосвященника есть еще дополнительные одежды: - кутонет,михнасаим, мацнэфет и авнэт (рубашка, брюки, шапка и пояс), - 4 части,
которые соответствуют этим 4 основам: эш, руах, маим, афар.
Иными словами, мы должны исправить наши желания, которые находятся на ступени "священнослужитель", доведя их до уровня, где они будут называться:
"кутонет", "михнасаим", "мацнэфет", "авнэт".
Т.к. такие же четыре для первосвященника, это одеяния более возвышенные, чем эти (те самые 4 одеяния), то есть у первосвященника есть еще дополнительные одежды, как сказано в Зоар, что они – левушим имени АДН”И, и т.д.

Здесь мы говорим об одеждах (левушим) первосвященника. Левушим – это исправления моего эгоистического желания. Адам был обнаженным, и что получилось, когда после прегрешения он ощутил, что на нем нет одежды...
На первый взгляд, Тора положительно относится к тому, что люди ходили обнаженными. Они стали одеваться, потому что устыдились своей наготы.
"Обнаженный" - это когда человек не чувствует стыда, подобно младенцу. Это олицетворение того, что мы не ощущаем стыда, поскольку не чувствуем,
что находимся против Высшей силы. То есть я не ощущаю себя получающим, а Ее дающей. Я не чувствую себя ненавидящим, а Ее любящей.

Те "одежды", которые мы пожелаем, - это "одежды священнослужителя". И мы их захотим, если нам раскроется Высшая сила.
И тогда мы почувствуем стыд. И вот это ощущение стыда и есть ад!
 Речь идет о том, насколько я низок и презрен относительно свойства отдачи и любви. И когда человек это раскрывает, у него возникает необходимость в "одежде".
Он начинает себя исправлять, и тогда ему все больше и больше раскрываются все его отвратительные качества – до конца, до самого его низменного свойства!
И когда он их все исправляет, - удостаивается ступени "первосвященник", и тогда, действительно, у него на голове находится корона - венец,
олицетворяющий завершение его исправления.

В этой главе говорится еще о некоторых вещах. Для чего все эти жертвы всесожжения?
Слово "жертва" (на иврите – "курбан") - однокоренное со словом "каров" – близкий. Жертва олицетворяет близость к Творцу.

Для чего все эти окропления кровью? И ЗАРЕЖЬ БЫКА... И ЗАРЕЖЬ БАРАНА...
"Кровь" – это четверть души (нэфеш).
Мы должны понимать, что означают все эти внешние символы. Мы ведь договорились, что называя какие-то вещи этого мира, подразумеваем внутреннее.
А тогда что же означают все эти "жертвы", которые мы должны приносить и днем, и в Субботу, и в начале месяца?
Жертва (курбан) – означает, что я должен сделать святыми все свои желания.
Речь идет только об исправлении наших эгоистических желаний с тем, чтобы они были направлены на благо ближнего, на службу ближнему, на любовь и отдачу.
Этим я становлюсь подобным Творцу, отдающей силе.

Я беру свое эго и его приношу в жертву, чтобы приблизиться к Творцу. Баран, бык, голуби – все это различные типы эго?
Наш мир – это отпечаток внутреннего состояния человека, и именно таким образом говорит с нами Тора.

Если бы Храм существовал сегодня, он был бы самым большим "мясокомбинатом" в мире. Там бы резали "направо и налево", и кровь лилась бы рекой.
И это как-то настораживает, тут попахивает язычеством.
Верно. До тех пор, пока ты не почувствуешь, что это поклонение идолам, что это не святость, исходящая у тебя изнутри, что это не внешнее выражение твоего
внутреннего состояния, - безусловно, Храм восстановлен не будет
Об этом написано у пророка Ишеяу (Исайи) (2:11): "К чему Мне множество жертв ваших?" То есть, зачем вы приносите все эти жертвы, если на самом деле не
стремитесь к святости.
То есть все эти жертвы ни к чему, пока мы себя не исправим, чтобы увидеть, что святая работа – это работа внутри себя. Святость – это отдача.


В избранное