Все выпуски  

Недельная глава Торы из Израиля: Вайехи - Прожил


Предлагаю вам толкование на недельную главу Торы в мессианском и ортодоксальном исполнении.
Эта недельная глава «Вайехи» («Прожил»)
Наш сайт "Исход-2. Возвращение к Источнику" http://tikvaisrael.com 
Подписаться на эту рассылку вы можете через сайт рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael   
Езра (Алекс)  ezra@bk.ru Пишите, мы рады отвечать на ваши вопросы.

Парашат Шавуа "Вайехи" от МЕССИАНСКИХ евреев 
Бэрэйшт / Бытие 47:28-50:26
Мелахим Алеф/ 1 Царств 2:1-12 
Кефа Алеф / Петра 1:1-9 
 Бырэйшит (50:15-21) И увидели братья Йосэйфа, что умер отец их, и сказали: может Йосэйф возненавидит нас ивоздаст нам за все зло, которое мы сделли ему. И велели они сказать Йосэйфу: отец твой завещал пред смертью своею, говоря: Так скажите Йосэйфу: прости, молю тебя, вину братьев твоих и грех их, хотя они сделали тебе зло; а теперь прости вину рабов Б-га отца твоего. И плакал Йосэйф, когда говорили это (это) ему. И пошли и сами братья его, и пали пред лицом его, и сказали: вот, мы рабы тебе. И сказал им Йосэйф: не бойтесь, ибо разве на месте Б-га я? Вот, вы умышляли против меня зло, но Б-г порешил его к добру, чтобы сделать то, что нынче есть: чтобы сохранить жизнь многочисленному народу. А теперь не бойтесь. Я буду кормить вас и малюток ваших. И он утешал их, и говорил по сердцу их.

Из всего того, что случилось с братьями Йосэйфа, и всех знаменательных перемен в их жизни, Писание приводит нас с состояние некоторого изумления относительно братьев Йосэйфа, по крайней мере, я-то уж точно удивлен.

Йааков умер, и вот одиннадцать братьев ожидают того, что Йосэйф воспользуется удобным случаем для своей мести и расплаты. В их воспаленном воображении им чудится, что Йосэйф специально выжидает время, очевидно не желая, чтобы его отец стал очевидцем того, что он собирается сотворить с братями. Не кажется ли это нам уже знакомым? И на самом деле, похожая ситуация уже имела место в этой же семье тогда, когда Яаков убегал от Эйсава (Бырэйшит 27:41). Итак, что же именно меня удивило в этих парнях?

Если вы вспомните прошедшую неделю, то в комментарии к главе Торы Ваигаш говорится о том, что человеку, который не верит другим людям, нельзя доверять также. А также я говорил, что чувство вины служит причиной быть подозрительным и недоверчивым к каждому.
Значит, здесь у нас есть несомненное доказательство того, что братьев все еще мучило чувство вины. Почему?
Да потому, что они до сих пор не верили Йосэйфу! Для меня этот факт также является подтверждением того, что они все еще не простили самих себя.

Почему я сказал «самих себя»? На самом деле нам известно, что брат их Йосэйф простил их, и что Г-сподь простил их также, поскольку они оба (Г-сподь и Йосэйф) имели отношение к этому, и вся эта ситуация была уже делом далекого прошлого, и в сознании Йосэфа этот период остался в далеком прошлом. 
Тем не менее, этого не чувствовали братья. Обратите внимание, как Йосэйф был неприятно удивлен и даже опечален отсутствием веры у братьев. Да, именно отсутствием веры! 
«Йосэйф плакал, когда они говорили с ним». 
Возможно, некоторые скажут, что это были слезы радости и любви к своим братьям, но я полагаю, что это были слезы печали.

 Вопреки всем испытаниям, через которые прошел Йосэйф, он никогда не терял свое рвение к Б-гу, его вера в Б-га всегда спасала его. Но не так обстояли дела с братьями: они не верили в себя, хуже того, они не верили Г-споду - Ха Шем! Я чувствую, что Йосэйф разгадал, откуда приходили эти парни, и он был опечален этим. Возможно, братья плакали от страха, может, от облегчения; Кто знает, вдруг это были всего лишь фальшивые слезы мольбы о снисхождении и сострадании. Но каковым бы ни были обстоятельства, несомненно одно: братья плакали совсем не по той причине, что плакал Йосэйф. Да и как они могли подозревать о мотивах Йосэйфа, особенно после всего того, что он сделал для них и для всей семьи в то время, когда голод неистовствовал во всем мире? Как осмелились они допустить даже мысль о мщении? Тем не менее, они допускали эту мысль.

Такое случалось не только с братьями Йосэйфа. Многие люди переживают сложное время прощения самих себя. Совершали ли вы когда-нибудь что-либо плохое, а затем вы исповедались в совершенном грехе Г-споду – Ха Шем, и терпела ли ваша сторона поражение, если грех фигурировал в качестве третьего действующего лица? Согласно Писанию, вы прощены… 
И сегодня можно спросить: как много, вы думаете, людей, читающих сегодня Д’вар Тора (Слова Писаний), которые до сих пор влачат за собой бремя своих шибок? 
По сути, многие из нас считают, что сатана виновен в этом нашем удручающем чувстве вины, и он же отвечает за наши плохие воспоминания. 
В его адрес посылается множество упреков и предпринимается множество попыток отделаться от него.
 Но в действительности не сатана обвиняет нас и выносит вам приговор, это вы сами признаете себя виновными. Почему? Потому что вы не доверяете Г-споду! 
Подобно братьям Йосэфа у вас есть проблема доверия. Слово Г-спода говорит нам:
1 Йоханана (Иоанна) 1:9 Если же мы признаем свои грехи, тогда он, будучи верен и справедлив, простит их и очистит нас от всех злых дел.

Братья Йосэйфа показали недостаточность своей веры, и история показывает нам печальные последствия этого неверия. Сыны Исрайэля дорого поплатились за свое неверие, и, к великому сожалению, большинство из них и сейчас страдает от этого. Если вы не хотите испытать на себе результаты отсутствия или недостатка веры, то всякий раз, когда Г-сподь говорит исполнить вам что-либо из Его Слова, то делайте это! И когда Он говорит вам, что Он сделал что-либо для вас – верьте!
Раввин Яков Фарбер

Недельная глава «Вайехи» («Прожил») от ортодоксальных евреев
Эта недельная глава завершает первую книгу Пятикнижия – Берешит. В ней говорится о предсмертных благословениях Яакова своим внукам Эфраиму и Менаше, а также своим 12 сыновьям, родоначальникам колен Израилевых. Затем в главе рассказывается о смерти Яакова и его пышнейших похоронах, а также о смерти Йосефа и его предсказании о будущем избавлении евреев из египетского рабства. 
По первоначальному замыслу Яакова эта недельная глава должна была открыть нам сокровеннейшие тайны конца истории. Именно эти тайные знания собирался Яаков передать своим сыновьям, срочно созывая их собраться вместе у его изголовья. 
Но вместо этого мы читаем о том, какие именно благословения и напутствия дает Яаков каждому сыну. 
Дело в том, что когда братья предстают все вместе перед отцом, пророческий дух вдруг покидает Яакова. Вначале у Яакова начинают зарождаться опасения по поводу истинной праведности своих сыновей, но когда он убеждается в несправедливости своих сомнений, он успокаивается и осознает, что еще просто не пришло время раскрыть все секреты мироздания. 

Но почему же мы все были лишены такой прекрасной возможности знать все наперед и действовать в соответсвии с этим? Не решило бы это, по крайней мере, добрую половину наших проблем и сомнений? Скорей всего, да. 
Но вместе с этим, данные знания лишили бы нас самого главного дара человечества – свободы выбора. А такая игра, уж поверьте, не стоит свеч!  
Всевышний не нуждается в дополнительных духовных роботах. С этой функцией прекрасно справляются духовные субстанции, именуемые «ангелами». 
Человека же Творец снабдил гораздо более мощным орудием, Своим собственным «образом и подобием» - свободой воли! 
Лишиться его – значит потерять тот неповторимый человеческий облик, тот самый, позволяющий человеку скатиться ниже животного или подняться выше ангелов. И потерять этот дар означало бы потерять смысл жизни. То, что мы так или иначе придем к долгожданному концу мировой суматохи – однозначно. Весь вопрос лишь в том, КАК мы придем к нему. 
И это уж зависит от нас!

Но пусть мы лишены возможности знать все наперед, мы все же не лишены инструкции к действию. Ведь все-таки одну, самую главную тайну Яаков открыл своим потомкам. Именно она дала возможность евреям сохраниться как народ на протяжении столетий. Именно она является для нас ключом к спасению в самые трудные времена. «Соберитесь вместе»! Это был не просто сиюминутный призыв к 12 родоначальникам колен, а та самая великая тайна, которую сумел Яаков передать своим потомкам на все века. 

Единство! Если вообще существует такая возможность дать определение самой основной сущности еврейской религии одним единственным словом, то это именно оно.  И недаром единство еврейского народа, народа, для которого «один за всех и все за одного» - не просто красивый лозунг, а жизненное кредо, стало притчей во языцах. 
Наша традиция утверждает, что в наказание за беспричинную ненависть был разрушен Иерусалимский Храм и только в заслугу за беспричинную братскую любовь, в скорейшем времени да будет Он отстроен!

Недельная глава от ортодоксов кабалистов.

В Торе все выверено абсолютно точно. Названия недельных глав не составляют исключения – они ясно отображают содержание и суть их текста. В свете этого возникает вопрос: почему глава Торы, начало которой посвящено рассказу о смерти праотца Яакова, называется "Вайехи" - "И жил"?
Объяснение нужно искать в глубинах смысла жизни. Настоящая жизнь – вечна. А вот состояние, при котором постоянно присутствует опасение, что оно вот-вот прервется – никак не соответствует понятию жизни в его истинном смысле. Поэтому только о Творце, источнике жизни, можно сказать, что Он действительно живой. И сказал пророк: "А Г-сподь Б-г есть истина, Он Б-г живой и Царь вечный …." (Йермеяу, 10:10).

Трудности вскрывают
Каким образом могут люди смертные удостоиться такой жизни? Только "присоединившись" к Творцу. Ведь Всевышний и есть настоящая жизнь, поэтому всякий "прилепившийся" к нему тоже живет. Поэтому сказано в Торе: "А вы, прилепившиеся к Г-споду Б-гу вашему, живы вы все ныне" (Дварим, 4:4). Эта "присоединенность" к Творцу дала основание назвать народ Израиля живым.
Жизненность эта проявляется, когда еврей встречает на своем пути трудности и должен решать всевозможные проблемы. Все то время, пока жизнь идет по "накатанной дороге", не проявляется "присоединенность" к Творцу. Только преодоление препятствий, встающих на пути служения Всевышнему, вскрывают и ясно демонстрируют привязанность еврея к Б-гу. Именно тогда мы называемся живыми.

Жизнь в Египте
Теперь понятно, почему эта глава называется "И жил". Там, в Египте, накануне смерти ярко проявился тот факт, что праотец Яаков жив.
Прежде, когда Яаков жил в Святой Земле, несмотря на все беды и несчастья, не могла проявиться в полной мере "присоединенность" его ко Всевышнему. И только в Египте, "срамном месте земли", где все сыновья Яакова (а также Менаше и Эфраим) устояли в святости, стало очевидно для всего мира, что Яаков жив.

Вера в изгнании
Сказано в Талмуде: "Наш праотец Яаков не умер; как живы его потомки, так и он жив" (трактат Таанит, 5б). Народ Израиля продолжает жить, поскольку он привязан к Творцу. То, что мы следуем пути Яакова означает, что он жив. Поэтому и называется эта глава "И жил" - именно здесь мы ясно видим вечность жизни Яакова.
А отсюда и урок для каждого еврея. Именно сейчас, когда тьма изгнания кажется непроглядной и не видна даже возможность избавления, но, несмотря на это, мы изучаем Тору, выполняем заповеди и всеми силами души верим в конечное Избавление – именно тогда и раскрывается тот факт, что Тора и Всевышний – истинная жизнь народа Израиля.
"Ликутей сихот", т. 15, стр. 422. Изложение раввина Давида Эльдина 

В избранное