Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы из Израиля: Ваякхэль


Недельная глава Торы — Ваякхэль из Израиля от мессианских и ортодоксальных евреев.
(Исход 35:1-38:20
От мессианских евреев.  В этой недельной главе рассказывается о том, как народ Израиля приступил к построению Скинии.
Всевышний через Моше призвал народ жертвовать, причем уточнил, чтобы каждый делал это по усердию, т.е. добровольно, как ляжет на сердце,а не как обязательный налог (35:5). Отношение народа Израиля к этому предложению должно было показать, как  они относились к своему Богу. И вы знаете,  народ Божий не подкачал :) Дальнейшее описание показывает, что люди приносили драгоценное из своего имущества,потому что «их влекло к тому сердце» (35:21), «по расположению сердца», так как сами того хотели (35:22).

В 10 стихе 35-й главы мы читаем, что критерием внутренней мудрости человека, согласно Торе, является желание исполнить все, что повелел Господь.
И, далее по тексту, мы видим, что «женщины, мудрые сердцем» пряли пряжу своими руками, чтобы сделать покрывала для скинии (35:25).
Разные люди приносили разное – кто золото, кто кожи, ткани. Более бедные приносили дерево, богатые — драгоценные камни. И все это давалось как дар (35:24), а не на время и не в кредит.

На тот момент народная любовь к Богу была так сильна, что люди несли приношения несколько дней (36:3).В итоге собрали столько, что вынуждены были остановить  сбор пожертвований
5 и сказали Моисею, говоря: народ много приносит, более нежели потребно для работ, какие повелел Господь сделать.
6 И приказал Моисей, и объявлено было в стане, чтобы ни мужчина, ни женщина не делали уже ничего для приношения во святилище; и перестал народ приносить.
7 Запаса было достаточно на всякие работы, какие надлежало делать, и даже осталось. Исх.36:5-7

Мы читаем в ТаНаХе, что  Бог живет «среди славословий Израиля» (Пс. 21:4). Тора не рассказывает нам, каковы были слова народа в те дни, но их дела показывают, что сердца евреев были в Боге.
Для Него они не жалели ничего и в количестве приношений отталкивались не от строительной сметы, а от любви к Нему, для которой нет ограничений в количестве приносимого. Настоящее место славы Божьей всегда должно быть построено от любви и преклонения, а не от религиозного побора.
Стоит ли удивляться, что Всевышний благоволил (Пс. 43:4) к народу своему в пустыне, несмотря ни на что.

Ученики Иешуа говорят нам в своих посланиях, что настоящим Храмом поклонения Богу является сообщество верующих.
И когда мы читаем о том, из чего собирали скинию, невольно напрашивается аналогия с тем, как из совершенно разных людей Бог творит великолепный Храм поклонения Себе.
Особенные мастера, которых Всевышний исполнил «Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством» (35:31), были поставлены, чтобы из хаоса сделать порядок. Вначале они увидели драгоценности, просто сваленные в кучу.
Затем, руководствуясь божьей мудростью, они преобразовывали каждую вещь в деталь Скинии, сообразно плану Божьему.
Всему нашлось свое место – и золоту, и дереву. В итоге, все это стало единым и Всевышний поселился там.
Все было настолько качественно сделано, что Мишкан мог разбираться и собираться и каждая деталь, занимая свое место, плотно прилегала к другой.

Пример построения скинии в пустыне – это пример для нас, живущих в современном мире.
Мы все можем участвовать в построении дела Божьего, у каждого найдется что-то, чем бы он мог послужить Всевышнему.
Из всех нас, таких разных, Он собирается восстановить «Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит. 2:14).
Для этого у него есть люди, «исполненные Духом Божьим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством».
Все это возможно, если «любить Бога всем сердцем своим, всей душою своей и всем разумением своим»(Мф. 22:37)

 Недельная глава «Ваякхэль» ОТ ОРТОДОКСАЛЬНЫХ ЕВРЕЕВ

Эта недельная глава начинается с очередного предупреждения соблюдать субботу, а затем в ней перечисляются все пожертвования на строительство Храма
и подробно описывается строение каждой его части. 
Большая часть нашей недельной главы повторяет слово в слово подробные указания Творца о строительстве Храма и всей его утвари, чтобы этим подчеркнуть, что строя Храм, евреи ни на йоту не уклонились от Б-жественного замысла.
 В главе Трума мы уже сталкивались с проблемой надобности скурпулезнейшего описания всех этих крючочков, ниточек, животных шкур и тканных покрытий (часть из которых вообще не была видна под внешним покровом).
 Мы объяснили, что модель Храма идентична «модели» человека и, уделяя внимание детальнейшему описанию строения Храма, Тора, в сущности,
 уделяет внимание аллегорическому описанию становления человеческой личности.

Но не проявляется ли тут некая «мелочность» иудаизма, предающего чересчур большое значение как разным «ниточкам» и «крючочкам», так и разным «мизерным» заповедям и обычаям? Ближнего своего полюби, отца и мать бойся и почитай, мясо с молоком не ешь, телевизор в шабат не включай,  десятину бедным отделяй и т.д. и т. д. и т.д. и т. п. 
Может быть, за великолепием внешнего покрова переносного Храма не заметно всех ниточек и крючочков, на основании которых он держится.
И вполне возможно, что обилие заповедей кажется чрезмерным и даже отчасти «мелочным» («Ну кому станет плохо, если я, к примеру, покурю в субботу?»).
И кому как не Создателю известны точные «инструкции»? 
Cуррогаты еврейской религии нередко привлекают взгляд своим изяществом, внешним лоском, а главное, легкостью в обращении, но, увы,
они лишены внутреннего механизма, позволяющего связь с Творцом.

Жемчужины еврейского комментария 
«И каждый мудрый сердцем среди вас пусть придет и сделает» 

Рав Йеуда-Лейб Хасман задает справедливый вопрос: почему Тора связывает мудрость с сердцем, тогда как орган, гораздо более связаный с понятием «мудрости» - человеческий мозг? 
И отвечает: большинство людей заблуждается, судя о мудрости человека по его интеллекту вне зависимости от его поведения, зачастую продиктованного попросту эмоциями. Но Тора видит положение вещей в совсем ином свете – по-настоящему мудр лишь тот, кто абстрактные знания проводит через свое сердце и, прочувствовав их, воплощает в жизнь. То есть, у истинно мудрого человека нет противоречия между его знаниями, чувствами и поступками. 
По выражению «Все сказанное в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в наши дни судите сами. 

Недельная Глава Торы от ортодоксальных евреев каббалистов.

Давайте заострим наше внимание на одном из комментариев Раши: "Колья – чтобы вбить в землю и привязать к ним края полотнищ, чтобы те не колыхались от ветра".
ЭТО ЖЕ ЭЛЕМЕНТАРНО! На  первый  взгляд, комментарий тут был совершенно не нужен, ведь даже ребенку предельно ясно, для чего нужны колья.
Тем более что об этом уже говорилось в одной из предыдущих глав. Зачем же Раши все-таки приводит это объяснение?
А также не понятно, зачем для изготовления простых металлических кольев нужно приглашать "людей, мудрых сердцем"?

Прежде всего, отметим тот факт, что язык комментариев Раши всегда предельно точен. Внимательно вчитавшись в каждое слово его объяснения,
мы понимаем, что медные колья не были отдельными деталями Храма, а представляли собой единое целое с полотнищами, которыми был огорожен двор Святилища.
А так как изготовление этих полотнищ требовало немалого мастерства, то логично, что для выполнения этой работы пригласили "людей, мудрых сердцем".
Это был ответ, который нам дала Открытая Тора, а теперь посмотрим, что нам скажет Тайная Тора – учение хасидизма.

НА СЕМИ ВЕТРАХ Каждый из сынов и дочерей Израиля является малым Храмом для Всевышнего, как сказано: "И построят Мне Святилище, и Я буду обитать среди них (буквально "в них")" (там же, 25:8). Кстати, переносной Храм был построен именно в пустыне, "где воет ветер", такой похожей на наш изменчивый и жестокий мир с его "ветрами перемен".
Так вот, чтобы свирепые ветры не трепали полотнища Мишкана, их необходимо изначально соединить с медными кольями, а те, в свою очередь, вбить в землю.
Все устройство Мишкана Тора возложила на "людей, мудрых сердцем". Такими людьми наша традиция называет тех, кто обучает других евреев Торе и заповедям. Речь идет не только о педагогах: рабби Мойше бен Маймон (Рамбам) утверждает, что распространять Б-жественное знание – это святая обязанность каждого из нас!
Относиться к ней нужно не формально, а, прилагая все силы для того, чтобы наши ученики твердо стояли на ногах.

Чтобы каждая тонкая и возвышенная идея иудаизма – полотнища – была прочно прикреплена к земле кольями – практическим применением изученного в материальном мире. Тогда наши ученики не будут колыхаться от ветра. Нетрудно догадаться: чем больше полотнище, тем сильнее его треплет ветер, тем основательнее нужно забивать колья, а иначе дорогостоящее полотно будет просто унесено ветром.

Именно по этой причине Тора напоминает тем мастерам, которые изготавливали завесы для двора Мишкана, что их работа не окончена, пока к ткани не
прикреплены медные колышки.
Особенно это актуально в нашем поколении, названном в Каббале "поступью Мошиаха".
Задача, которую Всевышний поставил перед нами, как раз и заключается в прикреплении высоких духовных идей к физической стороне этого мира.
Наши предки соткали для нас тончайшие мысли хасидского учения, но их труд может, не дай Б-г!, пропасть, если мы не внедрим их в нашей повседневной жизни!
С ОДНОГО УДАРА Наши мудрецы сказали: тому, кто лишь завершает чью-то работу, это тем не менее засчитывается, как будто он сделал ее целиком.
Такой вид участия в труде, начатом другими, называется "ударом молотка". Всего лишь один удар молотка отделяет нас от завершения работы,
начатой нашими святыми предками – от долгожданного прихода Мошиаха.
По материалам беседы Ребе

Женский уголок 
Морковно-рыбный пирог
На мелкой терке натрите 8 морковей. Добавьте по 1 ч.л. соли и имбиря. Разделите на две равные части. 500 г рыбного филе (предпочительно камбалы)
 посолите, поперчите, обмакните в соевый соус с щепоткой сахара и слегка обжарьте на постном масле. 
В смазанную форму для выпечки положите половину морковной массы. Сверху-слой рыбы. На него-оставшуюся половину тертой моркови.
На самый верх положите нарезанный кольцами лук. Печь 40 мин. при средней температуре. 

Чесночный гуляш из тунца.
Приготовьте маринад из пол-стакана уксуса, четверти стакана растительного масла, 6 нарезанных долек чеснока, двух чайных ложек сахара,
чайной ложки соли и щепоткой перца. Добавьте нарезанное кубиками мясо сырого тунца и оставьте на ночь в холодильнике. Обжарьте на среднем огне.
Подавайте в горячем виде с рисом и зеленым горошком.


В избранное