Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы из Израиля: Толдот - Родословная


Шалом, друзья!
Предлагаю мессианские и ортодоксальные толкования недельной главы Торы в тексте из Израиля -" Толдот - Родословная".
Подписаться на эту рассылку в тексте - вы можете через сайт рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael
Наш сайте "Исход-2. Возвращение к Источнику" http://tikvaisrael.com  Приглашаем!
Там вы можете читать online Еврейский Новый завет (ЕНЗ) с комментариями и другие книги по мессианскому движению и иудаизму. На сайте выложены статьи, проповеди , книги, песни.
Алекс

От мессианских евреев 
Недельная глава Торы - «Толдот» («Родословная»)
Список Чтений Этой Недели:  Берешит \ Бытие 25:19-28:9, 
 Малахи \ Малахии 1:1-2:7 , Римлянам 9:6-13

«Слушая и повинуясь Ха Шем (Имени)»
Берешит (26:1-5) И был голод в стране, кроме первого голода, который был во дни Авраама; и пошел Ицхак к Авимэлэху, царю Пылиштимскому, в Гырар. И явился ему Г-сподь и сказал: не спускайся в Египет; поселись в земле, о которой Я скажу тебе. Поживи в этой земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя; ибо тебе и потомству твоему дам Я все земли эти, и клятву осуществлю, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему, и умножу потомство твое как звезды небесные; и дам потомству твоему все земли эти; и благословятся в потомстве твоем все народы земли, За то, что ты послушался Авраам гласа Моего и хранил завещание Мое: повеления Мои, уставы Мои и учения Мои. 

Мы узнаем множество вещей из этого абзаца Писания, взятого из недельного чтения главы Толдот. 

Сначала мы узнаем, что Ха Шем передает наследие Авраама его сыну Ицхаку, а не Ишмаэйлю. Следовательно, мы видим здесь впервые, то, что я про себя называю Бехира - Б-жественный Отбор. Ха Шем избирает одного брата, в данном случае, младший брат становится над старшим, чтобы умножить Свой народ. Мы видим этот же принцип Б-жественного Отбора, на этот раз в выборе Яакова над Эйсавом и еще раз, когда Ха Шем избирает Иехуду (Иуду) из среды его старших братьев, чтобы быть правящим коленом в Исраэйле. Но мы видим нечто еще более интересное: Ха Шем учит Ицхака не покидать страну, в которой он находится, не поступать, как сделал это его отец Авраам, когда спустился в Мицрайим.

А сейчас давайте вспомним, что говорил Ха Шем Ицхаку при этом. Во-первых, Он сказал, что дает ему землю, а затем Он напомнил ему снова и снова не покидать эту землю, как Авраам. Если это был сам Б-г, даровавший Ицхаку землю и велевший не покидать эту самую землю, то, казалось бы, все должно быть хорошо с Ицхаком в этой земле, и отныне и впредь его жизненный путь должен быть усыпан розами – но это ошибочное мнение! Как мы видим далее, во втором отрывке из нашего недельного чтения, что на самом деле Ицхаку пришлось нелегко:

Берешит (26:18-22) И вновь выкопал Ицхак колодцы воды, которые выкопали во дни Авраама, отца его, и назвал их именами, по именам, которыми назвал отец их его. И копали 
И спорили пастухи Гырарские с пастухами Ицхака, говоря: наша вода. И он нарек колодцу имя Эйсек, потому что спорили с ним. Когда выкопали другой колодец, то спорили также и о нем; и он нарек ему имя Ситна. И двинулся оттуда, и выкопал иной колодец, о котором не спорили; и нарек ему имя Рыховот, и сказал он: теперь Г-сподь дал нам простор, и мы размножимся на земле.

Вода - это ценнейший товар на Ближнем Востоке как в те далекие времена, так и по нынешний день. Множество войн прогремело из-за воды и, как полагают некоторые, еще могут случиться в будущем не из-за нефти, но из-за воды. И здесь, в Главе Толдот, мы видим подобный конфликт. Ицхак, который пребывал в стране согласно акту дарования ее Г-сподом и по согласию царя той земли Авимелеха, имел полное право копать колодцы на этой земле, чтобы обеспечить свою семью и свои стада водой. Но Ицхак предпочел не сражаться за свой первый колодец, а вместо этого сдался и пошел дальше, и здесь вполне могла бы быть и битва. Мы ведь помним, что Ха Шем даровал эту землю, и он мог иметь колодец под своими ногами и конечно же, защищать свое имущество, однако вместо этого он дает колодцу имя, переводимое как «раздор» и уходит дальше. Но история повторяется по этому же сценарию, но на новом месте. И снова Ицхак трогается с места, называя на этот раз оспариваемый колодец как «вражда». На месте Ицхака я бы усомнился: Тот, Кого я слышал, а на самом ли деле ли Он есть Б-г, Тот, Кто говорил, что эта земля будет моей? И, в конце концов, если это и есть Б-г, неужели бы все не шло так гладко? Возможно, Ицхак размышлял, что, он слышал собственное сердце, а вовсе не Г-спода, и, скорее всего, при подобных обстоятельствах вы подумали бы также. Однако Ицхак слышал Б-га! 

На протяжении всей Главы Толдот дает нам два очень важных урока, и я очень надеюсь, что вы уловили их.

1.Первое наставление: даже если вы слышали от Б-га, и то, что вы получаете в самом начале, может оказаться не тем, что задумал Он для вас. 

Ицхаку пришлось выкопать два колодца, и оба эти колодца были в стране, которую обещал ему Ха Шем, и которую Он велел не покидать. И каким-то образом Ицхак узнал, что местоположения этих колодцев были неугодны Б-гу, поскольку Он назначил Ицхаку иное место. Да, Ицхак доверял и верил Б-гу настолько, чтобы не бороться за первые два колодца, которые он с таким трудом выкопал, и предпочел сняться с места и идти дальше, доверяя выбор места Г-споду, до следующей остановки, которая, может быть, окажется угодной Б-гу. Не нам, получая известие от Б-га, определять и решать, что Он желает дать нам? И что мы желаем получить. Да, иногда мы получаем известие от Б-га, но сейчас вам необходимо поверить Ему. И если есть у вас неприятие полученного вами, не боритесь с этим, потому что вы знаете, что Б-г приказал довериться Ему. И вместо того, чтобы переходить к чему-то новому, продолжайте начатое, потому что у Него есть Свой замысел, что-то лучшее для вас. 

2. Во-вторых, многие из нас слишком легко сдаются. 
Даже если вы искренне верите, что вы слышали Б-га, крепитесь, ибо этот путь непрост и любая дверь может закрыться перед вами. Но не сдавайтесь, подумав в отчаянии, что вы ошиблись, и это был вовсе не Б-г, ведь если бы это был Он, то все бы прошло гладко. Но не всегда это так. На самом деле я с трудом верю в случайность. Все, абсолютно все, что получали сыны Исраэйля от Б-га, пусть даже и обещанное Им, всегда за это приходилось бороться и даже сражаться. Ицхак не сдавался. Он знал, что Б-г припас место для него в этой земле, Ицхаку только оставалось найти это место, что он и сделал.

Если вы искренне верите, что вы получили вести от Б-га, но то, что вы испытываете сейчас, это всего лишь трудности и препятствия, - не сдавайтесь, продолжайте копать, так как Он есть Б-г обещаний, Он же - Б-г исполнений обещаний. Просто Он не всегда действует так, как нам хочется.
Барух ХаШем. Рабби Яков Фарбер

От ортодоксальных евреев
Недельная глава «Толдот» («Родословная») 
Эта недельная глава описывает рождение, детские годы и юность двух близнецов - антиподов, Яакова и Эйсава.  
Один из многочисленных эпизодов, вызывающих бурную критику – сцена продажи Эйсавом первородства своему младшему брату Яакову.
И хотя продажным лицом однозначно является Эйсав, ушаты грязи, как правило, достаются Яакову, который якобы воспользовался лютым голодом несчастного брата, чтобы выманить его первородство за порцию чечевичной похлебки. 
 
И опять-таки давайте разберемся поглубже. Во-первых, откуда это пришел Эйсав и с чего бы это он так проголодался?
Во-вторых, с чего это вдруг Яакову взбрело в голову кулинарничать? И в-третьих, самое главное: что именно продал Эйсав Яакову – ведь если он физически родился первым, то как задним числом можно продать этот факт?

Вот, что говорит по этому поводу еврейская традиция. В тот самый день произошло много трагических событий.
Во-первых, пятнадцатилетний Эйсав, до тех пор благодаря своему благоговению перед отцом сдерживал себя в руках, не давая выхода своей неуемной натуре,не выдержал и совершил одно за другим, не много, не мало как пять тяжелейших преступления, в числе которых изнасилование девушки-невесты и убийство.
Понятно, что после всего этого Эйсав с непривычки почувствовал некую усталость.
 
Кроме того, именно в этот день скончался Авраам. По еврейским законам траура ближайшие родственники в первую неделю после кончины отца,  матери, мужа, жены или детей не готовят себе пищу сами. Поэтому-то Яаков и взял на себя труд сварить похлебку для отца.
И не случайно главным ингредиентом этого блюда была чечевица. Именно ее подавали в ту эпоху во время траура, видя в ее совершенно  круглой форме символ круговорота жизни и смерти.

Эйсав не мог не понимать всех этих тонкостей, широко распространенных в ту эпоху, но в данную минуту, после своего абсолютного падения, это его совершенно не волнует. Главное – поесть! Тут Яаков не мог сдержаться: разве так подобает вести себя первенцу, на котором лежит ответственность личного примера, ответственность будущей службы в Храме, где за каждую неподобающую выходку человек лишался жизни?
На что Эйсав саркастически предлагает поменяться с Яаковом ролями, предоставив последнему взять на себя все заботы о личном примере, службе в Храме,повышенной ответственности и всех других вытекающих из этого последствий, оставив себе право безнаказанного наслаждения всеми прелестями этого «бренного» мира.
 
Сделка сработала мгновенно. Недаром после нее, мы склонны осуждать не абсолютно испорченного, продажного Эйсава, а именно Яакова, чье поведение в данном случае по нашим меркам не соответсвует самым высшим стандартам морали и справедливости. И не случайно от потомков Яакова всегда ожидается  какое-то исключительное поведение, и то, что сходит с рук потомкам Эйсава, не прощается потомкам Яакова. Ведь именно это право быть эталоном морали и духовности для всех окружающих, оправдывая поговорку «пионер – всем пример»,и приобрел Яаков у Эйсава взамен тарелки супа!

Но не пожалел ли Эйсав, наевшись и очнувшись, о своем поспешном решении? Вот, что пишит Тора по этому поводу: «Яаков дал Эйсвау хлеба и чечевичную похлебку, и он поел и попил, встал и пошел и презрел Эйсав первородство.» (Берешит 25:34)
Эйсав не действовал исключительно в минутном порыве под влиянием голода. У него было достаточно времени переосмыслить содеянное.
Он успел и поесть, и попить, и встать, и походить, но все эти вполне осознанные, внешние действия ничуть не изменили его внутреннего отношениек проданному первородству.
Все также не скрывает Эйсав своего презрения к первородству, как и в минуту продажи. Желудок уже наполнился, но мысли и сердце остались неизмены...

Высказывании мудрецов Талмуда: "Чем более велик человек, тем сильнее его злое начало".
Человеку дано доброе и злое начало!
В самом деле, это вполне понятно: иначе как мы можем говорить о том, что Б-г дал каждому человеку неограниченную свободу выбора?
Разве мы никогда не видели людей, борющихся с соблазнами и искушениями, гораздо более сильными, чем все то, с чем нам когда-либо приходилось сталкиваться? Если к тому же таким людям были даны силы справиться с этими испытаниями, значит, они были также наделены гораздо большей душевной мощью, чем "обычный" человек.
Из этого можно сделать двойственный вывод.

1. Во-первых, если вы видите поистине великого человека, знайте, что ему довелось бороться с демонами куда более сильными и злыми, нежели все то, с чем приходилось иметь дело вам.
2. А с другой стороны, если вы видите кого-то, опустившегося настолько, что вы даже представить себе такого раньше не могли, то знайте, что он наделен столь же непостижимым потенциалом.

Стандартное объяснение состоит в том, что в Торе слово "порождения" (толдот) может иметь несколько значений. Оно может означать "дети" или "потомки", а кроме этого оно также может означать "дела" или "поступки" (т.е. все, что может быть "порождено" человеком). Поскольку глава "Толдот" не начинается непосредственно с рассказа о рождении Якова и Эсава и при этом также повествует о жизненных деяниях Ицхака, могут возникнуть некоторые сомнения относительно того, как правильно перевести слово толдот в данном контексте. Поэтому Раши и объясняет, что данная фраза относится к "Якову и Эсаву, о которых говорится в этой главе".

Но, в этом комментарии Раши скрыт и другой смысл. На более глубоком уровне, Раши задает вопрос: как у таких праведных и святых родителей, какими были Ицхак и Ривка, и к тому же в такой праведной и святой среде, как была у них в доме, мог появиться такой порочный и жестокий человек, как Эсав? 
Как-никак Эсав был близнецом Якова, с тем же набором генов и воспитанием. С Яковом все понятно. 
Но откуда взялся Эсав?

Раши говорит, что порочный Эсав – это не "продукт" Ицхака и Ривки, а монстр собственного изготовления. Кто является порождениями Ицхака?
Яков и Эсав, но имено те, о которых говорится в этой главе. 
Эсав Торы был человеком, обладавшим огромным потенциалом добра. Столь же огромным, как и то зло, перед которым он не смог устоять.
Для Эсава урок из этого в том, чтобы увидеть, кем он может быть.
Для   нас   –   урок   в   том,  чтобы,  увидев  Эсава,  присмотреться повнимательней к себе!

Раскрытие внутреннего потенциала. От ортодоксов каббалистов.
"И копали рабы Ицхака в долине, и нашли там колодец воды живой." (Брейшит, 26:19)
Рытье колодцев, несомненно, служило распространению цивилизации в те земли, где они были вырыты. Но в еще большей степени это занятие Ицхака являлось его посланием миру.
В противоположность наполнению какого-либо резервуара водой, принесенной откуда-нибудь, рытье колодца раскрывает уже существующий источник воды, скрытый под наслоением земли. 

Путь Авраама был следующим посланием миру: "Дай мне пробудить тебя живительной водой знания о Б-ге!" 
Посланием же Ицхака было: "Теперь, когда ты уже ожил, найди в себе внутренний источник воды. 
Срой все наслоения грязи, и ты раскроешь в себе живой родник веры в Творца. И она будет утолением твоей духовной жажды на протяжении всей жизни".
Это несет в себе важный урок о том, что наши вспышки прозрения и вдохновения должны сопровождаться работой по исправлению и улучшению себя – чтобы не гаснуть втуне, а приносить реальные изменения.
Тора Ор

Женский уголок. 
Мадждара – рис с чечевицей. 
Отварите 2 стакана риса в стакане воды в течение 10 мин. Обжарьте две луковицы. Прокипятите 2 ст.л. соевого соуса с солью, пару зубчиками чеснока и 50 г маргарина. Смешайте полуготовый рис с двумя стаканами чечевицы и жареным луком. Залейте соусом. Посыпьте мелко-нарезанным укропом.
Печь в духовке на среднем огне в течении получаса под крышкой и еще полчаса – без. 

Чечевичная похлебка. 
Обжарьте две мелконарезанные луковицы и 4 зубчика чеснока. Добавьте кг мяса, нарезанного кубиками. Обжарьте 5 мин.

В избранное