Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы из Израиля: Ваишлах - Послал


Мир вам! Шабат шалом!
Высылаю толкования на недельную главу Торы  "Ваишлах - Послал" в исполнении мессианских и ортодоксальных евреев.
Подписаться на эту рассылку в тексте - вы можете через сайт рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael  Наш сайт  "Исход-2. Возвращение к Источнику". http://tikvaisrael.com .Там  выложены статьи, проповеди и книги, еврейские песни и фото Израиля. Будьте благословенны!
Езра ezra@bk.ru  
Израиль.

От мессианских евреев 
Список Чтений Этой Недели:
 Брешит / Бытие 32:3-36:43
 Овадия / Авдий 1:1-21
 Матитяху / Матфей 26:36-46

Брешит 32:3 И послал Иаков пред собою вестников к брату своему Исаву в землю Сеир, в область Едом, (4) и приказал им, сказав: так скажите господину моему Исаву: вот что говорит раб твой Иаков: я жил у Лавана и прожил доныне; (5) и есть у меня волы и ослы и мелкий скот, и рабы и рабыни; и я послал известить [о себе] господина моего, дабы приобрести благоволение пред очами твоими.

Начальные действия Иакова в порции этой недели говорят явно о том, где Иаков был духовно в то время. Он хотел произвести на своего брата впечатление, показать богатство, которое он приобрел, когда жил отдельно от отца и матери. Хуже того, он думал, что его богатство купит расположение его брата.
 В следующих стихах Священного писания Исав и Иаков обмениваются «А что Вы делаете для проживания?», только это делается библейским способом:
Брешит 33:8 И сказал Исав: для чего у тебя это множество, которое я встретил? И сказал Иаков: дабы приобрести благоволение в очах господина моего. (9) Исав сказал: у меня много, брат мой; пусть будет твое у тебя.

Что же здесь? Мы имеем тут встречу частично освященного человека (Иаков) и полностью светского человека (Исав). Также разговор о том, насколько они хороши и сколько богатства каждый накопил за эти годы. Как верующие в Творца и Его Машиаха мы не должны участвовать в таком типе разговора, который показывает наше богатство, и мы не должны использовать наше богатство, чтобы дать взятку или купить влияние, как сделал Иаков. Тора определенно учит против взяточничества, и нас всюду учат в Торе и Брит Хадаша (Обновлённый [Новый] Завет) одеваться скромно и не быть украшенными атрибутами богатства.
Кефа алеф (1 Петра) 3:3 Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, (4) но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.

Хотя эти стихи Священного писания обращается к женщинам; однако, полагаю, что это имеет равное отношение к мужчинам. Поймите меня правильно. ХаШем не имеет проблем с людьми, которые богаты, это не проблема для меня тоже. Множество людей в Библии были богаты. То, с чем и ХаШем и я имеем проблему - общественный показ богатства или использования богатства как измерительную систему, чтобы определить чей-то социальный статус. Поэтому, хотя эти стихи и обращается к женщинам, этот принцип может равно быть применен к мужчинам. 

Удивительно, сколько богатых или влиятельных людей щеголяет своим положением. Б-жии дети не должны быть такими. Наши действия должны отражать божественность не только в речи и одежде, но также и в отношении.

Трудно быть скромными, когда Вы имеете привилегию и/или власть, но мы должны быть!
Матитяху (Матфей) 18:4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
Матитяху 23:12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
Иаков 4:6 Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
Иаков Jas 4:10 Смиритесь пред Господом, и вознесет вас.
Кефа алеф 5:6 Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время.
Барух ХаШем
Рабби Яков Фарбер

От ОРТОДОКСАЛЬНЫХ ЕВРЕЕВ.
Недельная глава Торы - Ваишлах («Послал»)
Недельная глава Ваишлах рассказывает нам о встрече Яакова и Эйсава, о смерти и похоронах Рахели в Бейт-Лехеме и о рождении последнего родоначальника колен Израиля – Беньямина. Не одна глава посвящена сложным взаимоотношениям двух братьев-близнецов, столь похожим и родным, и столь разным и чуждым – Яакова и Эйсава. Начинается эта глава с возвращения Яакова на Родину и его опасений о встречи с грозным и мстительным братом после более двадцати лет разлуки. Его опасения были совсем не беспочвены. Эйсав направлялся на встречу к многодетной семье Яакова во главе 400 воинствено настроенных амбалов. Но, слава Б-гу, все заканчивается вполне благополучно. 

Молитвы Яакова о том, чтобы ему не пришлось ни убивать, ни быть убитым, были услышаны, и на момент встречи Эйсав неожиданно для самого себя проникся самыми, что ни на есть, братским чувствами. «И побежал Эйсав ему навстречу, и обнял его, и пал ему на шею, и целовал его и плакали они». Идилия, не так ли? Еврейская традиция утверждает – не так! Мы уже говорили, что в Торе нет ни одного лишнего слова, ни одной лишней буквы. Но скажем больше - в Торе нет ни одной лишней точки! А вот над словом «поцеловал» Тора как раз и расставляет непонятные точки. Непонятные – читателю несведующему. Ибо тот, кто знаком со знаками в Торе, знает, что если над тем или иным словом стоят точки, значит это слово не имеет своего буквального смысла, и, как будто, стоит не на своем месте. Не поцеловать, говорит Мидраш, а укусить хотел Эйсав Яакова, бросаясь к нему на шею.

Но не тут-то было! Случилось чудо – шея Яакова на миг превратилась в камень, и пытаясь укусить ее, Эйсав только лишился своих зубов! И плакали они – Эйсава от боли, а Яаков – от того, что несмотря на все свои радужные надежды, Эйсав оправдал самые тяжелые подозрения и остался тем самым Эйсавом, каким и был 30 лет тому назад. Но если так оно и было, и слово «целовал» тут излишне, то зачем Тора все-таки употребляет его? Не лучше было бы сказать все прямым текстом, не ссылаясь лишний раз на нашу осведомленность в значках и мидрашах? 

Все дело в том, что Тора – актуальна на все времена, и один из аспектов этой актуальности – умение извлечь из нее уроки на каждый день. Так, в жизни каждого из нас случаются встречи со своими «Эйсавами» и не всегда он бросается на нас "с огнем и мечем". И все-таки нам ни в коем случае не следует забывать о том, что за внешними улыбками и поцелуями Эйсава подчас скрываются животное желание укусить нас в лучшем случае в...шею. Но почему именно шею Яакова выбирает Эйсав объектом своей злости? Четыре пары захоронены в Пещере Праотцев – Маарат А-Махпела: Адам и Хава (Ева), Авраам и Сара, Ицхак и Ривка, Яаков и Лея. Но и Эйсав удостоился частичного захоронения в том же святейшем месте: он был убит прямо на входе в пещеру и его голова закатилась внутрь. Из этого мы учим, что на уровне «головы» Эйсав не уступал Яакову.

С точки зрения понимания разумом логики праведной жизни, философской концепции, мыслительного потенциала – между ним и Яаковом практически не было разницы. Все разница начиналась...с шеи! С того места, где голова соединяется с туловищем, с того этапа, когда логичиские умозаключения переходят в действие, когда виртуальная идеология реализуется в конкретные поступки, когда теологические дискуссии переходят в соблюдение заповедей. И вот в этом-то месте, Эйсав определенно уступал Яакову. Соображать по-еврейски он еще был способен, но вот жить по-еврейски – увольте! 

И тут мы сталкиваемся с интереснейшим психологическим феноменом. Мы помним, что после продажной сделки с Яаковом Эйсав «презрел первородство». Эйсав, исходя из собственного опыта, что жить по-еврейски ему не под силу, сделал вывод, что жить по-еврейски вообще никому не под силу. «А раз так, то значит и Яаков, взявший на себя первородство со всеми прилагающимися к нему обязанностями, не более чем притворяется! Значит, у нас с ним нет разницы ни на уровне «головы», ни на уровне «шеи». 
Хотите наглядных доказательств его лицемерия? Давайте я попробую нанести удар по «той самой шее» и...» И шея Яакова мгновенно превратилась в камень, как свидетельство свыше в прочности практики его убеждений. И единственное, чего добился Эйсав – нанести лишний удар самому себе! 

 Толкование ортодоксальных евреев каббалистов -  Недельная глава Торы - Ваишлах («Послал») 
Борьба Яакова с ангелом 

 25/ И ОСТАЛСЯ ЯАКОВ ОДИН, И БОРОЛСЯ ЧЕЛОВЕК С НИМ ДО ВОСХОДА ЗАРИ. 
Этот эпизод - известная борьба Яакова с ангелом, хотя и не упоминается, что это ангел. 
- Это борьба внутри Яакова - с силой, находящейся внутри него. 

= Яаков находится во внутренней борьбе всю ночь, потому что не способен аннулировать эгоизм, который представлен Эсавом.
 Яаков остался один. Он ощущает, что в своем движении навстречу эгоизму остался с ним один на один. И он должен знать, какова на самом деле его основа, его цель. Ангел, которого он раскрывает сейчас – это сила Эсава. 
Яаков должен бороться с ним, чтобы именно в этой борьбе, в связи со своим ненавистником раскрыть уровень Творца. 

 На духовных ступенях такая борьба происходит непрерывно. Кроме того, есть особые ступени, о которых как раз и рассказывает нам Тора. Не говорится о незначительных вещах, о повседневной работе, такой, например, как работа со скотом. О ступенях, на которых действительно происходит повышение духовного уровня, Тора рассказывает особо

-  Тора не говорит о внутреннем конфликте, а «БОРОЛСЯ ЧЕЛОВЕК С НИМ ДО ВОСХОДА ЗАРИ».
 Т.е. была тяжелая физическая борьба, и Яаков отражал удары всю ночь. 
-  Да, «до восхода зари». Но когда приходит свет, Яаков понимает, что окончилась борьба внутри него, с самими собой, и тогда он раскрывает Творца внутри этой борьбы. 

-  Сказано также: /26/ …И ТРОНУЛ СУСТАВ БЕДРА ЕГО. Как в процессе внутреннего конфликта можно повредить бедро? 
Я могу бороться с собой, сердиться на себя, но причинить себе хромоту в процессе внутренних конфликтов?! 
-  Хромота связана с ногами. Мы вскоре будем изучать главу о лазутчиках (слово мэраглим производное от слова рэгель – нога). Если человек слишком быстро идет вперед без подготовки и проверки, то ангел причиняет ему такой ущерб, чтобы защитить его. 
-  Выходит, нужно сомневаться, идя вперед? 
-  Да. Именно в отсутствии сомнения и состоит грех лазутчиков.
 
-  О Яакове сказано: «Счастлив человек, всегда находящийся в страхе». 
- Страх Яакова – это очень высокое понятие. 
-  Есть страх Яакова и страх Ицхака, о котором мы говорили прежде. Как вы объясняете, что страх является высоким понятием? Мы привыкли, что тот, кто боится - тот не герой. 
-  Здесь страх иной: «Смогу ли я уподобиться Творцу? Смогу ли оправдать Его действия надо мной?» 
Чтобы оправдать, я должен раскрыть Его, а чтобы раскрыть, должен бороться со своей противоположностью Творцу, со своим эгоизмом, препятствующим моему зрению. Во время этой борьбы приходит рассвет, и тогда в утреннем свете я вижу будущее. 
-  Так чего боится Яаков? 
-   Он боится потерпеть поражение, боится, что у него не хватит сил реализовать свое стремление раскрыть свет. 
-   Он боится, что не раскроет свет и на всю жизнь останется «Яаковом»? 
-   Да, но здесь расчет не эгоистический, ведь Яаков стремится к уподоблению Творцу. 
НО ОН СКАЗАЛ: "НЕ ОТПУЩУ ТЕБЯ, ПОКА НЕ БЛАГОСЛОВИШЬ МЕНЯ". И СКАЗАЛ ТОТ: "НЕ ЯАКОВ ДОЛЖНО БЫТЬ ВПРЕДЬ ИМЯ ТВОЕ, А ИСРАЭЛЬ". (32:29) 

-   И все-таки в результате этого события Яаков одолевает ангела, и тот просит освободить его. 
-   Но Яаков говорит: "НЕ ОТПУЩУ ТЕБЯ, ПОКА НЕ БЛАГОСЛОВИШЬ МЕНЯ". Это значит, что еще до встречи с Эсавом он уже готов получить его келим (сосуды), чтобы стать Исраэль. Исраэль - это более высокая ступень. 
-  Возможно, она на несколько ступеней выше, чем Яаков?
-  Имя Яаков происходит от слова акиф (косвенный, окольный) – он идет окольным путем. 
-  Это своего рода манипуляции и комбинации? 
-  Да, но Исраэль – это уже «яшар кэль» («прямо к Творцу»)
Т.е. с момента победы над ангелом Эсава и далее человек получает правильное направление, в точности знает, какова цель, и в соответствии с ней идет вперед. 
-  Т.е. в результате духовного поиска его внутренняя сущность изменилась с «Яаков» на «Исраэль»? 
-   Он теперь способен работать со своим эгоизмом, чтобы приблизиться к Творцу. Ведь наш эгоизм – это «помощь против него». 
Он создан специально, чтобы мы, опираясь на него, поднялись и преодолели его. 

-  Но пока мы видим, что иногда Яаков упоминается под своим прежним именем, а иногда, как Исраэль. Т.е. этот процесс у него не завершен? 
- Это происходит не из-за слабости, а из-за того, что, поднимаясь на каждую новую ступень, человек сначала поднимается на ее нижнюю половину. Между нашим миром и миром Бесконечности, в который мы должны подняться во время нашей жизни в этом мире, существует 125 внутренних духовных ступеней: 5 миров по 5 парцуфим, в каждом из которых 5 сфирот – итого 125. 
-  И это все?! 
-  Да! Я вижу, что в тебе все еще нет страха Яакова.  Когда ты поднимаешься со ступени на ступень, то сначала приходишь к ее нижней половине – она называется уровнем Яакова, а затем – к высшей половине, называемой Исраэль. 

- Значит, на каждой ступени есть часть, называемая «Яаков»? 
-  Прекрасно. И так человек каждый раз поднимается на уровень «Яаков», а затем на уровень «Исраэль». Поэтому в Торе написано вновь и вновь «Яаков», а затем «Исраэль» - именно так поднимаются! 
-  Но мы - сыны Израиля, а не сыны Яакова. 
-  Это имя соответствует нашему общему направлению – быть большими и направленными прямо к Творцу (яшар кель). 
ПРИМИ ЖЕ БЛАГОДАРНОСТЬ МОЮ, КОТОРАЯ ПОДНЕСЕНА ТЕБЕ (Глава 33:11). 

- Яков, став Исраэлем, свободно встречает Эсава, посылает ему подарки: мелкий скот, верблюдов, чтобы примириться с ним. Вы считаете, что это хороший способ примирения? 
- Конечно! Идя навстречу своему эгоистическому желанию получать с целью исправить его так, чтобы оно стало как духовное - включало «любовь к ближнему» и отдачу, как Творец, который «Добр и Творящий добро», - человек должен быть уверен, что ему будет хорошо, он приобретет добро. Нет большего и лучшего состояния, чем приобрести духовный статус. Поэтому Яаков идет с подарками навстречу Эсаву. Эгоистическое желание получать вначале должно быть с нами вместе. Ты, конечно, слышал о понятии «ло лишма» («не ради Творца»)? 
-  Тору изучают «лишма» или «ло лишма»? 
-  Да, начинают учиться «ло лишма», т.е. эгоистически. Но за счет того, что притягивают свет а, то от «ло лишма» приходят к «лишма» («ради Творца»), т.е. от тьмы приходят к свету. 
- «Ло лишма» означает не ради самой вещи? 
-  Правильно! 
-  Т.е. я изучаю Тору не ради изучения, а просто чтобы мне было хорошо, чтобы у меня был этот и будущий мир - это называется «не ради Творца». Затем я поднимаюсь на иной уровень: учусь, чтобы раскрыть Творца и отождествить себя с Ним - это называется «ради Творца». Здесь говорится именно об этом. Прежде идут к Эсаву, дают ему подарки, говоря: я готов соединиться с тобой на определенное время, чтобы получить от тебя силы. В предыдущей главе Яаков также берет у Лавана все, что можно, в том числе и идолов, а далее идет и растет. 
Так человек должен слой за слоем раскрывать свой эгоизм, затем, насколько возможно, исправлять его и с этим продолжать движение. Таким образом человек растет. Наш эгоизм дан нам для того, чтобы мы использовали его для роста. 

Женский уголок 
Печеночные оладьи 
Пол-кило откашерованной печени перемелите вместе с двумя яйцами, луковицей, специями и пол-стаканом манки. Сформируйте оладьи и жарьте в масле с обеих сторон.

Пончики без дрожжей. 
Вскипятите стакан воды с пол-пачкой маргарина. Добавьте стакан муки и хорошенько вымесите. Добавляем по одному 4 яйца. После каждой добавки основательно все перемешиваем до полного растворения. Формируем пончики и обжариваем во фритюре. 


В избранное