Все выпуски  

Недельная глава Торы из Израиля: Итро - Иофор


Шалом дорогие друзья! Мир вам!
Предлагаю вам толкование на недельную главу Торы от мессианских и ортодоксальных евреев. Эта недельная глава "Итро - Иофор". 
Подписаться на эту рассылку в тексте вы можете через сайт рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael
Наш сайт "Исход-2. Возвращение к Источнику"  www.tikvaisrael.com 
Там вы можете читать Еврейский Новый завет (ЕНЗ) и другие книги и статьи. Еврейская музыка и песни, фотографии Израиля!
Будьте благословенны. Езра 

Параша ХаШавуот "Итро" от МЕССИАНСКИХ евреев
Список Чтений Этой Недели: 
Шмот / Исход 18:1-20:23 
Йешайа / Исаия 6:1-7:6, 9:5-6 
Матитьягу / Матфея 5:17-32
«Не руками человека»
Шмот (20:21) Жертвенник земляной сделай Мне и приноси на нем твои всесожжения и твои мирные жертвы: твой мелкий и твой крупный скот. На всяком месте, где возглашать дозволю ИМЯ Мое, Я приду к тебе и благословлю тебя. 
(20:22) А когда жертвенник из камней будешь делать Мне, не клади их тесанными, чтобы ты не занес твоего меча над ним и (тем) осквернил его.

Насколько прекрасную картину Машиаха (Мессии) нам рисуют эти строки Писания! Какая прекрасная картина спасения! 
Да, именно этот отрывок напоминает мне слова Машиаха о Моше:
Йоханан (Иоанн) {5:46} Потому что если бы вы в самом деле верили Моше, вы поверили бы мне. 
{5:47} Но если вы не верите тому, что он написал, то как вы собираетесь поверить тому, что говорю я?

Во-первых, мне хотелось бы заметить следующее, если кто-нибудь думает, что Еврейский Ветхий Завет не говорит ничего о Йешуа и спасении через Него, он просто заблуждается. Мы все должны знать, что жертвенник – символ, указывающий на Йешуа ХаМашиаха.

Эта недельная глава не будет ни слишком сложной, ни слишком большой. Для того, чтобы понять послание ХаШема (Б-га) нам не нужно прикладывать особых усилий.
ХаШем говорит здесь о том, что мы не можем спасти себя. Спасение приходит только через веру! Вот оно! 
Алтарь для всесожжений - прообраз нашего греха, как я уже ранее упоминал, жертвенник представляет собой Йешуа. 
Сооружение жертвенника из земли или камней – единственная работа, выполненная руками человека. 
Бней Исраэль (сыновья Израиля) ничего не создавали, просто составили камни в определенном порядке. 
ХаШем (Б-г) сотворил все необходимое для жертвенника, человек ничего не мог добавить от себя.

Задумайтесь: единственную часть Б-г доверил человеку, женщине, в приходе на землю Йешуа ХаМашиаха – Его рождение, Того, Кого Б-г уже сотворил и просто поместил в утробу Мириам. Он- символизирует жертвенник, омывающий грехи мира. Не руками человека сотворенный, но Б-жьими. Человек не принимал участие в акте творения жертвенника в пустыне, сделанного из земли и камней. Также, человек не принимал непосредственного участия в сотворении Йешуа ХаМашиаха, за исключением утробы девственницы.
Более того, ХаШем ясно говорит нам о том, что мы не можем спасти самих себя, это дело Его рук! Он показывает нам это через запрет участия в сотворении двух алтарей: одного в пустыне, другого – Йешуа ХаМашиаха. По вере бней Исраэль возлагали жертву на алтарь, уповая на то, что ХаШем отпустит им грехи. 
С такой же верой мы верим в Йешуа. Мы верим, что Он – обещанный Мессия, и что через Него ХаШем простит наши грехи.
МЫ СЛУЖИМ ПРЕКРАСНОМУ Б-ГУ!!!
Рабби Яков Фарбер

От наших братьев евреев ортодоксов. 
Недельная глава – Итро
Продолжаем знакомить вас с Торой - сокровищем нашего народа. Итак, на этой неделе мы читаем главу Итро. Она начинается с описания прихода в пустыню тестя Моше-рабэину по имени Итро, бывшего верховного жреца Мидиана. А затем описывается ключевое событие в истории еврейского народа и всего человечеста - получение святой Торы на горе Синай. 

Все мы знаем, как тяжело покидать насиженные места. Даже когда мы не совсем удовлетворены окружающей средой, даже когда навсегда хватает работы. Даже бывшие голодные египетские рабы вспоминают в пустыне с тоской, с ностальгической ноткой в голосе ароматы тушеного мяса, доносящиеся с кухни соседей-египтян. Тем более,когда мы пользуемся всеобщим уважением, когда мы занимаем высокооплачиваемые должности и высокие посты. Когда наш авторитет не замыкается в узком семейном кругу, когда наша слава летит впереди нас.

Итро был главным языческим жрецом Мидиана. А по тем временам это значило, что в его руках - бразды высшей духовной и политической власти. Один из представителей «тройки» советников фараона (вместе с Биламом и Ийовом), окруженный безграничным почетом - чего не хватало ему? Зачем он пешком отправился в пустыню к евреям? Ответ очень прост: в поисках истины. 
В поисках истины провел он годы и годы, изучая и применяя все существующие в то время религии, и, преуспев в мастерстве жреца, добился всех возможных материальных благ - богатства, славы, власти. 
Но ведь не это было его целью, и вот, узнав по наслышке о выходе евреев из Египта, о рассечении Красного моря и победе над Амалеком, он не поленился отправиться в путь, рискуя потерять все, что у него было, чтобы, быть может, где-то там, в заброшенной пустыне, наконец-то найти истину. И он нашел ее, едва услышав детальный рассказ Моше. 

И тот час же провозгласил:
«Теперь я знаю, что велик Б-г из всех божков (а ведь Итро был специалистом по всем идолам)». Провозгласил, не боясь взглянуть правде в глаза, хотя этой фразой он, в принципе, перечеркнул все то, чему он посвятил всю свою жизнь. И в этом проявилось истинное величие Итро - осознать насколько ты мал, несмотря на все твое показное величие. И этим заслужил Итро, что его именем, именем первого гера в истории человечества, названа ключевая глава Торы! 

Жемчужины еврейского комментария
Сегодняшняя недельная глава знакомит нас с так называемыми «десятью заповедями» (в более точном переводе – с десятью речениями). Не выделяясь из числа других заповедей с алахической точки зрения, в более широком аспекте они,тем не менее, являются квинтессенцией всего сказанного в Торе и именно из них вытекают все 613 заповедей.

Итак, перечислим эти «речения»:
- Я - Г-сподь, Б-г твой, выведший тебя из Страны Египетской, из дома рабства. 
- Да не будет у тебя других богов, кроме Меня…
- Не упоминай имени Г-спода, Б-га твоего, понапрасну. 
- Помни день субботний, чтобы освящать его. Шесть дней работай, а в седьмой -суббота Г-споду. Не делай никакой работы, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя,     ни рабы твои, ни скот твой, ни странник во вратах твоих…
- Почитай отца своего и мать свою… 
- Не убивай. 
- Не прелюбодействуй. 
- Не кради. 
- Не лжесвидетельствуй. 
- Не желай …ничего чужого (Шмот 20:2-14) 

Комментатор Торы Рамбан (раби Моше бен Нахман, всемирно известный под именем Нахманид) замечает, что все эти заповеди написаны в единственном лице (Б-г твой, да не будет у тебя, помни и т.д.), хотя обращены не к индивиду, а к целому народу. И поясняет: этим предостерегает Тора каждого еврея о наказании за пренебрежение заповедями (и соответственно о награде за их выполнение), и таким образом Б-г обращается с предупреждением к каждому лично, чтобы не думали, что стоит идти за большинством и, греша вместе со всеми, каждый спасется в отдельности.
В небесном суде такие отговорки, к сожалению или к счастью, не действуют.
Об актуальности этого комментария и в наши дни судите сами.

Толкование Недельной главы Торы "Итро" от ортодоксов каббалистов
И УСЛЫШАЛ ИТРО, ПРАВИТЕЛЬ МИДЬЯНА, ТЕСТЬ МОШЕ, ОБО ВСЕМ, ЧТО СДЕЛАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ДЛЯ МОШЕ И ДЛЯ ИЗРАИЛЯ, НАРОДА СВОЕГО, ЧТО ВЫВЕЛ БОГ ИЗРАИЛЬ ИЗ ЕГИПТА. (Книга Шемот, 18:1) 
Это кажется странным. Как случилось, что одна из самых важных глав Торы посвящена нееврею? Чем он это заслужил? 
Самые большие желания, которые мы должны исправить, находятся в народах мира. Ведь с самого начала о нас написано: И БУДЕТЕ ВЫ ИЗБРАННЫМ ИЗ ВСЕХ НАРОДОВ (19:5), причем, - в этой же главе. ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ СЛУШАТЬСЯ МЕНЯ. 
Так в чем же наша избранность? В том, что мы должны передать эту методику исправления, которая называется Торой, всему миру.
Слово "Тора" происходит от ивритского слова ораа – инструкция. Это называется быть светом для народов мира. 

И вот появляется Итро и входит внутрь и организовывает всю эту систему. Ведь именно от него к нам пришли принципы, определяющие, как надо управлять народом и судить его. 
Те представители народов мира, которые присоединяются к народу Израиля, ощущая присущую ему духовность, обладают огромной мудростью. Написано в Мидраше "Эйха Раба" (2:9): "Скажут, что есть мудрость у народов мира – верь". И действительно, от них можно многому научиться. А в наши дни нам придется работать со всем миром и стать избранным народом, - как написано. 

Итро – это связующее звено между нами и всем миром. Между нами и всеми народами мира. Потому и названа вся эта недельная глава Торы его именем. Ведь для чего нам была дарована Тора? – Для того, чтобы впоследствии передать ее народам мира.
Народу Израиля отведена роль проводника. И именно Итро олицетворяет весь этот процесс. Ведь Моше вместе с Итро строит систему "народ Израиля". И впоследствии эта внутренняя система "народ Израиля" будет функционировать для народов мира.

 Моше – это вытаскивающая сила, которая устремляет человека к познанию Творца. Но какое желание им движет? Это, как раз желание народов мира, которое приходит к нему от его жены. А она – дочь Итро. То есть "тесть" указывает на ненаполненное желание? 

ПРИШЕЛ ИТРО, ТЕСТЬ МОШЕ, И СЫНОВЬЯ ЕГО, И ЖЕНА ЕГО К МОШЕ В ПУСТЫНЮ. (Книга Шемот, 18:5) 
Приходит Итро и сразу же начинает давать советы, и, в принципе, строит всю эту судебную иерархию. Он наблюдает за тем, что происходит с Моше с утра до ночи. Иными словами, человек не может таким образом совершить внутренние выяснения и не способен ничего исправить. Мы ведь всегда говорим об одном человеке. 
А если перевести это на язык внутренней работы, то речь идет обо всем том внутреннем замешательстве и смятении, которые переживает человек. Он не знает, как ему дальше двигаться, как сконцентрировать и организовать свои внутренние силы. 

И УВИДЕЛ ТЕСТЬ МОШЕ ВСЕ, ЧТО ТОТ ДЕЛАЕТ НАРОДУ, И СКАЗАЛ: "ЧТО ЭТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ НАРОДУ? ПОЧЕМУ ТЫ СИДИШЬ ОДИН, А ВЕСЬ НАРОД СТОИТ ПЕРЕД ТОБОЙ С УТРА И ДО ВЕЧЕРА? И СКАЗАЛ ТЕСТЬ МОШЕ ЕМУ: "НЕХОРОШО ТО, ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ! ИЗНЕМОЖЕШЬ И ТЫ, И НАРОД ЭТОТ, КОТОРЫЙ С ТОБОЮ. (Книга Шемот, 18:14-18) 
И дает ему Итро совет - Разделить обязанности. 

Он дает ему совет выбрать из народа особых людей и назначить их главами тысяч, главами сотен, главами пятидесяти и главами десяти. Получается как бы такая судебная иерархия. Ведь они создают народ, и для него необходимо издать законы...  В принципе, у еврейского народа этого никогда не было. 
Евреи ведь очень особенный народ. У нас никогда одна часть народа не угнетала и не притесняла другую.  
На протяжении всего исторического развития ты не найдешь народа, в котором бы все были равны, где бы для всех властвовал один закон: от правителя и до самого обычного "маленького" человека, - абсолютно для каждого. Это свойственно только народу Израиля. И если ты находишься в духовном, - это прекрасное свойство! Но если ты все еще в процессе выхода из Египта, то ты не способен так внутренне себя исправить, - тебе необходима эта иерархия. 

Так что же, эта иерархия существует внутри меня? Кто этот глава тысяч внутри меня, которому подчиняется глава сотен, а тому, соответственно, подчиняется глава пятидесяти? 
Нам все это знакомо по собственному характеру. Ведь если я хочу что-то преодолеть, что-то исправить, то мне нужно начинать с малого. После этого я уже смогу перейти к каким-то более сложным исправлениям. Поэтому в каббале есть такой закон: исправление происходит от легкого к более трудному. 

Вот почему Итро, которому известно все то эго, что заложено внутри человека, и который все-таки является правителем Мидьяна, дает совет Моше – этой точке в человеке, влекущей его в духовное, к Творцу. Он говорит: "Если ты хочешь судить весь свой народ, то есть постепенно привести все свои желания на духовную ступень, то ты обязан распределить их по уровням и упорядочить таким образом, чтобы сделать это, переходя от легкого желания к более трудному. 

А ТЕПЕРЬ, ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ СЛУШАТЬСЯ МЕНЯ И СОБЛЮДАТЬ СОЮЗ МОЙ, ТО БУДЕТЕ МНЕ ИЗБРАННЫМ ИЗ ВСЕХ НАРОДОВ, ИБО МОЯ - ВСЯ ЗЕМЛЯ, И БУДЕТЕ ВЫ МНЕ ЦАРСТВОМ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ И НАРОДОМ СВЯТЫМ (Книга Шемот, 19:5) 
 В сущности, все это происходит в том же стиле, что и с нашим праотцом Авраамом. Ведь почему он вышел из Вавилона? Так же, чтобы духовно возвыситься. И то же самое происходит здесь. Только там не было этого огромного эго. 
Группа Авраама прошла Египет, и сейчас, вобрав в себя все египетское эго, как написано: "захватив с собой посуду египтян" – их келим, она приходит к горе Синай, чтобы эти келим исправить: получить духовную силу для того, чтобы исправиться и подняться над своим эго. 
Это изречение: "будете мне избранным из всех народов" привело к ощущению евреями своего превосходства и высокомерному поведению, - ведь они считали себя избранным народом. 
Только они не понимали, в чем эта избранность. Мы ведь вышли из Вавилона, чтобы узнать, что Тора, чтобы обрести эту силу и впоследствии вернуться ко всей этой вавилонской цивилизации, которой на сегодняшний день является весь мир, все 7 миллиардов людей. Именно им мы должны передать эту методику! 

В чем заключается эта избранность? В том, чтобы стать учителями, служителями, проводниками этой силы для всех народов. Мы ведь, в принципе, существуем только для этого. 
Бааль Сулам очень хорошо описывает это в своих статьях "Дарование Торы" и "Поручительство". Он пишет, что мы существуем лишь только для этого. Никакого другого оправдания нашему существованию нет. Потому-то народы мира и говорят: "Что это за народ такой – евреи?" 
Да и в Торе написано, что мы существуем только для того, чтобы стать для всех народов проводниками этой методики исправления мира. Сказано, что Творец предлагал Тору многим народам, но они отказались ее получить. И только народ Израиля сказал: "Сделаем и услышим". То есть он был готов к этому. И поскольку был готов, Творец сказал: "Возьми ее и стань проводником для всех". 

И БУДЕТЕ ВЫ МНЕ ЦАРСТВОМ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ. (Книга Шемот, 19:6) Что такое священнослужитель? В чем его функция? 
Отключись от своего эго, поднимись над ним к любви к ближнему, и потом, когда будешь на этой ступени, ты сможешь обучить этому свойству и все свои эгоистические желания, и весь мир.

В избранное