Все выпуски  

Недельная глава Торы из Израиля: Ницавим - Стоите и Вайелех - Пошел


Шабат шалом, дорогие братья и сестры.
Вашему вниманию очередные недельные главы «Ницавим - Стоите» и «Вайелех -Пошел» от мессианских и ортодоксальных евреев из Израиля. Готовимся к встрече Рош Ашана - Нового года! 1 и 2 Тишрей (19 и 20 сентября)
Спасибо  за ваши отзывы и пожелания. Будьте благословенны!
Езра
 

Недельные главы «Ницавим - Стоите» и «Вайелех -Пошел»
 Список Чтений Этой Недели:
Дварим \ Второзаконие 29:9-31:30, Йешайягу \ Исаия 55:6-56:8, 61:10-63:9, Римлянам 10:1-3

  На этой неделе у нас вами двойная порция недельного чтения Торы. И я собираюсь комментировать каждое недельное чтение отдельно. 

   Дварим (29 :17-19) Быть может, есть среди вас мужчина или женщина, или  семейство, или колено, сердце которого уклоняется сегодня от Господа, Б-га нашего, чтобы идти служить божествам тех племен; быть может, есть среди  вас корень, плодящий яд и полынь. 18. И будет: когда услышит слова этой  клятвы, и благословится в сердце своем, говоря: Мир будет мне, когда по  произволу сердца моего ходить буду. - Чтобы прибавить утоленное к  жаждущему, 19. Не изволит Господь простить ему, ибо тогда воздымится гнев Господа и ярость Его против того человека, и ляжет на него вся клятва, записанная в этой книге, и сотрет Господь имя его из поднебесной. 

  Казалось бы, позиция Г-спода по отношению к идолопоклонству не должна  повторяться в Писании больше одного раза, но все-таки Он снова и снова во   многих местах Торы, в этом недельном Чтении, а также через все Священное  Писание как лейтмотив повторяет это предупреждение. Вы можете подумать, что бней Исраэль только что получили это сообщение! В том отрывке из главы  Ницавим, Ха Шем вдруг добавляет новый аспект к определению греха  идолопоклонства.

Нам говорится, что идолопоклонство это нечто гораздо  большее, чем просто переманивание наших глаз и сердец от служения одному   Б-гу. Нам также говорится, что идолопоклонство - корень всего ненавистного  и постылого!

Нам известно, что корень - то, что всегда остается невидимым. Он прячется  глубоко в земле.  Идолопоклонство  тоже сорняк, но это сорная трава нашего духа, которая наносит урон  правильным отношениям с Б-гом. Для того чтобы искоренить сорную траву,       необходимо удалить ее полностью, а не отщипывать по частям, иначе она со  временем она вернется к жизни, еще более жизнеспособной! 

 Так что же является корнями идолопоклонства? Согласно тому, о чем нам говорится в этой Параша – это УПРЯМСТВО!
 Дварим (29:19) И будет: когда услышит слова этой клятвы, и благословится в  сердце своем, говоря: Мир будет мне, когда по произволу сердца моего  ходить буду. - Чтобы прибавить утоленное к жаждущему.
Да, упрямство и есть источник идолопоклонства! Думаю, что мне нечего  добавить от себя к этому, так как я уверен, что нам всем время от времени  даются напоминания о нашем упрямстве, не так ли?

 А сейчас перейдем к Параше ВАЕЛЕХ.
Очень примечательно то, что наши мудрецы связывают этих два недельных  Чтения вместе. Параша Ницавим, как я уже ранее говорил, повествует нам о  корне, описывая то, что он производит, а затем открывает нам, что этот  корень и есть упрямство. И далее, сразу же в Параша Ваелех нам говорится , что же такое упрямство. 
 Дварим (31:20) Когда приведу его на землю, о которой Я клялся его отцам  текущую молоком и медом, и будет он есть и насытится, и отучнеет, и обратится к божествам чужим,- и будут они служить им и гневить Меня, - и нарушит он Мой завет. 

 Вы понимаете? Корнем идолопоклонства является УПРЯМСТВО, но причиной этому упрямству, его семенем, является БЛАГОПОЛУЧИЕ.

Собственная персона (ее эгоизм)- то семя, из которого вырастает корень упрямства. Упрямый человек – тот, который желает самоопределения. Эти люди хотят быть хозяевами собственной  жизни и самолично определять все в своей судьбе. Они хотят независимости.  Они не хотят зависеть от кого бы то ни было, кроме самих себя. Они верят, что они и есть хозяева и творцы своей судьбы. Упрямый человек это плотский (чувственный) человек. Дух Б-га не освободил их жизнь, но, скорее, она ( жизнь их) ограничена их телом, нужды которого стали для них  господствующими.

 И это не было чем-то новым, о чем говорил Ха Шем бней Исраэль. Он уже  предупреждал их об этом и прежде. Очевидно, Он знал о том, что они не слушали.   Дварим (8:11) Берегись, чтобы не забыл ты Господа, Б-га твоего, не  соблюдая Его заповеди и правопорядки Его, и Его законы, которые я  заповедую тебе сегодня. 12. А то, (когда) будешь есть и насытишься, и дома  добрые построишь и поселишься, 13. И крупный и мелкий твой скот  размножится, и серебро и золото умножится у тебя, и все, что у тебя, умножится, 14. И высокомерным станет сердце твое, и забудешь ты Господа, 

 Упрямство Всевышнему из благополучия, из эгоизма – это убийца!
  Барух ХаШем!  Рабби Яков Фарбер

Недельные главы «Ницавим» («Стоите») и «Вайелех» («Пошел») от Ортодоксальных евреев.
 Две спаренные главы «Ницавим» и «Вайелех», которые мы читаем в синагогах  перед Рош-Ашана, передают речь Моше-рабейну евреям в последний день своей  жизни. Евреи заново закрепляют свой союз со Всевышним на все поколения, а Моше-рабейну передает свои полномочия соему ученику и преемнику Йеошуа бен Нуну.

Одной из заключительных тем речи Моше-рабейну, как нельзя более подходящей  ко времени, предшествующему грозному дню суда, Рош-Ашана, еврейскому Новому Году, когда по выражению наших учителей «даже рыба трепещет в  воде», является тема раскаяния.
Говоря о еврейском раскаянии мы не имеем в виду поведение, подобное Ивану Грозному из трагедии Толстого.
Мы не имеем в виду также те случаи, когда человек бьет себя в грудь за  прошлые грехи и прегрешенья, не сомневаясь при этом ни на минуту, что завтра все начнется по-прежнему. Мы говорим о том настоящем раскаянии,   которое, согласно еврейским источникам есть наивысшая ступень святости.
  Можно было бы сказать, что раскаяние по-еврейски – чувство настолько  глубокое и сильное, что оно неизбежно приводит к действию. Но это - только  полуправда. Как мы уже неоднократно повторяли, иудаизм – религия действия.  Еврейское раскаяние – не позыв к действию, а некий процесс, чьей последней  стадией и является то самое действие. А всего таких составных частей      раскаяния – три.
   Этап первый – ощущение стыда и сожаления за свой проступок на эмоциональном уровне и прекращение подобных действий (мыслей, бездействия – нужное  подчеркнуть в уме) на данный момент. Общепринятое определение раскаяния, пожалуй, этим и ограничивается. Иудаизм же видит в этом только начало. 
   Этап второй - осознание и осмысление совершенного. На этом этапе человек анализирует свой проступок в глобальном плане. Существует особая часть молитвы, несколько раз встречающаяся в литургии Рош-Ашана и Йом-Кипур, в которой мы во множественном числе признаемся в перечне грехов по  алфавитному порядку языка иврит. Называется она «видуй» и часто       переводится как «исповедь», хотя ее единственным сходным элементом с  исповедью в христианском понимании является проговаривание вслух. Казалось бы, какой смысл повторять  хором «мы были виноваты, предавали, воровали и т.д.», если на деле мы не совершали ничего подобного? Но во-первых, эта молитва произносится всем  еврейским народом вместе и как бы объединяет наши общие грехи  А кроме того, она дает возможность каждому понять как его  мелкая прегрешность на деле может отражать величайший грех – как отказ от  веры предков «пахнет» предательством, как трата чужого времени – кражей и  т.п.
 Поэтому-то обязательной частью этого второго «мыслительного» этапа  раскаяния является и цитирования вслух молитвы «видуй»

   Этап третий, как мы уже говорили – этап действия!  Кульминацией раскаяния является принятие бесповоротного решения не      возвращаться впредь к проступкам прошлого и максимальные старания   воплощения этого решения в жизнь. Так что, вперед! К действию! 

     Жемчужины еврейского комментария
«Скрытые (грехи человека - удел) Всевышнего, а явные – навечно нам и нашим потомкам, исполнять слова этого Учения» (Дварим 29:28) 
    Комментатор Раши видит в этом утверждении нашей недельной главы «Ницавим»  в нем ответ на острейший и наболевший вопрос – проблема коллективной ответственности. Все хорошо в своем контексте. «Один за всех и все за одного» - прекрасный лозунг, но только не тогда, когда речь идет о наказании. Да, все евреи братья, но как я могу отвечать за проступки другого еврея?
   В случае тайных, скрытых грехов наших братьев, успокаивает Раши, нам вовсе  нечего беспокоиться. Это «сугубо-личные» отношения самого человека и Всевышнего. Один лишь Б-г знает об этих проступках, и одного лишь  виновника он рано или поздно подвергнет наказанию. Не нам об этом беспокоиться. За них мы не в ответе.
   Другое дело, когда речь идет об открытых преступлениях против законов Торы, происходящих на наших глазах. Если же в данном случае у нас есть  возможность вмешаться, объяснить, предупредить об опасности, которой  угрожают подобные поступки самому человеку и всему обществу, и каким-либо  образом исправить последствия этого явного проступка, а мы все равно остаемся равнодушны к явным прегрешениям наших братьев, вот тогда-то мы,  как будто, становимся его немыми соучастниками, и тем самым заслуживаем и  свою часть наказания.
Так давайте же помнить: все мы «в одной лодке»!

   Женский уголок
   Вы никогда не задумывались над вопросом, почему на Рош-Ашана евреи желают  друг другу «Хорошего и сладкого года»? Ведь если год хороший, он  автоматически сладкий, и наоборот.
 Поэтому-то в наших традиционных, новогодниях   поздравлениях мы не стесняемся желать друг другу «сладкого года», но  только после того, как желаем друг другу года «хорошего».

  А вот и традиционные рецепты к новогоднему столу:
    Цимес
Нарежьте пол-кило моркови на тонкие кружочки. Растопите 2 столовые ложки  маргарина и протушите в нем морковь около пяти минут. Добавьте 3\4 стакана  воды, столовую ложку лимонного или апельсинового сока и 1\4 стакана меда и  прокипятите. А теперь добавьте стакан нарезанных сухофруктов (я делаю смесь из равного количества изюма, чернослива и кураги) и тушить на самом      маленьком огне 2 часа под крышкой, переодически проверяя наличие жидкости. Снимите крышку и проварите еще 15 минут. 

Медовик
У 3 яиц отделите белки от желтков. Постоянно помешивая, добавьте к желткам  четвертью стакана остуженного крепкого чая, 3\4 стакана меда и 4 ст.л.  растительного масла. Отдельно приготовьте и смесь из 3 стаканов муки, по чайной ложечки разрыхлителя и лимонной цедры, щепотки соли и по пол-ложечки разных специй – гвоздики, корицы (обязательно), имбиря, ванильного сахара (по желанию). Постепенно добавьте эту  сыпучую смесь в смесь жидкую, осторожно перемешивая круговыми движениями.
 А теперь добавьте в тесто пол-стакана изюма (лично я предпочитаю четверть  стакана белого, и четверть – темного, но, в принципе, это личное дело  каждого). И, наконец, взбейте в твердую пену белки и точно так же, оченьосторожно перемешивая, добавьте  к готовому тесту. Печь полтора часа при средней температуре в смазанной жиром форме для кекса. Подавать настоявшимся несколько дней в холодильнике.

В избранное