Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы из Израиля: Итро - Иофор


Шалом, дорогие друзья! Мир вам!
Предлагаю вам толкование на недельную главу Торы "Итро - Иофор" от мессианских и ортодоксальных евреев. 
Наш сайт - "Исход-2. Возвращение к Источнику" www.tikvaisrael.com 
Подписаться на эту рассылку в тексте - вы можете через сайт рассылки  http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael 
Будьте благословенны.
Езра

Грех и прощение.
Что такое "грех" и "прощение" в духовном смысле? Что об этом думает полученная еврейская мудрость. 
Бааль Сулам часто упоминает грех в "Шамати".
"Грех" - это отключение мыслей человека от Творца.
Все мы изначально абсолютные грешники, потому что абсолютные эгоисты. Затем мы начинаем исправляться, вплоть до уровня абсолютного праведника - уровня отдачи и любви к ближнему и Творцу.
Сказано: "Нет праведника на земле, который бы прежде не прегрешил" - т.е. вначале человек раскрывает свой эгоизм, это называется, что грешит, хотя эгоизм дан нам свыше, а затем исправляет его. 
Исправление эгоизма на свойство отдачи и любви силой Творца - и есть "прощение".
Мы видим, насколько определения Торы не совпадают с определениями человека. Причина этого в том, что мы считаем, что сами сотворили свои грешные свойства. 
Что сами, без помощи Творца, можем их исправить. 
Что не грешные мы изначально, а только если поступаем так, а на самом деле все в нас грешно - эгоистично.
И когда человек открывает в себе это - хотя ощущает себя грешником, но он уже на пути к праведности, по сравнению с теми, кто еще этого не осознает.

Параша ХаШавуот  "Итро" от мессианских евреев
Список Чтений Этой Недели: 
 Шмот / Исход 18:1-20:23 
 Йешайа / Исаия 6:1-7:6, 9:5-6 
 Матитьягу / Матфея 5:17-32
«Не руками человека»
Шмот (20:21) Жертвенник земляной сделай Мне и приноси на нем твои всесожжения и твои мирные жертвы: твой мелкий и твой крупный скот. На всяком месте, где возглашать дозволю ИМЯ Мое, Я приду к тебе и благословлю тебя. (20:22) А когда жертвенник из камней будешь делать Мне, не клади их тесанными, чтобы ты не занес твоего меча над ним и (тем) осквернил его.

Насколько прекрасную картину Машиаха (Мессии) нам рисуют эти строки Писания! Какая прекрасная картина спасения! Да, именно этот отрывок напоминает мне слова Машиаха о Моше:
Йоханан (Иоанн) {5:46}Потому что если бы вы в самом деле верили Моше, вы поверили бы мне. {5:47}Но если вы не верите тому, что он написал, то как вы собираетесь поверить тому, что говорю я?

Во-первых, мне хотелось бы заметить следующее, если кто-нибудь думает, что Еврейский Ветхий Завет не говорит ничего о Йешуа и спасении через Него, он просто заблуждается.
Мы все должны знать, что жертвенник – символ, указывающий на  ХаМашиаха.
ХаШем говорит здесь о том, что мы не можем спасти себя. Спасение приходит только через веру! Вот оно! Алтарь для всесожжений - прообраз нашего греха, как я уже ранее упоминал, жертвенник представляет собой Йешуа. Сооружение жертвенника из земли или камней – единственная работа, выполненная руками человека. 
Бней Исраэль ничего не создавали, просто составили камни в определенном порядке. ХаШем сотворил все необходимое для жертвенника, человек ничего не мог добавить от себя.

Задумайтесь: единственную часть Б-г доверил человеку, женщине, в приходе на землю Йешуа ХаМашиаха – Его рождение, Того, Кого Б-г уже сотворил и просто поместил в утробу Мириам. Этот Человек символизирует жертвенник, омывающий грехи мира. Не руками человека сотворенный, но Б-жьими. Человек не принимал участие в акте творения жертвенника в пустыне, сделанного из земли и камней. Также, человек не принимал непосредственного участия в сотворении Йешуа ХаМашиаха, за исключением утробы девственницы.

Более того, ХаШем ясно говорит нам о том, что мы не можем спасти самих себя, это дело Его рук! Он показывает нам это через запрет участия в сотворении двух алтарей: одного в пустыне, другого – Йешуа ХаМашиаха. По вере бней Исраэль возлагали жертву на алтарь, уповая на то, что ХаШем отпустит им грехи. С такой же верой мы верим, что Иешуа – обещанный Мессия, и что через Него ХаШем простит наши грехи.
Рабай Яков Фарбер

От ОРТОДОКСАЛЬНЫХ евреев.
Опасные симптомы 
Жизнь каждого из нас полна проблем - работа, машканта, машина, отцы-и-дети - всего не перечесть, и каждый может составить свой личный перечень насущных забот. У каждого - свой уровень и свой масштаб проблем, и даже «богатые тоже плачут»! Как жаль, что никто еще не выдумал универсального средства решения всех проблем, чтоб каждый мог спокойно наслаждаться жизнью. Да, да, к сожалению, мы тоже не можем предложить вам оригинальный патент. Зато мы можем предложить вам один элегантный анекдот. В кабинет известного врача вбегает испуганый пациент: «Доктор, помогите, я умираю - куда не ткну пальцем все болит!» Заинтригованный врач осматривает больного и заключает: «Ничего удивительного, дорогой! У Вас же палец переломан!» 

Иудаизм отнюдь не решает всех проблем. И было бы лицемерием заявить, что религиозные люди живут без всяких забот. Однако, веря в Единый Источник, и понимая, что именно требуется от нас в жизни, у по-настоящему религиозного человека другое отношение к тем же проблемам. Потому что он видит корень «болезни», а не одни лишь «внешние симптомы». В отражении анекдота, человек , придерживающийся заповедей, четко осознает, что у него «переломан палец», и в его душе нет панического страха, что от этого «он умирает». Но, вполне естественно, что это знание не решает самого существования проблем и не лишает верующего человека «чувства боли». И, продолжая аллегорию анекдота, необходимо своевременно лечить «перелом пальца» точно также, как не следует запускать любую другую «болезнь». 

Тора учит нас воспринимать возникающие проблемы как наказания или испытания и в зависимости от этого или исправляться (в случае наказания), или достойно выдерживать стоящие перед нами испытания. А насколько нам удается реально воплотить это в жизнь зависит уже от нас. 

Недельная глава – Итро
Продолжаем знакомить вас с Торой - сокровищем нашего народа. Итак, на этой неделе мы читаем главу Итро. Она начинается с описания прихода в пустыню тестя Моше-рабэину по имени Итро, бывшего верховного жреца Мидиана. А затем описывается ключевое событие в истории еврейского народа и всего человечеста - получение святой Торы на горе Синай. 
Все мы знаем, как тяжело покидать насиженные места. Даже когда мы не совсем удовлетворены окружающей средой, даже когда навсегда хватает работы. Даже бывшие голодные египетские рабы вспоминают в пустыне с тоской, с ностальгической ноткой в голосе ароматы тушеного мяса, донасящиеся с кухни соседей-египтян. Тем более, когда мы пользуемся всеобщим уважением, когда мы занимаем высокооплачиваемые должности и высокие посты. Когда наш авторитет не замыкается в узком семейном кругу, когда наша слава летит впереди нас. 

Итро был главным языческим жрецом Мидиана. А по тем временам это значило, что в его руках - брозды высшей духовной и политической власти. Один из представителей «тройки» советников фараона (вместе с Биламом и Ийовом), окруженный безграничным почетом - чего не хватало ему? Зачем он пешком отправился в пустыню к евреям? Ответ очень прост: в поисках истины. 

В поисках истины провел он годы и годы, изучая и применяя все существующие в то время религии, и, преуспев в мастерстве жреца, добился всех возможных материальных благ - богатства, славы, власти. Но ведь не это было его целью, и вот, узнав по наслышке о выходе евреев из Египта, о рассечении Красного моря и победе над Амалеком, он не поленился отправиться в путь, рискуя потерять все, что у него было, чтобы, быть может, где-то там, в заброшенной пустыне, наконец-то найти истину. И он нашел ее, едва услышав детальный рассказ Моше. 

И тот час же провозгласил: «Теперь я знаю, что велик Б-г из всех божков (а ведь Итро был специалистом по всем идолам)». Провозгласил, не боясь взглянуть правде в глаза, хотя этой фразой он, в принципе, перечеркнул все то, чему он посвятил всю свою жизнь. И в этом проявилось истиное величие Итро - осознать насколько ты мал, несмотря на все твое показное величие. И этим заслужил Итро, что его именем, именем первого гера в истории человечества, названа ключевая глава Торы!

 Жемчужины еврейского комментария 
Сегодняшняя недельная глава знакомит нас с так называемыми «десятью заповедями» (в более точном переводе – с десятью речениями). Не выделяясь из числа других заповедей с алахической точки зрения, в более широком аспекте они, тем не менее, являются квинтессенцией всего сказаного в Торе и именно из них вытекают все 613 заповедей. Итак, перечислим эти «речения»: 
- Я - Г-сподь, Б-г твой, выведший тебя из Страны Египетской, из дома рабства. 
- Да не будет у тебя других богов, кроме Меня… - Не упоминай имени Г-спода, Б-га твоего, понапрасну. 
- Помни день субботний, чтобы освящать его. Шесть дней работай, а в седьмой - суббота Г-споду. Не делай никакой работы, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни рабы твои, ни скот твой, ни странник во вратах твоих… 
- Почитай отца своего и мать свою… 
- Не убивай. 
- Не прелюбодействуй. 
- Не кради. 
- Не лжесвидетельствуй. 
- Не желай …ничего чужого (Шмот 20:2-14) 
Комментатор Торы Рамбан (раби Моше бен Нахман, всемирно известный под именем Нахманид) замечает, что все эти заповеди написаны в единственном лице (Б-г твой, да не будет у тебя, помни и т.д.), хотя обращены не к индивиду, а к целому народу. И поясняет: этим предостерегает Тора каждого еврея о наказании за пренебрежение заповедями (и соответствено о награде за их выполнение), и таким образом Б-г обращается с предупреждением к каждому лично, чтобы не думали, что стоит идти за большинством и, греша вместе со всеми, каждый спасется в отдельности. В небесном суде такие отговорки, к сожалению или к счастью, не действуют. 

От "полученной традиции" -  Недельная глава Итро 
В главе Торы "Итро" (а также в главе "Ваэтханан") речь идет о великом Синайском Откровении и в том числе, конечно же, о знаменитых Десяти Заповедях.
Какая из Большой Десятки, на ваш взгляд, является наиболее тяжелой для соблюдения?
 Может быть, первая заповедь, о вере в Б-га? Ведь к нашему поколению вера не приходит так же просто, как в дни наших прадедов. 
Те, у кого есть больные немолодые родители, к тому же требующие к себе много внимания, скажут, что пятая заповедь "Почитай отца и мать" является наиболее трудной для должного соблюдения. А другие скажут, что четвертая заповедь о соблюдении Шабата ограничивает их образ жизни больше других.

Хотя у каждого здесь есть веские доводы, лично я голосую за последнюю в списке – за заповедь номер 10: "Не возжелай!" Тора говорит: "Не возжелай дома ближнего твоего; не возжелай ни жены ближнего твоего, ни его раба, ни его рабыни, ни его вола, ни его осла, и ничего, что ближнему твоему принадлежит".

 Или если по-простому, то не желай заполучить его роскошную квартиру, ослепительную жену, престижную работу, дорогую спортивную машину и все остальное, что у него есть.
Одно дело не красть вещь, но даже не желать ее? Это должно быть самое трудное. Нет, ну на самом деле, разве Б-г в какой-то мере не перегибает тут палку? Он это серьезно? Он же не думает, что мы ангелы – это же Он нас создал!
Позвольте мне поступить, как все нормальные евреи, и ответить вопросом на вопрос. Почему в тексте этой заповеди сначала перечисляются конкретные вещи – дом, жена, раб и т.д. – а потом еще и дается обобщение - "и ничего, что ближнему твоему принадлежит"?

Одно из красивых объяснений, предлагаемых нашими мудрецами, говорит о том, что это дает нам очень важный жизненный урок – урок, который по сути делает эту трудную заповедь более легкой для исполнения. 
Тора говорит, что если ты случайно бросишь завистливый взгляд за соседский забор, не смотри только на детали. Не забудь также взглянуть на картину в целом.
Большинство из нас склонны считать, что на чужой стороне трава зеленее. Но мы не всегда принимаем в расчет всю картину, всю ситуацию в целом. У него успешный бизнес и все в порядке с бюджетным балансом. Но все ли в порядке с его здоровьем? Здоровьем его семьи? Его жена всегда потрясающе выглядит, когда они вместе выходят в свет, но такое уж ли удовольствие жить с ней вместе? А если у него есть здоровье и богатство, то есть ли у него радость от детей? Есть ли такие, что получают сразу все?

Время от времени я узнаю о тех, кого я, как мне казалось, хорошо знал, некоторые вещи, которые напоминают мне об этом уроке. У человека, казалось бы, находившегося на вершине мира, неожиданно уходит почва из под ног, и в одно мгновение он оказывается в нужде. Другой парень, которого я никогда особенно высоко не ставил, оказывается потрясающим отцом, воспитывающим чудесных детей
.
Как гласит одна пословица на идише, у каждого есть свой узелок, пекл. Каждый из нас несет по жизни у себя за плечами свой собственный набор проблем, свою собственную связку цорес. Когда мы молоды, мы считаем, что трудности – это "для других людей". С возрастом мы понимаем, что от проблем никто не застрахован. Никто не получает все и сразу.

Так что если вы вдруг возжелаете что-то вашего ближнего, остановитесь на минуту и подумайте, действительно ли вы хотите "все, что ближнему твоему принадлежит". Когда мы увидим воочию, какова на самом деле жизнь нашего ближнего за закрытыми дверьми, что на самом деле в его узелке, мы почувствуем благодарность за выпавший нам в жизни жребий и радостно выберем свой собственный пекл, со всеми увязанными в нем проблемами.

Всевышний дает нам ценный совет. Будьте достаточно мудры, чтобы понимать, что надо смотреть на всю картину в целом. Потому что тогда эта трудная заповедь становится легче исполнимой. Завидовать тому, что есть у других людей, не только грешно, но и глупо. Потому что жизнь – это комплексный набор.

 Женский уголок.  Хотя ту-би-шват уже позади, мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми рецептами, украшавшими наш стол на это праздник. Итак, рецепты из личного архива. 

Салат из свеклы с сухофруктами 
Отвариваем 3 свеклы в подкисленной уксусом воде. Натираем на терке. Мелко нарезаем стакан чернослива, пол-стакана кураги и пол-стакана изюма. Смешиваем со свеклой. Солим. Заправляем майонезом.
 
Шоколадно-фруктовый торт 
Смешиваем 2\3 стакана просеянной муки со стаканом рубленных орехов и стаканом рубленного миндаля. Добавляем 2 ст.л. какао-порошка и по чайной ложке гвоздики и корицы. Мелко рубим полтора стакана смеси различных сухофруктов. Смешиваем их с тестом и делаем небольшую ямку по середине. Растопляем 50 г маргарина с 50 г черного шоколада и пол-стаканом сахара. Вливаем в ямку. Хорошенько все перемешиваем и печем 50 мин. в умеренно-горячей духовке. 
Посыпаем сахарной пудрой. 

В избранное