Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы из Израиля: Мишпатим - Суды



Шалом дорогие друзья! Мир вам!
Предлагаю вам толкование на недельную главу Торы из Израиля от мессианских и ортодоксальных евреев. 
Эта недельная глава "Мишпатим - Суды". 
Подписаться на эту рассылку в тексте вы можете через сайт рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael
Наш сайт "Исход-2. Возвращение к Источнику"   http://tikvaisrael.com 
Там вы можете читать Еврейский Новый завет и другие книги и статьи. 
Будьте благословенны.
Езра 

От Мессианских евреев
Параша ХаШавуот «Мишпатим»
 Список Чтений Этой Недели: 
 Шмот / Исход 21:1-24:18, 30:11-16 
 Мелахим Алеф / 1 Царств 12:1-7 
 Матитьягу / Матфея 5:38-42 

«Слушайте Мой голос…»
Шемот ( 23:20-22) Вот, Я посылаю ангела пред тобою, чтобы хранить тебя на пути и привести тебя в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред ним и слушайся голоса его, так как имя Мое в нем. Если же слушаться будешь голоса его и сделаешь все, что Я говорю, то буду враждовать с врагами твоими и теснить притеснителей твоих. 

Среди всех тех законов и наставлений, которые Ха Шем (Имя Б-га) дает в нынешнем недельном чтении, особенно значительным и убедительным является наставление об Его Ангеле. Для того, чтобы осознать, кто же этот Ангел есть на самом деле, я хотел бы сначала объяснить вам значение ивритского слова «коль», которое было переведено выше как «голос». Впервые встречаемся мы с этим словом в главе Торы, прочитанной нами на прошлой неделе, когда Моше прислушивается к голосу своего тестя Итро (Шемот 18:24). 
В следующий раз мы встречаем слово «Голос» в той же недельной главе Итро в том эпизоде, когда Ха Шем сообщил сынам Исраэйля следующее:
Шемот (19:5) . И вот, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим дражайшим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля…

Итак, исходя из этих двух словоупотреблений слова «коль» нам становится очевидным, что это слово в иврите означает также послушание. Но более того, слово «коль» может иметь значение «Мир».

Голос Б-га является и Словом Б-га! И это имеет огромное значение применимо к тому, что говорит нам Ха Шем в вводном отрывке главы Мишпатим.

Подумайте о том, что нам говорится в этом отрывке. Г-сподь пошлет Своего Ангела к Исраэйлю во-первых, для того, чтобы хранить его в дороге (слову «хранить, оберегать» в иврите «Шамар» означает ограничение в определенных рамках), а во-вторых, чтобы привести их в место, приготовленное Вс-вышним. Затем сынам Исраэйля говорится, чтобы они внимали голосу Ангела («ангел» на иврите «Мал’ах», имеет также значение «посланник, вестник») и не раздражать Его, иначе Он не простит непослушание. Почему? Потому что имя Г-спода в Нем (некоторые переводчики говорят: «Он раскрывает Его Имя»). И все же сынам Исраэйля говорят также, что если они послушают голоса Ангела, то Ха Шем станет врагом их врагов.

Должно быть, это был особенный Ангел, и давайте сейчас разберемся, чем же этот Ангел был необычен. Прежде всего, насколько я понимаю этот отрывок, именно этот Ангел будет хранителем сынов Исраэйля, и во все время пути они должны слушаться Его гласа. 
И как мы уже говорили с вами раньше, слово «голос» в данном случае означает «Его Слово». Следовательно, здесь нам дается понять, что Слово Ангела станет для сынов Исраэйля тем, что будет держать их в рамках. 
Однако из Брит Хадаша (Обновленного Завета) мы знаем, что ангелы посылаются нам не для того, чтобы распоряжаться нами и не для того, чтобы держать нас в определенных рамках, но, скорее всего, они посланы, чтобы служить нам и не быть помехой. 
Говоря об ангелах, автор Послания к Евреям свидетельствует:
Евреям (2:14) Разве они не просто служащие духи, посланные на помощь тем, кто будет спасен Б-гом? 

В отличие от всех других случаев, данное конкретное служение Ангела будет носить совершенно иной характер: это служение будет активным вмешательством в жизнь людей. 
 Во-вторых, нам говорится, если не прислушиваться и не исполнят повеления этого Голоса Ангела, то Он не простит неповиновение обидчика. 
Но насколько мы знакомы с ангелами, известно нам, что карательные функции не являются отличительной чертой ангелов. 
Почему? Потому что Слово, которое будет говорить Ангел, станет законом и если не исполнять его, то наступит кара. Он не простит непослушания. 
 И нигде в Писании нам ни разу не говорится и даже не дается намека на то, что Ангел может провозглашать законы или прощать грехи, только Б-г может делать это!
И третье, что мы узнаем об этом Ангеле, это то, что Он заключает в Себе Имя Г-спода. И это одно из самых поразительных утверждений во всей Торе! Ангелы – это созданные существа. 

В прошлых комментариях к Торе мы узнали, что Имя Г-спода представляет собой Его характер. Имя Б-га - это Его характер! И здесь мы узнаем, этот Ангел будет не только совершать великие дела, действуя от имени Б-га, и совершать эти великие дела не только силой Б-га как многие поступали (Моше, например), но также обладать всей сущностью и характером Б-га. Непосредственное Б-жественное участие в этом Ангеле не вызывает сомнений!

И еще один поразительный факт видим мы в сегодняшней главе Мишпатим:
Шемот (24:9-11) И взошел Моше и Аарон, Наддав и Авиу, и семьдесят из старейшин Исраэйл , И видели они Б-га Исраэйлева; и под ногами Его как образ кирпича из сапфира и, как самое небо, по чистоте. И на избранников из сынов Исраэйлевых не простер Он руки Своей. И видели они Б-га, и ели, и пили.

Сейчас в традиционной Еврейской Библии этот эпизод истолковывается так: семьдесят старейшин поклонялись Б-гу, не видя Его. Также еврейские мудрецы объясняют, что у старейшин было видение, но не зрительное восприятие. Давайте разберемся в этих двух объяснениях.
В иврите для обозначения действия «видеть» в этом отрывке Писания используется слово «Йира», которое переводится как «видеть», «наблюдать», «показываться», «пристально смотреть» и никогда не встречается значение «поклоняться, почитать». 
Вдобавок ко всему они увидели то, что находится под ногами Б-га: «и под ногами Его как образ кирпича из сапфира и, как самое небо». Это означает, что старейшины видели, но не поклонялись, поскольку это было видение! Как вы думаете, каковы шансы на то, что семьдесят человек в одно время и в одном месте увидят одно и то же? Или они были все введены в транс? Или все вдруг заснули? Маловероятно! К тому же на это нет даже и намека в Писании!

Самое лучшее объяснение, которое будет совпадать с тем, что Ха Шем сказал Моше: семьдесят старейшин увидели Б-жественного Ангела, предвоплотившего Йешуа (об этом сказано в стихе 23:20). Это также объясняет Б-жественную сущность Ангела, и, соответственно, почему Он воспользовался этими сверхъестественными и Б-жественными свойствами. И это объяснит тот факт, что старейшины видели Б-га и остались в живых.
Шемот (24:11) И на избранников из сынов Исраэйлевых не простер Он руки Своей. И видели они Б-га, и ели, и пили.
Рабби Яков Фарбер

От наших ортодоксальных братьев
 Недельная глава «Мишпатим»
 Продолжаем знакомить вас с Торой- сокровищем нашего народа. Итак, на этой неделе мы читаем главу « Мишпатим», содержащую 53 из 613 заповедей Торы. Главным образом речь идет о законах судопроизводства, выплате ущербов, а также о праздновании трех еврейских праздников – Песах, Шавуот и Суккот, обязывающих каждого взрослого еврея прийти в Иерусалим. 
«Если одолжишь деньги бедняку из Моего народа, не притесняй его и не бери с него проценты!»,
«Если в залог возмешь одежду ближнего, верни ему ее до заката!», 
«Если встретишь потерявшегося быка или осла твоего врага, обязательно верни их ему!», 
«Если увидишь осла твоего врага, склонившегося под ношей…помоги ему (врагу) разгрузить его (осла) вместе!», 
«Шесть лет засевай землю и собирай ее урожай, а на седьмой год – шмита, оставь ее (землю) и пусть едят бедняки из твоего народа, а остальное – съедят полевые звери, также поступай с твоими виноградниками и оливами!»
 
«Ну что ж, превосходные советы для идеального общества, к сожалению, не применимые в современном обществе, где человек человеку волк» воскликнет часть наших читателей и…ошибется. Речь идет отнюдь не о полезных советах, а о заповедях Торы, обязанность исполнения которых лежит на нас вне рамок места и времени.
 «Так что же Тора хочет, чтобы мы были кроткими овечками, отданными на съедение волкам?»- задается справедливый вопрос. Отчасти, да, одно из типичнейших сравнений нашего народа в еврейских источниках – именно с овечкой. 

В частности приводится следующая притча. Овечка в слезах обратилась ко Всевышнему: «Б-же! Я такая беззащитная! Дай мне средство спастись от хищников, постоянно охотящихся на меня!» Тогда предложил ей Б-г на выбор острые клыки, когти, ядовитое жало или ветвистые рога. « Чтоб я нечаянно кого-нибудь забодала, укусила или ранила?! Уж лучше мне остаться беззащитной!» решительно ответила овечка. Тогда наделил Б-г овечку тончайшей шерстью и этим сделал ее нужной человеку, взявшему овечку под свою опеку. Так и еврейскому народу досталось лучшее «оружие» - заповеди Торы – и хотя мы лишены «когтей» и «клыков», соблюдая их, мы заслуживаем вечную опеку самого Творца! 

А чтобы не быть голословными, приведем два исторических факта: несмотря на то, что и войны, и засухи не были редкостью в Иудейском государстве, ни разу не вспыхнула война во время трех праздников, обязывающих всех мужчин покинуть свои дома, чтобы прийти в Иерусалимский Храм, и ни разу начало засухи не совпадало с годом шмиты! Не символично ли, что в наши дни, как только соблюдение даже святого Йом-Кипура стало формальностью (ведь сказано, что постящемуся в Йом-Кипур с намерением назавтра продолжать грешить как прежде, грехи не прощаются), в тот же день (кстати, в шабат) разразилась война? 

Мишпатим - Суды
Полученная мудрость в главе Мишпатим.
Сегодня мы читаем главу Мишпатим (Книга Исход, главы 21-24), в которой говорится о происходящем после событий у горы Синай, где все "увидели голос Творца". После огромного духовного подъема вдруг даются некие частные предписания, например, закон о рабе:
ЕСЛИ КУПИШЬ РАБА-ЕВРЕЯ, ШЕСТЬ ЛЕТ ОН БУДЕТ СЛУЖИТЬ, А НА СЕДЬМОЙ - ВЫЙДЕТ НА СВОБОДУ БЕЗ ВЫКУПА. (21:2)
После достижения высокого уровня мы должны получить четкие законы. Ведь если мы действительно хотим на него подняться, то должны знать, как себя судить, как относиться к желаниям и свойствам, которые заложены в нас тем или иным способом. 
Мы должны научиться измерять и проверять эти желания относительно Творца: помогают ли они приблизиться к Нему, способствуют ли реальному достижению статуса, подобного Ему?
Иными словами, у горы Синай была поставлена цель и показано, к чему человек обязан прийти, а в главе Мишпатим даются конкретные указания, которые необходимо выполнить, чтобы эту цель реализовать.
Та гора Синай, на которую человек поднимается, вмещает в себя все наши неисправленные свойства. Они все плохие – так необходимо к себе отнестись.

Человеку не раскрывается все сразу, но, действительно, иногда бывают всплески ненависти к самому себе. Хотя обычно мы ненавидим себя лишь потому, что не смогли чего-то достичь. 
Например, я хотел украсть, и не получилось. Тогда я ненавижу себя за недостаток ловкости, изворотливости, коварства для достижения цели.
Бывает и наоборот: мы виним себя в том, что разочаровали любимого человека.
 И это тоже, в конечном счете, исходит из себялюбия. Однако здесь следует понять, почему суд происходит сразу после подъема на гору Синай.

Знаете ли вы, что Иерусалим тоже был построен не за один день? И Святая Земля тоже.
В главе Торы "Мишпатим" Всевышний говорит еврейскому народу, что они не получат в собственность всю землю Ханаанскую мгновенно. Для их же пользы завоевание Земли Обетованной будет неспешным и постепенным. Чтобы обосноваться на ней успешно, потребуется время, и они были предупреждены заранее о необходимости набраться терпения: "Не изгоню их от тебя в один год, чтобы не стала земля пустынной и не размножился против тебя зверь полевой. Постепенно изгоню их от тебя, пока ты не умножишься и не овладеешь землей".

Сиюминутные сенсации обычно долго не длятся. Но то, что свершается поэтапно, медленно но верно, шаг за шагом - обычно приводит к долгосрочному и прочному успеху.
У каждого еврея есть свой удел в Святой Земле; не только географически, но и духовно. Внутри каждого из нас есть кусочек Иерусалима. Внутри каждого из нас есть вместилище для святости и духовности. Но иногда начать путешествие в нашу собственную Землю Обетованную может быть сложным: дорога кажется слишком длинной и трудной. И Б-г дает нам слова ободрения. Не рассчитывайте на мгновенные чудеса. Не говорите: "Мне нужно завоевать целую страну! Как мне это сделать?" Лучше скажите: "С чего мне начать сегодня?" Не смотрите на конец пути; посмотрите на первые шаги, которые вам нужно предпринять прямо сейчас. Завтра вы сделаете еще несколько шагов, а послезавтра еще несколько, и совсем скоро вся земля будет ваша.

Если вы спросите оптимистичного предпринимателя, только начавшего свое дело: "Вы миллионер?", он не скажет "Нет". Скорее всего он скажет "Еще нет, но я работаю над этим!". Тоже самое должно быть в нашем путешествии по пути иудаизма.
Франц Розенцвейг (1886-1929) был еврейским философом, жившим в Германии, который в молодости склонялся к полному отрицанию иудаизма. Но его интеллектуальные наклонности побудили его вначале по крайней мере должным образом изучить его. Поэтому он пошел в синагогу, и так произошло, что он испытал духовное перерождение. В дальнейшем он стал серьезно изучать иудаизм. Говорят, что когда Розенцвейга как-то спросили: "Вы возлагаете тфилиин?" - он ответил, что еще нет. Не "нет", а "еще нет" – и ведь между этими ответами есть колоссальная разница. "Нет" подразумевает, что я не делаю этого сейчас и не собираюсь делать в ближайшее время. "Еще нет" означает, что хотя я в данный момент не делаю этого, но тем не менее оставляю эту возможность открытой и надеюсь, что скоро придет время, когда я буду готов к тому, чтобы сделать тфиллин частью моей повседневной жизни.

"Еще нет" – это хороший подход. Нет человека, что достиг уже всего. Нам всем есть куда расти, и мы всегда должны стремиться к покорению новых высот. Если мы в настоящий момент еще не делаем что0то хорошее, нет причины тому, чтобы не начать делать это в самом ближайшем будущем. Давайте не унывать от того, что путешествие может быть долгим, а лучше начнем делать первые шаги и двигаться вперед. Процесс, может быть, не будет быстрым, но при наличии постепенного пргресса мы достигнем цели.

Так что если кто-то спросит вас, возлагаете ли вы тфиллин, или соблюдаете ли вы кашрут, или соблюдаете ли вы Шабат, а вы этого не делаете, пожалуйста, не говорите "нет". Скажите: "Пока еще нет".

В избранное