Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы из Израиля: Ваякхэль - Пкудей


Шабат шалом! Мы проходим время испытаний нашей веры и доверие Всевышнему. Мы, как единая душа, должны быть в любви, отдачи, помощи друг другу, как частички единого тела! Молитесь за ближних, за весь мир, за тех кто в страхе и унынии, без надежды! Будьте утешением, поддержкой, любовью, светом, исходящим от Творца через вас!

Мир и благословение всем! Езра, Израиль.

Недельная глава Торы — "Ваякхэль - Пкудей" из Израиля от мессианских и ортодоксальных евреев. 


От мессианских евреев

Шмот (Исход 35:1-38:20, 38:21-40:38), Афтара (Доп.чтение): Млахим 1, 7:51-8:21 (1 Царств), 1Кор. 9:6-11, 2 Кор. 3:7-18

 В этой недельной главе рассказывается о том, как народ Израиля приступил к построению Скинии.
Всевышний через Моше призвал народ жертвовать, причем уточнил, чтобы каждый делал это по усердию, т.е. добровольно, как ляжет на сердце,а не как обязательный налог (35:5). Отношение народа Израиля к этому предложению должно было показать, как  они относились к своему Богу. И вы знаете,  народ Божий не подкачал :) Дальнейшее описание показывает, что люди приносили драгоценное из своего имущества,потому что «их влекло к тому сердце» (35:21), «по расположению сердца», так как сами того хотели (35:22).

В 10 стихе 35-й главы мы читаем, что критерием внутренней мудрости человека, согласно Торе, является желание исполнить все, что повелел Господь.
И, далее по тексту, мы видим, что «женщины, мудрые сердцем» пряли пряжу своими руками, чтобы сделать покрывала для скинии (35:25).
Разные люди приносили разное – кто золото, кто кожи, ткани. Более бедные приносили дерево, богатые — драгоценные камни. И все это давалось как дар (35:24), а не на время и не в кредит.

На тот момент народная любовь к Богу была так сильна, что люди несли приношения несколько дней (36:3).В итоге собрали столько, что вынуждены были остановить  сбор пожертвований
5 и сказали Моисею, говоря: народ много приносит, более нежели потребно для работ, какие повелел Господь сделать.
6 И приказал Моисей, и объявлено было в стане, чтобы ни мужчина, ни женщина не делали уже ничего для приношения во святилище; и перестал народ приносить.
7 Запаса было достаточно на всякие работы, какие надлежало делать, и даже осталось. Исх.36:5-7

Мы читаем в ТаНаХе, что  Бог живет «среди славословий Израиля» (Пс. 21:4). Тора не рассказывает нам, каковы были слова народа в те дни, но их дела показывают, что сердца евреев были в Боге.
Для Него они не жалели ничего и в количестве приношений отталкивались не от строительной сметы, а от любви к Нему, для которой нет ограничений в количестве приносимого. Настоящее место славы Божьей всегда должно быть построено от любви и преклонения, а не от религиозного побора.
Стоит ли удивляться, что Всевышний благоволил (Пс. 43:4) к народу своему в пустыне, несмотря ни на что.

Ученики Иешуа говорят нам в своих посланиях, что настоящим Храмом поклонения Богу является сообщество верующих.
И когда мы читаем о том, из чего собирали скинию, невольно напрашивается аналогия с тем, как из совершенно разных людей Бог творит великолепный Храм поклонения Себе.
Особенные мастера, которых Всевышний исполнил «Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством» (35:31), были поставлены, чтобы из хаоса сделать порядок. Вначале они увидели драгоценности, просто сваленные в кучу.
Затем, руководствуясь божьей мудростью, они преобразовывали каждую вещь в деталь Скинии, сообразно плану Божьему.
Всему нашлось свое место – и золоту, и дереву. В итоге, все это стало единым и Всевышний поселился там.
Все было настолько качественно сделано, что Мишкан мог разбираться и собираться и каждая деталь, занимая свое место, плотно прилегала к другой.

Пример построения скинии в пустыне – это пример для нас, живущих в современном мире.
Мы все можем участвовать в построении дела Божьего, у каждого найдется что-то, чем бы он мог послужить Всевышнему.
Из всех нас, таких разных, Он собирается восстановить «Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит. 2:14).
Для этого у него есть люди, «исполненные Духом Божьим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством».
Все это возможно, если «любить Бога всем сердцем своим, всей душою своей и всем разумением своим»(Мф. 22:37)

 Недельная глава «Ваякхэль - Пкудей» от ортодоксальных евреев

Эта недельная глава начинается с очередного предупреждения соблюдать субботу, а затем в ней перечисляются все пожертвования на строительство Храма и подробно описывается строение каждой его части. 
Большая часть нашей недельной главы повторяет слово в слово подробные указания Творца о строительстве Храма и всей его утвари, чтобы этим подчеркнуть, что строя Храм, евреи ни на йоту не уклонились от Б-жественного замысла.
 В главе Трума мы уже сталкивались с проблемой надобности скурпулезнейшего описания всех этих крючочков, ниточек, животных шкур и тканных покрытий (часть из которых вообще не была видна под внешним покровом).
 Мы объяснили, что модель Храма идентична «модели» человека и, уделяя внимание детальнейшему описанию строения Храма, Тора, в сущности,  уделяет внимание аллегорическому описанию становления человеческой личности.

Но не проявляется ли тут некая «мелочность» иудаизма, предающего чересчур большое значение как разным «ниточкам» и «крючочкам», так и разным «мизерным» заповедям и обычаям? Ближнего своего полюби, отца и мать бойся и почитай, мясо с молоком не ешь, телевизор в шабат не включай,  десятину бедным отделяй и т.д. и т. д. и т.д. и т. п. 
Может быть, за великолепием внешнего покрова переносного Храма не заметно всех ниточек и крючочков, на основании которых он держится.
И вполне возможно, что обилие заповедей кажется чрезмерным и даже отчасти «мелочным» («Ну кому станет плохо, если я, к примеру, покурю в субботу?»).
И кому как не Создателю известны точные «инструкции»? 
Cуррогаты еврейской религии нередко привлекают взгляд своим изяществом, внешним лоском, а главное, легкостью в обращении, но, увы, они лишены внутреннего механизма, позволяющего связь с Творцом.

Недельная глава «Пкудей» 
На этой неделе в синагогах завершается чтение книги Шмот, второй книги Пятикнижия (Торы). Эта недельная глава, посвященная отчету Моше-рабэйну о размере пожертвований на походный Храм и их точном использовании по назначению. Другими словами глава «Пкудей» завершает цикл глав, всецело посвященных строительству переносного Храма. 

Итак, на протяжении пяти глав мы подробнейшим образом изучали строение походного Храма, всех его принадлежностей, одежд священников. И мы не раз подчеркивали прямую параллель между строительством Храма и воспитанием человеческой личности. Но нет, подождите, мы сказали на протяжении пяти глав? Но ведь ровно посередине пространного объяснения «вклинивается» глава «Ки тиса» с позорной историей золотого тельца. Сам собой напрашивается вопрос: зачем? Неужели, вместо того, чтобы разрывать единое повествование нельзя было найти более подходящего места для этого эпизода? 

Не для кого из нас не секрет, что человек не робот. Еврейские источники категорично заявляют «нет праведника на земле, который бы не грешил». И в процессе строительства своего «Храма», своей личности у каждого из нас случаются «поломки» и «недочеты». Одни могут махнуть на них рукой, но как же будет выглядеть их «Храм»? Другие рискуют впасть в отчаяние, параллизирующее любое дальнейшее «строительство», при первой же ошибке. Так где же выход из этого психологического тупика? Сама Тора дает нам ответ на этот проблематичный вопрос. Прямо в центре описания строительства переносного Храма «темным пятном» выступает грех золотого тельца. 

Казалось бы, как можно после такого потрясения спокойно продолжать размеренный рассказ о ритуальной утвари и т.п.? Но Тора не просто продолжает, а явно подчеркивает, что все было выполнено точно по плану Творца. 
18 раз в нашей главе после каждого упоминания той или иной принадлежности Храма написано «как приказал Б-г Моше» - все было сделано без малейшего отклонения. 

Так где же ключ к этой загадке? Сказано: «уровень, на котором находятся раскаявшиеся грешники, - не достигают его даже праведники!» Искреннее раскаяние - оно и есть ключ к решению поставленной проблемы. Настоящее раскаяние, подобное раскаянию поколения золотого тельца, способно творить настоящие чудеса! 

Только тут стоит заметить, что в еврейском понимании «настоящее раскаяние» состоит не только из угрызений совести и сожаления в содеянном проступке, но и, как всегда, из конкретных действий - признания вслух своих прегрешений (попытка заслужить прощения у людей и у Всевышнего) и однозначного и бесповоротного решения избежать подобных проступков в будущем И вот когда все эти три этапа пройдены, несмотря на все «сбои» и «провалы» по дороге, у нас вновь и вновь появляется возможность отстроить «наш Храм» во всем его великолепии! 


 Ваякэль - Пкудей

Недельная глава Торы от ортодоксов каббалистов.
Для исполнения Высшего замысла: «Возжелал Святой, благословен Он, чтобы было Ему жилище в нижних мирах» (Тания, гл. 36) должны быть соблюдены два условия: это «жилище» должно, 
- во-первых, быть предназначено именно для Всевышнего, который выше всех ограничений мира; 
- а во-вторых, находиться в «нижних мирах», т.е. в материальном мире, мире мер и границ.

 Можно сказать, что два указанных выше условия находят свое отражение в различии между душами евреев и миром.
Внутренний смысл понятия «жилище Ему» – это пребывание Б-жественности в душах евреев, поскольку «евреи и Б-г – одно целое» (Зоар, ч. 3, 73:1). В отличие от этого, понятие «жилище Ему в нижних мирах» выражается в ощущении, что все сущее в мире – от Творца и без Него нет вообще ничего.
Но Высшим желанием является сооружение «жилища» для Всевышнего не в чем ином, как в «нижних мирах», т.е. именно в нашем материальном мире необходимо сделать материальные предметы пригодными для принятия Б-жественного света. Это – необходимое условие для раскрытия источника еврейской души, которая едина с Творцом.

Иными словами, евреи смогут стать истинным «жилищем» для Создателя и соединиться с ним без каких бы то ни было ограничений лишь тогда, когда границы материального мира перестанут этому препятствовать. И, более того, именно в результате служения евреев материальный мир станет местом, пригодным для создания «жилища» Ему, Благословен Он.

Единство еврейской души в своем источнике с Творцом раскрывается именно в «нижних мирах», там, где Б-жественность сокрыта сильнее всего. Происходит это в результате изменения материального мира, который сам по себе непригоден для принятия Б-жественного света. И это соответствует служению во время изгнания, когда властвует сокрытие Б-жественности.
Именно поэтому, завершая рассказ о возведении скинии и раскрытии в ней Б-жественного присутствия, Тора говорит о странствиях евреев («И когда поднималось облако...»). Алтер Ребе поясняет, что под странствиями в пустыне подразумевается служение евреев во время их странствий по «пустыне народов» (Иехезкель, 20:35) в течение всего периода изгнания. Таким образом, Высший замысел – сделать «Ему жилище в нижних мирах» выполняется «во всех странствиях» евреев, а силы для этого дает скиния.

В период изгнания сама Б-жественность находится в изгнании, т.е. Б-жественное присутствие не ощущается (слова «И когда поднималось облако...» говорят об уходе Б-жественного присутствия из скинии). Но евреи преодолевают сокрытие Б-жественности, тем самым очищая мир и делая его пригодным для раскрытия Б-жественного света.
Таким образом, мы видим, что назначение скинии – дать силу еврейскому народу для служения и вне границ святости (вне скинии).

Женский уголок 

Морковно-рыбный пирог
На мелкой терке натрите 8 морковок. Добавьте по 1 ч.л. соли и имбиря. Разделите на две равные части. 500 г рыбного филе (предпочительно камбалы)
 посолите, поперчите, обмакните в соевый соус с щепоткой сахара и слегка обжарьте на постном масле. 
В смазанную форму для выпечки положите половину морковной массы. Сверху-слой рыбы. На него-оставшуюся половину тертой моркови.
На самый верх положите нарезанный кольцами лук. Печь 40 мин. при средней температуре. 

Чесночный гуляш из тунца.
Приготовьте маринад из пол-стакана уксуса, четверти стакана растительного масла, 6 нарезанных долек чеснока, двух чайных ложек сахара,
чайной ложки соли и щепоткой перца. Добавьте нарезанное кубиками мясо сырого тунца и оставьте на ночь в холодильнике. Обжарьте на среднем огне.
Подавайте в горячем виде с рисом и зеленым горошком.

В избранное