Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы из Израиля: Тицаве - Прикажи


 Мир вам друзья! С праздником Пурим!  (12 марта 2017). Коротко о празднике здесь http://tikvaisrael.com/holiday_purim.html
 Высылаю вам  толкования на недельную главу Торы "Тицаве" – "Прикажи…" от мессианских  и ортодоксальных евреев.
Подписаться на эту рассылку в тексте - вы можете через сайт рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael
  Кто хочет знать больше - Недельная глава "Тицаве" – "Прикажи…" в видео  по книге Зогар с комментариями рава - https://youtu.be/IVbjXS3EeHk
Наш сайт: "Исход-2. Возвращение к Источнику" http://tikvaisrael.com
В этой рассылке я вижу более глубокое пониание мессианства и ортодоксального иудаизма, их единство и различие, более глубокое понимание Священных Писаний.
Будьте благословенны!
Езра (Алекс Янсон). Израиль. Пишите на эл. почту - ezra@bk.ru

От МЕССИАНСКИХ ЕВРЕЕВ 
Параша ХаШавуот "Тицаве" – "Прикажи…" 
Список Чтений Этой Недели: 
 Шмот / Исход 27:20-30:10 
 Иехезкиел / Иезекииль 43:10-27 
 Иврим / Евреям 13:10-17

«Внутренняя слава и благолепие»
Мы все знаем выражение «Нельзя судить о книге по ее обложке». Не думаю, что это ХаШем (Б-г) впервые придумал его, хотя и очень вероятно, судя по тому, какое сообщение я получил на этой неделе после чтения порции Тецаве.
Шмот 28:
1 И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых. 
2 И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия. 
3 И скажи всем мудрым сердцем, которых Я исполнил духа премудрости, чтобы они сделали Аарону одежды для посвящения его, чтобы он был священником Мне. 
4 Вот одежды, которые должны они сделать: наперсник, ефод, верхняя риза, хитон стяжной, кидар и пояс. Пусть сделают священные одежды Аарону, брату твоему, и сынам его, чтобы он был священником Мне.

Из этой части Священного писания можно видеть о чём ХаШем (Имя) думал, когда повелел создать, возможно, самые красивые предметы одежды, когда-либо существующие, для Аарона и его сыновей. Фактически, нельзя скрыть, что ХаШем хотел, чтобы они были для красоты и для славы. Эти предметы одежды были признаком места, которое Аарон и его сыновья, как служители ХаШем, должны были занимать. Продолжая чтение порции, мы узнаем какие именно дорогие материалы и какое внимание к деталям должно было быть уделено в процессе изготовления этих предметов одежды. Без сомнения, что любой, видящий Аарона, украшенного и готового служить перед Г-сподом, был впечатлен величеством и красотой этой одежды. Было очевидно, что эта одежда отделяла Аарона и давала ему и его наследникам царственность и святость.

Нет никакой неопределённости в настойчивости ХаШем в том, что одежда Аарона должна выглядеть точно, как Он проинструктировал, прежде, чем Аарон начнёт служить перед Ним. ХаШем даже предупредил, что, если они не выполнят всё до детали, это приведёт к смерти Аарона.
Шмот 28:
31 И сделай верхнюю ризу к ефоду всю голубого [цвета]; 
32 среди ее должно быть отверстие для головы; у отверстия ее вокруг должна быть обшивка тканая, подобно как у отверстия брони, чтобы не дралось; 
33 по подолу ее сделай яблоки из [нитей] голубого, яхонтового, пурпурового и червленого [цвета], вокруг по подолу ее; позвонки золотые между ними кругом: 
34 золотой позвонок и яблоко, золотой позвонок и яблоко, по подолу верхней ризы кругом; 
35 она будет на Аароне в служении, дабы слышен был от него звук, когда он будет входить во святилище пред лице Господне и когда будет выходить, чтобы ему не умереть.

Как необычно это требование кадош (святой) одежды. Нет никакого следа в Священном писании, что святые ангелы, которые служили перед Г сподом днем и ночью, были одеты в нечто подобное, что ожидалось на Аароне. Так почему же ХаШем потребовал от него этого?
Я думаю, что это все было сделано, чтобы произвести впечатление на людей, а не на Б-га. Выходя из эрец (земля) Мицраим (Египет), который гордился обществом, наполненным великолепием и церемониями, бедно одетое Высшее Духовенство не стало бы внушать уважение и чести, которые ХаШем хотел, чтобы люди отдавали Кохен ХаГадол (Первосвященник), который служил Ему. С этой точки зрения можно было бы заключить, что ткани действительно делают человека, и с учетом этого обстоятельства я должен был бы согласиться. Да, если предметы одежды давали преимущество тогда, то одежда определяла человека. 
Однако, Священные писания не заканчиваются красивой одеждой.

Шмот 29:
1 Вот что должен ты совершить над ними, чтобы посвятить их во священники Мне: возьми одного тельца из волов, и двух овнов без порока, 
2 и хлебов пресных, и опресноков, смешанных с елеем, и лепешек пресных, помазанных елеем: из муки пшеничной сделай их, 
3 и положи их в одну корзину, и принеси их в корзине, и вместе тельца и двух овнов. 
4 Аарона же и сынов его приведи ко входу в скинию собрания и омой их водою. 
5 И возьми одежды, и облеки Аарона в хитон и в верхнюю ризу, в ефод и в наперсник, и опояшь его по ефоду; 
6 и возложи ему на голову кидар и укрепи диадиму святыни на кидаре; 
7 и возьми елей помазания, и возлей ему на голову, и помажь его. 
8 И приведи также сынов его и облеки их в хитоны; 
9 и опояшь их поясом, Аарона и сынов его, и возложи на них повязки и будет им принадлежать священство по уставу на веки; и наполни руки Аарона и сынов его.

Легко заключить от этого отрывка, что Аарон и его четыре сына, как и остальная часть всех нас, были грешниками. Именно поэтому (как этот отрывок указывает), несмотря на славу и красоту их священнических предметов одежды, они никоим образом не могли служить ХаШем прежде, чем их очистили от греха.

Несомненно, причудливая одежда была внушительна, и она действительно давала славу и красоту Кохен ХаГадол, но в глазах Б-га это было все еще только наружной славой и наружной красотой. Слава и красота, которые считаются в присутствии Г споднем, являются славой и красотой, которые нельзя увидеть. 
Это - слава и красота, которая приходят только когда кто-либо очищен от греха и несправедливости и подчиннён полностью Г-споду.
Барух Ха Шем! Рабай Яков Фарбер

Недельная глава «Тэцавэ» от ОРТОДОКСАЛЬНЫХ ЕВРЕЕВ
На этой неделе мы читаем главу «Тэцавэ». Эта глава Торы описывает службу священников в Храме. Особое место в ней занимает подробное описание специальных одежд Аарона-первосвященника и его сыновей-коэнов (рядовых священников). 

Итак, большая часть этой недельной главы посвящена одеждам священников. Тора, обычно скупая на слова, начинает описывать одежды священников – от льняных штанов до особого головного убора – перечислять все драгоценные камни на груди у первосвященника, пересчитывать гранаты и колокольчики на подоле верхнего одеяния из голубой шерсти и т.д. Откуда вдруг эта погоня за внешней мишурой, в то время как многие факты истории еврейского народа упомянуты только намеком, а значительная часть важнейших законов дана лишь в форме кратчайшего конспекта, расшифрованного лишь в устной традиции? 

Да и это еще не все. Тора прямым текстом гласит: «И сделай священные одеяния Аарону, твоему брату, для славы и великолепия». Неужели Тора придает такое огромное значение внешней красоте, «славе и великолепию»? Ответ весьма категоричен: да! 
Она однозначно требует, что в «человеке все должно быть прекрасно – и одежда, и тело, и душа». 
«Как же так?!» в недоумении пожмет плечами наиболее искушенный читатель «Ведь не так давно мы праздновали праздник Хануки, и нам объясняли, что зто праздник победы еврейского духа над греческой красотой. Нет ли тут явного противоречия?»

Действительно иудаизму чуждо греческое поклонение Красоте как таковой, тем более, что Тора запрещает нам вообще обожествлять что бы то ни было и поклоняться каким-либо кумирам .
Бессмысленная красота, красота как самоцель для нас неприемлема, ибо такой подход граничит с идолопоклонством! 
Но с другой стороны и отрицание важности формы под предлогом исключительности ее содержания отнюдь не соответствует еврейскому подходу. 
С точки зрения Торы, внешняя форма очень важна – еще бы! Она ведь призвана служить внутреннему содержанию! Поэтому-то именно одежде священников (и особенно первосвященника) Тора уделяет такое огромное внимание.

Жемчужины еврейского комментария 
В этот шабат у нас есть возможность выполнить заповедь «Помни, что сделал тебе Амалек... Для этого просто зайдите в синагогу послушавть этот небольшой отрывок из Торы. 
Вот как описывает Тора военную тактику Амалека: «подкрался сзади к ослабшим позади тебя (еврейского народа), а ты устал и измучен, и не боялся он Б-га». 
Хэфэц-Хаим, известнейший еврейский мудрец и праведник, поднимает следующий вопрос: какую связь видит Тора между тем, что еврейский народ был «устал и измучен» и тем, что Амалек не боится Б-га? 
И сам же отвечает на поставленный вопрос: нападая на еврейский народ, Амалек опирался на максимально точный с материальный точки зрения расчет – использование усталости и крайней потери мотивации еврейского народа. 

И лишь один весьма немаловажный фактор демонстративно проигнорировал Амалек – фактор существования Б-га в среде народа Израиля, Б-га, только что на глазах всего человечества выведшего еврейский народ из египетского рабства и свершившего чудо рассечения Красного Моря. 
Если бы не тонкий рациональный расчет во всем остальном, поведение Амалека можно было бы оценить как продиктованое слепой иррациональной ненавистью к евреям. Но нет, Амалек намеренно подчеркнул – в моих рассчетах учитываются все малейшие детали, и только понятию Б-га в них места нет. 
Подчеркнул и… был разгромлен.

Тецавэ
Беседа каббалиста Михаэля Лайтмана с известным израильским сатириком, сценаристом и драматургом Гилем Копачем

Г. Копач: На прошлой неделе мы говорили о вещах, которые меня очень заинтересовали. Прежде всего, мы открыли, что, как это ни удивительно, в Скинии Завета, в Святая Святых, были сделаны изваяния. Но не просто изваяния, а фигурки херувимов, находящихся в соитии.
КРЫЛАТЫЕ ХЕРУВИМЫ ОБНИМАЛИСЬ КАК ЛЮБЯЩИЕ МУЖ И ЖЕНА (Вавилонский талмуд, 54:1)
Что это должно символизировать для нас? Что нам нужно из этого понять? До сих пор я думал, что наша вера абстрактна, что нельзя делать изваяния, а все, что связано с сексом – отвратительно, порочно и запрещено.
М. Лайтман: Нет более великой вещи, если можно так сказать на уровне, где мы находимся, чем то, что олицетворяют эти херувимы.

Г. Копач: Это называется таинством херувимов.
М. Лайтман: Да. Мы сближаем эти две силы, положительную и отрицательную, отдачу и получение, которые в нас находятся, - ведь больше у нас ничего нет, - только две эти силы, два ангела, как поется в субботней молитве: "Мир вам, ангелы-служители, посланцы Творца". Они приходят к человеку, и если человек знает, как их использовать, то он достигает Шаббата (Субботы), который символизирует нам Конечное Исправление.

Г. Копач: Значит, мне нужно понять, что внутри меня находятся два херувима...
М. Лайтман: Это пока что еще не херувимы. Те желания, которые заключены в тебе, это еще не херувимы. Из всех своих желаний ты должен раскрыть, что это - 613 желаний, и что все они не исправлены, все они направлены на то, чтобы эгоистически насладиться и использовать остальных – весь мир, включая Творца. Ведь если ты Его раскроешь, то так же будешь использовать для себя. Это с одной стороны.

А с другой стороны, у тебя есть точка в сердце. И если она проявляется, то человек хочет что-то узнать о себе, о корне своей души. Он начинает устремляться к Бесконечности, в духовный мир – туда, откуда низошла его душа. Ведь эта точка, в сущности, то, что спустилось к нам от нашей души. И если мы развиваем эту точку, то в ней начинаем ощущать духовную жизнь.
Когда она начинает развиваться, как бы разбухать, - в ней мы ощущаем духовный мир, подобно тому, как в 613 наших неисправленных желаниях мы пока что ощущаем только этот материальный мир.

Таким образом, у тебя уже есть не одно, а два желания. 
Одно направлено к Творцу в устремлении стать отдающим, любящим, что называется – святым. 
А другое желание – эгоистическое. 
И теперь ты хочешь поставить его против хорошего желания и исправить. И вот насколько в таком противопоставлении ты способен исправить это эгоистическое желание, - настолько ты строишь из него образ своей святости. Это называется средней линией.
И тогда, если человек осуществляет их правильную связь между собой, то есть если происходит духовное соитие между кли и светом (в науке каббала так принято называть эти силы), - он начинает слышать оттуда голос Творца, постигать более высокую по отношению к себе ступень.

Г. Копач: Значит, внутри себя я должен привести к соитию альтруистического желания с эгоистическим желанием?
М. Лайтман: Да. Причем в такой форме, чтобы твое эгоистическое желание исправилось, и тоже стало альтруистическим.
Г. Копач: Мне пока еще не ясно, как я могу это сделать.
М. Лайтман: Послушай еще раз. Ведь когда мы слышим об этих вещах много раз, то потом начинаем представлять их внутри себя.
Итак, речь идет о 613 желаниях, которые ты исправляешь. За счет чего? Ты помнишь, о чем мы читали? – За счет света, возвращающего к Источнику, который приходит к нам благодаря изучению науки каббала. Ты ведь помнишь, почему каббалисты обязали каждого человека изучать науку каббала...

Г. Копач: Окружающий свет приходит к тебе и тебя исправляет. Мне это ни о чем не говорит. Я этого не ощущаю, и потому не могу выразить к этому своего отношения.
М. Лайтман: Правильно. Но это неважно. Ты ощущаешь следствия.
Г. Копач: Я надеюсь...
М. Лайтман: Скоро ты это почувствуешь. Да ведь и уже чувствуешь немного. Что-то такое ощущается. Так вот, послушай.
Во время учебы мы высвечиваем светом свои 613 желаний. Этот свет называется светом, возвращающим к источнику, как сказано: "Я создал злое начало и Тору для его исправления, потому что свет, кроющийся в ней, возвращает к своему источнику". Именно этим мы сейчас занимаемся.
И вот, ты вдруг ощущаешь, что эти желания начинают исправляться и вступать в связь со светом. Это называется духовным соитием. И когда свет и кли, свет и желание, начинают соединяться между собой, в этой их связи ты ощущаешь свою встречу с Высшей силой - с Творцом.

Г. Копач: И здесь-то и появляются херувимы?
М. Лайтман: Это называется херувимами. С одной стороны, о херувимах говорится, что это две полярные точки, что они далеки друг от друга. А с другой стороны, ты сближаешь две эти крайние точки своей работой.
Г. Копач: Сказано, что если народ Израиля исполняет волю Творца, то херувимы находятся по отношению друг к другу "лицом к лицу", а если не исполняет, то они находятся в положении "спина к спине".
М. Лайтман: Да. Спиной друг к другу.

Г. Копач: Значит, существует некий механизм, согласно которому эти фигурки меняют свое положение.
М. Лайтман: Разумеется, так нас учит наука каббала.
Г. Копач: Как это работает?
М. Лайтман: Существует 4 положения. Начальное – это "спина к спине". Оно соответствует тому периоду, когда мы еще не приступили к духовной работе. Творец скрыт, а наши желания заняты поисками различных наполнений этого мира. И так мы можем просуществовать до конца своей жизни.
Когда мы начинаем заниматься (а эти занятия как бы находятся посередине между ними и направлены на то, чтобы их совместить), то их положения могут быть такими: лицом, - с одной стороны и все еще спиной с другой стороны. Позже, тот, кто был в положении спиной, поворачивается лицом, а первый, может быть, вдруг снова повернется спиной, чтобы устроить своего рода игру – флирт.

Г. Копач: Все это напоминает процесс ухаживания.
М. Лайтман: Верно! Разве ты не видишь, как это происходит у тебя с Творцом в твоей жизни? Как он тобою вертит, то приближает, то отдаляет.
Г. Копач: Не только с Творцом! С каждым.
М. Лайтман: Да и с каждым. И так, пока они не пройдут все эти положения, начиная от: "спина к спине", затем – "лицом к спине", "спиной к лицу" и "лицом к лицу".

Г. Копач: Значит, идеал - это "лицом к лицу"?
М. Лайтман: Разумеется!
Г. Копач: И нужно пройти все эти этапы?
М. Лайтман: Нет-нет. По доброму желанию с обеих сторон.

Г. Копач: Значит, ты должен прийти к такому состоянию, когда, в сущности, абсолютно с каждым из живущих в мире ты должен находиться "лицом к лицу"?
М. Лайтман: Это называется взаимной любовью, самой глубокой, самой доброй взаимной связью, которую мы обязаны раскрыть между этими двумя силами во всех душах.
Г. Копач: В принципе, в этом и заключается таинство херувимов?
М. Лайтман: Это и есть таинство херувимов.

Г. Копач: То есть когда они находятся лицом к лицу, - говорят: "Шхина между ними"?
М. Лайтман: Это относится к тем, кто стремится к соединению с Творцом.

Г. Копач: А сейчас я хочу задать Вам вопрос из реальной жизни. Допустим, у Вас есть жена, которую Вы очень любите. Разве Вы сможете все время быть с ней "лицом к лицу"? Разве это не будет "сводить Вас с ума"?
М. Лайтман: Нет. Я тебе объясню. Не думай о жене, и не думай о том, реально это или нет. Дай Свету сделать то, что может он, а мы не можем. Наша проблема в том, что мы находимся в изгнании. Мы только сейчас чуть-чуть начинаем обращаться к методике исправления.
Мы еще не видим, насколько мы уже подготовлены и какая мощная сила, заключенная в этих книгах, находится в наших руках. И эта сила может просто преобразить нас! Сами мы на это не способны!

Я должен что-то в себе исправить? Пусть даже нечто самое крошечное? Да это невозможно! Я уже стар и прожил жизнь. И если речь идет о моих желаниях, побуждениях, о моей натуре, ментальности, - я ничего изменить не могу! И я говорю это сейчас, когда мне уже за шестьдесят, но помню себя, скажем, ребенком, которому еще не исполнилось и шести лет. Ничего не изменилось!
Человек не способен что-то изменить в этой жизни. Но дай это сделать Свету, Творцу - ведь "Я создал злое начало и Тору для его исправления, потому что свет, кроющийся в ней, возвращает к своему источнику". А если ты хочешь добиться этого своими силами, - у тебя ничего не выйдет.

Г. Копач: Значит, Вы говорите, что надо учиться и терпеливо ждать, пока Свет тебя изменит. Ведь ты не можешь сделать ничего другого, кроме как учиться.
М. Лайтман: Да.  Сказано: "Творящий мир на небесах установит мир и для нас".

Г. Копач: Я надеюсь, что Вы правы. Но я видел много людей, которые используют Тору, чтобы заработать
М. Лайтман: Но ведь ты видишь, Гиль, что с нами происходит, к какому кризису мы пришли во всем! Он проявляется даже в сфере финансов! Огромные потрясения приносит нам раскрывающаяся всеобщая глобализация! Меняется климат, люди все больше погружаются в наркотики, растет количество разводов. Что происходит с человечеством? Мы все время пытались себя исправить. Мы ведь не сумасшедшие, и каждому хочется, чтобы было хорошо. Но смотри, что получается...

Г. Копач: Кстати, об исправлении. Именно потому я и уделил столько внимания той сексуальности, которую излучают эти херувимы.
М. Лайтман: Сексуальность заложена в самой природе, - она проявляется во всем.
Г. Копач: Это очень мощная сила в мире.
М. Лайтман: Даже атом состоит из положительных и отрицательных частиц: протонов и электронов. Без этого нет жизни, поскольку необходимо, чтобы от одной стороны постоянно происходила передача материи и энергии к другой. В этом, в сущности, состоит связь между полами.

Г. Копач: То есть, должно происходить движение. Именно это создает динамику мира, динамику жизни.
М. Лайтман: Верно.
Г. Копач: Но в том, что касается личностного подхода, - испытываемое нами чувство вины во многом проистекает из того, что наша сексуальность идет в разрез с морально-этическими нормами общества.
М. Лайтман: И это тоже проблема. Перестаньте воевать с этими вещами, - ведь вы все равно не способны ничего исправить! Свет может исправить человека, и именно этим нам нужно заниматься. И пока этого не случится, - все, что бы ни происходило, всегда будет приводить ко все более и более плачевным результатам.

Г. Копач: Можно ли избавиться от этого чувства вины? В чем его функция? Для чего оно нам нужно?
М. Лайтман: Я вообще не считаю, что человек должен себя в этом обвинять! Ведь все мы, по большому счету, - "воры". Все мы эгоисты. И каждый из нас просто себя сдерживает: один боится больше, а другой – меньше. И только это определяет тот уровень, где мы останавливаемся, чтобы меньше красть, в меньшей степени над всеми властвовать, - короче говоря, меньше проявлять свое эго.
Любой из нас хочет еды, секса, семейных отношений, богатства, славы, власти, знаний. Все эти желания "бушуют" в нас, только каждый удерживает себя в соответствии с теми свойствами, которые он получил от рождения. Допустим, человек родился трусом, он просто боится, а все считают его святым.
А другой хочет, чтобы его считали хорошим человеком. У него такое огромное эго, которое заставляет его стремиться к тому, чтобы окружающие считали его праведником. И соответственно, он так себя ведет. Так разве это называется, что он исправлен? Именно о нас сказано: "Все существуют подобно животным".

Г. Копач: И в чем же смысл этого высказывания?
М. Лайтман: Если ты себя не исправляешь соответственно Свету, возвращающему к источнику, который может пролиться на тебя только благодаря изучению науки каббала, тогда ты – "вор", ты – "злодей", и ты - все остальное, что можно сказать в том же духе. Ты все еще грешен, - подобно Адаму Ришон, который, как написано, был вором.
Поэтому перестаньте осуждать друг друга за те качества, с которыми вы родились.

Г. Копач: То есть не нужно осуждать людей, и незачем испытывать чувство вины.
М. Лайтман: Нужно заниматься исправлением!

Г. Копач: Тогда давайте вернемся к иудаизму. Итак, мы рассматриваем недельную главу Торы – "Тецавэ".
/4/ И ВОТ ОДЕЖДЫ, КОТОРЫЕ ОНИ СДЕЛАЮТ: ХОШЕН, И ЭЙФОД, И МАНТИЮ...
Первая половина этой главы посвящена приготовлению одежд священнослужителей для Аарона и его сыновей. Что это за одеяния? Для чего они? Написано: /2/ И СДЕЛАЙ СВЯЩЕННЫЕ ОДЕЖДЫ ДЛЯ АhАРОНА, БРАТА ТВОЕГО, ЧТОБЫ ПОЧИТАЛИ ЕГО И ВОСХИЩАЛИСЬ ВЕЛИКОЛЕПИЕМ ЕГО. /4/ И ВОТ ОДЕЖДЫ, КОТОРЫЕ ОНИ СДЕЛАЮТ: ХОШЕН, И ЭЙФОД, И МАНТИЮ, И КЛЕТЧАТЫЙ ХИТОН, ТЮРБАН И ПОЯС;
М. Лайтман: Их пять.

Г. Копач: Целую главу Тора посвящает одежде Аарона! Почему это так важно?
М. Лайтман:  Так вот, давай разберемся, что такое "одежда".
Г. Копач: Наверное, речь идет об одеянии души
М. Лайтман: Об одеянии на эгоистическое желание насладиться. Ведь мы уже договорились, что ничего другого не существует. Когда мы исправляем свои эгоистические желания, то облачаем их в намерение ради отдачи, причем, - даже самые свои отвратительные желания.
А что касается священнослужителей, - в народе бытует мнение, что это очень эгоистичные люди.

Г. Копач: Я вообще считаю, что быть священнослужителем – это сущее наказание!
М. Лайтман: (Смеется). Но, я говорю об их характере.
Г. Копач: Потому что они упрямы и завистливы...
М. Лайтман: Да–да. Быть священнослужителем означает - достичь ступени "священнослужитель". То есть речь не идет о том, чтобы получить это звание по наследству от отца. Мы говорим о человеке, обладающем очень сильным характером, о человеке с сильно развитым эго. И когда он его исправляет, - достигает ступени "священнослужитель". А "первосвященник" – это самый большой эгоист, очень грубый и беспощадный человек, который, исправив себя, достиг этой ступени.
Так вот, речь идет об особых одеяниях: о "покрывалах", которыми человек укрыл свое эго. Он как бы изменил его внешний облик, сделал из него нечто противоположное.

Г. Копач: А что такое "тюрбан"? Ведь у него есть тюрбан высотой два метра, различные мантии,
М. Лайтман: Написано об этих одеждах: "освящающие его для служения Мне"

Г. Копач: А также множество странных украшений. Что означают все эти вещи?
М. Лайтман: Все это говорит об исправлениях. Смотри, что пишет Ари. Возьмем 3 часть Учения Десяти Сфирот, главу 5. Здесь приведены избранные отрывки из книги Ари "Древо жизни". Итак, Ари пишет:
Есть Создатель (Маациль) и создание (неэцаль). Каждое создание делится в соответствии с 4 стадиями огрубления своего эгоистического желания, в которых распространяется свет от Создателя, - свыше.

Г. Копач: Создатель – это Дающий, а создание - это получающий Высшее изобилие?
М. Лайтман: Это мы. Создатель - это Творец, источник Света. А мы – это кли, сосуд, получающие.
...образуя келим в творении, и это Ху”БТу”М, - 4 части, которые находятся в нас, 4 типа желаний, - а так же АРМ”А (эш, руах, маим, афар). Мы уже говорим об этих частях как о находящихся в нас, так и об их отпечатке в материальном мире. Эш (огонь), руах (ветер), маим (вода), афар (песок) – это 4 основы, из которых состоит весь наш материал.
И это 4 буквы АВА”Я – имени Творца. Таким образом, ты видишь, что имя Творца – это не нечто особенное и высокое. Имя Творца – это то, что находится в нас. Это наши основы, это наши желания, в которые облачается Высший свет.

Г. Копач: В одной из наших бесед Вы сказали, что имя Творца не произносят.
М. Лайтман: Потому что его невозможно выразить.

Г. Копач: Потому что оно, действительно, отражает нечто внутреннее, и не может проявляться снаружи?
М. Лайтман: Та мера, в которой я себя исправляю, называется Именем Творца – мерой моего соответствия Ему.
Давай посмотрим, что он пишет дальше. Итак, у нас есть эти 4 основы. И далее от этих четырех основ, заложенных в нас, да и во всем творении, он переходит к следующему:
И все эти бхинот состоят из 4 частей, а именно: Первая бхина – духовная часть:нэшама ле нэшама, и нэшама, руах, нэфеш. Вторая бхина – гуф: ацамот (кости), и в них внутренний моах (досл. мозг), и гидин (жилы), и басар (мясо), и ор (кожа).
И вот мы приходим к тому, что касается священнослужителей. Третья бхина – облачения. Мы говорили, что облачения, одеяния – это исправление на наше эгоистическое желание. Они известны как левушим (одеяния), предназначенные для простого священнослужителя:

Г. Копач: Что означает – "простой священнослужитель"?
М. Лайтман: Обычный священнослужитель.
Г. Копач: То есть не первосвященник.
М. Лайтман: Да. У первосвященника есть еще дополнительные одежды: - кутонет,михнасаим, мацнэфет и авнэт (рубашка, брюки, шапка и пояс), - 4 части, которые соответствуют этим 4 основам: эш, руах, маим, афар.
Иными словами, мы должны исправить наши желания, которые находятся на ступени "священнослужитель", доведя их до уровня, где они будут называться: "кутонет", "михнасаим", "мацнэфет", "авнэт".
Т.к. такие же четыре для первосвященника, это одеяния более возвышенные, чем эти (те самые 4 одеяния), то есть у первосвященника есть еще дополнительные одежды, как сказано в Зоар, что они – левушим имени АДН”И, и т.д.

Г. Копач: И что же все это значит? То, что когда нисходит свет Творца, он...
М. Лайтман: О! Ты уже начинаешь видеть скрытый смысл. 
Г. Копач: Я просто пытаюсь понять, что здесь происходит.
М. Лайтман: Здесь мы говорим об одеждах (левушим) первосвященника. 
Левушим – это исправления моего эгоистического желания. 
Адам был обнаженным, и что получилось, когда после прегрешения он ощутил, что на нем нет одежды...

Г. Копач: На первый взгляд, Тора положительно относится к тому, что люди ходили обнаженными. Они стали одеваться, потому что устыдились своей наготы.
М. Лайтман: "Обнаженный" - это когда человек не чувствует стыда, подобно младенцу. Это олицетворение того, что мы не ощущаем стыда, поскольку не чувствуем, что находимся против Высшей силы. То есть я не ощущаю себя получающим, а Ее дающей. Я не чувствую себя ненавидящим, а Ее любящей.

Г. Копач: Ну а зачем нам нужны одежды? Мы могли бы ходить голыми...
М. Лайтман: Те "одежды", которые мы пожелаем, - это "одежды священнослужителя". И мы их захотим, если нам раскроется Высшая сила. И тогда мы почувствуем стыд. И вот это ощущение стыда и есть ад!

Г. Копач: В чем этот стыд?
М. Лайтман: Ты никогда не испытывал такого ощущения?
Г. Копач: Конечно, я ощущал стыд. Именно поэтому я одет.
М. Лайтман: Разумеется, мы говорим не о таком ощущении стыда. Речь идет о том, насколько я низок и презрен относительно свойства отдачи и любви. И когда человек это раскрывает, у него возникает необходимость в "одежде".
Он начинает себя исправлять, и тогда ему все больше и больше раскрываются все его отвратительные качества – до конца, до самого его низменного свойства! И когда он их все исправляет, - удостаивается ступени "первосвященник", и тогда, действительно, у него на голове находится корона - венец, олицетворяющий завершение его исправления.

Г. Копач: Я хочу исправить свою душу, - так какую же одежду Вы посоветуете мне носить?
М. Лайтман: Только "одежду первосвященника", - и никак не меньше.
Г. Копач: Широкий пояс и тюрбан? Боюсь, что это сейчас не в моде.
М. Лайтман: Все эти вещи. Это называется полным исправлением души. К этому должны прийти абсолютно все мы. И мы придем.
/5/ И ВОЗЬМИ ЭТИ ОДЕЖДЫ, И ОБЛАЧИ...

Г. Копач: Потому что обычно люди судят о человеке по одежке?
М. Лайтман: Верно. Потому-то мы и должны так выглядеть, если хотим передать им нечто внутреннее. Они должны чувствовать, что им это близко.
А что касается, "одежд священнослужителя", - они, действительно, готовы для каждого, и мы должны исправить себя до этого уровня, - никак не меньше.

Г. Копач: В этой главе говорится еще о некоторых вещах. Скажем, для чего все эти жертвы всесожжения?
М. Лайтман: Слово "жертва" (на иврите – "курбан") - однокоренное со словом "каров" – близкий. Жертва олицетворяет близость к Творцу.

Г. Копач: А для чего все эти окропления кровью? И ЗАРЕЖЬ БЫКА... И ЗАРЕЖЬ БАРАНА...
М. Лайтман: "Кровь" – это четверть души (нэфеш). Мы должны понимать, что означают все эти внешние символы. Мы ведь договорились, что называя какие-то вещи этого мира, подразумеваем внутреннее. А тогда что же означают все эти "жертвы", которые мы должны приносить и днем, и в Субботу, и в начале месяца?
Жертва (курбан) – означает, что я должен сделать святыми все свои желания. Речь идет только об исправлении наших эгоистических желаний с тем, чтобы они были направлены на благо ближнего, на службу ближнему, на любовь и отдачу. Этим я становлюсь подобным Творцу, отдающей силе.

Г. Копач: Так поэтому у некоторых людей возникает естественная потребность принести себя в жертву? Такое психологическое давление...
М. Лайтман: Нет-нет-нет! Это у них от природы. Ведь ты знаешь, что такой обычай существует во многих культурах, причем далеких от иудаизма. Они ничего не переняли от иудаизма, в отличие от христианства и мусульманства. Но там тоже принято приносить жертву. Это некое внутреннее побуждение. Но как ужасно это выражается!

А здесь мы, прежде всего, говорим об исправлении желаний – о том, что ты должен отсортировать все свои желания, относящиеся к неживому, растительному, животному, и человеческому уровням. Ты должен их проверить и выяснить, какие из них ты можешь исправить сейчас и благодаря этому еще чуть-чуть приблизиться к духовному. Это называется "жертвоприношением". А завтра еще немножко, а послезавтра еще капельку.
Иными словами, вся наша жизнь – это не самопожертвование, в том смысле, как мы это понимаем. Наоборот, я беру свое эго и его приношу в жертву, чтобы приблизиться к Творцу.

Г. Копач: Так что же: баран, бык, голуби – все это различные типы эго?
М. Лайтман: Да. Мы с тобой только начали читать Тору. И в ней до самых мельчайших подробностей объясняется, почему все обстоит именно так. Наш мир – это отпечаток внутреннего состояния человека, и именно таким образом говорит с нами Тора.

Г. Копач: И все-таки, если бы Храм существовал сегодня, он был бы самым большим "мясокомбинатом" в мире. Там бы резали "направо и налево", и кровь лилась бы рекой. И это как-то настораживает, тут попахивает язычеством.
М. Лайтман: Верно. До тех пор, пока ты не почувствуешь, что это поклонение идолам, что это не святость, исходящая у тебя изнутри, что это не внешнее выражение твоего внутреннего состояния, - безусловно, Храм восстановлен не будет

Г. Копач: Об этом написано у пророка Ишеяу (Исайи) (2:11): "К чему Мне множество жертв ваших?" То есть, зачем вы приносите все эти жертвы, если на самом деле не стремитесь к святости.
М. Лайтман: Верно. То есть все эти жертвы ни к чему, пока мы себя не исправим, чтобы увидеть, что святая работа – это работа внутри себя. Святость – это отдача.

Г. Копач: А значит, нет смысла во всех этих внешних обрядах окропления кровью.
М. Лайтман: Нет никакого смысла лить кровь! А иначе, как ты сказал, это, действительно, будет выглядеть "мясокомбинатом".
И БУДЕТ АhАРОН ВОСКУРИВАТЬ НА НЕМ БЛАГОВОНИЯ (30:7).

Г. Копач: Дальше в этой главе написано: И БУДЕТ АhАРОН ВОСКУРИВАТЬ НА НЕМ БЛАГОВОНИЯ КАЖДОЕ УТРО. Что означает это "воскуривание благовоний"?
М. Лайтман: В Книге Зоар есть очень большая глава, посвященная воскуриванию благовоний. Это относится к самому высокому уровню желаний.
Дело в том, что исправление желания начинается с самых низких, самых незначительных вещей. 
Это исправления, связанные с работой в поле: пеа (оставление нескошенного края поля в пользу бедных), шмита, когда каждый седьмой год не возделывают землю, и т.п. Например, как вспахивать поле, как избежать скрещивания различных пород животных (быка с ослом), как засевать поле, чтобы одни сорта растений не подавляли других. 1000 разных вещей!
Иными словами, существуют законы, определяющие каждое наше действие. Но речь идет о наших внутренних желаниях.
Так вот, воскуривание – это такое же исправление. Я пытаюсь найти слова, чтобы объяснить это попроще. Можно сказать, что воскуривание – это такое исправление, когда самый последний уровень материи поднимается в духовное.

Г. Копач: Возможно, это аромат от курения благовоний?
М. Лайтман: Да.
Г. Копач: Это важная тема.
М. Лайтман: Если ты хочешь, я подумаю над тем, как это попроще объяснить. Возьмем это объяснение из Книги Зоар.


В избранное