Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы из Израиля: Ноах - Ной


Шабат шалом!
Мы начали новый круг чтения Торы или Пятикнижие Моше - Моисея.
Высылаю вам толкования на недельную главу Торы "Ноах - Ной" в мессианском и ортодоксальном вариантах.
Эта подписка для более глубокого понимания мессианства и ортодоксального иудаизма, их единства и различия. Для более глубокого понимание Еврейских Священных Писаний.
Приглашаю вас на  сайт "Исход-2, Возвращение к Источнику"  www.tikvaisrael.com 
Подписаться на эту рассылку в тексте - вы можете через сайт рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael  
Благословений!    Ваши мнения, вопросы, пожелания или комментарии присылайте на почту ezra@bk.ru
Езра , Израиль

От мессианских евреев. Недельная глава Торы - "Ноах - Ной"
Список Чтения Этой Недели:
Брешит / Бытиё 6:9-11:62
Йешаягу / Исайя 66:1-24, Кефа алеф / 1е Петра 3:18-22

«Преимущества быть праведником  - Цадиком»
Это такая благословенная Глава, где мы находим множество замечательных принципов. Например,  в некоторых отрывках мы видим и милосердие Б-га, и Его суд и  спасение, и, наконец, Его благодать. Я хотел бы очень кратко обсудить эти четыре вопроса с вами, прежде чем приступлю к основной теме моего комментария. 

Во-первых, милосердие Г-спода  проявляется нам в том, что Ноах (Ной) не был безупречным, как сказано в этом стихе:
Берешит (9:21) И выпил он вина, и опьянел, и обнажил себя посреди шатра своего.

И тем не менее, Ха Шем  считал Ноаха цадиком (праведником) и помиловал его, не причислив его к числу тех, кто должен был погибнуть в потопе. Ха Шем пощадил также животных, что жили на земле,  и  Он обеспечил каждому виду  возможность воспроизведения. Суд Б-жий конечно же проявился во всемирном потопе, который уничтожил все живое, живущее на суше. Причиной этому  стало то, что  вся земля была наполнена «хамас». Да, еврейское слово «хамас» означает то же самое, что и название террористов «Хамас». Хамас означает насилие. Несомненно, наш мир  еще раз наполнен насилием и как следствие мы уже стали свидетелями суда Г-спода, к сожалению, еще больше свидетельств этого Суда ждет нас впереди. 

Спасение Г-спода  проявляется в строительстве Ковчега в материале, выбранном для строительства этого ковчега.  Смола, которая на иврите  звучит как «кофер», образуется от коренного слова «покрывать»  или «возмещать» (служащий прикрытием или имеющий эффект очищения,  то, что в духовном отношении означает искупление). Дерево гофер использовалось снаружи Ковчега,  и этот материал не подвергался порче. Ковчег был тем объектом, куда следовало войти, чтобы получить спасение. И обратите внимание, что дверь была закрыта  не Ноахом,  а самим Б-гом. Ковчег является идеальным олицетворением нашего Машиаха (Мессии)Йешуа. 
Берешит (7:16) И пришедшие  мужского и женского пола от всякой плоти вошли, как повелел ему Всесильный, и затворил Б-г за ним.
Благодать Г-спода  показана  нам в брит ( завете), который Ха Шем  заключил с Ноахом , когда потоп отступил. 

Берешит (8:20-22) И построил Ноах жертвенник Б-гу, и взял из всякого скота чистого, и из всякой птицы чистой, и принес жертвы всесожжения на жертвенник. И обонял Б-г благоухание приятное, и сказал Б-г в сердце своем: «Не буду более проклинать землю за человека, ибо помысел сердца человека зол от молодости его, и не буду более поражать все живущее, как Я сделал. Впредь, во все дни земли сеяние и жатва, холод и тепло, лето и зима, день и ночь не прекратятся».

Да,  так оно и есть и по нынешний  день:  есть  время посевной и пора  сбора урожая, время жары и холодов, все также  наступает зима и ей на смену приходит лето, и день сменяется ночью. Мир существует по великой милости Б-га. 
А сейчас обратимся к основному вопросу, который я собирался обсудить ранее, и он  находится в следующих стихах:
Берешит (6:9) Вот родословие Ноаха: Ноах, муж праведный, был непорочнейшим в поколениях своих; пред Всесильным ходил Ноах.
Берешит (8:1) И вспомнил Всевышний о Ноахе, и о всех зверях, и о всем скоте, что с ним в Ковчеге; и навел Всесильный ветер на землю, и унялась вода.

Ноах был праведником, и Б-г  помнил о нем. Для меня это утверждение несет в себе невероятную силу по своей глубине и значимости. Все остальные люди, современники Ноаха, были нечестивыми, и следствием греховности людей стал суд над ними, но не над Ноахом.  По своей праведности Ноах получил пощаду,  и не  только это. Б-г  помнил о нем. Что же это  означает? Это значит – получить благосклонность Б-га. Заметим, что после слов «И вспомнил Всевышний о Ноахе», воды потопа сразу стали медленно отступать до тех пор, пока не  появилась суша.  Ноах получил  благосклонность Б-га, и Он  же утвердил Свою благосклонность отступлением воды. 

Есть явные преимущества быть праведником, это поощряет и стимулирует Б-жественную милость. Можете ли вы насладиться  хоть небольшим благоволением Б-га в вашей жизни? Возьмите пример с Ноаха, вас тоже смогут посчитать праведным человеком среди людей  вашего поколения. 
Йешуа Ха Машиях пришел, чтобы сделать вас праведником. Он взял на Себя ваши грехи, и, вступая в Него, и тем, что Он сделал для вас, вы будете в безопасности от всех жизненных потопов.
Мишлей (Притчи) (18:10) Имя Г-спода – крепкая башня: убегает в нее праведник – и безопасен.
Барух ХаШем
Рабби Яков Фарбер

От ОРТОДОКСАЛЬНЫХ евреев
Еврейский образ жизни с его подчинением заповедям является одним из лучших «тренажеров самодисциплины». Эта самодисциплина охватывает все стороны нашей многогранной жизни. Мы призваны думать, что нам можно есть, а от чего – как ни трудно, но следует отказаться. Мы призваны обдумывать наше каждое действие в шабат и даже в самой сокровенном, сексуальном плане нашей жизни мы подчинены все той же строгой самодисциплине. Конечно, и у каждого из нас порой «отказывают тормоза». Причем, не раз в самое неподходящее для этого время. Но зато в попытке изменить ситуацию, мы будем заниматься не бессмысленной регулировкой сигнала... 

Недельная глава «Ноах»
Недельная глава «Ноаха» повествует о двух ключевых моментах мировой истории. В ней описывается история всемирного потопа и история строения Вавилонской башни (Вавилонского столпотворения). А в самых последних строчках недельной главы мы узнаем родословную первого еврея – Авраама-авину (Авраама, нашего праотца).

Вавилонское столпотворение – довольно распространенный фразеологический оборот. Давайте, хоть немного попытаемся разобраться, что же именно там происходило. Начнем попорядку. 
Итак, за 1656 лет, начиная от сотворения первого человека, человечество достигло такого морального упадка, что заслужили кары потопа. Лишь один человек, Ноах несмотря ни на что оставался Человеком с большой буквы и в атмосфере абсолютной анархии, разврата, грабежа и всех вытекающих отсюда последствий, вел абсолютно праведную жизнь, а потому и не был приговорен к смертной казни в водах потопа в отличие от всех его аморальных соратников. Но вот потоп окончен. От Ноаха и его потомков начинается новая ветвь развития человечества, и вдруг все люди начинают дружно собираться в Вавилоне и строить гигантский небоскреб – знаменитую, так и недостроенную Вавилонскую башню. Зачем? Почему?

Существовало несколько групп со своими собственными доводами и причинами, но всех их объединял один, общий лозунг «На благо человечества». Одни хотели доказать, что в природе нет ничего сверхъестественного. На основе точного математического расчета они вычислили простую цикличность мировых катаклизмов, отсчитав 1656 лет от потопа до их современности, пришли к выводу, что близок следующий этап этой природной цикличности, а значит, стоит предпринять экстремальные меры безопасности и построить сооружение, спопобное оградить человечество от возможного стихийного бедствия. Сам по себе подход кажется весьма логичным и даже похвальным. Но он скрывает в себе весьма существенный недостаток. В его основе лежит чисто марксистская предпосылка, что материя – главный двигатель человечества. Что все зависит от чисто прагматических действий. Что потоп – чисто физическое явление, а не наказание за аморальность. Что материальный мир существует сам по себе, а не является всего лишь проекцией нашего духовного, морального и поведенческого состояния.

Тогда в поддержку первой поднимается другая группа, провозглашая, что их целью является не спастись от природы, и даже не дать ей отпор, а бросить ей вызов – подняться на небеса, создать новый вид человечества, приспособленный к жизни в условиях свободного космического пространства, а заодно - увековечить свое имя, противопоставить бессмертную славу технического прогресса неминуемой смертности, доказать всем, что «Ленин умер, но дело его живет».

И тут уж вступает в дело и третья группа, желающая подняться на небеса (на башне ли, на самолете), чтоб дерзко осмотреть все вокруг и презрительно усмехнуться «Б-г? Чего-то я его не увидел!», и подготовить почву для знаменитого достоевского умозаключения «если Б-га нет, значит, все разрешено».

И завязалось строительство. Строительство общего светлого будущего. А когда мы строим общее будущее, то каждый кирпич – на вес золота, и частная человеческая жизнь – ничто по сравнению с ним.
Но если даже великий ученый Нильс Бор повесил подкову к дверям своего дома, поясняя, что «несмотря на то, что он не верит в приметы, подкова приносит счастье даже тем, кто в это не верит", то уж Творец мира действует, не зависимо от того, верим ли мы в Его действия. 

Вдруг оказалось, что уже нет всех тех зачинщиков, пытавшихся доказать, что это Б-га–то нет. Любители мутаций, бросившие вызов силе природы превратились в...обезьян. Тех самых, существование которых по сей день подкрепляет материалестическую идеологию строителей Вавилонской башни в глазах тех, кто верит не в то, что человек может скатиться до уровня животного, а в то, что сила – довод, что выживает сильнейший (вот только еврейский народ почему-то является живой иллюстрацией обратного), и что животное, управляемое инстинктами, каким-то необъяснимым образом может подняться до уровня человека, управляющего своей свободой выбора. 

Все же остальные, понемногу теряющие свой индивидуальный, человеческий облик ради сомнительного коллективного благополучия, потеряли наиболее характерный обобщающий, человеческий критерий – общий язык. Общая работа в условиях отсутствия коммуникации стала нереальна. Так закончилась история Вавилонского столпотворения. Или еще нет?
По выражению праведника нашего времени «Все сказанное в Торе, касается каждого из нас лично». О сказанном и в наши дни судите сами.

От ортодоксов каббалистов
Ноев завет в свете Каббалы. Обьяснение эффекта радуги
(Каббала - является скрытой или секретной части Торы)
После Всемирного потопа Всевышний установил Союз с Ноем и его сыновьями: "Радугу Мою помещаю Я в облако, и она будет знаком Союза между Мною и между Землею. И будет, когда наведу облако над землею, появится радуга в облаке. И вспомню Я Союз Мой, который между Мною и между вами, и между всяким живым существом во всякой плоти, и вода не сделается более потопом, чтобы губить всякую плоть".
Радуга была избрана символом Союза между Б-гом и людьми, знаком Б-жественной Милости, который напоминал бы человеку о его долге перед Создателем.

Но почему именно радуга?
Известно научное объяснение радуги как оптического явления спектрального преломления солнечных лучей в дождевых каплях. Это объяснение пропагандисты атеизма использовали для опровержения "примитивных" и "антинаучных" представлений "библейских авторов". Подвергая критике Книгу, которая является духовным наставником многих поколений, они, как правило, даже не считали нужным ознакомиться с традиционными источниками иудаизма.

Некоторые из комментаторов Торы, в частности, рабби Ниссим Гиронди и Абрабанэль, считают, что до потопа из-за густоты облаков радугу никогда не наблюдали. Непомерная густота паров и осадков на земле сделала потоп физически возможным. Рабби Овадия Сфорно считает, что в результате потопа произошло смещение земной оси, отчего и появилась смена времен года. Вследствие этих радикальных изменений резко сократилась продолжительность жизни человека, исчезли гигантские животные и растения. Современной наукой установлено, что ультрафиолетовые лучи оказывают вредное действие на организмы человека и животных. Они ускоряют старение кожи, могут вызывать рак кожи. 

До потопа особенно густые облака исключали воздействие солнечных лучей. Этим, возможно, и объясняется, что продолжительность жизни человека достигала многих столетий. Обнаруживаемые скелеты гигантских ящеров, динозавров, свидетельствуют о том, что и животный мир до потопа значительно отличался от нынешнего. После потопа, когда облака стали реже, в них появилась радуга. По мнению комментаторов, радуга явилась символом того, что облака не могут нести миру хаоса и уничтожения.

Так что радуга была избрана в качестве символа Союза между Б-гом и человеком. Следует отметить, что это объяснение было известно на протяжении многих веков только посвященным, поскольку учение каббалы широко не распространялось. Кроме того, само это объяснение требовало значительной подготовки в познании как природы, так и мистики. Однако Священное Писание написано не только для мыслителей, но и для совершенно простых людей, ибо по закону его начинают изучать с детьми уже в пятилетнем возрасте, поэтому необходимо иметь достаточно простое объяснение, понятное даже ребенку.

Мистический смысл радуги нашел свое отражение в Книге пророка Йехезкеля (1:28): "Словно радуга, которая бывает в облаке в день дождя, таково видение сияния кругом – видение подобия Славы Б-жьей". Пророк сравнивает видение Б-жественной Славы с образом радуги. В чем смысл этого сравнения?
Вернемся к рассказу о потопе в Торе. Сказано: "Радугу Мою помещаю Я в облаке..." Почему именно "Мою"?
В Мидраше слово "Кашти" ("Моя радуга") истолковывается от корня "экеш" ("подобие"). Отсюда Кашти ("Моя радуга") – нечто подобное Мне. Но в чем же выражается это подобие?

Написано в Псалмах (81:1): "Солнце и Щит Г-сподь Б-г". Словом "Г-сподь" в библейских переводах, как правило, передается имя Б-га "Авайе", а словом "Б-г" – имя "Элоким", которое указывает на Б-жественный атрибут Суда, Закона, на законы природы. "Солнце, – говорится в Талмуде, – имеет щит, который предохраняет природу от уничтожения солнечными лучами". "Авайе", образно говоря, подобно солнцу, является источником света, Источником Бытия. Но если бы Бесконечный Свет Источника Бытия был ощутим созданиями, не ощущалась бы независимость творения: все существующее было бы лишь продолжением Единого Бытия.

Представим себе мир, в котором нет индивидуального существования вещей. В таком мире не может быть ни личной свободы, ни выбора между добром и злом.
Неограниченный свет, исходящий от "Авайе", будто "уничтожает" все. Зато имя "Элоким", олицетворяющее естественный порядок, законы природы, утаивает свет, исходящий от "Авайе" под оболочкой естественности. Имя "Элоким", правильно переводимое как "Всесильный" или "Всемогущий" и подразумевающее Б-га, как обладателя всеми силами природы, грамматически является также формой множественного числа имени "Элока".
 Это служит указанием на то, что благодаря преломлению Света Единой Реальности "Авайе" в призме Элоким возможно образование множественности и независимости Бытия.

В свете изложенного можно понять, почему видение Славы Б-жьей в пророчестве Иехезкеля уподоблено явлению радуги. Белый свет солнца обладает способностью разлагаться на множество цветов спектра радуги, преломившись в облаке. Облако является "Щитом", через который проходит свет солнца. Семь цветов радуги олицетворяют семь Сефирот – семь Б-жественных Атрибутов или Семь основных сил, действующих в мире. "Облако" или "Туча" олицетворяет действие имени "Элоким", которое иногда переводится как "судьи" и отражает Б-жественный Суд над преступниками. Конечная цель Б-жественного Суда – не карать преступников, а исправлять их.

Поэтому бывает и помилование, которое предоставляет человеку возможность исправить свой путь. Помилование исходит от "Авайе".
"И будет, когда сгущу Я тучи над землею, покажется радуга в облаке". Согласно толкованию Раши эту фразу следует понимать образно: "Когда сгущу Я тучи над землею", – когда Мой Атрибут Суда будет подсказывать Мне навести на землю тьму и гибель, тогда... "появится радуга в облаке" – Свет "Авайе", свет Милости, пронизывает тучу, Атрибут Суда.
 "И Я вспомню Союз... вечный Союз между Всесильным и всяким живым существом". Странно то, что Б-г говорит о Себе то в первом лице "Я", то в третьем "Элоким". Однако и это, как было сказано, становится понятным: напоминание о Союзе (Договоре) между Б-гом и землей требуется только при действии Суда (Элоким), ведь милосердие не карает! Этим объясняется и то, что во всей 9 главе, в которой говорится о Союзе и о знаке радуги, фигурирует только имя "Элоким" и ни разу не употреблено имя "Авайе" как ненужное напоминание о Союзе!

Женский уголок
Итак, общий язык – необходимое условие общей жизни. Этот вопрос стоит наиболее остро в рамках семьи. Причем иногда оба супруга могут говорить на русском, иврите, английском или суахили и не понимать друг друга, а иногда люди могут знать всего лишь несколько общих слов и при этом совершенно понимать друг друга, даже без слов. Что значит «мы займемся уборкой», «я скоро приду», «скромный подарок» в вашем семейном лексиконе? Кто такие «мы», что значит «скоро», и как определяется «скромность» подарка?
Умейте четко выражать свои мысли! Прислушивайтесь друг к другу! Искренне желайте достичь полного взаимопонимания! И тогда вы удостоитесь построить крепкий дом и почувствуете себя на небесах!
А теперь давайте спустимся с небес на землю и подумаем, что приготовить избраннику сердца.

Курица со сливами.
Нарежьте курицу на порции. Посолите. Поперчите. Обжарьте лук на глубокой сковороде. Добавьте курицу и обжарьте со всех сторон. Добавьте содержимое банки консервированных слив (вместе с сиропом). Вскипятите. Накройте крышкой и варите 45 мин. на медленном огне.

Картофель по-швейцарски.
Отварите картофель в мундире до полуготовности. Очистите. Натрите на крупной терке. Добавьте соль и специи по вкусу. Обжарьте плоским блином на маргарине с двух сторон. Посыпьте чесноком и мелконарезанной зеленью.

В избранное