За пределами догмы

  Все выпуски  

Библия, реинкарнация и всеобщее спасение


Информационный Канал Subscribe.Ru

Библия, реинкарнация и всеобщее спасение

Выпуск 13 (23 мая 2004 г.)


Н.О. Лосский, "Учение о перевоплощении"
(окончание)

Возможно, одним из наиболее спорных мест книги Лосского является последняя глава, в которой он пишет об отношении церкви к перевоплощению. Так например, автор убежден, что осуждение Оригена не было направлено против учения о реинкарнации. Если согласиться с этим, у христиан появляется возможность оставаться верными членами церкви, допуская идею перевоплощения как частное богословское мнение.

Однако, негативная оценка реинкарнации большинством христианских теологов и рядовых верующих - реальный факт, с которым необходимо считаться.

Позиция ведущего рассылки не предполагает споров по поводу традиционного церковного подхода к реинкарнации. Пусть желающие самостоятельно решают для себя, что именно осудила церковь у Оригена, и насколько обоснованным (с точки зрения ортодоксальных взглядов) было подобное осуждение. Наши же рассуждения, в первую очередь, обращены к людям, не желающим ограничивать свое понимание Бога рамками доктрин той или иной конфессии. Мы верим в то, что "Дух дышит, где хочет" - в том числе и за церковной оградой. Этот Дух желает объяснить истину каждому человеку, чье сердце достаточно открыто для того, чтобы слышать его голос.

Итак, обратимся к книге:

"Многие христиане говорят сторонникам учения о перевоплощении: "это учение - ересь; оно было высказано Оригеном и осуждено на пятом вселенском соборе". В действительности Ориген не был, повидимому, сторонником учения о перевоплощении. Ему принадлежит учение о предсуществовании души и падении ее, осужденное эдиктом императора Юстиниана и подвергнутое анафематствованию в константинопольском синоде 543г. Текст этого осуждения таков: "Если кто говорит или думает, что души людей предсуществовали, именно были раньше духами или святыми силами, пресытились созерцанием Бога, пали и потому, охладев к любви Божией, стали называться по-гречески psyche и в наказание были погружены в тела, – да будет анафема". Были ли 15 тезисов Оригена, анафематствованные константинопольским синодом, осуждены на V вселенском соборе, неизвестно. Вопрос этот до сих пор не решен историками. Но само собою разумеется, что учение Оригена о предсуществовании души, о падении ее и о творении Богом материи, как несовершенной оболочки для грешной души, совершенно неприемлемо. В особенности ужасна мысль, будто возможно пресыщение созерцанием Бога. Церковь имела основание осудить такое учение не только на поместном, но и на вселенском соборе".

"Теория предсуществования души и перевоплощения, развитая Лейбницем и усвоенная мною, именно содержащая в себе учение о транскреации (о дополнительном творческом акте Божием, поднимающем душу от животности к разумной человечности), никогда не подвергалась осуждению Церкви".

"На церковных молитвах, напр. на содержании панихиды, учение о перевоплощении никак не должно отразиться. В панихиде все внимание сосредоточено на конечной цели жизни человека, на вступлении его в Царство Божие, где нет "ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная". Но в индивидуальной молитве об усопших сторонник учения о перевоплощении может, конечно, обращаться к Богу с просьбой о благословении умершего на новых путях его жизни, о ниспослании ему даров Духа Святого и т. п".

"Не только история человечества, но и эволюция животного и растительного царства, а также вообще дочеловеческой природы, согласно этому учению, не есть процесс, перескакивающий с одного смертного индивидуума на другой; это есть единая история развития бессмертных индивидуумов, которые двигаются вперед, совершенствуясь в добре или изощряясь во зле, отчасти путем собственной творческой изобретательности, отчасти путем подражания чужим творческим актам и усвоения их.

Многие запутанные и парадоксальные черты наследственности могли бы быть объяснены с помощью учения о перевоплощении. Некоторые черты характера и строения тела наследуются индивидуумом не от родителей, а от самого себя, именно на основании опыта своей собственной прошлой жизни".

"Перечень ценных применений учения о метаморфозах бессмертного индивидуума далеко не полон, однако дополнение его и разработка подробностей должны быть предметом особого труда".


В следующем выпуске читайте:

Читатели, которых немного утомила философия Лосского, могут облегченно вздохнуть. Эссе "Бессмертное путешествие" Джеймса Дилетта Фримена, которое мы намерены опубликовать в дальнейшем, не содержит глубоких богословских или логических построений. Оно представляет собой свободное размышление о смысле жизни человека и о его вечной судьбе.

Предыдущие статьи:

Н.О. Лосский, "Учение о перевоплощении". Часть VI  |   Н.О. Лосский, "Учение о перевоплощении". Часть V  |   Н.О. Лосский, "Учение о перевоплощении". Часть IV  |   Н.О. Лосский, "Учение о перевоплощении". Часть III  |   Н.О. Лосский, "Учение о перевоплощении". Часть II  |   Н.О. Лосский, "Учение о перевоплощении". Часть I  |   Уильям Баркли о всеобщем спасении  |   Николай Бердяев о реинкарнации  |   Николай Бердяев об аде  |   Буква и дух Писания  |   Белые пятна на "Библейской карте мира"  |   Реинкарнация: почему о ней стоит говорить

Мнение ведущего рассылки может не полностью совпадать со взглядами авторов, которых он цитирует.

(c) 2004, Universalist.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное