Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ведическая коллекция

  Все выпуски  

Ведическая коллекция


Ведическая коллекция

http://vedic.narod.ru/

Начало
Библиотека
Лекции
Издательство
Эл. книги
Лекции на CD
Видео на CD
Музыка на CD
Другие CD
DVD
Истории
Юмор
Разное
Музыка
Аудиолекции
Рассылка
Заказ по почте
Ссылки
Гостевая книга

Здравствуйте, дорогие друзья!

В сегодняшнем номере рассылки:

1. Анонс.
2.
Выдержки из книги Руслана Нарушевича "Дети с небес".
3. История "И что же дальше?"

 
Статья




"Бхагавад-гита" - азбука духовного ведического знания.
Изучаем "Бхагавад-гиту" вместе с Бхакти Вигьяной Госвами. Курс Бхакти-шастр на 4 СД смотрите в разделе "Лекции на CD".





"Махабхарата" - история древней ведической цивилизации, которая может научить очень многому каждого человека. Идеальное кино для семейного просмотра (96 серий, 4 ДВД) смотрите в разделе "DVD".






Семинар "Счастье в семье" В.О. Рузова, прочитанный на Алтае, смотрите и слушайте в разделах "DVD" и "Лекции на CD".

Руслан Нарушевич

Дети с небес

4. Наказание: взгляд позитивной психологии

Баланс между строгой системой воспитания и либеральной

Родители, которые придерживаются более строгого воспитания, в основном исходят из того, что если я буду терпеть непослушание и сопротивление ребенка, то, в конечном счете, я его испорчу. "Он должен знать, кто в доме хозяин!" И поэтому не особенно анализируя мотивы сопротивления детей, их противостояние желанию, воле родителей, они подавляют эти проявления, не разбираясь особо в типах природы. В результате есть большой риск, что ребенок станет человеком, который совершенно не понимает своих желаний, не имеет своих ценностей и стремится просто избежать давления и агрессии с чьей-либо стороны, или усвоит тактику подавления, тактику насилия, как естественный способ достижения своих целей в жизни, что, в конечном счете, сделает его достаточно несчастным.

Сторонников строгого воспитания сейчас не так много, хотя некоторые все же считают, что в отношении мальчика жесткие меры вполне допустимы. Однако и для мальчиков, и для девочек насильственное воспитание приводит к аккумуляции гнева, разница лишь в том, что девочки направляют его на саморазрушение, а мальчики проявляют вовне.

Наказание с точки зрения родителей, придерживающихся строгого воспитания, может сделать детей покор-ными. Но это чаще всего лишь на короткое время. Вначале это будет иметь определенное воздействие, но позже вызовет еще большие сложности в отношениях, и, в конечном счете, дети начинают бунтовать. И возрастная планка "бунтарей" сейчас сползает все ниже и ниже. То есть если раньше было принято, что трудный возраст или переходный возраст – это дети тринадцати, четыр-надцати, пятнадцати лет, то сейчас родители сталки-ваются с полным неподчинением детей уже в возрасте десяти-одиннадцати лет. Причем, не только мальчиков, но и девочек. Поэтому естественный прогноз того, что будет с ребенком, в отношении которого принимаются строгие меры воспитания – это то, что в нем может выработаться покорность, которая отличается от способности подчи-няться. Способность подчиняться – это качество, когда ребенок, не жертвуя своими желаниями и целями, принимает те условия и цели, которые, можно сказать, навязывают или подставляют ему родители.

Покорность же опасна тем, что ребенок в принципе вообще отказывается от желания достигать своих целей, даже утрачивает способность их видеть. Поэтому покор-ность приводит к тому, что воля ребенка сломлена, ум и сердце его закрываются, и в результате ему не остается шанса реализоваться в этой жизни.

Недостатки либерального воспитания

В случае либерального воспитания негативные последст-вия не столь очевидны, тем не менее, обе модели имеют один и тот же результат – заниженную самооценку. Дело в том, что при свободном воспитании ребенок не способен получить многих принципиально важных в его жизни навыков.
Дети не могут научиться прощать, если перед ними нет виноватых;
Не могут научиться терпеть и сотрудничать, если все делается так, как они хотят;
Не могут научиться творчески мыслить, если все де-лается за них;
Не могут научиться сострадать, если сами не испы-тывают боль;
Не могут научиться смелости и оптимизму, если не переживают несчастья;
Не могут научиться исправлять ошибки, если они их не совершают;
Не могут развить адекватную самооценку, если не преодолевают трудности;
Не могут выбирать цели, если им не приходилось говорить «нет».

При либеральном воспитании родители отдают себе отчет о важности понимания детей, их природы, желаний. Но они, в то же время, упускают из внимания важность роли конт-ролирующего. То есть они как бы погружаются в нужды и особенности природы ребенка настолько, что утрачивают свою собственную природу. И из-за этого ребенок теряет возможность сотрудничать. То есть, сотрудничать возможно, только если учтены позиции обеих сторон. Мы можем сотрудничать с кем-то, если мы знаем свои желания и при этом знаем желания второй стороны.

Родители, которые следуют слишком либеральному воспитанию, чаще всего отказываются от своих желаний и от проявлений естественных потребностей своей природы в пользу ребенка. Может быть, с их стороны это просто альтернатива тому воспитанию, которое сами получили, жесткому воспитанию, своего рода вызов своим родителям, попытка никогда так не обращаться с детьми, как с ними обращались родители. Но в этом случае родители часто просто избегают недовольства ребенка, его сопротивления, что является частью процесса роста, частью процесса понимания своих целей, своей природы, своих желаний. Кроме того, либеральное воспитание соз-дает дурную репутацию методам воспитания в благости. Видя результат такого воспитания, сторонники строгих мер воспитания говорят: "Смотрите, этот человек вырос неудачником" или "Этот человек не может построить отношений", или "Ваш ребенок сильно избалован", или "Он не может принять ответственности в жизни". Они используют этот аргумент, чтобы утвердиться в своей правоте и в правоте своего метода жесткого воспитания.

Часто родители, которые являются сторонниками мягкого воспитания, поддаваясь ребенку, косвенно дают ему понять, что капризы и требования, то есть, эмоциональный террор является самым лучшим способом достичь желаемого. Что, разумеется, совсем не так.

История о японской системе воспитания

Эту историю рассказала одна женщина, которая была ее свидетельницей. Она отправилась на отдых вместе со своей семьей в оздоровительный дом отдыха в Хмельницкой области на Украине. Добираться нужно было автобусом немногим больше часа. Впереди салона села женщина с ребенком лет восьми, который с самого начала поездки вел себя очень шумно, постоянно чего-то требовал, каприз-ничал, кричал. У пассажиров кончилось терпение – все они находились в предвкушении отдыха, а здесь был просто сплошной кошмар. Разные пассажиры неоднократно просили женщину успокоить своего сына, на что она безапеляционно отвечала: "Я ничего не собираюсь делать - он у меня воспитывается по японской системе". Настроение у всех было испорчено поведением этого "монстрика". Незадолго до прибытия в дом отдыха один из пассажиров попросил водителя остановить на какой-то остановке, чтобы выйти. Это был паренек лет шестнадцати, который всю дорогу сидел в наушниках, слушая музыку и глядя в окно. Когда он сравнялся с мамашей возмутителя спокойствия, он достал изо рта жвачку и вклеил в ее волосы. Женщина подскочила от негодования, а паренек невозмутимо произ-нес: "Меня воспитывали по японской системе". Салон автобуса взорвался смехом и аплодисментами.

Иногда родители, неправильно понимая принципы восточ-ных методик воспитания, бездумно воплощают их в жизнь, не учитывая особенности культурной среды на Востоке и у нас. Зачастую это может лишь навредить ребенку, который станет источником проблем как для себя, так и для окружающих.
Как только ребенок вступит в собственную более-менее самостоятельную жизнь, ему придется узнать о том, что эмоциональный террор отнюдь не является лучшим способом достичь желаемого. Поэтому, предлагая определенную свободу ребенку, в этом случае родители снимают сопротивле-ние, но при этом не побуждают ребенка сотрудничать. Я уже говорил, по какой причине – потому что сотрудничать можно только с тем, кто сам знает, чего он хочет. Вообще сотрудничество, это когда две стороны договорились о каком-то решении, которое было бы не только обоюдно выгодно, но оно было бы более эффективным, чем стремление и действия каждой стороны в отдельности. Так учит психология. Для этого каждая из сторон должна объявить свои желания – есть такой принцип в психологии, как "сначала слушай, а потом говори". То есть либеральные родители готовы слушать детей, но они перестают слышать себя в своих собственных целях и желаниях и жертвуют этими желаниями. Получается схема, которую психологи называют "проиграл-выиграл", когда тот, кто выиграл, в конце концов, тоже остается проигравшим, потому что ребенок, который решил, что его желание – это единственное желание во Вселенной, неоднократно столкнется в своей жизни с большими проблемами.

В воспитании всегда важно делать поправку на то, кого воспитываете именно. Нет универсальных методов, нет абсолютных методик для того, чтобы воспитывать одинаково детей разных полов, мальчиков и девочек. Поэтому система ведического воспитания всегда была раздельной.

Последствия крайностей в воспитании

Если родители дочери являются сторонниками одной из крайностей – очень строгого воспитания с очень большой ответственностью, то чаще всего девочка теряет самооценку и не верит в собственные силы. Мальчишки, наоборот, могут вырас-ти, действительно сильными, волевыми, но есть один побочный очень неприятный эффект – они теряют сострадание.

Побочные эффекты другой крайности – мягкого воспитания, – это то, что девочки, тем не менее, несмотря на мягкое воспитание, имеют низкую самооценку и результат излишней жертвенности. То есть настроение "я не достойна" начинает преобладать в женском сознании. Для мальчиков это грозит тем, что они становятся излишне активны, не дисциплинированны. И им тоже очень сильно начинает недоставать уверенности в себе.

Сайт издательства "Veda Press" (http://vedic.narod.ru)
Сайт Руслана Нарушевича http://narushevich.com



 
Истории
 

"И что же дальше?"

Молодой жизнерадостный человек пришёл к отцу и говорит:
- Отец, порадуйся со мной, я поступил в университет. Я буду юристом! Наконец-то я нашёл своё счастье!
-Очень хорошо, сын мой, - ответил отец, - значит, ты хочешь теперь усердно учиться. Ну а что потом?
- Через четыре года я защищу на отлично диплом и покину университет.
- И что же дальше? - не отступал отец.
- Потом я буду изо всех сил работать, чтобы как можно скорее стать самостоятельным адвокатом.
- А дальше?
- А потом я женюсь, создам свою семью, буду растить и воспитывать детей, помогу им выучиться и получить хорошую профессию.
- А дальше?
- А потом я пойду на заслуженный отдых - буду радоваться счастью своих детей и покоиться в доброй старости.
- Что же будет потом?
- Потом? - юноша на минуту задумался. - Да, вечно никто на этой земле не живёт. Потом мне нужно будет, наверное, как и всем людям, умереть.
- А что потом? - спросил отец. - Дорогой сын, что же будет потом? - дрожащим голосом проговорил отец.
Сын ещё больше задумался и сказал неуверенно:
- Благодарю тебя, отец. Я понял. Я забыл главное...

 
 

Если у вас есть вопросы, пожелания, комментарии - пишите. Мой адрес: yadu(@)mail.ru.

С наилучшими пожеланиями, Евгений (Яду-шрештха дас)

Рассылка сайта "Ведическая коллекция" - сайт содержит множество материалов на тему ведической культуры, философии и практики. Огромный архив (около 2 Тб) видео и аудио материалов, которые можно заказать по почте на СД или ДВД, а также книги издательства "Веда Пресс".

Наши друзья:
"Ведическая кулинария"
http://vegcook.narod.ru/ - сайт посвящен ведической вегетарианской кухне.
"Мир Харе Кришна" http://www.krishna.org.ua/ - сайт, посвящённый ведической культуре, философии, религии, науке и кулинарии




В избранное