Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как сохранить верность Богу в последние времена -Благодатный Огонь


Информационный Канал Subscribe.Ru

Благодатный Огонь

Вступление

Воскресение Христова - Пасха, перед которым происходит описываемое событие -
величайшее для христиан событие, являющее собой знамение победы Спасителя над
грехом и смертью и начало бытия мира, искупленного и освященного Господом Иисусом
Христом. 

На протяжении без малого двух тысяч лет Православные Христиане и представители
других христианских деноминаций встречают свой величайший праздник - Воскресение
Христово (Пасху) в храме Гроба Господнего (Воскресения) в Иерусалиме. В этой
величайшей для христиан святыне, находится Гроб, где был погребен, а затем воскрес
Христос; Святые Места, где Спаситель был осужден и казнен за наших грехи. 

Каждый раз все, кто находятся внутри и поблизости с Храмом на Пасху становятся
свидетелями схождения Благодатно Огня (Света). 


 История
Благодатный Огонь является в храме уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания
о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория
Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание
и более ранних схождений. По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный
Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа, что увидел один
из апостолов: "Петр верил, видел же не только чувственными очами, но и высоким
Апостольским умом - исполнен убо был Гроб света, так что, хотя и ночь была, однако,
двема образы видел внутренняя - чувственно и душевно," - читаем мы у церковного
историка Григория Нисского. "Петр предста ко Гробу и свет зря во гробе ужасашеся,"
- пишет Св. Иоанн Дамаскин. Евсевий Памфил повествует в своей "Церковной истории",
что когда однажды не хватило лампадного масла, патриарх Нарцисс (II в.) благословил
налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады,
которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы. Среди ранних упоминаний
свидетельства мусульман, католиков. Латинский монах Бернард, (865 г.) пишет в
своем итинерарии: "В Святую Субботу, которая есть канун Пасхи, служба начинается
рано и по совершении службы поется Господи помилуй до тех пор, пока, с пришествием
Ангела, возжигается свет в лампадах, висящих над Гробом." 

 Церемония
Литания (церковная церемония) Святого Огня начинается приблизительно за сутки
до начала Православной Пасхи, которая, как известно, празднуется в иной день
чем у других христиан. В Храме Гроба Господня начинают собираться паломники,
желающие своими глазами увидеть схождение Благодатного Огня. Среди присутствующих
всегда много инославных христиан, мусульман, атеистов, за церемонией следит еврейская
полиция. В самом храме вмещается до 10 тысяч человек, вся площадь перед ним и
анфилады окрестных сооружений также оказываются заполнены народом - количество
желающих гораздо больше возможностей храма, поэтому паломникам бывает нелегко.


"Накануне в храме уже все свечи, лампады, паникадила были потушены. Еще в неотдаленном
прошлом (в начале XX в. - прим. ред.) тщательно наблюдалось за сим: турецкими
властями производился строжайший обыск внутри часовни; по наветам католиков доходили
даже до ревизии карманов священнодействовавшего митрополита, наместника Патриарха..."


На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без
огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям - прокладывается
лента. Так приготовленная, после осмотра турецких стражников, а ныне - еврейской
полиции, Кувуклия (Часовня над Гробом Господним) закрывается и опечатывается
местным ключником мусульманином. 

"И вот утром Великой Субботы, в 9 часов по местному времени, начали появляться
первые признаки Божественной силы: послышались первые раскаты грома, между тем,
как на улице было ясно и солнечно. Продолжались они в течение трех часов (до
12-ти). Храм начал озаряться яркими вспышками света. То в одном, то в другом
месте стали блистать небесные зарницы, предвещающие сошествие Небесного Огня,"
- пишет один из очевидцев. 

"В половине второго часа, раздается колокол в патриархии и оттуда начинается
шествие. Длинной черной лентой входит греческое духовенство в храм, предшествуя
его Блаженству, Патриарху. Он - в полном облачении, сияющей митре и панагиях.
Духовенство медленной поступью минует "камень миропомазания", идет к помосту,
соединяющему кувуклию с собором, и затем между двух рядов вооруженной турецкой
рати, едва сдерживающей натиск толпы, исчезает в большом алтаре собора" - повествует
средневековый паломник. 

Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии в храм вбегает православная арабская
молодежь, чье присутствие также является обязательным элементом Пасхальных торжеств.
Молодые люди как наездники сидят на плечах друг у друга. Они просят Божью Матерь
и Господа, чтобы он даровал Православным Благодатный Огонь; "Иля дин, иля виль
эл Мессиа" ("нет веры, кроме веры Православной, Христос - истинный Бог") - скандируют
они. Для прихожан европейцев, привыкшим к иным формам выражения чувств и спокойным
богослужениям бывает весьма непривычно видеть такое поведение местной молодежи.
Однако Господь нам напоминал, что Он приемлет и такое, по детски наивное, но
чистосердечное обращение к Богу. 

"Во времена, когда Иерусалим находился под британским мандатом, английский губернатор
попытался запретить однажды эти "дикарские" пляски. Патриарх молился в Кувуклии
два часа: огонь не сошел. Тогда Патриарх своей волей приказал впустить арабов...
И огонь снизошел." Арабы как бы обращаются ко всем народам: правильность нашей
веры Господь подтверждает низведением Благодатного Огня накануне православной
Пасхи. Во что же веруете вы? 

"Вдруг внутри храма над Кувуклией появилось небольшое облачко, из которого стал
моросить мелкий дождичек. Я стоял недалеко от Кувуклии, потому и на меня, грешного,
упали несколько раз маленькие капли росы. Подумал, наверное, на улице гроза,
дождь, а крыша в храме неплотно закрыта, поэтому вода проникает вовнутрь. Но
тут греки закричали: "Роса, роса..." Благодатная роса сошла на Кувуклию и смочила
вату, лежавшую на Гробе господнем. Это было второе проявление Божией Силы." -
пишет паломник. 

В Храм входит процессия - иерархи празднующих Пасху конфессий. В конце процессии
идет православный Патриарх одной из поместных Православных церквей (Иерусалимской
или Константинопольский) в сопровождении армянского Патриарха и священнослужителей.
В своем крестном ходе процессия минует все находящиеся в храме памятные места:
священную рощу, где был предан Христос, место, где его побивали римские легионеры,
Голгофу, где Его распяли, камень Помазания - на котором тело Христа готовили
к погребению. 

Процессия подходит к Кувуклии и трижды обходит ее. После этого Православный Патриарх
останавливается напротив входа в Кувуклию; его разоблачают от риз и он остается
в одном полотняном подряснике, чтобы было видно, что он не проносит с собой в
пещеру спичек или чего бы то ни было, способного зажечь огонь. Во времена господства
турков, пристальный "контроль" за патриархом осуществляли турецкие янычары, обыскивавшие
его перед вхождением в Кувуклию. 

Надеясь уловить православных на подделке городское мусульманское начальство расставляло
турецких воинов по всему храму, а те обнажали ятаганы, готовые отрубить голову
всякому кто будет замечен вносящим или зажигающим огонь. Однако за всю историю
турецкого владычества никто в этом так и не был уличен. В настоящее же время
Патриарха осматривают еврейские полицейские следящие. 

Hезадолго до патриарха подризничий вносит в пещеру большую лампаду, в которой
должен разгореться главный огонь и 33 свечи - по числу лет земной жизни Спасителя.
Затем Православный и Армянский Патриархи (последний также разоблачается перед
входом в пещеру) входят внутрь. Их запечатывают большим куском воска и налагают
на дверь красную ленту; православные служители ставят свои печатки. В это время
в храме выключается свет и наступает напряженное тишина - ожидание. Присутствующие
молятся и исповедуют свои грехи, прося Господа даровать Благодатный Огонь. 

Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с Огнем в руках.
Впрочем в сердцах многих людей присутствуют не только терпение, но и трепет ожидания:
в соответствии с преданием Иерусалимской Церкви считается, что тот день, когда
Благодатный Огонь не сойдет, будет последним для людей находящихся в Храме, а
сам Храм будет разрушен (см. предания). Поэтому, паломники обычно причащаются
перед тем как прийти в святое место. 

Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо.
В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов.


 Схождение
Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышками Благодатного Света, тут
и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что
они исходят из разных мест храма - от иконы, висящей над Кувуклией, от купола
Храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Кроме того,
то тут, то там, между колоннами и стенами храма мелькают вполне видимые молнии,
которые часто проходят без всякого вреда через стоящих людей. 

Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые
змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются
по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади
загораются свечи, сами зажигаются лампады находящиеся по бокам Кувуклии загораются
сами (за исключением 13 католических), как и некоторые другие в пределах храма.
"И вдруг капля падает на лицо, а затем в толпе раздается крик восторга и потрясения.
Огонь пылает в алтаре Кафоликона! Вспышка и пламя - как огромный цветок. А Кувуклия
еще темная. Медленно - медленно, по свечам Огонь из алтаря начинает спускаться
к нам. И тут громовой вопль заставляет оглянуться на Кувуклию. Она сияет, вся
стена переливается серебром, белые молнии струятся по ней. Огонь пульсирует и
дышит, а из отверстия в куполе Храма на Гроб с неба опустился вертикальный широкий
столб света,". Храм или отдельные его места заполняются не имеющим аналогов сиянием,
которое как полагают, впервые явилось во время Воскресения Христова. В это же
время двери Гроба открываются и выходит Православный патриарх, который благословляет
собравшихся и раздает Благодатный Огонь. 

О том как загорается Благодатный Огонь рассказывают сами патриархи. "Я видел,
как митрополит склонился над низким входом, вошел в вертеп и повергся на колени
пред Святым Гробом, на котором ничего не стояло и который был совершенно обнажен.
Не прошло и минуты, как мрак озарился светом и митрополит вышел к нам с пылающим
пучком свечей". Иеромонах Мелетий приводит слова архиепископа Мисаила: "Вшедше
мне внутрь Святаго Гроба Господня, видевши бе на всей крышке Гробней блистает
свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру, в виде белого, голубого, алого и других
цветов, который потом совокупляясь, краснел и претворялся в вещество огня...
и от сего-то огня уготованные кандила и свечи возжигаются’’. 

Гонцы, еще когда Патриарх находится в Кувуклии, через специальные отверстия разносят
Огонь по всему храму, огненный круг постепенно распространяется по храму. 

Однако не все зажигают огонь от патриаршей свечи, у некоторых он загорается сам.
"Все ярче и сильнее вспышки Небесного Света. Теперь Благодатный Огонь стал летать
уже по всему храму. Рассыпался ярко-голубыми бисеринками над Кувуклией вокруг
иконы "Воскресения Господня", и вослед вспыхнула одна из лампад. Врывался в храмовые
часовни, на Голгофу (зажег на ней также одну из лампад), сверкал над Камнем Миропомазания
(здесь также зажглась лампадка). У кого-то обуглились фитили свечей, у кого-то
сами собой вспыхнули светильники, пучки свечей. Всполохи все более усиливались,
искры тут и там разносились по пучкам свечей". Один из свидетелей отмечает, как
у стоящей рядом с ним женщины трижды сами загорались свечи, которые она дважды
пыталась затушить.  

Первое время - 3-10 минут, загоревшийся Огонь обладает удивительными свойствами
- совершенно не жжет, независимо от какой свечи и где он будет зажжен. Можно
видеть, как прихожане буквально умываются этим Огнем - водят им по лицу, по рукам,
черпают пригоршнями, и он не наносит никакого вреда, поначалу не опаляет даже
волосы. "Возжегше в одном месте 20 свеч и браду свою теми всеми свещами жег,
и ни единаго власа ни скорчило, ни припалило; и погасиша все свещи и потом возжегше
у иных людей, те свещи затеплил, тако же и в третий те свещи затепли и я, и то
ничем жене тронуша, единаго власа не опалило, ни скорчило..." - писал четыре
столетия назад один из паломников. Капельки воска, которые падают от свечек прихожане
называют Благодатной росой. Как напоминание о Чуде Господнем они останутся на
одежде свидетелей навсегда, никакие порошки и стирки их не возьмут. 

Людей, находящихся в это время в храме, переполняют непередаваемые и ни с чем
несравнимое по своей глубины чувство радости и духовного успокоения. По словам
тех, кто побывал на площади и в самом храме при снизшествии огня, глубина чувств
переполнявших людей в этот момент была фантастической, - из храма очевидцы выходили
как бы зановородившимися, как они сами говорят, - духовно очистившимися и прозревшими.
Что особенно замечательная не остаются равнодушными даже те, кому неудобно это
дарованное Богом знамение. 

Случаются и более редкие чудеса. Съемка на одной из видеопленок свидетельствует
о происходящих исцелениях. Визуально камера демонстрирует два таких случая, -
у человека с изуродованным гниющим цхом рана, смазанная Огнем, прямо на глазах
затягивается и ухо принимает нормальный внешний вида, а также показан случай
прозрения слепого (по внешним наблюдениям у человека были бельма на обоих глазах
до "умывания" Огнем). 

В дальнейшем, от благодатного Огня будут зажжены лампады по всему Иерусалиму,
специальными авиарейсами Огонь будет доставлен на Кипр и в Грецию, откуда будет
развезен по всему миру. В недавнее время непосредственные участники событий стали
его привозить и в нашу страну. В близлежащих к Храму Гроба Господня районах города
свечи и лампады в храмах загораются сами."


 Только ли православным?
Многие инославные, когда впервые слышат о Благодатном Огне пытаются укорить православных:
откуда Вы знаете, что он дарован именно Вам? а что если бы его принимал представитель
иной Христианской конфессии? Однако попытки силой оспорить право получения Благодатного
Огня со стороны представителей других деноменаций были и случались не единожды.


Лишь в течение нескольких веков Иерусалим находился под контролем Восточных христиан,
большую же часть времени, как и сейчас, городом правили представители других
недружелюбно или вовсе враждебно относившихся к Православию учений. 

В 1099 г. Иерусалим был завоеван крестоносцами, римская церковь и местные градоночальники
почитая Православных за вероотступников, смело принялись попирать их права. Английский
историк Стивен Рансимен приводит в своей книге повествование об этом летописца
западной церкви: "Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он
приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня,
затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и
другие реликвии… Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт
из Пизы, который пошел еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан,
даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще
лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него… Скоро грянуло
Божье возмездие: уже в 1101 г. в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия
Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде
восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным
христианам их прав…". 

Капеллан Иерусалимских королей-крестоносцев, Фульк, рассказывает, что когда западные
поклонники (из числа крестоносцев) посетили св. град прежде взятия Кесарии, для
празднования в нем св. Пасхи пришли в Иерусалим, весь город был в смятении, потому
что святый огонь не являлся и верные целый день оставались в тщетных ожиданиях
в храме Воскресения. Тогда, как бы по небесному внушению духовенство латинское
и король со всем двором своим пошли... в храм Соломонов, недавно обращенный ими
в церковь из мечети Омаровой, а между тем Греки и Сирияне, оставшиеся у св. Гроба,
раздирая свои одежды, с воплями призывали благодать Божию, и тогда, наконец,
сошел св. Огонь." 

Но самый знаменательный случай произошел в 1579 г. Владельцами Храма Господня
являются одновременно представители нескольких Христианских Церквей. Священникам
армянской церкви, вопреки традиции, удалось подкупить султана Мурата Правдивого
и местное градоначальство, чтобы те позволили им единолично праздновать Пасху
и принимать Благодатный Огонь. По призыву армянского духовенства, со всего Ближнего
Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху.
Православные вместе с Патриархом Софронием IV были удалены не только от кувуклии,
но и вообще из Храма. Там, у входа в святыню, они и остались молиться о схождении
Огня, скорбя об отлучении от Благодати. Армянский Патриарх молился около суток,
однако, несмотря на его молитвенные усилия, никакого чуда не последовало. В один
момент с неба ударил луч, как это обычно бывает при снизшествии Огня, и попал
точно в колонну у входа, рядом с которой находился Православный патриарх. Из
нее во все стороны брызнули огненные всплески и зажглась свеча у Православного
Патриарха, который передал единоверцам Благодатный Огонь. Это был единственный
случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по
молитвам Православного, а не армянского первосвященника. "Все обрадовались, а
православные арабы от радости стали прыгать и кричать: "Ты еси един Бог наш,
Иисус Христос, едина наша истинная вера - вера православных христиан" - пишет
инок Парфений. В это же время на анфиладах построек прилегающих к храмовой площади
находились турецкие солдаты. Один из них, по имени Омир (Анвар), увидев происходящее
воскликнул: "Единая вера Православная, я - христианин" и спрыгнул вниз на каменные
плиты с высоты около 10 метров. Однако юноша не разбился - плиты под его ногами
растопились как восковые, запечатлев его следы. За принятие христианства мусульмане
казнили храброго Анвара и пытались соскоблить следы, столь явно свидетельствующие
о торжестве Православия, однако им это не удалось, и приходящие в Храм до сих
пор могут видеть их, как и рассеченную колонну у дверей храма. Тело мученика
было сожжено, однако греки собрали останки, которые до конца XIX века находились
в женском монастыре Великой Панагии, источая благоухание. 

Турецкое начальство весьма разгневалось на самонадеянных армян, и поначалу даже
хотело казнить иерарха, но позже смиловалось и постановило ему в назидание о
случившемся на Пасхальной церемонии всегда следовать за Православным патриархом
и впредь не принимать непосредственного участия в получении Благодатного Огня.
Хотя власть давно сменилась, обычай сохраняется до сих пор. Впрочем, это была
не единственная попытка мусульман, отрицающих Страсти и Воскресение Господне,
воспрепятствовать схождению Благодатного огня. Вот что пишет известный исламский
историк ал-Бируни (IX-X вв.): "...однажды губернатор приказал заменить фитили
медной проволокой, надеясь что лампады не загорятся и само чудо не произойдет.
Но тогда же когда огонь сошел, медь загорелась". 

Трудно перечислить все многочисленные события, которые происходят перед схождением
Благодатного Огня и во время его. Однако одно заслуживает особого упоминания.
Несколько раз за сутки или непосредственно перед схождение Благодатного Огня,
в Храме начинали мироточить иконы или фрески с изображением Спасителя. Впервые
это произошло в Великую Пятницу в 1572 г. Первыми свидетелями стали два француза,
письмо об этом одного из них хранится в Центральной Парижской библиотеке. Через
5 месяцев - 24 августа Карл IX устроил в Париже Варфоломеевскую резню. За два
дня была уничтожена треть населения Франции. В 1939 в ночь с Великой пятницы
на Великую субботу она опять замироточила. Свидетелями стали несколько монахов,
живущих при Иерусалимском монастыре. Через пять месяцев, 1 сентября 1939 г. началась
II мировая война. В 2001 г. это случилось вновь. Христиане не увидели в этом
ничего страшного (см. описание свидетельницы)... но о том что произошло 11 сентября
этого года - через пять месяцев после мироточения, знает весь мир.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.vernostbogu7
Отписаться

В избранное